издержки производства, которые предприятие перекладывает на другие предприятия или общество в целом: загрязнение окружающей среды и т.п. Если существуют внешние издержки, такие как загрязнение, производитель может произвести больше продукции, чем было бы произведено, если бы производитель обязан оплатить все связанные с ним экологические издержки. В статье мы дадим определение постоянных и переменных издержек производства, расскажем, что это такое в экономике на реальных примерах. Примеры внешних издержек: материальные затраты— оплата сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий и полуфабрикатов; затраты на оплату труда— заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами. Внутренние и внешние издержки становятся объектом пристального внимания всех предпринимателей.
ВНЕ́ШНИЕ ЭФФЕ́КТЫ
Что такое издержки, какие виды издержек есть и чем они отличаются от затрат и расходов. Отрицательные внешние эффекты связаны с появлением предельных внешних издержек (МЕС) — затрат на производство дополнительной продукции, которые не оплачиваются фирмой–производителем, а перекладываются на третьих лиц. Внешние затраты имеют отличие от внутренних издержек: они не входят в стоимость бизнеса. Внешние эффекты. Трансакционные издержки. Теорема Коуза. Поиск. Что такое издержки, почему возникают в деятельности предприятий и производств. Внешние затраты – это затраты, которые не включены в то, на чем бизнес основывает свою цену.
В чем суть внешних издержек рынка
Совокупные внешние издержки ТЕС это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются. Предельные внешние издержки МЕС это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц. Предельные индивидуальные издержки МРС это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.
Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Предельные общественные издержки MSC это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис.
Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно стремятся переложить на других. Если рассматривать внешние эффекты в широком аспекте, то можно выделить следующие типы: экстерналии между поколениями. Этот тип связан с концепцией устойчивого развития.
Загрязняя природную среду, нынешнее поколение перекладывает затраты на будущие поколения, создавая им огромные экологические, экономические, социальные проблемы, сужая их возможности удовлетворять свои собственные нужды исчерпание в ближайшем будущем нефти, деградация сельскохозяйственных земель. С другой стороны, положительные внешние эффекты создадут возможности по снижению затрат в будущем; экстерналии межстрановые. Отрицательные внешние эффекты уже породили ряд проблем для многих стран.
Загрязнение рек, атмосферы в одних странах создает эколого-экономические проблемы у других стран, вынуждает последних нести дополнительные затраты для охраны окружающей среды примеры: река Дунай, разливы нефти, кислотные дожди ; экстерналии межсекторальные. Развитие природоэксплуатирующих секторов экономики наносит значительный экологический ущерб другим секторам, особенно аграрному в России. Примеры: добыча железной руды в Курской магнитной аномалии - выбытие земель из сельхозоборота; В Красноярском крае Канско-Ачинский угольный бассейн - уход воды из почвы в окружающих сельхозземлях; ГЭС энергетический комплекс - выбытие миллионов сельхозугодий; Норильский промышленный комплекс - выбытие из эксплуатации оленьих пастбищ и так далее.
Во всех случаях сельское хозяйство вынуждено нести дополнительные издержки; экстерналии межрегиональные. Данная проблема особенно остро стоит в России, так как Россия имеет многочисленные административные единицы, и регионы-загрязнители создают дополнительные затраты для других регионов пример: река Волга ; экстерналии локальные. Этот вид экстреналии более всего известен и ощутим населением.
Обычно на какой-то ограниченной территории находится предприятие-загрязнитель, и определяются экстернальные издержки, которые несут окружающие реципиенты другие предприятия, население, природные объекты и прочее. Гетеротипические реакции. Клементс и Шелфорд 1939 взаимодействиям между различными организмами, населяющими данную среду, дали название коакций.
Коакции подразделили на два типа. Гомотипические реакции, или взаимодействия между особями одного и того же вида. Реакции этого типа весьма разнообразны.
Основные из них — групповой и массовый эффекты, внутривидовая конкуренция. Гетеротипические реакции, то есть взаимоотношения между особями разных видов.
Например, издержки фирмы на рекламу, аренду, мебель для сотрудников. Контролируемые и неконтролируемые издержки Если издержки зависят от предприятия, их считают контролируемыми.
Например, принимая решение об объёме производства, компания устанавливает размер затрат на сырьё, принимает определённое число сотрудников за конкретную зарплату и т. Неконтролируемые затраты бизнес несёт вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Например, избежать затрат на налоги и страховые взносы не получится. Можно, конечно, попробовать, но тогда пристальное внимание налоговой и штрафы ждать себя не заставят.
Также неуплата обязательных платежей является нарушением законодательства. Возвратные и невозвратные издержки Если бизнес предполагает «отбить» часть затрат, он относит их к возвратным издержкам. К таким можно отнести производственные расходы — да, сначала компания вкладывает деньги в сырьё, оборудование и зарплаты, но затем реализует готовую продукцию и получает прибыль. Невозвратные издержки — это затраты, которые не вернутся, потому что не участвуют в создании прибыли.
Например, плата за регистрацию компании, расходы на страхование и банковские услуги. Релевантные и нерелевантные издержки Релевантные — те, что зависят от управленческих решений. Например, предприятие вводит новый продукт, и для его производства нужно новое оборудование, обученные сотрудники и т. Все затраты в связи с реализацией этих нововведений будут релевантными, то есть уместными, подходящими.
Релевантные затраты также могут быть: устранимыми если решение не примут, расходов не будет — можно не вводить новый продукт и не тратиться на оборудование и обучение персонала ; альтернативными средства, которые компания не получит из-за принятого решения, — например, решили выпускать новый лимонад, а могли бы начать производить безалкогольное пиво и иметь доход с этого. На нерелевантные издержки решения руководства не влияют. Это все вынужденные траты вроде налогов, ремонта оборудования, хозяйственных расходов, а также все деньги, потраченные в прошлом, но не влияющие на прибыль в будущем. Деление издержек на релевантные и нерелевантные часто нужно при ликвидации одного из подразделений компании.
Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки. Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек. Совокупные внешние издержки ТЕС это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются. Предельные внешние издержки МЕС это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц. Предельные индивидуальные издержки МРС это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.
Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.
Внешние и внутренние издержки
Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба». Отрицательные внешние эффекты возникают при конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в том случае, если права собственности на каждый из этих вариантов не закреплены. Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов. В таком случае вмешательство государства в экономику будет эффективным только в том случае, если издержки такого вмешательства будут меньше потерь, связанных с «провалами рынка».
В свою очередь перераспределение прав собственности будет происходить лишь в том случае, если издержки необходимых для этого меньше, чем возрастание ценности в результате такого перераспределения. Вывод Коуза, получивший впоследствии название теоремы Коуза, заключается в следующем: когда затраты на проведение переговоров ничтожно малы, внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права. Если эти права вполне определены и могут покупаться и продаваться на рынке, рыночный механизм может привести стороны к эффективному соглашению.
Если фирма имеет легальное право загрязнять окружающую среду, те, кто несет ущерб от загрязнения, могут купить у фирмы на минимум загрязнений. Если жители окрестных районов имеют право на чистую окружающую среду, фирма может купить у них разрешение на ее загрязнение. Например, в городах местные органы власти запрещают или ограничивают въезд в центр города транспортных средств, когда загрязнение воздуха угрожает здоровью жителей города.
Государственные органы налагают также количественные ограничения на загрязнение окружающей среды теми или иными веществами, использование загрязняющей технологии. Все это — примеры прямого государственного контроля в решении проблемы внешних эффектов. Общественные блага Государственное вмешательство в рыночный механизм, необходимое для обеспечения его экономической эффективности, объясняется не только наличием внешних эффектов частных коммерческих сделок, но и проблемой производства общественных благ, концепция которых в развернутом виде была впервые выдвинута в 1954 году Полом Самуэльсоном.
Большая часть производимых благ предназначена для личного потребления. Их особенность состоит в том, что они не могут быть потреблены другими людьми. Таким образом, потребление частного блага одними лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него.
Такие блага называются частными благами. Но существуют блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Это и есть общественные блага.
У этих благ отсутствует внутренний эффект, оплачиваемый конкретным покупателем, но имеется значительный внешний эффект, способный обеспечить совместное удовлетворение потребностей многих или всех членов общества.
Переменные издержки — расходы, которые напрямую зависят от выпущенного объема продукции. Так, чем больше товара было изготовлено, тем больше необходимо заплатить за сырье и материалы, труд рабочих, получающих сдельную оплату труда, поставку энергетических ресурсов.
Средние переменные расходы — сумма денежных средств, затрачиваемых при оплате переменных издержек на производство единицы продукции. Общие издержки — результат сложения постоянных и переменных расходов, отражающий общую картину трат на функционирование организации и производственную деятельность за определенный период времени. Средние общие издержки — показатель, какое количество денежных средств от общей суммы расходов приходится на одну единицу выпущенной продукции.
Особенности переменных расходов Какие издержки называются внешними переменными? Объем которых изменяется вместе с объемом производимой продукции. Только колебания сумм переменных расходов не всегда линейны.
В зависимости от причины и способа изменения объемов производства издержки могут меняться тремя прогнозируемыми способами: Пропорционально. При таком виде изменений сумма издержек меняется в одинаковой пропорции с объемом производства. Количество затрат, уходящих на производство продукции, растет медленнее, чем объем производства.
Затраты на производство растут быстрее, чем сами объемы производства. Понятие и значение периода в расчете издержек Любые расчеты, аналитическая и отчетная деятельность, а также планирование невозможны без понятия периода. Каждая организация развивается и функционирует в собственном темпе, так что четкого временного промежутка, одинакового для всех фирм, не существует.
Решение о том, какой промежуток времени использовать в качестве отчетного периода, принимается в каждой конкретной организации. Однако эти цифры не берутся из пустоты. Они исчисляются в зависимости от многих внешних и внутренних факторов.
Читайте также: Разделительный баланс при реорганизации: особенности и форма Время — фактор, которому придается огромное значение при расчетах прибыли и расходов. Анализ роста производственной деятельности или ее ухудшения, прибыльности или убыточности можно провести только на основании ее итоговых показателей за несколько отчетных периодов.
С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются. Предельные внешние издержки МЕС - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц. Предельные индивидуальные издержки МРС - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.
Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Предельные общественные издержки MSC - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. На рис. Предельная общественная полезность MSB - дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.
Слайд 24 Рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки. В зависимости от причины возникновения асимметрии в распределении информации различают ситуации с неполной hidden information и несовершенной hidden action информацией. В ситуациях с неполной информацией одна из сторон до сделки лучше осведомлена о факторах, влияющих на ее результат. Например, претендент на вакантное рабочее место лучше знает свои способности, чем начальник отдела кадров. Слайд 25 Неполнота информации у одной стороны рынка может привести к его фиаско.
Издержки в экономике - понятие, виды, примеры
Внешние издержки, в отличие от внутренних, учитываются в бухгалтерских издержках. затраты, которые уходят на производство. Уведомления от РБК. Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере. Подписаться. Не сейчас. Экономические издержки Внутренние (неявные) Внешние (явные, бухгалтерские) Общие (валовые) издержки Постоянные издержки Переменные издержки. Что такое внешние эффекты и как с ними можно справиться Телеграм-канал Группа Вконтакте: TikTok: #экономика #экономическаятеория #теоремакоуза 00:00 Что такое внешний эффект 01:08 Отрицательные.
Внешние эффекты. Трансакционные издержки. Теорема Коуза
Внешние издержки включают затраты на сырье, энергию, налоги и таможенные пошлины. Внешние и внутренние издержки в экономическом анализе выступают в качестве измерителя понесенных затрат и фактором, правильный учет которого дает возможность повышения прибыльности бизнеса. Внешние издержки (External cost) — это издержки производства, перекладываемые фирмой на другие организации либо общество в целом.
Смотрите также
- 13.1 Внешние эффекты
- Внешние и внутренние издержки
- ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- 2.5 Постоянные и переменные затраты. Теория ЕГЭ по обществознанию
Издержки и их виды.
Приведение примеров явных внешних издержек производства Издержки производства — это затраты, которые необходимо сделать для производства товаров или оказания услуг. Внешние издержки Перевел сам, Комиксы, Черный юмор, Мост, Балтимор, Stonetoss. Примером товара с отрицательным внешним эффектом (внешними издержками) может служить продукция, производимая на экологически "грязном" предприятии, вследствие чего люди, проживающие около этого предприятия. издержки производства, которые предприятие перекладывает на другие предприятия или общество в целом: загрязнение окружающей среды и т.п.
Внешние затраты
Сюда относятся, например, затраты на сырье, энергию, транспортировку и оплату труда производственных работников. Общие издержки: Общие издержки — это затраты, которые не могут быть точно отнесены к определенной единице продукции или услуги. Они распределяются на различные продукты или услуги на основе определенных ключевых показателей. Такие издержки включают, например, расходы на общество и рекламу. Важно понимать, как определить, классифицировать и учитывать постоянные, переменные и общие издержки при анализе экономической эффективности и принятии решений в сфере производства и бизнеса. Корректное учет издержек позволяет более точно оценить рентабельность производства и осуществлять эффективное управление ресурсами. Условия безубыточности и максимизации прибыли Для успешной деятельности предприятия необходимо достичь безубыточности и максимизации прибыли. Ниже перечислены условия, которые нужно соблюсти, чтобы достичь этих целей. Условия безубыточности: Выручка должна покрывать все затраты. Постоянные и переменные издержки должны быть полностью компенсированы продажами. Себестоимость производства должна быть определена точно и учтена при формировании цен на товары или услуги.
Объем продаж должен быть достаточным для покрытия издержек. Низкий объем продаж может привести к убыткам, даже если себестоимость низкая. Условия максимизации прибыли: Цена на товар или услугу должна быть оптимальной. Необходимо учитывать конкурентность рынка, потребительский спрос и себестоимость производства. Необходимо оптимизировать производственные процессы, чтобы уменьшить издержки производства и повысить эффективность использования ресурсов.
Симбиоз — неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Протокооперация — простой тип симбиотических связей. При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т. Нахлебничество — потребление остатков пищи хозяина, например взаимоотношения акул с рыбами-прилипалами. Сотрапезничество — потребление разных веществ или частей их одного и того же ресурса. Например, взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли. Квартирантство — использование одними видами других их тел или их жилищ в качестве убежища или жилища. Гомеостаз экосистемы. В число управляющих механизмов, действующих на уровне экосистем, входят микробные субсистемы, регулирующие накопление, и высвобождение биогенных элементов, поведенческие механизмы и субсистемы "хищник—жертва", регулирующие плотность популяции, и др. Гомеостатические механизмы функционируют в определенных пределах, за которыми может произойти гибель экосистемы, если будет невозможна дополнительная адаптация. По теории Холлинга Holling, 1973 , для экосистем характерно не одно, а несколько состояний равновесия, и после стрессовых воздействий они часто возвращаются не в то состояние, из которого были выведены, а в другое. Например, значительное количество СО2, поступающей в атмосферу в результате деятельности человека, поглощается карбонатной системой моря, но по мере увеличения притока СО2 в атмосфере устанавливаются новые равновесия на несколько более высоком уровне. Выделяют два типа стабильности: 1 резистентная устойчивость — способность экосистемы сопротивляться нарушениям, поддерживая неизменными свою структуру и функцию калифорнийский лес из секвойи довольно устойчив к пожарам, так как для этих деревьев характерна толстая кора и другие адаптации, но если он все же сгорит, то восстанавливается очень медленно или вовсе не восстанавливается ; 2 упругая устойчивость — способность системы восстанавливаться после того, как ее структура и функция были нарушены калифорнийские заросли чаппараля очень легко выгорают, но быстро восстанавливаются за несколько лет. Как правило, при благоприятных физических условиях среды экосистемы в большей степени проявляют резистентную, а не упругую устойчивость, а в изменчивых физических условиях наблюдается прямо противоположное. Гомеостаз — способность экосистемы к саморегуляции, то есть способность сохранять равновесие. В основе гомеостаза лежит принцип обратной связи. В любой экосистеме, где существуют пищевые цепи, есть определённые каналы передачи информации: химические, генетические, энергетические и др. Стабильность сообщества определяется количеством связей в трофической пирамиде. Сбалансированность экологического круговорота и уравновешенность экосистем обеспечивается механизмом обратной связи: управляющий компонент получает информацию от управляемого и соответственным образом вносит коррективы в дальнейший процесс управления. Пример олени-волки.
Максимум прибыли монополиста означает, что предельная выручка и предельные издержки одинаковы, а цена на товары монополиста выше в сравнении с предельными издержками. Монополист при реализации своего товара может использовать ценовую дискриминацию посредством дифференциации покупателей, разделяя рынок на сегменты, что создает условия для извлечения максимальной прибыли. Вопрос 62Акерлоф Дж. Шведская Королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по экономике за 2001 г. Акерлофу, М. Спенсу и Дж. Стиглицу — за фундаментальную разработку нового научного направления в экономической науке: теории асимметричной информации, согласно которой продавец и покупатель располагают различными объемами знаний о товаре. Для российского рынка эти исследования актуальны в настоящее время. Спенсом и Дж. Стиглицом за фундаментальную разработку теории асимметричной информации. Акерлоф получил степень бакалавра в 1962 г. Впервые в 1966 г. Акерлоф был замечен в Калифорнийском университете как исследователь проблем социологии, психологии, антропологии и других отраслей, влияющих на экономику. Сфера научных интересов Акерлофа весьма разнообразна: макроэкономика, микроэкономика, бедность, семейные проблемы, криминал, дискриминация и др. Акерлоф показал влияние социологии и психологии на развитие и обогащение экономической теории и практики. Председатель Экономического департамента Калифорнийского университета в Беркли А. Авербах, характеризуя фундаментальный вклад Акерлофа в экономическую науку, подчеркнул, что Акерлоф продемонстрировал экстраординарную широту научных взглядов и интересов. Неслучайно именно Акерлоф возглавил разработку теории асимметричной информации. Концепции Нобелевских лауреатов по экономике 2001 г. Акерлофа, Спенса и Стиглица, исследующих рынки с неполной информацией, берут начало из одного источника — из теоретико-методологического положения английского экономиста австрийского происхождения, либерала, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. Фридриха фон Хайека 1899—1992 , содержащегося в статье «Использование знаний в обществе», опубликованной в сентябре 1945 г. Эта небольшая по объему 12 страниц , но емкая по своему содержанию работа вобрала в себя глубокие научные идеи, которые оплодотворили не только концепции вышеупомянутых лауреатов Нобелевской премии по экономике, но и теоретические взгляды многих экономистов мира, изучающих проблематику асимметричной информации. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике М. Имеет премию за выдающуюся докторскую диссертацию 1972 , премию за прекрасное обучение 1978 , медаль Джона Бейтса Кларка за вклад в экономические исследования Американской Экономической Ассоциации 1981 , председатель Бизнес-экономической докторско-философской программы 1981—1983 , декан факультета Гарвардского университета 1984—1990 , декан Стэнфордского университета 1990—1999. Спенс — автор многочисленных научных трудов: «Инвестиции, стратегия и рост на новом рынке» 1979 ; «Сигналы рынка: информационные потоки, продажа информации и относительные процессы» 1974 и др. В микроэкономической литературе рыночные сигналы часто иллюстрируются на примере рынка труда. Аналогичным образом поступил и Спенс. Он показал, как участники рынка оказываются вовлеченными в процесс передачи подачи сигналов, используя такие методы, как создание брендов и рекламы, выплачивая более высокие дивиденды для обозначения высокой производительности труда. Наиболее известным из трех лауреатов Нобелевской премии по экономике за 2001 г. Стиглиц — известный исследователь и преподаватель новой ветви экономической науки, которую он создал, — «экономики информации», автор многих учебников, которые переведены на ряд языков мира. Стиглиц оказывает большую помощь молодым исследователям теории неблагоприятного отбора и моральных рисков. Стиглиц внес существенный вклад в разработку проблем рынка с асимметричной информацией. Им опубликованы многочисленные оригинальные статьи, показывающие, как неполная и неточная информация становится причиной различных проблем в экономике — от возникновения безработицы до дефицита земельных участков для сдачи в аренду. Стиглиц изучал проблемы взаимосвязи между асимметричной информацией, с одной стороны, безработицей и распределением — с другой, а также влияние искаженной информации на эти процессы. Характеризуя кредитный рынок, он замечает следующее: экономическая теория утверждает, что не существует никаких ограничений в объеме получения кредитов, однако в реальной действительности ограничители существуют. Это ошибочное теоретическое положение экономической науки он связывает с наличием рынка кредитов с асимметричной информацией. Стиглиц является активным противником программы форсированной организации финансовых рынков в развивающихся странах, поскольку эти рынки могут нормально функционировать лишь при полной и достоверной информации и устойчивой законодательной системе, которых в этих странах не было и нет до настоящего времени. Стиглиц и Акерлоф, будучи друзьями, начали разрабатывать теорию асимметричной искаженной информации с 60-х гг. Высокую оценку научным достижениям Акерлофа, Спенса и Стиглица дает американский экономист, профессор Калифорнийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике 2000 г. Даниэль Макфадден, заявляя, что они совершили революцию в науке и, в частности, в новом ее направлении — теории асимметричной информации. Они показали отсутствие механизмов, гарантирующих качество товаров, что позволяет улучшить организацию рынков труда, медицинского страхования, финансов и др. Лауреаты Нобелевской премии по экономике 1994, 1996, 2001 гг. Исследуя важную проблему рынков с асимметричной информацией, они показали слабые стороны «невидимой руки» свободного рынка. Выдвинув концепцию рынков с асимметричной информацией, они доказали, что экономические субъекты не располагают исчерпывающей и точной информацией, не могут принимать наиболее эффективные деловые решения. Несовершенная информация требует активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Вопрос 63Канэман Д. Шведская Королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по экономике за 2002 г. Канэману и В. Первому — «за исследования проблем экономической психологи», второму — «за исследования в области экономических интересов». Гражданин Израиля и США. Получил образование в Еврейском университете Иерусалим в 1954 г. В том же году ему была присуждена степень бакалавра психологии и математики. С 1961 г. В 1986—2002 гг. Вудро Вильсона США. Канэман применил метод психологических исследований в экономике и тем самым открыл новую область исследований. Научные идеи Канэмана имеют выход на механизм принятия решений в состоянии неопределенности; его теория помогает понять, насколько такие решения могут не совпадать с теми решениями, которые предлагает экономическая теория. Канэман совместно с Амосом Тверским сформулировали концепцию принятия решения индивидом и создали механизм принятия им оптимального решения, не совпадающего с наиболее вероятным решением. Научные разработки Канэмана обогатили экономическую теорию использованием в ней методов психологии для изучения мотивации человека. Когнитивная психология утверждает, что к человеку необходимо относиться как к сложной системе, включающей такие компоненты, как восприятие, внимание, память, эмоции и т. По мнению Канэмана, количество ресурсов, лимитирующих умственные усилия человека в данный момент времени, — величина постоянная, хотя она может и изменяться в определенных масштабах под воздействием тех или иных факторов. Свою концепцию внимания Канэман демонстрирует на данных исследований одновременного выполнения двух видов деятельности. Он полагает, что существует единый ресурс внимания для любых задач. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Психологическая наука долгое время не уделяла специального внимания изучению поведения человека в области экономики. Попытки осмыслить эту сферу жизни человека с психологической точки зрения впервые были предприняты уже на заре становления психологии как науки. Французский социолог Г. Тард в своем двухтомном труде «Экономическая психология» 1902 утверждает, что он первым употребил этот термин в своей статье в 1881 г. По Тарду, экономическая психология занимается психологическими основами экономики. Однако его труд долгое время был невостребованным, и его заново открыли для науки только в 1961 г. Свою концепцию принятия решений конкретным индивидом Канэман построил на психологии человека. Исследование психологических проблем в экономике он начал в 60-е гг. Канэман и Тверский классифицировали набор ошибок и описали, как люди принимают решения, которые могут казаться ошибочными или неэффективными. Они создали психологический алгоритм человека, предложили формулу поведения человека, которая дает экономистам возможность проводить объективную оценку того, как функционируют экономика и рынок. В состоянии риска и неопределенности принятие рисков отвечает принципам эффективности. Научные труды Канэмана обогатили теорию и учебную дисциплину новым понятием экономической психологии, под которой принято понимать науку об экономическом поведении человека. Как самостоятельное направление мировой экономической мысли она сформировалась в 80-е гг. У ее истоков стояли психологи, прежде всего — Г. Саймон, П. Альбу, Дж. Катон и др. Экономическая психология предлагает при выборе экономического подхода учитывать психологию человека. Она исследует психологические механизмы и процессы, которые находятся в основе экономического поведения человека при принятии экономических решений. Канэман — автор многочисленных научных трудов, член национальной Академии наук США, Общества экспериментальной прикладной психологии, Канадской психологической ассоциации, Американской академии наук и искусств и др. Канэман имеет ряд наград: премию за вклад в науку Американского психологического общества, медаль за прикладную экспериментальную психологию и др. Вопрос 64Смит В. Джорджа Мейсона, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 г. По образованию инженер-электрик. Научная степень бакалавра по электричеству присуждена в Технологическом институте Калифорнии, степень доктора экономических наук — в Гарвардском университете. Смит — ученик американского экономиста Эдуарда Хейстин-гса Чемберлина 1899—1967 , который является одним из родоначальников экспериментальной экономики. Свои экономические эксперименты Чемберлин проводил еще в 30-е гг. Развивая идеи Чемберлина, Смит создал основы экспериментальной экономики. Являясь в прошлом инженером по электричеству, успешно проводил лабораторные эксперименты. Экономика считалась наукой, базирующейся на теоретических аксиомах, проверяемых статистикой. При этом допускается, что если статистика подтверждает теоретические постулаты, то теория обоснована. Однако Смит выбрал иной путь. Он приглашал студентов, руководителей фирм, правительственных чиновников, задавал им экономические вопросы, спрашивал, как они будут принимать решения. В ходе решения задач возникали различные ситуации. В простых ситуациях рынки свободно функционировали, а в сложных ситуациях, напротив, рынки не работали. В зависимости от различных вариантов люди принимают разные решения. В результате таких экспериментов выяснилось, что важна не только свободная конкуренция, но и структура рынка. Смит выбрал человеко-модельный экономический эксперимент с упором на его хозяйственную прикладную составляющую как более очевидную. Проводя лабораторные эксперименты, Смит выявил условия, при которых создаются новые рынки. Свои эксперименты он проверял на примере создания рынка электричества 1993—1996 в Австралии. Эти эксперименты и их апробация дали возможность обеспечить успех в аэропортах США. Практика свидетельствует, что на деятельность авиации оказывают влияние многочисленные негативные обстоятельства. Среди них, например, плохая погода, авиационные катастрофы и т. Данные факты вызывают изменение графика, перегрузку аэропортов и пр. Таким образом, нарушение работы в одном аэропорту влияет на работу всей системы, что сказывается на экономической эффективности функционирования авиасистемы. Применение же предложенного Смитом экономического экспериментального алгоритма к деятельности американской национальной промышленности позволяет обеспечить ей существенный выигрыш. Смит на основе своего экономического эксперимента в авиапромышленности США пришел к выводу о том, что если разрешить ее работникам торговлю между собой местами взлета и посадки по компьютеру либо телефону, то может быть достигнут значительный положительный результат. Таким образом, он пришел к заключению, что наибольший спрос на взлет и на посадку самолетов имеют те, кто перевозит наибольшее число пассажиров с пересадкой. Например, если самолет летит из Санкт-Петербурга в Новосибирск, то какая-то часть пассажиров делает пересадку и летит в другие города. Поэтому эти пассажиры более «важны», ибо если их задержать, то и остальные рейсы также задержатся и какая-то часть самолетов улетит «пустыми», в результате чего авиалинии понесут ущерб. В связи с этим те авиакомпании, которые перевозят людей с пересадкой, будут иметь преимущество при приобретении посадочных мест. Следовательно, как утверждает Смит, путем торгового механизма экспериментальным путем можно установить такой алгоритм и такие условия реализации мест взлета и мест посадки, при которых график будет более плодотворен, ибо самолеты не будут летать «пустыми» и задержится наименьшее число пассажиров. Из сказанного следует, что проблема авиатранспорта находит свое решение не абстрактным путем, а посредством эксперимента. Смит был консультантом в Австралии и Новой Зеландии во время проведения приватизации там энергетических электрических компаний, участвовал в личных и публичных дискуссиях о дерегулировании в энергетике США. Он — автор и соавтор более 200 книг, статей по теории капитала, финансов, экспериментальной экономике, редактор многих научных журналов США, член Национальной академии наук США, Американского экономического общества, Американской ассоциации передовой науки, Американской академии наук и искусств, Национального совета по электрической надежности, Фонда Форда и др. Смит награжден многими премиями. В 1995 г. Смита, а в 1990 г. Вопрос 65Ауман Р. Ауману Иерусалимский университет и американскому экономисту Т. Шеллингу Мэрилендский университет «за обогащение нашего понимания природы конфликтов и сотрудничества при помощи аппарата теории игр». После установления фашистской диктатуры вместе с родителями эмигрировал в США. Светское и религиозное образование получил в Нью-Йорке. В 1955 г. Проработав в США некоторое время по этой специальности, он выехал в Израиль на постоянное место жительства, где создал школу, занимающуюся исследованиями теории игр и принятия решений. Начало видения теории игр как унифицированной конструкции для социальных наук положила книга Т. Шеллинга «Стратегия конфликта» 1960. Ауман свою научную деятельность начинал со сферы прикладной математики. Однако его главные работы относятся к теории игр. Одной из первых работ Аумана стала теория повторяющихся игр, представляющая собой модель одинакового взаимодействия, повторяющегося много раз. Эта теория помогает понять множество вещей, в частности, почему совместная работа затрудняется при большом количестве участников, или они редко взаимодействуют, когда высока вероятность того, что взаимодействие прекратится по экзогенным причинам, когда временной промежуток мал и поведение противников рассматривается после перерыва. Схема повторяющихся игр проливает свет на существование и функционирование различных институтов: от торговых гильдий до Всемирной торговой организации и мафии. Важнейшим вкладом Аумана в науку является понятие общего знания, которое в игровых контекстах применяется в качестве общей характеристики ситуаций, когда игроки не сомневаются в том, что общим знанием традиционно считаются платежи и множества стратегий в играх с полной информацией. В 1965—1968 гг. Ауман сотрудничал с другими экономистами в изучении динамики переговоров в области контроля над вооружением. Эти исследования явились базой для теории повторяющихся игр с неполной информацией. Шеллинг в своей книге «Стратегия конфликта» положил начало видению теории игр как унифицированной конструкции для социальных наук. Во второй части этой книги содержится статья, в которой впервые в экономической литературе формулируется понятие достоверного обязательства для анализа практики саморегулирования и стимулирующих самоограничений. Именно на этом понятии базируется понятие «равновесия, совершенного по подыграм» Р. Первым значительным вкладом Т. Шеллинга в науку является его поведенческий анализ двухсторонних торгов, отражающий сущность конфликта интересов участников широкого класса взаимодействий. Известно, что торговля всегда сопровождается конфликтами интересов, поскольку каждая сторона стремится к такому соглашению, которое принесло бы ей максимальную пользу. По Шеллингу, рациональное поведение в играх не только состоит в максимизации собственного дохода, но и носит стратегический характер, означающий, что если вы убедили конкурента, что будете осуществлять определенную стратегию, то он станет исходить из этой данности, что ограничит свободу его маневра. Эти идеи Шеллинга, опередившие свое время, были положены в основу теории стратегического взаимодействия во второй половине XX в. Шеллинг поставил задачу о пространственной близости. Так, во многих крупных городах мира имеются районы компактного проживания людей, близких по определенным признакам Гарлем в Нью-Йорке, где компактно проживают афроамериканцы; Брайтон-Бич, ставший своего рода русской колонией; юго-восточные районы Москвы, где высок удельный вес приезжих из стран СНГ. Шеллинг объясняет такое явление тем, что люди, сталкиваясь в повседневной жизни с похожими людьми, постепенно перемещаются на жительство в районы, где доля таких людей сравнительно выше. Таким образом, проблема социокультурных анклавов поставлена Шеллингом в его книге «Микромотивы и микроповедение». Вопрос 66Гурвиц Л. ОТВЕТ 15 октября 2007 г. Шведская Королевская академия наук объявила о присуждении Нобелевской премии по экономике 2007 г. Исследователи сделали попытку решить вопрос оптимального распределения ресурсов в условиях неполной информированности участников рынка друг о друге. Теорию оптимальных механизмов распределения ресурсов создал Гурвиц, а Маскин и Майерсон развили и дополнили ее в условиях информационной асимметрии Дж. Акерлофа, М.
Составные элементы общих издержек производства: Подготовительные расходы на освоение производства. Технологические расходы в процессе производства изделий. Материальные расходы , в том числе и по использованию природных ресурсов. Расходы, связанные с оплатой труда персонала , включая различные виды доплат и надбавок, компенсаций, отпускные, больничные и прочие виды вознаграждений. Расходы некапитального вида, направленные на улучшение качества выпускаемых изделий, а также совершенствование производственного цикла. Расходы капитального вида, направленные на модернизацию оборудования, технологических процессов. Изобретательские и рационализаторские расходы. Ремонтные расходы, связанные с обслуживанием производства и проведением текущих, средних или капитальных ремонтных работ. Расходы, направленные на охрану труда и обеспечение нормальных рабочих условий. Расходы по поиску персонала. Расходы на поддержание необходимого уровня квалификации, включая переподготовку, работников производства. Транспортные расходы. Расходы по оплате налогов и сборов с зарплаты работников, занятых в процессе производства.
Лекция № 5 . (осенний семестр)
- Виды издержек на предприятии
- Написали недавно
- Похожие публикации
- ЭКСТЕРНАЛИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ
- Внешние издержки
- Внешние издержки (примеры) (ЕГЭ обществознание)
Тема 7. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
Это виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности данного предприятия, но влияют на ее… … Википедия Внешние издержки — издержки производства, которые предприятие перекладывает на другие предприятия или общество в целом: загрязнение окружающей среды и т. Словарь бизнес терминов. Иначе О.
Например, освоение дешевых технологий производства энергии солнечная, ветровая и пр. Здесь же надо упомянуть о положительном воздействии на будущие поколения развития образования. Глобальные экстерналии.
В масштабах планеты данный вид отрицательных экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, например, связанных с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого-экономические проблемы и дополнительные издержки у других стран. Межсекторальные экстерналии. Развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих, наносит значительный ущерб другим секторам и вызывает отрицательные внешние эффекты. Существуют и положительные межсекторальные экстерналии.
Развитие одних секторов может дать значительный экономический эффект в других секторах. Например, развитие обрабатывающей промышленности за счет углубления переработки продукции и увеличения ее выхода может уменьшить затраты на добычу первичных природных ресурсов. Межрегиональные экстерналии. Этот вид экстерналий является уменьшенной копией глобальных экстерналий, только в рамках одной страны. Локальные экстерналии.
Данный случай экстерналий наиболее хорошо изучен в литературе. Учет общественных издержек Проблему экстерналий, связанные с ними издержки первым исследовал А. Пигу в работе «Экономика благосостояния» 1920. Он выделял частные, индивидуальные издержки и общественные издержки, затраты всего общества.
В основном переменные затраты состоят из расходов, непосредственно связанных с оборотным капиталом.
Особенности внутренних и внешних издержек Со стороны предпринимателя экономические издержки состоят в выплатах, которые он осуществляет в пользу поставщиков сырья, материалов, оборудования с целью отвлечения этих видов ресурсов от использования их в альтернативном производстве. Эти выплаты могут быть внутреннего или внешнего характера. Именно поэтому можно выделить внешние издержки явные или денежные и внутренние неявные или имплицитные. Определение 3 К числу внешних издержек можно отнести оплату сырья и материалов, которые не принадлежат собственнику предприятия.
Оптимальное распределение ресурсов в производстве.
Для производства благ Х и У имеются два ресурса — i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага Х, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага У, а именно: Третье условие. Оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ Х и У, которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальным объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений: Это значит, что отношение предельных издержек к предельной полезности должно быть одинаковым для обоих благ.
ПАРЕТО Вильфредо 1848—1923 , итальянский экономист, социолог, политический мыслитель и публицист, глава Лозаннской школы в буржуазной политической экономии. Экономическое и математическое образование получил в Туринском университете. Он сформулировал критерий наилучшего распределения ресурсов, вошедший в экономическую мысль как оптимум Парето. Вопрос 54Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи. ОТВЕТ РЫНОК — это: а совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в базовый элемент хозяйственного механизма; г регулятор функционирования рыночной экономики.
Предпосылками возникновения рынка являются: а общественное разделение труда; б частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в свободный доступ к рыночной информации; г отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании. В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются: а рынок товаров: б рынок услуг; в рынок капиталов; г рынок труда; д рынок информации научно-технических разработок.
С точки зрения границ и масштабов различают: местный рынок в пределах села, города, района ; национальный внутренний рынок ; мировой внешний рынок. Субъектами рынка выступают: юридические лица фирма, предприятие, учреждение ; физические лица; государство. Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами. Вместе с тем рынок не идеальный механизм экономической деятельности общества.
В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Цена — денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: а стоимостью самого товара; б стоимостью денежного материала золота ; в соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия.
Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества. Различают действующую и реальную цену товара. Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену. Реальная сопоставимая цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен — такого, как индекс на потребительские товары ИПЦ.
ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен — такому, как ИПЦ.
Различают учетную, стимулирующую и распределительную перераспределительную функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Распределительная перераспределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы.
Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование — это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен. В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага.
В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров продуктов, услуг. В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса.
Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение. Вопрос 55Сегментация рынка. Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов.
Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательую сегментацию — при формировании маркетинговой программы. Различают следующие признаки сегментации рынка. Географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией. Демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др.
Психологический — разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности. Поведенческий — деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар. По товарам производственного характера сегментация рынка строится по другим признакам. Здесь на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики — машиностроению, строительству, торговле и т. В пределах каждой отрасли выделяются более мелкие профессиональные секторы.
В этом случае важно учитывать размеры предприятий. Рассмотрим сегментацию рынка труда, концепцию которой впервые выдвинули П. Доринджер и М. Пайор оба из США в начале 70-х гг. Большинство экономистов Запада исходят из двойственности современного рынка труда, в котором функционируют два сегмента единого рынка труда: а рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и б рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих.
К первичным независимым рабочим местам относят специалистов с высшим и средним специальным образованием, управляющих и администраторов всех звеньев и высококвалифицированных рабочих. К первичным подчиненным рабочим местам относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации. Вторичные рабочие места не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест вызывает дифференцированность рынка труда.
Еще в 80-е гг. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда. Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Именно это обстоятельство нашло отражение в концепции сегментированного рынка труда. Вопрос 56Несостоятельность конкурентных рынков.
ОТВЕТ В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода. Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют. Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции. Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию.
Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков. Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других — с недостатком.
Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства. Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой — много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров.
Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других — слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им.
Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами.
Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества. Вопрос 57Рынки с асимметричной информацией.
Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а рынок продуктов; б рынок страхования; в рынок кредитов; г рынок труда.
Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен.
В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет. Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок.
Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка.
В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора. Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозеф Стиглиц.
Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике. Акерлоф возглавил разработку концепции асимметричной информации, предполагающей активное участие правительства в регулировании экономики. Автор работ по микроэкономике, исследователь и преподаватель новой ветви экономической науки — «экономики информации».
Вопрос 58Концепции прибыли. Выделяют бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль. Бухгалтерская прибыль — разница между общей выручкой от реализации продукции работ, услуг и явными внешними издержками, т. Бухгалтерская прибыль отличается от экономической прибыли на величину неявных внутренних издержек, поскольку экономическая прибыль не включает в себя экономические издержки. Экономическая прибыль — общая выручка за вычетом всех издержек явных и неявных , включая в неявные издержки и нормальную прибыль предпринимателя.
Под экономической прибылью имеется в виду чистая прибыль, означающая разницу между выручкой и экономическими альтернативными, вмененными издержками. Экономическая прибыль показывает, что на данном предприятии производственные ресурсы используются более эффективно. Поэтому экономическая, а не бухгалтерская прибыль выступает критерием эффективности использования предприятием затраченных потребленных ресурсов. Когда экономические издержки превышают полученный доход, то предприятие несет убытки. Расчеты бухгалтерской и экономической прибыли покажем на условном примере.
Нормальная прибыль — вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; элемент внутренних неявных издержек наряду с внутренней рентой и внутренней зарплатой. Нормальная прибыль позволяет удерживать предпринимательские ресурсы в определенной сфере деятельности. Если нормальная прибыль не обеспечивается, то предприниматель либо переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более доходное, либо откажется от предпринимательской деятельности ради получения зарплаты, или жалованья. Балансовая прибыль — разница между выручкой от реализации продукции работ, услуг , с одной стороны, материальными затратами, амортизацией и заработной платой — с другой. Балансовую прибыль иначе называют общей валовой прибылью.
Балансовая прибыль выступает основным источником распределения и использования средств производства. Предельная прибыль — разница между предельным доходом и предельными издержками.
Вопрос 50Внешние эффекты и внешние издержки.
Внешние эффекты — это эффекты, накладываемые на благосостояние третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками рыночных сделок, и потому не отраженные в ценах. Причина экстерналий в отсутствии четко установленных прав собственности на природные ресурсы и экологические блага. Имущественные права представляют собой множество правил, посредством которых определяется использование ограниченных ресурсов и товаров. Это — совокупность полномочий, которые характеризуют права и обязанности собственника, его привилегии и ответственность по использованию ресурсов. Имущественные права, наряду с правовым содержанием термина, включают социальные нормы, имеют исторический контекст. Иллюстрация реализации «теоремы Коуза».
Важно понимать, как определить, классифицировать и учитывать постоянные, переменные и общие издержки при анализе экономической эффективности и принятии решений в сфере производства и бизнеса. Корректное учет издержек позволяет более точно оценить рентабельность производства и осуществлять эффективное управление ресурсами. Условия безубыточности и максимизации прибыли Для успешной деятельности предприятия необходимо достичь безубыточности и максимизации прибыли. Ниже перечислены условия, которые нужно соблюсти, чтобы достичь этих целей. Условия безубыточности: Выручка должна покрывать все затраты. Постоянные и переменные издержки должны быть полностью компенсированы продажами. Себестоимость производства должна быть определена точно и учтена при формировании цен на товары или услуги. Объем продаж должен быть достаточным для покрытия издержек. Низкий объем продаж может привести к убыткам, даже если себестоимость низкая. Условия максимизации прибыли: Цена на товар или услугу должна быть оптимальной. Необходимо учитывать конкурентность рынка, потребительский спрос и себестоимость производства. Необходимо оптимизировать производственные процессы, чтобы уменьшить издержки производства и повысить эффективность использования ресурсов. Анализировать и учитывать риски и неопределенности, связанные с внешней средой, чтобы принимать взвешенные решения и снизить возможные потери. Создать и поддерживать лояльную клиентскую базу. Повторные продажи и рекомендации клиентов могут значительно повысить прибыльность бизнеса. Факторы, влияющие на безубыточность и прибыль Фактор.
Это плата за ресурсы, необходимая для того, чтобы привлечь и удержать их в данном виде деятельности варианте использования. Различают бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки — это выплаты владельцам привлекаемых факторов производства. Экономические издержки — это стоимость всех факторов производства, привлекаемых для производства. Экономические издержки состоят из внешних и внутренних. Различия между экономическими и бухгалтерскими издержками неизбежно приводят и к различному определению прибыли. Экономическая и бухгалтерская прибыль. В основании цены находится себестоимость товара. Себестоимость — это непосредственные затраты предприятия на выпуск и реализацию продукции. Выручка — это стоимость, полученная от продажи произведённой фирмой продукции оказанных услуг. Если выручка меньше издержек, то предприятие терпит убытки. Средства, которые остаются у собственника предприятия от выручки после возмещения всех издержек и уплаты налогов, называются прибылью.
Цена в этом случае равна Р 2, а объем производства — Q 2 — тот выпуск, который будет оптимальным с точки зрения общества. Из этого анализа можно сделать несколько выводов. Первый заключается в том, что при отрицательном внешнем эффекте не достигается Парето—эффективное распределение ресурсов. Как видно из рис. Равновесная цена Р 1 ниже эффективной цены Р 2, что объясняется перекладыванием фирмами части своих издержек на третьих лиц. Второй вывод — эффективность распределения ресурсов можно повысить путем сокращения объема выпуска с Q 1 до Q 2. Вместе с тем при эффективном выпуске последствия внешнего эффекта полностью не устраняются, так как в любом случае производственная деятельность сопровождается загрязнением окружающей среды. Чистые потери эффективности будут определяться площадью треугольника АЕ 2 Е 1 см. В случае положительного внешнего эффекта наблюдается недопроизводство благ, то есть равновесный объем производства будет меньше Парето-оптимального. На рис. Чистые потери эффективности в данном случае можно определить как разницу между дополнительными выгодами общества, возможными при достижении равновесного объема производства площадь Р 1 Р 3 АЕ 1 и оптимального выпуска продуции площадь Р 0 Р 2 Е 2 В , то есть эти потери на рис. В случае отрицательного внешнего эффекта наблюдается перепроизводство, при положительном, наоборот, недопроизводство товара. Понравилась статья?