Новости выступление крестьян в селе бездна

Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна». Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Бездненское выступление 1861 — выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861.

Отмена крепостного права, которой были недовольны все

12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Выступление крестьян в селе бездна. Выступление крестьян в селе Бездна.

Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»

Подготовка крестьянской реформы Первым официальным заявлением о подготовке к отмене крепостного права принято считать обращение Александра II к представителям московского дворянства в марте 1856 г. Правда, твёрдого желания освободить крестьян император в этой речи не высказал. Словами источника Из выступления Александра II на собрании московских губернских и уездных предводителей дворянства 30 марта 1856 г. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Вопросы: Найдите противоречие в приведенном отрывке из выступления Александра II. Как вы думаете, какую цель хотел достичь император этим выступлением? Позже Александр не раз подчёркивал, что не хочет предпринимать каких-либо действий, которые бы противоречили интересам помещиков. С 1860 г. Комитет подготовил проект проведения реформы, который предлагал следующие решения: личная зависимость крестьян отменялась, юридическая зависимость их от помещика сохранялась на протяжении переходного периода — 10 лет; земля оставалась в собственности помещиков; за полевые наделы, которые помещик предоставлял в пользование крестьянам, они должны были платить оброк или отрабатывать барщину; усадьбу, на которой находился их дом и хозяйственные постройки, крестьяне могли со временем выкупить. Оставалось получить согласие дворян-землевладельцев.

В октябре 1857 г. Назимов — генерал-губернатор Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. Он подал императору адрес обращение от помещиков западных губерний с просьбой дать им право освободить своих крепостных. Александр II в ответ направил письмо на имя Назимова, в котором предлагал создать дворянские губернские комитеты для обсуждения правительственного проекта Крестьянской реформы. Официальное название этого письма — рескрипт Назимову. Узнать больше Владимир Иванович Назимов 1802—1874 — видный государственный деятель России. Назимов начал карьеру в армии и дослужился до чина генерала. Несколько лет состоял при наследнике трона Александре Николаевиче, сопровождал его в 1837—1838 гг. Руководил преодолением последствий неурожая 1840 г. В течение семи лет был попечителем Московского учебного округа, был избран почётным членом Московского университета.

Назимов был назначен виленским военным губернатором и гражданским генерал-губернатором Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. Осенью 1857 г. Дворяне ответили, что обсуждать этот вопрос нет особого смысла, поскольку, судя по всему, готовится отмена крепостного права. Поэтому лучше сразу приступить к выработке условий освобождения крестьян. Обязательным условием они считали сохранение за помещиками прав собственности на землю. Составленный проект Назимов подал в Секретный комитет по крестьянскому делу. Там его долго рассматривали, но так и не пришли к какому-либо решению. Тогда Назимов обратился напрямую к Александру II. Тот приказал составить проект рескрипта Назимову и подписал его. Рескрипт был опубликован, и подготовка Крестьянской реформы перестала быть секретным делом: в губерниях стали создаваться дворянские комитеты для обсуждения её условий.

В рескрипте говорилось, что выделение крестьянам земли всё же должно быть предусмотрено. При Назимове в Вильно оживилась общественная и культурная деятельность. Например, начала действовать Виленская археологическая комиссия, которая изучала историю края. После начала Польского восстания 1863 г. Назимова обвинили в том, что своим либерализмом он способствовал развитию революционного движения. Назимова уволили со всех занимаемых должностей, он остался только членом Государственного совета. Свернуть Позже подобные комитеты были созданы и в других губерниях. Поскольку началось открытое обсуждение условий отмены крепостного права, Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В декабре 1858 г. Проект предусматривал: освобождение крестьян от личной зависимости; предоставление им в постоянное пользование полевого земельного надела с правом последующего выкупа; возможность получения крестьянами кредита от государства для выкупа земли.

Этот вариант реформы разработал Яков Иванович Ростовцев 1804—1860. Узнать больше Яков Иванович Ростовцев 1804—1860 — основной разработчик Крестьянской реформы 1861 г. В 1825 г. Ростовцев был принят в Северное общество декабристов. Однако позже на следствии он заявил, что не принимал активного участия в его деятельности и даже не знал, как оно называется. Известно, что Ростовцев в письме к Николаю Александровичу сообщил о возможном офицерском заговоре. При этом своим товарищам-декабристам он рассказал об этом. В правление Николая I Ростовцеву было поручено начальствовать над военно-учебными заведениями России. Он старался привлекать к работе лучших преподавателей, ввёл практику временного направления генералов Генерального штаба на должности директоров кадетских корпусов. Поощрял отправку лучших учащихся для обучения за границу.

В 1857 г. Ростовцев был назначен членом Секретного комитета по крестьянскому делу. Вначале он скептически относился к идее отмены крепостного права, но затем существенно изменил свои взгляды. Есть мнение, что этому способствовала его поездка за границу, в Германию, где он мог сравнить жизнь крестьян с положением крепостных в России. Яков Иванович так изложил свои мысли по поводу Крестьянской реформы: «Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью». В 1859 г. Ростовцев был назначен председателем Редакционных комиссий, которые должны были свести воедино все проекты реформы, присылаемые из губернских комитетов. Многие проекты не предусматривали наделения крестьян землёй, предлагали сохранение достаточно больших повинностей.

Ростовцев близко к сердцу принимал разногласия, и это стало причиной его смерти.

Составленный проект Назимов подал в Секретный комитет по крестьянскому делу. Там его долго рассматривали, но так и не пришли к какому-либо решению. Тогда Назимов обратился напрямую к Александру II. Тот приказал составить проект рескрипта Назимову и подписал его. Рескрипт был опубликован, и подготовка Крестьянской реформы перестала быть секретным делом: в губерниях стали создаваться дворянские комитеты для обсуждения её условий. В рескрипте говорилось, что выделение крестьянам земли всё же должно быть предусмотрено. При Назимове в Вильно оживилась общественная и культурная деятельность. Например, начала действовать Виленская археологическая комиссия, которая изучала историю края. После начала Польского восстания 1863 г.

Назимова обвинили в том, что своим либерализмом он способствовал развитию революционного движения. Назимова уволили со всех занимаемых должностей, он остался только членом Государственного совета. Свернуть Позже подобные комитеты были созданы и в других губерниях. Поскольку началось открытое обсуждение условий отмены крепостного права, Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В декабре 1858 г. Проект предусматривал: освобождение крестьян от личной зависимости; предоставление им в постоянное пользование полевого земельного надела с правом последующего выкупа; возможность получения крестьянами кредита от государства для выкупа земли. Этот вариант реформы разработал Яков Иванович Ростовцев 1804—1860. Узнать больше Яков Иванович Ростовцев 1804—1860 — основной разработчик Крестьянской реформы 1861 г. В 1825 г. Ростовцев был принят в Северное общество декабристов.

Однако позже на следствии он заявил, что не принимал активного участия в его деятельности и даже не знал, как оно называется. Известно, что Ростовцев в письме к Николаю Александровичу сообщил о возможном офицерском заговоре. При этом своим товарищам-декабристам он рассказал об этом. В правление Николая I Ростовцеву было поручено начальствовать над военно-учебными заведениями России. Он старался привлекать к работе лучших преподавателей, ввёл практику временного направления генералов Генерального штаба на должности директоров кадетских корпусов. Поощрял отправку лучших учащихся для обучения за границу. В 1857 г. Ростовцев был назначен членом Секретного комитета по крестьянскому делу. Вначале он скептически относился к идее отмены крепостного права, но затем существенно изменил свои взгляды. Есть мнение, что этому способствовала его поездка за границу, в Германию, где он мог сравнить жизнь крестьян с положением крепостных в России.

Яков Иванович так изложил свои мысли по поводу Крестьянской реформы: «Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью». В 1859 г. Ростовцев был назначен председателем Редакционных комиссий, которые должны были свести воедино все проекты реформы, присылаемые из губернских комитетов. Многие проекты не предусматривали наделения крестьян землёй, предлагали сохранение достаточно больших повинностей. Ростовцев близко к сердцу принимал разногласия, и это стало причиной его смерти. После издания Манифеста об освобождении крестьян на его гробницу была возложена золотая медаль «За труды по освобождению крестьян». Свернуть Именно Ростовцев возглавил Редакционные комиссии. Они были созданы при Главном комитете в 1859 г.

Большую роль его подготовке сыграл Николай Алексеевич Милютин 1818—1872. Николай Милютин начал гражданскую службу в Министерстве внутренних дел. Он участвовал в борьбе с голодом, организации железнодорожного строительства, разработке нового городового положения. Стал одним из первых членов Русского географического общества. Возглавил работу по статистическому исследованию России, в ходе которого были получены в том числе данные, необходимые для подготовки Крестьянской реформы. В 1856 г. Милютин подал Александру II записку «Предварительные мысли об устройстве отношений между помещиками и крестьянами». В ней он предлагал, опираясь на опыт Пруссии, освободить крестьян с земельными наделами за выкуп. Милютин стал фактическим руководителем работ по подготовке Крестьянской реформы. Он активно противостоял консервативным идеям большинства участников Редакционных комиссий, за что получил прозвище Красный.

Во время Польского восстания 1863 г. Этот план предусматривал ряд мер для того, чтобы отвратить польских крестьян от поддержки повстанцев. Так, по Положению 19 февраля 1864 г. Брат Николая Алексеевича, Дмитрий Алексеевич Милютин, был основным разработчиком военной реформы 1860-х гг. Поэт Николай Некрасов так оценил вклад Н. Милютина в проведение Великих реформ: Чуть колыхнулось болото стоячее, Ты ни минуты не спал. Лишь не остыло б железо горячее, Ты без оглядки ковал. В чём погрешу и чего не доделаю, Думал — исправят потом. Грубо ковал ты, но руку умелую Видно доныне во всём. Свернуть Редакционные комиссии изучили 82 проекта губернских комитетов.

На заседаниях шла упорная борьба между консерваторами, которые преобладали, и либералами. Александр II потребовал завершить работу к середине февраля 1861 г. Манифест был обнародован 5 марта, в Прощёное воскресенье.

Сидит Антон в избе в Бездне, смотрит на эти нули, читает без запинки: «Помещичьи земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им — ни прута. Переступит он шаг с своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Народу такая воля нравилась, со всех сторон стекались толпы слушать истинную волю и приносили с собой «Положения», в которых он отмечал, где находить истинную волю.

Так проповедывал Антон пять дней сряду. Потом Антон распустил слух, что получил от царя грамоту и дочитался в Библии до пророчества, смешал то и другое и проповедывал, что истинную волю тогда только получите, когда сохраните того человека, который найдет вам ее. Истинная воля до тех пор не двинется, пока не прольется много крови христианской. Крепко-накрепко царь приказал того человека караулить денно и нощно, и конным и пешим, сохранять от всякой напасти и не допускать до него ни господ, ни попов, ни чиновников. А паче того его не выдавать и от избы его не отходить. Если зажгут село с одного конца — не отходите от избы, если зажгут село с другого конца — не отходите от избы.

Между тем культурное и революционное молодое поколение, старалось отдать должное Щапову в их политическом воспитании и революционной его деятельности как агитатора-пропагандиста, ставило его в один ряд с героями 14 декабря 1825 г. Бумаги, принадлежащие перу Щапова и находящиеся в его "деле" в архиве III отделения, могут быть разделены на две категории: а записки его лекций, научные заметки и выписки из источников и б бумаги общественного и революционного значения. Державина, А. Радищева и др. Все это было изъято из большого тюка с его рукописями, доставленными в III отделение вместе со Щаповым из Казани. Рукописи были сильно перепутаны при обыске и в таком виде доставлены были в Петербург; большую часть из них Щапов получил обратно, а указанные нами были приложены к делу как вещественное доказательство.

Из них мы помещаем заметки о народных движениях и декабристах, как наиболее цельные по смыслу отрывки. Вторая категория его собственноручных бумаг заключает в себе "показание" Щапова о казанских событиях, письмо Александру II о реформе государственного строя и отрывки лекции "О конституции". Последняя опубликована нами в 1926 г. Но этот отрывок далеко не самая существенная часть показаний Щапова. Из бумаг, не принадлежащих перу Щапова, но касающихся его, обращают на себя внимание указанные выше письмо Козлянинова и выписка из донесения Собещанского. Интересно и мнение воинствующего реакционера митрополита Филарета о письме Щапова Александру II, в котором мы видим попытку вскрыть вредное для правительства направление взглядов Щапова.

Играя словами, не входя в существо мысли Щапова, митрополит, в тон резолюции Александра II, порицает Щапова, видя в нем врага господствующего государственного и социального строя. Отметим и интересные материалы, доставленные в III отделение жандармским полковником из Перми в начале 1862 г. Щапову" и копия речи на панихиде; копию речи в печати не воспроизводим, так как она отличается от опубликованной в "Красном Архиве" лишь стилистически, но, не сомневаясь, можно утверждать, что эта копия писалась со второго подлинника, о котором читаем в "показании" Щапова. Среди прочих документов этого дела отметим переписку о Щапове с III отделением министра внутренних дел Валуева, министра просвещения Головнина и госпитального начальства, которая вскрывает мелкие, но существенные детали о времени пребывания Щапова в столице и о высылке его в Сибирь. Эти материалы вполне позволяют нам выяснить политические взгляды одного из пионеров социалистического направления в начале 60-х годов XIX в. Его глубокие исторические познания прошлого России и в особенности крестьянства, живое участие в общественной жизни и критическое отношение к различным направлениям общественной мысли при его живой, восприимчивой и деятельной натуре создали в Щапове не только знатока истории народа, но и борца за его лучшее будущее.

Провозгласив на панихиде демократическую конституцию как идеал в социально-политической борьбе ближайшего будущего, он проявил себя сторонником демократического государственного устройства, как мог его представить себе деятель, всецело проникнутый интересами трудовых классов населения России, и в особенности крестьянства. Его политический демократизм проявился очень сильно в письме к царю, где он, не касаясь функций самодержавной власти, дает вполне ясное понятие о царе царствующем, но не управляющем, если не сказать еще больше. Эта мысль и дала повод митрополиту Филарету в страхе воскликнуть, что при осуществлении проекта Щапова монарху нечего будет делать.

Бездненское восстание 1861 года

Обнародование «Положений 19 февраля» производилось по всей России, как и было заранее намечено, в период великого поста с 7 марта Владимир по 2 апреля Кишинев. Исключение представляют лишь Петербург и Москва, где это произошло в последний день масляной недели, в так называемое «прощеное воскресенье», 5 марта. Объявление населению о «дарованной крестьянам воле» производилось путем чтения манифеста, в котором излагалось основное содержание реформы. Этот манифест, автором которого был известный крепостник московский митрополит Филарет Дроздов, ставил своей задачей разъяснить «справедливость» реформы, подчеркивая при этом, что дворянство пошло на «серьезные жертвы» во время «блага» крестьян. Основная мысль, которая проводилась в манифесте, заключалась в стремлении доказать, что уплата крестьянами повинностей за пользование их собственной землей в пользу помещиков вполне справедлива. Для подтверждения этого аргумента Филарет счел необходимым сослаться на религию, в частности на авторитет апостола Павла. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и, по естественному рассуждению, свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим… воздавать всем должное и в особенности кому должно: урок, дань, страх, честь… что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки, что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещика землею и не нести за сие соответственной повинности». Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка.

Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае — в 32. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству, — «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение.

Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения.

Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье. Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения. Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения. Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя. Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,— писал в письме адъютант казанского губернатора Половцов,— при получении известия о стрельбе не было конца,— те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина —дурака, человека без сердца, ни к чему не способного— провозглашают усмирителем и спасителем края»2. Если дворянство всячески восторгалось кровавыми подвигами Апраксина, то передовая часть казанского общества отнеслась к событиям в Бездне иначе. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов — студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П, Щапов произнес волнующую речь. Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,— эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция! Бездненские события получили известность не только в России, но и за границей и нашли свое отражение в «Колоколе».

Раздел II. Ответ крестьян на реформу………………………………………. Подавление Бездненского волнения…………………………... Более всего страну волновала судьба крепостного права. По словам В. Ключевского к середине ХIХ в. Данная работа посвящена борьбе крестьян за « чистую» волю: Бездненскому волнению, ответа на крестьянскую реформу1861г. Данный исследовательский период, а именно с февраля по апрель 1861г, имеет важное значение, для дальнейшей истории России, так как он ознаменовался собой начало смены типов государственности, смены экономической формации и смены типа мышления. Феодальные пережитки, прежняя самодержавная политика высших слоев общества, массовое недовольство подавляемой части населения крестьянства, все это указывало необходимость реформ в стране. Но все изменения были явно недостаточными. Недовольство ими высказывали и крестьянство и буржуазия. Территориальные рамки: работа охватывает территорию Спасского уезда, в частности, села расположенные вокруг моего села Иж-Борискино — это Фадеевка, Кузнечиха, Антоновка. К тому же имею личный интерес, мне было интересно узнать, как проходили эти события, проходившие недалеко от нас. И в этом году исполняется сто пятьдесят лет со дня отмены крепостного права. Предмет исследования: волнение в селе Бездна. Цель исследования: определить причины волнения в селе Бездна. Новизна моего исследования: найти исторические документы для школьного музея. Кроме исследовательских работ, во время написания, также использованы источники. Основной упор я делала на воспоминания современников того времени, документов, находящихся в архиве Национальной библиотеки, школьных музеях Антоновки, Кузнечихи, Иж-Борискино. Просмотрены следующие источники и литература: Бездненское восстание 1861г. Ямпольского и др. Департамента полиции исполнительной, арх. Материалы по истории Татарстана. Второй половиныХIХ в. Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70 ггХIХ в - Труды историко-архивного института. Материалы по истории народов СССР в 6т. В этих материалах дан исторический анализ Безднинскому волнению и других волнений в Спасском уезде, о крестьянских движениях в России в 1857- мае 1861гг освещается в книге «Крестьянское движение в России в 1857- мае 1861г-М;1963г-с. В 1861г. Вульсон К. Безднинское восстание в освещение «Современника» Чернышевского и «Колокола» А. В этой книге описаны события в Спасском уезде. Евгеньев П. Книга посвящена безднинскому восстанию, Евгеньев П. Этот документ был компромиссным. И крестьянская реформа перешла в практическую стадию. Помещики сохраняют право собственности на всю землю, но крестьянам предоставлялась усадебная оседлость, которую они выкупают, сверх того предоставляется в пользование крестьянам надлежащее, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиками, определенное количество земли, за которую они должны платить оброк или отбывать работу помещику. Крестьяне должны быть распределены на сельские общества. При устройстве будущих отношений помещиков и крестьяне должна быть надлежащим образом обеспечена, исправна уплата государственных и земских повинностей. Дворянство Казанской губернии изъявило желание открыть в губерниях особый комитет для составления проекта положений об улучшении и устройства помещичьих крестьян. Предводитель дворянства в докладе, министру внутренних дел Ланскому, писал, что, «что дворянство Казанской губернии готово со своей стороны содействовать исполнению воли государя императора, по устройству быта помещичьих крестьян, но, опасаясь беспорядков при введении новых правил, которое дворянство желало бы воспользоваться в этом деле примеры других губерний и соблюсти при исполнения нововведения необходимую постепенность». Ланской, отметив выраженные казанскими дворянами сомнения, беспокойства и желания писал, между прочим: « Правительство и дворяне многие губернии имеют основания думать, что подобных беспорядков можно скорее ожидать при настойчивом стремлении к сохранению прежнего устройства крестьянского сословия. Проект М. Позена об освобождении крестьян предусматривал: 1. Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности. Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какой формою. Крестьяне крепки земле, на которой они теперь поселены… 4.

По его словам, выходило, что добрый царь освободил крепостных ещё в 1858 году, но помещики скрыли это. Вся земля должна принадлежать крестьянам, и конечно, помещикам они больше ничего не должны. Никакой барщины, никаких выплат которые в реальности продолжались ещё полвека. В Бездну стекались тысячи крестьян, воодушевлённых таким толкованием царского манифеста. Волнения охватили 75 сёл. Тысячи крестьян отказывались дальше гнуть спину на помещиков... И вот 12 апреля в село вошли войска под командованием графа Антона Апраксина. Дом Петрова окружила безоружная толпа числом до пяти тысяч человек. Крестьяне требовали, чтобы к ним приехал сам царь. Подойдя на расстояние 180 шагов, остановил команду и для первого увещевания послал 2 адъютантов губернатора, которых слова только старались заглушить криком «воля, воля». Адъютанты возвратились, предупредив крестьян, что если они не выдадут Антона Петрова и не разойдутся по своим домам, то по ним будут стрелять; тогда послал я священника, который с крестом в руках увещевал их долго и говорил, что если не повинуются, то чтобы расходились, иначе будут стрелять; они и после этого увещания священника продолжали свой крики. Тогда я сам, подъехав к толпе, объяснил им возложенное на меня поручение и приказывал выдать Антона Петрову или разойтись, но ничто не могло подействовать на ужасное упорство и убеждение этих людей; они кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича». Тогда заставил я их замолчать и сказал им: «Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь».

История Всего Мира

Выступление крестьян в селе Бездна. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.

БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. Выступление крестьян в селе Бездна. Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю». выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861.

Землю крестьянам?

  • Бездненские волнения — Энциклопедия
  • Что такое бездненское выступление 1861?
  • Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения
  • БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
  • 100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена" — Я гражданин СССР (Александр Кемер) — NewsLand

Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»

12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот. Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861).

Против крестьян

Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний — крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. В результате было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям общее число жертв превышало 350 человек. А Антона Петрова, вышедшего из дома, неся Положение о крестьянах над головою, арестовали, и 19 апреля 1861 г.

Студент лично беседовал с очевидцами бездненской трагедии. Он обстоятельно, неторопливо рассказал товарищам все, что было ему известно. В селе Бездна находилось имение графа Мусина-Пушкина.

Свыше 820 крепостных мужского пола жили в нем. Среди крестьян нашелся один, который «вычитал» своим односельчанам из «Положения», что вся помещичья земля должна принадлежать крестьянам, а помещику земли - горы да долы, овраги да дороги, песок да камыш... Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду. Звали его Антоном Петровым. К вечеру 8 апреля в село Бездна прибыл исправник.

Он требовал, чтобы крестьяне разошлись по домам. Но никто его не слушал, всю ночь сотни крестьян находились на площади. Все они отправились к дому Антона Петрова, который круглосуточно охранялся большой толпой крестьян. Снова начались увещевания, но крестьяне не хотели ничего слушать и повторяли, что они совершенно свободны. Через два дня в Бездне появился прибывший из Петербурга граф Апраксин.

Он приказал выдать ему зачинщика - Антона Петрова. Толпа крестьян отвергла это требование. Еще через день, 12 апреля, по дороге в Бездну шагали две роты под командованием поручика Половцева. С этим военным отрядом следовал вторично в Бездну и граф Апраксин. За околицу навстречу солдатам вышли два седобородых старца с хлебом и солью.

К старикам на коне подъехал поручик Половцев и спросил: - Для кого приготовили хлеб и соль? Крестьяне ответили: - Вашему императорскому величеству! Половцев ускакал к графу Апраксину и передал ему слова крестьян. Граф приказал передать старикам, что хлеб и соль он не принимает и чтобы они унесли их домой. Обиженные старики понуро пошли обратно.

Карательный отряд Апраксина вошел в село. Около четырех тысяч крестьян - здесь были ходоки из сел всего уезда и даже соседних - Самарской и Симбирской губерний - окружили со всех сторон избу Антона Петрова. Граф Апраксин потребовал выдачи Петрова, но крестьяне в ответ только теснее сгрудились вокруг дома, где находился их вожак. Тогда Апраксин отдал приказ поручику Половцеву открыть огонь по безоружной толпе. Его тотчас же схватили.

Около шестидесяти человек было убито, сорок один человек позже умерли от ран, сообщал начальству о жертвах в Бездне спасский земский исправник. Военно-полевой суд приговорил Антона Петрова к расстрелу. А тем временем графа Апраксина с ликованием встречали казанские помещики. Герцену в «Колокол» один из очевидцев писал: «13 апреля Воскресенская улица главная улица Казани. По ней катились коляски, дрожки и тарантасы.

Помещики с веселыми лицами ехали к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа». В помещичьих домах звенели бокалы с шампанским, шел пир горой. Женщины - жены и дочери крепостников - жалели о том, что убито слишком мало мужиков». Но в Казани жили не только помещики-крепостники.

В этом городе находился известный своими вольнолюбивыми традициями университет. Через четыре дня после расстрела крестьян в Бездне студенты университета и духовной академии устроили в одной из казанских церквей панихиду по убитым. Перед богослужением студенты собирали по подписке деньги в пользу сирот, оставшихся после бездненского расстрела. На панихиде выступил профессор истории Казанского университета Афанасий Прокофьевич Щапов. Он поднялся на амвон и, мысленно обращаясь к жертвам Бездны, сказал: «Вы первые нарушили наш сон, разрушили наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к политическому движению...

Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция! В этом селе было убито 8 человек и 27 ранено. Волнения крестьян охватили всю империю.

Вся страна от края до края бурлила в неспокойном 1861 году. Тысячи «освобожденных» крестьян были отправлены на каторгу. Крестьян избивали до бесчувствия шпицрутенами. Сохранился маленький рассказ об одном крестьянине, которого били смертным боем за нежелание его идти к зверю-помещику на барщину. Пойдешь теперь на работу?

Спина несчастного представляла бесформенную окровавленную массу, из которой торчали куски прутьев, врезавшихся в тело. В короткие секунды отдыха от ударов крестьянин отвечал мучителям: «На барщину не пойду! Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

А в 1858 году крепостных насчитывалось уже более 38 тысяч человек. Помещиков, владевших крестьянами, к 1861 году в Вятке насчитывалось 106 человек. География проживания крепостных показывает, что располагались они на территории региона неравномерно. В Вятке согласно материалам переписи населения 1850 г. Экономическое и правовое положение крепостных крестьян накануне реформы было очень тяжелым. Поэтому в первой половине XIX в. В 1815 г. Помимо крупных постоянно происходили и мелкие выступления крепостных крестьян, к тому же они принимали активное участие в «Картофельном бунте» 1842 г. Государственные крестьяне обладали намного большими правами, чем помещичьи крепостные: они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью, вести торговлю и открывать фабрики. Поэтому помещичьи крестьяне зачастую хотели перейти в разряд государственных, но сталкивались с преградами со стороны чиновников, которые обычно шли на поводу у помещиков.

Дела упирались в юридическую волокиту, длились по 30 — 40 лет и часто ничем не заканчивались. Исправить положение помогли только либеральные реформы Александра II, главная из которых — отмена крепостного права. Число помещичьих крестьян в городе Вятка на 1850 г. Народные волнения и жестокое подавление восстаний Подготовка к реформе началась в Вятской губернии в первой половине 1859 г. Документ отправили в Петербург, а в декабре 1860-го в Вятке создали временную комиссию по крестьянскому делу во главе с губернатором Михаилом Клингенбергом. Позже она преобразовалась в губернское присутствие по крестьянским делам, которое и занималось реализацией реформы.

Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний — крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды.

Особенности и бонусы слота

  • Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
  • Особенности и бонусы слота
  • 21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
  • Против крестьян
  • 4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания

Бездненское восстание 1861 года

Некоторые стремились отыскать «волю» между строк документов. Появились и подложные манифесты. Крестьянское движение в результате достигло невиданного размаха. К маю 1861 года крестьянскими волнениями были охвачены 32 губернии. По данным Министерства внутренних дел в 1861 году произошло 1859 выступлений, из которых около половины были подавлены с помощью подкрепления правительственных войск. Крестьянское движение наибольший размах приняло в черноземных центральных губерниях, на Украине и в Поволжье.

Самыми известными были выступления крестьян в селах Бездна и Кандеевка. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. В Бездну стекались крестьяне ближайших сел. Восставшие прогнали уездного предводителя дворянства и исправника. Для подавления бунта были направлены войска.

В результате расстрела на месте было убито70 человек, 21 человек позже скончался от полученных ран. Антон Петров был расстрелян по приговору суда.

Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события[ ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей. Даже казанский военный губернатор в своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны».

По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны».

Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.

С поста министра внутренних дел был снят один из разработчиков реформы С. Ланской, товарищ министра Н. Либеральное дворянство, напротив, возражало против незавершенности реформы, так как не определялись сроки перевода крестьян на выкуп, крестьяне не получили достаточного количества земли. Замечание 1 Таким образом, ни в одном из слоев общества реформой не были довольны все, и в какой-то степени хотели её изменить.

Но удовлетворить всех жителей было невозможно. В результате реформы, правительство приобрело широкую оппозицию. Для консервативного дворянства отмена крепостного права была сигналом, что на их привилегии началось наступление, и эти дворяне стремилась не допустить продолжения либеральных реформ. Либеральные дворяне считали, что реформа требует дальнейшей разработки. Свое мнение высказывала и интеллигенция.

Радикалы в реформе увидели обман крестьянства и перестали доверять правительству. Теперь они склонялись к революционным методам. Наиболее активными себя показали представители революционных демократов. Летом 1861 года активизировалась организация «Великоросс», печатавшая и нелегально распространявшая прокламации с требованиями передачи крестьянам земли, свободы печати, слова и принятия Конституции.

На волжском дне.

  • Значение слова БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ
  • Дали вольную – крестьяне недовольные
  • Оставляйте реакции
  • История Всего Мира

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий