Новости переносное жилище некоторых народов севера

Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов.

Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?

Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем.

Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников.

Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, расставленных на земле по кругу и связанных вверху. На этот конический каркас натягивали чехол, сшитый из оленьих шкур. Куваксу называют исконным типом саамского жилища, которое существовало до появления у саамов срубных построек.

В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы. Установка чума в тундре Когда каркас жилища готов, его накрывают нюками - покрытием из оленьих шкур. Зимой нюки укладывают в два слоя, первый слой мехом внутрь, а верхний - мехом наружу. На один чум уходит до 80 шкур. Основание присыпают снегом, вход также прикрывают шкурой, а место, где сходятся края нюков, прижимают нартами. Сейчас обычно используют брезент или другой прочный материал.

Берестяной летний чум в МВК им. Шемановского Несмотря на ограниченность пространства, ненецкий дом поделен на специальные зоны. Прямо напротив входа находится мужская половина жилища синя.

Нет доставки суши, нет интернета, нет телевизора, нет магазина в соседнем доме. Обычно это яранга, сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Вес шкур, которыми покрыто это жилище, около 60 килограмм. Вход всегда направлен на восток. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение и кладовую. Ероны — "пологи" — это ящики-комнаты из шкур.

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков.

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов

В него входят печка, шесты, доски для пола, шкуры, брезент и нарты. Павел Кузьмичев Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. Жизнь на чемоданах «Мы кочевники, и на каких-то пастбищах мы стоим неделю, на других — месяц-два, на третьих — день. Вот зимой мы стоим по четыре месяца, с января по апрель», — говорит Николай из Приуральского района. Павел Кузьмичев Перекочевку называют «кастлание».

Все маршруты не меняются веками: бригады ходят по следам своих предков, которые остаются в тундре. И оленеводы могут заранее рассчитать, когда они будут вблизи поселков, чтобы пополнить запасы продуктов и других необходимых вещей. Павел Кузьмичев У них сегодня есть и снегоходы, и автомобили, и ноутбуки, и мобильные телефоны, и рации, и бензиновые генераторы. Но главное, говорят северные жители, у них есть чувство свободы.

А у нас не нужно вставать по часам и бежать на автобус. Не опоздаешь к начальству. Живешь, как тебе велит твоя судьба», — говорит Галина.

Форма конуса помогает ему быть устойчивым при ветрах и метелях, а снег не задерживается на нем и скатывается с крутой поверхности. На вершине чума есть дымовое отверстие, и тепло от очага, поднимаясь вверх, задерживается на наклонных стенах и по кругу опускается вниз. Кроме того, коническая форма — это символ власти, святости и особого достоинства человека. Чум для ненцев — это жилище, но не дом в общепринятом значении. Дом для северных кочевников не ограничивается стенами ночлега, а включает в себя всю обжитую территорию, по которой гонят оленье стадо на новое пастбище. Основные занятия ненцев — это оленеводство, охота и рыболовный промысел.

При этом хозяйка внимательно следит за их положением, совмещая проемы окон, расправляя складки у входа. Веревки последнего верхнего нюка привязываются к прислоненной к чуму нарте-нутос. Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом летом дерном «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха. Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. Разборка чумов. Фото Д. Куканова, 2016 Теплообмен Кочевники Арктики научились управлять холодом. И в этом немалая заслуга чума, его конической формы и его внутреннего устройства. Очаг летом костер, зимой печка-буржуйка располагается в середине чума, поэтому каждый из углов жилища находится на равном расстоянии от него. Как бы ни располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня. Важным источником тепла выступают сами люди и собаки, чья температура тела на 1—2 градуса выше чем у человека. Подпись к фото в процессе Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма. В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх. Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке. Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины. Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге. Подпись к фото в процессе Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются. Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки». Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом. Во время сна тундровики укрываются часто с головой ягушкой распашного кроя женской шубой , используемой в качестве одеяла. В сильные морозы используют кукуль — меховой спальный мешок. Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру. Снятие внешнего нюка ея. Ямал, 2017 Чум — главный признак жизни в тундре. Лаконичный силуэт чума органично вписывается в окружающую среду. Коническая форма для тундры своя, «родная» горы, сопки. Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» отгадка — чум точно описывает эту особую примету жилища кочевников. Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле. Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть. Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом. С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач. Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции. Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас. Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный.

Они даже проводят для туристов какие-то вымышленные обряды или игры, - констатирует Тайбарей. Причину предпринимательница видит в том, что чум становится даже для местных жителей какой-то экзотикой. Из-за этого некоторые даже бросают оленеводство, - констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Что происходит дальше? Молодым негде жить, денег на чум у них нет, самостоятельно сделать не из чего, они идут к родителям мужа. У родителей жены не живут, это против традиций. Двум семьям сложно вести в чуме хозяйство, начинаются конфликты. В какой-то момент молодые решают жить самостоятельно. Да потому что там можно взять ипотеку. А на чумы ипотеки нет, это же не недвижимость. В тундре остаются самые стойкие и обустраивают быт исходя из своих возможностей. Пока не накоплены шкуры для нюков, используют сукно. Правда, если в Коми на чумах серое шинельное сукно, то в НАО - черное, бушлатное. Раньше такое производили в Петербурге, сейчас фабрика закрылась. Можно купить китайское сукно, оно стоит 1700-2000 рублей, есть еще ткани из Ирана, у них качество получше, но и цена высока - от трех тысяч рублей за метр. Хорошая печка стоит 25-35 тысяч рублей. В общем, чум эконом-класса обходится около 300 тысяч рублей. Некоторые семьи покупают вагончики, такие же как у нефтяников, и живут там. По кочевьям их возят на повозках. Цена такого вагончика - 25-35 тысяч рублей. В соседнем регионе молодым семьям стали недавно выдавать чумовой капитал, деньги специально на покупку нюков, жердей, печей и нарт. В Ненецком автономном округе такой программы нет.

Переносное жилище некоторых народов Севера.

Чум является универсальным жилищем северных народов. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России. Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера.

«Чумовой» быт. Почему коренные жители Севера не хотят уезжать из тундры

Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками.

Не только чумы

  • Жилища кочевников
  • Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
  • Переносное жилище у народов севера — 6 букв сканворд
  • Переносное жилище у некоторых сибирских народов
  • Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв

Слово «Яранга»

Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России! имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.

Презентация на тему "Жилища народов Севера" 5 класс

Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Чум является универсальным жилищем северных народов. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.

Национальное жилище — ЧУМ

  • Погода в доме
  • Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
  • Читайте также:
  • Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов
  • Жилища народов севера
  • Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах

Чукотская яранга

Корякские яранги были гораздо больше и вместительнее чукотских, поэтому в них могло быть три или четыре полога. Хозяйственное пространство располагается вне полога под шатром, и в нём находится очаг для приготовления пищи. Эти особенности возникли благодаря менее суровому климату юкагиры зимуют в лесу, а на лето выбираются в лесотундру; до побережья, подобно тем же чукчам и ненцам, они не доходят. В юкагирской яранге нет пологов и внутренних распорок. Там может быть два входа, и тогда там живут две семьи по обе стороны от очага, которым эти семьи пользуются попеременно. Малые треноги юкагиры перевели в вертикальную плоскость: две ноги стоят на земле, а третья соединяет со следующей треногой. Опорных шестов — не три, а четыре. В отличие от чукчей, юкагиры ещё сравнительно недавно были оседлым народом, занимающимся рыболовством и охотой по берегам рек и озёр. Поэтому на чукотском языке они называются веемылыт — «речные люди».

Конструкция их землянок представляла деревянную усечённую пирамиду с квадратным в плане полом, у которой углы были представлены опорными шестами, вверху скреплёнными между собой по диагонали. Эти юкагиры перешли к оленеводству, скорее всего, под влиянием эвенов или восточных тунгусов , но кочевое жилище заимствовали от других кочевников — чукчей. Вероятно, некоторые группы эвенов, в свою очередь, заимствовали от юкагиров этот тип яранги, и у них возник гибрид яранги с чумом. Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр. Поэтому более древним на этих широтах выглядит оседлый образ жизни. Он неизбежно связан либо с крупными водоёмами где рядом можно вести промысел дикого оленя , либо с побережьем где люди живут охотой на морского зверя. В Арктике промысел морского зверя и соответствующий образ жизни представлен культурой эскимосов. Это, пожалуй, единственный известный нам народ догосударственной формации, который освоил добычу кита в открытом море благодаря своим внутренним ресурсам и технологиям.

С эскимосской культурой тесно связана культура береговых чукчей и коряков, но землянки из китовых костей — валкар «челюстной дом» , в которых люди жили до середины XIX века, у нас в стране пока были обнаружены лишь на Чукотке. Участник географической экспедиции 1785-1793 гг. Сарычев писал, что свод над этими землянками сделан из китовых рёбер и жердей, покрыт травою, дёрном и засыпан землёю. Такая землянка наполовину углублённая в землю имела каркасную конструкцию и в основании была прямоугольной. Длинные и толстые кости китовых челюстей либо брёвна из плавника служили центральными и боковыми несущими опорами, на которые клали поперечные балки также из челюстей кита для настила потолка из китовых ребер или деревянных брусьев. Основу каркаса составляли восемь столбов по центральной линии. Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных. Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу.

Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м. Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами. Такие землянки различались устройством входа.

Себестоимость конструкции вместе с системой обогрева составляет около 100 тысяч рублей. Оленеводы колхоза в чумах работают, что называется, вахтовым методом. Несколько недель в тундре, остальное время дома, в селе, где стоят вполне обычные избы. Женщины кочуют с мужьями, только если официально работают в колхозе чумработницами. Дети с родителями в чумах тоже не живут.

Зинаида Павловна признается, когда она поставила в селе чум, у местной ребятни глаза загорелись: оказалось, что многие никогда раньше там и не бывали. Вакуева часто принимает туристов. Многие просятся переночевать в чуме. У меня как-то в чуме ночевали школьники из Печоры, на улице было минус 25. Никто не замерз, - говорит Зинаида Павловна. Девушка возглавляет небольшую артель по пошиву национальной одежды, сувениров и чумов. Типовой чум обходится в миллион рублей, что сопоставимо с ценой полноценного дома в поселке Рядовые оленеводы к Тайбарей не обращаются. Предпринимательница говорит, что люди предпочитают шить чумы сами, постепенно. Например, нюк можно делать несколько лет, пуская новые шкуры на продолжение накидки.

Традиционные ненецкие чумы долговечные, могут служить 50 и более лет, единственное, жерди надо периодически менять. Чумы "под ключ" обычно заказывают оленеводческие хозяйства, госструктуры и базы отдыха. Представительский чум больше, на него требуется 130-150 оленьих шкур, - рассказывает Лилия Тайбарей. Типовой чум без изысков стоит около миллиона рублей. Это сопоставимо с ценой полноценного дома в поселках НАО. Предпринимательница говорит, что дешевле никак. Традиционный ненецкий чум состоит из трех слоев - нюка, накидки из стриженого меха и брезента, чтобы конструкция не промокала. Некоторые заказывают у мастеров только нюки.

Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.

Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: многоязыкий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Рядом с печкой установлен священный шест, за которым могут жить и находится лишь мужчины. Затем готовый остов чума покрывают шкурами, точнее сказать, подготовленными по особым правилам нюками покрышками или покрытием. На один чум требуется до 80 «покрышек», на которые уходит около 60 шкур оленей. Они укладываются в 2 слоя, чтобы в самую стужу обитатели могли спокойно жить, не заботясь о дополнительном обогреве кроме тепла от печки-буржуйки. Летом же остов чума покрывают брезентом или специальным покрытием из геотекстиля, в былые же времена эту роль выполняла береста.

Кстати сказать, у каждого народа в технологии сборки чумов имеются свои особенности, но основная конструкция остается прежней и если следовать правилам, то время сборки много времени не заберет, что особенно важно в период зимней стужи и надвигающейся метели. Внутренняя «планировка» чума Нехитрая обстановка чума, где каждый знает свое место. Фото: clubstrannik. На чумовых хозяйках держится весь быт и благоустройство чума и семьи. По понятным причинам, внутреннее пространство чума можно лишь условно зонировать, ведь в нем нет не то, что стен или перегородок, даже габаритная мебель отсутствует. И это при всем при том, что один чум может быть рассчитан на проживание двух семей, за членами которых закреплены строго отведенные места. При распределении зон мужчинам отведены главные и самые удобные места. Прямо напротив входа находится синя, та самая мужская половина жилища, где не только они спят, но и хранятся их инструменты, оружие и вещи.

Центр чума занимает очаг, рядом с которым устанавливаются невысокие обеденные столы для каждой из семей, а ближе к выходу отведены спальные места для детей и женщин, у которых помимо циновок имеются и небольшие короба, где спрятаны принадлежности для рукоделия. Вещи же и спальные принадлежности хранятся в специальных мешках, которые легко собирать и перемещать во время переездов. Кстати, больше всего работы при переездах оказывается у женщин чумработницы или чумхозяйки, у которых работы не меньше чем у мужчин, но ни трудового стажа, ни зарплаты ждать не приходится , им нужно подготовить всю посуду и кухонную утварь, упаковать каждый предмет и продукты в специальные короба, собрать все вещи и приготовить сухой паек на несколько дней для путешествий всей семьи. После разборки конструкции правильно сложить нюки, чтобы во время монтажа не допустить ошибки и не затянуть время сборки. Теперь у оленеводов есть снегоходы и генераторы, которые значительно облегчают их суровую жизнь. Это сегодня у оленеводов есть генераторы, обеспечивающие электричеством, снегоходы, рации, есть возможность подключаться к Сети интернет и телерадиовещательным каналам, после выхода на пенсию оленеводы могут даже осесть в поселках или городах. Но так было не всегда и, к счастью, тенденция к улучшению бытовых условий жизни лишь подогревает интерес коренных народов к свободе, а это значит, что колоритные чумы и национальные одежды не исчезнут с поля зрения и поголовье оленей не уменьшится.

Шатер народов Севера - слово из 6 букв

Как живут люди за пределами нашей страны? Какая культура в той или иной стране? Чем занимаются жители в них, какие традиции, праздники, какова кухня различных народов мира. Описание городов, знаменитых мест в той или иной стране, достопримечательностей. Всё мы постарались охватить на страницах сайта сентстори. Широким и интересным спектром представлен на сайте сентстори раздел для женщин, или по другому женский раздел.

Представительницы прекрасного пола узнают из него, как вести здоровый образ жизни, почерпнут множество женских полезных советов, получат советы психолога о разных жизненных ситуациях, научатся готовить при помощи наших рецептов и многое другое.

Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: многоязыкий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Посмотрите на карту, какая это страна? Конечно же, Россия. Весь Север России населен народами разных национальностей, название некоторых из них, возможно, вы впервые слышите. Это - саамы, ненцы, энцы, лопари, эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки, нганасаны, тувинцы, тоджинцы, эскимосы, чукчи, коряки, юкагиры и многие другие, посмотрите, сколько разных народностей на севере и все они дружно живут. Показывает фотографии северных народностей.

Первый слайд: Первое жилище, с которым я хочу вас познакомить это- иглу. Зимнее жилище эскимосов часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр - 3 или 4 метра. Второй слайд: Следующее жилище — яранга, переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов.

Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Третий слайд: Ну и мы с вами плавно перешли к третьему жилищу. Может, вы мне подскажете, что это за жилище? Это всем нам знакомый — чум. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири.

Чум имеет коническую форму. Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывался шкурами оленя, сшитыми в полотнища. Летом — вываренной берестой.

Коническая форма для тундры своя, «родная» горы, сопки. Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» отгадка — чум точно описывает эту особую примету жилища кочевников. Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле. Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть. Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом. С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач. Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции. Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас. Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный. На шесте сымзы держится надочажное устройство, по нему в верхнее окно макода си идет дым «из дома в небо». Шест сымзы раньше отмечался семью вырезанными личинами, а в чуме шамана венчался фигурой мифической птицы Минлей. Священный шест вместе с очагом не разделяет пространство чума на священное и обыденное, а объединяет его, играя роль своего рода позвоночника. Сходство чума с живым организмом вызывают его наружные и внутренние покрышки, сшитые из оленьих шкур каждая из 15-20 , придающие ему облик существа в огромной оленьей шкуре. Подобие усиливается его «живой температурой» — собственным внутренним микроклиматом. Всё и все находящиеся внутри чума называются мяд-тер содержимое чума, обитатели чума. В этом смысле люди и вещи относятся к одному разряду существ, объединенных общим качеством — местонахождение в чуме. Можно сказать, что чум обладает собственной душой. Центром жилища являлся очаг костер, печь-буржуйка. Если от очага провести линию через си за пределы чума, то она выйдет на священную нарту хэхэ-хан, если линию провести в обратную сторону через нё вход , она укажет на «грязную» нарту сябу. По старому обычаю, здесь хранятся культовые предметы, некоторые мужские вещи пояс с медвежьими клыками, инструменты , а также светильник обычно керосиновая лампа , часы, радиоприемник. Сегодня в синекуе располагаются телевизоры компьютеры, зарядные устройства для гаджетов. В старину женщинам запрещалось обходить очаг, т. Здесь обрабатывают шкуры и шьют одежду, хранят свои вещи хозяйка и взрослые дочери, сушат дрова для очага. Здесь же подвешивается детская люлька. Однако, несмотря на разделение чума на си и нё, все его пространство в той или иной степени оказывается женским. Когда оленевод возвращается из тундры, он оставляет верхнюю меховую одежду в нарте, в чуме снимает с себя малицу и меняет уличные кисы на домашние, свернутый пояс с амулетами кладет в изголовье постели, то есть полностью меняет свое обличье, отдаваясь под покровительство женщины и очага. Каждый член семьи в зависимости от возраста и статуса положения занимает определенное спальное место. Неженатые сыновья размещаются ближе к переднему углу, а незамужние дочери — ближе к двери. Другие брачные пары женатые сыновья, братья или работники с семьями проживают на противоположной половине чума. Обычно в чуме проживают одна-две семьи, каждая из них занимает свою половину. Гостей размещают, придерживаясь той же схемы: мужчины — от середины к священному углу, женщины — от середины к входу. На день они свертываются в рулон и привязываются к шестам над постелью. Внутреннее убранство чума дополняют низенький стол и ящик для посуды с фарфоровыми или фаянсовыми чашками и блюдцами, ложками и вилками. Обычно они стоят в «перднем углу», а на время трапезы выставляются в центр, к постелям. В переднем углу также хранится посуда металлические баки, ведра, кастрюли , а также стоят телевизор, компьютер, радиоприемник, лежат батарейки и фонарики. Для вещеоборота в чуме характерно постоянство местонахождения вещей при высокой частоте их сбора и раскладывания при перекочевках. Примечательно, что этот порядок соблюдается всеми ненцами-оленеводами, и мало кто из них импровизирует с интерьером последней импровизацией, но опять-таки коллективной, можно считать «компьютеризацию» синекуя. Другим признаком кочевого вещеоборота можно считать четкое разделение наружных и внутренних по отношению к чуму вещей. Первые хранятся в нартах, вторые — в чуме. Пограничные вещи обувь, верхняя одежда, дрова, мусор локализуются в промежуточном пространстве — у порога.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий