Процент чукчей в Чукотском автономном округе и смежных районах, где проживает значительное количество чукчей, в % по данным переписи 2010 г.
11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории
Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Регион населяли чукчи, уровень технологического развития которых сильно отставал от европейского.
Богатые оленями: откуда появились и как живут современные чукчи
Где живут северные народы. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, они постоянно переезжают с места на место, подыскивая пастбища для оленей. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь современных чукчей. Возможно, то, что чукчи живут в условиях экстремальных температур, и стало причиной их отличной переносимости холода. Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Где живут северные народы. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, они постоянно переезжают с места на место, подыскивая пастбища для оленей.
Как живут современные чукчи (29 фото)
В Чукотском АО действует пограничный режим, то есть иностранцы не могут въехать туда без разрешения пограничной службы России или соответствующих документов. До 2018 года эти правила распространялись и на граждан России, сегодня закрытыми остаются только острова Ратманова, Врангеля и Геральда. В Чукотском АО расположены две особо охраняемые территории: государственный природный заповедник Остров Врангеля и национальный парк Берингия. Большая часть территории Чукотки находится за Северным полярным кругом, из-за чего регион отличается крайне суровым климатом. В то же время здесь имеются большие запасы полезных ископаемых: нефти, природного газа, угля, золота, серебра, олова, вольфрама, строительного сырья и так далее. В прибрежной части Восточной Чукотки найдено небольшое количество алмазов.
Якутское и иркутское начальство приняло ряд мер по охране чукотских берегов и к большему сближению с оседлыми чукчами и эскимосами.
В 1858 году в Якутске произошла встреча губернатора Штубендорфа и помощника чукотского эрыма главного тойна Хотто, который был принят с почестями. В 1859 году удалось уговорить и самого эрыма Амраургына приехать в Якутск, где он присягнул на верность Александру II. Для этой церемонии был переведен на чукотский язык текст присяги. Кроме того, он был размножен типографским способом и направлен для распространения среди чукчей. Поездка Амраургына в Якутск имела положительное значение для укрепления связей чукчей с русскими. Со второй половины XIX века российская политика на Чукотке заметно активизировалась. К этому были более чем достаточные основания.
Помимо захвата иностранцами торговли на побережье Берингова и Чукотского морей, в 1860-е годы появилась реальная опасность проникновения американцев на территорию северо-востока Сибири.
Media Совсем всё плохо весной и осенью, когда льда нет, поверхность моря покрыта шугой и пройти по нему могут разве что аэросани. В разное время обсуждались варианты решения проблемы — мосты, тоннели.
Но в таком регионе это в принципе неокупаемо, а возводить подобный объект за счёт местного бюджета — значит гарантированно убить его. Сегодня говорят о строительстве канатной дороги через лиман. Это куда дешевле, и вроде даже нашлась компания, готовая реализовать проект.
Если вы застрянете в Углях, вам придётся также столкнуться с проблемой жилья. В разгар сезона нет не то что мест в гостиницах и хостелах. Нет даже свободных коек в квартирах, хозяева которых могут сдавать жилплощадь куда большему числу людей, чем та может вместить.
Сюда едут на добычу золота, на путину, на стройки и так далее. А ещё туристы, и все прилетают летом. Цены на с трудом найденное жильё вас удивят — 2,5—3 тыс.
В Анадыре та же проблема, хотя там больше гостиниц, хостелов, квартир. И всё же собравшимся на Чукотку лучше озаботиться вопросом аренды жилья сильно заранее, как и покупкой билетов. Забудьте про Booking, Trivago и даже про «Яндекс.
Путешествия» — здесь о таком никогда не слышали. Дорогая жизнь без дорог Никакого «Яндекс. Такси» или «Яндекс.
Еды» тут тоже нет, но проблемы собственно с такси и доставкой блюд отсутствуют. Зато есть сложности с интернетом: нет вайфая в гостиницах и кафе, а через мобильный интернет можно разве что проверять почту и сообщения в мессенджерах. И стоит это всё, как будто вы в роуминге.
Чукотка — последний регион России, куда ещё не протянули оптоволокно. Предпоследним была Камчатка, но туда протянуть успели, а на Чукотку — нет. Должны были сделать к концу этого года, но помешали санкции.
Зато после того как подключили Камчатку, все спутники работают только на Чукотку: по сравнению с предпоследним визитом в регион качество связи стало лучше, но до привычного нам уровня далеко. Что всегда шокирует тех, кто приезжает сюда впервые, так это цены в магазинах. Килограмм сосисок — 1,2 тыс.
И так далее с учётом степени экзотичности продукта. На Чукотке нет «Яндекс-еды» и вайфая. Media Чукотка живёт завозом.
Поскольку нет ни автомобильных, ни железных дорог, доставка всего осуществляется исключительно морем зимой в отдельные населённые пункты — по зимникам. Разумеется, когда открыта навигация, везут товары в Анадырь, а оттуда — по сёлам.
Все дело в том, что пот чукчей не имеет никакого запаха. Они обладают очень хорошим обонянием К слову о запахах, оказывается, чукчи обладают очень хорошим чувствительным обонянием. Возможно, потому что обнюхивание друг друга здесь нередко заменяет объятия. Например, отец-чукча, уходя на работу, прикладывался носом к шеям жены и детей, чтобы втянуть запах их тела и одежды. А еще в годы войн между коряками им чукчами последним лишь по одному запаху костей удалось определять, кому они принадлежат: своим или чужим. Чукчи меняются женами Многие шутят, что чукчи — это первые «свингеры», известные истории.
По сути, так и есть. С помощью обмена женами они закрепляют дружеские узы. Данный ритуал называется «нгэвтумгын» что в переводе означает «дружба по жене» , а сам мужчина, совершающий обмен — «нгэвтумгыт». Подробнее об этой шокирующей для нас традиции вы можете прочитать в другом материале. Чукчи не спасают тонущих людей Что вы будете делать, если вы увидите, что тонет человек? Наверняка, вы либо позовете на помощь, либо сами броситесь помогать, в крайнем случае, бросите бедняге спасательный круг и пожелаете ему удачи. А вот чукча помогать ни в коем случае не станет. Все потому, что они считают, что в воде обитают сильнейшие духи, которые сами вправе распоряжаться судьбой человека.
Чукотка - Дикий восток России
Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы? Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории.
Тяжёлые условия жизни и недостаточность питания привели к такому явлению среди чукчей, как добровольная смерть [24].
Предвидя многие спекуляции, Богораз пишет: Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также и страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков [25].
Праздники[ править править код ] Оленные чукчи проводили несколько праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Таразед из созвездия Орла , разбивка стад весной отделение важенок от молодых быков , праздник рогов Кильвей весной после отёла важенок, жертвоприношения огню и др. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии. Исконные верования — анимизм ; персонифицирование и обоготворение отдельных областей и явлений природы хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т.
Существовал целый ряд регулярных праздников осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир , родоначальнику чукчей и т. Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня , далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов. Будущие шаманы, почувствовав своё призвание, переживали предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спали по целым суткам, пока не получали вдохновения. Некоторые даже умирали от этого кризиса; некоторые получали внушение о перемене своего пола , то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот.
Превращённые принимали одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходили замуж, женились и т. Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивали себя сами или, по их просьбе, убивались близкими родственниками.
Большинство чукчей к началу XX века было крещено в Русской православной церкви , однако до сих пор встречаются сторонники традиционных верований шаманизма. Фольклор[ править править код ] У чукчей имеется богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры чукотского фольклора : мифы , сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой.
Центр культурной жизни саамов России — село Ловозеро. Долганы Долганы считаются самым северным тюркским народом и самым молодым — в этом районе. В основе долганского языка — якутский, а письменность на базе русского алфавита официально принята в 1970 г. Долганское искусство представлено фольклором: былинами, песнями, сказками, загадками и поговорками. Манси Этнос манси сложился в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Поэтому в культуре этого народа сочетаются традиции таёжных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Манси делятся на группы родов фратрии : Пор — потомки аборигенов-уральцев и Мось — потомки угров. Они различаются происхождением и обычаями.
Браки заключаются только между представителями противоположных фратрий. Кеты Предки современных кетов появились в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея: произошло смешение европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В I тыс. До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родоплеменным строем. В состав Московского государства они вошли в 1607 г. Тогда основным занятием большинства кетов были рыболовство и охота. Кстати, кетский язык — последний живой язык енисейской языковой семьи. В 1930-е гг.
В 1980-е разработали новый — на базе кириллицы. Нганасаны Самый северный народ Евразии. Нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра — неолитических охотников на дикого оленя. Нганасаны промышляли охотой на дикого оленя, водоплавающую дичь и пушного зверя, рыболовством. В 1921 г. Сегодня лишь около 100 человек ведут полуоседлый образ жизни, необходимый для охотничье-рыболовецкого промысла в тундре. Остальные проживают в построенном в середине ХХ века посёлке. Их основной деятельностью были охота и рыболовство.
Позже они освоили земледелие и скотоводство. Любопытно, что в чулымском языке нет письменности. И тем не менее в 2010 г. Эвенки Эвенки появились как результат смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Они заселили обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством, но оленей используют как транспорт. Пропитание добывают преимущественно охотой и рыбной ловлей. Язык эвенков включает несколько диалектов.
Кроме того, они обычно владеют русским и якутским. Чуванцы В конце XIX в. В прошлом представители этого народа говорили на чуванском языке, сегодня — на чукотском и «марковском» диалекте русского. В Чукотском автономном округе проживает 951 чуванец.
При этом чукчи активно используют достижения современной цивилизации: генераторы, снегоходы, вездеходы, спутниковую связь. Конечно, все это не так развито, как на Ямале, у ненцев — самых передовых оленеводов не только России, но и мира, — но у чукчей это тоже постепенно появляется. Просто сам регион довольно бедный. Что они вообще едят? Они и не оленеводы, и не морские охотники, то есть отказались от традиционного образа жизни. Эти люди, как правило, живут за счет дотаций, где-то работают: обычно они числятся в каких-то колхозах, совхозах, на государственных унитарных предприятиях.
Зарплаты небольшие, несмотря на северные надбавки, но оленевод, если у него хорошее стадо, в принципе обеспечивает себя всем необходимым. Магию в каждый дом! Кому они поклоняются? Чукчей так толком и не крестили, в отличие от ненцев, хантов и других народов Сибири, потому что чукчи воевали с русскими 150 лет. Христианизация у них началась очень поздно и не успела завершиться — пришла советская власть. Поэтому на Чукотке вы можете увидеть самое настоящее язычество, поклонение духам, предкам… — А шаманы? Каждая женщина обладает домашней магией, которая помогает ей вести хозяйство, общаться на расстоянии и делать другие простейшие вещи. Необязательно быть шаманом, чтобы уметь «колдовать»? Вы смотрели «Гарри Поттера»? Вот у них примерно так же.
Есть шаманы, а есть бытовая магия, которую может сотворить абсолютно любой человек. Чукчи вообще наиболее одаренный народ в плане мистики и шаманизма. Когда человек понимает, что он становится обузой... Иногда родственники ему помогают. Сейчас это крайне редко встречается, потому что вызываются судмедэксперты, полиция — ведь получается, что это убийство. Поэтому такая традиция постепенно уходит в прошлое. Кроме того, чукчам в советские годы долгое время запрещали все эти вещи.
12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
Ямало-Ненецкий автономный округ: ненцы, селькупы, ханты. Республика Коми: манси, ненцы, ханты. Несколько районов Республики Саха Якутия : долганы, чукчи, эвенки, эвены, юкагиры. Два района Красноярского края: долганы, нганасаны, кеты, ненцы, селькупы, чулымцы, энцы.
Муниципальные образования Архангельской области: ненцы. Часть Республики Карелия: вепсы. Где живут коренные малочисленные народы Численность коренных малочисленных народов Арктики согласно переписи населения 2010 года, без выделения Арктической зоны Больше 10 000: Ненцы — 44 640, Эвенки — 38 396, Ханты — 30 943, Эвены — 21 830, Чукчи — 15 098, Манси — 12 269.
Численность коренных малочисленных народов Арктики согласно переписи населения 2010 года, без выделения Арктической зоны Больше 10 000: Ненцы — 44 640, Эвенки — 38 396, Ханты — 30 943, Эвены — 21 830, Чукчи — 15 098, Манси — 12 269. Вопреки представлениям о кочующих оленеводах, большинство коренных народов Арктики живут оседло. Часть из них, подобно своим предкам, занимается скотоводством, подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством и морским зверобойным промыслом.
Некоторые продолжают вести кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с оленеводством. Чем жили и живут коренные народы Арктики В Арктике кочуют около 20 000 человек. У каждого коренного народа свои язык, эпос, традиционные занятия, уникальный жизненный уклад и приёмы природопользования, унаследованные от предков и адаптированные к суровым условиям выживания.
Представители малочисленных народов Севера объединяются в общины. Это выгодно с экономической точки зрения: они получают государственную поддержку и могут использовать упрощённую систему налогообложения. Саамы Саамы жили на территории Кольского полуострова ещё до нашей эры.
Они занимались оленеводством, ловили рыбу и охотились. Жили в общинах — сийтах — численностью от 70 до 300 человек. Сегодня территория проживания саамов входит в состав сразу нескольких государств: России, Финляндии, Норвегии, Швеции.
Общая численность представителей этого народа — от 60 000 до 80 000 человек, из которых в российской Арктике живут 2000 человек. Центр культурной жизни саамов России — село Ловозеро. Долганы Долганы считаются самым северным тюркским народом и самым молодым — в этом районе.
В основе долганского языка — якутский, а письменность на базе русского алфавита официально принята в 1970 г. Долганское искусство представлено фольклором: былинами, песнями, сказками, загадками и поговорками. Манси Этнос манси сложился в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана.
Поэтому в культуре этого народа сочетаются традиции таёжных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Манси делятся на группы родов фратрии : Пор — потомки аборигенов-уральцев и Мось — потомки угров. Они различаются происхождением и обычаями.
Браки заключаются только между представителями противоположных фратрий. Кеты Предки современных кетов появились в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея: произошло смешение европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В I тыс.
До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родоплеменным строем. В состав Московского государства они вошли в 1607 г. Тогда основным занятием большинства кетов были рыболовство и охота.
Кстати, кетский язык — последний живой язык енисейской языковой семьи. В 1930-е гг.
Что Вы о них знаете? Внешний тамбур Чум А зимой оленеводы живут в быстросборных меховых палатках из выделанных зимних шкур оленя. Палатки довольно просторные, в них может стоять даже взрослый человек, и помещается семья из несколько человек. Отапливаются такие палатки в наше время современными дизельными печами.
Солярка завозится из центральной усадьбы на снегоходах или вездеходах. В платках комнатная температура, и светло — есть окошки. К палатке пристроен тамбур, где хранится утварь и продукты. Вся жизнь в меховых стенах, свет от жировика, сон в спальнике из шкур, из еды — копальхен, снаружи — белая тундра… У нас в цивилизации все же гораздо больше выбор развлечений даже в изоляции. Наша рубрика видео в тему Рекомендуем.
В 2023 году социальная пенсия для малочисленных народов Севера составляет 7153 рубля в месяц.
Но работать северным народам никто не запрещает. Наоборот, у них есть гарантии трудоустройства по их специальности в организациях традиционного хозяйства и промыслов. Если есть необходимый стаж, им назначат трудовую пенсию. В частности: сохранять и развивать родные языки; создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам; создавать в соответствии с законодательством и своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционному хозяйствованию и промыслам; получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации; соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Федерации, содержать и охранять культовые места; устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других регионов, а также за пределами территории страны. В армию — по желанию Эвенки и нанайцы, ханты и вепсы и другие представители редких народностей имеют право заменить военную службу альтернативной. Например, их могут взять трактористами, почтальонами, поварами.
Срок альтернативной службы дольше, чем обычной срочной. Если альтернативщика взяли в организацию, подведомственную федеральным органам исполнительной власти, ему придется отработать там 21 месяц. В организациях, принадлежащих вооруженным силам, срок альтернативной службы — 18 месяцев. Но если коренные жители России хотят служить в армии на равных условиях со всеми призывниками, то могут это сделать. В списке Минтруда для прохождения альтернативной службы — 149 профессий, в том числе артисты ансамбля песни и танца, оленеводы и животноводы. Речь идет о финансировании для социально-экономического и культурного развития, защиты традиционного образа жизни и среды обитания.
Если предприятия или люди нанесли ущерб экологии, коренные жители имеют право на возмещение убытков.
В списке Минтруда для прохождения альтернативной службы — 149 профессий, в том числе артисты ансамбля песни и танца, оленеводы и животноводы. Речь идет о финансировании для социально-экономического и культурного развития, защиты традиционного образа жизни и среды обитания. Если предприятия или люди нанесли ущерб экологии, коренные жители имеют право на возмещение убытков. Речь идет, например, о вырубке лесов, где они охотятся, о загрязнении водоемов, где ловят рыбу. Рыболовство и охота являются основными видами традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они участвуют в принятии государственных решений, в том числе касающихся защиты исконной среды обитания и промыслов. Эти советы участвуют в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных госпрограмм освоения природных ресурсов и охраны природы. В Японии протестуют против приостановки РФ положений налогового договора Алфавитов пока нет В России действует Стратегия государственной национальной политики и Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, рассчитанная до 2025 года.
По словам главы Комитета Госдумы по делам национальностей Геннадия Семигина , необходимо обновить содержание концепции и продлить срок ее действия. Необходимо развивать «кочевые» школы, медицину в труднодоступных районах в суровым климатом. Семигин отметил, что есть проблемы с мобильной и спутниковой связью, транспортом, с оформлением социальных пенсий. Особый вопрос — языки коренных малочисленных народов. В 2021 году принят закон о том, что разработка алфавитов, утверждение правил орфографии и пунктуации в отношении этих языков относится к полномочиям Правительства. Но эти алфавиты и новые учебники по родным языкам в кабмине так и не разработали.
Войти на сайт
Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России. Чукчи – коренной народ Севера, живущий на стыке двух континентов: Северной Америки и Евразии. Ведя преимущественно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить и стать недоступными для врага.
Как живут чукчи — оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.
В Якутии насчитывается около шестисот чукчей, в том числе около триста локально проживают в Халарчинской тундре — это потомки чукотоязычной этнической группы чачинцев, перекочевавших на левый берег Колымы в 1866 году. Это национальное село, жители которого – чукчи и эскимосы – получают квоты на добычу китов (в коммерческих целях она запрещена). Восточную часто называют «истинной Чукоткой» — это единственное место в России, где чукчи и эскимосы занимаются охотой на морских животных: китов, моржей и тюленей, а также оленеводством. Всё это о Чукотке, где живут почти 50 тысяч человек и посетить которую с каждым годом стремится все больше туристов.
Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке
Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли. Жилище - яранга - представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша.
Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага.
Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков подросшего осеннего теленка и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи нижней мехом к телу и верхней мехом наружу , таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки.
Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.
Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами. Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей. Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом европейские металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т.
Первобытными сохранились их лёгкие санки, с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом. В санки запрягаются или пара оленей у оленных чукчей , или собаки, по американскому образцу у приморских чукчей. С приходом Советской власти, чукчи, за исключением кочующих оленеводов, переехали в современные дома европейского типа.
В населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения. Создана письменность для языка. Уровень грамотности чукчей умение писать, читать не отличается от среднего по стране.
Чукотская кухня Основу питания чукчей составляло отварное мясо оленье, тюленье, китовое [11] , также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы емрат , морскую капусту, щавель, моллюски и ягоды. Помимо традиционного мяса в пищу шла кровь и внутренности животных [12]. Широкое распространение имело сыро-мороженное мясо.
В отличие от тунгусов и юкагиров, чукчи практически не ели рыбу. Из напитков чукчи предпочитали отвары из трав типа чая. Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло — полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда.
Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса ещё очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи. Праздники Оленные чукчи проводили несколько таких праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Таразед из созвездия Орла , разбивка стад весной отделение важенок от молодых быков , праздник рогов Кильвей весной после отела важенок, жертвоприношения огню и др. Один или два раза в год каждая семья справляла праздник Благодарения.
Религия чукчей Религиозные представления чукчей выражают амулеты подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах чукчей приморских — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.
Пытается раскусить — не выходит. Выплёвывать не хочется. И давай делать отцу знаки, чтобы разрезал глаз прямо во рту». Под притолокой ангара висит вяленое китовое мясо.
Члены общины макают его в прокисший жир, заедают салом — вот и весь обед. Женщина неопределённого возраста заглядывает и со смущённой развязностью клянчит кусок китовой кожи. Охотники отмахиваются как от мухи. Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом.
Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра. В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду. Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова.
Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада. На вопросы он отвечает односложно и оживляется лишь при виде охотничьего или рыболовного снаряжения.
Рустаму тринадцать, но он мало общается со сверстниками из посёлка. Он трудится у зверобоев и по первому зову бросается помогать каждому, кто попросит. В свободное время мальчик приводит в порядок гарпун: строгает древко и точит металлический наконечник, застревающий в теле кита. По принципу действия он мало отличается от костяного предка, которым чукчи, по данным археологов, пользовались как минимум последние две тысячи лет.
К наконечнику крепится верёвка с буем. Когда гарпун попадает в кита, тот ныряет, верёвка натягивается и разворачивает наконечник на 90 градусов. Когда кит выбивается из сил, его добивают из карабинов. Сотрудники заповедника «Берингия» считают, что промысел морского зверя ручным гарпуном не наносит существенного урона популяции.
На четырнадцать чукотских сёл годовая квота разрешает коренным легально добывать сто сорок китов в год — меньше одного кита на село в месяц. Старожилы вспоминают, что в пятидесятых китов добывали здесь в промышленных масштабах, расстреливая из противотанковых пушек. Около трети тонули, к остальным успевали подплыть, засунуть внутрь шланг и накачать сжатым воздухом. Мясо после такой процедуры в пищу людям не годилось, поэтому им кормили голубых песцов на зверофермах.
Современные экологи называют советские методы и объёмы промышленной охоты на китов одним из самых бессмысленных преступлений против окружающей среды в истории. По подсчетам экологов, с 1930-х по 1980-е в акватории СССР добыли порядка 540 тысяч крупных китов разных видов — в обход всех международных соглашений. Однако к восьмидесятым годам численность крупных китов на планете упала настолько, что усилиями международных организаций был введён мораторий на коммерческую охоту. Тогда мировой объём добычи китов единовременно упал с 50—60 тысяч голов в год до примерно 4—5 тысяч — охота на морского зверя стала почти исключительной привилегией учёных-океанологов и коренных народов Арктики.
В остальном мире профессия охотника на морских гигантов фактически исчезла. Гренландские инуиты сегодня имеют право добывать 170 больших китов в год — немногим больше, чем чукчи в России. СССР короткое время сопротивлялся введению моратория, но вскоре началась перестройка — и вопрос решился сам собой. Остовы старых китобойных судов Чукотки до сих пор догнивают на окрестных отмелях.
Новые катера, обзаведясь в ангаре номерами и моторами, покидают залив Лаврентия, чтобы отправиться через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Лето по арктическим меркам тёплое, море спокойное, и всё равно на полной скорости ветер пронизывает до костей. Рулевой правит на мыс Дежнёва — восточную оконечность Евразии. До него чуть больше двух часов.
Справа из воды поднимается чёрная скала — остров Ратманова. Через час из-за неё выглядывает скала поменьше — остров Крузенштерна. Десятки поколений эскимосов строили там жилища, рыбачили, охотились на китов, пересекали узкую полоску воды, чтобы навещать друзей и привозить невест. Со времен продажи Аляски здесь проходит граница между Россией и США, и на острове Ратманова сегодня никто не живёт: в середине XX века местных эскимосов выселили, и сейчас их потомки живут неподалёку, на побережье Чукотки.
Да и мы плавали к эскимосам на Крузенштерна, — рассказывает Владимир, вглядываясь в бинокль. Получают зарплату как пограничники. У них там всё, что нужно для жизни: комфортные дома, магазин, спортзал… Только бухать на острове глава общины запрещает. Хочешь спиваться — езжай в город Ном.
Это клоака Аляски, куда стекаются безработные индейцы, алкаши и торчки». Острова остаются позади. На горизонте колеблется тёмное марево — то ли морской мираж, то ли тени далёких американских гор. Зверобои останавливают катера, достают карабины и глушат движки.
Владимир погружает весло в воду, прикладывает ухо к рукояти и долго слушает через него море. Лопасть весла улавливает подводные звуки и передаёт их охотнику по рукояти, как стетоскоп. Владимир вращает древком, выискивая в пучине голоса моржей и нерп. Те на отмель с ляльками приплывают.
Ласкают их, обнимают. А дети узнают их по голосам. Это, говорят, дедушка, он уже два года сюда приходит…». Владимир долго вслушивается, но морские звери благоразумно молчат.
Китобои прячут карабины и продолжают путь. Мыс Дежнёва — огромный тёмный кулак, выставленный на восток, в сторону Аляски. Мы проплываем покинутую погранзаставу с маяком, водопады, крутые обрывы, на которых гнездятся тысячи птиц. Пройдя Берингов пролив, катера поворачивают на запад, в Северный Ледовитый океан.
За мысом начинаются чукотские сёла — ряды домов на узких полосках суши между морем и пресноводными лагунами.
Лифшица "Мифология древняя и современная" М. Одно из своих произведений Разумный посвятил болезненной для нас проблеме эстетического вкуса. И увидел проявление этой болезненности, в частности, в продукции киргизского промсовета: "Так, еще совсем недавно магазины города Фрунзе ныне Бишкек - Владимир Кудрявцев были забиты поразительными по своей безвкусице "рельефными" картинами, изображавшими бюргерские замки над водами" цит. Мифология древняя и современная. По этому поводу Мих. Лифшиц резонно замечает: "Возможно, что вкус киргизского промсовета нуждается в исправлении, но неужели наш учитель хорошего вкуса думает, что бюргеры жили в замках? Члены киргизского промсовета могут, пожалуй, отвергнуть наставника, не знающего простые факты истории культуры" там же. Ох, уж этот квартирный вопрос… Как бы отреагировали жители, ну, скажем, средней полосы России, если бы радиоприемник, телевизор или Интернет вдруг огорошил их информацией о том, что их исконным жильем является бунгало, а через некоторое время какой-нибудь другой, не менее авторитетный, источник информации провозгласил таковым, предположим, таун-хаус? Наверное, большинство из них недвусмысленно бы направило свой указательный палец в височную область, производя характерные вращательные движения.
В Чукотском АО действует пограничный режим, то есть иностранцы не могут въехать туда без разрешения пограничной службы России или соответствующих документов. До 2018 года эти правила распространялись и на граждан России, сегодня закрытыми остаются только острова Ратманова, Врангеля и Геральда. В Чукотском АО расположены две особо охраняемые территории: государственный природный заповедник Остров Врангеля и национальный парк Берингия. Большая часть территории Чукотки находится за Северным полярным кругом, из-за чего регион отличается крайне суровым климатом. В то же время здесь имеются большие запасы полезных ископаемых: нефти, природного газа, угля, золота, серебра, олова, вольфрама, строительного сырья и так далее. В прибрежной части Восточной Чукотки найдено небольшое количество алмазов.
КАК ЖИВУТ КОРЕННЫЕ ЧУКЧИ НА ОСТРОВЕ АЙОН. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕВЕРНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ. ЧУКОТКА #11
Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно. Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои. Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос.
7 неожиданных фактов о жителях Чукотки
Жизнь на Чукотке | самые аутентичные. |
Среди тундры и вечной мерзлоты. Самый восточный город России и Евразии глазами altapress.ru | Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье. |
Как живут чукчи — оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке. — DRIVE2 | Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. |
✈ Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации | Восточную часто называют «истинной Чукоткой» — это единственное место в России, где чукчи и эскимосы занимаются охотой на морских животных: китов, моржей и тюленей, а также оленеводством. |