Новости святая софия в стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию.

Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира

С момента преобразования в 2020 году собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть поступали многочисленные сообщения о повреждениях и случаях ва. Сегодня мы отправляемся исследовать мечеть Айя-Софию или храм Святой Софии как его принято было величать ранее. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея.

Новый статус константинопольской Софии

Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен. Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года и суверенитета этого государства над Голанскими высотами в марте 2019 года. Представители Русской православной церкви считают, что попытки изменить статус музея приведут к нарушению "хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов". Недовольство планами превратить Айя-Софию в мечеть высказали греческие власти. Так, министр иностранных дел Греции Йоргос Катрунгалос 2019 заявил, что Афины считают оскорблением как христиан, так и международного сообщества идею превратить собор из музея в мечеть. Несмотря на международную критику, в 2020 году Турция поменяла статус Айя-Софии с музея на мечеть.

До наших времен сохранился лишь лик Гавриила.

На сводах храма в вестибюле есть изображение Иисуса и 12 фигур, но идентифицировали лишь пророка Иезекиля, мученика Стефана и императора Константина. На стенах изображены 12 апостолов и четыре константинопольских патриарха. Во времена правления Льва VI на стенах здания появилась мозаика с изображением Христа, перед которым преклоняется сам император. На одном из столбов храма можно увидеть мозаичный портрет императора Александра, который является его прижизненным изображением: Император Александр фото wikimedia. Мозаика собора Софии фото: ayasofyamuzesi. Встречаются на мраморных парапетах храма также скандинавские руны, оставленные варягами Византийской гвардии. Например, построить величественный храм Юстиниану посоветовали ангелы, которые явились к нему с макетом постройки в руках. Юстиниан планировал покрыть золотом все стены храма. Но астрологи не советовали императору поступать так опрометчиво, поскольку храм мог стать искушением для воров.

Войдя в только что открытый храм, Юстиниан якобы сказал: «Соломон, я превзошел тебя! Именно роскошное убранство храма убедило послов киевского князя Владимира в истинности православной веры и способствовало решению о введении христианства на Руси. На одной стене есть кровавый отпечаток, автором которого считают султана Фатиха Мехмеда. По поверью, если вложить руку в отверстие медной «плачущей колонны», почувствовать мокрые следы и загадать желание, оно должно сбыться.

Братья консолидировали купол и своды, выпрямили колонны, переработали убранство экстерьера и интерьера.

Открытие фигурных мозаик после секуляризации собора Святой Софии основали на описаниях братьев Фоссати, обнаруживших их столетием ранее для очистки и записи. Фоссати также добавили каллиграфические медали, сохранившиеся сегодня. Их заказали каллиграфу Казаскеру Иззету Эфенди, заменив старые панно, висящие на опорах. Молитвенные коврики сняли, обнажив мрамор под ними, но мозаика оставалась большей частью заштукатуренной, при этом, здание некоторое время разрушалось. Некоторые каллиграфические панно разбросали по другим мечетям, но восемь медалей осталось, поэтому их все еще можно увидеть сегодня.

Миссия ЮНЕСКО в Турции в 1993 году отметила падающую штукатурку, грязные мраморные облицовки, разбитые окна, декоративные картины, поврежденные влагой, включая плохое состояние свинцовой кровли. С тех пор произвели очистку, ремонт кровли и реставрацию; многие недавние посетители обнаружили, что им препятствуют огромные леса, уходящие в купол по центру нефа. Когда и кем был реально построен собор Святой Софии в Стамбуле? Когда и кем на самом деле построен собор Святой Софии в Стамбуле? Собор Святой Софии — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула.

Самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Большая мечеть Айя-София — современное официальное название собора. Считается, что собор был, якобы возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом, еще в 6 веке н. Но это не правда! Что посмотреть в соборе Святой Софии в Стамбуле?

Собор Святой Софии имеет классический план базилики. Основной план здания представляет собой прямоугольник шириной 70 м, длиной 75 м. Область покрыта центральным куполом диаметром 31 м, что немного меньше, чем у Пантеона в Риме. Главный купол держится на подвесках: четырех вогнутых треугольных секциях кладки, которые решают проблему установки круглого основания купола на прямоугольное основание. На каждой подвеске изображен серафим.

Вес купола проходит через подвески к четырем массивным опорам по углам, и между ними купол, кажется, плывет на четырех огромных арках. С западного и восточного концов арочные проемы продолжены полукуполами. Сразу за входом каменные ядра выстилают гравийную дорожку внешнего двора. Это настоящие пушечные ядра, которые использовал Мехмет Завоеватель во время своей победоносной битвы за город в 1453 году. Все внутренние поверхности облицованы полихромным мрамором, зелено-белым с пурпурным порфиром, золотой мозаикой.

Снаружи простые оштукатуренные стены демонстрируют ясность массивных сводов и куполов. Исламские каллиграфические работы подвешенного главного купола с 19-го века остаются на месте, создавая захватывающий религиозный контраст с непокрытыми христианскими мозаиками. Имена, нарисованные на восьми деревянных медальонах: Аллах и Мухаммад по бокам апсиды ; первые четыре халифа Абу Бакр, Умар, Усман и Али по четырем углам купола ; а также два внука Мухаммеда, Хасан и Хусейн в нефе. Византийские мозаики постепенно раскрываются, но только на более высоких уровнях галереи, к которым можно подняться по лестнице за плату. Это означает, что мусульманам не нужно сталкиваться с множеством христианских образов главного зала здания, которое почти 500 лет являлось мечетью, сохранив все оборудование места поклонения мусульман.

Ниже на фото план Святой Софии, который был возведён в Константинополе Гигантский купол Святой Софии Первый купол рухнул через 20 лет после постройки. Архитекторам пришлось искать решение и сделать его максимально легким и прочным. Он считается одним из величайших шедевром античности с диаметром более 30 метров и высотой более 55. В нем 40 окон, через которые все здание заливает дневной свет, будто Божий. Купол кажется подвешенным к небу на золотую цепь. Окна создают разрыв между куполом и остальной частью здания, будто он просто парит в воздухе. Каркас купола образуют 40 ребер, между ними легкий кирпич. Его основание поддерживается кирпичными стенами, купольное перекрытие опирается на 4 большие арки, которые поддерживаются четырьмя огромными колоннами. Использование подвесок Первым зданием в истории, где были применены подвески, была Святая София.

Если купол расположить только на арки он может треснуть и рухнуть. Эти изогнутые углы, называемые подвесками, похожие на перевернутую дольку апельсина, образуют круглое основание купола на прямоугольном основании. Эти подвески передают вес купола на основные опоры и направляют их на землю. Контрфорсы добавлены столетия спустя К основным опорным столбам были добавлены выступы, идущие наружу. Они предназначены для отклонения давления опор на землю, подобно опорным контрфорсам в готической архитектуре. Всего в соборе Святой Софии 24 опорных контрфорса: 7 на востоке, 5 на западе, 4 на севере, 4 на юге и 4 в весовой башне. Некоторые контрфорсы были построены в период Восточной Римской империи, а другие — в период Османской империи. Минареты добавлены исламом После того, как объект был преобразован в мечеть в разное время было добавлено 4 минарета по 60 метров. Дизайн Айя Софии вдохновил великого османского архитектора Мимара Синана.

При строительстве мечетей он начал сочетать традиционный план базилики с апсидой, притвором и нефом, с центральным куполом с подвесками, добавляя минареты. Поэтому сегодня силуэт мечетей похож на Софийский собор, но внутри посетителей впечатляет невероятный масштаб сооружения. Внешний притвор В Софийском соборе два притвора: внутренний и внешний. Войдя во внешний притвор, вы увидите мозаичную подпись султана Абдулмеджида. Еще один предмет, на который стоит обратить внимание, — это чаша со змеей. Эту большую мраморную чашу с двумя змеиными мотивами внутри привезли сюда из термального источника Асклепиона, знаменитого больничного комплекса в древнем городе Пергам. Как известно, змея — символ медицины. Во внешнем притворе находится саркофаг императрицы Ирины и религиозные законы, принятые духовным собранием, собравшимся в Святой Софии в 1166 году, оригиналы которых были найдены в 1567 году. Двери Пять дверей, покрытые бронзой возрастом 1500 лет приветствуют вас на пути от внешнего притвора к внутреннему притвору.

Изначально их было 7. Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей. До разграбления во время 4-го крестового похода 1204-1261 гг. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии. Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега. Ореа Порта Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить. Колонны, капители и мрамор Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных — из Гелиополя в Египте, а остальные — из храма Баальбека в Ливане и других частей империи.

В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый — с острова Мраморного, зеленый — из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара. Мозаики собора Святой Софии Мозаика Сретения В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее — Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа — Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу. Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание. Мозаика Богородицы На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями.

На руках у нее ребенок Иисус.

Новый статус константинопольской Софии

Принять такое решение власти Турции смогли после того, как Государственный совет страны аннулировал постановление турецкого правительства от 1934 года о присвоении религиозному учреждению статуса музея. Русская православная церковь сожалеет о том, что ее позиция по изменению статуса собора Святой Софии не была услышана турецкими властями. В то же время сенатор Андрей Климов заверил, что допуск христиан, в том числе из России, на территорию объекта, будет продолжен.

Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию. Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой.

Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл. Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда. Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической. Это величайший христианский храм всех времен и народов, построенный Юстинианом в VI веке. Храм сразу стал главным храмом Византийской империи, воплощением византийской духовности. В таком качестве он просуществовал более 900 лет.

Важнейшее символическое значение храма понимали и турки. Когда они захватили Константинополь в 1453 году, первое, что сделал Мехмед II Завоеватель — превратил Святую Софию в мечеть, и это был очевидный символический жест. Эти смыслы учитывает сегодня и президент Эрдоган, который возвращает Святой Софии статус мечети, игнорируя ее без малого столетнее пребывание в качестве музея. Он создает некое тройное послание. Во-первых, послание, адресованное мусульманам Турции, которые в значительной степени поддерживают превращение Святой Софии в мечеть, несмотря на очевидные политические, экономические, культурные и иные убытки — именно как знак победы над христианским миром. Никакой практической необходимости в создании в центре Стамбула такой мечети просто не существует.

Карина Бернтгольц Шеф-редактор сайта Мировые новости 256 Госсовет страны аннулировал решение от 1934 года о превращении религиозного учреждения в Стамбуле в музей. Принять такое решение власти Турции смогли после того, как Государственный совет страны аннулировал постановление турецкого правительства от 1934 года о присвоении религиозному учреждению статуса музея. Русская православная церковь сожалеет о том, что ее позиция по изменению статуса собора Святой Софии не была услышана турецкими властями.

При этом ничего экстраординарного не случилось. Собор Святой Софии уже пять столетий - мечеть. С тех пор как тюркские кочевники захватили Константинополь. Хотя впоследствии оккупанты сами стали наследниками Византийской цивилизации. В крови нынешних османов тюркской крови не больше пяти процентов. Остальное - кровь ассимилированных греков, армян, славян, грузин, итальянцев и других народов. Этот разноплеменный союз, сварившийся в плавильном котле, всегда объединяла религия. А потом - общий язык, который стал силой насаждаться с начала XX века. Ислам отошел на второй план, когда президент Кемаль Ататюрк в 1923 году начал создавать светское государство. И вот теперь Эрдоган поворачивает Турцию вспять. Как в России восстанавливалась Русская церковь после большевиков.

Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению

В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно. Храм Святой Софии был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить к следующему году отчет о действиях по охране мечети Айя-София в Стамбуле, преобразованной из собора Святой Софии, передает агентство Франс Пресс. Сегодня мы отправляемся исследовать мечеть Айя-Софию или храм Святой Софии как его принято было величать ранее.

Путин и премьер Греции обсудили ситуацию с собором Святой Софии в Стамбуле

Краткая история Собора Святой Софии в Константинополе Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи[28].
Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть — 10.07.2020 — В мире на РЕН ТВ Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. Часы работы и цены на билеты.
Собор Святой Софии в Стамбуле: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир, или почти 2500 рублей).
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии Айя-София. Стамбул.
В ЮНЕСКО потребовали от Турции доклада по Святой Софии Собор Святой Софии возведен в 537 году.

Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью

Один из символов христианского мира, который до сегодняшнего дня имел статус музея, официально стал мечетью. Это решение принял госсовет Турции, свою подпись под документом поставил и глава государства. Какая судьба теперь ждет святыню и что будет с уникальными фресками на стенах собора - в материале РЕН ТВ. Поделиться Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть От этого шага турецкого лидера предостерегали все христианские церкви мира, такого решения опасались и светские власти многих государств, но теперь это реальность. Причем указ о смене статуса построенного в 6-м веке собора Святой Софии с "музея" на "мечеть" и начале там мусульманских богослужений президент Турции словно специально сначала опубликовал в своем "Твиттере", будто желая поддразнить другого любителя этой соцсети, Дональда Трампа, который, по словам Эрдогана, "своей политикой вынудил его пойти на непопулярные меры": "Мы сменим статус с музея на мечеть. Сейчас Трамп объявляет, что Иерусалим является столицей Израиля. Не так ли? Присваивает Голанские высоты оккупанту Израилю.

Мол, превращение Айя-Софии в мечеть знаменует начало этого конца. Мне самому дважды по Ватсапу переслали эти тексты.

Паисий — бывший плотник, военный радист. В 1950 году пришел на Святую гору Афон, чтоб навсегда посвятить себя служению Богу. Известен аскетизмом, духовными наставлениями, чудесами, пророчествами. Один из самых уважаемых греческих старцев. Умер в 1994 году, в возрасте 70 лет. Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно причислил Паисия к лику святых. Его могила - одна из святынь православного мира. Пророчества ходят не в виде молвы. Они зафиксированы в его книгах.

Издательство «Святая Гора» перевело на русский 6 томов «Слова» Паисия. Есть документальный греческий фильм «Армагеддон - война, которая скоро начнётся. Пророчества старца Паисия Святогорца». Для неё уже начался обратный отсчёт. Мы возьмём свои земли, армяне свои, а курды свои, - заявлял старец. Точный срок развала Турции старец не назвал. Можно судить лишь по косвенным признакам. Один делал знаки другому, тот — третьему. Но, в конце концов, никто так и не решился спросить старца.

Тогда старец сказал им сам: «Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете». Выходит, случится это на наших глазах. Казалось бы, радоваться надо, торжество Православия наступит. Но… Судя по пророчествам Паисия, сами лукавые греки воевать не будут. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам… Греческие войска будут охранять границы.

Они не будут участвовать в войне, ибо всякий, кто вступит в эту бойню, погибнет». Вот уж действительно, имеющий уши да услышит! Ведь воевать-то придется нам. Сначала туркам будет казаться, что они побеждают, но это станет для них катастрофой. Русские одержат победу и возьмут Константинополь». Битва будет тяжелой. Понятно, мечта о былом величии Византии, возвращении Константинополя у греков генетическая. Но надо ли нам ради их интересов проливать свою кровь? Всегда ситуацию в мире спасала русская кровь.

Неоправданно обильно пролитая. Покрытая пластом чёрной неблагодарности… Сколько русских солдат погибло в прошлые века в тех же войнах с Турцией ради освобождения братьев-славян. И чем отплатили Москве в 21 веке власти Болгарии, Греции? Лично мне жалко русской крови. Впервые пророчества Паисия, давно популярные в Греции, стали сенсацией в России осенью 2015 года, когда турки сбили в Сирии наш Су-24. Но даже тогда Москва и Анкара смогли договориться, не вступить в конфликт, грозивший войной. Эрдоган принес свои извинения. Хватит нам Армагеддонов. В гости к Богу и так всегда успеем.

И этот мир просто-напросто утерся. Хотя ранее и госсекретарь США Помпео, и ряд политиков Евросоюза принимали гневные заявления, что нельзя Айя-Софию вновь превращать в мечеть. Разве что Афины пообещали в ответ превратить дом в Салониках, где родился Ататюрк, в музей турецкого геноцида греков. Но Греция — последняя страна, которую Турция будет слушать, цинично заявил ранее сам Эрдоган. Почему такая странная реакция? Никто вступать в религиозную войну не собирается. Все на Западе ограничились просто заявлениями. Хотя лидеры арабских и мусульманских стран просили Трампа воздержаться от этого шага. Ведь Иерусалим - священное место для ислама.

Трамп не послушал.

Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал в интервью BBC , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции. Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия. Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены.

Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года. Турецкие власти пообещали сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже известно , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа.

Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится. И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» «Тень птицы», 1907. Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов.

Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд. Но главное поле символической битвы, связанное с наследием империи, — это не новые храмы, а те, которые в секулярном обществе принято называть культурным наследием. Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени. При этом богослужения в нем вновь стали совершаться с 1990 года. Никаких протестов это не вызывало. Протесты начались позже, когда Русская православная церковь попыталась получить Исаакиевский собор в собственность. И эти протесты были настолько массовыми, что власти отказались передавать собор РПЦ. Статус музея, в котором совершаются регулярные богослужения, устраивает и государство, и общество. Недовольство Церкви в данном случае можно проигнорировать. Присвоение символического капитала Но почему же точно такой же статус Святой Софии вызвал волну критики и протестов? Собор остается музеем, куда открыт вход каждому желающему вне зависимости от вероисповедания. Однако в Айя-Софии будет регулярно совершаться намаз. Ответ кроется в том, что собор Святой Софии — это прежде всего собор-символ, его история насчитывает полторы тысячи лет. Как всякий символ, он амбивалентен и имеет разные значения для разных религий, стран и сообществ. Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории». Если взять эту фразу вне контекста, то можно предположить, что речь идет о разрушении, чуть ли не о сносе собора, однако на самом деле речь идет всего-навсего том, что он категорически против того, чтобы в Святой Софии совершался намаз. Тогда возникает другой вопрос: зачем патриарх Кирилл так сгущает краски? Что за «угроза всей христианской цивилизации», если речь идет о мирной молитве в одном отдельно взятом месте в исламской по преимуществу стране?

Шедевр за пять лет и десять месяцев

  • Почему Турция меняет статус Святой Софии наперекор позиции христианского мира
  • Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть
  • Путин и премьер Греции обсудили ситуацию с собором Святой Софии в Стамбуле
  • Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира
  • Интересное в блогах

Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз

Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Собор Святой Софии в Стамбуле является монументальным шедевром архитектуры и символом слоев истории, которые формировали город на протяжении веков. Собор Святой Софии в Стамбуле. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 16–17 июля, было принято Заявление в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии в Стамбуле.

Собор Святой Софии: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории

Часы работы музея Айя София (Святая София) зависят от времени года. Заметим, в этой стране часы функционирования множества государственных музеев Стамбула зависят от летнего и зимнего расписания. Сегодня мы отправляемся исследовать мечеть Айя-Софию или храм Святой Софии как его принято было величать ранее. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью. Вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле сделают платным для иностранных туристов со следующего года. О таком решении рассказал глава турецкого Минкульта Мехмет Нури Эрсой.

Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)

Были начаты активные археологические работы, в частности реставраторы очистили от штукатурки знаменитые мозаики Святой Софии. Но со временем политика турецких властей стала меняться. В 2006 году в музее было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея. В 2016 году во время РамаданаПост у мусульман в Святой Софии были организованы чтения КоранаСвященная книга мусульман. Однако в 2018 году обращение частной организации «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» о возвращении собору статуса мечети было отклонено Конституционным судом Турции. Суд назвал данное требование «недопустимым». Но уже в марте 2019 года президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус Святой Софии может быть изменен с музея на мечеть, объяснив это возможность бесплатного входа: «Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству.

Со Святой Софией можно сделать аналогично».

Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением. Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались.

Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.

Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор.

Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском. Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором.

В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор.

Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе.

Про него подробнее будет написано ниже. Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий. Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия. Купель большая, со ступенями.

В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия. Каменная купель во внутреннем дворике крестильни. Крестильня баптистерий.

Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой восточной стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии. Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни. Основное пространство собора.

Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола — 30 метров, а высота — 56 метров.

Молчите во время посещения, не бегайте и не становитесь перед молящимися. Напротив Айя-Софии находится ещё одна знаковая достопримечательность Стамбула — Голубая мечеть. И это было по счету третье религиозное сооружение на этом месте.

Первый собор был построен в 4 веке по указу императора Константина и сгорел во время народного восстания в 404 году. Затем Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, которая снова была уничтожена пожаром в 532 году во время ещё одних народных волнений. За свою историю собор несколько раз был поврежден землетрясениями, но, несмотря на это, во многом сохранил свою первоначальную структуру. Хотя внушительный купол, по большей части, является результатом реконструкции, выполненной после землетрясения, которое произошло в 14 веке. Собор Святой Софии. Вид с Босфора Более 900 лет Святая София служила главной церковью Византийской империи и считалась самым большим собором в мире. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся осаде крестоносцев, а собор был разграблен и осквернён.

Османы добавили к зданию минареты и другие исламские элементы, включая михраб и минбар. Мечеть служила главным местом поклонения для мусульманской общины Стамбула более 500 лет. В 1935 году турецкое правительство под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка решило превратить Айя-Софию в музей. Это решение было принято для того, чтобы сохранить историческое и культурное значение здания и сделать его доступным для посетителей со всего мира. С августа 2020 года собор Святой Софии снова был преобразован в мечеть.

Единственное, конечно, немного расстроились, что завешены некоторые христианские фрески при входе и под куполом». Знаменитые фрески Софийского собора забелили после завоевания Константинополя и обнаружили намного позднее. Теперь они на время совершения намаза скрываются от глаз молящихся. Кроме обычных полицейских, за правопорядком следят полицейские муфтията. Ильсур Нафиков, историк, гид: «Раньше, когда собор Святой Софии был музеем, можно было находиться во многих частях этого собора. Можно было пройти вперед и многое посмотреть. На сегодняшний день даже мусульмане, которые приходят молиться, не могут пройти дальше места моления. Самое удивительное, что основная архитектурная ценность или историческая ценность объектов, событий, которые происходили в соборе, находятся именно в той основной части».

Что произошло?

  • Шедевр за пять лет и десять месяцев
  • Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
  • Популярное
  • Собор Святой Софии переделают из музея в мечеть - Экспресс газета

Что посмотреть в Айя-София

  • Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным
  • Чем известен собор Святой Софии?
  • Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира
  • Посещение собора Святой Софии в Стамбуле сделают платным для иностранцев
  • Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз

Новый статус константинопольской Софии

Как заявил министр культуры и туризма республики Мехмет Нури Эрсой, для граждан Турции, желающих попасть в Айя-Софию как в музей, так и на богослужение, вход остался бесплатным. Введение новой системы, как утверждается, позволит ликвидировать очереди и путаницу на входе в мечеть туристы и верующие будут попадать в Айя-Софию через разные входы , а также планомерно проводить масштабные работы по ее реставрации, инициированной как раз министром культуры. Как сообщают местные СМИ, вход для туристов организован со стороны южного вестибюля. По туннелю посетители смогут попасть на второй ярус прежде он был закрыт , где расположена галерея, осмотреть оттуда убранство мечети, византийские мозаики, пристройки османского периода - фактически всю мечеть.

И при этом не помешав богослужениям. Для туристов был разработан аудиогид на 23 языках. При помощи QR-кода его можно скачать на мобильные устройства и прослушать при помощи наушников если нет своих, при входе можно будет получить одноразовые.

Собор Святой Софии был возведен в 537 году. В 1453 году, после захвата Константинополя Османской империей, он был преобразован в мечеть и в таком виде просуществовал до 1934 года, когда по инициативе основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка из него сделали музей. В 1985 году архитектурный комплекс вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Теперь туристы по туннелю смогут попасть на второй ярус прежде он был закрыт , где расположена галерея, и осмотреть оттуда фактически всю мечеть, при этом не помешав богослужениям. Согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг. В итоге в июле 2020 года госсовет Высший административный суд Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей.

Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы.

Что же касается Софии, то рядом с ней и так есть открытая для всех мусульман Голубая мечеть, и недостатка мест для верующих поблизости нет. Турецкая оппозиция на этот раз была сдержанной — там не поддержали и не критиковали решение суда, но все же призвали не использовать 1500-летний собор в политических целях. Резко раскритиковали решение в Греции, где любые новости о наследии Византийской империи в Турции воспринимают болезненно. В частности, министр иностранных дел Греции Дендиас заявил, что в интересах Турции — все же сохранить Святую Софию в качестве музея, и что именно этим руководствовался Ататюрк в прошлом веке. Госсекретарь США Майк Помпео тоже призвал сохранить за собором музейный статус — по его мнению, так Турция продемонстрирует готовность уважать всю историю своего государства. Что касается России, то на уровне МИД реакция была сдержанной — там напомнили, что произошедшее событие является исключительно внутренним делом Турции. Но в Русской православной церкви заявили, что призывы превратить храм в мечеть недопустимы, а сам собор — «общехристианская святыня» и построен он был как христианский храм.

Сначала это была православная церковь, затем мечеть и музей. И вот, Святая София в четвертый раз за свою историю изменила свой статус, став мечетью. История собора Знаменитое здание с куполом находится в стамбульском районе Фатих, на западном берегу Босфора. Святая София Юстиниан I построил массивное сооружение в 532 году, когда город - тогда известный как Константинополь - был столицей Византийской империи. Инженеры в то время привозили строительные материалы со всего Средиземноморья, чтобы построить колоссальный собор. Юстиниан I Собор Святой Софии служил домом Восточной православной церкви в течение 900 лет, за исключением короткого периода в XIII веке, когда это был католический собор под контролем европейских захватчиков. Те разграбили и оккупировали Константинополь во время четвертого крестового похода. В 1453 году османский султан Мехмед II Завоеватель Фатих вошел в Константинополь и превратил архитектурное чудо, которое на протяжении тысячи лет носило титул самого большого собора в мире, в мечеть. Османские архитекторы удалили и замазали православные символы внутри Софии и добавили мусульманские атрибуты. При этом архитектура Святой Софии вдохновляла строителей многих стамбульских мечетей и даже мировых объектов. С момента открытия в 1935 году он стал одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей Турции. Мустафа Кемаль 1500-летняя история Софии имеет огромное религиозное, духовное и политическое значение для групп внутри и за пределами Турции. Однако наследие Ататюрка, в том числе его светские реформы, которыми так восхищался Запад, оставалось спорным в его собственной стране. Ситуация кардинальна изменилась с приходом к власти Эрдогана. С первого дня получения должности мэра Стамбула в 1995 году Эрдоган продемонстрировал абсолютно отличное от Ататюрка видение относительно Софии.

Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал в интервью BBC , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции. Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия. Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года. Турецкие власти пообещали сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже известно , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится. И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» «Тень птицы», 1907. Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий