Струнные национальные музыкальные инструменты: бандура – украинский многострунный музыкальный инструмент. Бандура[3] или Кобза[4] [5] — украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент [6], играют на нём пальцами правой руки. попробовать найти лоты похожие на КОБЗА (Старинный украинский щипковый музыкальный инструмент).
Украинские народные инструменты презентация
Канун (музыкальный инструмент) Канун, или Канон — щипковый струнный музыкальный инструмент с трапециевидным мент встречается в странах Ближнего и Среднего Востока, Азербайджане, Арме. "Мандолина" в оркестре украинских народных инструментов. Бандура Бандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Дала фæндыр) — осетинский народный музыкальный инструмент семейства щипковых.
Что означает бандура
Также используется защипывание отдельных струн как правой, так и левой рукой одновременно с глушением остальных. Другой популярный вид гуслей — шлемовидные, по форме корпуса напоминающие шлем. Раньше они были известны как «псалтири», так как часто звучали в храмах. Количество струн на них варьируется от 10 до 26. На инструменте играют обеими руками: правая исполняет мелодию, левая — гармонический аккомпанемент.
Основными приемами игры являются выщипывание струн и тремоло. Ученые считают, что шлемовидные гусли были заимствованы из европейских стран. Лировидные гусли имеют игровое окно, при помощи которого исполнитель глушит ненужные струны или подщипывает дополнительные звуки. В настоящее время такие гусли в основном хранятся в музеях.
Существуют также стационарные академические клавишные и щипковые гусли, имеющие хроматический звукоряд. Клавишные гусли имеют диапазон от 4 до 6 октав, количество струн может быть от 49 до 66, количество клавиш — 12, как у фортепиано. На разных видах гуслей используются различные приемы игры: щипок пиццикато , арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие. Можно играть медиатором или пальцами.
Это простой в освоении инструмент, научиться играть на гуслях может каждый,— даже если вы не владеете нотной грамотой и не знакомы с другими инструментами. Из архаичного инструмента скоморохов гусли стали профессиональным концертным инструментом, который имеет в настоящее время каждый народный оркестр.
Гусли имели небольшое количество струн 4-5 , на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке. Тем не менее, уже, примерно, в пятнадцатом веке на Руси бытовали шлемовидные, они же псалтериевидные гусли, которые имели большое количество струн, от 14 и до 20 на это указывает внешнее сходство и название гуслей-псалтырей с музыкальным инструментом псалтерий лат.
Шлемовидные гусли появились на Руси в XIV веке. Они никак не могли стать праматерью бандуры Западной и Юго-Западной Руси. Кстати, так и не найден образец самих древнерусских гуслей.
Репертуар, исполняемый бандуристами и кобзарями, похожий, с множеством общих композиций.
Попко в своем труде "Черноморские казаки в их гражданском и и военном быту", описывая казачьи ярмарки в Черномории, упоминает и мастеров игры на кобзе: "В самом многолюдном месте, около «яток», шатров с орехами и пряниками, слепые нищие, усевшись в ряд, без шапок, под палящим солнцем, с запыленными лицами и с деревянными чашечками в руках, поют лазаря под плаксивую игру «кобзы». Лишенные Божьего света то и дело слышат стук в своих чашечках от падающих в них старых грошей и новых однокопеечников. Традиционному изображению казака, играющего на бандуре, всегда сопутствовали положительные атрибуты вольной жизни: казачий герб, лихой конь, «вострая сабля» и обязательно винный штоф. Ирония здесь неуместна: вино действительно воспринималось как положительный символ.
Поднять людей в контратаку под этим огнем, прижимавшим к земле, Торбану казалось делом трудным, и он медлил, выжидая хоть какой-нибудь передышки. А Мазепа, оборвав думу, вдруг зазвонил на торбане игривыми струнами, и закипели огненным дождем звуки, перешедшие светлой мелодией в мерный ускоряющийся темп бешеного танца. Источник: библиотека Максима Мошкова.
Какие у украинцев есть национальные инструменты?
Бандонеон стал главным символом аргентинского танго. Индийский национальный инструмент, название в переводе с персидского языка означает "три струны". Имеет простую конструкцию: состоит из полой тыквы и прикрепленного к ней длинного грифа. Ситар - многострунный инструмент с неповторимым оркестровым звучанием. Для изготовления его корпуса подходят только грушевидные тыквы. Для этого их специально выращивают и потом подбирают по резонансу.
Во время роста тыкв на них вырезают узоры. Делается это для того, чтобы все смотрелось естественно. Ритуальный духовой инструмент аборигенов Северной Австралии. Изготавливается из стволов эвкалиптовых деревьев, внутри выеденных термитами. Диджериду - самый древний музыкальный инструмент на Земле.
По преданию: с его помощью аборигены получают знания от природы и из мира снов. Играть на нём могут только посвященные мужчины. Шаманы Северной Австралии лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду. Казахский двухструнный щипковый музыкальный инструмент, родственник русских балалайки и домры.
Открыть в приложении 2 В Северском историко-краеведческом музее хранится старинный музыкальный инструмент. Как ни странно, не многие посетители могут его назвать. Это удивительно изящный и потрясающе звучащий инструмент древнего происхождения — бандура. Бандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны на старых инструментах — 12—25, на современных — 53—70 частью натягиваются над грифом так называемые басы, более длинные, низко звучащие , частью же прикрепляются к деке так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко. Строй смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными «ногтями» или без них. И бандурами пользуются до сих пор.
Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание. Украинский, польский, словенский, венгерский, хорватский, далматинский, румынский духовой мундштучный пастушеский музыкальный инструмент. Представляет собой большую деревянную трубу длиной до четырёх метров без вентилей и клапанов. Диаметр — около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце пищик. Высота звукового ряда трембиты зависит от её величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре. На Украине трембита распространена в восточной части Украинских КарпатНа Украине трембита распространена в восточной части Украинских Карпат, в частности на Гуцульщине. Она исполняет роль информатора о разных событиях на селе о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией. На трембите исполняются также пастушьи мелодии.
В результате возникло довольно значительное количество разновидностей инструмента. Например, ренессансные лютни кроме традиционных инструментов, включающих в себя инструменты с различным количеством парных струн - хоров, заимели виды различных размеров, которые были аналогичны регистрам человеческого голоса: малую октавную, малую дискантную, дискантную, альтовую, теноровую, басовую и октавную басовую. Кроме этого, в лютневое семейство входит барочная лютня, аль-уд, архилютня, торбан, кобза, теорба, киттарон, цитра, бандора, лютня кантабиле, орфарион, лютня вандерфогель, мандора, мандола. Применение Искусствоведы считают лютню не только одним из самых интересных, но и принципиально важным инструментом в истории Европейской музыки 16-17 веков. Она получила признание у представителей различных слоев общества, от простолюдинов до королевских особ, и использовалась как аккомпанирующий, солирующий и ансамблевый инструмент. Быстро растущая популярность лютни постоянно требовала пополнения и обновления репертуара. Очень часто сочинители произведений были одновременно и исполнителями, поэтому в европейских странах появилась целая плеяда замечательных композиторов-лютнистов. В Италии — Ф. Спиначино, Ф. Милано, В. Галилей, А. Риппе, Г. Морлей, В. Капирола, А. В Испании — Л. Милан, М. В Германии — Х. Нойзидлер, М. Нойзидлер, И. Капсбергер, С. Вайс, В. В Англии — Д. Дауленд, Д. Джонсон, Ф. Каттинг, Ф. Россетер, Т. В Польше — В. Длугорай, Я. Рейс, Д. Като, К. Во Франции — Э. Готье, Д. Готье, Ф. Дюфау, Р. Необходимо также отметить, что даже такие величайшие мэтры как И. Бах , А.
УКРАИНСКАЯ ДОМРА: ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕТРОСПЕКЦИИ
2) 4-струнный щипковый лютневидный музыкальный инструмент румынско-молдавского происхождения. 23. Украинский щипковый инструмент с парными струнами, похожий на лютню. Ответ на вопрос "Украинский щипковый музыкальный инструмент ", 6 (шесть) букв: торбан. Струнные национальные музыкальные инструменты: бандура – украинский многострунный музыкальный инструмент. 2) 4-струнный щипковый лютневидный музыкальный инструмент румынско-молдавского происхождения. Сопилки – продольные флейты с шестью отверстиями – известны в Украине сотни лет как музыкальный инструмент пастухов и борцов за справедливость – опришек.
Украинская бандура - народный музыкальный инструмент
Слово бандура заимствовано через польск. История Существует несколько теорий относительно происхождения украинской бандуры. Вероятно, её происхождение связано с кобзой, а не с гуслями. Гусли имели небольшое количество струн 4-5 , на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке и не зафиксирован на Украине. Тем не менее, уже, примерно, в пятнадцатом веке на Руси бытовали шлемовидные, они же псалтериевидные гусли, которые имели большое количество струн, от 14 и до 20.
Интересно, что он совпадает со строем бас-гитары, вот почему басисты так легко берутся за контрабас и сразу начинают на нем играть.
Правда отсутствие ладов усложняет задачу, но это дело привычки и приобретенных навыков. Техники игры чем-то похожи. Фото Контрабас редко использовался до середины XVIII века, зато потом стал полноправным членом оркестра и крепко там укоренился по сегодняшний день. А басовые виолы были вытеснены. Также существовала трехструнная модификация, настроенная не по квартам, а по квинтам, но со временем четырехструнный аналог вытеснил своего собрата из музыкальной среды. Интересно, что когда контрабас звучит сольно, то для яркости его звучания повышают строй инструмента на один тон, для этого натягивают все струны.
Инженер Вийом создал аналог — октобас, но широкого распространения он не обрел. Современные модели иногда изготавливают пятиструнными, чтобы получать более высокие звуки. Пятую струну настраивают в до контроктавы. Из чего состоит контрабас?
Русские народные инструменты струнные. Строение домры. Гудок древнерусский музыкальный инструмент. Гудок Смык.
Гудок русский народный музыкальный инструмент. Струнно смычковые русские народные инструменты. Китаррон лютня. Китаррон музыкальный инструмент. Теорба музыкальный инструмент. Итальянский народный инструмент китаррон. Украинский Кобзарь с бандурой. Кобза и Бандура в живописи.
Музыкальные инструменты Казаков Кубани. Музыкальные инструменты Казаков Бандура. Народные музыкальные инструменты кубанских Казаков. Народный музыкальный инструмент донских Казаков. Канклес музыкальный инструмент. Канклес музыкальный инструмент Литовский. Кокле, канклес, каннель, Кантеле. Кокле латышский инструмент.
Струнно-Щипковые инструменты 6 струнный. Русские народные струнно Щипковые инструменты. Древнерусский струнный щипковый музыкальный. Струнный щипковый музыкальный инструмент 4. Гудок струнный инструмент. Гудок Смык музыкальный инструмент. Английский музыкальный инструмент лютня. Музыкальный инструмент Lute.
Ренессансная лютня. Лютня древний инструмент. Величкевич бандурист. Струнный щипковый музыкальный инструмент треугольной формы. Музыкальный инструмент в 3 струны с треугольным корпусом. Балалайка струнные Щипковые музыкальные инструменты. Балалайка- трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Грузинский музыкальный инструмент пандури.
Грузинский народный музыкальный инструмент пандури. Пандури струнные Щипковые музыкальные инструменты. Чонгури струнный музыкальный инструмент. Критская Лира музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты Лира Виола лютня. Китайская Лира инструмент. Музыкальный инструмент уд UD. Арабская лютня уд.
Oud инструмент. Арабский инструмент уд. Древние струнно-Щипковые музыкальные инструменты. Старые инструменты музыкальные струнные Щипковые.
В современной Румынии, Молдове и Венгрии кобза используется, как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В Молдавской ССР появились кобзы с металлическими ладами, которые также получили некоторое распространение. Описание музыкального инструмента Кобза — струнный щипковый музыкальный инструмент с четырьмя или более парами струн. Он состоит из грушевидного корпуса, который по форме напоминает лютню, и грифа, слегка изогнутого назад. На грифе располагается от 8 до 10 ладов, хотя более древние экземпляры иногда создавались без них. Лады на старых кобзах делались из тонких жил или кишок животных, поэтому их часто называли навязными. Однако, из-за быстрого износа и смещения вниз исполнители предпочитали играть на безладовых инструментах. Верхняя часть грифа, называемая головкой, имеет колки, предназначенные для регулировки высоты звучания струн. Количество струн на кобзе различается, поэтому помимо 4-х-струнных моделей можно встретить и 10- или 12-струнные инструменты. Отличительной особенностью кобзы является то, что не все струны располагаются вдоль грифа; некоторые из них натягиваются на деку по принципу гуслярских струн. Современные кобзы производятся в четырех размерах: сопрано, альт, тенор и контрабас. Играть на кобзе помогает специальный плектр или медиатор, который может быть сделан из кости или металла. В более древние времена использовали гусиное перо или кольцо с «когтем», которое надевалось на палец и называлось мизрабом. Как звучит Кобза обладает квартово-квинтовым строем и выделяется очень мягким и мелодичным звучанием.
Украинский и польский музыкальный щипковый инструмент
Украинский щипковый музыкальный инструмент Ответы на кроссворды и сканворды 6 букв. украинский щипковый музыкальный инструмент — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Бандура — украинский народный музыкальный инструмент с ярким звучанием и характерным тембром. украинский щипковый музыкальный инструмент, родствен цитре с XV—XVI вв. Кобза – лютнеподобный струнный щипковый инструмент. Она появилась в 1230 г. и была распространена не только на Украине, но и в Турции, Хорватии, Венгрии, Азербайджане.
Классификация русских народных инструмента
Какие у украинцев есть национальные инструменты? | Бандура Бандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. |
украинский щипковый музыкальный инструмент, 6 букв, 1 буква «Т», сканворд | Кобза, украинский народный музыкальный инструмент, тесно связан с лютней и принадлежит к категории струнных щипковых инструментов, обычно имеющий четыре и более струн. |
5. Струнные щипковые музык. инструменты, часть1. Видео - "Николай Мазепа"
2) 4-струнный щипковый лютневидный музыкальный инструмент румынско-молдавского происхождения. самый известный украинский инструмент. Бандура - это щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Струнные Щипковые музыкальные инструменты народов мира. Украинский народный музыкальный инструмент Бандура.
Украинский щипковый музыкальный инструмент, 6 букв
Бандура[3] или Кобза[4] [5] — украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент [6], играют на нём пальцами правой руки. Важные новости. сегодня в 05:47 Пчеловоды Болгарии вышли на акцию протеста. Сопилки – продольные флейты с шестью отверстиями – известны в Украине сотни лет как музыкальный инструмент пастухов и борцов за справедливость – опришек. украинский щипковый музыкальный инструмент. Слово из 6 букв, 1-я буква Т. Ответ на вопрос "Украинский щипковый музыкальный инструмент ", 6 (шесть) букв: торбан.
Какие у украинцев есть национальные инструменты?
Упоминавшийся выше А. Олеарий отмечал, что инструмент, на котором играли скоморохи, напоминает ему лютню. Приведем еще одно изображение лютнеподобной домры с надписью «Лик домер» из рукописной книги «Апокалипсис» 50-80-е гг. XVII в. Из уже найденного следует указать на фрески Софийского собора в Киеве, построенного в 1037 году, где обнаружено изображение музыканта с инструментом, похожим на современную домру Л. Шорошева считает его прототипом современной кобзы. Еще одно изображение обнаружено на иконе XVII в. Изображение инструмента на фресках Софийского собора, свидетельствует о распространении древней домры в музыкальной культуре княжеской эпохи и о лояльное отношение к нему со стороны христианской церкви.
Развитие домрового исполнительства достигло своего расцвета к XVII веку, но было внезапно прервано православной церковью а точнее — патриархом Никоном, чья бурная деятельность привела к церковному расколу и кризису православия , которая стала инициатором изъятия и уничтожения домры. По указу царя Алексея Михайловича «Об исправления нравов и уничтожении суеверий» 1648 скоморошество и музыкальный инструментарий скоморохов подлежали уничтожению: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Упор при этом делался исключительно на религиозной основе, на искоренении остатков языческого мировоззрения и культуры, представителями которого, по мнению церковной власти, были скоморохи. В то время домра чрезвычайно распространилась в музыкальном быту. Существовали традиции изготовления домры, сохранились таможенные отчеты о поставке металлических струн, на ярмарках были организованы специальные ряды, где продавались домры. Известно, что в начале XVII века московские музыкальные мастера по изготовлению домр т. Музыканта, играющие на домрах их именовали домрачеями выступали повсюду — от улиц до царских палат.
Для развлечений московского царя и царского окружения была организована государева потешная палата, в которой важное место отводилось скоморохам-домрачеям. Сохранились сведения, что на домрах играли служители православного культа. О популярности домры свидетельствуют составленные народом пословицы, например, «рад скоморах о своих домрах». Итак, беспрецедентный по своей жестокости приказ царя Алексия Михайловича, изданный под влиянием патриарха Никона и направленный на полное истребление скоморошества как явления народной культуры, стал главной причиной потери домры. Олеарий в своей книге упоминает о варварском уничтожении музыкальных инструментов, которые были привезены на берег Москва-реки на пяти доверху заполненных телегах и сожжены. Так домра, а вместе с ней исполнительские традиции музыкантов-домрачеев, а также секреты изготовления инструмента, были потеряны на несколько веков. Отметим, что скоморошество уничтожалось только на землях, входивших в состав Московского царства, тогда как большие территории, ныне известные как правобережная Украина, некогда принадлежавшие Киевской Руси, на которых происходило зарождение и развитие домрового исполнительства, не были подчинены Алексею Михайловичу, поскольку в то время, когда происходили описанные события, они входили в состав других государств — сначала Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой.
Домровое исполнительство здесь продолжало развиваться, однако следы украинской домры также теряются и причины этого явления требуют тщательного изучения. Профессор В. Ивко, опираясь на все известные на сегодняшний день факты и свидетельства, видит историю возникновения и распространения домры, в том числе причины уничтожения скоморошества и инструментария скоморохов, в несколько ином свете и отмечает украинские корни этого инструмента: 1. Наличие скоморошества в Киевской Руси в Х веке свидетельство Ибн Даста, былины об Илье Муромце, Добрыне Никитича, Алеше Поповиче - кстати, Добрыня и сам происходил от скоморохов, пел под аккомпанемент гуслей на княжеских застольях. Среди музыкальных инструментов, которыми пользовались скоморохи, центральное место занимала домра поздние письменные свидетельства.
Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металлаОбычно делается из металла, дерева или кости. Слайд 6 Гуцульская дрымба Слышать голос гуцульской полоныны, растворится в музыке гор, перенестись из шумного города в самое сердце величественных Карпат - это все становится возможно, как только вы берете в руки гуцульскую дрымбу. Маленькая, звонкая, с высоким и певучим голоском - дрымба по сути является одним из самых маленьких и самых мелодичных варганов мира. Будучи, когда-то, женским инструментом, сейчас дрымба используется и мужчинами и женщинами. На ней играют на свадьбах, при обрядах, существуют даже целые ансамбли дрымбарей! Именно этот инструмент в какой-то мере является музыкальным символом Карпат. Слайд 7.
Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент полушаровидной формы с широким грифом. Толковый словарь Ушакова бандура - музыкальный инструмент Заимствовано из украинского, куда попало из польского. Польское bandura заимствовано из итальянского, где восходит через латынь к греческому pandoura — "цитра". Этимологический словарь Крылова Бандура - Или кобза - музыкальный инструмент, распространенный в Малороссии; подробно описан известным малоросским композитором и собирателем народных песен Н. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона бандура - Бандуры, ж. Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Громоздкий и нескладный предмет прост. Толковый словарь Ожегова бандура - -ы, ж. Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент с широким грифом. Слепой обхватил бандуру руками, и вот корявые пальцы проворно забегали по многочисленным струнам, полились нежные задумчиво-грустные трели. Скиталец, Этапы. Родствен цитре. Известен с 15-16 вв. Большой энциклопедический словарь бандура - сущ. У нас малорос. Толковый словарь Даля бандура - орф. Украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и коротким широким грифом. О чём-л. Толковый словарь Кузнецова бандура - бандура I ж. Украинский народный многострунный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и коротким грифом. Что-либо громоздкое, несоразмерное в частях. Источник слова ищут в Лидии см. EW 7; Брюкнер 14. Этимологический словарь Макса Фасмера Введение Музыкальность - одна из характерных черт украинского народа. Музыкальные традиции Украины существуют с доисторических времен. Этому свидетельствуют трещотки из бивней мамонта, обнаруженные археологами возле Чернигова, а также флейты, найденные в Черновицкой области. Они датируются 18 тысячелетием до нашей эры. Чаще всего музыка сопровождала обряды, церемонии и трудовые процессы. Сегодня мы рассмотрим украинские музыкальные инструменты. Бандура Бандура - украинский народный струнный щипковый инструмент. На старых инструментах струн было 12-25, а современных может быть до 64. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем более диатонический, а в современных инструментах - хроматический.
Дойра — таджикский народный ударный музыкальный инструмент. Состоит из круглой обечайки сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева и натянутой на неё с одной стороны мембраны из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного диаметром 360-450 мм. Перед игрой дойру нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук большие пальцы служат для опоры инструмента и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий. К основному звуку присоединяется звон металлических подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамических оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на дойре разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На дойре играют любители и профессионалы соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар дойры составляют разнообразные ритмические фигуры - усули. Дойра используется при исполнении макомов, мугамов. В настоящее время дойра часто входит в состав народных, а иногда и симфонических оркестров. Домбра Домбра она же Домбыра — это национальный казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент. Существует множество свидетельств о том, что данный музыкальный инструмент появился более 4-х тысячелетий назад. Об этом говорят наскальные рисунки, которые были обнаружены на плато Майтобе. Обнаружил эти изображения профессор Акитаев с исследователями. На древнем рисунке была изображена группа пляшущих человечков, в руках которых был предмет, обладающий множеством сходных с домброй черт. По мнению археологов, этот рисунок датируется таким периодом, как неолит. Кроме того, во время раскопок старинного Хорезма исследователи отыскали фигурки в виде музыкантов, которые играли на щипковых инструментах. Данные музыкальные инструменты обладают большим количеством типологических сходств с домброй казахов. Учёные говорят о том, что именно такой инструмент был популярен у кочевников, живших на территории всего Казахстана. Домбра — любимый музыкальный инструмент казахов, ведь он, находясь в умелых руках, способен передать любое состояние души — и радость, и грусть, и тоску. Звучание домбры отличается своей певучестью, бархатистостью и ритмичностью. Домбра получила широкое распространение в качестве аккомпанирующего, сольного, а также основного инструмента в казахской и ногайской музыке. Инструмент в последнее время претерпел значительные изменения: появились оркестровые разновидности домбры, увеличилась громкость, расширился диапазон звучания — появились домбры высокого и низкого регистров. Инструмент из-за своего необычного тембра и яркой этнической выраженности часто используется в современной популярной музыке. Современная домбра имеет грушевидный корпус и гриф с 19 ладами. Несмотря на то, что инструмент имеет всего две струны, музыкальный диапазон ее составляет две полных октавы от Ре малой октавы до Ре второй октавы. Традиционно струны, использовавшиеся на домбре, были жильные, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески. Дудук Дудук — армянский народный язычковый инструмент. Известен так же как циранапох арм. Когда появился дудук, и кто первым вырезал инструмент из абрикосового дерева, сейчас точно сказать никто не может. Но то, что он существует с давних времен, с этим никто не спорит. Еще в древних рукописях государства Урарту, историки нашли сведения об инструменте чрезвычайно похожим на дудук. Затем инструмент вновь косвенно упоминается в старинных источниках первого тысячелетия до Рождества Христова, времен царствования правителя Тиграна Великого. И лишь армянский историк Мовсес Хоренаци, живший в V веке нашей эры, дает более достоверные сведения об инструменте, называя его «циранапохом», то есть трубкой из абрикосового дерева. Инструмент дудук и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих веков она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и другое. На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах ведущий дудук и дам-дудук зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала. Дудук представляет собой трубку с девятью отверстиями — восьмью сверху и одним снизу, и съёмного двойного язычка трости , то есть выглядит музыкальный инструмент дудук как флейта. Трубка традиционно изготавливается из абрикосового дерева. B 1920—1930-x годах дудук был усовершенствован B. Буни, который, сохранив в основном тип народного инструмента, создал три разновидности дудука разных регистров. Последний из них, более низкого, баритонового регистра получил название по имени конструктора — «бунифон». Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. ЖАЛЕЙКА Жалейка пищик, брёлка — старинный белорусский народный духовой музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Звук жалейки резкий, гнусавый. Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» - поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнем памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. Жалейка широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки — нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона он звучит на одной высоте. Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки деревянной или эбонитовой , мундштука с одинарным язычком — пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб — резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки. Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная двухствольчатая парная. Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Диапазон инструмента — одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический. По диапазону жалейки бывают: а пикколо - от нот II октавы «соль», «ми», «до»; б сопрановые — от нот I октавы «ля», «соль»; в альтовые - от нот I октавы «фа», «ми», «ре», «до»; г басовые — от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»; д парные или двойные сопрановые — от ноты «ля» и ноты «соль» I октавы. Двойная двухствольчатая или парная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило, на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей.
Значение слова
- Украинский щипковый
- Кобза | это... Что такое Кобза?
- Бандура. Большая российская энциклопедия
- Значение слова
- Другие определения слова Торбан
Отгадайте загадку:
- Гусли звенят по всей России
- Поиск ответов на кроссворды и сканворды
- Самые интересные украинские народные инструменты
- Что такое бандура и как она выглядит?
- Презентация на тему Украинские народные инструменты
Украинский народный струнный щипковый инструмент
На головке расположены удерживающие струны колки. Поворачивая колки опускаются или поднимаются струны, таким образом бандурист регулирует высоту звука. Основная часть корпуса инструмента называется спидняк. Внешне спидняк выглядит как разрезанная тыква. Сверху спидняк покрывает дека, именуемая верхняком. Сбоку деки находится деревянный приструнник, удерживающий струны с одной стороны. В центре деки вырезана дыра, резонирующая извлекаемый звук. Количество струн бандуры — 12.
Одна половина — длинные и толстые, другая — тонкие и короткие. Современные варианты имеют большее количество струн, вплоть до 70. Использование инструмента С позднего средневековья бандура использовалась в качестве аккомпанемента для исполнения религиозных псалмов.
Безладовой традиционно является молдавско-румынская кобза. Количество струн у молдавско-румынской кобзы варьируется от пяти до двенадцати, наиболее распространёнными являются четырёх- и девятиструнные кобзы. Строй у молдавско-румынской кобзы различается от региона к региону и даже от музыканта к музыканту.
Струны больших размеров зовутся бунтами и тянутся от приструнника вдоль деки и всего грифа, где в головке намотаны на килочки. Кобзари или бандуристы Кравченко и Дремченко Бандура родственна пандури или мандоре. Все эти инструменты через средневековую лютню происходят от тюркского инструмента копуза и ближневосточного уда. Изображение кобзы известны с XII века. В начале XIX века старосветская бандура вытеснила кобзу.
В пользу указанной версии говорят следующие факты. В IX веке бандуры были симметричными, а это присуще инструментам, подобным лютне. Основные струны располагаются на их корпусе и называются приструнками, то есть представляют собой часть основных. Кое-где на бандурах еще сохранились такие же функциональные названия струн, как на грифе кобзы. Традиционный репертуар и метод извлечения звуков на этих инструментах имеют много общего. Использование Бандура — это инструмент со способом игры, подобным игре на арфе, где отсутствует пережим струн на грифе. Их представители решили отмежеваться от названия «кобза», которое показалось им холопским. Тогда они стали называть ее по-западному, на латинский манер, «бандора», что казалось им благородным. Кобза-бандура является родственной мандору и пандури. Эти музыкальные инструменты посредством средневековой лютни восходят к тюркскому под названием «копуза», а также к ближневосточному уду. В начале XIX века старосветская кобза была вытеснена бандурой. В различное время у последней было от семи-девяти до двадцати-тридцати струн.