Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян. За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира».
Остались вопросы?
Смерды закупы холопы. Повинности крепостных. Повинности крестьян Россия. Барщина это в древней Руси. Повинности крестьян сеньору. Повинности крестьян оброк. Обязанности зависимых крестьян.
Феодальные повинности крестьян. Сообщение про средневековых крестьян. Барщина это повинность. Оброк это. Черно соршные крестьяне. Владельческие крестьяне.
Гос крестьяне. Крепостные и государственные крестьяне. Виды зависимых крестьян. Виды крестьянских повинностей. Барщина и оброк разница. Средневековая европейская деревня.
Средневековая деревня и ее обитатели повинности. Феодальные повинности средневековых крестьян. Средневековая деревня поместье феодала. Усадьба феодала в средневековой деревне. Строение средневековой деревни. Средневековая деревня презентация.
Повинности христиан Борщина. Крестьянская барщина. Повинности крепостных крестьян. Повинности крестьян барщина. Государственные удельные и крепостные крестьяне. Удельные крестьяне.
Крестьяне государственные удельные помещичьи. Свободные крестьяне, живущие на государственных землях. Средневековые повинности. Основные повинности крестьян. Основные крестьянские повинности. Барщина оброк десятина.
Церковная десятина оброк барщина. Понятие оброк. Барщина и оброк в средневековье. Барщина в Западной Европе. За пользование землей крестьяне. Феодальные повинности оброк и барщина.
Барщина в средневековье. Судебная зависимость крестьян это.
Во времена Киевской Руси крестьяне-общинники смерды уплачивали дань натурой, иногда деньгами, а также отбывали подводную , воинскую и другие повинности. Долгое время дань, что ее собирали путем полюдья , не имела точно установленных размеров.
Они были определены после Древлянского восстания 945 г. Рост частной феодальной земельной собственности князей и бояр обусловил превращение дани в феодальную ренту, причём первоначально преобладала отработочная рента. С первой половины XI ст.
Правительство стремилось возможно быстрее ликвидировать барщину, которая не могла быть эффективной в условиях личной свободы крестьян. Поэтому сельским обществам и отдельным домохозяевам разрешалось переходить на оброк, но при соблюдении определенных условий: предупредив об этом помещика за год и внеся вперед причитающуюся полугодовую сумму. В пределах мирской земли сохранялись прежние семейные наследственные участки, причем за основу семейного надела принимался высший «пеший» участок; вся остальная земля, обрабатываемая домохозяином, рассматривалась как «добавочный участок», который в известных случаях мог быть сокращен и даже отобран целиком для наделения безземельных и малоземельных односельчан. Крестьянин-барщинник освобождался от тяглой работы, если он сам не заключал о ней добровольного договора с помещиком. Взамен круговой поруки за выполнение барщины и оброка вводилась ответственность каждого отдельного домохозяина. Несколько иначе было составлено «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Киевской, Подольской и Волынской».
Здесь, на Правобережной Украине, помещиками были преимущественно поляки, а крестьянами — украинцы. При наличии классового антагонизма и национально-религиозных различий царское правительство стремилось привлечь к себе крестьянство в своей борьбе с польским национально-освободительным движением. Еще в 40-е годы здесь были введены «инвентаря», определявшие размеры наделов и повинностей. Официально утвержденные инвентари и послужили основой для составления местного «Положения» 19 февраля 1861 г. В пределах закрепленной мирской земли сохранялось потомственное пользование землей, но при наследовании допускалось сосредоточивать в одних руках не более двух усадеб и двух участков,.
Усиление феодальной эксплуатации крестьян.
Формы эксплуатации крестьян. Барщина и оброк различия. Черносошные крестьяне в 17 веке в России. Владельческие крестьяне. Государственные черносошные крестьяне. Черносошные крестьяне и владельческие крестьяне.
Повинность это в истории. Холопы закупы челядь. Закупы и Рядовичи. Челядь это в древней Руси. Челядь холоп закуп Рядович. Повинность в пользу государства.
Повинность в пользу церкви. Формы зависимости крестьян от феодалов в средние века. Виды крестьянской зависимости. Виды зависимости крестьяне в средневековье. Средневековые повинности. Права и обязанности крестьян.
Обязанности и права крестьян 18 век. Права крестьян в 17 веке. Рядовичи закупы холопы смерды челядь. Холопы это в древней Руси. Смердов, закупов и Холопов.. Средневековая деревня и ее обитатели повинности.
Презентация на тему Средневековая деревня. Формы зависимости крестьян. Права и обязанности феодалов. Права и обязанности феодалов в средневековье. Права феодалов и крестьян. Обязанности феодалов в средневековье.
Обязанности крестьян. Феодализм крестьяне. Обязанности зависимых крестьян по отношению. Принудительные обязанности зависимых крестьян. За пользование землей крестьяне несли повинности. Земельно зависимый крестьянин это.
За пользование землёй зависимые крестьяне несли повинности. Крестьяне общинники. Повинности черносошных крестьян.
ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 49
За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира». Важно отметить, что конкретные повинности и обязанности крестьян могли различаться в зависимости от региона, времени и условий, установленных господином. Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. 8. Воинская повинность, на которую отправляли самых сильных молодых крестьян, зная, что большинство не вернется обратно. Материал из раздела наглядные и раздаточные материалы от 13.08.2016 – Повинности средневековых крестьян доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. Элемент повинности-тягло получает всеобъемлющее развитие и приводит к закрепощению русского крестьянина.
Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19
Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали. Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней 3-4 дня в неделю. За пропущенные дни полагался штраф — начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.
Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно — целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила. Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами. В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем Фландрия, селения Шампани, Орлеан. В других сохранили общественные работы и сторожевую службу.
Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т. Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе.
Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т. Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену — право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика. Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата.
При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год. Определение 1 Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству. Все жители государства были обязаны нести повинности, основная часть которых ложилась на крестьян — самую многочисленную часть населения. Со времен Киевской Руси все население делилось на зависимых и свободных. Зависимое население, состоявшее из смердов, холопов и проч. Смердами называлась категория лично свободных крестьян, которые жили в общине. Они платили дань натурой или деньгами, а также несли подводную, воинскую и другие повинности.
Дань, которая называлась полюдьем, поначалу собирал лично князь со своей дружиной, которые иногда учиняли произвол, поскольку размер дани не был четко установлен. После восстания древлян в 945 году, княгиня Ольга учредила уроки точные размеры дани , погосты места сбора дани и специальную должность для сбора дани. Читайте также: Очки для компьютера вред и польза и вред Рост частных земельных владений князей и бояр привел к тому, что дань начала превращаться в феодальную ренту, которая сначала в большинстве случаев была представлена отработочной рентой. С первой половины XI века стала активно распространяться уплата повинностей продуктами, а с XIV-XV веков большую популярность приобрела денежная рента.
Городовое дело — одна из древнейших натуральных повинностей, состоявшая в постройке новых городов и острогов, возведении новых крепостей в старых городах и ремонте фортификационных сооружений. Чинш польск. Zins — процент, от лат.
Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. Алтын — тюркское слово, которое легло в основу названия денежной единицы алтын, многих географических названий напр. Алтайские горы , а также стало составной частью тюркских слов. Площадной подьячий — вольный письменный делец в Русском государстве, действовавший под надзором правительства на городских площадях, предшественник современных нотариусов. Крепостной акт также крепость — в законодательстве Российской империи сделка, внесённая в книги «у крепостных дел» примерно соответствует современному нотариальному заверению и регистрации прав собственности. Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы. Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма.
Группой лично зависимых крестьян управляли воины-землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. Зависимое крестьянство пришло на смену... В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября Юрьев день и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён формально приостановлен в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года. В Англии под вилланами понималась основная масса феодального-зависимого населения, выполняющего неограниченные отработочные повинности в пользу своего сеньора и подчинённого юрисдикции помещичьего суда.
Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу «крепостное право» на эту вещь. Предметом крепостного обладания в России были и люди. Такие крепостные изначально назывались «холопами и робами». На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, а робой — крепостная женщина. При этом в документах, кроме церковных, никогда не употреблялось слово «раб». Холопство же было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. Крепостное право в России Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше. Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение. В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей. Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица». Крестьяне в XVII веке После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия. Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения — крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния. Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян. Все методы для этого были хороши.
Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей. Простой дом, а вернее — изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство. Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод — все это тоже из крестьянского быта той эпохи. Чем занимались крепостные крестьяне зимой, — отдельный вопрос. Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного — больше. Это — время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников. Рождество, Масленица — главнейшие из них. В народных песнях продолжается крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным. Оцените значение монастырей в хозяйственной жизни России. Какие виды продукции производили монастыри в XVII в.? Ответ: Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и дворянина, и посадского человека, и крестьянина. Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества. Монастыри были частью церковной системы, распространяя православие в отдаленных землях. Зачастую именно монастыри выступали убежищем для тех, кто хотел убежать от суеты жизни или от жестокости крепостного гнета. Правда, далеко не все уходили в монастыри добровольно. С самого начала своего появления монастыри занимались просветительской и пастырской деятельностью. Монахи были духовниками и учителями народа. При некоторых монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию. Монастырь был местом, откуда распространялось образование, где прививались навыки к труду, вера и нравственность. Многие монастыри, стоящие вдали от городов, были вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем. К началу XVII в. Крупнейшие монастыри того времени играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными единицами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Монастыри отличала высокая культура хозяйствования — на монастырских землях выращивали пшеницу, разводили скот, заготавливали сено, содержали мельницы, имели обширную торговлю. Занимались этими работами в основном монастырские крестьяне. Они охотно селились рядом с монастырями, так как повинности там были заметно легче, чем у помещиков. Платили они оброк деньгами и продуктами своего труда: мясом, маслом, орехами, ягодами и изделиями промыслов: телегами, санями, хомутами, вожжами. В женских монастырях было широко развито рукоделие, главным образом, ткачество и вышивание. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте своё мнение. Ответ: Формированию сословий в России, наряду с историческими традициями взаимодействия различных категорий общества, способствовали многочисленные факторы и обстоятельства.
Крестьянские повинности и цены
Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Одной из основных повинностей крестьян было выполнение работ на помещичьих землях. “Положения” 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных принципов ликвидации повинностей и наделения крестьян землей. оброк, барщину, а также платили налоги "на государя". Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка.
перечислите основные повинности которые несли крестьяне
Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Добавить в избранное 0. Вопрос пользователя. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Основные повинности крестьян в Средневековой Руси были следующие.
Феодальные повинности
Найди верный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Найди верный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. труд крестьян на земле помещиков. перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Основные повинности крестьян в Средневековой Руси были следующие. основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк.
Краткое содержание 19 параграфа по истории (7 класс)
Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам. На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих. Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому. Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель. Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.
Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам. В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода. Противоположность старожильцам — новопорядчики новоприходцы. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов.
Гулящие люди. Отпущенные на свободу холопы, слуги в Русском государстве в 16 — начале 18 веков, кабальная зависимость которых по закону прекращалась со смертью господина. Гулящие люди никому не платили никаких податей, жили преимущественно работой по найму.
В 17 веке отход населения на заработки назывался: «гулять», «ходить в гуляках», «быть гулящим». Гулящие люди активно участвовали в крестьянских и городских восстаниях, правительство стремилось ликвидировать этот разряд населения. Указом Петра I от 1 июня 1722 года предписывалось записать гулящих людей в солдаты, в посады или обратить в крепостных. Даточные люди. Категория лиц из тяглого населения в России 15-17 вв. Поставка даточных людей была одной из наиболее тяжелых личных повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины. Даточных людей отбирали исключительно из тяглого населения, так как все служилые люди, московские и городовые, несли военную службу лично и бессрочно. В даточные люди ставились лица преимущественно средних лет.
Для службы они должны были являться на сборный пункт в вооружении и с запасами. При прохождении службы они получали подмогу от общин в виде кормового и денежного жалованья. Дворовые крестьяне. Зависимые лица в Русском государстве челядь, холопы , жившие при дворе феодала и обслуживавшие его семью. В конце 17 — первой половине 19 века дворовые крестьяне не имели земли и жили полностью на содержании хозяев. В 1797 году по указу Павла I о запрещении продажи дворовых и безземельных крестьян. В 1858 году вышел указ Николая I о запрещении помещикам переводить крестьян в дворовые люди. При освобождении они не получали земельный надел.
Дворцовые крестьяне. Зависимые крестьяне на Руси 12-18 вв. В период образования и укрепления Русского централизованного государства конец 15-16вв. В 16 веке в связи с развитием поместной системы дворцовые крестьяне стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства. В 17 веке с ростом территории Русского государства росло и число дворцовых крестьян. Широкий размах раздача дворцовых крестьян дворянам приобрела в первые годы царствования Михаила Фёдоровича Романова 1613-1645. В первые годы правления Петра 1 1682-99 было роздано около 25 тысяч дворов дворцовых крестьян. Большая часть попадала в руки царских родственников и фаворитов.
В 18 веке пополнение дворцовых крестьян и земель щло главным образом за счёт конфискации земель у опальных владельцев и населения вновь присоединённых земель в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии. Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского позже царского двора продовольствием. Категория населения в России 16-17 вв. В категорию детенышей входили дети, выросшие в монастыре, и наемные работники, поставленные в сходные с ними социальные условия. Детеныши не имели своей пашни. Детеныши пахали землю монастыря. Занимались ремеслами, получая жалованье. Детеныши часто находились в кабальной зависимости.
Служилые люди в России в 16-17 вв. В обязанность затинщиков входила стрельба из пищалей — артиллерийских орудий небольшого калибра. Затинщики относились к «людям пушкарского чина» и несли службу на общих с пушкарями условиях. Они имелись во всех русских крепостях: пять-десять человек — в небольших крепостях, несколько десятков — в крупных крепостях. Затинщики находились в подчинении у осадного головы. По мере удаления крепости от возможной опасности затинщиков переводили в тягловые люди. Затундренские крестьяне. Крестьяне — потомки русских промышленных, посадских и служилых людей, поселившихся в 17-18 вв.
В начале 19 века насчитывалось около 320 затундренских крестьян. В конце 19 — начале 20 веках затундренские крестьяне стали заниматься преимущественно кочевым оленеводством, усвоили якутский язык и слились с коренным населением Таймыра — долганами и северными якутами. Категория феодально-зависимых крестьян в Псковской земле 14-16 вв. Все имущество изорников при этом переходило господину. Бывшие крепостные крестьяне в России, получившие в результате крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы. Эти наделы предоставлялись безвозмездно по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный. Монастырские крестьяне.
Категория зависимого населения владений православной церкви в России 11 — до сер. По своему правовому и экономическому положению монастырские крестьяне мало чем отличались от крестьян, зависимых от феодалов. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Был ограничен переход монастырских крестьян в другие категории крестьян. В случае побега крестьяне возвращались во владения монастыря великокняжеской администрацией. Выступая против усиления эксплуатации своего труда, монастырские крестьяне поднимали восстания. В 17 веке многие крестьяне участвовали в восстании Степана Разина. Свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян.
Дружинники в Древнерусском государстве, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя бояре. Княжеские мужи несли личную службу князю, люди платили ему дань. К княжеским мужам причислялись только высшие военно-правительственные сановники, а рядовые ратные люди князя и низшие дворцовые слуги, конюхи, повара, сельские приказчики уравнивались с простыми людьми, сходясь с княжескими мужами только в личной службе князю. Название разорившихся крестьян, посадских людей, беглых холопов на Руси 12-17 вв.
Помещичье землевладение было ликвидировано в октябре 1917 года Декретом о земле. Впоследствии, при советской власти, крестьяне пережили коллективизацию 1920-х — 1930-х годов, в 1930-е — 1950-е годы были подвергнуты репрессиям, до 1970-х годов не могли свободно передвигаться по стране в силу отсутствия паспортов. С 1990-х годов крестьяне по-прежнему один из наиболее бедных социальных слоёв населения России. С конца XV века понятие «смерд» потеряло свой социальный смысл и осталось в лексиконе помещиков и чиновников со значением уничижительности, как презрительное обозначение крепостного крестьянина. В XVI веке оформилась категория владельческих крестьян, называемых иначе крепостными или помещичьими. Трансформация категории пашенных крестьян протекала несколько иначе. В XIV веке «пашенные люди» остались в основном лишь в Сибири, а на территории европейской России появились две новые категории крестьянского сословия — черносошные крестьяне в центральных и южных районах и половники на северных территориях. В начале XVIII века все крестьяне, работающие на свободных, казённых и удельных дворцовых землях, были отнесены к категории государственных крестьян. С XI века существовала в России и такая категория крестьянского сословия, как монастырские крестьяне. В 1764 году все они были переведены в категорию экономических крестьян, а немного позднее отнесены к категории крестьян государственных. С XV века всё крестьянское население, платящее подворный налог и выполняющее государственную повинность тягло , именовалось тяглым, или тягловым, населением. С введением подушного обложения в 1724 году категории тяглового крестьянства стали именовать податным населением. Крепостные крестьяне Владельческие, или крепостные, или помещичьи крестьяне жили в вотчинах и поместьях, находясь под властью помещика и выплачивая ему ренту, а государству повинности. До конца XVI века владельческие крестьяне пользовались правом ухода «отказа», «выхода» от землевладельца один раз в год в Юрьев день, при соблюдении определённых условий. С 1597 года указом правительства был введён пятилетний срок сыска беглых крестьян, что фактически означало жёсткое прикрепление их к земле владельца. Уложением 1649 года был введён бессрочный сыск. В XVIII веке положение владельческих крестьян ещё более ухудшилось — безземельных крестьян всё чаще продавали, а неугодных помещики имели право сослать в Сибирь. В 1859 году общая численность владельческих крестьян мужского и женского пола составляла около 23 миллионов человек. Безземельными крестьянами называли в России категорию владельческих крестьян, не имеющих надела земли в результате: - отказа от надела при составлении уставной грамоты; - утраты права на полученный надел с выходом из сельского общества; - утраты надела вследствие неисправного внесения платежей и повинностей, долговых и податных взысканий в неурожайные годы, потери скота и т. Безземельные крестьяне существовали как категория населения до 1861 года, когда были приравнены к категории дворовых крестьян. Дворовые крестьяне в России были зависимыми лицами, жившими при дворе помещика и обслуживавшими его и его семью. Дворовых крестьян называли также челядью, холопами, прислугой и пр. С конца XVII века до 1861 года дворовые крестьяне входили в категорию крепостных, были лишены земельных наделов и жили в господских дворах. С конца XVII века, в связи с развитием промышленных и горнодобывающих предприятий, в России появились горнозаводские крестьяне. Эта категория владельческих крестьян была распространена на Урале и частично на Алтае. Горнозаводские крестьяне состояли из лично свободных приписных и владельческих посессионных крестьян и были обязаны жить и работать на горных заводах. Посессионные крестьяне появились в России в 1721 году. Это были крепостные крестьяне, закреплённые за посессионными мануфактурами и продаваемые или покупаемые неотъемлемо от этих мануфактур. Сначала посессионных крестьян можно было покупать на оговариваемые сроки, а с 7 января 1736 года в «вечное пользование». В XIX веке в число посессионных крестьян были включены«непременные работники» новое название приписных крестьян. Посессионных крестьян нельзя было использовать на сельскохозяйственных работах, отдавать в рекруты вместо крепостных и пр. Наказывали посессионных крестьян как физически, так и экономически — налагали денежные штрафы, производили выплаты из жалованья.
Важно отметить, что конкретные повинности и обязанности крестьян могли различаться в зависимости от региона, времени и условий, установленных господином. Кроме того, с течением времени и социальными изменениями в России эти обязанности могли меняться. Свежие записи.
Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА
Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая. Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян.
Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям. Примечание В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.
После публикации указа об отмене крепостного права 1861 г. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению. Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка.
Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время. Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки.
Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом. Оброк Определение Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.
Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам хлеб, яйца, молоко , часть урожая пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т. Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает.
Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.
В обязанность затинщиков входила стрельба из пищалей — артиллерийских орудий небольшого калибра. Затинщики относились к «людям пушкарского чина» и несли службу на общих с пушкарями условиях. Затинщики находились в подчинении у осадного головы. По мере удаления крепости от возможной опасности затинщиков переводили в тягловые люди. Затундренские крестьяне.
Крестьяне — потомки русских промышленных, посадских и служилых людей, поселившихся в 17-18 вв. В начале 19 века насчитывалось около 320 затундренских крестьян. В конце 19 — начале 20 веках затундренские крестьяне стали заниматься преимущественно кочевым оленеводством, усвоили якутский язык и слились с коренным населением Таймыра — долганами и северными якутами. Все имущество изорников при этом переходило господину. Бывшие крепостные крестьяне в России, получившие в результате крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы. Эти наделы предоставлялись безвозмездно по соглашению с помещиками. Монастырские крестьяне.
Категория зависимого населения владений православной церкви в России 11 — до сер. По своему правовому и экономическому положению монастырские крестьяне мало чем отличались от крестьян, зависимых от феодалов. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Был ограничен переход монастырских крестьян в другие категории крестьян. В случае побега крестьяне возвращались во владения монастыря великокняжеской администрацией. Выступая против усиления эксплуатации своего труда, монастырские крестьяне поднимали восстания. В 17 веке многие крестьяне участвовали в восстании Степана Разина.
Дружинники в Древнерусском государстве, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя бояре. Княжеские мужи несли личную службу князю, люди платили ему дань. Название разорившихся крестьян, посадских людей, беглых холопов на Руси 12-17 вв. Впервые термин встречается в Русской правде. Наймитами обычно становились разорившиеся сельские и городские общинники, беглые крепостные крестьяне и холопы, вынужденные заключать договор о найме с вотчинниками, помещиками, горожанами, купцами. При заключении договоров наймиты формально выступали как свободные люди, однако хозяин получал право не только на его труд, и на личность. Зависимые крестьяне в Русском государстве в 15-17 вв.
Они были вынуждены селиться на земле феодала, заключали с ним договор порядную запись. Государственные крестьяне в Российской империи до 1866 года, занимавшие промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами. Происходили в основном из бывших служилых людей «по прибору», которым не было присвоено дворянство. Владели землей по праву четвертного владения и могли ее продавать только друг другу. До 1840 года имели право владеть крепостными людьми, но фактически не пользовались этим правом, поэтому однодворцы несли те же повинности, что и их крестьяне. Однодворцы жили одним двором с крестьянами. Однодворцы платили подушную подать и четырехгривенный оброк.
Данная категория была распространена на бывших приграничных землях России — Воронежской, Курской, Орловской, Тульской и других. Пашенные солдаты. Категория пашенных солдат появилась в 1640-х годах. Пашенными солдатами и драгунами становились крестьяне, освобожденные от значительной части налогов и повинностей, имевшие собственные земельные наделы и хозяйство и несшие пограничную службу в солдатских и драгунских полках. В 1660-1680-х годах они постепенно перешли в разряды тяглых крестьян или служилых людей. Зависимые крестьяне в России в 14-нач. Половниками становились малоземельные крестьяне, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане.
Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства. Заключали договор с землевладельцем о «половье», который оговаривал сроки, размер ссуды, повинности. В 14-15 веках половничество испольщина существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранились на севере России, в 18 веке — в Великоустюжской и Вятской провинциях. В 19 веке — лишь в уездах Вологодской губернии. В 1720-х годах половники слились с общей массой черносошных крестьян. Посадские люди. Посадские люди несли государственное тягло налоги, торговые пошлины, натуральные повинности.
Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. Посессионные крестьяне. Крепостные крестьяне в России 18 — первой половины 19 вв. Посессионные крестьяне не могли продаваться отдельно от предприятия мануфактуры. Категория посессионных крестьян была введена при Петре I в 1721 году в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру. В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 года, казенные мастеровые, переданные владельцам мануфактур. В 19 веке в число посессионных крестьян вошли непременные работники, заменившие приписных крестьян.
Категория посессионных крестьян была ликвидирована с отменой крепостного права. Посошные люди. Временные служилые люди в Русском государстве 16-17 вв. Посошные люди собирались по указу. Из грамоты 1547 года известно, что к Казанскому походу требовалось собрать в селах и деревнях по два человека с сохи «по конному да пешему» , в слободах — по одному человеку с десяти дворов.
Служилые люди, несшие сторожевую службу на южной и северо-западной границе России. Категория пашенных солдат появилась в 1640-х годах. Пашенными солдатами и драгунами становились крестьяне, освобожденные от значительной части налогов и повинностей, имевшие собственные земельные наделы и хозяйство и несшие пограничную службу в солдатских и драгунских полках.
В 1660-1680-х годах они постепенно перешли в разряды тяглых крестьян или служилых людей. Зависимые крестьяне в России в 14-нач. Половниками становились малоземельные крестьяне, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства. Заключали договор с землевладельцем о «половье», который оговаривал сроки, размер ссуды, повинности. В 14-15 веках половничество испольщина существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранились на севере России, в 18 веке — в Великоустюжской и Вятской провинциях. В 19 веке — лишь в уездах Вологодской губернии. В 1720-х годах половники слились с общей массой черносошных крестьян.
Посадские люди. Торгово-ремесленное население городов, части поселений, посадов, слобод. Посадские люди несли государственное тягло налоги, торговые пошлины, натуральные повинности. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. Посессионные крестьяне. Крепостные крестьяне в России 18 — первой половины 19 вв. Посессионные крестьяне не могли продаваться отдельно от предприятия мануфактуры. Категория посессионных крестьян была введена при Петре I в 1721 году в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру.
В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 года, казенные мастеровые, переданные владельцам мануфактур. В 19 веке в число посессионных крестьян вошли непременные работники, заменившие приписных крестьян. Категория посессионных крестьян была ликвидирована с отменой крепостного права. Посошные люди. Временные служилые люди в Русском государстве 16-17 вв. Посошные люди собирались по указу. Из грамоты 1547 года известно, что к Казанскому походу требовалось собрать в селах и деревнях по два человека с сохи «по конному да пешему» , в слободах — по одному человеку с десяти дворов. Посошные люди выполняли в армии роль пехоты и вспомогательные функции строительство укреплений, обслуживание артиллерии.
В 16 веке посошные люди привлекались и в мирное время для выполнения строительных и ремонтных работ. Посполитные крестьяне. Лично свободное население Левобережной и Слободской Украины во второй половине 17-18 вв. Посполитный крестьянин был лично свободен, мог менять место жительства, владел землей и другим имуществом на праве полной собственности. Посполитные крестьяне платили налоги в войсковую казну, несли натуральные повинности — подводную, постойную. Казаки и посполитные крестьяне не были обособленными группами: казак мог сделаться посполитным, посполитный крестьянин — казаком. Главную роль в переходах играли причины экономического характера. Только в 18 веке посполитные крестьяне обособились от казаков.
Приписные крестьяне. Государственные, дворцовые и экономические крестьяне в России 18 в. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определенного срока, то есть навечно. Формально они оставались собственностью феодального государства, но на практике их эксплуатировали и наказывали как крепостных крестьян. Тяжелое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян. В конце 18 века правительство прекращает приписывать крестьян к заводам. По указу 1807 года приписные крестьяне на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. В начале 19 века приписные крестьяне вошли в категорию посессионных крестьян, которая была ликвидирована с отменой крепостного права.
Работные люди. Рабочие на промыслах и промышленных предприятиях России 17 — первой половины 19 вв. В исторических источниках название встречается с 17 века. Значительную часть работных людей составляли крепостные крестьяне-отходники. Поначалу основную массу работных людей составляли работники, обслуживающие речные суда, а также рыбные, соляные промыслы. Позднее слой работных людей расширился за счет работников мануфактур, а с начала 18 века — посессионных крестьян. Формирование слоя работных людей шло за счет крепостных и наемных работников. Мелкие земельные собственники на Руси 12-16 вв.
В Пскове и Твери происхождение своеземцев было связано с несением военной службы. С конца 15 века усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков, большая часть населения в крестьян. Этот процесс завершился в конце 16 — начале 17 века. Служилые люди. Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14-нач. С середины 16 века служилые люди делились на служилых людей «по отечеству» и на служилых людей «по прибору». К служилым людям «по отечеству» относились бояре, дворяне, дети боярские. К служилым людям «по прибору» относились стрельцы, пушкари, городовые казаки.
Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, освобождались от государственных налогов и повинностей. Места должности служилых людей «по отечеству» переходили от отца к сыну. Термин «служилые люди» исчез в начале 18 века в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии. Крестьяне-общинники в Древней Руси 9-14 вв.
Крепостной акт также крепость — в законодательстве Российской империи сделка, внесённая в книги «у крепостных дел» примерно соответствует современному нотариальному заверению и регистрации прав собственности. Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы. Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма. Группой лично зависимых крестьян управляли воины-землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. Зависимое крестьянство пришло на смену...
В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября Юрьев день и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён формально приостановлен в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года. В Англии под вилланами понималась основная масса феодального-зависимого населения, выполняющего неограниченные отработочные повинности в пользу своего сеньора и подчинённого юрисдикции помещичьего суда. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор «порядную запись» , по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам... Манор представлял собой комплекс домениальных земель феодала, общинных угодий и наделов лично-зависимых и свободных крестьян, проживающих во входящей в состав манора деревне. Основой манориального хозяйства были отработочные повинности зависимых категорий крестьян вилланов, коттариев, хазбендменов и судебная юрисдикция... В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя до отмены крепостного права и прикреплёнными к земле. Меркет англ.
От основной массы лично несвободных крестьян вилланов в Англии, хазбендменов в Шотландии коттарии отличались незначительностью размеров своего надела и относительно необременительными отработочными повинностями, что превращало этот слой в сельскохозяйственных наёмных рабочих. Мюлькадарское право от тат.
Освобождение дворовых крестьян
- Повинности которые несли крестьяне
- Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне - Универ soloBY
- Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности
- перечислите основные повинности которые несли крестьяне
- Феодальные повинности — Википедия
- Крестьяне несли повинности
Освобождение дворовых крестьян
- Повинности которые несли крестьяне
- Связанных вопросов не найдено
- Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. - Есть ответ на
- Краткий ответ - перечислите основные повинности которые несли крестьяне
- Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 49
Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы.
Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению.
Крестьяне владельческие В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на: Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. Ему к концу 17 в.
Монастырские церковные. Дворцовые царские. В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения — бобыли не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо.
Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства. Крепостные крестьяне: права и обязанности Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Главная повинность, отбываемая крепостными — это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина.
Также крестьяне уплачивали оброк и государственные подати. Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным. Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков.
Частыми были крестьянские восстания и просто бунты. Жизнь крепостных крестьян в России XVII века Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей.
Простой дом, а вернее — изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство. Простая и очень скудная еда.
Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод — все это тоже из крестьянского быта той эпохи. Чем занимались крепостные крестьяне зимой, — отдельный вопрос. Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора.
Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного — больше. Это — время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников. Рождество, Масленица — главнейшие из них.
В народных песнях продолжается крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным. Значение монастырей в хозяйственной жизни России в XVII веке Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и дворянина, и посадского человека, и крестьянина. Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества. Монастыри были частью церковной системы, распространяя православие в отдаленных землях.
Зачастую именно монастыри выступали убежищем для тех, кто хотел убежать от суеты жизни или от жестокости крепостного гнета.
Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т. Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом.
Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т. Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену — право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика. Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.
Кстати, полюдье никакого размера не имела до Древлянского восстания, а потом установления уроков и погостов и поэтому князья часто ей злоупотребляли. Потом полюдье превратилось в уплату ренты, которая до 14 века платилась продуктами, с 14-15 веков приобрела денежную форму. Главной повинностью на протяжении долгого времени оставалась барщина — ее платили по 2 дня в неделю с волоки равна 21,36 га , но если бы вы были крестьяном-городником, то платили бы 1 день а их жены 6 дней и их барщина была в форме уборки.
Оброк делился на: денежный; натуральный; отдельные виды работ. Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела.
Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.
Замечание 3 Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик. Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр.
Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин. Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли.
С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен.
Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина. Источник Крепостное право — прикрепление крестьян к земле. То есть они должны были постоянно жить на одном месте и работать на одного хозяина.
Прав у крепостных практически не было, а вот обязанностей много, назывались они — повинности. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Самые известные: барщина и оброк.
Барщина Смысл в том, что крестьянин, арендуя землю у господина, должен был расплачиваться своим трудом, работая личными орудиями труда. Эта работа не оплачивалась. Некоторым землевладельцем барщина была невыгодна, ведь никто не хочет хорошо работать на чужого дядю, а помещик был обязан кормить в дни отработки.
Бывало так, что работники съедали больше, чем наработали. Крестьяне должны были пахать, убирать урожай, косить сено, строить, ухаживать за садом, выпекать хлеб, заниматься перевозками, рыбалкой или охотой и многое другое. Сначала это был один день в неделю, а если уплатить подать, то можно было освободиться от этого бесплатного труда.
Со временем условия ужесточались, дошло до 30-40 дней в год отработки за каждый земельный участок. Барщиной занимались все мужчины от 18 до 55 лет и женщины от 17 до 50. Кстати, барщину могли отрабатывать в пользу государства, церкви, учебных заведений.
Кроме этой повинности крепостных, был другой эффективный способ эксплуатации крестьянства — оброк. Многое зависело от региона. Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе — оброчных крестьян.
Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны. Оброк натуральный, денежный Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк — часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела.
Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина. Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…». Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом.
Помещикам тоже выгодно — гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т.
Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк. Другие повинности Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями».
Повинности крепостных крестьян
принудительные обязанности крестьян в пользу феодала. В отличие от черносошных владельческие крестьяне уплачивали ренту и несли разного рода повинности непосредственно в пользу своего владельца. Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. В отличие от черносошных владельческие крестьяне уплачивали ренту и несли разного рода повинности непосредственно в пользу своего владельца.