Новости ая софья стамбул мечеть

Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. В мечети Айя-София в Стамбуле в ночь на 2 апреля прошел первый за последние 88 лет таравих-намаз. Кроме того, план Малой Айя-Софии взял за основу знаменитый османский архитектор Мимар Синан при строительстве мечети Рустем-паши. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью.

«Оставит след в истории, как Путин»: почему Эрдоган сделал Айя-Софию мечетью

Elmar Ablayev: А вы знаете, что Ай-София не была переделана османами в мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи. Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея.

Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Это поссорит его с христианскими странами

Эти двери расположены чуть поодаль от главного входа и ведут в один из трех нефов некогда христианской базилики. Волею судеб буквально через несколько дней после публикации новости о повреждениях я оказалась в Стамбуле и вечером уже стояла перед Святой Софией, или, как ее теперь называют, мечетью Айя София. В прошлые годы я несколько раз бывала в этом величественном храме-музее. Один из визитов — с патриархом Кириллом, который после своего избрания на предстоятельский престол посетил Константинопольский патриархат в июле 2009 года. Тогда же нам устроили долгую и подробную экскурсию по знаменитому собору. Мы неспешно обходили все нефы, поднимались на хоры верхней галереи, рассматривали частично утраченные исторические мозаики. Тогда впервые столь близко я увидела знаменитое панно «Последний суд», где в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род.

Дотронуться до Плачущей колонны, которую еще называют колонной Святого Григория. Ее нижняя часть покрыта медными пластинами. Считается, что если загадать желание, просунуть большой палец в небольшое углубление в пластинах и прокрутить ладонь три раза по кругу, не отрывая от поверхности медных листов, то можно ощутить влагу — и тогда задуманное сбудется. Удалось нам постоять и около омфалиона, который символизирует «пуп земли». Здесь некогда находился трон императора. Именно у омфалиона один из священников патриаршей делегации неожиданно пропел «Аллилуйя». Звук вознесся к 30-метровому в диаметре и 56-метровому в высоту куполу и потом отразился чуть ли не во всех уголках строения.

Пройти в глубь молитвеннного зала могут только мужчины. Фото автора В последний раз музей Святую Софию я посетила в 2015 году. Был ноябрь, дождливый день, и храм был почти пуст. Незадолго до того вышел роман Дэна Брауна «Инферно».

В прошлые годы я несколько раз бывала в этом величественном храме-музее. Один из визитов — с патриархом Кириллом, который после своего избрания на предстоятельский престол посетил Константинопольский патриархат в июле 2009 года.

Тогда же нам устроили долгую и подробную экскурсию по знаменитому собору. Мы неспешно обходили все нефы, поднимались на хоры верхней галереи, рассматривали частично утраченные исторические мозаики. Тогда впервые столь близко я увидела знаменитое панно «Последний суд», где в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Дотронуться до Плачущей колонны, которую еще называют колонной Святого Григория. Ее нижняя часть покрыта медными пластинами.

Считается, что если загадать желание, просунуть большой палец в небольшое углубление в пластинах и прокрутить ладонь три раза по кругу, не отрывая от поверхности медных листов, то можно ощутить влагу — и тогда задуманное сбудется. Удалось нам постоять и около омфалиона, который символизирует «пуп земли». Здесь некогда находился трон императора. Именно у омфалиона один из священников патриаршей делегации неожиданно пропел «Аллилуйя». Звук вознесся к 30-метровому в диаметре и 56-метровому в высоту куполу и потом отразился чуть ли не во всех уголках строения. Пройти в глубь молитвеннного зала могут только мужчины.

Фото автора В последний раз музей Святую Софию я посетила в 2015 году. Был ноябрь, дождливый день, и храм был почти пуст. Незадолго до того вышел роман Дэна Брауна «Инферно». Один из поворотных моментов книги происходит в Святой Софии. Помню, тогда я просто бродила по храму и пыталась соединить прочитанное с тем, что видела тогда.

Теперь туристы по туннелю смогут попасть на второй ярус прежде он был закрыт , где расположена галерея, и осмотреть оттуда фактически всю мечеть, при этом не помешав богослужениям. Согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг.

В итоге в июле 2020 года госсовет Высший административный суд Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. А президент республики Реджеп Тайип Эрдоган распорядился начать там богослужения первый намаз был совершен 24 июля 2020 года. С этого момента вход в мечеть стал бесплатным. Смена статуса собора вызвала большое возмущение в православном мире. Однако власти Турции заверили, что его превращение в действующую мечеть не изменит его статуса как одного из объектов мирового культурного наследия. Мы подписываем протокол, в котором указано, что она будет охраняться как объект всемирного наследия в соответствии с международными стандартами", - заявил тогда Эрсой. А Эрдоган пообещал, что Собор Святой Софии будут 24 часа в сутки охранять 500 сотрудников службы безопасности.

В 2022 году храм посетили 13,6 миллиона человек. Данные за прошлый год пока не обнародованы. В прошлом году в Айя-Софии начались реставрационные работы. Внутри были установлены камеры видеонаблюдения, противопожарная система и система оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Второй — для мусульман, направляющихся в главный зал на первом этаже для соверше ния нама за. Некоторых россиян возмущает, что по входному билету можно пройти только на верхний уровень. Посмотреть же большой зал, где проходят мусульманские службы, путешественникам удастся только сверху.

Впрочем, по последней информации, мусульмане из других стран имеют право бесплатного прохода в мечеть во время намаза. Другой минус, отмеченный туристами в соцсетях, — гидам запрещено проводить экскурсии в мечети, организованных групп внутри больше не будет. Вместо экскурсовода посетителям предложат послушать аудиогид: он записан на 23 языках и будет доступен бесплатно через Wi-Fi.

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

Сегодня все это уже недоступно для осмотра. Осмотр собора В храм-мечеть ведет вход со стороны площади Султанахмет, выхода 2: назад на площадь и на соседнюю улицу мимо туалетов. Кстати, после осмотра храма не спешите покидать территорию. Вокруг разбросано много археологических находок, среди которых есть и барельефы с предыдущих версий храма. Вход внутрь собора через не особо примечательную внешнюю паперть из которой вы попадете в нартекс. Здесь уже можно лицезреть невероятно красивую мраморную облицовку стен, а также золотистые мозаики на потолке.

Их оставили! Тут вам нужно будет расстаться с обувью и попасть в сам храм, либо через центральные императорские ворота, либо через менее помпезные соседние двери. Кстати, обувь можно оставить и не прямо у входа, а в других шкафчиках, что расположены внутри храма. Пусть это и мечеть, но для нас то ведь это же храм! То, что собор представляет собой 3-х нефную базилику замечают лишь немногие.

Отчетливо это стало заметно сейчас, когда в боковые двери перестали пускать. Крайние двери и входы предназначены для женских молитв. Что можно увидеть в храме Итак, 2-й этаж с его мозаиками и мраморными дверьми нам не доступен. Нельзя осмотреть и чудные галереи. Кстати, любимая китайскими «паломниками» Колонна желаний с отверстием для выкручивания большого пальца, также находится в запретной для туристов зоне.

А что же посмотреть сегодня? Прежде всего это чудесные колонны из разноцветного мрамора. Они были завезены в Константинополь из Бальбека, Ливана. Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.

Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона — Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара. Раньше для осмотра был доступен весь мраморный пол, выполненный из огромных плит. Сегодня куски мрамора не укрыты коврами лишь на входе мраморный порог и в центре собора — Императорское место. Это «Пуп Земли», где стоял император во время коронации. По бокам в малых кругах ютились приближенные.

Еще одна примечательная деталь, бросающаяся в глаза — это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги. Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3 мм в день. Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо — урна духовного очищения. Примечательно то, что привезена она была из древнего города Пергамона, подробнее об этом городе в облаках читайте здесь.

Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо?

Львиную долю богатства также присвоила себе Венецианская республика. Известная Туринская плащаница с негативным отображением лика Христа , была украдена из Константинополя крестоносцами. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. До строительства Голубой мечети , Айя София 165 лет была главной мечетью Османской империи.

Поэтому здесь вы найдете захоронения 5 султанов. Для 3-х из них есть отдельные мавзолеи, а 2-е покоятся в бывшем Баптистерии. Бытуют слухи, что под собором находится огромная цистерна с запасами воды. Слухи решили проверить турецкие исследователи. Здесь можно почитать, что же они там нашли.

Где находится и как добраться Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: Голубая мечеть и Дворец Топкапы , Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет. Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий. Для ориентации на местности я рекомендую статью «Районы Стамбула». Если у вас жилье не рядом с площадью Султанахмет, то вам нужно знать о трамвае Т1. Его маршрут охватывает львиную долю главных достопримечательностей Стамбула.

Для ориентации на местности вот карта Google maps. Информация для посетителей Раньше никаких проблем, кроме очередей не было. Купил билет и валяй, наслаждайся. Но сейчас есть пару нюансов. Входные билеты: Собор Святой Софии снова стал мечетью и вход стал бесплатным.

Но теперь нужно, как и в случае с Голубой мечетью , сверяться с намазами, на время которых вход воспрещен. Режим работы с 9. Но можно просочиться и раньше, если не размахивать фотиками. Официальный сайт: ayasofya, расписание намазов смотрите здесь Вход в мечеть: со стороны площади Султанахмет. Полезно знать Если у вас есть такая возможность, зайдите в собор в погожий денек, чтобы не только разглядеть все в солнечном свете, но и застать левитацию купола.

Учтите, что как и раньше днем туда скапливается нехилая очередь. Не хотите толкаться? Приходите к открытию или после 20. Слева от входа над 2-м этажом в медальонах можно разглядеть 3-х святых! И они не замазаны штукатуркой!

Что за святые, я не разглядел, но справа их нет! Найдете их сами? Друзья, на этом у меня все.

На фоне международной реакции в связи со статусом собора Святой Софии Анкара говорит, что проблема является внутренним делом, пишет издание Sabah Daily. Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил на прошлой неделе, что обвинения, выдвигаемые против Турции из-за Айя-Софии, прямо направлены против суверенитета страны. В 1453 году после захвата Константинополя турками собор был переделан в мечеть, но с 1935 года, согласно декрету Ататюрка, получил статус музея. Напомним, что Госсовет завершил 2 июля слушания по вопросу о том, останется ли Айя-София музеем или превратится в мечеть. Тогда СМИ сообщали, что окончательный вердикт будет вынесен в течение 15 дней,и последнее слово остается за президентом Эрдоганом. Реджеп Тайип Эрдоган ранее высказывался за возвращение собору Айя-София статуса мечети.

Причем он увязал превращение собор в мечеть с признанием Соединенными Штатами Иерусалима в качестве столицы Израиля.

Днем ранее Госсовет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора на мечеть. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал музеем и был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

Ататюрк перевернулся в гробу! Какой Айя-София была до и какой стала после, и почему Ататюрку не спокойно в могиле - читайте далее. Дело было лет 800 назад, когда свергнутая византийская династия Комнинов при военной поддержке Грузинского царства на этом месте вы слышите гудок походного рожка заняла византийское Причерноморье и провозгласила создание Трапезундской империи 1204 г. Общий вид трабзонской Айя-Софии. Слева - западный портик, справа - южный. Плана храма по ссылке Два с половиной века спустя Трапезунд был покорён османами; последний император, уступивший город без боя, и семь его сыновей были торжественно препровождены в Стамбул и вскоре все до одного задушены, а оставленная своими покровителями Айя-София по указу османского султана Мехмеда II Завоевателя была трансформирована в мечеть. Барельефы южного портика храма Некоторые могут увидеть в этом убийстве некую предвзятость... Но её на самом деле не было.

Если бы в то время существовал фейсбук или твиттер, на страничке Мехмеда II мы бы смогли найти, например, запись примерно следующего содержания: Сегодня приказал задушить своего шестимесячного брата. День прошёл неприметно.

Как известно, вслед за заявлением Святейшего Патриарха Кирилла с обращением выступила Государственная Дума Российской Федерации, но оно также было проигнорировано. Сейчас в некоторых околоцерковных средствах массовой информации на Украине и в России высказывается мысль, что через это решение турецких властей Бог наказал Патриарха Варфоломея за раскол мирового Православия. Я с этим никак не могу согласиться, потому что удар нанесен не по Патриарху Варфоломею и не по Константинопольской Церкви, а по всему мировому Православию и по всему христианству. Когда в 1934 году Мустафа Кемаль Ататюрк принимал решение о музейном статусе храма Святой Софии, его целью было превращение Турции в светское государство, символом которого и стал музейный статус Святой Софии. Сегодняшнее решение, несомненно, принято под влиянием радикальных исламистов, которые набирают силу в современной Турции.

Полагаю, мы не должны входить в дискуссию относительно внутреннего положения этой страны, однако очевидно, что сегодняшнее решение скажется негативным образом и на отношении нашего народа к турецкому народу, и на межрелигиозных отношениях. На протяжении уже целого ряда лет у нас существует диалог с Управлением по делам религий Турции, а именно в ведение этого учреждения Госсовет Турецкой Республики передал сейчас храм Святой Софии. Конечно, мы будем поднимать имеющиеся у нас вопросы в диалоге с Управлением по делам религий Турции, однако судя по атмосфере, в которой принималось сегодняшнее решение и велась его подготовка, судя по звучавшим при этом высказываниям, турецкие власти к диалогу не готовы и на него не настроены. Конечно, мы будем продолжать попытки возвратить храм Святой Софии к тому статусу, в котором он находился в последние десятилетия. Этот нейтральный статус в большей или меньшей степени всех устраивал как некий компромисс, и то, что сейчас компромисс оказался нарушен, воспринимается как возвращение ко временам Средневековья, как напоминание о тех бедствиях, которые пережили православные народы под турецким владычеством.

Фото Reuters В конце 2022 года в греческих СМИ прогремела новость: турецкий археолог обнаружил очередные повреждения в соборе Святой Софии в Стамбуле, который в 2020 году по распоряжению президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана был превращен из музея в действующую мечеть. Ученый Омер Фарук Явашчай утверждал, что на «дверном коробе», расположенном под «жертвенной» мозаикой, он увидел «двусторонние повреждения».

На опубликованных фотографиях действительно видны следы частичной утраты бронзовых пластин, которыми обиты дверные створки. Правда, понять, о каких именно вратах идет речь, оказалось непросто. В соборе как минимум две похожие двери расположены под мозаиками. Есть так называемые Царские врата, на тимпане которых изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. На других вратах можно увидеть Богоматерь и византийских императоров Константина Великого и Юстиниана I, приносящих Марии в дар город Константинополь и собор. Эти двери расположены чуть поодаль от главного входа и ведут в один из трех нефов некогда христианской базилики. Волею судеб буквально через несколько дней после публикации новости о повреждениях я оказалась в Стамбуле и вечером уже стояла перед Святой Софией, или, как ее теперь называют, мечетью Айя София.

В прошлые годы я несколько раз бывала в этом величественном храме-музее. Один из визитов — с патриархом Кириллом, который после своего избрания на предстоятельский престол посетил Константинопольский патриархат в июле 2009 года. Тогда же нам устроили долгую и подробную экскурсию по знаменитому собору. Мы неспешно обходили все нефы, поднимались на хоры верхней галереи, рассматривали частично утраченные исторические мозаики. Тогда впервые столь близко я увидела знаменитое панно «Последний суд», где в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Дотронуться до Плачущей колонны, которую еще называют колонной Святого Григория.

Ее нижняя часть покрыта медными пластинами. Считается, что если загадать желание, просунуть большой палец в небольшое углубление в пластинах и прокрутить ладонь три раза по кругу, не отрывая от поверхности медных листов, то можно ощутить влагу — и тогда задуманное сбудется. Удалось нам постоять и около омфалиона, который символизирует «пуп земли».

А превращение «Айя-Софии» в мечеть является утверждением завоевания. Разве он должен был сохранить мозаики из соображений «мол, пусть не утруждаются, когда будут «Айя-Софию» вновь превращать в церковь»? Сказали, «разве может быть мечеть закрыта?

Это решение передало всю инициативу в отношении «Айя-Софии» в руки крестоносцев. К тому же «временное закрытие», действующее и по сей день, является их инициативой. Вторым критическим шагом является отчет «музейной комиссии» от 27 августа 1934 года, в котором было сказано: «Мечеть закрывается для поклонения, будет создан «Музей Византии». Единственный христианин из этой комиссии, куратор Стамбульского музея профессор Унгер, сказав «продолжение поклонения будет способствовать лучшему сохранению храма», выступил в оппозиции к решению и настаивал на том, чтобы мечеть оставалась открытой. Министр образования Абидин Озмен, руководивший «содержательной» частью операции «музей», сказал: «Все, вплоть до президента, выступили против закрытия мечети, однако, как ни странно было исполнено решение «закрыть», которое было отвергнуто комиссией». Третьей и завершающей стадией предательства стало превращение «Айя-Софии» в «музей» и незаконное закрытие мечети 24 ноября 1934 года в результате «разделения обязанностей» в кабинете министров, возглавляемом Инёню в рамках сотрудничества с Уиттимором.

На «Айя-Софию» повесили «отметку о казни» 10 декабря 1934 года те, кто на решетках мечети «Айя-София» увидели табличку «Музей закрыт до конца ремонтных и классификационных работ», вздрогнули. Табличка напоминала обычную «отметку о казни», которая висела на шее людей, вздернутых на виселицах в период диктаторства республиканской народной партии. Вместе с надписью на двери и так закрытой для поклонения «Айя-Софии» был повешен «замок», ведь «казнь мечети» происходит именно таким образом… Ковры «временно» закрытой мечети были распределены направо и налево, наподобие имущества тонущего корабля. Подсвечники были отданы на переплавку. Мечеть «Айя-София» во время открытия 1 февраля 1935 года уже была музеем «Айя-София»… Мечеть «Айя-София» в результате крестового похода, руководимого Уиттимором, была «незаконно» закрыта. Решение кабинета министров от 24.

Следовательно, это решение не имеет статуса «официального документа». Но на практике оно было исполнено так, как будто оно имеет официальный статус. Так завершилась операция. Впоследствии, через год 15 ноября 1935 года , в рамках принятых законов под ерундовыми предлогами об «излишках» многие мечети были проданы по объявлениям в газете. Из-за операций, годами проводимых против ислама, они не оставили джамаата, который мог бы ходить в мечеть, и в этой ситуации каждая мечеть находилась в ситуации «излишка». Дошло до того, что даже печатный орган республиканской народной партии «Джумхуриет» возмутился тем, что мечети превращаются в сараи для скота.

Они также хотели превратить такое произведение архитектуры, как мечеть Султанахмет, в «национальную библиотеку». После этого в течение двух лет 1943—1945 там были организованы солдатские казармы и туалет. Даже если это решение и является подлинным, кроме формальностей это не имеет никакого значения. Закрытие мечети «Айя-София» является «Крестовым походом», начатым в 1918 году Англией и завершенным в 1931 году Америкой. То есть это показатель «суверенитета». Крестовый Запад, используя «слабость Анкары», нашими же руками запер «Айя-Софию» и наш суверенитет за железными решетками.

Мечеть «Айя-София» была символом священного завоевания, обещанного нашим Господином Пророком. С этой точки зрения, она была зеницей ока всех наших падишахов. Так как уважение к мечети «Айя-София» было проявлением решительности в воле к завоеванию.

В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk.
«Завоевание Константинополя 2.0»: Айя-София стала мечетью | Статьи | Известия Всего 79 фото Айя-София побудила меня разместить в этом посте все что связано с тайнами и мистикой Софийского собора.
Христос и Богоматерь приглядывают за правоверными в Святой Софии / / Независимая газета Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил праздничный намаз в мечети Айя-София в Стамбуле.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов — РТ на русском Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула.
Айя-София будет мечетью: власти пообещали сохранить христианские иконы Не отметить сходства с собором Святой Софии невозможно: здание нынешней мечети фактически его миниатюра, так же выполненная из красного кирпича.

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

В османском периоде сооружение продолжало функционировать в качестве мечети. Сегодня Святая София - это третье по счету сооружение, возведенное на одном фундаменте, но каждый раз с несколько другим архитектурным решением, чем его предшественники. Строительство началось в 532 году и было завершено в течение пяти лет. Когда султан Мехмет Завоеватель завоевал город, он превратил его в свою имперскую мечеть с добавлением ряда османских архитектурных элементов. Наконец, мечеть была превращена в музей в 1935 году. Известный своими Имперскими и Мраморными Воротами, собор имеет 104 колонны, некоторые из которых привезены из древних городов. Шедевры музея которые стоит увидеть Собор очаровывает людей не только впечатляющим архитектурным дизайном, но и позолоченной, посеребренной, стеклянной, терракотовой и цветной мозаиками, 6-го века с цветочными и геометрическими мотивами. Также можно ознакомиться с тем, как повлияло на собор пришествие османской империи. Например, мозаичной тугрой султана Абдулмецида. А также восемью большими кругами, на которых можно увидеть труды известного каллиграфа Кадиаскера Мустафы Иззета.

Или с двумя громадными мраморными скульптурами, стоящими в боковых проходах.

В 2010-е светский статус святой Софии оказался под вопросом. Премьер-министр а затем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган многократно давал понять, что выступает за передачу здания верующим.

Решающие события развернулись в 2020-м году, когда сначала Высший административный суд, а затем Госсовет Турецкой республики дали согласие на превращение Айя-Софии в мечеть. Архитектура, убранство Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Это здание почти тысячу лет оставалось самым большим культовым сооружением в христианском мире до постройки католического кафедрального собора в Севилье в начале XVI века.

Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота. Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался.

Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью.

Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии [32] [33]. По описанию историка Дуки , они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы … Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли» [34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой [35].

Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований [10]. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение [36]. Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Султан Мехмед II , завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана [10] , после чего собор был обращён в мечеть , что потребовало пристройки четырёх минаретов [37].

Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо [10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой [38]. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре [it] в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном [de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения [40].

Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41]. Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком , Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана [41] , а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана [38] [47] [48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49].

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53].

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56].

В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58]. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60]. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган.

Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71].

Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе.

Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в.

Было отмечено, что Азербайджан и Турция поддерживали друг друга в самые сложные периоды своей истории. За последние 20 лет под руководством Президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция прошла большой и славный путь развития и завоевала авторитет в мире. На встрече было отмечено, что Азербайджан и Турция полны решимости и способны реализовать все национальные цели.

Отношения между Азербайджаном и Турцией достигли наивысшего уровня благодаря лидерам наших стран и находятся в стадии перехода в качественно новую плоскость по ряду направлений. На этом визит делегации ПЕА в Турцию завершился.

Голубая мечеть

  • Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Это поссорит его с христианскими странами
  • Кому на самом деле принадлежит собор?
  • Самое интересное в виде мозаики
  • В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
  • Краткая история собора Айя-София в Стамбуле

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья. Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула. Музей Айя-София в Стамбуле: подробное описание для туристов, история, фото + схема расположения самых интересных мозаик собора. Собор Святой Софии (Айя-София) в Константинополе указом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана превращен из музея в мечеть.

Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии

Сейчас же Айя София – мечеть, поэтому вход стал бесплатным, но появились ограничения: нельзя открыто одеваться, голова должна быть покрыта. Стоимость билета в мечеть Айя София (Святая София) является одной из самых высоких в Турции. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. КАЗИНФОРМ – Культовое сооружение в Стамбуле, мечеть Айя-София за второй год после открытия для богослужений мусульман приняла более 6,5 млн посетителей, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ».

В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 88 лет таравих-намаз

Собор Святой Софии, или мечеть Айя София в Стамбуле - 2024 - Travelry Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку.
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным Elmar Ablayev: А вы знаете, что Ай-София не была переделана османами в мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи.
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету.

Что посмотреть в Айя-София

  • Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
  • Многие туристы задаются этими вопросами, планируя самостоятельные туры в Стамбул.
  • В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
  • Айя-София опять стала мечетью | Пикабу
  • В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе |

Что еще почитать

  • Маленькая старшая сестра большой Айя-Софии
  • Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | Аргументы и Факты
  • подписаться на новости
  • Лента новостей
  • Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
  • Вход в Айя-Софию снова станет платным для иностранцев // Новости НТВ

Айя-София снова стала мечетью. Найден оригинальный способ избавиться от старинных фресок

Раньше, скорее всего, им было денег жалко, а теперь вход бесплатный, и они воспользовались случаем», — добавил религиовед. Министр культуры и спорта Греции Лина Мендони подчеркнула, что решение турецкого лидера отбросило Турцию на шесть веков назад 10 июля 2020 10 июля Эрдоган подписал указ о преобразовании собора Святой Софии в мечеть. Это решение позволяет проводить в здании мусульманские богослужения. Незадолго до этого Госсовет республики аннулировал решение от 1934 года о превращении собора в музей.

Почти тысячу лет собор оставался крупнейшим в христианском мире. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение 1934 года, в Айя-Софии возобновились богослужения , а вход в мечеть стал бесплатным для всех посетителей, включая туристов. До этого иностранцы могли попасть в мечеть по музейному абонементу или купив билет в кассе. В 2020 году он стоил 100 лир около 15 долларов.

Стены пяти проходов и обеих башен покрыты 3000 квадратных метров фресок, относящихся к XI веку. Мозаики Софии Мозаики Софии Ряд мозаик Софийского собора считаются шедеврами и служат наследием византийского искусства. Мотивами, использованными при создании мозаики, были в основном имперские портреты и изображения Христа. Апсида собора Одна из таких великолепных мозаик - мозаика апсиды, выполненная в IX веке, которая украшает купол за алтарем. Это изображение Девы Марии, сидящей на троне без спинки, с младенцем Иисусом на коленях. Ее сопровождает сверкающий золотой фон, который выбран намеренно для создания сильного контраста с темным цветом одеяния Марии. Иисус Пантакратор Другой шедевр - мозаика «Пантакратор». Это фигура Иисуса, расположенная на вершине Императорских ворот. Ее символика такова: Иисус благословляет мир правой рукой и несет Священные Писания в левой руке. Я - Божественный Свет». Христос Деисус Всемирно известная мозаика «Деисус», которая считается началом возрождения в византийском искусстве, расположена на западной стене северной галереи собора Святой Софии. Иоанн Креститель изображен с правой стороны, а Дева Мария - с левой стороны от Иисуса. Сам Спаситель мира находится в центре этого величественного важнейшего произведения византийского искусства. Апостолы и Отцы церкви Символическая сцена Апостолов, принимающих Причастие, раскрывает основную догму христианской религии. Фрески в нефе, трансепте Софийского собора тесно связаны с этой темой.

При этом противники Эрдогана требуют не политизировать вопрос. Да и большая часть населения — сторонники светской модели. Конечно, Эрдоган — религиозный человек, считающий, что ислам — правда в последней инстанции, но в Турции успешно проживают представители разных конфессий. Например, во время пандемии архиепископ Константинопольского патриархата Армении Саак Машалян, патриарх Варфоломей и представители иудейства внесли большой вклад в борьбу с коронавирусом. Эрдоган постоянно поздравляет их с Рождеством и Пасхой. Главный момент, который противоречит мысли о нетерпимости, это то, что до того, как собор был музеем, он являлся мечетью. Эрдоган просто вернул статус мечети, а не присвоил церковь. Турки напоминают, что благодаря им Айя-Софию удалось спасти и если бы архитектор Синан не поставил минареты, здание могло бы рухнуть. И даже когда мечеть превращали в музей, не смогли убрать минареты. Потому что негативная внешняя реакция, безусловно, консолидировала определенную часть населения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий