Как питаться и что нужно делать в первую неделю Великого поста 2024. Начать нужно с малого, чтобы пост не превратился в трагикомедию, когда люди постятся до посинения, сидят на одних сухарях, а потом за ними приезжает скорая.
Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься
Необходимо продолжить путь в дом первосвященников Анны и Каиафы, пройти в претор к Понтию Пилату и услышать страшные слова: «Распни, распни Его! На этом пути нам предстоит погребение вместе с Господом. И только после этого начнется воскресение нашей души. Только тогда наступит торжество добра в наших сердцах. И еще более утвердится наш душевный покой, когда мы, пройдя крестный путь, получим в день Пятидесятницы Духа Святаго. Вот что мы должны испытывать и испытываем на своем спасительном пути. Труден этот путь, но идти им необходимо. Идти, несмотря на тяготы и огорчения — и от ближних своих, и со стороны своих греховных привычек… Подчас мы даже не будем знать, как поступить. Но если мы будем ревностно держаться Христова пути и, призывая помощь Божественную, идти бесстрашно на Голгофу даже до спогребения со Христом — Господь ниспошлет нам Свою Божественную благодать, укрепит наши немощные силы, поможет преодолеть всякие греховные страсти и вместо них насадить добрые навыки, которые помогут нам достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем.
Что раскрывает притча о блудном сыне Человеку даны заповеди Божий, сохраняя которые, он тем самым стяжает себе благодатную жизнь. Но все горе в том, что не всегда человек ценит это богатство — исполнение Божественных заповедей, от которых питается его душа. Подчас приходят такие минуты, когда в человеке оскудевает любовь к своему Источнику жизни, любовь к своему Творцу, и тогда все то, что служит пищею духа человеческого, становится уже как бы в тягость ему. Он старается освободить себя, удалить, сбросить бремя заповедей Божиих и стать на самостоятельную стезю, жить так, как ему хочется. Иными словами, человек удаляет себя от Господа и идет в объятия греха. Вот это и есть начало падения. Итак, началом удаления из отеческого дома служит охлаждение любви к Богу. Человек старается сбросить с себя благое иго Христово и удалиться в страну далекую, в страну греха, где, как ему кажется, он будет веселиться и радоваться без конца.
Грех рисует в уме человеческом все сласти, все прелести мира. Он зовет, манит к себе. И человек, не разобравшись в этом обмане, оставляет пищу духовную и обращается к пище животной — ко греху. Вначале, пока он еще не расточил задатки благодати Святого Духа, он чувствует в себе силу, жизнь. Это подобно отломанной ветви. Ведь когда ветвь от здорового дерева отделяется, то она не сразу засыхает, а имеет в себе некие соки, полученные от древа. И некоторое время эта ветвь питается оставшимися соками. Ну а потом?
А потом наступает известный конец — засыхание. Вот то же самое происходит и с человеком греха. Человек оскудевает духовно. Все, что было дано ему чрез исполнение заповедей Божиих от Божественной благодати, все оскудевает, упраздняется, и человек постепенно духовно засыхает. В человеческом сердце образуется пустота. Эта ужасная греховная пустота не дает человеку ни минуты покоя. И тогда человек начинает метаться, искать разного рода развлечения, разжигая себя то похотью плоти, то гордынею, то злонравием, злобою, завистью, стяжательством и иными греховными делами. Но все это не приносит удовлетворения.
И если бы не милосердие Господне, то что сталось бы с нами, обольщенными кознями диавола?! Даже в грехе Господь не оставляет человека Своею милостью. Он в Своем Промысле имеет множество способов вернуть нас на путь истинный. Подчас это очень горькие лекарства: и трудные обстоятельства жизни, и болезни, и нужда… Но посылая всевозможные скорби, Господь пробуждает человека, стучится к нему: проснись, восстань, человек, ты находишься в опасности! Вот в какую область входит человек, оставивший пищу духовную и обратившийся к пище греховной. Он теряет духовную радость, опустошает себя и становится рабом греха. И если грех не окончательно истребит в человеке добрые начала, то всегда остается возможность пробуждения от сна греховного. Но бывает и так, что грех полностью порабощает человека, так что тот атрофируется, теряет чувство духовного восприятия и оказывается не способен ни к какой духовной жизни, ни к какому пробуждению.
Но если в человеческом сердце еще остается уголок доброй почвы, то на эту почву Божественная благодать бросает свое семя. И тогда-то наступает пробуждение. Как оно наступает? Как у евангельского блудного сына. Сказано: когда он изнывал от голода, то пришел в себя. Что это значит — прийти в себя? Это значит — осознать свое опасное положение, свое пагубное состояние. Пред человеком греха милостию Божией как бы открывается завеса, и он видит себя стоящим на краю пропасти, так что еще один шаг — и он неминуемо упадет в бездну и погибнет окончательно.
Вот это и называется прийти в себя. Когда это происходит, тогда человек начинает вспоминать о прежней благодатной жизни в отеческом доме. Заповеди Божий, которые казались ему некогда весьма тяжкими, теперь приобретают совершенно иную окраску и вызывают в памяти уже не горечь, а сладость. В такой момент созревает решимость. Решимость восстать и удалиться от пропасти. Это вторая ступень действия Божией благодати на душу человеческую. Затем наступает третья, спасительная ступень пробуждения — это та, когда блудный сын не только решился вернуться в отчий дом, но встал и пошел, то есть он уже победил в себе греховное рабство и с чувством глубокого раскаяния возвращается на круги своя. Вот каким образом совершается спасительное покаяние.
Вот что требуется от нас — возвратиться в отчий дом и молить Господа своего и Творца о прощении. Но помните: Господь принимает только искреннее раскаяние. Только в том случае, когда человек осознает свое грехопадение, смирит себя пред Творцом своим и воскликнет: «Отче, я согрешил на небо и пред Тобою, я уже недостоин называться Твоим сыном, потому что нарушил все Твои заповеди, расточил все, что Ты мне дал! Поэтому прими меня хоть в число наемников Твоих, чтобы мне трудиться и получать положенную часть пищи, вкушая которую я мог бы жить». Только в этом случае Господь возвращает нам светлые одежды. Вот что раскрывает, нам Святая Церковь в неделю о блудном сыне. Раскрывает, как человек, постепенно удаляясь от истины Божией, оказывается в области греха, раскрывает, как происходит пробуждение и возвращение в отеческий дом. И мне хочется, чтобы мы никогда не удалялись из отеческой ограды, чтобы иго Божие не было для нас тягостным.
Оно по существу и не тягостно. Разве мы не слышим голос нашего Божественного Спасителя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Вот он, истинный глагол Божий! Если мы будем выполнять заповеди Божии с любовью и ради любви, то иго Христово будет для нас легким. Тогда не уйдем мы в страну далекую, тогда не овладеет нами грех, тогда не нужно нам будет и возвращаться. Что такое покаяние Покаяние есть величайший дар Бога человеку — второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении.
Быв грешными — становимся святыми. Оно отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения. Покаяние не есть публичное самобичевание, но тяжелый и кропотливый внутренний труд по очищению сердца от нравственных нечистот, скопившихся там за время рассеянной, нерадивой, безблагодатной жизни. Покаяться — значит изменить образ жития, прежде всего «прийти в себя». Это значит увидеть в себе грех: в мысли, слове и действии, — осознать его, возненавидеть, а затем употребить благодатные церковные средства для искоренения его из своего существа. Утратив понимание истинной духовности, мы потеряли и здравое понятие об этом благе. Плод покаяния — исправление, перемена жизни.
Человек должен безжалостно, с корнями вырвать из души пороки и страсти, отвратиться от зла и неправды, приступить ко Господу и начать Ему Единому служить всеми силами души и тела. Кто кается и сознательно согрешает вновь, усугубляет вину, «обращаясь вспять» и попирая милосердие Божие. Иоанн Златоуст. Почему мы все нуждаемся в покаянии Напрасны и бесплодны будут самые возвышенные проповеди и призывы, самые мудрые и благонамеренные советы, если мы не сумеем деятельно приложить их к нашей сегодняшней жизни… Никто не знает, сколько еще отпущено нам, чтобы опомниться и исправиться, поэтому каждый, не откладывая, не медля, спроси себя: «Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не мое ли нерадение отлагает светлый миг воскресения? Покайтесь, пока не поздно! Невиновных нет — «все развратишися, непотребни быша».
Вот уже несколько лет, как по всем земным законам и человеческим расчетам Россия должна пылать в огне гражданской войны, гибнуть во мраке и гладе хозяйственной разрухи, безвластия, беззакония и хаоса. Что же удерживает ее от этой страшной судьбы? Наше рачение и предусмотрительность? Наша бдительность, мудрость, мужество? Наше единство, сила и верность долгу? Промысел Всеблагого Бога, попирая «чин естества», сокрушая неизбежность земных закономерностей и расчеты многоопытных губителей, хранит Русь на краю пропасти, милосердствуя о нашей слепоте и немощи, давая — в который раз! И что же? Пользуемся ли мы этим щедрым, незаслуженным даром?
Увы, мы ищем оправданий, усматривая причины произошедшего где угодно: в неблагоприятных исторических условиях, в предательстве вождей, в недостатках ближних, во внешнем влиянии — но только не в самих себе! Полно глумиться над истиной — Бог поругаем не бывает! Мы сами, со своими пороками и страстями: властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношением и маловерием, — причина всех бед! Да, злобная сила, жаждущая нашего уничтожения, обладает в современном мире огромной мощью и властью. Да, на службу ей был поставлен многовековой опыт разрушения, диавольское искусство растления и обмана. Но это не оправдание! Кто не чувствует за собой греха — заблуждается безмерно и пагубно. Виноваты все… Запомните все: не покаемся — не очистимся; не очистимся — не оживем душою; не оживем душою — погибнем.
О выборе своего пути ко спасению Задумаемся о своем выборе. Задумаемся и заглянем в свою душу — не создаем ли мы непроходимую пропасть между нами и Богом? Может, мы своим нерадением, своим невниманием к спасению атрофируем в себе чувство духовного восприятия и становимся неспособными воспринимать действие Божественной благодати? Если это действительно так, то каких горьких слез мы с вами достойны! Пока мы живем еще здесь, на земле, пока еще над нами простирается долготерпение Божие, пока не — поздно, уясним состояние духа нашего. И если сердце наше тянется к Богу, к святости и непорочности, то укрепим в себе этот спасительный выбор! Если же заметим, что в наше духовное состояние вкрадываются маловерие, сомнение и другие пороки, то убоимся мы этого! Убоимся гибельной бездны, в которой оказался богатый грешный человек, и, призывая себе помощь Божественную, да устраним, пока возможно, гибельную пропасть между нами и Господом!
Сделаем спасительный выбор не только умом, но и сердцем нашим! Как достичь спасения Спасение достигается постоянным исполнением заповедей Божиих. Вот мы и настроим самих себя к тому, чтобы исполнять Божии заповеди, преодолевая все трудности на спасительном пути. И тогда-то путь нашего спасения будет благопоспешетвующим. Тогда-то и милость Божия низойдет на нас, укрепит нас и сохранит от всякого зла. Тогда-то и мы достигнем вечной блаженной жизни во Христе Иисусе. Как научиться любить Бога Почему не устоял апостол Петр в любви ко Христу? Произошло это потому, что любовь к Богу в то время у апостола Петра была еще плотская.
Она еще не освятилась Божественной благодатью и не получила крепости от Божественной любви. А раз так — то и не было твердости в его решимости, в его намерении до конца шествовать за Христом на Голгофу. Любовь к Богу тогда только бывает настоящей, когда она основана на смирении, когда человек устраняет из своего сердца плотскую воображаемую любовь. В чем же выражается плотская любовь? Она выражается в необыкновенном самопроизводимом восторге. Человек напрягает в себе все свои силы к восторгу, возбуждает свою нервную систему, и при этом происходит вскипение крови, возникает необыкновенное воображение, пылкость. Пылкость и горячность крови и нервов — это и есть плотская любовь. Такая любовь не бывает угодной Богу, ибо она приносится на жертвенник гордости.
Такая любовь не долговечна, она быстро исчезает. Поэтому, чтобы иметь постоянную духовную любовь, необходимо любить Бога смиренно, кротко и стремиться к достижению любви духовной, которая успокаивает нервную систему, охлаждает порывы крови нашей и дает внутреннее успокоение в смиренном и кротком духе. Вот какова должна быть Божественная, или духовная любовь.
Окончание времени соблюдения поста ифтар наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговеться, а затем приступить к намазу. Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие! Намеренный приём пищи и курение Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу — такой пост будет считаться действительным. Интимная близость После совершения полового акта пост нарушается.
Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции мастурбации. Закапывание лекарства в нос и уши Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают. Проглатывание жидкости при полоскании горла При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, — попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши. Использование медицинских ингаляторов Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов. Намеренное вызывание рвоты Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным. Менструация В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает менструация , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.
Польза от соблюдения поста Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих. Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка с. И не войдет через эти врата никто, кроме них» хадис от Бухари и Муслима.
Он напомнил, что во время поста питание ограничивается: исключены продукты животного происхождения, то есть мясо, в том числе птицы, сливочное масло, смалец и прочие животные жиры, «молочка», яйца. Рыбу разрешено есть только в определённые дни, а вот морепродукты не оговариваются — чёткого запрета нет. Врач пояснил, что любые отхождения от привычного типа питания становятся стрессом для ЖКТ, именно поэтому и нужна подготовка к посту, да и в православном каноне она заложена — на это отведено три недели. Последняя неделя — Масленичная, или Сырная, когда ещё можно есть все молочные продукты, в том числе сыр и творог, а также яйца и рыбу, а вот мясо уже не разрешено. Ромасов предупредил, что перед постом желательно побывать у врача и узнать, нет ли противопоказаний к последующим ограничениям в режиме питания.
В современных реалиях мы говорим о посте как о воздержании от определенной пищи — мясных и молочных продуктов, яиц, рыбы и других. Причем современная версия поста весьма человеколюбивая», — объяснил А. В то же время важно понимать, что суть Великого поста — не сбросить вес и очистить свой организм, а возможность выйти из круга постоянного потребления и оторваться от земных забот. В обычной жизни нам нужен завтрак, обед, полдник, ужин, постоянно нужно что-то потребить в себя. Поэтому пост — некий выход из этого круга». Перед тем как начать поститься, следует взять благословение у священника — он подскажет, какие правила необходимо соблюдать в каждом отдельном случае. Особенно актуально это для тех, кто планирует держать пост впервые, поскольку отсутствие знаний может обернуться неудачей. Пост — это лекарство, которое помогает в борьбе с нашими грехами, и его надо применять правильно. Причем нужно быть на одной волне с Церковью. Она тоже постится. У нас полностью меняется строй богослужения — это очень красивые и длинные великопостные службы, которые настраивают нас на некий молитвенный строй. А если человек не ест мясо, но при этом не ходит в храм, то он просто веган», — поделился священник. Так, пост может быть ослаблен или отменен для беременных и кормящих женщин, болеющих людей и тех, кто временно не может позволить себе индивидуальное питание. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение. Я бы посоветовал каждому для себя взять какую-то простую духовную задачу на этот период. Например, можно постараться прочитать Евангелие или какую-либо другую духовную книгу. Можно помочь соседке-старушке почистить снег или оказать помощь многодетной семье», — предложил священник.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
Это совершенно безлюдная, выжженная местность. И в этой пустыне возвышается небольшая гора. Днём там дичайшая жара и укрыться негде, а ночью — страшный холод. И, конечно, Христу было там непросто держать пост. Постились и ученики Христовы, постились и первые христиане, и эта традиция дошла до нас», — делится священник. В Древней Руси так делали князья перед решающими сражениями. И не только князья, но и весь народ. Особой строгостью отличался пост перед Воскресением Христовым. Перед Пасхой нам надо поразмышлять над тем, для чего это событие случилось, почему Господь пришёл на эту землю, почему он пострадал. Почему все эти события, которые были на Голгофе и которые мы особенно вспоминаем на Страстной неделе, имели место», — рассуждает отец Игорь. Есть или не есть?
Ограничения в пище в дни поста — это не цель, а лишь средство для достижения цели — духовного роста. Об этом священники рассказывают своим прихожанам довольно часто, и всё же вновь и вновь поднимаются темы: что можно, а чего нельзя есть. Некоторые прихожане, особенно те, кто недавно приобщился к вере, отличаются особым рвением и могут определить для себя непосильную меру поста — например, вообще ничего не есть первые три дня или читать по несколько акафистов акафист — хвалебное песнопение, посвящённое Богу, Богородице, святым. Чтение одного акафиста может занимать до 40 и более минут. Ничем хорошим такая практика не закончится, говорит отец Игорь Подоситников. Более того, всё это сыграет на руку врагу рода человеческого, как принято называть нечистую силу. Ты у меня попостишься так, что мало тебе не покажется. Чтобы ты в другой раз даже и не думал об этом». То есть подбрасывает человеку всякие искушения. Это тоже надо понимать.
А как с этими искушениями бороться? Поэтому церковь и зовёт на исповедь, на причастие — потому что мы не сможем побороться с этими искушениями просто своими силами», — поясняет священник. Ноша должна быть посильной Как же поститься, чтобы благое дело не обратилось во зло?
Все это время он обходился без еды и без воды, дьявол подвергал его различным искушениям. Именно в честь этого периода времени и установлен Великий пост.
Все пищевые продукты, имеющие животное происхождение, в течение этих семи недель запрещены, то есть нельзя есть мясо, рыбу, яйца и даже любые молочные продукты. Правда, есть исключения в некоторые дни. Условно семинедельный пост можно разделить на две части: Четырехдесятница — это первые 42 дня поста. Изначально в это время пост соблюдали лишь язычники. Соблюдение поста было им необходимо для того, чтобы впоследствии принять христианскую веру.
Христиане же в период Четырехдесятницы вели обычный образ жизни. Страстная неделя — это последние 6 дней Великого поста. Раньше христиане соблюдали пост только в течение этой последней недели, перед Пасхой. Соблюдение поста во время Четырехдесятницы для христиан было введено в поддержку язычников. Считалось, что так им легче проходить это испытание.
Как правильно поститься? Полная информация о периоде поста поможет понять, как нужно правильно поститься. Для священнослужителей и истинных христиан правила следующие: Дважды за все время от пищи следует отказаться полностью. В чистый понедельник и в Страстную пятницу есть не разрешается. Три дня в неделю — в понедельник, среду и пятницу принимать пищу можно единожды в сутки.
Христиане делают это вечером.
Также всю неделю перед постом мясопустная неделя мясо уже не употребляется в пищу. Мясопустная неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда просят прощения у всех, кого обидели, даже если обида нанесена случайно. Получивший прощение христианин с облегчением входит в особые для души дни поста.
Календари Великого поста выпускает Православная Церковь, их много и в Интернете. В таких календарях постные ограничения расписаны по дням, указано, чему посвящена конкретная неделя поста. Завершается этот строгий пост праздником Пасхи. Что значит «поститься»?
Христианин в первую очередь соблюдает духовный пост. Воздерживается от ссор, недовольства, уныния, злословия, осуждения, пустословия и прочих грехов. Это самая тяжелая часть поста. Постящийся старается держать свои мысли, слова и действия под контролем, не нарушать заповеди.
Савицкий, «Инок» 1897 г. Источник: общественное достояние, hudojnik-peredvijnik. Также практикуется чтение Священного писания и жития святых. Христианин посещает богослужения, исповедается и причащается Святых Христовых Тайн.
Ограничения касаются и образа жизни. Отказываются от шумных мероприятий, пустых развлечений телевизор, компьютерные игры, походы в клубы и рестораны. Также соблюдается супружеский пост — воздержание от близости. Питание — очень скромное.
Поэтому, чем-нибудь еще вполне могут оказаться грибы, бобовые, кукуруза или орехи. А гречневая кашка, обжаренная с луком... А что же к чаю? На сладкое можно предложить целое разнообразие постных продуктов. Это и цукаты, и варенье, и мед, и изюм, и козинаки. Еще есть такое вкусное лакомство, как орехи в сахарной пудре.
Приготовьте сахарную пудру и поместите туда очищенные грецкие орехи на несколько дней. Обещаю, что ничего вкуснее вы и не ели. Одним словом, фантазируйте! Но конечно, в меру. Кстати сказать, достаточно популярной скоромной пищей стала соя, продукты из сои. В продовольственных магазинах имеется большой ассортимент сыров, майонеза, калорийных паст и даже соевого мяса.
Хочу заметить, что все это от лукавого. А проще - самообман. Ведь отказ от мяса - это не самоцель. А соевые продукты по калорийности не уступают ему, и так же загружают желудок, как и продукты мясного происхождения. Единственное, что можно позволить себе - это соевый соус. Овощные блюда с соевым соусом достаточно вкусны, питательны и не "загружают" желудок.
В подтверждение всего этого скажу, что многие православные священники против употребления соевых продуктов во время поста. Но, наверное, вы уже поняли, что для соблюдения поста недостаточно отказаться от скоромной пищи. Кроме этого следует: ограничить проявление эмоций, как положительных, так и отрицательных перестать злиться, не реагировать на негатив со стороны ограничить просмотр телепередач и художественных фильмов обратиться к господу и читать полагающиеся для поста молитвы. Еще следует воздержаться от выполнения супружеских обязанностей. Но это условие, непременное раньше, сейчас многие пытаются оспорить. Ведь в наше время постятся не все, и ваша половинка может достаточно скептично отнестись к тому, что вы соблюдаете пост.
То, что вы едите - это ваше дело, а постель-то общая. Конечно, этого недостаточно. Это лишь фон. В первую очередь, вы должны заглянуть в себя, разобраться в себе. Все эти пункты - это лишь то, что создает условия для Божественного оздоровления тела и души, а лучше сказать, исцеления. Но это не значит, что вы должны стать, как "не от мира сего".
Ведь пост происходит внутри вас, и он не должен сопровождаться бурными внешними проявлениями. И еще. Не стоит хвастаться тем, что вы поститесь. Лучше вообще об этом никому не говорить. Конечно, по возможности. Но и скрывать это тоже не нужно.
Близких стоит предупредить, но не в коем случае не заставлять их поститься вместе с вами. Пост - личное дело каждого из нас, и каждый решает сам, нужно ли это ему. Великий пост и божественное исцеление Вы думаете, что вот, пройдут эти 40 дней, и в долгожданную пасху мы прямо-таки накинемся на куличи и крашенные яйца? Нет, и еще раз нет. Если пост соблюдается правильно, и вы не превращаете его в простую голодовку, то голода и желания съесть мяса не появится. Более того, и душа и тело испытают настоящее блаженство, которое вряд ли можно с чем-то сравнить.
Его можно только испытать. Кстати сказать, встав на весы, вы заметите, что похудели. Но не это покажется главным. Чувство чистой души и чистого тела будет гораздо сильнее и важнее. Вы почувствуете, что именно во время поста вы жили, что именно сейчас для вас открылись истинная красота и истинные ценности.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Какие еще правила у Великого поста, как нужно питаться и что уже с этого дня запрещается делать – читайте в материале Проконсультируйтесь с врачом перед началом поста. Также большая просьба к тем, кто не соблюдает пост по определенным причинам, проявлять уважение к постящемуся: и не есть и не пить перед ним». Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста.
Великий пост-2024: как правильно подготовиться к самому главному и строгому посту
Поэтому, если вы нарушили пост, необходимо в этом покаяться и стараться в будущем держаться крепче. Из поста необходимо выходить аккуратно, особенно если вы держали полный пост (отказ от еды и воды), постарайтесь первые несколько дней употреблять в пищу лёгкие продукты и блюда, например: овощи и фрукты (морковь тёртая с яблоками), бульоны, каши. Тогда, вечером перед постом, обзванивая своих знакомых и друзей, чтобы попросить у них прощение, мы решаемся поститься и молиться.
Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания
В прямом и переносном смысле: если есть неразрешенные обиды, лучше бы с ними разобраться», — рекомендует Ильяшенко. Встречать Пасху нужно обязательно в обновленном доме. Этому поспособствует разбор вещей. Все ненужное настоятель храма советует отдать нуждающимся. Кроме того, в субботу перед Пасхой не следует делать следующее: Развлекаться, шуметь, слушать музыку, петь и танцевать; Праздновать день рождения, свадьбу или другие торжества; Выяснять отношения и ругаться, сквернословить; Заниматься домашними делами, рукодельничать; Охотиться и ловить рыбу, забивать скот и птицу; Брать в долг или отдавать что-то из своего дома; Посещать кладбище и поминать умерших. Ранее Сиб. Как освятить вербу в домашних условиях, а также что нужно делать в Чистый четверг, а что строго запрещено.
Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова.
Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели", - учил наш святой Тихон Задонский. Пост проходит правильно, если сердце откликается на добро Молитвы во время Великого поста Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й. Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров в пост она совершается по средам и пятницам.
Особое внимание - богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой поста. Как понять, правильно ли ты постишься Как понять, правильно ли ты постишься? Существует один критерий того, правильно ли проходит твой пост. Значит, постясь, надо себя проверять: сохранилась ли в тебе любовь к людям, даже если они, как назло, только и делают, что едят всякие вкусности прямо у тебя на глазах.
Но наш путь на этом не закончился. Мы последовали за Христом дальше.
Последовал путь учительства, когда мы должны были оправдать ту Божественную радость, ту Божественную благодать, которая посетила наши сердца в начале нашего подвига. Здесь мы, как в свое время апостолы, как и Христос, встретили всевозможные лишения, всевозможные трудные обстоятельства и начинали даже колебаться. Или, подобно маловерным последователям Господа, даже засыпали в минуту испытаний душевных. Но для того, чтобы восторжествовать над грехом, чтобы окончательно утвердилось в наших сердцах добро, требуется идти за Христом не только до Гефсиманского сада. Необходимо продолжить путь в дом первосвященников Анны и Каиафы, пройти в претор к Понтию Пилату и услышать страшные слова: «Распни, распни Его! На этом пути нам предстоит погребение вместе с Господом. И только после этого начнется воскресение нашей души. Только тогда наступит торжество добра в наших сердцах.
И еще более утвердится наш душевный покой, когда мы, пройдя крестный путь, получим в день Пятидесятницы Духа Святаго. Вот что мы должны испытывать и испытываем на своем спасительном пути. Труден этот путь, но идти им необходимо. Идти, несмотря на тяготы и огорчения — и от ближних своих, и со стороны своих греховных привычек… Подчас мы даже не будем знать, как поступить. Но если мы будем ревностно держаться Христова пути и, призывая помощь Божественную, идти бесстрашно на Голгофу даже до спогребения со Христом — Господь ниспошлет нам Свою Божественную благодать, укрепит наши немощные силы, поможет преодолеть всякие греховные страсти и вместо них насадить добрые навыки, которые помогут нам достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Что раскрывает притча о блудном сыне Человеку даны заповеди Божий, сохраняя которые, он тем самым стяжает себе благодатную жизнь. Но все горе в том, что не всегда человек ценит это богатство — исполнение Божественных заповедей, от которых питается его душа. Подчас приходят такие минуты, когда в человеке оскудевает любовь к своему Источнику жизни, любовь к своему Творцу, и тогда все то, что служит пищею духа человеческого, становится уже как бы в тягость ему.
Он старается освободить себя, удалить, сбросить бремя заповедей Божиих и стать на самостоятельную стезю, жить так, как ему хочется. Иными словами, человек удаляет себя от Господа и идет в объятия греха. Вот это и есть начало падения. Итак, началом удаления из отеческого дома служит охлаждение любви к Богу. Человек старается сбросить с себя благое иго Христово и удалиться в страну далекую, в страну греха, где, как ему кажется, он будет веселиться и радоваться без конца. Грех рисует в уме человеческом все сласти, все прелести мира. Он зовет, манит к себе. И человек, не разобравшись в этом обмане, оставляет пищу духовную и обращается к пище животной — ко греху.
Вначале, пока он еще не расточил задатки благодати Святого Духа, он чувствует в себе силу, жизнь. Это подобно отломанной ветви. Ведь когда ветвь от здорового дерева отделяется, то она не сразу засыхает, а имеет в себе некие соки, полученные от древа. И некоторое время эта ветвь питается оставшимися соками. Ну а потом? А потом наступает известный конец — засыхание. Вот то же самое происходит и с человеком греха. Человек оскудевает духовно.
Все, что было дано ему чрез исполнение заповедей Божиих от Божественной благодати, все оскудевает, упраздняется, и человек постепенно духовно засыхает. В человеческом сердце образуется пустота. Эта ужасная греховная пустота не дает человеку ни минуты покоя. И тогда человек начинает метаться, искать разного рода развлечения, разжигая себя то похотью плоти, то гордынею, то злонравием, злобою, завистью, стяжательством и иными греховными делами. Но все это не приносит удовлетворения. И если бы не милосердие Господне, то что сталось бы с нами, обольщенными кознями диавола?! Даже в грехе Господь не оставляет человека Своею милостью. Он в Своем Промысле имеет множество способов вернуть нас на путь истинный.
Подчас это очень горькие лекарства: и трудные обстоятельства жизни, и болезни, и нужда… Но посылая всевозможные скорби, Господь пробуждает человека, стучится к нему: проснись, восстань, человек, ты находишься в опасности! Вот в какую область входит человек, оставивший пищу духовную и обратившийся к пище греховной. Он теряет духовную радость, опустошает себя и становится рабом греха. И если грех не окончательно истребит в человеке добрые начала, то всегда остается возможность пробуждения от сна греховного. Но бывает и так, что грех полностью порабощает человека, так что тот атрофируется, теряет чувство духовного восприятия и оказывается не способен ни к какой духовной жизни, ни к какому пробуждению. Но если в человеческом сердце еще остается уголок доброй почвы, то на эту почву Божественная благодать бросает свое семя. И тогда-то наступает пробуждение. Как оно наступает?
Как у евангельского блудного сына. Сказано: когда он изнывал от голода, то пришел в себя. Что это значит — прийти в себя? Это значит — осознать свое опасное положение, свое пагубное состояние. Пред человеком греха милостию Божией как бы открывается завеса, и он видит себя стоящим на краю пропасти, так что еще один шаг — и он неминуемо упадет в бездну и погибнет окончательно. Вот это и называется прийти в себя. Когда это происходит, тогда человек начинает вспоминать о прежней благодатной жизни в отеческом доме. Заповеди Божий, которые казались ему некогда весьма тяжкими, теперь приобретают совершенно иную окраску и вызывают в памяти уже не горечь, а сладость.
В такой момент созревает решимость. Решимость восстать и удалиться от пропасти. Это вторая ступень действия Божией благодати на душу человеческую. Затем наступает третья, спасительная ступень пробуждения — это та, когда блудный сын не только решился вернуться в отчий дом, но встал и пошел, то есть он уже победил в себе греховное рабство и с чувством глубокого раскаяния возвращается на круги своя. Вот каким образом совершается спасительное покаяние. Вот что требуется от нас — возвратиться в отчий дом и молить Господа своего и Творца о прощении. Но помните: Господь принимает только искреннее раскаяние. Только в том случае, когда человек осознает свое грехопадение, смирит себя пред Творцом своим и воскликнет: «Отче, я согрешил на небо и пред Тобою, я уже недостоин называться Твоим сыном, потому что нарушил все Твои заповеди, расточил все, что Ты мне дал!
Поэтому прими меня хоть в число наемников Твоих, чтобы мне трудиться и получать положенную часть пищи, вкушая которую я мог бы жить». Только в этом случае Господь возвращает нам светлые одежды. Вот что раскрывает, нам Святая Церковь в неделю о блудном сыне. Раскрывает, как человек, постепенно удаляясь от истины Божией, оказывается в области греха, раскрывает, как происходит пробуждение и возвращение в отеческий дом. И мне хочется, чтобы мы никогда не удалялись из отеческой ограды, чтобы иго Божие не было для нас тягостным. Оно по существу и не тягостно. Разве мы не слышим голос нашего Божественного Спасителя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.
Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Вот он, истинный глагол Божий! Если мы будем выполнять заповеди Божии с любовью и ради любви, то иго Христово будет для нас легким. Тогда не уйдем мы в страну далекую, тогда не овладеет нами грех, тогда не нужно нам будет и возвращаться. Что такое покаяние Покаяние есть величайший дар Бога человеку — второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными — становимся святыми. Оно отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения.
Покаяние не есть публичное самобичевание, но тяжелый и кропотливый внутренний труд по очищению сердца от нравственных нечистот, скопившихся там за время рассеянной, нерадивой, безблагодатной жизни. Покаяться — значит изменить образ жития, прежде всего «прийти в себя». Это значит увидеть в себе грех: в мысли, слове и действии, — осознать его, возненавидеть, а затем употребить благодатные церковные средства для искоренения его из своего существа. Утратив понимание истинной духовности, мы потеряли и здравое понятие об этом благе. Плод покаяния — исправление, перемена жизни. Человек должен безжалостно, с корнями вырвать из души пороки и страсти, отвратиться от зла и неправды, приступить ко Господу и начать Ему Единому служить всеми силами души и тела. Кто кается и сознательно согрешает вновь, усугубляет вину, «обращаясь вспять» и попирая милосердие Божие. Иоанн Златоуст.
Почему мы все нуждаемся в покаянии Напрасны и бесплодны будут самые возвышенные проповеди и призывы, самые мудрые и благонамеренные советы, если мы не сумеем деятельно приложить их к нашей сегодняшней жизни… Никто не знает, сколько еще отпущено нам, чтобы опомниться и исправиться, поэтому каждый, не откладывая, не медля, спроси себя: «Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не мое ли нерадение отлагает светлый миг воскресения? Покайтесь, пока не поздно! Невиновных нет — «все развратишися, непотребни быша». Вот уже несколько лет, как по всем земным законам и человеческим расчетам Россия должна пылать в огне гражданской войны, гибнуть во мраке и гладе хозяйственной разрухи, безвластия, беззакония и хаоса. Что же удерживает ее от этой страшной судьбы? Наше рачение и предусмотрительность?
Наша бдительность, мудрость, мужество? Наше единство, сила и верность долгу? Промысел Всеблагого Бога, попирая «чин естества», сокрушая неизбежность земных закономерностей и расчеты многоопытных губителей, хранит Русь на краю пропасти, милосердствуя о нашей слепоте и немощи, давая — в который раз! И что же? Пользуемся ли мы этим щедрым, незаслуженным даром? Увы, мы ищем оправданий, усматривая причины произошедшего где угодно: в неблагоприятных исторических условиях, в предательстве вождей, в недостатках ближних, во внешнем влиянии — но только не в самих себе! Полно глумиться над истиной — Бог поругаем не бывает! Мы сами, со своими пороками и страстями: властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношением и маловерием, — причина всех бед!
Да, злобная сила, жаждущая нашего уничтожения, обладает в современном мире огромной мощью и властью. Да, на службу ей был поставлен многовековой опыт разрушения, диавольское искусство растления и обмана. Но это не оправдание! Кто не чувствует за собой греха — заблуждается безмерно и пагубно. Виноваты все… Запомните все: не покаемся — не очистимся; не очистимся — не оживем душою; не оживем душою — погибнем. О выборе своего пути ко спасению Задумаемся о своем выборе. Задумаемся и заглянем в свою душу — не создаем ли мы непроходимую пропасть между нами и Богом? Может, мы своим нерадением, своим невниманием к спасению атрофируем в себе чувство духовного восприятия и становимся неспособными воспринимать действие Божественной благодати?
Если это действительно так, то каких горьких слез мы с вами достойны! Пока мы живем еще здесь, на земле, пока еще над нами простирается долготерпение Божие, пока не — поздно, уясним состояние духа нашего. И если сердце наше тянется к Богу, к святости и непорочности, то укрепим в себе этот спасительный выбор! Если же заметим, что в наше духовное состояние вкрадываются маловерие, сомнение и другие пороки, то убоимся мы этого! Убоимся гибельной бездны, в которой оказался богатый грешный человек, и, призывая себе помощь Божественную, да устраним, пока возможно, гибельную пропасть между нами и Господом! Сделаем спасительный выбор не только умом, но и сердцем нашим! Как достичь спасения Спасение достигается постоянным исполнением заповедей Божиих. Вот мы и настроим самих себя к тому, чтобы исполнять Божии заповеди, преодолевая все трудности на спасительном пути.
И тогда-то путь нашего спасения будет благопоспешетвующим. Тогда-то и милость Божия низойдет на нас, укрепит нас и сохранит от всякого зла. Тогда-то и мы достигнем вечной блаженной жизни во Христе Иисусе. Как научиться любить Бога Почему не устоял апостол Петр в любви ко Христу? Произошло это потому, что любовь к Богу в то время у апостола Петра была еще плотская. Она еще не освятилась Божественной благодатью и не получила крепости от Божественной любви. А раз так — то и не было твердости в его решимости, в его намерении до конца шествовать за Христом на Голгофу. Любовь к Богу тогда только бывает настоящей, когда она основана на смирении, когда человек устраняет из своего сердца плотскую воображаемую любовь.
В чем же выражается плотская любовь? Она выражается в необыкновенном самопроизводимом восторге.
В середине III века в некоторых поместных Церквях уже стал появляться шестидневный пост. Он был связан с событиями Страстной недели. При этом некоторые христиане считали такой период слишком длинным и по-прежнему постились около сорока часов. Повсеместно к идее сорокадневного поста пришли уже в начале V века. С этого момента продолжительность «Четыредесятницы» в разных Церквях колеблется от 6 до 8 недель. Обязательным для соблюдения верующими Великий пост стал в IV—V веке.
Ранее, если христианин не соблюдал Великий пост, он мог быть даже отлучен от Церкви на некоторое время Фото: 1MI Сорокадневная продолжительность Великого поста связана с постом Христа в пустыне и постом пророка Моисея. Также 40 дней — это обычная длительность поста для тех, кто хотел принять крещение. Дело в том, что ранее крещение традиционно проходило на Пасху, и те, кому предстояло пройти таинство крещения, готовились к этому событию как раз те самые 40 дней. Остальные христиане старались причаститься во время «Четыредесятницы». Великий пост является самым строгим и продолжительным по времени для христиан, не зря, видимо, он так и называется — «Великий». Соблюдавшие его таким образом готовятся к покаянию и встрече Пасхи.
Великий пост — как правильно поститься?
Помните о своем здоровье Согласно православным канонам, не все должны поститься. От ограничения в пище освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, путешественники и те, кто занят тяжелым трудом. Начинать мы советуем с посещения лечащего врача и анализа крови, в том числе на микроэлементы. Во время поста часто снижается уровень железа, витамина В12 и йода. Возможно, врач посоветует вам поливитаминные комплексы или предложит рацион, который поможет поддержать здоровье.
Например, с нехваткой йода поможет справиться морская капуста, а с низким уровнем железа — гранат и гречка. При анемии, дефиците массы тела, холецистите и сахарном диабете поститься противопоказано. Если вы все же решитесь, то не рискуйте начинать пощение без обследований. Даже при отсутствии диабета важно следить за уровнем сахара в крови.
Его падение из-за ограниченного рациона опасно. Вас могут начать беспокоить головная боль, головокружение и тошнота. Следите за сигналами организма и не давайте чувству голода дойти до критической точки. Во время поста может прибавляться вес.
Некоторые люди решают поститься "за компанию" или "из любопытства" и на 48 дней отказываются от мяса, молочных продуктов и алкоголя. Вот только пост — это в первую очередь не воздержание от еды, а духовное очищение. Человек избавляется от грехов и страстей, учится жертвовать собой, проявляет смирение. Великий пост — это время, когда православные заботятся о душе, а не о теле. В это время человек должен по-настоящему работать над изменением своей души. Так что на время поста необходимо не просто отказаться от животной пищи, но и от развлекательных мероприятий, социальных сетей, телевизора и так далее.
Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными. В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное. Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста.
Вопрос неоднозначный. Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен.
Ни шить, ни прясть в Страстную пятницу нельзя. Большой грех рубить дрова или что-либо тесать топором. Любую работу на земле старались не делать, потому что считалось, что все что посажено в этот день не даст урожая. По народным верованиям, в Страстную пятницу нельзя петь — грех. Также в Страстную пятницу необходимо воздержаться от алкоголя и плотских утех. Люди, которые напиваются в этот день, рискуют стать алкоголиками.
А зачатые в Страстную пятницу дети, по поверию, рождаются больными или становятся преступниками. Для сохранения здоровья в этот день необходимо отказаться от стрижки, окрашивания волос и других косметических процедур. Вторник — холодная пища без масла и холодные напитки. Среда — воздержитесь от термически обработанной пищи, можно есть сырые фрукты и овощи, пить холодные напитки. Четверг — можно есть теплую пищу, но только растительную. Можно употреблять небольшое количество вина. Суббота — горячая пища, но без масла Пища во время Великого поста должна быть сытной, но не потакать чревоугодию Соцсети Что можно делать в Страстную пятницу Великого поста В Страстную пятницу христианам стоит посетить богослужение на время карантина онлайн , и помолиться. Хотя в Страстную пятницу нельзя работать, но разрешено выпекать куличи.
В народе говорят, что выпечка, приготовленная в Великую пятницу, не испортится и не покроется плесенью, а также будет обладать целебной силой. Великая суббота: именно в этот день похоронили Христа.
Особые ограничения христиане соблюдают в первую и последнюю неделю поста.
В некоторые дни верующие и вовсе отказываются от пищи. Врачи и священнослужители сходятся во мнении, что принимать решение о соблюдении поста нужно индивидуально и с умом. Для церкви она заключается в напоминании верующим, что суть поста — это взаимоотношения с ближними, рассказал в беседе с «360» настоятель храма Святых Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин.
И самый последний день перед Великим постом, так называемое Прощеное воскресенье, формулирует этот постулат. Бессмысленно начинать Великий пост, никому не будет нужно воздержание, если ты не сделаешь все от тебя зависящее для того, чтобы помириться с окружающими тебя людьми», — отметил протоиерей. К Прощеному воскресенью на Руси относились очень серьезно, добавил Бородин.
Каждый просил прощения у каждого: у своих близких, соседей и знакомых. Цели Великого поста По словам собеседника «360», Великий пост имеет несколько целей. Во-первых, это укрощение плоти.
Чтобы то, что должно слушаться, как тело должно слушаться духа, не диктовало нам и не являлось самым главным в нашей жизни», — сказал Бородин. РИА «Новости» Во-вторых, пост служит тому, чтобы усилить молитву, общение и разговоры с Богом, чтобы стать к нему ближе и таким образом подготовиться к Пасхе. Чтобы ответить на вопрос, правильно ли вы поститесь, нужно обратить внимание на своих близких.
Их настроение, уверен протоиерей, подскажет, на правильном ли вы пути.
Великий пост — как правильно поститься?
Великий пост начинается у православных христиан Беларуси с 18 марта 2024. Выходить из поста нужно плавно — не объедайтесь сразу же в день Пасхи. Перед тем как держать строгий пост, нужно настроиться психологически, ведь это тяжелое испытание длиною в 40 дней. Намерение нужно совершать перед каждым днем поста. Входить в пост нужно в состоянии полного осознания: понимая, что организм испытает дефицит некоторых аминокислот, микроэлементов и витаминов. Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил.
Что можно и что нельзя делать в Великий пост 2024, который начинается 18 марта
Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно | Сделать уборку, например, в «Чистый понедельник» — первый день поста (читайте также: Пожалеете потом: 5 вещей, которые никогда нельзя делать во время уборки). |
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | В Великий пост нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться, читать Библию и рассказывать детям о Боге. |
Священник дал совет новичкам, как соблюдать Великий пост: «Чтобы не превратился в трагикомедию» | Любовь и пост: что можно и что нельзя делать в Рамадан. |