Но самого Александра Ширвиндта возраст не лишил ни обаяния, ни иронии, ни красоты.
Король флегматичного юмора. Каким запомнят Александра Ширвиндта
В браке Наталья не оставила работу — после окончания вуза она устроилась в Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений им. Там она проектировала санатории и дома отдыха — сейчас большинство из них находятся в Сочи и Гаграх. От других городских построек его отличает необычная вантовая крыша, благодаря которой здание среди местных получило название «трамплин». По словам Белоусовой, прежде всего она думала о комфорте артистов — старалась сделать служебные помещения максимально просторными и удобными. Я с удовольствием включилась в работу, — вспоминала Наталья. В 1958 году у пары родился сын Михаил. Мальчик рос хулиганистыми и со строптивым характером — зачастую родителей вызывали в школу, два раза Мишу Ширвиндта даже отчислили из учебного заведения. Когда ребенку исполнилось 10 лет, семья переехала в квартиру на Котельнической набережной.
Во-вторых, заниматься не только бытом, деторождением, но и профессией. И профессии у мужа с женой должны быть разные. Моя жена — известный ведущий архитектор.
Актер не скрывает, что в свои 89 лет здоровье его изрядно подводит. Накануне Александр Ширвиндт пришел на столичную конференцию, посвященную 100-му сезону Театра Сатиры. Пожилой артист откровенно признался, что в последнее время все чаще стал задумываться о своем возрасте, а также смысле своего существования: Ребята, знаете, что? Когда долго живешь, то иногда думаешь, зачем? А потом понимаешь, что выхода другого нет, раз родился.
А какие варианты?
Ну, я и взял фамилию Ветров. С иронией взял, потому что, когда сажали моих дядей и теток, меня на всякий случай отправили в поселок Сокол. Там жили наши друзья Ветровы, и я стал на некоторое время Ветровым. Но, скажу я вам, это была единственная в моей жизни программа под чужой фамилией. Больше моя немецко-еврейская фамилия меня никогда не смущала, и нигде не мешала. Так что теперь я, мой сын, мои внуки и правнуки — Ширвиндты. Таня Васильева всегда мне говорит: «Я ни о чем в жизни не жалею, только завидую Шурке, что он нашел в себе мужество оставить свою фамилию». У меня в Театре сатиры четыре Васильевых, а Ицыкович была одна». Александр Анатольевич — великий острослов.
Причём, шутить умеет с фирменным, абсолютно невозмутимым выражением лица. Его ироничные высказывания можно собрать в «золотую коллекцию» и перечитывать — столько в них искромётного юмора и жизненной мудрости! Вот, например, некоторые из них. О любви «В моей профессии любовь постоянно приходится играть. Про любовь я наигрался, поэтому в жизни, когда говорят «любовь», у меня сразу возникает ощущение либо вранья и соплей, либо сурового быта: дети, внуки, тещи, невестки, обязательства… И всплывают воспоминания: когда начиналась вся эта любовь, не было ни квартир, ни машин. Велосипеды были. А как любить на велосипеде? Женскую грудь я впервые увидел в родильном доме. Мама рассказывала, что, когда она стала меня кормить, я смотрел на грудь как настоящий бабник… Получается, что в жизни я однолюб.
Мать Раиса Самойловна — актриса, ученица Владимира Немировича-Данченко, которая позже возглавила концертный отдел Московской государственной академической филармонии. Ширвиндты жили в большой коммунальной квартире в Скатертном переулке — артист вспоминал, что вырос в доме, полном книг и друзей. Этот район Москвы он очень любил всю жизнь. Иногда, работая над ролью и желая побыть в одиночестве, Александр Анатольевич возвращался в Скатертный и проводил там немало времени. После школы поступил в Театральное училище имени Б. Щукина на курс Веры Львовой. Александр Ширвиндт в театре В 1956 году актер был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола сейчас — театр «Ленком Марка Захарова» , там он дебютировал в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая конная». Успех ему принесли роли в постановках Анатолия Эфроса, который возглавил театр в 1964 году. История легендарного спектакля Анатолия Эфроса «Месяц в деревне». Как Эфрос поставил «самую скучную» комедию Тургенева Вместе с Анатолием Эфросом Александр Ширвиндт перешел в 1968 году в Театр на Малой Бронной, а в 1970-м поступил в труппу Московского академического театра сатиры, в котором прослужил до конца жизни с 2000 по 2021 год он был его художественным руководителем, сменив на этой должности Валентина Плучека, а с 2021-го занимал пост президента.
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
В 1975 году поступил в Щукинское театрально училище, но спустя два года был отчислен за надругательство на флагом. Позже все-таки работал в театре, где и познакомился со своей будущей женой. Михаил пошел по стопам отца — стал телеведущим и продюсером. Сей он работает в различных передачах, например, «Лото-миллион», «Дог-шоу» и др. Родилась она в 1935 году. В советское время работала архитектором. На ее счету большое количество проектов театров и санаториев. Познакомились молодые люди в дачном подмосковном поселке НИЛ в 1955.
В 1957 году они официально зарегистрировали свои отношения. Их брак довольно крепкий. В целом Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова были обеспеченными. Вскоре они переехали в знаменитую высотку на Котельнической набережной. Там также проживали и проживают различные известные люди. Инстаграм и Википедия Александра Ширвиндта Инстаграм и Википедия Александра Ширвиндта предоставляют обширную информацию о жизни и творчестве известного актера. Именно по выставленным фото в социальных сетях можно узнать об увлечениях Александра Ширвиндта.
Так, актер обожает рыбалку и играет на скрипке. Нельзя не упомянуть и о трубке Александра Ширвиндта — она стала неотъемлемой частью образа артиста. Википедия Александра Ширвиндта содержит достоверную информацию личной жизни и творческого пути актера. Здесь представлена фильмография актера, можно ознакомиться с наградами и премиями актера. Ваша реакция?
Арканов и А. Ширвиндт «Мольер» — 2009, Мольер Где мы? Аркановым 2003 — «Слишком женатый таксист» 2004 — «Швейк, или гимн идиотизму» 2007 — «Женщины без границ» 2010 — «Кошмар на улице Лурсин» 2011 — «Дороги, которые нас выбирают» 2011 — «Здравствуйте! Это Я!
Он является полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством". Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку? Сообщите через форму обратной связи.
С днём рождения, Ваше Светлейшество, граф Альмавива! Спасибо Вам за это», «Малой похож на Александра Анатольевича», «Самые сердечные поздравления и пожелания здоровой счастливой и насыщенной жизни», «С днем рождения Александр Анатольевич! Бодрости духа и долгих, долгих творческих лет», «Вот такие посты и фотографии интересны и бесценны! Спасибо» орфография и пунктуация авторов сохранены. Осенью 2021 года он покинул этот пост, оставшись Президентом театра.
Московская династия: Ширвиндты
Трудоголик Александр Ширвиндт не смог долго жить без театра и в начале года заявил, что вернется на сцену. 15 марта 2024) - советский и российский актер театра и кино, сценарист и актер озвучивания, народный артист РСФСР (1989).[1]. Александр Ширвиндт с Александром Олешко на сцене театра сатиры.
Александр Ширвиндт о старости и о жизни
С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой. Ширвиндт Александр Анатольевич родился 19 июля 1934 года в Москве. Александр Анатольевич Ширвиндт – известный советский и российский актера театра и кино, театральный режиссер, талантливый сценарист, телеведущий. рассказал «КП» режиссер Андрей Житинкин, который был учеником Александра Ширвиндта в Щукинском училище. Александр Ширвиндт биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. Режиссер Александр Ширвиндт хочет дожить до 116 лет.
В возрасте 89 лет умер Александр Ширвиндт
Глава династии Александр Анатольевич Ширвиндт называет себя «российским интеллигентом еврейской национальности с немецкими корнями». Сегодня стало известно, что сердце великого мастера сцены, актёра и президента Московского Театра Сатиры, Александра Ширвиндта, перестало биться. В ноябре 2020 года Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова переболели коронавирусом. Трудоголик Александр Ширвиндт не смог долго жить без театра и в начале года заявил, что вернется на сцену. 17 цитат легенды отечественного кино и театра – Самые лучшие и интересные новости по теме: #театры, Ширвиндт, актеры на развлекательном портале На 90-м году жизни скончался народный артист России, театральный режиссер и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.
Король флегматичного юмора. Каким запомнят Александра Ширвиндта
Поклонники Народного артиста РСФСР с интересом следят за его жизнью и радуются новым фото и видео с участием актера и режиссера. Недавно Александр Ширвиндт был награжден специальным призом национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство». Награда была вручена артисту Андреем Кончаловским в Театре Сатиры, которым Ширвиндт руководил много лет. Горжусь честью привести в жизнь вашего внука, так на вас похожего душой и телом, да и просто жить с вами в соседних домах, деля общий участок, общие локальные драмы и комедии и общий плов. Любовь и свет вели вас по жизни, поэтому и желать больше нечего, кроме как продолжать светить нам всем и над всеми нами.
Пара поженилась в 1957 году, спустя семь лет после знакомства. Предложение Ширвиндт делал зимой, подарив возлюбленной цветущую сирень. В книге «Опережая некролог» артист охарактеризовал годы совместной жизни фразой «юношеская романтика трансформируется в возрастную лирику». Мы пережили бриллиантовую свадьбу и осторожно надеемся на благодатную для тех, кто тоже надеется, объясняю: это 70 лет брака. Александр Ширвиндт У Ширвиндта и Белоусовой в 1958 году родился сын Михаил, который пошел по стопам отца, став актером, продюсером и телеведущим. А настоящую известность принесло сотрудничество с Эльдаром Рязановым. В его ленте «Ирония судьбы, или С легким паром! У Рязанова Ширвиндт также сыграл в «Стариках-разбойниках», «Вокзале для двоих», «Забытой мелодии для флейты» и других картинах. Дальше — сидишь с ним, думаешь, и он идет на все импровизации», — вспоминал он в книге «Проходные дворы биографии». У Ширвиндта были и другие колоритные, пусть и не слишком большие роли. Зрителю он запомнился в том числе как одноглазый шахматист-любитель в фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев», приятель-холостяк из комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки», майор Альфред Шато-Жебюс «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе и ловелас Аркадий в «Самой обаятельной и привлекательной» Геральда Бежанова. В фильмографии Александра Ширвиндта — почти 80 работ как актера, он режиссировал семь кинолент, в четырех выступил сценаристом и в одной — в качестве артиста дубляжа. На телевидении вел передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок», «Театральные встречи» и другие. Вместе с Михаилом Державиным участвовал в «Утренней почте», выступал на концертах, капустниках, был завсегдатаем «Голубых огоньков». Ширвиндт написал несколько книг, был членом Союза кинематографистов РФ и Российской академии кинематографических искусств «Ника», занимался общественной и благотворительной деятельностью. В 1989 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР, награждали орденом Дружбы народов 1994 год , сделали полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». За вклад в развитие российского театра Ширвиндту в 2017 году вручили «Золотую маску», удостоили Международной премии Станиславского «За вклад в развитие российского театра» 2019. А Федерация еврейских общин России отметила его в 2018-м премией «Скрипач на крыше» в почетной номинации «Человек-легенда».
И вот представьте: после слов Ленина о грядущей победе под бравурную музыку над его головой возникает огромный ржавый крюк. Из зала было очень похоже на виселицу. Премию мы не получили, мальчика уволили…» Между тем в 1964 году ситуация в Ленкоме стала меняться в лучшую сторону — на должность главного режиссера пришел Анатолий Эфрос до этого он работал в Центральном детском театре. Эфрос дебютировал в Ленкоме спектаклем «В день свадьбы» В. В нем Ширвиндту досталась эпизодичесмая роль колхозника. Кстати, еще одним колхозником в спеккпсле был бессменный партнер Ширвиндта по «капустникам» Михаил Державин. И хотя роли им достались мизерные, однако они сделали все от них зависящее, чтобы зрители их запомнили. Например, прибегли к следующей хитрости. В сцене, где они были заняты, свадебные столы ломились от всевозможных яств, естественно, не настоящих, а бутафорских. Однако Ширвиндт с Державиным на каждое представление приносили с собой настоящие яблоки и смачно хрустели ими на сцене, доводя публику до голодного спазма — яблочный аромат мгновенно заполнял весь театр. Эфросу это не нравилось, но ничего поделать с «шутниками» он не мог. Не заставлять же их хрустеть бутафорскими фруктами! Между тем Ширвиндт постепенно завоевывал в творческих замыслах Эфроса место одного из ведущих актеров. Благодаря этому он сыграл целый ряд замечательных ролей: Тригорина в «Чайке» А. Чехова, Гудериана в «Каждому свое» С. Что касается кино, то здесь Ширвиндту не очень везло — большинство ролей, которые он сыграл, почти не запомнились зрителям. За двумя исключениями. Зритель этот фильм, конечно же, хорошо помнит: Ширвиндт играл «Станиславского», а Белов — «Немировича-Данченко». Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта — героя «капустников». Второе исключение — фильм все того же Е. Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам. В 1965 году Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в шаменитую высотку на Котельнической набережной. Этому событию предшествовали следующие обстоятельства. До этого Ширвиндт — с семьей и с родителями — занимал две комнаты в «многосемейной» квартире в Скатертном переулке. Его супруга таким положением, естественно, была неудовлетворена и прилагала все силы к тому, чтобы благополучно разъехаться. Менялись две комнаты в Скатертном и однокомнатная квартира в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. Вариант, как казалось Ширвиндту, безнадежный. Видимо, поэтому в этом обмене он принимал самое скромное участие. А его жена разрывалась между работой, магазинами и обменным бюро. И Всевышний, видимо, оценил ее старания. На их вариант «клюнул» некий сын покойного генерала КГБ, проживающий в элитной высотке в этом доме жили и до сих пор живут: Л. Зыкина, Н. Богословский, Л. Смирнова, К. Лучко, Н. Мордюкова и другие знаменитости. Сын генерала жил не один, а с двумя! Естественно, на этой почве у женщин постоянно возникали скандалы, которые ни к чему хорошему привести не могли. В конце концов сын генерала решил разъехаться с бывшей супругой и в поисках удобного варианта набрел на ширвиндтовский. На новом месте Ширвиндт зажил лучше прежнего, хотя ностальгия по местам, где он провел свое детство и юность, изредка посещала его. Но проживание в элитном доме сняло множество проблем. Например, только здесь актеру удалось получить место для своего «сугроба» в гараже. Причем это место он отвоевал у поэта Евгения Евтушенко. Тот же его лишился по собственной вине. Однажды, застигнутый очередным творческим порывом, он написал стихотворение «Тараканы в высотном доме». Причем стихотворение было аллегорическим: под тараканами подразумевались люди-паразиты, а под высотным домом — наша страна. Однако руководство в эту аллегорию вникать не захотело и причислило это произведение к разряду «злопыхательских». В результате Евтушенко сняли с очереди на гараж, а его место отдали Ширвиндту. Тем временем так плодотворно начавшаяся деятельность Эфроса в Ленкоме закончилась так же внезапно, как и началась. В середине 1967 года его вынудили уйти из театра. Все они вместе с Эфросом вскоре стали работать в Театре на Малой Бронной. Ширвиндт: «Ленком придумал, как известно, Берсенев, очень хитрый человек. Он соблюдал баланс: ставил «Павку Корчагина», а «за это» — «Нору». Эфрос же в такие игры не играл. Поэтому на него и наседали со всех сторон. В самом же театре уже появились «его» артисты и «не его». Миша Зайцев, директор Театра на Бронной, очень симпатичный человек, прибежал и закричал: «Король умер, да здравствует король! Все к нам! И мы всем табуном пошли на Бронную. Там начался новый период…» Однако «новый период» на Бронной для Ширвиндта закончился довольно быстро, практически так и не начавшись. В творческих планах Эфроса места для актера Ширвиндта почему-то не нашлось. Режиссер собирался ставить «Трех сестер» и хотел отдать роль Вершинина Ширвиндту. Но затем передумал, и эту роль сыграл Н. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Ширвиндта, и он ушел с Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звал Михаил Державин, ушедший от Эфроса. На дворе стоял 1970 год. Театр сатиры стал именно тем местом, где творческая индивидуальность Ширвиндта сумела раскрыться наиболее полно. Вообще все то десятилетие было отмечено для Ширвиндта небывалым творческим энтузиазмом. Он успевал везде: играть и ставить спектакли в театре, сниматься в кино, выступать на эстраде. В театре он сыграл графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» 1970 , Добчинского в «Ревизоре» 1972 , Президента репортажа в «Клопе» 1974 , Молчалина в «Горе от ума» 1976 и другие роли. В 1973 году Ширвиндт дебютировал в театре как режиссер — вместе с Андреем Мироновым поставил прекрасный спектакль «Маленькие комедии большого дома», имевший колоссальный успех и даже снятый на телевидении. Но главной ролью Ширвиндта в то десятилетие была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта — Авдотьи Никитичны Б. Владимиров и Вероники Маврикиевны В. Кроме того, он писал монологи для многих популярных артистов В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и др. Однако конец того десятилетия запомнился Ширвиндту не с самой лучшей стороны. Беду накликал его сын — 19-летний Михаил Ширвиндт, ныне известный шоумен, а тогда студент Щукинского училища. Стоит отметить, что сын и до этого доставлял своим родителям массу хлопот. Еще будучи школьником, он учился из рук вон плохо — имел двойки по всем предметам, кроме труда и физкультуры. Любимое занятие Михаила в те годы — взрывать унитазы в школьных туалетах. Делалось это так: мальчик «тибрил» с урока химии реактивы, заворачивал их в газеты и спускал во все унитазы. Через несколько минут мощный взрыв сотрясал школу, и туалет выходил из строя минимум на месяц.
Ранее Ширвиндт советовал россиянам "меньше жрать и спать" и отметил, что трудится не покладая сил, несмотря на возраст. Возможно, трудоголизм и стал одной из причин проблем. К слову, в прошлом году Александр тоже испытывал проблемы со здоровьем и покинул пост, сказав: "Я же не кокетничаю, я действительно плохо себя чувствую". Однако позже его сын заверил, что беспокоиться не стоит. Сын Ширвиндта поддержал его желание вернуться на сцену Трудоголик Александр Ширвиндт не смог долго жить без театра и в начале года заявил, что вернется на сцену. Сын артиста Михаил оказался не против, отметив, что "человек жив, пока он в тонусе".
Александр Ширвиндт
Ширвиндт Александр Анатольевич родился 19 июля 1934 года в Москве. Режиссер Александр Ширвиндт хочет дожить до 116 лет. Смерть Александра Ширвиндта стала большим потрясением не только для его поклонников, но и коллег.
Александр Ширвиндт - биография, новости, личная жизнь
Аркановым 2003 — «Слишком женатый таксист» Р. Полякова «Кошмар на улице Лурсин» Э. Лабиша 8 ноября 2012 — «Средства от наследства» Ю. Ряшенцева и Г. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 2 августа 2004.
Орден Дружбы народов 20 июня 1994 года. Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74». Лауреат премии «Золотой Остап» 1993, за участие в спектакле «Чествование». Награждён премией «Хрустальная Турандот» в номинации «За многолетнее доблестное служение театру».
Чеховская медаль 2010. Лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» 2005. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но оставила сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец, Анатолий Густавович Теодор Гдальевич , был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе.
В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: В. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В.
Качалов, Р. Плятт, Р. Дядя родной брат отца — первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор Евсей Густавович Гдальевич Ширвиндт 1891—1958. Другой дядя брат-близнец отца — педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук Борис Густавович Гдальевич Ширвиндт 1896—1966 , старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР.
В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б. Щукина, учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» О.
Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С. Гиацинтова и С. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная».
Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей.
В возрасте 89 лет артист скончался в больнице после долгой борьбы с сердечными заболеваниями. Сообщается, что здоровье Александра Анатольевича ухудшалось на протяжении последних лет. В 2019 году ему был установлен кардиостимулятор, а следующие годы омрачились серьезными болезнями, включая пневмонию, вызванную COVID-19, и стенокардию. Несмотря на все проблемы со здоровьем, Ширвиндт оставался активным и жизнелюбивым, продолжая радовать своих поклонников выступлениями и появлениями в социальных сетях.
На этом занятия и заканчивались. Александр запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями. В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил. Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего. Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение. Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог. В семь лет Александра отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно. Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден». Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе. Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником. Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили. Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми? А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом. Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих. Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал. Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем? Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой. Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике. В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин. Молодежь театра представляли актеры: В. Ларионов, Л. Марковы, Г. Карнович-Валуа, Л. Лосев, М. В этот коллектив и предстояло влиться Ширвиндту. Первой работой молодого актера на сцене Ленкома стала эпизодическая роль в спектакле «Хлеб и розы» — о становлении Советской власти в Сибири. Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков. Роль была немногословной, в ней молодой актер произносил всего лишь одну-единственную фразу: «Пошто зазря по степу мыкаемся? Роль тоже была эпизодическая, но более колоритная, нежели первая. Вспоминает Б. Покровский: «Сочетание особых внешних данных, вызова с усталостью, чистоты с порочностью — все это как нельзя кстати пришлось для образа. Жадная нетерпеливость насильника становилась особенно отвратительной оттого, что мы видели перед собой человека внешне вполне благопристойного. Напомню, что роль-то была эпизодическая, но требовалось за пять-семь минут успеть рассказать о многом». В те же годы Ширвиндт был удостоен своей первой официальной награды — медали «За освоение целинных земель». Причем обстоятельства едва не сложились таким образом, что награду он мог получить посмертно. Что же произошло? Актерская бригада, в которую включили и Ширвиндта, отправилась на целину — в Кустанай — в феврале. Уже изначально это выглядело самоубийством, потому что в такую пору в тех местах вовсю валит снег, бушует вьюга и трещат сорокаградусные морозы. Однако руководитель делегации, профсоюзный босс Ленкома Борис Ульянов решил на собственном примере доказать высокому начальству, что и в таких климатических условиях его актеры сумеют достойно представить театр.
За свою карьеру актер снялся более чем в 75 фильмах, включая картины «Ирония судьбы, или С легким паром! Вы знакомы с творчеством Александра Ширвиндта?