Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации.
Аэростаты над Ленинградом
Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. 1942. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. 24 апреля на церемонии открытия XII Российского международного энергетического форума участникам и гостям была представлена выставка «Герои энергетики блокадного Ленинграда». Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году.
Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде
Несмотря на то, что полностью снять блокаду Ленинграда не удалось, Северная столица вновь была соединена с Большой землей. Прорыв блокады города улучшил положение жителей и позволил наладить непрерывный поток продовольствия, топлива и сырья, а главное подарил людям надежду. Как вспоминали современники, уже на следующий день улицы Ленинграда были украшены флагами и даже незнакомцы обнимались и поздравляли друг друга с важной победой.
В Петербурге прошла молодежная акция "Небо над Ленинградом 2. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. Также был организован флешмоб: жители города выстроились в виде числа 900 и запустили в небо белые шары, каждый из которых олицетворяет один день блокады.
Мы не ожидали такого количества участников — на всех желающих пройти в маршрутах и выстроится затем в цифру 900 попросту не хватило шариков. Но это значит, что в любую погоду героический подвиг ленинградцев для нашей молодежи — это больше, чем просто памятная дата. Поздравляем всех с праздником!
Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде. Немецкие и финские войска и их союзники блокировали Ленинград 8 сентября 1941-го. Положение СССР казалось угрожающим. Линии фронта на 21 сентября 1941 года Фашисты надеялись на блицкриг. Ленинград гитлеровцы вознамерились взять измором. Было от чего паниковать и жителям северной столицы: нехватка продуктов и топлива дала о себе знать очень скоро. Спасительная «Дорога жизни» через Ладожское озеро находилась в пределах досягаемости артиллерии и авиации захватчиков, их военно-морских сил, так что пропускная способность этой транспортной артерии не могла удовлетворить потребности осажденных.
Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива
Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку.
На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было.
Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей. И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно.
Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни.
Решили сначала в каждом полку оборудовать, таким образом, по пять постов и после десяти подъемов принять окончательное решение. Шли на риск, но риск себя оправдал. Шелищ ввел дополнительно в двигатель капельную подачу воды, что смягчило процессы горения. Сам Шелищ отмечал, что двигатель на водородном топливе лучше заводился в мороз, а стендовые испытания показали меньший износ деталей, чем при работе на бензине. Мощность двигателя на водороде достигала 20 лошадиных сил или половину мощности при работе на бензине. Прибывшая комиссия одобрила работу Шелища, а командование и приказало перевести все аэростатные лебёдки на водородное топливо, поскольку большинство аэростатов уже не поднималось. За десять дней было переоборудовано двести автомобилей, позже еще 50. После этого — весь 1942 год и до самой Победы — автолебедки постов аэростатного заграждения работали на отработанном водороде, выпущенном из аэростатов. Только в Ленинграде благодаря изобретению Б.
Шелища было условно сэкономлено около ста тонн бензина. Условно потому, что реального—то бензина не было. Ленинградские войска ПВО к началу Отечественной войны уже имели некоторый опыт боевого применения аэростатов заграждения, приобретенный во время войны с белофиннами. В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка. Посты, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину — около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом, вытягивая трос с автомобильной лебедки. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема — на 4-5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп.
Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или на выходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты аэростатного заграждения вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон.
Один старшина сумел подтянуться по тросу к аэростату, разрезать оболочку, стравить водород и опуститься на землю. Что-то подобное происходило в советской комедии «Крепкий орешек» с Надеждой Румянцевой и Виталием Соломиным: там тоже лейтенант зацепился за трос аэростата, правда, сценаристам было угодно, чтобы они улетели к немцам в тыл. В этой критической ситуации лейтенант Борис Шелищ, не имевший, не то, что высшего технического, а вообще никакого образования, начал искать выход из положения, и вдруг подумал о водороде, который прекрасно горел, и которого было полно на любом посту аэростатного заграждения: и в самих аэростатах, и в газгольдерах — хранилищах газа такой газгольдер до сих пор стоит на Обводном канале Санкт Петербурга. Первое, хорошо продуманное рацпредложение Шелища заключалось в том, чтобы вместо бензиновых лебедок установить электрические, сняв их с лифтов близлежащих домов, но вскоре в городе не стало и электричества. Тогда Шелищ вновь подумал о водороде — газе весьма опасном, взрывающемся при смешивании с воздухом. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Командир согласился, поскольку в той обстановке аэростатчики были готовы на все. Шелищ поступил просто: шланг от спущенного на землю аэростата с отработанным водородом он вставил прямо во всасывающую трубу мотора, и крутанул ручку «кривого стартера». Мотор тут же завелся, четко реагировал на движение педали газа. Однако через мгновение раздался взрыв, и лишь по чистой случайности никто не погиб, хотя сам Шелищ получил легкую контузию. Для того, чтобы отсекать пламя от мотора, Шелищ придумал гидрозатвор — изобретение сколь простейшее, столь и гениальное, хорошо знакомое самогонщикам: газ проходит через воду, исключая воспламенение. Борис Шелищ подготовил чертежи и схемы и убедил начальство вновь провести испытания. Когда на полигон приехало все командование ПВО города, он подключил к автомотору водородное питание, запустил мотор, автомобиль заработал как часы, словно на самом высококачественном бензине. И ничего не взорвалось. В мороз двигатель заводился с пол-оборота, не требовал прогрева, и был абсолютно экологически чистым, поскольку в качестве выхлопа выдавал обыкновенную воду. Начальство обрадовалось, и приказало оснастить водородным питанием все посты. Но одно дело один экспериментальный гидрозатвор, а другой — почти 400, да еще в условиях блокадного города, где нет ни топлива, ни электричества. Лейтенант Шелищ отправился на крупные заводы, которые еще работали. Кировский завод к тому времени был эвакуирован частично в Свердловск, частично в Челябинск, Ижорский завод — в Свердловск на Уралмашзавод, который решением ГКО на какое-то время был переименован в Ижорский завод.
Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения. Вячеслав ИванюхинМастер 1232 14 лет назад Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою оче... WiKi Остальные ответы Слышала, что они мешали самолетам. Якобы попав воткнувшись в аэростат, самолет падает.
Куда пойти с ребенком?
Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год. В блокадном Ленинграде гелий был одним из наиболее доступных и надежных ресурсов для наполнения аэростатов. Блокадный Ленинград был одной из самых сложных точек на карте боевых действий Восточного фронта. Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества.
Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля
Для борьбы с ними существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось. Офицерам полков AЗ приходилось заниматься и борьбой с диверсантами - по ночам прочесывали участки вокруг постов. Находившиеся на вооружении до 1942 г. Высота подъема привязного аэростата зависит от многих факторов, в том числе от чистоты водорода и от состояния атмосферы температуры и давления на земле и на высотах, вероятности обледенения и т. При неблагоприятных погодных условиях потолок аэростатов снижался почти на треть. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина Мы учили командиров постов регулировать такелаж, уточняя центровку аэростата, с тем, чтобы улучшить аэродинамические характеристики и увеличить высоту подъема.
Стремились повысить и аэростатический потолок, увеличивая расчетный газовый объем аэростатов, очищая тросы от льда. Тяжелее трос - на меньшую высоту поднимется конструкция в целом. К сожалению, химики не могли в те годы обеспечить нас антиобледенительными смазками. Рост "потолка" был постоянной задачей, решение которой требовало опыта и - опытов. На тыловом складе нашего полка хранились два комплекта аэростатов "триплет", рассчитанных на большие высоты. Их доставили в полк еще до войны, но опробовать не успели. Я разыскал эти оболочки, изучил сохранившиеся инструкции и с разрешения командира полка оборудовал два поста этими аэростатами. Сложность была в том, что для достижения высоты в 6 км один трос должны были поднимать последовательно три невзаимозаменяемых аэростата. В октябре 1941 года на обоих постах третьи "ступени" триплетов обосновались на высоте 6300 метров.
Но такие аэростаты были только на двух постах AЗ. Пошли на хитрость - с разрешения командования передавали по телефону эту величину открытым текстом. Мы рассуждали так: факт этот достоверный, противник может убедиться, что аэростаты на высоте больше 6 км есть. А коли так, он вынужден будет еще больше увеличить высоту полета бомбардировщиков. В действительности аэростаты "триплет" для массовой эксплуатации на фронте несомненно не годились - из-за громоздкости, сложности подъема и приземления. Два "триплета" дежурили над Ленинградом в общей сложности меньше года, но свою скромную роль в обороне города сыграли. Блокада длилась два с половиной года. Начался голод. Аэростатчики - рядовые, сержанты и офицеры - проявили в условиях блокады большое мужество.
В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941-1942 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов A3 обеспечивали подъем аэростатов, доставку на позиции водорода, охрану постов. От недоедания, мороза и нехватки времени на отдых опухали лица, руки, отказывали силы, на исходе были водород и бензин. Полки AЗ в Ленинградской блокаде ежемесячно расходовали более 150 тысяч м3 водорода: часть его уходила на диффузионные утечки, часть в боевые пробоины; кроме того, водород в аэростатах периодически, раз в месяц, приходилось полностью заменять. Водород - это основной боеприпас аэростата, он нужен аэростатчику, как нам - воздух и хлеб. В наше время аэростаты и дирижабли летают на гелии. Во время войны негорючего гелия практически не было. Кубометр водорода весит 90 г и имеет подъемную силу 1,1 кг. Отличные характеристики! На каждом посту AЗ хранилось до 500 м3 водорода, заключенного в тончайшие прорезиненные оболочки аэростата и газгольдера, которые можно проколоть булавкой.
Грозная для самолетов противника техника сама-то была чрезвычайно уязвимой. И опасной для работы с ней на земле. Каждый пост AЗ должен был ежедневно проверять чистоту водорода. Индикаторных приборов для этого практически не было. Переносный газоанализатор в полку был один - в распоряжении инженера полка. Бывая на постах, я выборочно контролировал им чистоту газа. А командиры постов должны были загрузить аэростаты точно вывешенным балластом и определить подъемную силу газа в этих условиях. Из таких опытных данных рассчитывалась чистота водорода. А воздух мало-помалу просачивался в аэростаты.
Водорода не хватало. Поэтому сержанты, командиры постов AP, "тянули до последнего", чтобы сохранить боеспособность поста. Полки AЗ Ленинграда водородом обеспечивал один из небольших химических заводов города, где добывали водород устаревшим, но практически проверенным железо-паровым способом. Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным , но другого надежного способа просто не было. Дело осложнялось и тем, что часть рабочих завода еще в начале войны ушла в действующую армию, многие из оставшихся погибли от голода. Поэтому в цехах часто работали солдаты, выделенные из частей AЗ. Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 м3, заполняли водородом и уравновешивали балластом. В сопровождении четырех бойцов газгольдеры плыли на позиции.
А голодные сопровождающие шли пешком, днем и ночью, часто в снегопад по обледенелому насту, под дождем, а иногда и под артобстрелом. Удержать газгольдер при ленинградских-то ветрах было не легко. Хорошо помню, как в районе порта в 1942 г. Боец Капустина была поднята газгольдером на высоту около 100 метров. Цепкая и мужественная девушка с винтовкой за спиной не растерялась и висела, держась за стропу, пока газгольдер не опустился в залив. Она выдержала холодную стужу ноябрьского залива, держась за газгольдер, пока ее не выловили моряки... Водорода с химзавода постам AЗ хватало не всегда. Когда из-за его нехватки падала боеспособность, мы вынуждены были развертывать газодобывающие армейские походные установки и добывать водород своими силами. За час этим способом можно было получить до 400 м3 водорода, но способ был чрезвычайно неэкономичным.
Чтобы получить кубометр 90 г водорода, нужно было израсходовать 2,5 кг химикатов плюс бензин. А зимой 1941-1942 года бензин с точностью до 100 граммов выдавали только на боевую работу. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт нашего полка, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях. А за один боевой подъем всех аэростатов полка AЗ сжигалось около 1,5 тонн бензина.
Страницы из дневника Тани Савичевой. На момент начала блокады девочке было 11 лет. На ее глазах погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Во время эвакуации девочку удалось вывезти по «Дороге жизни» на Большую землю в поселок Шатки. Однако медицинская помощь пришла слишком поздно — Таня умерла от истощения и туберкулеза Несмотря на все ужасы, ленинградцы не пали духом. Характерно, что в период блокады в городе не прекращали свою работу библиотеки, читальные залы. В библиотеке блокадного Ленинграда В январе 1943 года блокаду наконец удалось прорвать, ситуация улучшилась, уже с середины февраля в Ленинграде стали действовать «нормы продовольственного снабжения военного времени», установленные для других промышленных центров страны.
Когда из-за его нехватки падала боеспособность, мы вынуждены были развертывать газодобывающие армейские походные установки и добывать водород своими силами. За час этим способом можно было получить до 400 м3 водорода, но способ был чрезвычайно неэкономичным. Чтобы получить кубометр 90 г водорода, нужно было израсходовать 2,5 кг химикатов плюс бензин. А зимой 1941-1942 года бензин с точностью до 100 граммов выдавали только на боевую работу. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт нашего полка, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях. А за один боевой подъем всех аэростатов полка AЗ сжигалось около 1,5 тонн бензина. Его тратили автомобильные лебедки. Шелищ внес предложение не выбрасывать на воздух отработанный водород, а использовать его в качестве топлива для автомобильных двигателей. Борис Исаакович не только внес предложение тогда не принято было много писать , но и оборудовал автолебедки необходимыми приспособлениями, продемонстрировал их в работе. Командиры и инженеры полков, собравшиеся на совет, видели, как Шелищ подсоединил шланг и включил двигатель лебедки. Хотя была зима, двигатель легко запустился, работал мягко и устойчиво. Конечно, и после этих испытаний у нас оставались сомнения, не выйдут ли из строя двигатели, хватит ли их ресурса и т. Решили сначала в каждом полку оборудовать таким образом по пять постов и после десяти подъемов принять окончательное решение. Шли на риск, но риск себя оправдал. Шелищ ввел дополнительно в двигатель капельную подачу воды, что смягчило процессы горения. После этого - весь 1942 год и позже - автолебедки постов AЗ работали на отработанном водороде, выпущенном из аэростатов. Они служили до конца войны; только в Ленинграде благодаря изобретению Б. Шелища было сэкономлено около ста тонн бензина. Талантливый изобретатель был награжден орденом Красной Звезды. Я не видел Б. Шелища с 1944 года более 35 лет и удивился, когда неожиданно получил от него письмо. Он писал, что хотел бы повидаться и надеется на встречу - в День Победы - 9 мая 1982 года. Я был на этой встрече, но Бориса Исааковича, к сожалению, не увидел: он не дожил до нее. Смысл этой утвержденной Герингом операции был в уничтожении с воздуха кораблей Балтийского флота, вмерзших в лед на Неве и в Финском Заливе. Налет был дерзкий и неожиданный: впервые фашисты предприняли его средь бела дня. Самолеты шли волнами на высоте одного-двух километров. Наши истребители и зенитчики успели встретить эту армаду на подступах к городу и частично рассеять ее. Но 58 бомбардировщиков прорвались в воздушное пространство над городом, да еще на малой высоте. Нужно было по крайней мере заставить их подняться выше, не дать бомбить прицельно. И командующий армией ПВО генерал-майор Г. Зашихин отдал приказ: "Поднять аэростаты! Они сковали маневр противника. Фашистские стервятники, сбросив бомбы уже без прицеливания, вынуждены были набирать высоту, выходить из пространства над городом и попали в плотный огонь зенитной артиллерии. Артиллеристов поддержали наши истребители. Операция "Айсштосс" была сорвана. Боевые корабли, стоявшие на Неве, почти не пострадали. Потери фашистской авиации в этом бою - 25 сбитых и 10 подбитых самолетов. Это - из 58, прорвавшихся к городу. Командование противника вернулось к старой тактике ночных налетов. Они были частыми в этом апреле. Постам AЗ приходилось все время быть начеку. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но порой аэростатчикам приходилось воевать и в совсем иных условиях. Отряд под командованием лейтенанта В. Меншутина - 31 пост разместили на баржах. Баржи вывели в Финский залив и расставили их там на якорях. Поднимавшиеся с них аэростаты прикрывали гавань, порты, город со стороны залива, подходы к Кронштадту. Связь с постами - только по рации. Иногда баржи срывало с якорей и несло в открытое море - в сторону противника. В таких случаях выручали моряки. Они выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржой. Расчетам морских постов AЗ пришлось учиться, как от них уберечься. Лучшие стрелки расстреливали мины из винтовок. Выделялся снайперской стрельбой аэростатчик сержант Козлов. Трагедий, случаев гибели аэростатчиков было немало. Расскажу об одном из этих драматических случаев. В августе 1942 г. Находившийся на посту командир звена лейтенант Алексей Кузнецов бросился на помощь расчету. Аэростат взмыл вверх, унося с собою висящего на стропе офицера. Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис почти на месте. Мы навели с КП полка зенитный теодолит; было уже достаточно светло, и мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь. Физически сильный, спортсмен, он, подтягиваясь на руках, поднялся и закрепился у самого корпуса аэростата. Положение его усугублялось тем, что он был в летней гимнастерке, а на трехкилометровой высоте температура близка к нулю. Кузнецову удалось пробить ножом корпус аэростата; теряя газ, тот стал спускаться вниз, опустился в Неву. Но Нева в этом месте была не только водоразделом, но и линией фронта: на одной стороне были наши, на другой - оккупанты. Испытавший судьбу в поднебесье, имея наверное один шанс из тысячи, проявивший редкое мужество, наконец, спасший аэростат лейтенант Кузнецов до берега не доплыл. Его убили с вражеского берега пулеметным огнем. Аэростат прибило волной к нашему берегу...
Захлопнув книгу любимого писателя-фантаста, Борис Шелищ уже знал, что будет делать. То, что водород опасен, техник-лейтенант хорошо знал: он помнил катастрофу водородного «летающего Титаника 30-х годов» - дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического гиганта, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Трагедия над Нью-Йорком и гибель 100 человек широко освещалась в советской прессе. После того случая опыты по использованию водорода были прекращены. Изобретатели опасались, что при соединении водорода с воздухом образуется «гремучая смесь» и грянет взрыв. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Он вставил шланг от спущенного на землю аэростата во всасывающую трубу двигателя «полуторки» и пустил через него отработанный водород. Двигатель мгновенно завелся, но, когда экспериментатор добавил обороты, в выхлопной трубе раздался резкий хлопок. Взрывной волной Бориса выбросило из открытой кабины, что и спасло ему жизнь. К счастью, никто не погиб, но сам Шелищ получил серьезную контузию. Придя в себя, упрямый лейтенант продолжил работу над проблемой. Решением стал сконструированный им гидрозатвор. Это простейшее приспособление отсекало пламя от двигателя автомобиля. Поступающий газ как бы «пробулькивался» через воду, и тем самым устранялась опасность взрыва. Чертеж изобретения был представлен руководству, и техник-лейтенант получил разрешение на новый эксперимент. Спасительные огнетушители В назначенный день все руководство Ленинградской службы ПВО прибыло на испытательный полигон. Лейтенант Шелищ на глазах у командования подключил через сосуд, наполовину заполненный водой, шланг с поступающим водородом к двигателю. Несмотря на 30-градусный мороз, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и устойчиво работал. Многократные испытания гидрозатвора оказались успешными. Командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Уложиться в эти сроки можно было только используя готовый уже готовый материал. Что делать?! В поисках решения Шелищ прибыл на Балтийский завод. Безрезультатно обошел все цеха и, уже практически отчаявшись, заглянул на склад, где и обнаружил гору списанных огнетушителей. Их емкости идеально подходили для изготовления гидрозатворов. Это была блестящая идея: чего-чего, а недостатка в использованных огнетушителях в блокадном Ленинграде не было. В круглосуточном режиме заработали смены бригад слесарей и сварщиков. Они изготовили несколько сотен комплектов аппаратуры.
Аэростаты над Ленинградом: Записки инженера - воздухоплавателя
Будучи талантливым самоучкой, еще в довоенное время он сумел собрать легковую машину, которая служила ему средством передвижения между аэростатными постами для технического руководства. И в тяжелые дни, когда в Ленинграде закончился бензин, Борис Шелищ предложил альтернативу — использовать приспособленные к работе с аэростатами лебедки от лифта, работающие от электричества. Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии. Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки. Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации. Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент — 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем.
По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород. Роман Жюля Верна подсказал выход. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей. Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала — двигатель заработал сразу.
Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом.
Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара.
Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г.
Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород». Кстати, во время войны он даже ухитрился оформить а.
И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943—1944 годах».
И далее: «Вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности…» После Победы части аэростатов заграждения быстро расформировали. Из-за отсутствия «бросового» водорода его использование в качестве топлива для двигателей прекратилось. Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность.
Поражают сроки реализации его водородного проекта: всего за 10 дней на водород перевели 200 грузовиков, при величайшей надежности техники. За всю войну из-за утечек водорода взорвалась всего одна машина из 500. А ведь для изготовления гидрозатворов пришлось использовать все, что было под руками, — корпуса огнетушителей, водопроводные трубы… После войны Борис Исаакович вернулся к своему блокадному изобретению лишь в середине 70-х, когда получила широкое признание концепция «водородных» перспектив в мировой энергетике и стало известно о ведущихся с 1969 г.
Немецкий бомбардировщик уже выходил из боя и летел на высоте около трёх километров, когда врезался во второй трос «тандема» — и потерпел катастрофу. Готовый к запуску аэростат заграждения перед Большим театром в Москве. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов противника. Возвращаясь к теме эффективности аэростатов в борьбе с крылатыми ракетами V-1 и V-2, стоит сказать, что аэростаты были последним рубежом обороны Лондона от ФАУ.
Суть в том, что зенитные орудия достаточно эффективно действовали против самолётов, но ФАУ были быстрее — и незаметнее. Да, запущено их было в сравнении с авиабомбардировками не так много, но разрушения они вызвали весьма ощутимые. А лондонские аэростаты, висящие над важнейшими объектами, да и просто над жилыми кварталами, приняли на себя 231 ракету V-1! Конечно, истребители и зенитные войска уничтожили гораздо больше ракет, нежели аэростаты, но каждая сбитая ракета — это спасённые жизни. Как ни странно, сегодня мы смело можем утверждать, что аэростаты заграждения могут остановить даже современную ракету типа «Томагавк» — либо приняв на себя часть удара, либо перерубив её тросом. Собственная масса троса и масса бомбы если таковая была — вот и всё. Поэтому по объёму они были меньше аэростатов наблюдения и прочих «собратьев».
Эффективнее было «развесить» большое количество малых аэростатов, нежели несколько больших. Максимальная высота подъёма равнялась 2500 метрам — именно поэтому использовались «многоэтажные» аэростаты, так называемые тандемы. Участок троса, укреплённый на земле, нёс на себе первый аэростат; к нему уже крепился новый участок троса, который держала следующая «подушка». Таким образом, потолок аэростатного заграждения можно было поднимать до 4500 метров! Перерубленный тросом фюзеляж ракеты V-1. Уникальной конструкцией являлись два аэростатных поста типа «триплет», использовавшиеся над Ленинградом. Три невзаимозаменяемых аэростата, прицепленных последовательно друг к другу, позволяли поднять потолок до 6300 метров!
К сожалению, подобный опыт был единственным, поскольку в то время не существовало антиобледенительных смазок — и это серьёзно мешало эффективной работе аэростатов. Помимо того, их было крайне сложно запускать и возвращать обратно на землю. Триплеты прослужили с октября 1941 по сентябрь 1942 года. Ввиду несовершенства конструкции ракета V-1 была скорее оружием устрашения, чем реальной угрозой. В Англии основным аэростатом заграждения времён Второй мировой войны был MK-VII, разработанный в 1938 году на базе наблюдательного аэростата. В целом одна дивизия ПВО могла прикрыть аэростатами заграждения до 75 км2. Например, в Ленинграде в первые же дни войны было развёрнуто 328 постов аэростатов заграждения, объединённых в три полка.
Этого хватало для покрытия почти всего города, а заодно территории Финского залива и Кронштадта. Пост состоял из 12 военнослужащих: 10 рядовых, командир и моторист. Обычно на попечении поста был один или два аэростата. На посту хранили около 500 м3 водорода в тонких оболочках: расходы были огромными, ведь даже в случае, когда аэростат не получал «травм», раз в месяц газ в нём нужно было полностью заменять. Транспортировка газа для аэростата в мягкой полости. Английские войска вернулись к аэростатам заграждения в 1936 году — когда война ещё не началась, но ситуация уже накалялась. Были разработаны планы и стратегия использования АЗ для обороны Лондона, если таковая потребуется.
В марте 1939 года над Лондоном был запущен первый аэростат: война ещё не была объявлена, но её флюиды витали в воздухе. А 28 июля 1939 года был открыт знаменитый впоследствии RAF 17 Balloon Centre в городе Халл: именно отсюда английские аэростаты отправлялись на защиту страны. К 1940 году над Великобританией парило 1500 аэростатов, из них более трети — над Лондоном.
Уже в 1944 году первые вернувшиеся из эвакуации специалисты «Ленгидэпа» трудились над проектами восстановления разрушенных в ходе боевых действий советских ГЭС — Нижне-Свирской и Днепровской. Из бережно сохраняемых в архиве и музее АО «Ленгидропроект» экспонатов на выставке, помимо фотографий, представлены книга дежурств МПВО Ленгидэпа за сентябрь 1941 — январь 1942 года, медаль «За оборону Ленинграда», альбом проектов восстановления и строительства новых ГЭС Ленинградской области и Карелии.
Веденеева Андрей Мирзаев предоставил из своей коллекции для выставки несколько значков, выпущенных к юбилеям организаций, обеспечивавших Ленинград электроэнергией в годы блокады. Первыми посетителями выставки стали участник церемонии открытия Энергетического форума заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Алексей Ересько, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Кропачев и генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.
Блокада Ленинграда
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли | Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. |
Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде | Мастер приглашает в гости | Дзен | Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. |
Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны | Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. |
Аэростаты в блокадном ленинграде (57 фото) | Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941. |
Забытые герои | Водородный лейтенант — Всё о Второй мировой | Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. |
Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
27 января 2024 исполняется 80 лет. Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году.
«Таинственный остров» Бориса Шелища. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.
Жители блокадного Ленинграда набирают воду из пробитого при обстреле водопровода. Аэростаты противовоздушной обороны на Невском проспекте в дни блокады Ленинграда. Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ. (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом).