В вестибюле станции метро «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии метро покажут панорамные ролики об истории революции 1917 года. Проект разработан руководством Московского метрополитена совместно с телеканалом «Russia Today», у которого есть. Новости Наро-Фоминского городского округа. По данным Дептранса, кратковременно снизился уровень освещенности из-за посадки напряжения в некоторых помещениях. «Пассажирам ничего не угрожало, на станции работали резервные источники освещения. По словам Емельянова, скульптуры возводились в условиях мастерской, и, чтобы проводить реставрационные работы на станции метрополитена, необходимо получить соответствующее разрешение руководства подземки.
В Москве временно закрыли три станции метро
Названа по расположенной вблизи площади Революции. Пилоны станционного зала образуют 18 первоначально 20 арок-проходов к посадочным платформам. В нишах арок установлены 76 бронзовых фигур, выполненных в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М. Манизера А. Денисов, А. Пликайс, Л. Жданов, Г.
Ветютнев, И.
В 1941 г. Во время транспортировки они были сильно повреждены и приехали в Москву буквально в виде отдельных частей. Восстановить их удалось только благодаря тому, что каждая скульптура имела несколько копий.
Кого увековечили на «Площади Революции»? Сегодня точно известны прототипы шести скульптур на «Площади Революции», имена остальных, скорее всего, навсегда останутся для нас загадкой. Любопытно, что Манизер никогда не встречался с ними, а скульптуру делал по фотографии в «Пионерской правде». Ни одна из девочек не знала об этом — они увидели себя в метро уже после войны.
Моделью для бронзового студента стал выпускник и преподаватель института физкультуры Аркадий Гидрат. До войны он был известным спортсменом, всесоюзным чемпионом по прыжкам в высоту, героем многих публикаций. Аркадий погиб на Синявских высотах под Ленинградом. Останки героя были обнаружены только в 2001 г.
Долгое время родственники приезжали к скульптуре на станции, как на кладбище. В образе спортсменки-дискоболки увековечена натурщица из мастерской Манизера Тамара Курбатова. Прототипом революционного матроса с наганом стал курсант военно-морского училища Алексей Никитенко. Скульптор обратился в учебное заведение с просьбой подобрать ему соответствующего натурщика, после чего Никитенко в приказном порядке отправили в Академию художеств.
Алексей сделал успешную карьеру на флоте, службу он закончил капитаном 1-го ранга. Моделью для бронзового матроса с линкора «Марат» стал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. Во время войны ему пришлось повоевать в штрафном батальоне. Смыв преступление кровью, он вернулся на флот и даже пошел на повышение.
На площадь Революции тоже завозятся необходимые строительные материалы, конструкции. Поэтому рассчитываю, что работы мы сможем начать в ближайшее время. Связанные новости:.
Столичные пассажиры метро часто видят, как на станциях по стенам или путевым лоткам течет вода. В воде оказываются даже только что построенные участки. О том, почему так происходит , корреспондент MSK1. RU поговорил с главным инженером бункера 703 Александром Антохиным.
Как строили станцию метро «Площадь революции»
Ограничения касаются станций «Александровский сад», «Арбатская», «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая», «Охотный Ряд», «Площадь Революции» и «Театральная». Пирожкова, М. Головинова Станция метро «Площадь Революции» Cтанция метро Площадь Революции открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена. Станция «Площадь Революции». История названия станции «Площадь Революции». Станция метро «Площадь Революции» получила своё название в честь площади, на которой она находится.
Станция желаний. Зачем трут статуи на «Площади Революции»
Станция «Площадь революции» | Тоннели, камеры съездов и немного мотовозов... | Камера съездов по I пути за станцией «Площадь Революции». |
Один из выходов станции «Площадь Революции» закрыли из-за ремонта эскалатора | "Площадь Революции" — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. |
Метро площадь революции
Всего здесь расположено 76 бронзовых скульптур, которые олицетворяют жителей Советского Союза. При оформлении станции были понятно, что места здесь для таких фигур не совсем хватает, отчего в конечном итоге все герои получились немного сгорбленными», — рассказал модератор сообщества.
Да, все. Достаточно для того, чтобы считаться непреложным фактом, повторяемым из публикации в публикацию. Правда, их авторы иной раз признаются, что отличие скульптурной Нины от настоящей все же есть: скульптор Манизер сделал девочку левшой, хотя на фото в газете она показывает точку на глобусе правой рукой. Но и этому легко находится объяснение: это, мол, сделано из-за ограниченного пространства в арке, левшу было проще конструктивно вписать в нишу. Разумеется, все эти объяснения выглядят смехотворно. Не смущает даже то, что фотография девочек опубликована в «Пионерской правде» 30 января 1940 года, то есть почти полтора года спустя открытия станции.
Тут, говорят, все просто: сначала все скульптуры были сделаны из гипса, а когда их переводили в бронзу, будто бы тогда заменили на опубликованных в газете. Без комментариев. Вероятно, можно было бы ничего больше по этому поводу не говорить. Но это — с одной стороны. А с другой, это ведь все равно наша история. Скажем, раз уж зашел разговор о газетной фотографии, есть смысл упомянуть, что не только эти девочки — Нина Павлова и Юня Лещинская, — вся страна следила за дрейфом «Георгия Седова». В январе 1940 года дрейф завершился, а начался он в октябре 1937-го в Карском море, из льдов которого исследовательское судно выйти не смогло.
Тогда было принято решение превратить «Георгий Седов» в плавающую полярную станцию, и оставшиеся на ледоколе 15 человек дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана, проводя океанографические, метеорологические и геофизические наблюдения. И только спустя 812 дней в Гренландском море к дрейфующему пароходу подошел ледокол «Иосиф Сталин» и под руководством Ивана Папанина вывел его на чистую воду. Между прочим, благодаря экспедиции «Георгия Седова» стало возможным окончательное уничтожение легенды о «Земле Санникова», «острове-призраке» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели еще в XIX веке. После революции интерес к поискам неизвестной земли возродил академик Владимир Обручев, его роман «Земля Санникова» 1926 обрел в СССР невероятную популярность. Многие из тех, кого почему-то считают манизеровскими моделями, наверняка достойные люди. Нина Павлова, как пишут, стала специалистом по радиационной химии и участвовала в разработке материала, использованного на космическом корабле «Восток» для защиты Гагарина от облучения. Может, не так уж и важно, позировал человек или не позировал.
Может, раз уж имена каких-то людей того времени оказались связаны со скульптурами, можно сравнить их реальную биографию с изображенными в бронзе их ровесниками? Человек, который, как принято считать, изваян в виде студента с книгой, и вовсе достоин отдельного монумента. Медальон Считается, что для него позировал Аркадий Гидрат, многократный чемпион СССР по прыжкам в высоту результат 191,5 см , имя которого есть во всех справочниках по легкой атлетике. В момент открытия станции метро ему было 27 лет, он был аспирантом и преподавателем Московского государственного института физкультуры. В 1939-м Аркадий добровольцем ушел на войну с финнами, служил в лыжном батальоне, потом вернулся на кафедру, завершил кандидатскую, но защитить не успел: началась большая война. Летом 1941 года его направили на курсы «Выстрел» в Солнечногорске и после ускоренного обучения выпустили младшим лейтенантом. Осенью жене пришло извещение — пропал без вести, и на все ее запросы из Центрального архива Минобороны отвечали то же самое.
До сих пор числятся пропавшими без вести от 1 млн до 4 млн советских солдат. Многие из них были оставлены на полях сражений. Поиском и захоронением их останков занимаются в основном волонтеры. Осенью 2000 года поисковый отряд Вячеслава Прохоренко нашел останки Аркадия Гидрата на Синявинских высотах, в 20 метрах от немецкого дзота. Пули, которые посланы мной,.
Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров [10].
Общая ширина платформы составляет 22,5 м, расстояние между путями — 25,4 м. Высота свода составляет 5,3 м. Общая длина платформы — 155 м [10]. Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов [10]. Таких проёмов по восемь с каждой стороны [11]. Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения, а помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции. Диаметр каждого кольца — 7,9 м, ширина — 75 см [10].
В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы. В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова.
Напомним, на нескольких улицах в центре Москвы 18 марта действую дорожные ограничения.
Так, проехать нельзя по Ильинке, Варварке, части Большого Москворецкого моста и других участках. Также до окончания концерта запрещена парковка на Фрунзенской и Подгорной набережных, Москворецкой улице. Ранее KP.
Бронзовая собака на станции метро «Площадь революции»
Станция метро "Площадь Революции". По словам Емельянова, скульптуры возводились в условиях мастерской, и, чтобы проводить реставрационные работы на станции метрополитена, необходимо получить соответствующее разрешение руководства подземки. Рейтинг самых популярных станций метро среди иностранных туристов составил Московский метрополитен. Как выяснилось, туристы чаще всего посещают станцию "Площадь Революции". На станции «Площадь Революции» (выход № 10) закрыт на ремонт эскалатор. В вестибюле станции метро «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии метро покажут панорамные ролики об истории революции 1917 года. Проект разработан руководством Московского метрополитена совместно с телеканалом «Russia Today», у которого есть. В Москве станции метро «Площадь Революции» и «Курская» остались без света, передает
Карта примет: чьи морду, лапу и клюв надо потереть на «Площади Революции»
На станциях метро "Площадь Революции", "Театральная" и "Охотный Ряд" из-за посадки напряжения в некоторых помещениях менее чем на минуту снизился уровень освещения. Метро площадь революции. Услуги. Компания ТРИНОВА приняла участие в работах по комплексному ремонту восточного наземного вестибюля станции ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ. Расположение станции метро В настоящее время станция «Площадь Революции» относится к Арбатско-Покровской линии метро и располагается между «Арбатской» и «Курской» станциями.
Из семи станций метро у Красной площади не будет выхода 7 и 9 мая
Завершают композицию статуи на тему досуга и семейных ценностей советского народа. Здесь можно встретить спортсменов — метательницу диска и футболиста, скульптуры женщин и мужчин с детьми на руках. Последними стоят юные авиамоделисты и географы. Статуи в последней арке установлены только с одной стороны — от платформ. Потому что в конце 40-х годов был открыт восточный вестибюль, и проход замуровали. Тогда пришлось демонтировать четыре фигуры. Сейчас на станции «Площадь Революции» 76 бронзовых скульптур.
Всё статуи расположены в хронологическом порядке. Благодаря этому каждый пассажир может пройти по центральному залу станции и наблюдать изменения в жизни людей в Советском Союзе с конца 1917 года до момента открытия станции в 1938 году. Торец центрального зала первоначально украсили барельефом «Сталин и Ленин», автором которого был Матвей Манизер. Тема изображения связана с культом личности Сталина, который достиг своего пика в СССР в конце 30-х годов. Когда был открыт второй выход со станции, этот барельеф переместили на «Павелецкую» Кольцевой линии. Освещается центральный зал двумя рядами подвесных люстр с красивыми подвесками из хрусталя.
Освещение специально продумано так, чтобы было хорошо видно все скульптуры. Необычная облицовка сделана между арками на стенах пилонов: здесь закреплены узорные решётки для вентиляции и украшения в виде развёрнутых свитков с обрамлением из орнамента. Изначально пол в центральном зале сделали из мрамора, а затем покрытие поменяли на гранитное. В боковых залах асфальт на полу также заменили на плиты из гранита. Вестибюли На поверхности сооружены два вестибюля: западный и восточный. Западный вестибюль одновременно служит вестибюлем для другой станции Московского метрополитена — «Театральная» Замоскворецкой линии бывшая «Площадь Свердлова».
Их этого выхода пассажиры попадают на Площадь революции. Западный вестибюль был открыт в 1938 году, а проектированием помещения занимался архитектор Алексей Душкин, которому удалось создать классический лаконичный интерьер.
Станция «Площадь Революции» носит статус объекта культурного наследия. Конструктивно станция представляет собой три тоннеля, расположенных параллельно относительно друг к другу. Входные группы станции — это два наземных вестибюля, западный и восточный. В архитектурном оформлении станции было задействовано много скульптурных изображений, выполненных из бронзы. Всего их установлено семьдесят шесть. Они представляют собой фигуры людей советской эпохи: рабочего, солдата, матроса, пограничника, студента, пионера и др.
Есть и парные скульптурные изображения — отца и матери с ребенком. Со многими из этих фигур связаны различные городские легенды. Я как-то проходя эту станцию специально сняла все скульптуры. На этом снимке как раз видно, как повторяются скульптуры. На платформах расположены скамейки, выполненные из дуба, для ожидающих своего поезда пассажиров. Они находятся здесь с моменты открытия и не были заменены. Бронзовые указатели «Выход в город», находящиеся в залах станции «Площадь Революции», оригинальные и самые старые из всех аналогичных табличек на территории московского Метрополитена. Освещение станции.
Последнее фото не мое. Люди были, поискала в инете кадр без нас, "человеков" Вот еще интересные факты по переименованиям станций метро. Рекордсмены по переименованиям Кстати, именно станция «Охотный ряд» поставила рекорд по переименованиям. С 1935 она называлась так же, как и сейчас, Охотный ряд.
Здесь мы видим бронзовые фигуры крестьянина, матроса с наганом, парашютистки, матроса-сигнальщика с линкора «Марат», девушки с винтовкой и пограничника с собакой. Тема следующих арок — труд и образование: проходчик метрополитена, изобретатель, птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и девушка с книгой.
Еще три арки раскрывают тему семьи и отдыха: девушка-дискобол, футболист, мать с ребенком и отец с ребенком. Когда в конце 1938 года Сталин осматривал новые станции метро, он довольно высоко оценил работу Манизера. Вот как об этом вспоминал инженер-метростроевец В. С началом Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, откуда вернулись в столицу только в 1944 году. Во время транспортировки бронзовые фигуры сильно пострадали, восстановить их удалось лишь благодаря тому, что каждая имела несколько копий. Прообразы бронзовых скульптур Вероятно, у каждой скульптуры был реальный прототип, однако на сегодняшний день известны имена только шестерых из них.
Остальные, скорее всего, навсегда останутся загадкой. Так, прообразами пионерок с глобусом стали две ученицы 91-й школы вблизи современного Нового Арбата — Аня Лещинская и Нина Павлова. Любопытно, что Манизер с ними никогда не встречался, а для создания скульптур использовал фотографии девочек из газеты «Пионерская правда». Аня и Нина узнали об этом, только когда после окончания войны увидели в метро свои бронзовые копии. Для создания скульптуры студента в качестве модели был приглашен преподаватель Института физкультуры Аркадий Гидрат — чемпион СССР по прыжкам в высоту, достижениям которого было посвящено множество публикаций в СМИ. В июне 1941 года Гидрат ушел на фронт, а уже осенью был объявлен пропавшим без вести.
До того как в 2001 году были найдены останки спортсмена, его родные приносили цветы к бронзовой скульптуре, как к могиле. Для создания скульптуры девушки-дискобола Манизер пригласил натурщицу из своей же мастерской Тамару Курбатову. Прототипом матроса с наганом выступил курсант военно-морского училища Алексей Никитенко, который приказом был отправлен в Академию художеств для позирования Манизеру. Впоследствии Никитенко сделал блестящую карьеру на флоте, дослужившись до капитана 1-го ранга.
Сразу после снижения уровня освещенности на станциях заработали резервные источники освещения.
Работа всех устройств была быстро восстановлена, сейчас все работает штатно. Поделиться Свет в московском метрополитене работает в штатном режиме Свет в московском метрополитене работает в штатном режиме "Изменений в режиме работы метрополитена нет. Метро работает в штатном режиме, никаких сбоев не зафиксировано и о перебоях никакой информации нет", — сообщили в пресс-службе московского метрополитена.
Метро Площадь Революции
В Красноярске поменяли баннеры вокруг будущей станции метро «Площадь Революции» | Дороги и транспорт - 13 ноября 2023 - Новости Москвы - |
Проект выноса сетей для метро с площади Революции согласован. Первую линию должны сдать к 2026 году | Площадь Революции, Красная площадь и Кремль, Манежная площадь, Государственный исторический музей. |
Иностранцы в восторге от станции "Площадь Революции" в московском метро | Станция московского Метрополитена «Площадь Революции» была открыта в марте 1938 года. |
Как строили станцию метро «Площадь революции» | Ранее в пресс-службе метрополитена сообщили "Интерфаксу", что восточный вестибюль станции "Площадь Революции" Арбатско-Покровской линии московского метро откроют в конце марта, сообщили "Интерфаксу" во вторник. |
Археологи запретили строить метро на площади Революции. Почему и что теперь будет? | На станциях метро "Площадь Революции", "Театральная" и "Охотный Ряд" из-за посадки напряжения в некоторых помещениях менее чем на минуту снизился уровень освещения. |
Транспорт ближайший возле метро «Площадь Революции»
- Какие скульптуры на станции метро «Площадь Революции» приносят удачу?
- На станции «Площадь Революции» (выход № 10) закрыт на ремонт эскалатор
- Станция метрополитена "Площадь Революции" | РИА Новости Медиабанк
- Регистрация
- Станция желаний. Зачем трут статуи на «Площади Революции» | МОЙ РАЙON
- Некоторые станции метро в Москве будут закрыты из-за репетиции парада | 360°
Рейтинг авторов
- Площадь Революции (станция метро, Москва) — Википедия
- Станция "Площадь Революции". Арбатско-Покровская линия.
- Московское метро: 7 станций, 7 чудес
- На площади Революции в Красноярске начнут строить станцию метро
Бронзовая собака на станции метро «Площадь революции»
Найти Последние новости window. Читать ren. Поделиться На нескольких станциях московского метро внезапно погас свет На нескольких станциях московского метро внезапно погас свет В Сети появились кадры, на которых видно, что на нескольких станциях метро погас свет, а также перестали работать эскалаторы и пропала связь. При этом на данных станциях метрополитена включились аварийные светильники.
Видермана, при реконструкции вестибюля часть мраморной отделки была заменена, причем новый мрамор добывался из тех же месторождений, что и более 50 лет назад при строительстве вестибюля. В вестибюле на мраморные отделки стен нанесены строчки гимна СССР 1943-1977 годов "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз! Славься, Отечество наше свободное, дружбы народов надежный оплот!
Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 м.
Обделка из чугунных тюбингов. Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров [10]. Общая ширина платформы составляет 22,5 м, расстояние между путями — 25,4 м. Высота свода составляет 5,3 м. Общая длина платформы — 155 м [10]. Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов [10]. Таких проёмов по восемь с каждой стороны [11]. Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения, а помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции.
Диаметр каждого кольца — 7,9 м, ширина — 75 см [10].
Ограничения вводятся с момента открытия метро и до окончания праздничных мероприятий, уточнили в департаменте. Об возможных ограничениях на еще шести станций метро в центре города объявят дополнительно. Напомним, что 7 мая на Красной площади будет генеральная репетиция военного парада ко Дню Победы.
Семь человек упали с эскалатора на станции московского метро «Площадь Революции»
Нет нагромождения лесов и подмостей, как было до самых последних дней на первой очереди, когда тоннели строились из бетона. Лозунги призывают включиться в предоктябрьское социалистическое соревнование. На станции «Курский вокзал» отделочные работы в разгаре. Уже можно любоваться стенами, одетыми в серый уральский мрамор. Пути, по которым побегут поезда, готовы. Осталось смонтировать третий рельс, от которого поезда метро получают электрический ток», — так описывал неизвестный нам сотрудник газеты «Вечерняя Москва» свое путешествие по тоннелям метро. Возможно, он уже не в первый раз спускался под землю или писал о метро, поскольку, как следует из материала, хорошо знал матчасть и условия строительства.
Насколько достоверна эта версия, неясно.
Известно только, что прототипом собаки стала немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая А. Об этом в одном из интервью рассказал внук самого архитектора. Легенды и приметы Пожалуй, в московском метрополитене нет другой станции, с которой было бы связано столько легенд и поверий, как «Площадь Революции». Многие годы народная молва приписывает скульптурам Манизера разнообразные магические свойства. Так, считается, что, если ранним утром потрогать флажок у матроса с линкора «Марат», день сложится удачно. Аналогичная примета касается и нагана второго матроса, именно поэтому это оружие постоянно воруют. Тому, кто идет на свидание, рекомендуется коснуться туфельки бронзовой девушки с книгой.
Какая именно туфелька приносит удачу, правая или левая, никто не знает, видимо, поэтому каждая из них натерта до блеска. Магические свойства петуха из композиции «Птичница» противоречивы. С одной стороны, считается, что, если потереть его гребешок, можно ожидать прибавку к зарплате. С другой, есть поверье, что петух приносит несчастье и трогать его ни в коем случае не нужно. Не обходят вниманием пассажиры метро и саму птичницу — в подол ее бронзового одеяния нередко бросают записки с пожеланиями. Еще один талисман «Площади Революции» — ножка ребенка, сидящего на руках у мужчины. До нее дотрагиваются те, чьи мысли и желания так или иначе связаны с детьми.
Люди, ищущие вдохновения и мечтающие добиться успеха в научной деятельности, прикасаются к бронзовой фигуре изобретателя. Но главный хит станции — скульптура «Пограничник с собакой». Считается, что если псу потереть нос, то сдача экзаменов и зачетов пройдет отлично.
А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции». Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет.
Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку. Никита Петров — В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат.
О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции? На совести блогеров — копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки — наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.
Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые — но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо.
В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло. Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны.
Заглянув в интернет, я нашел массу поразительных историй об этих людях.
Представьте, каково было мое разочарование, когда я услышал от Ольги Гуговны Манизер: «Матвей Генрихович не оставил никаких записей о работе над этой серией скульптур. Все истории о моделях, дошедшие уже и до Википедии, — лишь пустые домыслы людей, выдающих себя или своих родственников за неких моделей». Петр Оттович Манизер, внук от другого сына скульптора, был не столь категоричен, как его двоюродная сестра, и пообещал мне поискать в отцовских бумагах, но спустя какое-то время сообщил, что ничего не обнаружил.
Их отцы на этот счет публично не высказывались. Если набрать в поисковике название станции, обнаружатся ссылки на многие тысячи страниц в Сети о людях, увековеченных на «Площади революции». Правда, информация о них — статьи, книги, телепередачи и документальные фильмы — появилась лишь в последние лет 20, когда возникла мода на все советское.
За одним исключением. Материал проиллюстрирован двумя фотографиями. На одной из них он сам, а на другой — матрос с наганом из московского метро.
Тот, у которого этот наган частенько воруют и заменяют на новый. Сходство со скульптурой налицо. В 1937 году Алексей Никитенко был курсантом Ленинградского высшего военно-морского училища имени М.
Манизер провел чуть не целый день в вестибюле училища, приглядываясь к снующим туда-сюда парням в форменках, и в конце концов выбрал того, чья внешность отвечала его представлениям об образе революционного матроса. Никитенко получил приказание начальства явиться в Академию художеств и несколько месяцев, как на службу, ходил позировать. Опоясанный пулеметными лентами и с наганом, стоял каждый день по четыре часа.
Ну, почему он мучился, это ясно, а вот почему настоящие революционные матросы носили на груди пулеметные ленты? На этот счет есть две версии. Первая — для удобства, чтобы, случись что, патроны для нагана были под рукой, подсумков для них не хватало.
Вторая — для красоты: матросская мода на ношение пулеметных лент появилась сразу после Февральской революции. В том же номере «Смены» опубликовано свидетельство самого скульптора. Манизер признался, что ему приятно было узнать о судьбе Никитенко, он помнил его, «вдумчивого юношу и отличника учебы».
По окончании учебы Никитенко направили на Дальний Восток, где он дослужился до командира корабля «Красный Восток», в 1920-е годы носившего имя «Троцкий». Из портала «Память народа» мне стало известно, что в августе 1945 года капитан-лейтенант Никитенко награжден орденом Красного Знамени. Согласно наградному листу, на реке Сунгари во время Фудзинской операции его корабль, входивший в состав Амурской флотилии, поддержал артиллерийским огнем сухопутные войска и огнем корабельной артиллерии уничтожил два дота и разрушил три казармы противника район этот был японцами хорошо укреплен.
Так что в одном из прототипов скульптур на станции метро можно быть уверенным, с остальными же дело обстоит много хуже, никаких свидетельств. С этим не смогли мне помочь и москвоведы с «метроведами». Им известно о метро буквально все секретные ветки и прочее , но только не это.
Побывал в Музее Московского метро — безрезультатно. Покопался в паре московских архивов, но и там ничего не обнаружил, а до питерских так и не добрался. До войны Матвей Манизер жил в Ленинграде, где в 1937 году изготовлены и скульптуры для «Площади революции» — им самим и его учениками.
Год спустя все 80 бронзовых фигур для «Площади революции» сейчас их осталось 76 были отлиты в Мастерской художественного литья комбината наглядной агитации и пропаганды Ленсовета. Это предприятие дожило до наших дней ныне — «Монументскульптура» имени Матвея Манизера , в ту пору оно главным образом тиражировало скульптурные портреты вождей революции.