Новости что такое купец

Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы». Купцами же назывались менее крупные торговцы – как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес.

Глава 8 Купечество

Новости Новости. Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал. Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов. Что такое купеческие гильдии, кто мог в них вступить, и какие бонусы купцы гильдий получали от государства.

Купечество – торговое сословие Средневековья

Но в басне обманывают и купца. Крылов, таким образом, сообщает читателю, что всё общество , а не только купцы, проникнуто идеей лёгкой наживы. В XIX веке остаётся важной тема проникновения купечества во дворянство. В романе Василия Нарежного « Российский Жилблаз » 1814 год один из героев — купец Куроумов стремится подражать дворянам, истязая собственных слуг. Ему противопоставляются положительные герои: добродетельный помещик Простаков и купец Причудин. Главная тема романа — становление российского купечества, сопротивление проникновению иностранного капитала. В романе появляется тезис, что всего можно добиться благодаря личным качествам, а не происхождению. В 1840-е годы купцы появляются в водевилях. Типичные названия водевилей: «Купцы третьей гильдии», «Купцы между собою», «Купеческий сынок». Действия водевилей зачастую происходят в мастерских, лавках , и так далее.

Вероятно, прототипом Костонжогло в «Мёртвых душах» Н. Гоголя стал известный откупщик поручик Бенардаки, с которым Гоголь был хорошо знаком. В 1845 году появляется «Соломея» А. В этом произведении купцы уже осознают собственную значимость. Дворянство вытесняется успешным купечеством. Белинский выдвигает идею о том, что в России прогресс возможен только в том случае, «когда русское дворянство обратится в буржуазию». Некрасов в соавторстве с А. Панаевой в 1848 — 1849 годах написали роман «Три страны света». Главный герой романа — дворянин, занявшийся торговлей.

В 1859 году И. Гончаров , сам сын симбирского купца, публикует роман « Обломов ». В романе выведен образ энергичного, предприимчивого купца Штольца. Но русский немец Штольц — отвергается обществом, а лентяй Обломов — воспринимается обществом, как «свой». В 1860-е годы, с расцветом торговли и промышленности, в произведениях А. Островского появляется тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма в среде русского купечества.

Иркутские купцы жаловались, что крестьяне и буряты из соседских селений имеют в городе свободный мелочной торг, и перекупая товары, разносят их по улицам и домам и продают. Многие из крестьян вели торговлю не на собственные капиталы, а в кредит. Часто иногородние мелочные торговцы представляли интересы других купцов, а то и своих помещиков. Сибирская торговля началась с пушнины.

Правда, к концу XVII века из-за хищнического истребления наиболее ценного пушного зверя — соболя сибирская пушная торговля заметно снижает обороты. Её место занимает торговля товарами внутреннего рынка — хлебом, солью, маслом, а позже капиталы концентрируются в приграничной торговле с Китаем. Транспортное сообщение с другими регионами было несовершенным, в условиях бездорожья главными артериями сообщений были реки. Московского тракта, когда стало возможным доставлять товары регулярно и безопасно. Значение Иркутска как перевалочного пункта растёт. Теперь главным событием в торговой жизни становятся ярмарки, на которых купечество закупает оптовые партии товаров, а потом, разделив их на небольшие партии, с разносчиками направляют их в деревни и села. Часто товары не продавали, а меняли — на ту же пушнину, рыбу, кожи и хлеб. Иркутске во весь год от приезжающих разных городов и в разныя числа бывают с начала октября месяца, а зачинаются от приезду как водяным, так и сухим путём летом и зимою обыкновенно; а товары приходят на дощаниках разного продукту: воск, медь, холст, сукна сырмяжные, шубы овчинныя, юфть и прочия разных родов пушныя товары, а именно белки разных родов, лисицы, соболи, бобры, выдры, росомахи, рыси, горностаи, ушканы, песцы, недопески и прочие; потом же и разные шёлковые и полотняные, також и прочие всякие мелочные товары», — сообщала Иркутская земская изба в Петербург. Крупное же купечество сколачивало капиталы на внешней торговле. В 1765 году в Иркутске было 850 купцов, из которых полсотни самых зажиточных занимались внешней торговлей, и в первую очередь — с Китаем.

Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь.

Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает. За очи коня не купят, т.

Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота, купчая, крепость. Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену. На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы.

Докупить забытое. Закупить все.

Вторая треть XIX века. Иркутский художественный музей им.

Сукачёва Купец. Музей камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург Портрет купца И. Вторая половина XX века. Впервые этот термин упоминается в источниках, датированных 1719 годом.

В 1721 году по Уставу Главного магистрата городское население разделили на «регулярных граждан» и «подлых людей». Регулярные граждане могли входить в первую или вторую купеческую гильдию — в зависимости от уровня дохода и вида торговли. Подлыми людьми называли чернорабочих и поденщиков, которые занимались временными и сезонными работами. В 1742 году «подлые люди» стали «наемными людьми» и сформировали третью купеческую гильдию.

Но следующие тридцать с лишним лет их можно было считать купцами только номинально. В 1775 году манифест Екатерины II поделил население на мещан, имевших капитал менее 500 рублей, и купцов, чьи средства превышали эту сумму. Купцов, в свою очередь, разделили на три гильдии. Для каждой из них государство назначило минимальный объявленный капитал.

Для третьей, самой низшей гильдии он составил 500 рублей, для второй — 1000, для первой — 10 тысяч рублей. Все эти суммы постепенно росли. В 1807 году объявленные капиталы составляли уже 50, 20 и 8 тысяч для первой, второй и третьей гильдии соответственно. Оплата сбора и принадлежность к одной из гильдий позволяла не платить подушную подать и давала льготы.

Главной привилегией купцов первой гильдии стала торговля с другими государствами. Внутри страны они свободно ездили по особой паспортной льготе. Кроме того, государство разрешало им покупать морские суда. Купцы второй гильдии получили разрешение на покупку речных судов.

Как и представители первой гильдии, для собственного производства они могли выкупить завод или фабрику. Особые указы освобождали и тех и других от воинской повинности и телесных наказаний. Купцы третьей гильдии занимались ремеслами и розничной торговлей в селах, уездах и городах. Они же держали лавки, бани, постоялые дворы или трактиры.

На последнее накладывались ограничения: нельзя было содержать больше трех торговых точек и 30 работников. Кроме того, до 1863 года купцы третьей гильдии не были освобождены от телесных наказаний. В 1881 году основные положения собрал и опубликовал в брошюре «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» литератор Иван Зегимель. Этого можете достичь разными путями, а главное — честностью и добросовестностью.

Выпуск 58. Российское купечество

Основная масса импортных товаров реализовывалась потом на ярмарках уже за пределами Сибири. При этом иркутские купцы вынуждены были конкурировать в русско-китайской торговле с купцами из Европейской России. И это была неравная борьба: например, в 1699 году китайских товаров «иркутской покупки» в основном хлопчатобумажных и шелковых тканей местные купцы вывезли из Иркутска «на Русь» всего на 7,7 тыс. Как следует из книги росписи частных товаров, отправлявшихся в казённом караване 1703 г. До 1703 года основные караванные пути из Китая пролегают через Нерчинск, но потом маршрут меняется и основная роль в торговле с Китаем переходит от Нерчинска к Селенгинску и Иркутску. Китайские товары впоследствии продаются на московский ярмарке, а Иркутск, наряду с Тобольском и Енисейском, становится крупнейшим торговым центром Сибири. Глазунов, Ф. Чечеткин, Т. Бречалов, П.

Пивоваров, И. Почти треть задействованного во внешней торговле капитала сибирского купечества приходилась на иркутских купцов, концентрировавших свои капиталовложения преимущественно в русско-китайской торговле. Из 57 иркутских купцов, производивших торги «к портам и пограничным таможням», 7 человек вели торговлю в Охотском порту на сумму 23 тыс. Торговые дела в Кяхте имели 25-40 иркутских купеческих домов. В 1765 г.

Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота, купчая, крепость. Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену. На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все. Я закупился, совсем. Искупить кое-что. Накупить лишнего. Расход окупился. Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды. Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают. Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке. Товар раскуплен.

Члены второй гильдии получили право на розничную торговлю в своем уезде где купец получил патент , могли содержать фабрики, заводы, ремесленные заведения, а также принимать подряды, поставки и откупа на сумму не выше 15 тыс. Свидетельства разделялись на купеческие гильдейские , предоставляющие купеческое звание и соединенные с ним личные преимущества, и промысловые, не предоставляющие никаких личных преимуществ, кроме прав торговли. Предприниматели должны были получать свидетельства ежегодно, в противном случае они теряли свой статус и привилегии купеческого сословия. Лица, не принадлежащие к купеческому сословию, могли брать купеческие свидетельства с сохранением настоящего своего звания или с причислением в купечество. Помимо свидетельств необходимо было получать билеты на торговые и промышленные заведения. За свидетельства и билеты взимались пошлины. Все это отражалось в различной документации, которая сохранилась в архивах регионов. Для исследователей рода будет полезна информация о лицах, которые могут числиться в одном купеческом свидетельстве: В купеческое свидетельство, выдаваемое на имя мужа, вносилась жена, а вот муж не мог быть внесен в свидетельство жены. К родителям в свидетельство вносились сыновья и незамужние дочери, усыновленные законным порядком приемыши только до их совершеннолетия и даже внуки дети сыновей. Разрешалось причислять незамужних сестер к свидетельству их брата. Интересно, что по смерти главы начальника семейства на его место могла заступить вдова, взяв на свое имя свидетельство, с внесением в него сыновей, незамужних дочерей и усыновленных приемышей, а также и своих внуков. Также заступить на место начальника семейства мог один из сыновей или одна из незамужних дочерей, в таком случае в выдаваемое на имя нового начальника семейства свидетельство вносились также его братья и родные племянники до достижения ими совершеннолетия, то есть 21 года, а сестры и родные племянницы — до замужества. Вдовы и дочери, оставшиеся в своем семействе без лица мужского пола, которое взяло бы купеческое свидетельство со включением их в оное, удерживают звание, в котором состояли их мужья или отцы, но не могут пользоваться торговыми правами, если не возьмут купеческое свидетельство на свое имя. Торговыми правами пользовался только начальник семейства, но остальные члены семьи, внесенные в свидетельство, могли помогать ему по формальной доверенности или на правах приказчика или поверенного. Все эти родственники пользовались всеми гражданскими правами купеческого сословия. Основные привилегии купечества остались такими же: освобождение от подушного оклада, а также от личной рекрутской повинности и от поставки по наряду работников натурою в определенных случаях выплачивались дополнительные пошлины , освобождение от телесных наказаний, купеческий статус. А здесь можно изучить: «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов со всеми позднейшими изменениями и дополнениями» от 1869 года. Еще несколько преимуществ купеческого сословия: Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение. Село Новомихайловское, Кубань. Местные помещики преимущественно купцы. Фото предоставлено отцом Виктором, священником местного храма, на фоне которого и сфотографировались землевладельцы. Например, мои предки купцы Петрик были крупными землевладельцами, овцеводами и конезаводчиками. Они жили «на земле», хоть и были приписаны к городу Екатеринодару, а также сдавали земли в аренду. Фотография из семейного альбома Надежды Владимировны Петрик. Предположительно на фото имеется один из представителей купеческого рода Петриков — М. С 1807 года за особо важные заслуги купцы награждались орденами и медалями и пользовались преимуществами, связанными с этими отличиями, до 1892 года могли получать гражданские чины.

С созданием Русского централизованного государства права купечества стали защищаться государственными органами. Однако за это купцам пришлось заплатить отказом от автономии созданных ими ранее самостоятельных купеческих корпораций, которые на предыдущем этапе истории собственными силами обеспечивали защиту прав своих членов. Во второй половине XVI века русское купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие «посадских людей», в котором купцы составляли богатое меньшинство. Посадские люди были обязаны нести «тягло», то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Торгово-ремесленное население городов имело право создавать свои профессиональные объединения. Тяглое население было разделено по черным слободам и черным сотням. В черных слободах селились купцы и другие горожане, работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с торгового места и с промысла. Община сама распределяла объемы тягла и повинностей среди своих членов. В черные сотни был сведен простой посадский люд, включая мелких торговцев. Каждая черная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада люди наказывались смертной казнью. Купцы, особенно крупные, тяготились таким положением, при котором они были приравнены в правах с простыми ремесленниками. Их ходатайства привели к изменению их правового положения и расширению их прав. В 1570-80-х гг. Самой высокой и самой привилегированной категорией стали гости.

Сословия. Купцы

Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью. В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. В 12–13 вв. нем. купцы сумели создать крупные объединения (напр., Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам. Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца.

Глава 8 Купечество

В купеческой среде бытовало мнение, что стремиться нужно к удовлетворению жизненных потребностей. Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны. Например, в начале 19 века к первой гильдии относились купцы с капиталом в размере 50 тысяч рублей и больше, ко второй — 20 тысяч.

Весовое хозяйство купцов

Если бы не успех состоятельных купцов, живущих по принципу «Богатство обязывает», в России не было бы таких богатых коллекций, галерей, переданных в дар народу, не оказывалась бы помощь артистам, художникам, не организовывались бы научные экспедиции. Известные купеческие династии Промышленники и предприниматели справедливо считались на Руси самыми изобретательными, обеспеченными людьми. Из их среды вышли щедрые благотворители, подлинные ценители талантов. Среди многочисленных династий выделяются громкие фамилии, до сих пор знакомые потомкам. О щедрых пожертвованиях основателя рода Мамонтовых можно только догадываться. На его могиле в городе Звенигороде, по инициативе жителей, поставлен памятник. Его потомки, унаследовавшие состояние отца, продолжили традиции. Наиболее известен общественности Савва Мамонтов, открывший миру Шаляпина, Мусоргского. Не менее известны Рябушинские, отличавшиеся дисциплиной в банковских и семейных делах.

Гончаров был из купцов. Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для … ФИРМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: имя, под которым купец ведет торговлю и подписывается в торговых делах. Под Т. Наше дело торговое, служить некогда.

В эти годы в купеческой среде как меценаты и деятели культуры становятся известны: С. Мамонтов — создатель знаменитой Частной русской оперы и Абрамцевского художественного кружка; С. Морозов, который поддерживал материально Московский художественный театр см. МХАТ ; П. Третьяков — создатель всемирно известной Третьяковской галереи; К. Солдатенков — знаменитый издатель и собиратель картин; С. Рябушинский — собиратель старинных русских икон; А. Бахрушин — основатель Театрального музея. Русские купцы — герои фольклора и художественной литературы. Причем былинные и сказочные купцы, а также купцы — герои литературных произведений, написанных по фольклорным мотивам, являются, как правило, положительными образами. Среди них: былинный новгородский купец Садко; купцы из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина; богатырь-купец Калашников из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова; отец героини сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Широко известно в России имя купца Афанасия Никитина и его книга «Хождение за три моря» 1468—1474 гг.

Литература: Этимологический словарь славянских языков. Выпуск 13. Beekes R. Etymological Dictionary of Greek. Leiden — Boston: Brill, 2010. Orel V. Handbook of Germanic Etymology.

Весовое хозяйство купцов

Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают. Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке. Товар раскуплен. Он скупил весь хлеб. Купованье, купленье ср. Купля, торговля вообще: покупка ; новокупка. Куплею да продажею торг стоит. Место купли, стар.

Покажи куплю свою, покупку. Ни дар, ни купля , ни то, ни се. Не купля , а даровое, дешево. Не купля учит, продажа. Купчий , купленный , покупной , недоморощенный. Купило , купильце, куплево ср. Купил бы село , да в кармане голо; завел бы вотчину, да купило покорчило. Купильце, что шильце: как раз носок отломишь. Купила б я, накупила, да купило-то притупило! Купилки, что вилки т.

Не хватает куплева. Купчая ж. Купленик, -ница, вещь, человек, животное купленное, покупное, не домашнего приплода. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. Покупатель устар. Найти купца на дом.

Авдотья молча шубейку скинула - и к столу. Выхватила из-за пазухи всю выторгованную наличность и над столом подкинула. Все монеты - в россыпь, но одна вдруг к Авдотье подкатилась. Та ее хвать: "Вот заговоренная на нас денежка будет!

Яков на лавку плюхнулся: "Ошалела с дороги, Дуня! Жена заулыбалась: "Ничегошеньки! Это меня добрый человек научил, как волшебную монету от других отличить. Молча надо в дом войти да всю выручку над столом подкинуть. Какая монета к тебе ближе покатится, та - твоя. Ее хранить надо - не тратить, не менять! У Якова глаза на лоб полезли: "Да это же самая крупная деньга из твоей выручки! Она в хозяйстве нужна! Семерых детей Дуня с Яковом на ноги поставили, сами от монастыря откупились. А когда в 1802 году младший сын, любимый Мишенька, ушел искать счастья в Первопрестольную, отдала ему мать заветную неразменную денежку.

В Москве 16-летний юноша пристроился торговать вначале ветошью, потом холстами. Скопил денег да и записался в Московской купеческой управе ,как купец третьей гильдии Михайло Ребушинский - по названию волости. В управе фамилию переврали, записали "Рябушинский". Ну а уж к концу века вся Россия знала миллионеров-промышленников - многочисленных внуков Михайлы. История о купце Хлудове. В конце XIX века купцы Хлудовы славились по всей Москве своей экстравагантностью - пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. А ведь в 1817 году, когда первый Хлудов, развеселый красавец Иван с молодой женой, перебрался в столицу из Егорьевска, был у него капитал в три пятиалтынных монеты. Еле уговорил какую-то бабку пустить их на постой в крошечный деревянный домишко на Яузе и начал присматриваться к городской жизни. Только супруга его, Меланья Захаровна, быстрее сориентировалась. Купила несколько пестрых купеческих кушаков, расшила бисером и послала мужа торговать вразнос.

Дело пошло. Уже через год Иван Хлудов стоял за прилавком собственной лавочки. От купцов-клиентов отбоя не было. Особливо от купчих. Иные из них каженный божий день в лавку захаживали - якобы за новым товаром, а сами глаз не могли отвести от молодого продавца-красавца. Да и тот не стерпел, стал погуливать. Как-то домой дня три не являлся. Жена в лавочку прибежала, хотела мужу в волосья вцепиться. А у того нос, щеки, лоб медом намазаны. Меланья остолбенела: что за чушь?!

Оказалось, одна из купчих, разлюбезниц Ивана, поведала тому, как ее покойный муж капитал нажил. Надо для успешного торга липовый мед заговорить: "Как пчелы роятся, так ко мне, купцу Ивану, покупатели сходятся, товар нахваливают да из рук выхватывают! А потом тем медом открытые места на лице и намазать.

Всякий знал, что добрый торговец никогда совестью не поступится: правда — кус купленный, а неправда — краденый. Если кто нечист на руку — позора не избежит, суда мирского не минует, а где позор — там разор. Недаром на торгового человека Кузьму Минина, поднявшего люд честной па освобождение России от иноземного ворога да от своих изменников, целые поколения стали равняться как на нравственный образец. Честное дело никогда не творилось ради одной прибыли. Ум, расторопность, риск — да еще с удальством, да еще с задором — одобрялись. Не было только похвалы тому, кто ловчил не в меру, мошенничал, крал. Известно, что отец Федора Блинова, тоже, как и Башкировы, миллионер-мукомол, подарил сыну, отсидевшему в тюрьме за махинации с солью, пару чугунных пудовых галош.

Тот их должен был носить по полчаса в каждую годовщину суда. Мол, не роняй купеческой чести, не теряй достоинства. Непонимание предпринимателями малого бизнеса национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих совершаемых действий. К сожалению подавляющее большинство современных бизнесменов различают друг друга лишь по количеству накопленных миллионов. Реформа Петра заменила «сотни» гильдиями, где мерилом вступления становилась уже не честь рода и купеческого слова, а размер капитала. Элитой были купцы I и II гильдии, в третью хлынул поток беспринципных купчишек и торговцев. Со своими принципами, обычаями, писаными и неписаными законами, когда одним рукопожатием могли заключаться миллионные сделки. Честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты. У нижегородских купцов были в традиции так называемые «подаянные дни», во время которых каждый из толстосумов обязан был оделять нищих, сколько бы их ни пришло к воротам, щедрыми подаяниями. Не хотели добрые предприниматели слышать о себе обидной поговорки: «Борода Минина, а совесть глиняна».

Старались не только прослыть, но и быть благотворителями. Совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еврейская идея набивания карманов мошны отсутствовала, а центральной идеей была государева служба, которая оставляла не так уж много возможностей для хитростей и подлостей. Примером честности и принципиальности в купеческой среде может служить промышленник Четвериков, который разыскивавший кредиторов своего отца, для того, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности. К тому же, купеческие семьи влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнёров по бизнесу. Старообрядцам было разрешено записываться в купеческое сословие в 1762 году Манифестом императрицы Екатерины II. Именно в этот период начинают формироваться крупные старообрядческие капиталы, а работящие крестьяне-старообрядцы становятся основателями знаменитых купеческих династий. Предоставление им права заниматься предпринимательской деятельностью стало одной из причин экономического подъема России во второй половине XVIII века. Число торговых и промышленных предприятий, ремонтных мастерских выросло в это время в 10-12 раз. Староверы не занимались сомнительными с точки зрения христианского благочестия видами деятельности: не торговали музыкальными инструментами, картами, табаком, не содержали питейных заведений.

Старообрядческие предприниматели предпочитали заниматься производством нужных и полезных вещей и продуктов. Купцы-старообрядцы вели торговлю хлебом, лесом, металлом, бумажной пряжей. В руках староверов полностью находились целые отрасли экономики: литейное производство, текстильная промышленность, хлебная отрасль. Так, производство и продажа текстиля - от закупок сырья в России или за границей и его фабричной переработки до реализации товара через оптовую биржи и ярмарки и розничную торговлю магазины и лавки - почти полностью принадлежали старообрядцам. Староверы дали России более двух третей всех предпринимателей-миллионеров. Богатство у русских купцов-староверов никогда не было самоцелью. Образ купца-расточителя и кутилы, так часто встречающийся в русской классической литературе например, в пьесах А. Островского , не имел ничего общего с большинством старообрядческих предпринимателей. Ничего общего не было у купцов-староверов и с карикатурным образом невежественного и недалекого купчины. В 1824 году купцы I гильдии впервые получили право подавать прошения об определении детей в университеты.

Старообрядцы всегда ценили грамотность и книжную культуру, и потому вчерашние крестьяне сразу же воспользовались возможностью отправить своих детей учиться. Купцы-старообрядцы вообще жертвовали немало средств на образование народа, на благотворительность.

Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения.

Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества. Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др. Они создавали больницы и приюты, дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи. Пожертвования на эти нужды только в 1916 г. Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей. Таким образом, для русских предпринимателей конца XIX — начала XX века общезначимыми социальными архетипами, определяющими национальную особенность хозяйствования, были: 1 нестяжательность; 2 религиозная солидарность и сотрудничество; 3 нестрогая прибыльность; 4 державность или государственный патернализм; 5 веротерпимость и открытость другим хозяйственным практикам; 6 благотворительность. Раскрытию религиозного смысла хозяйствования человека посвящены работы многих отечественных богословов, философов и экономистов прошлого. В последнее время появились исследования современных ученых.

Они позволяют с новыми измерениями подойти к таким проблемам как труд, собственность и богатство. Создание продуктивной модели социально-экономического развития России и восстановление национальных традиций предпринимательства представляются возможными лишь после восстановления утраченного духовного потенциала общества. Будущее российской экономики необходимо рассматривать в контексте всей отечественной истории, религии и культуры. Литература Белоусов И. Ушедшая Москва. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. Бурышкин П.

Москва купеческая. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде, собранные Н. Лисснера и А. Карамзин Н. История государства Российского. Румянцев М. Религиозные основания хозяйствования.

Благих, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук ivan-blagikh yandex. Бардашевич, зам. Авторы рассматривают композитное агрегированное, составное, сложное и т. Выделены следующие направления развития теории композитного блага в порядке их возникновения : 1 концепции композитного блага, основанные на идее создания стабильной денежной расчетной единицы У. Джевонс, Р. Шиллер ; 2 концепции композитного блага, основанные на методе расчета цен В. Леонтьева В. Леонтьев, Д.

Брадфорд, М.

Значение слова "купец"

365 дней ТВ представляет | Час истины | Выпуск № 274Русское купечество. Обычаи и нравы#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #МироваяИсторияПодпис. гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец?

О купечестве

Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий