18 марта 1965 года состоялся первый в истории выход человека в открытый космос: советский космонавт Алексей Леонов в течение 12 минут 9 секунд находился |.
«Самый волнительный день»
Первый человек, совершивший полет в космос, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Отряд космонавтов первого набора с главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым. В первом отряде космонавтов были: 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ). Отряд космонавтов первого набора с главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым. Образ жизни - 12 апреля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Космическая экспедиция проходила на корабле «Восток-1», который был запущен с космодрома Байконур. В общей сложности полет Юрия Гагарина продолжался 108 минут. После его завершения космонавт успешно приземлился в Саратовской области, вблизи города Энгельса. Сразу после этого Гагарину было присвоено звание майора. Юрий Гагарин после завершения полета сразу приобрел статус мировой знаменитости. По приглашениям зарубежных правительств и различных организаций он посетил около 30 стран. Мало кто знает, что в свободное время Юрий Гагарин любил кататься на водных лыжах и коллекционировал кактусы.
В 1968 г. Международная авиационная федерация учредила золотую медаль им. Заслуженный мастер спорта СССР по бегу, 1961.
Государственные награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза 1961 , орден Ленина 1961 , медаль «За освоение целинных земель» 1961 и 4 юбилейные медали. Награды научных и общественных организаций: Золотая медаль имени К. Циолковского АН СССР , медаль де Лаво ФАИ , золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, Большая золотая медаль и диплом ФАИ, премия Галабера по астронавтике за выдающиеся заслуги в изучении космоса 1963 , золотая и серебряная медали астрономической обсерватории и планетария г.
Гагарина первым почетным членом объединенного профсоюза сталелитейщиков Англии и Ирландии г. Королева ученого совета предприятия ОКБ-1 1967 , нагрудный знак и диплом «За активную пропаганду достижений космонавтики, идей К. Циолковского» Государственного музея истории космонавтики им.
Циолковского посмертно, 1974 , медаль «За активную работу по пропаганде идей К. Почетный гражданин городов: Юрий Гагарин — почетный гражданин многих российских городов и ряда зарубежных. Гагарин получил на вечное хранение золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия 1962, Египет.
Именем Ю. Гагарина названы: г. Гагарин бывший г.
Гжатск и Гагаринский район бывший Гжатский район Смоленской области. Его имя присвоено созданному в г. Гагарине мемориальному музею, Краснознаменной Военно-воздушной академии в поселке Монино, Центру подготовки космонавтов.
В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому была предусмотрена специальная система термозащиты корпуса, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что средство доставки первого космонавта на орбиту было абсолютно технологически революционным для своего времени. А вопрос его безопасного возвращения был продуман до мелочей. Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек — все военные летчики, которые отбирались по конкретным характеристикам. Королеву был нужен мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем. Кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными.
Он собирался развестись с женой, о чем сообщил начальству. Руководители космической программы просили Рафикова сохранить семью, но тот был настроен решительно. Официальной причиной для отстранения стало самовольное отлучение из части, однако сам Рафиков был уверен, что на решение начальства повлияла именно его неблагополучная семейная жизнь и нежелание искать компромисс. После увольнения он вернулся к работе летчика. В 1980 году судьба привела его в Афганистан, где он служил в составе советской миссии авианаводчиком, за что позже был награжден орденом Красной Звезды. Даже после выхода на пенсию небо не отпускало Марса Рафикова — долгое время он работал в Алматинском аэроклубе. Валентин Бондаренко Полет в космическое пространство всегда связан со смертельной опасностью: малейший просчет инженеров или летчиков может привести к страшным последствиям. Это касается не только полета, но и подготовки к нему. Об этом напоминает история Валентина Бондаренко. Трагедия случилась за несколько дней до запланированного полета Гагарина — 23 марта 1961 года. Одним из самых важных испытаний для будущих космонавтов была тренировка в сурдобарокамере, куда летчиков помещали на 10-дневную изоляцию. Все это время пилотам приходилось находиться в очень ограниченном пространстве: места едва хватало, чтобы изменить положение тела. Состав воздуха в тренировочной камере сильно отличался от обычных земных условий: концентрация кислорода была увеличена на 40 процентов. Бондаренко успешно прошел испытание — трагическая случайность произошла уже во время его подготовки к выходу наружу. По команде медиков Валентин Васильевич отсоединил от своего тела медицинские датчики и протер появившиеся от них следы тампоном со спиртом. После этого космонавт бросил его в урну, но случайно попал на раскаленную плитку, на которой разогревал себе пищу. Ситуация, в обычной жизни не предвещающая ничего опасного, в условиях повышенного содержания кислорода оказалась смертельной. Тампон мгновенно загорелся, и за считаные секунды огонь распространился по всей камере. Валентина Васильевича срочно отвезли в Боткинскую больницу. Вместе с ним туда поехали и его товарищи-космонавты. Несмотря на усилия врачей, через восемь часов Бондаренко скончался. Ему было всего 24 года.
Они могли быть на месте Гагарина. Пять историй о первом отряде космонавтов
С тех пор село стали называть Алексеевским. В XVII в. Строительство царских хором и других хозяйственных построек активно ведётся в 1673 - 1674 гг. Деревянный путевой дворец был разобран из-за ветхости в 1812 г. В 1680 г.
Она была освящена патриархом 31 октября в присутствии царя Фёдора Алексеевича — сына Алексея Михайловича. В конце века через село прошёл Мытищинский водопровод. При его реконструкции в 1826 - 1835 гг. По данным на 1890 г.
С начала XX в. Алексеевское находится в границах Москвы. В 1930-е гг. В 1970-е гг.
В 1950-е гг. С началом космической эры на карте района появляются названия, связанные с космической темой. В 1617 г. В 1625 - 1627 гг.
В 1678 -1683 гг. Потехин строит в Останкине каменную Троицкую церковь, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Останкино - главная подмосковная усадьба Черкасских с хоромами, теремами, прудами, огородами и садами.
С первых дней освоения космоса Беларусь не осталась в стороне. Первые разработки по космической тематике в республике относятся к началу 1960-х годов. В научных институтах и на промышленных предприятиях велись разработка и создание новейших оптических приборов, наземных систем управления запуском ракет, программ по обработке космических изображений. Владимир Коваленок и Петр Климук, 2018 год. Фото из архива Дважды Герой Советского Союза Петр Климук является первым белорусским космонавтом, ученым в области технических наук, летчиком-космонавтом СССР, генерал-полковником авиации, членом-корреспондентом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии космонавтики имени К. Циолковского, доктором технических наук. Петр Климук был в космосе трижды и провел там 78 суток. В Бресте установлен бронзовый бюст Петра Климука, а на родине космонавта в 1978 году открыт музей космонавтики. Наш земляк Владимир Коваленок, генерал-полковник авиации, академик Российской академии космонавтики, президент Федерации космонавтики России, является одним из пионеров освоения космического пространства. Он совершил три полета в космос, в общей сложности провел в космосе 216 суток, в том числе два часа в открытом космосе. В городе Крупки Минской области установлен бронзовый бюст прославленного космонавта. Еще один белорус, покоривший космос, - Олег Новицкий. Он возглавил основной экипаж, который 23 октября 2012 года полетел к Международной космической станции МКС.
Официальной причиной для отстранения стало самовольное отлучение из части, однако сам Рафиков был уверен, что на решение начальства повлияла именно его неблагополучная семейная жизнь и нежелание искать компромисс. После увольнения он вернулся к работе летчика. В 1980 году судьба привела его в Афганистан, где он служил в составе советской миссии авианаводчиком, за что позже был награжден орденом Красной Звезды. Даже после выхода на пенсию небо не отпускало Марса Рафикова — долгое время он работал в Алматинском аэроклубе. Валентин Бондаренко Полет в космическое пространство всегда связан со смертельной опасностью: малейший просчет инженеров или летчиков может привести к страшным последствиям. Это касается не только полета, но и подготовки к нему. Об этом напоминает история Валентина Бондаренко. Трагедия случилась за несколько дней до запланированного полета Гагарина — 23 марта 1961 года. Одним из самых важных испытаний для будущих космонавтов была тренировка в сурдобарокамере, куда летчиков помещали на 10-дневную изоляцию. Все это время пилотам приходилось находиться в очень ограниченном пространстве: места едва хватало, чтобы изменить положение тела. Состав воздуха в тренировочной камере сильно отличался от обычных земных условий: концентрация кислорода была увеличена на 40 процентов. Бондаренко успешно прошел испытание — трагическая случайность произошла уже во время его подготовки к выходу наружу. По команде медиков Валентин Васильевич отсоединил от своего тела медицинские датчики и протер появившиеся от них следы тампоном со спиртом. После этого космонавт бросил его в урну, но случайно попал на раскаленную плитку, на которой разогревал себе пищу. Ситуация, в обычной жизни не предвещающая ничего опасного, в условиях повышенного содержания кислорода оказалась смертельной. Тампон мгновенно загорелся, и за считаные секунды огонь распространился по всей камере. Валентина Васильевича срочно отвезли в Боткинскую больницу. Вместе с ним туда поехали и его товарищи-космонавты. Несмотря на усилия врачей, через восемь часов Бондаренко скончался. Ему было всего 24 года. Долгое время трагедию держали в тайне: имя Валентина Бондаренко удаляли из официальной хроники, его лицо стирали с совместных фотографий с другими членами первого отряда космонавтов. Лишь в 1980-х страна узнала о судьбе Валентина Васильевича.
Ветчинкин, профессор Н. Рынин, профессор Б. Стечкин, инженеры Д. Журавленко, Б. Юрьев и другие. Большим уважением пользовался профессор Н. Он подготовил серию книг «Межпланетные сообщения», что стало своеобразной энциклопедией космонавтики того времени. В 1941 году профессор Н. Рынин руководил кафедрой Ленинградской Военно-воздушной академии с 1955 года — академия им. К началу Великой Отечественной войны в РНИИ было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали «катюшей». Впоследствии научные и экспериментальные работы в области ракетно-космической техники проводились в условиях войны, послевоенное время и были обусловлены прежде всего необходимостью укрепления обороноспособности страны. В этой области к началу 1950-х годов в нашей стране работала большая группа выдающихся ученых, конструкторов, специалистов, военнослужащих, была создана мощная промышленно-производственная база, что позволило Советскому Союзу вплотную подойти к созданию межконтинентальных баллистических ракет и подготовке космического полета человека. Прорыв человека в космос. Королев, Ю. В ее рамках активно проводились работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» с последующим развертыванием и постановкой на боевое дежурство таких ракет. Принятая в США доктрина «массированного возмездия» предполагала использовать ядерное оружие в качестве средства политического и военного давления на все антиамериканские силы, и прежде всего на СССР. Ракета должна была обеспечить доставку термоядерной головной части массой до 5,5 тонн в любую точку планеты и поразить стратегические цели на заданном континенте. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С. Создаваемая ракета получила наименование «межконтинентальная баллистическая ракета МБР Р-7». Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон. Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году. Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С. Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия. Маршал Г. Жуков и маршал артиллерии М. Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Они считали, что современные средства доставки ядерного оружия лишат неуязвимости вероятного противника, а военные базы США, окружающие СССР, потеряют свое военно-стратегическое значение. Предложения по размещению нового полигона в Казахстане к востоку от Аральского моря были утверждены. Это была полупустыня, безлюдная степь, вблизи не имелось населенных пунктов. Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители. Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников. Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно. Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках. Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года. Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур. Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии. Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля. После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. Испытания ракеты прошли успешно. Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР. Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка». Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин». Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны. По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Выбор пал на Ю.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Из всех космонавтов, находившихся на борту «Восхода-1», специальной подготовкой обладал только Владимир Комаров. Согласно этой теории, именно поэтому Королев назначил его первым космонавтом. Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937) Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским. Таким образом, в первый же час после старта правительство США получило доказательство из надежного источника и никогда не ставило полет советского космонавта под сомнение. Российскому космонавту Валерию Полякову принадлежит рекорд по самому длительному непрерывному нахождению в космосе.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка».
Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел.
Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полет Гагарина в космос. Самолет с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвел посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный прием: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошел Гагарин.
От самолета до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошел Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке по другой версии - подтяжка от носков , но он не остановился и дошел до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено... Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами.
Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации Никита Хрущев проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу. Торжества продолжились на приеме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда еще официально не назывались.
Многих новорожденных мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина - Юрием. Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по теме методологии использовании и дозвуковой аэродинамики разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата, причем его дипломная работа превосходила дипломы товарищей более чем в два раза.
Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «летчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии. В течение трех лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем.
В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полету, полеты на самолетах и необходимый режим смогли остановить этот процесс. В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. В 1964 году Гагарин назначен командиром отряда советских космонавтов.
Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и поэтому некоторое время не имел летной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Кроме того, историческое значение полета в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы, почетным членом Общества «Финляндия - СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы.
В 1966 году Гагарина избрали Почетным членом Международной академии астронавтики, в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублером Комарова, который совершил первый полет на новом корабле.
Взлёт корабля «Восток-1». Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней. Дело в том, что на «Востоке-1» была одна тормозная двигательная установка, которая должна была включиться в сторону движения корабля, чтобы вернуть его на Землю. На случай её отказа была выбрана орбита, с которой при естественном торможении в атмосфере корабль приземлился бы за 5—7 суток.
Но корабль улетел дальше. Между тем именно на это время приземления были рассчитаны запасы системы жизнеобеспечения. Во время полёта Гагарин был пристегнут подвесной системой к креслу и не покидал его. Всего один виток вокруг земного шара. У Гагарина не было камеры или фотоаппарата, на Землю он смотрел через иллюминатор. Но его самого снимала телевизионная система «Селигер» и транслировала эти данные на Землю.
Зато у него был магнитофон, на который он надиктовывал свои впечатления. Но по недосмотру плёнка закончилась раньше времени, и Гагарин перемотал ее вручную, записывая конец полёта поверх уже сказанных слов. За время полёта первый космонавт не менее 79 минут пробыл в состоянии невесомости, при этом он адекватно вел переговоры, попробовал пищу из туб, пил воду, делал записи в бортовом журнале пока не улетел карандаш. Самочувствие было хорошее, о чём он и сообщал в радиоэфир. Страх, что невесомость может быстро критично повлиять на человека, не оправдался. Агентство национальной безопасности США в конце 1950-х годов разместило на Аляске и на Гавайях две станции наблюдения за советскими космическими аппаратами, способные перехватывать и расшифровывать телеметрию со спутников.
В сообщении ТАСС о полёте передали частоты бортовых передатчиков «Востока»: 9,019 мегагерца, 20,006 мегагерца и 143,625 мегагерца. Радиолюбители всего мира пытались услышать Гагарина в радиоприемниках. И некоторым из них повезло. Тормозная двигательная установка в итоге не подвела и включилась в расчетное время. Но после окончания её работы продолжал поступать азот, который использовался для вытеснения топлива. Корабль закрутило.
В иллюминатор Гагарин видел то Землю, то небо. Ситуация с двумя последними полётами беспилотных «Востоков» повторилась: спускаемый аппарат и приборный отсек не разделились в положенное время. Гагарин понял, что перелёт неизбежен. Из-за нештатного входа в атмосферу перегрузки превысили 9 g, поднявшись до 12 g. На несколько секунд Гагарин потерял способность различать цвета. Но затем перегрузки стали спадать.
Во время катапультирования тоже не обошлось без неприятностей: когда на высоте четыре километра сработал основной парашют, который выдернул Гагарина из кресла, не включился радиомаяк, а аварийный запас с продуктами, аптечкой, пеленгатором, радиостанцией и надувной лодкой оторвался от специального фала. Траектория полёта «Востока-1». Гагарин спускался на парашюте в скафандре. Баллоны с кислородом остались в катапультирующем кресле, и ему нужно было открыть клапан для дыхания окружающим воздухом. Но клапан заклинило. Потребовалось несколько минут на то, чтобы решить проблему и начать дышать нормально.
Начальство так боялось за Гагарина, что настояло на том, чтобы у него обязательно был запасной парашют, который автоматически открылся на высоте три километра. В результате космонавт не мог управлять парашютами и летел спиной вперёд. Зато второй парашют помог перелететь весеннюю разлитую Волгу, что было как нельзя более актуально с учётом того, что надувной лодки у него больше не было. В дальнейшем от автоматического открытия запасного парашюта отказались. Первыми Юрия Гагарина, приземлившегося в степи в Саратовской области, увидели жена лесника Анихайят Тахтарова и ее шестилетняя внучка Румия. Сначала они испугались космонавта в странном оранжевом костюме, но он смог их успокоить.
Поскольку о полёте и посадке Гагарина сообщили и по радио, и напрямую военным, то уже через несколько минут прибыли зенитчики с майором Ахмедом Гассиевым.
Лишь через год Ильюшина передали Советскому Союзу по секретному соглашению между странами. Сам фильм не содержит никаких документальных свидетельств, которые могли бы служить подтверждением сказанному в нем. Все основывается на трех интервью: с создателем мифа Деннисом Огденом, с неким Анатолием Грущенко, эмигрировавшим в США и заявившим, что видел кинопленку о старте Ильюшина, а также с репортером Гордоном Феллером, работавшим с документами об орбитальном полете Ильюшина, которые якобы хранятся в «Библиотеке Кремля». Отечественные исследователи полагают, что источником мифа стала авария новой межконтинентальной ракеты Р-9А, запущенной 9 апреля 1961 года с полигона Тюратам. Конструктор Борис Черток вспоминал об этом запуске в третьем томе своих мемуаров, изданных под названием «Ракеты и люди»: «Подготовка к первому пуску ракеты проходила с большой задержкой.
В наземной автоматике управления заправкой обнаружили ошибки, которые мешали набору готовности. С пятичасовой задержкой наконец вышли на пятнадцатиминутную готовность. Повернувшись к нам, он сказал, что есть заметная течь кислорода из фланцевого соединения у стартового стола. Я и [Василий] Мишин наблюдали через перископ. Двое, не торопясь, шли к окутанному белыми парами стартовому столу. Воскресенский, как всегда, в своем традиционном берете.
Осмотрев парящее соединение, Воскресенский и Осташев, не спеша, скрылись за ближайшей стенкой стартового сооружения. Минуты через две Воскресенский снова появился в поле зрения, но уже без берета. Теперь он шагал решительно и быстро. Осташев тоже подошел, и, судя по жестикуляции, оба были довольны принятым решением. Постояв у стола, они повернулись и пошли к бункеру. Когда шагающие фигуры отошли от ракеты, стало ясно, что течь прекратилась: клубящихся белых паров больше не было.
Вернувшись в бункер без берета, Воскресенский занял свое место у перископа и, ничего не объясняя, повторно объявил пятнадцатиминутную готовность. В 12 часов 15 минут ракета окуталась пламенем, разбрасывающим стартовый мусор, и, взревев, резко ушла навстречу солнцу. Первая ступень отработала положенные ей 100 секунд. В сбоях видна потеря стабилизации! Проверены первая ступень, ее двигатель, система управления, центральный привод, запуск двигателя второй ступени, горячее разделение, сброс хвостового отсека второй ступени. Дальше пришел обычный доклад, что пленки срочно увозят в МИК [Монтажно-испытательный корпус] на проявку.
Кто-то из солдат, присоединившихся к поиску, нашел берет метрах в двадцати от стартового стола, но Воскресенский не стал его надевать, а нес в руке, даже не пытаясь засунуть в карман.
Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство.
Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полет Гагарина в космос. Самолет с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвел посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный прием: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошел Гагарин. От самолета до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошел Юрий Гагарин.
По пути у него развязался шнурок на ботинке по другой версии - подтяжка от носков , но он не остановился и дошел до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено... Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации Никита Хрущев проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу. Торжества продолжились на приеме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда еще официально не назывались. Многих новорожденных мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина - Юрием.
Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по теме методологии использовании и дозвуковой аэродинамики разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата, причем его дипломная работа превосходила дипломы товарищей более чем в два раза. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «летчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии. В течение трех лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом.
Вновь начавшаяся подготовка к космическому полету, полеты на самолетах и необходимый режим смогли остановить этот процесс. В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. В 1964 году Гагарин назначен командиром отряда советских космонавтов. Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.
Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос
На своей первой послеполетной пресс-конференции 15 апреля в московском доме ученых космонавту пришлось рассказать о себе и своих корнях. Каждому человеку в мире известно, что самым первым человеком, совершившим полет в космос, стал советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. Первым из корабля в открытый космос вышел советский летчик-космонавт Алексей Леонов, а первой в мире женщиной-космонавтом оказалась Валентина Терешкова. Окончательный выбор, кому лететь первым, был сделан только 8 апреля на закрытом заседании Госкомиссии, без космонавтов. Летом 1960 года будущий космонавт Валерий Быковский решением комиссии был взят в первую «шестерку» вместо Валентина Варламова, получившего травму. первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин был на самом деле далеко не первым!
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Кто был в космосе до Гагарина. Мифы и реальность | Гагарин был зачислен в первый набор отряда космонавтов (из 6 человек) и в составе группы 16 марта 1960 г. начал подготовку к космическому полёту. |
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества | Первая – до Гагарина в космосе уже побывал другой советский космонавт, судьба которого неизвестна. |
Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом | Космос | Мир фантастики и фэнтези | Куратор первого отряда космонавтов генерал Каманин вообще считал, что Титов к первому полету был готов лучше Гагарина. |
Был ли Юрий Гагарин первым космонавтом: мифы и реальность | Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю. |
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. Вы правильно говорите, — пусть капиталистические страны догоняют нашу страну, проложившую путь в космос, пославшую первого в мире космонавта. У них родилась дочь Алена, которая стала первым в мире ребенком, у которого и папа, и мама космонавты. Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937) Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским. Первыми космонавта встретили Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой. Летом 1960 года будущий космонавт Валерий Быковский решением комиссии был взят в первую «шестерку» вместо Валентина Варламова, получившего травму.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Отряд космонавтов первого набора с главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым. Первый космонавт избирался депутатом Верховного совета СССР VI и VII созывов (1962, 1966), был президентом Общества советско-кубинской дружбы. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»... Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями.
Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете. Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям. Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший.
Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах. На вручении диплома об окончании семи классов директор спросил Юрия о том, кем он хочет быть. И тот недолго думая, резко и четко, в своей манере ответил, что летчиком.
За своей мечтой он поехал в Оренбург тогда — Чкалов поступать в авиационное училище. Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума. Да и похвалы из аэроклуба были не лишними.
Зачем земля, когда есть небо? В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части. Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище.
За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней. Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами. Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы.
Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом. Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста.
У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно. Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления. На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку.
И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет. Был довольно один комичный момент в этой истории. У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет.
Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята. Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин.
Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге.
Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям. Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах. После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь.
Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина. А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место.
Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина. Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма.
Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь. Он уважал, ценил свою жену, как и она его.
Всегда старался её чем-то радовать. День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе. Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера.
Молодая пара первое время жила в маленькой комнате, которую им любезно согласилась дать местная учительница на время своего отпуска. Потом им дали комнату в гарнизонном доме, принадлежавшем местному военному комиссариату. Это было их первое семейное жилье.
Они его обустраивали, даже делали ремонт, чтобы было не так холодно во время полярной зимы. Юра заготовил кучу дров, чтобы было чем топить печь темными морозными вечерами. За время своего пребывания там, Гагарины сблизились со своими соседями, с семьей Бориса Федоровича Вдовина.
Его жена помогала Валентине более подробно ознакомиться с военным бытом, а Юра много времени проводил по вечерам за чашкой крепкого чая с Борисом Федоровичем. Они обсуждали буквально все — от новостей из прессы до перспектив полета человека в космос. В возможность этого тогда мало кто верил.
Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена. Как только закончился май и наступил первый месяц лета, пара приехала к родителям, но буквально на недельку. Как только наступил день перед отъездом в Оренбург, когда все вещи были собраны, ночью недалеко от их дома, в поселении случился пожар.
Вся семья: Алексей Иванович с сыновьями Юрием и Валентином бросились бороться с огнем, отстаивать другие дома. К счастью у них все получилось. Вернулись они под утро, когда уже наступил рассвет.
Еще около часа мужчины продолжали обсуждать произошедшее и только потом уснули. Жена за три часа до поезда разбудила Юрия и увидела, что тот был весь красный и горячий у него был жар. Валентина подумала, что её муж обгорел, когда тушил пожар.
Однако все было относительно хуже — Юрий заболел корью. Пока Гагарин не поправился, они жили в доме у родителей. Болел он долго.
Много обсуждал с родными космос. В 1957-м году в Советском Союзе по проекту Сергея Павловича Королева был запущен на околоземную орбиту первый искусственный спутник земли. Буквально недавно оправившийся от войны, Советский Союз стал первой космической державой.
Все граждане СССР много обсуждали это, грезили о будущем космонавтики. Никто даже подумать не мог, что всего через четыре года СССР войдет в историю как страна, запустившая первого человека в космос. И никто в то время не мог представить, что этим человеком станет простой, но безумно смелый и амбициозный парень Юра Гагарин.
Родители тогда не знали, что перед тем как идти в отпуск, их сын откликнулся на предложение вступить в первый отряд космонавтов. Не знали они об этом до самого дня полета в космос. Историю первого отряда вы можете почитать здесь, в одном из моих предыдущих материалов.
После того, как Юрий Алексеевич поправился, они вместе с женой и дочерью вернулись в часть. Всего через месяц он отправил родителям письмо, где сказал, что приедет в Москву на медицинские обследования. Мать и отец обрадовались возможности вновь скоро увидеть свое чадо.
Он им много рассказывал о подробных и частых исследованиях, от чего Анна Тимофеевна часто недоумевала, что же они такого в нем все ищут. В 1960-м году перед своим днем рождения 9-го марта Гагарин сообщил, что вместе со своей женой и дочерью будут переезжать в городок под Москвой. Повторюсь, никто не знал о предстоящем полете: ни родители, ни друзья, никто из близких, кроме одного человека — его жены Валентины.
Звездный час И вот наконец настал день полета. Ради своего «звездного часа» Гагарин находился в космосе 1 час 48 минут предшествовало огромное время подготовки и отбора претендентов. Испытать шанс стать первым человеком, покорившим космос, откликнулось более трех тысяч летчиков-истребителей со всего Советского союза.
Это было мероприятие огромных масштабов. Еще на этапе изучения медицинских карт было отсеяно более двух тысяч человек. В лаборатории было приглашено около двухсот человек, из которых лишь двадцать вошли в отряд и лишь двое были допущены до первого полета.
Юрия Гагарина выбрали первым из-за безупречной биографии, оптимистичного настроя и стрессоустойчивости. Герман Титов стал капитаном второй экспедиции в рамках программы «Восток».
У каждого был шанс стать первым человеком в космосе, но даже незначительные факторы могли этому помешать. У Нелюбова была «некрасивая» фамилия, а Титова считали слишком интеллигентным, он наизусть читал Лермонтова и Пушкина. А если иметь в виду политическую составляющую — на Гагарине. Посмотрите на его улыбку. Одна его улыбка сделает больше, чем все наши дипломаты». В результате окончательный выбор остановили на Гагарине — он был самый обаятельный и образцово «рабоче-крестьянский». При этом руководитель подготовки первых космонавтов генерал-полковник Николай Каманин отмечал в своем дневнике, что у Титова самый сильный характер.
Второй полет на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полета», — писал он. Дублеры полетели позднее Именно Титов стал главным дублером Гагарина. Даже на финише все могло измениться — любое недомогание первого космонавта мгновенно переписало бы историю. Для советского народа за девять дней до старта заранее записали три обращения — первое подготовил Гагарин, два других — Титов и Нелюбов. На стартовую площадку космодрома Байконур 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин поехал в одном автобусе с Германом Титовым. Когда Гагарина снимали для кинохроники, офицер охраны специально вставал и перекрывал Титова, чтобы дублера не было видно в кадре.
Павловский, командующий войсками ПриВО. Токарев, председатель Куйбышевского облисполкома. Ковалев облисполком. Никулин, зав. Зотов, зав. Финансовым отделом облисполкома. На этой встрече он рассказал журналистам о своем полете, об отдыхе на даче Куйбышевского обкома КПСС и что на берегах Волги он бывает уже третий раз. Гагариным на пресс-конференции на базе отдыха в Куйбышеве. Титов после своего полета во время завтрака на базе отдыха в Куйбышеве. После отдыха Г. Титов на самолете ИЛ-18 вылетел в Москву. С ним вылетели космонавты, врачи, командование ЦПК. Андриян Григорьевич Николаев А. Николаев после своего полета в Куйбышеве. Фамилия Григорьев досталась ему в честь имени отца, причиной чего послужили местные традиции тех лет. После окончания семи классов школы сменил фамилию на фамилию отца — Николаев, и переехал в город под названием Мариинский Посад, где проживал его старший брат. В 1947-м году окончил местный лесотехнический техникум, получил диплом «техника-лесовода». Следующие три года Андриян Григорьевич проработал мастером лесозаготовок на лесном промышленном предприятии «Южкареллес», в поселке Пай, республика Карелия. В 1950-м году Андриян Николаев заканчивает обучение в школе воздушных стрелков города Кировобад, после чего полгода служит стрелком в УССР, городе Староконстантинов. В 1952-м году Андриян Григорьев завершает один курс обучения в авиационном училище Чернигова, а в 1954-м году Фрунзенское военное училище в столице Киргизии — г. В начале 1955-го года он отправляется на службу в качестве воздушного стрелка, а позже — летчика. Пройдя годовую общекосмическую подготовку и успешно сдав все экзамены, Андриян Николаев получил должность космонавта и позывной «Сокол». Самым сложным испытанием при подготовке к полёту Николаев называл пребывание в сурдобарокамере, имитирующей полную изоляцию от внешнего мира, где будущий космонавт находился 10 суток без какой-либо зрительной и слуховой связи. К моменту назначения в полёт на счету Николаева было 40 парашютных прыжков разной степени сложности. Первый полет состоялся с 11 по 15 августа 1962 года на корабле «Восток-3», совершив 64 витка вокруг Земли. Носова и одновременно Магнитогорский аэроклуб в 1951 году. Затем окончил военное авиационное училище в 1954 году, после чего служил в частях ВВС. По результатам многочисленных бесед, осмотров и анализов Попович стал одним из 12-ти космонавтов, которые прошли отбор и стали первыми слушателями курса, проводимого Центром подготовки космонавтов ВВС. С 1960 года Павел Романович зачислен в отряд космонавтов, получив позывной «Беркут». Сразу после полёта Юрия Гагарин, Сергей Королев поставил новую задачу: в августе должен был состояться групповой полет двух космических кораблей. Первая часть этой задачи была воплощена в жизнь 11 августа 1962 года, когда стартовал корабль «Восток-3». Он пилотировался Андреем Николаевым, а 13 августа к нему присоединился «Восток-4», которым управлял Павел Попович. Благодаря этому полету впервые были проведены эксперименты по установке радиосвязи между двумя кораблями, находящимися в космосе. Их полет стал первым в истории космонавтики групповым полетом космических кораблей. В ходе полёта Николаев и Попович, находясь в своих кораблях, впервые в истории освободились от привязных ремней, отделились от кресел и побывали в "свободном плавании" в условиях невесомости: Николаев за четыре сеанса в общей сложности 3,5 часа, а Попович за три сеанса - около 3 часов. Также космонавты провели первый в мире военный космический эксперимент. Его суть состояла в перехвате вражеских спутников, где «Восток-4» исполнял роль цели, а «Восток-3» следовал за ним как перехватчик. В ходе полёта проведены первые эксперименты по радиосвязи между экипажами двух кораблей в космосе, выполнена программа научно-технических и медицинско-биологических экспериментов. Николаев и Попович в совместном полете изучали особенности влияния невесомости на основные физиологические функции человека, оценивали свое психологическое состояние и работоспособность. Успешно реализованная программа позволила подтвердить возможность согласованных действий двух экипажей в полете и эффективность работы всех конструктивных элементов космических кораблей, особенно систем жизнеобеспечения. Выполнение задания дало возможность ученым, конструкторам и космонавтам решать перспективные вопросы увеличения продолжительности космических полетов, подготовки операций по встрече и стыковке кораблей, создания долговременных орбитальных станций. Спустя 3 суток и 22 часа после старта, облетев Землю 64 раза, космонавт Николаев вернулся на Землю, и поставил рекорд по длительности пребывания в космосе. Продолжительность первого в мире группового полета двух космонавтов составила 70 часов 23 минуты 38 секунд, а дальность этого полета - 1 миллион 975 тысяч 200 километров. Таким образом, Николаев и Попович установили первые мировые рекорды по продолжительности и дальности группового космического полета в классе орбитальных полетов. Оба космонавта успешно приземлились 15 августа 1962 года в заданном районе северного Казахстана. Приземление Поповича произошло через 6 минут после приземления Николаева. Оба космонавта с мест приземления были доставлены на аэродром города Приозерск. Это аэродром принадлежит полигону противоракетной обороны Министерства обороны. Николаев и П. Попович после своего полета в Куйбышеве на базе отдыха. Алабина А. Николаев, Ю. Гагарин и П. Попович на пресс-конференции в Куйбышеве после полета Николаева и Поповича. Алабина Слева направо: Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Попович в Куйбышеве после полета Николаева и Поповича. Алабина На аэродроме состоялся их доклад Председателю Госкомиссии Л. В 17 часов 30 минут на даче Куйбышевского обкома КПСС в обычном порядке космонавты доложили Госкомиссии и присутствующим о выполнении своих полетных заданий. Николаев докладывал: «Отрыв ракеты плавный, перегрузки росли плавно, вибрации небольшие, но они усиливались к концу работы блока «А». Перегрузки возрастали до 6 7 единиц» по моему мнению, они были завышены. Отделение космического корабля от блока «Е» почувствовалось по толчку от механизмов разделения. Старт космического корабля «Восток-4» не видел. Связь с Землей первые сутки работала неустойчиво, а все остальные — достаточно стабильно. Условия полета космического корабля были хорошими. Отсоединялся от кресла 4 раза. Просыпался ночью 3 раза. Перезагрузка 8 9 единиц. Затем было яркое пламя за бортом спускаемого аппарата. Посадка была успешной. Через час прилетел вертолет, я забрал из спускаемого аппарата бортжурнал, кинопленки и улетел на аэродром». Там они отдыхали, проходили послеполетный медицинский осмотр, а также докладывали Госкомиссии о полёте. Николаев после своего полета в Куйбышеве во время медицинского осмотра. Алабина Врачи встречают П. Поповича после его полета в Куйбышеве. Алабина 18 августа 1962 года в 12. Однако, это были не последние их космические полёты. Второй полёт Андрияна Григорьевича состоялся 1-го июня 1970-го года. На этот раз вместе с Виталием Севастьяновым, командир Андриян Николаев стартовал на борту космического аппарата «Союз-9». Во время космического полета состоялась первая в мире партия в шахматы, участниками которой стали космонавты. Игра проводилась между членами экипажа и двумя участниками миссии на Земле. Данная миссия была запланирована на еще более длительное пребывание в космическом пространстве и продлилась 17 суток и 17 часов. В результате чего, после завершения полета, экипаж корабля имел трудности с адаптацией к земной гравитации, что даже прозвали как «эффект Николаева». Самоотверженный труд Андрияна Николаева был высоко оценен Родиной. Второй полёт Павла Романовича состоялся с 3 по 19 июля 1974 года совместно с бортинженером Ю. Артюхиным на космическом корабле «Союз-14». Корабль стыковался с «Салют-3» космической станцией, которая располагалась на орбите. Этот совместный полет длился 15 суток 17 часов 30 минут. Все это время космонавты занимались исследованием земной поверхности. Также они совершали важные исследования относительно того, как влияют на организм человека разнообразные факторы во время космического полета. За заслуги в освоении космоса летчик-космонавт А. Николаев был награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями. С 1-го по 6-й класс школы учился в Тегеране. В 1953 году окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, в 1955 году - Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков ВАУЛ им. Мясникова Северо-Кавказского военного округа, в 1968 году - инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского с присвоением квалификации "летчик-космонавт-инженер". Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС 1960 , военный летчик 1-го класса 1963. Выполнил более 100 прыжков с парашютом. Первый полет Валерий Быковский, получивший позывной «Ястреб», совершил 14-19 июня 1963 году в качестве пилота корабля "Восток-5". Космонавт Быковский приземлился в 14 часов 3 минуты в Казахстане в 540 км. Участвовал в совместном полете "Восток-5" и "Восток-6", пилотом которого была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Продолжительность полёта была 4 суток 23 часа 6 минут. Костаная доставил Валерия Быковского в г. В Куйбышеве Быковский встретился со своей «космической сестрой» Валентиной Терешковой. Встреча В. Быковского и В. Терешковой справа в Куйбышеве после своего полета.
У них было очень мало возможностей проводить время наедине друг с другом» — рассказывает дочь о родителях. Но в эти редкие моменты, когда время появлялось, Юрий Алексеевич всецело принадлежал своей семье. Очень редко в многочисленных поездках сопровождала его жена. Она писала в своих воспоминаниях: «Я и сейчас помню все дни, когда он бывал грустным и усталым, расстроенным и даже злым. Но я не помню его равнодушным, безразличным… Он жил для людей…». Каждую просьбу считал обязательной и мучился, когда ему не удавалось что-то сделать. Себе же он отказывал во многом — в отдыхе, в свободном времени, в расслабленности, которая порой так нужна, в каких-то желаниях» Был ли Юрий Алексеевич верующим человеком? В ситуации постоянной опасности, когда приходится рисковать жизнью, рождается и укрепляется именно истинная вера. А верить, как и любить, заставить нельзя. Не произнесете — из церкви библиотеку сделаем и приход распустим. И вообще — в Магадан отправим! И вот в воскресный день, батюшка после основной проповеди и изрекает: "Возлюбленные во Иисусе Христе братья и сестры, уважаемые наши гости! Вот, говорят: Гагарин в космос летал, а Бога там не видел! А Бог Гагарина очень даже хорошо видел, и представляете, даже благословил его! Подобную реплику когда-то высказывал и архимандрит Алипий Воронов , бывший настоятелем Псково-Печерского монастыря. Когда в обитель приехали туристы из Финляндии, то один из них заявил: «Космонавты-то на небо летали, а Бога не отыскали». Отец архимандрит заметил: «Такая беда имеет возможность и с вами статься: в Хельсинки были, президента не видали». Космонавт А Леонов рассказывает: «На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Все значительно сложнее. Я хорошо знал Юрия и могу утверждать, что он никогда не был атеистом. Ведь он был крещен кстати, как и я , но при тогдашнем всеобъемлющем контроле со стороны партии открыто верить было практически невозможно. По официальной версии советской эпохи, свое отношение к религии летчик-космонавт Герой Советского Союза Юрий Гагарин вроде как высказал в своей книге «Дорога в космос», где назвал полет в космос «сокрушительным ударом церковникам». Но можно ли считать эти слова из книги, составленной корреспондентами газеты «Правда» и многократно отредактированной, действительно принадлежащими Гагарину, учитывая и тот факт, что полет первого космонавта был активно использован для атеистической пропаганды? Все, что известно о подлинном отношении Юрия Алексеевича к вере, пересказано со слов его друзей и родственников, а также из некоторых поступков, совершенных им. Многое можно оспорить и сказать, что какие-то факты выглядят натянуто. Просто приведем сохранившиеся свидетельства жизни Юрия Алексеевича Гагарина. Родители летчика были верующими людьми. Все в семье Гагариных были крещеными, и в том числе Юрий Алексеевич. Гагарина», вспоминает: «У родителей Юрия Гагарина иконы висели в красном углу в большой комнате и на кухне. После полёта к Алексею Ивановичу пришло руководство из райкома: мол, у вас сын — космонавт, а в доме иконы висят. Но он иконы не снял… Я Юрия Гагарина и в то время всегда только крёстным звала. Бабушка рассказывала мне, как 13-летний Юра в храме носил меня на руках вокруг крестильной купели. Он и своих двух дочек маленькими крестил», — вспоминает Тамара Филатова, племянница Юрия, дочь его сестры Зои. Полковник в отставке Валентин Васильевич Петров, преподаватель Центра подготовки космонавтов и друг Юрия Гагарина, вспоминает об их совместной поездке в Троице-Сергиеву Лавру. Я ответил, что бывал — и он предложил мне поехать туда снова. Мы отправились в тот же вечер, приехали в Лавру в гражданской одежде — потому что в то время нам, военным, просто невозможно было появиться в храме в военной форме — да и к тому же, надеялись остаться незамеченными. Но Гагарина, конечно, узнали и в гражданке, к нему сразу хлынул поток народа, все просили автограф, пытались что-то спросить, дотронуться. Другого такого космонавта я не знаю: Гагарин поразительно душевно относился к людям и никогда никому не отказывал. Если вы обращаетесь к нему — неважно, стоит ли рядом первый секретарь ЦК или председатель правительства — он весь ваш. Чтобы все-таки спасти космонавта от все увеличивающейся толпы, наместник Лавры предложил нам пройти в его келью. Гагарин сделал паузу, а потом улыбнулся своей обворожительной улыбкой и сказал: «Батюшка, а давайте сначала к мощам Сергия — а потом куда угодно». После Юра спрашивал меня, почувствовал ли я что-то, когда мы поклонялись мощам. Я ответил: «Да. Какая-то, Юра, благодать». А он сказал: «Вот видишь — значит, мне не показалось». Отец-наместник предложил нам также посетить Церковно-археологический кабинет. Сейчас мало кто может сказать наверняка, какое у Гагарина было отношение к вере. Но когда мы вошли в Кабинет, его вопросы и комментарии убедили меня, что он очень многое в православии знает.
Полет Гагарина в космос поминутно
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе – Москва 24, 11.04.2014 | первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин был на самом деле далеко не первым! |
История первого полета человека в космос: полёт Гагарина 12 апреля 1961 года | Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета. |
11 легенд. Как сложилась судьба первых советских космонавтов?
45 интересных фактов о Юрии Гагарине | Гагарина можно назвать пилотом корабля «Восток», но первым настоящим космонавтом был Нил Армстронг», – резюмировали американцы. |
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос - Российское историческое общество | Первый человек, совершивший полет в космос, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. |
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах | РИА Новости, 1920, 04.03.2022. |
«Самый волнительный день»
Я не могу. Вы понимаете? Потом речь космонавта перешла в невнятное бормотание и исчезла совсем. По данным журналиста Аллена Хендерса, погибшего звали Александр Белоконев. Есть некоторые факторы, которые позволяют всплывать слухам. Мы все знаем каноническую дату полета Гагарина — 12 апреля, но до его полета было пять кораблей-спутников, на которых полет корабля "Восток" отрабатывался", - сказал Вадим Лукашевич. Андрей Симонов много лет занимается исследованием летных испытаний в нашей стране. Он признает, эксперименты в этой отрасли шли с 1953 года. Юрий Гагарин, 1961 год.
Это будет еще больший позор, чем если мы отстанем. Поэтому выверяли до мелочей, чтобы была стопроцентная гарантия успеха. Накануне полета Гагарина, Дэйли Уоркер публикует статью своего московского корреспондента. Он сообщает: "8 апреля на борту космического корабля "Россия" совершил орбитальный полет Владимир Ильюшин, летчик-испытатель, сын легендарного авиаконструктора". Именно его в Книге рекордов Гинесса за 1964 год укажут как первого космонавта планеты", - комментирует Андрей Симонов. Радио: "14 июля 1959 года летчику-испытателю Ильюшину предстоит полет в стратосферу". Итальянское агентство "Контитенталь" вскоре после возвращения Гагарина публикует интервью своих ученых, братьев Ундико-Кордильо, которые поведали, что с 1957 года зафиксировали три трагедии в космосе. В своем центре прослушивания космоса они поймали радиосигналы погибающих, стоны и прерывистый сердечный ритм.
Те записи существуют до сих пор. Смотрели в первую очередь на их медицинские книжки, то есть было требование практически абсолютного физического здоровья. Из них, в результате строгого отбора, было оставлено 6 человек, которые слетали по программе "Восток". На самом деле, безусловно, было отобрано больше", - добавляет Юрий Караш. Последний неофициальный полет в зарубежной прессе значится 4 февраля 1961 года. На "Байконуре" в этот день действительно произведен запуск, но кто полетел? Почему не вернулся? Подробности много лет оставались засекреченными.
Почему погиб летчик-космонавт Бондаренко? На Западе убеждены: Гагарин лишь отыграл роль первого космонавта, чтобы скрыть провалы. В первом полетел макака-резус Сэм, а во втором — первый астронавт шимпанзе Хэм. Он полетел за два месяца до Гагарина, он поднялся на высоту 285 км вертикально. Может быть, именно поэтому Королев стал говорить, что нет смысла запускать Гагарина суборбитально, нужно сразу на полный виток. А то он бы был вторым за обезьяной. Поэтому гонка шла ноздря в ноздрю" - сказал Вадим Лукашевич. Сегодня космонавты признают факт гибели одного из своих коллег.
Это действительно произошло до Гагарина, и об этом они не любят говорить. Валентин Бондаренко был одним из любимцев первого отряда — самый молодой и веселый.
Тем временем в институте авиационной медицины начались подготовительные работы по отбору кандидатов для первого космического полета. В августе 1959 года начался набор в отряд, процессом руководил полковник медицинской службы Евгений Карпов. Критерии отбора были строгими: возраст — до 35 лет, рост — не выше 175 см, вес — до 75 кг и отличное здоровье. В процессе первого этапа были рассмотрены документы 3 461 летчика истребительной авиации. К 1960 году полностью прошли медицинское обследование 29 человек. Аникеев, В. Быковский, Б.
Не было инженеров, которые бы работали над этими провалившимися миссиями, не было членов семей якобы погибших космонавтов и каких бы то ни было официальных или неофициальных заявлений. Джеймс Оберг, один из ведущих специалистов по истории космонавтики СССР и России, даже публиковал подробный разбор доводов братьев Юдика-Кордилья, где объяснял, почему ни он, ни любой другой профессиональный историк космоса им не верит. К ним были технические вопросы: их оборудования едва ли было достаточно, чтобы ловить и записывать сигналы с космических кораблей. Были и фактические вопросы. К примеру, сердцебиение, дыхание и другую биометрию в советских кораблях никогда не передавали по голосовым каналам. Тем не менее, версия про «фантомных космонавтов» жива до сих пор, как и один из братьев. Социальная экономика А вы случайно не конспиролог? Пройдите тест и узнайте Почему в это верят История про «фантомных космонавтов» была популярна в основном в западных странах. Джеффри Скотт, аэрокосмический инженер и главный редактор сайта aerospaceweb. Любые неудачи американской космической программы оказывались на первых полосах газет. В СССР отсутствие свободной прессы позволяло и без того непубличной космической программе скрывать большинство своих недостатков.
Время идет. Пошли бы потом совещаться, что делать, а я бы уже умер. Любая искра в электросистеме могла привести к взрыву. На Земле запаниковали: воздуха для дыхания могло не хватить до посадки, которую на территории СССР можно было провести только после 16-го витка по орбите. И вновь космонавтам повезло: через 7 часов подача избыточного кислорода внезапно прекратилась, и все вошло в норму. Следующая неполадка в ходе этого полета была связана с отказом системы ориентации. После отстрела шлюзовой камеры корабль начал вращаться, возникло много пыли и обломков. Автоматика не выстроила ориентацию, необходимую для включения тормозной установки. С Земли вынуждены были разрешить впервые в истории космонавтики совершить посадку в ручном режиме. Из-за строения корабля «прицеливаться», сидя в кресле, было невозможно. Беляев вынужден был отстегнуться и, удерживаемый Леоновым, выстроил предпосадочную ориентацию. Беляеву удалось добраться до своего места за 22 секунды, но эта задержка послужила причиной перелета в 165 км. В результате спускаемый аппарат совершил посадку в в тайге в 75 км от г. Березники в Пермской области. Королев, Келдыш и я сидели и ждали. Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. А когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал. Корабль приземлился 19 марта в 12 часов 02 мин 17 с. Первая попытка открыть люк не удалась из-за близких стволов деревьев и глубокого снега. Связи не было. Космонавты развели костер. Мороз к ночи усиливался до минус 20 градусов. Леонов: У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем вспороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. К рассвету 20 марта место посадки «Восхода-2» было установлено.