Островский востребован, а «Гроза», о которой несколько поколений без содрогания и вспомнить не могли, измученные хрестоматийным мемом «про луч света в темном царстве», оказалась актуальнейшим произведением.
Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
Рассказ вполне мог быть 2х часовым.... Лучанинов Александр - Каменка Миккеро 1 час назад Спасибо огромное что проявили внимание к данной проблеме которая время от времени имеет место быть.! Добра вам за... Дни за Гранью Сергей 2 часа назад Живут в многоэтажках, есть телефоы и ножи, то есть промышленность хорошо развита. И ходят с копьями!!! Я в восторге от... Наталья Богатова 3 часа назад Охренел что ли чтец?!
В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах. И понятно, пишет Добролюбов, что «простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Потому что слушателям ее хочется считать, что в других местах куда хуже и страшней, чем в их отечестве. В анархии так уж и нет никакого начала: никто никому не указ, всякий на приказание другого может отвечать, что я, мол, тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии если только она возможна , действительно ужасно. Но вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собою право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы, все безобразия... Не правда ли, что это было бы еще ужаснее?
Её суждения примитивны и ограничены. По возрасту она ровесница Кабанихи, а по уровню умственного развития — дитя. Эта черта характера подчеркивается и уменьшительной формой имени. Она не Фекла, а именно Феклуша. Дворовая девка Глаша — приметный экземпляр, выделенный из «общей массы» слуг. Работоспособная, услужливая и тактичная, какой и подобает быть работнице, Глаша при этом показывает черты яркой личности, имеющей на всё свой взгляд. Героиня иронично относится к самой себе, Глаша общительна, вызывает доверие. Колорита и объема образному ряду добавляют такие герои, как Шапкин и безымянная престарелая барыня. Первый появляется уже в самом начале произведения и служит для раскрытия образов других персонажей, проявляется как малоинициативный, заурядный человек. Семидесятилетняя старуха, обозначенная в списке «действующих лиц» как «барыня с двумя лакеями», иллюстрирует «дряхлость» предрассудков и в то же время «олицетворяет злой рок». Созданием разноплановых персонажей Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе. Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы. Краткое содержание пьесы подробно по действиям Действие 1 Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой. Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества. Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину. Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет. Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю? Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой. Мечтательная Катерина в беседе с Варварой сравнивает себя с птицей. Ранее она летала на воле. Девушка вспоминает о своей прежней жизни, так сильно контрастирующей с сегодняшним днем. Теперь она «вянет» в глуши. Женщина думает о смерти и говорит, что больше не любит своего мужа. Старая барыня предсказывает гибель Катерины, указывая на волжские воды. Но её слова тогда никто не воспринимает всерьёз. Действие 2 Варвара понимает, что Катерина любит другого. К мужу она испытывает только жалость, она не притворщица по натуре и готова уйти от него. Варя всё поминает, но никому ничего не говорит. Скрываться, врать и изворачиваться — обычное дело для семейства Кабановых. Тем временем Тихон собирается уезжать по делам. Для него это возможность хоть на несколько дней вырваться из-под материнского крыла. Перед отбытием он наставляет супругу. Дублируя слова стоящей рядом Марфы Игнатьевны, он велит ей вести себя хорошо, слушаться маменьку и на других парней не заглядываться. При упоминании о других мужчинах Кате становится неловко, Тихону стыдно. Оба выглядят униженными. На прощание Кабаниха заставляет Катерину поклониться супругу в ноги. Кабаниха бранит современные нравы, ругает молодежь. Она недовольна невесткой и выражает недоумение, что та не плачет в разлуке с мужем. Катерина наконец-то осталась в одиночестве, но она не чувствует себя свободнее. Ей тоскливо. Женщина мечтает о другой жизни, представляя, как бы она жила свободно, работала и добро людям делала. Виновницей всех своих бед Катерина считает Кабаниху. Варвара хитростью стремиться организовать Катерине встречу с Борисом. Катерина сомневается, порядочность ей не позволяет пойти на измену. Борис не уверен, что у женщины есть к нему взаимное чувство, но он жаждет увидеться с ней. Действие 3 Диалог Феклуши и Глаши обрисовывает моральные устои общества и уклад жизни, представляя происходящее в доме Кабановых как норму и даже «рай» на фоне всеобщего содома. Дикой, находящийся в нетрезвом состоянии, ведет беседы с Кабанихой, явившись к ней в гости. В поисках дяди к дому Марфы Игнатьевны приходит и Борис. Ему жаль, что находясь так близко от своей возлюбленной, он лишен возможности лицезреть её. Борис встречает Кулигина. Они отправляются гулять, рассуждают о богатстве и бедности. Собеседники становятся свидетелями поцелуя Варвары с Кудряшом. Варя сообщает Борису о месте и времени тайного свидания с Катериной. Кудряш поёт возле дома Кабановых, Борис делится с ним своими чувствами к замужней женщине. Варвару уводит Кудряш. Появляется Катерина. Она боится встречи с Борисом, хочет его прогнать, тот пытается успокоить её. Женщина дает волю чувствам. Осознавая греховность своего поступка, она не страшится порицания окружающих. Катя и Борис взаимно признаются друг другу в любви. Мимолетное свидание подходит к концу. Они условились вновь увидеться на следующий день. Действие 4 Спустя десять дней с предыдущих событий Тихон возвращается.
Катерина наконец-то осталась в одиночестве, но она не чувствует себя свободнее. Ей тоскливо. Женщина мечтает о другой жизни, представляя, как бы она жила свободно, работала и добро людям делала. Виновницей всех своих бед Катерина считает Кабаниху. Варвара хитростью стремиться организовать Катерине встречу с Борисом. Катерина сомневается, порядочность ей не позволяет пойти на измену. Борис не уверен, что у женщины есть к нему взаимное чувство, но он жаждет увидеться с ней. Действие 3 Диалог Феклуши и Глаши обрисовывает моральные устои общества и уклад жизни, представляя происходящее в доме Кабановых как норму и даже «рай» на фоне всеобщего содома. Дикой, находящийся в нетрезвом состоянии, ведет беседы с Кабанихой, явившись к ней в гости. В поисках дяди к дому Марфы Игнатьевны приходит и Борис. Ему жаль, что находясь так близко от своей возлюбленной, он лишен возможности лицезреть её. Борис встречает Кулигина. Они отправляются гулять, рассуждают о богатстве и бедности. Собеседники становятся свидетелями поцелуя Варвары с Кудряшом. Варя сообщает Борису о месте и времени тайного свидания с Катериной. Кудряш поёт возле дома Кабановых, Борис делится с ним своими чувствами к замужней женщине. Варвару уводит Кудряш. Появляется Катерина. Она боится встречи с Борисом, хочет его прогнать, тот пытается успокоить её. Женщина дает волю чувствам. Осознавая греховность своего поступка, она не страшится порицания окружающих. Катя и Борис взаимно признаются друг другу в любви. Мимолетное свидание подходит к концу. Они условились вновь увидеться на следующий день. Действие 4 Спустя десять дней с предыдущих событий Тихон возвращается. Он приехал немного раньше положенного срока. Над Волгой сгущаются тучи, собирается гроза. Дикой и Кулигин эмоционально беседуют. Вдохновленный механик рассказывает о своих идеях. В ответ на просьбу о материальном содействии получает от Савела Прокофьевича оскорбления. Раздаются раскрыты грома. Катя предчувствует свою скорую гибель. Странное поведение жены настораживает Тихона. Кабаниха науськивает его, побуждая заставить жену признаться во всех грехах. Появляется Варвара, а вместе с нею Борис. Увидев возлюбленного, Катя бледнеет. Кулигин призывает не боятся грозы. Народ судачит о том, что это природное явление обязательно кого-нибудь погубит. Катя считает, что это её участь и говорит об этом мужу. Варвара и Тихон пытаются успокоить её, но они не способны понять терзаний женщины. Умалишенная старуха вновь является, твердя слова о том, что красота погубит Катерину, приведет её в омут. Ведомая страхом, Катерина признается в измене. Все десять дней, что мужа не было дома, она встречалась с Борисом. Кабаниха злорадствует. Действие 5 Тихон делится своими переживаниями с Кулигиным, обсуждая поступок жены. Он осуждает измену, но в то же время жалеет её. Он обвиняет во всём мать, которую жутко боится. Доброе сердце Тихона готово было бы просить жену, но мать этого не позволит. Катерина в одиночестве размышляет о своей участи. Она понимает, что сама погубила себя и потянула за собой любимого. Вместе им быть не суждено. Борис должен отправиться в Сибирь, один, без неё. Она просит молодого человека молиться за её душу. Весть о пропаже Катерины приносит дворовая девка Глаша, начинаются поиски. Люди судачат, что какая-то женщина покончила собой, бросившись в воды реки. Тихон понимает, что это и есть Катерина. В финале Тихон рыдает над телом жены, которую искренне любил, но не смог уберечь. Ей теперь хорошо, думает мужчина, а ему предстоит и дальше мучиться на этой земле. Выводы по произведению «Гроза» Название пьесы говорящее. Гроза — явление природы, пугающее калиновцев, предвещает грядущие перемены. После грозы и бури всегда наступает спокойствие и пахнет свежестью. Этот «аромат свежести» в политической жизни России драматург Островский пытался донести до зрителя и читателя, рассказывая обыкновенную семейную драму. В пьесе поднимается важная тема свободы выбора и свободы поступков, а также ответственности за свои поступки. Критика Пьеса была хорошо принята критиками и поставлена на сцене почти сразу после ее написания, что говорило о ее злободневности. Прошло более полутора веков, но поднятые в произведении личностные и социальные проблемы не исчезли. Самодурство богачей, невежество, преклонение перед богатством, пренебрежительное отношение купцов к интеллигенции, безвольные сыновья деспотичных матерей — всё это есть и в наши дни. Гончаров так характеризовал пьесу: «В …драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерной художественной полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни…» Экранизации «Грозу» Островского неоднократно воплощали не только на театральной сцене, но и в кинематографе. Первая экранизация появилась в далеком 1933 году. Она считается классической. Фильм снят режиссером Владимиром Петровым.
7 секретов «Грозы»
Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой.
Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества.
Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину. Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет.
Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю? Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой.
Мечтательная Катерина в беседе с Варварой сравнивает себя с птицей. Ранее она летала на воле. Девушка вспоминает о своей прежней жизни, так сильно контрастирующей с сегодняшним днем.
Теперь она «вянет» в глуши. Женщина думает о смерти и говорит, что больше не любит своего мужа. Старая барыня предсказывает гибель Катерины, указывая на волжские воды.
Но её слова тогда никто не воспринимает всерьёз. Действие 2 Варвара понимает, что Катерина любит другого. К мужу она испытывает только жалость, она не притворщица по натуре и готова уйти от него.
Варя всё поминает, но никому ничего не говорит. Скрываться, врать и изворачиваться — обычное дело для семейства Кабановых. Тем временем Тихон собирается уезжать по делам.
Для него это возможность хоть на несколько дней вырваться из-под материнского крыла. Перед отбытием он наставляет супругу. Дублируя слова стоящей рядом Марфы Игнатьевны, он велит ей вести себя хорошо, слушаться маменьку и на других парней не заглядываться.
При упоминании о других мужчинах Кате становится неловко, Тихону стыдно. Оба выглядят униженными. На прощание Кабаниха заставляет Катерину поклониться супругу в ноги.
Кабаниха бранит современные нравы, ругает молодежь. Она недовольна невесткой и выражает недоумение, что та не плачет в разлуке с мужем. Катерина наконец-то осталась в одиночестве, но она не чувствует себя свободнее.
Ей тоскливо. Женщина мечтает о другой жизни, представляя, как бы она жила свободно, работала и добро людям делала. Виновницей всех своих бед Катерина считает Кабаниху.
Варвара хитростью стремиться организовать Катерине встречу с Борисом. Катерина сомневается, порядочность ей не позволяет пойти на измену. Борис не уверен, что у женщины есть к нему взаимное чувство, но он жаждет увидеться с ней.
Действие 3 Диалог Феклуши и Глаши обрисовывает моральные устои общества и уклад жизни, представляя происходящее в доме Кабановых как норму и даже «рай» на фоне всеобщего содома. Дикой, находящийся в нетрезвом состоянии, ведет беседы с Кабанихой, явившись к ней в гости. В поисках дяди к дому Марфы Игнатьевны приходит и Борис.
Ему жаль, что находясь так близко от своей возлюбленной, он лишен возможности лицезреть её. Борис встречает Кулигина. Они отправляются гулять, рассуждают о богатстве и бедности.
Собеседники становятся свидетелями поцелуя Варвары с Кудряшом. Варя сообщает Борису о месте и времени тайного свидания с Катериной. Кудряш поёт возле дома Кабановых, Борис делится с ним своими чувствами к замужней женщине.
Варвару уводит Кудряш. Появляется Катерина. Она боится встречи с Борисом, хочет его прогнать, тот пытается успокоить её.
Женщина дает волю чувствам. Осознавая греховность своего поступка, она не страшится порицания окружающих. Катя и Борис взаимно признаются друг другу в любви.
Мимолетное свидание подходит к концу. Они условились вновь увидеться на следующий день. Действие 4 Спустя десять дней с предыдущих событий Тихон возвращается.
Он приехал немного раньше положенного срока. Над Волгой сгущаются тучи, собирается гроза. Дикой и Кулигин эмоционально беседуют.
Вдохновленный механик рассказывает о своих идеях. В ответ на просьбу о материальном содействии получает от Савела Прокофьевича оскорбления. Раздаются раскрыты грома.
Катя предчувствует свою скорую гибель. Странное поведение жены настораживает Тихона. Кабаниха науськивает его, побуждая заставить жену признаться во всех грехах.
Появляется Варвара, а вместе с нею Борис. Увидев возлюбленного, Катя бледнеет. Кулигин призывает не боятся грозы.
Народ судачит о том, что это природное явление обязательно кого-нибудь погубит.
Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то!
Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то!
А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Катерина прячется.
Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! Как воспринимает впечатлительная, наивная Катерина сумасшедшую барыню? Не как полоумную бабку с деменцией, а как чуть ли не высшее существо, как пророчицу, чьим голосом вещают силы небесные.
Катерина получает четкую установку: «в омут, да поскорей». Вот после этого Катерина во всем признается мужу, и начинается последний этап развития ее страсти. То, что с ней происходит, не имеет ничего общего с покаянием в христианском понимании этого слова. Она вовсе не собирается меняться внутренне, не собирается жить новой, правильной, богоугодной жизнью, не просит у Бога помощи в своем добром намерении. Вместо этого начинается то, что сейчас психологи назвали бы «реактивной депрессией».
Вот отрывок из ее реплики, обращенной к Варваре: «А вставать не хочется: опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали.
Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. Между прочим, Михаил Михайлович считает, что само по себе самоубийство Катерины в описанных обстоятельствах вовсе не было неизбежным, это у Островского сознательный драматургический прием, намеренное усиление конфликта. Оно нужно только для завершения впечатления», — полагает он. И поясняет: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления».
На мой взгляд, ничем иным здесь кончиться не могло. Внутренний конфликт Катерины лишь разрастается, депрессия ее усиливается, а Кабаниха в этот ее душевный костер щедро подкидывает дровишек. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало.
Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! И для нее это не просто пустые слова, не фигура речи. Она плохо ориентируется в реальности, ей и в голову не приходит, что вообще-то сделать с ней такое никто не имеет права. Она каждый день ждет казни. Не фигуральной казни, не казни в каком-то символическом смысле, а вполне реальной, физической.
Она получила установку «в омут, да поскорее». Она считает себя недостойной жить. И ей никто не приходит на помощь. Даже сочувствия никто не проявляет. Результат очевиден.
Но тут возникает вопрос: а как же ее вера? Она же христианка, она знает, что самоубийство — самый страшный грех. И тем не менее... Михаил Михайлович на это отвечает: «Но, скажут и говорят уже многие, не противоречит ли такое самоубийство ее религиозным верованиям? Конечно, противоречит, совершенно противоречит, но эта черта существенна в характере Катерины».
И далее поясняет: «Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера». Именно ее слабость, по мысли Михаила Достоевского, и стала причиной самоубийства: «Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние». Катерина вся соткана из противоречий. Да, она сильно отличается от обывательской массы, она человек высоких порывов, сильнейших эмоций потому-то Добролюбов и считал ее лучом света.
Она способна на громкий поступок, выходящий за рамки дозволенного ее окружением. Но вместе с тем она неспособна самостоятельно решать свои проблемы, она до последнего момента надеется, что кто-то могучий придет и все разрулит. Здесь гремучая смесь силы и слабости, воли и безволия, ужаса от совершаемого греха и наслаждения им. Она страдает — и упивается своими страданиями, она и надеется на помощь, и отказывает себе в праве к чьей-либо помощи прибегать. Ничего не напоминает?
Да это же Настасья Филипповна из «Идиота»! А еще — Катерина Ивановна из «Преступления и наказания». Получается, что старший Достоевский подробнейше исследовал тот психологический тип, который младший годы спустя воплотит в своей прозе напомню, статья Михаила Михайловича написана в 1860 году, «Преступление и наказание» начато в 1865 году, «Идиот» начал публиковаться в 1867-м. И можно предположить, что поскольку братья были очень дружны, постоянно общались, то Федор Михайлович с огромной вероятностью читал статью Михаила Михайловича.
Та рассказывает о своей вольной жизни в родном доме до замужества. Появляется полусумасшедшая барыня с лакеями, которая пугает девушек и говорит, что красота доведет их до омута. Надвигается гроза и Катерина в испуге просит Варвару быстрее идти домой. Действие 2 Тихон Кабанов уезжает на две недели в Москву, где тут же пускается в разгул, чтобы отдохнуть от тяжелой семейной обстановки. Перед отъездом Кабаниха мучает его своими наставлениями и контролирует сцену его прощания с женой. Катерину она упрекает в том, что та «не воет по мужу» из-за расставания и вообще неправильно себя ведет, не зная правил приличия. Варвара передает Катерине ключ и рассказывает о возможности свидания с Борисом. Действие 3 Кабаниха беседует сначала со странницей Феклушей, а затем с купцом Диким. Эти эпизоды помогают нам лучше понять ограниченность и поверхностность взглядов жителей Калинова. Из последующего затем разговора Бориса и Кулигина читатель узнает о том, что за закрытыми дверями внешне благопристойных домов царит насилие и страдания. Главная мораль горожан — чтобы всё было «шито да крыто». Принципа «делать можно всё, но тайно» придерживаются и появляющиеся в следующей сцене Варвара с Кудряшом. Молодого человека совсем не смущает, что он целуется с незамужней девицей. Варя, не задумываясь, обманывает мать и бегает через калитку на свидания с человеком, которого едва ли любит — скорее проводит с ним время от скуки. Совсем другое отношение к любви у Катерины. Она бросается в любовь как в омут и вся отдается этому чувству. На протяжении десяти дней она встречается с Борисом и это время ей кажется самым счастливым в жизни. Действие 4 В крытой полуразрушенной галерее от приближающейся грозы прячутся люди. Кулигин подходит к купцу Дикому и предлагает ему свои идеи по улучшению благосостояния города. Тот раздраженно его прогоняет. Под своды заходит семейство Кабановых. Катерина дрожит, опасаясь грозы. Варвара пытается ее успокоить. Ситуация усугубляется тем, что снова появляется полусумасшедшая барыня и угрожает Катерине омутом и предстоящим адом. Главная героиня пытается молиться, но видит на стене галереи полуистлевший образ геенны огненной. Все эти совпадения поражают ее воображение и она не в силах больше скрывать свой грех. Катерина признается в измене мужу прямо на публике. Тихон пытается удержать ее от признания. Кабаниха злорадствует. Действие 5 Тихон беседует с Кулигиным. Он признается, что ему жаль жену, хотя и пришлось ее «побить немножко», так как на этом настаивала «маменька». Также из беседы выясняется, что Варенька, не выдержав упреков со стороны матери, сбежала из дома с Кудряшом. Катерина в последний раз встречается с Борисом. Он рассказывает ей о том, что дядя отправляет его на работу в Тяхту Сибирь. Примечание 3 После ухода Бориса Катерина произносит свой прощальный монолог. Многие критики и литературоведы считают его вторым кульминационным моментом в книге. Первый — это сцена признания в измене. Встревоженный Тихон бросается на поиски жены, в этом ему помогают местные жители. Тело находит Кулигин. Он приносит Катерину на руках со словами, что теперь душа ее находится перед судьей, «который милосерднее вас». Тихон упрекает мать в том, что это она погубила Катерину и в отчаянии падает на труп супруги. Критика Пьеса «Гроза» получила грандиозный успех у публики. Ее с восторгом воспринимали как современники, так и потомки. Она неоднократно ставилась на сценах лучших театров и много раз экранизировалась. Отношение критиков к пьесе было разным и не всегда однозначным. Один из самых известных критиков XIX века Николай Добролюбов увидел в образе Катерины «Луч света в темном царстве» 1860 , о чем написал одноименную статью. Его трактовка пьесы получила широко распространение и была популяризирована в советское время. Но были и критические взгляды как на саму пьесу, так и на ее главную героиню.
Тайна возраста Кабанихи Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно. Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Рисунок Бориса Кустодиева. Так неужто ж замужнюю полюбили? Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Так до обеда время и пройдет». Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества.
«Гроза как формула современной России»: зачем сегодня читать Островского?
Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией. «Успех "Грозы" был большой и, Островского, с особой любовью относившегося к этой пьесе, он очень. Тегигроза островский это, незадолго до появления на сцене грозы мы разбирали очень подробно все произведения островского, чья точка зрения в оценке пьесы островского ближе именно вам аргументируйте свой ответ гроза. Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского. Это был краткий пересказ пьесы "Гроза" А. Н. Островского по действиям: краткое содержание произведения "по главам".
Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+. Главная» Новости» Гроза островский афиша. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность.
Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского
Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. "Гроза" стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы. Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли.
Островский Александр - Гроза
Сестра Тихона Варвара — полная противоположность своего брата. Ее натуре свойственны инициативность, шутливость, озорство и страсть ко всему новому. Зоя Соловьева , исполнившая эту роль, придала ей особенный шарм. В своих движениях актриса напоминает лису: начинает действовать тихо, с осторожностью, а с развитием действия становится все раскрепощеннее. Особенно это заметно в сцене с Борисом. Закрыв лицо платком, героиня распугала всех парней, чтобы остаться с племянником Дикого наедине и сообщить ему о тайне... Савела Дикого в постановке сыграл заслуженный артист России Николай Дубаков. При добродушной внешности актера, его купец с характером самодура получился суровым, неприступным. Каждое его слово было тяжелым, своим характером он подавил почти весь город.
Дикой не просто ходит по сцене, он «наступает» на своего собеседника, а вместе с ними и на зрителя, что позволяет сидящему в зале примерить на себя роль жертвы Савела Прокофьевича. С искрами из глаз в этом спектакле появляется Кабаниха. Ее нравоучения напоминают пилу и отбойный молоток. Марфа Игнатьевна вполне соответствует образу женщины-скандала. Актриса Татьяна Фролова очень убедительна в этой роли. Эта героиня, живущая по старым канонам, не желает ничего слушать, и в общении говорит только она. Образ актера Сергея Дубянского — холеричный мечтатель Кулигин. Этот персонаж чуть ли не рвет на себе рубаху, чтобы донести до людей мысль о пользе технического прогресса.
Если в пьесе его просто не слушали и не воспринимали всерьез, то в спектакле за наставления ему пришлось сурово поплатиться. При такой экспрессивной роли чувствуется, с какой бережностью и любовью артист относится к своему герою. Это видно по тому, как артист придал персонажу черту детскости: в постановке Кулигин напоминает обиженного ребенка. Он рассказывает о вечном двигателе. В устремленном взгляде Кулигина горят надежда и вера в добро, но и это вскоре потухнет... Когда его оскорбляют, он уходит, топая и делая широкие шаги, как мальчишка, огорченный несправедливостью взрослых. Актер Глеб Ворошилов , сыгравший в «Грозе» Кудряша, будто вышел со страниц пьесы, чтобы показаться зрителю иркутского театра. Решительный, смелый и целеустремленный рубаха-парень, который способен противостоять старым укладам жизни.
Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва Последние записи:.
Я в восторге от... Наталья Богатова 3 часа назад Охренел что ли чтец?! Совершенно не возможно слушать!
Искала именно аудиоверсию этой книги. Мне все понравилось. Журавлева Валентина - Даёшь хрононавтику! Кутанин Сергей 4 часа назад Хотя, может на то и фантастика, чтобы нам оторваться немного от жизненной реальности… Гарсиа-Виньо Мануэль - Любовь вне времени Евгений Павлов 4 часа назад Спасибо, просто стараюсь не испортить прекрасный текст замечательного автора-земляка.
Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. Потому что могут меняться технологии, общественный строй и жизненный уклад, но сам человек, отвечающий себе на вечные вопросы бытия, вполне инертен. А вопросы потому и называются вечными, что ответы на них найдут еще не скоро.
Краткое содержание пьесы "Гроза" по действиям (главам) | А. Н. Островский
«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Александр Островский Гроза. Это был краткий пересказ пьесы "Гроза" А. Н. Островского по действиям: краткое содержание произведения "по главам". Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза».
Гроза - краткое содержание
Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно. Кабаниха, Кабанова Марфа Игнатьевна; богатая купчиха Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!
Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать!
У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору.
Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет!
Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Кулигин; мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле Борис[ править ] Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели.
Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придём в совершеннолетие, только с условием. Кабы я один, так бы ничего!
Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и её выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна.
Она совсем о другом. Как и любое хорошее произведение пьеса очень многослойна и смыслов в ней множество, которые открываются с каждым новым прочтением или просмотром спектакля. Но в первую очередь эта пьеса о взрослении. Вернее о том, что происходит с людьми, которые под действием обстоятельств не могут повзрослеть, несмотря на возраст. Островского Фото из музея А. Островского Остались детьми в пьесе Тихон и Катерина. Не случайно, что у них самих детей не получается. У детей не бывает детей. Они оба ведут себя как дети, не берут на себя никакой ответственности, не занимаются ничем полезным.
Потеряв голову от любви, Катерина все же обнаруживает трусость и безволие Бориса, рассказывает все мужу и заканчивает жизнь самоубийством, утопившись в Волге. Русская классика. Музыка: Родиона Щедрина. Режиссер: Сергей Баранов.
Кратко ее можно обозначить так. Островский, скорее всего, приступил к работе над произведением в июле 1859 года во всяком случае, не позже этого месяца , а в начале октября отослал готовый текст в издательство. Это доказывает оригинал рукописи, по сей день хранящейся в Российской государственной библиотеке. Спустя месяц пьеса уже ставилась на петербургской сцене: 16 ноября была премьера в Малом театре, 2 декабря - в Александрийском. Реакция прогрессивных умов на появление пьесы Новая драма известного тогда уже «Колумба Замоскворечья» была встречена бурными отзывами и комментариями, как положительными например, оценка Н.
Добролюбова, И. Гончарова, П. Плетнева , так и осуждающими Л. Толстой, А. Неоднозначно воспринял новое детище Островского и признанный в то время критик Д. Писарев, вступивший в этой связи по ряду вопросов в полемику с Добролюбовым. Как бы то ни было, «Гроза» навсегда вошла в число лучших пьес драматурга. А настоящей наградой, несомненно, стала Большая Уваровская премия, присуждаемая авторам лишь за поистине гениальные произведения, написанные для сцены. Сюжет и герои История создания пьесы «Гроза» во многом объясняется действием драмы, которое разворачивается в небольшом городке с красивым названием Калинов, расположенном на берегу Волги.
При знакомстве он выглядит вполне благополучным: великолепный пейзаж, дающий ощущение тишины и покоя. Одна из первых фраз, которую слышит зритель от местного жителя: «Красота! Драматург умело изобличает пороки общества, веками живущего по законам домостроя.