Новости бухарские евреи

В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». Россия 24» на канале «Россия 24» в хорошем качестве и бесплатно. Делегация бухарских евреев США и Канады была сегодня принята в МИД Узбекистана. ноги скрестили по-Бухарски.

Бухарские евреи выражают соболезнование

Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана.

Остальные предметы были предоставлены Российским этнографическим музеем, Фондом Марджани и частными коллекционерами. Бухарские евреи — этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Их культура продолжила традиции более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи.

В эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите.

После публикации моих статей по саманидам я получил большое число откликов, разделившихся в их оценке на две группы. Некоторые выражались неприлично злобно за "оскорбление" таджиков и даже желали убить меня или расквитаться со мной еще более неприличным образом; но в некоторых выражалось согласие со мной, поддержка моих взглядов и пожелание "дальнейших успехов". Поскольку только в дискуссиях и спорах рождается истина, я отнесся спокойно ко всем доброжелателям и недоброжелателям, довольствуясь тем, что сама проблема оказалась актуальной и не оставила пользователей Интернетом равнодушными. Но одно из писем обратило мое особое внимание. Написал его бухарский еврей Мавашев из Израиля. Поддержав в целом меня за "правду", он выразил сожаление, что я как-то проигнорировал бухарских евреев и не коснулся вопроса- как они появились в Бухаре и какую роль они сыграли в судьбах узбекского народа и Республики Узбекистан. Каюсь за свое упущение и постараюсь восполнить и исправить этот недостаток, тем более, что я всегда относился к тем людям, которые считали, что бухарские евреи имеют древнейшую историю и заслуживают соответствующее место в истории народов Узбекистана. Но прежде должен рекомендовать всем интересующимся историей бухарских евреев прочитать замечательную книгу моего друга доктора исторических наук , профессора Давида Очилдыева, ныне живущего в США, под названием "Пленники Навуходоносора", изданную в Нью-Йорке издательством "Мир коллекшн" Mir Collection в 1998 г.

Она написана на хорошей научной основе, профессионально и читается с большим интересом. Он прошел хорошую научную подготовку на восточном факультете Ташкентского государственного университета ныне Национальный университет Мирзо Улугбека , закончил аспирантуру в институте востоковедения АН УзССР, долгие годы работал зав кафедрой в Ферганском педагогическом институте. Ну а затем, как говориться, подался в США. А теперь по существу. В течении почти десяти лет я стригся у него и никому больше не мог доверить свою голову. Все-таки консерватизм не самое плохое в жизни. А иногда полезно быть немного консерватором. Он знал мою голову, я знал его замечательные руки и вкус. И раз в месяц я терпеливо дожидался очереди, чтобы попасть к нему.

У него была большая клиентура. Однажды я почувствовал, что он заметно нервничает. Наклонившись ко мне, он прошептал мне в ухо: - Домла, я получил приглашение из американского посольства в Москве это было в 1981 г. Не знаю что и делать? Какая-то нечистая сила захватила их. Едем и все тут. Ничего не хотят слышать. Я воевал, командовал пулеметным взводом, дошел до Зееловских высот у Берлина, был ранен. Имею привилегии как инвалид ВОВ.

Каждый год встречаюсь с фронтовыми друзьями. И что. Дочка учиться в медицинском, сын в политехническом. А что они будут делать там? Миша любил свою нацию, как называли ее "майда миллат", но он чисто говорил на узбекском языке, любил узбеков, наши традиции, образ жизни, весь его род жил среди узбеков и привыкли они к этой кутерьме, которая их окружала в махалле. Коллектив уважал его, однажды даже назначили заведующим парикмахерской. Был аккуратен, не пропустил ни одного дня работы, подтянут, корректен и скромен. Уехал Миша. Говорят проводы превратились в трагедию.

Весь вечер он рыдал и обнимал всех. В те годы я много занимался проблемами межнациональных отношений и Мишин пример для меня был поучителен. У всякой маленькой нации всегда один страх- раствориться в большой , потерять свой язык, национальность, разрушить свой национальный дом, где хранится ее история, ее душа, ее бесценное богатство- культура и когда говорят об интернационализме, это вызывает у малых наций подозрительность и страх. Национальный вопрос в Советском Союзе был одним из главных факторов его крушения. Все призывы КПСС об интернационализме лишь усиливали сопротивление малых наций. Они вызывали страх русификации и поглощения великой русской нацией. Но видимо и в национальном вопросе бывают свои решения и свои пути сохранения на бытовом и национальном уровне, теплых дружественных отношений, исключающих межнациональные противоречия и конфликты. Яркий пример Швейцария. Четыре разных национальности проживают в одном государстве и никогда не было межнациональных трений.

В стране утверждены четыре государственных языка французский, немецкий, итальянский и старый романский язык. Все офицеры армии обязаны знать четыре языка. Пример бухарских евреев в Узбекистане также поучителен. Свыше тысячи лет живут бок о бок евреи и узбеки в одном государстве, в Бухаре в одном городе и никогда не было между ними конфликтов. Обе нации, евреи. Следовательно, мировой опыт показывает, что в многонациональных странах можно создать такой механизм сосуществования и культурного сотрудничества различных наций, которые исключает межнациональные конфликты. Но как евреи оказались в Центральной Азии, в такой дали от их этнической родины? Бухарские евреи В 586 г. Иерусалимский храм, святая святых иудеев, был разрушен, его сокровища увезены в Вавилон.

Иудейское царство перестало существовать. Произошло массовое изгнание иудеев из Иерусалима и других городов и сел страны. В Вавилон были уведены ремесленники , ученые люди, купцы, вероятно коло 50 тыс. Очилдыев "Пленники Навуходоносора". Нью-Йорк 1998 г. Священный город Иерусалим лежал в руинах, заросший дикими травами. Переселенцы расселялись компактными группами, автономно , что позволило им сохранить язык, традиции, веру , образ жизни и быстро размножаться. Среди иудейских пленников сильна была надежда на скорое возвращение на родину.

В день открытия в лобби-баре гостей ожидали заботливо приготовленные традиционные блюда еврейско-бухарской кухни.

По словам создателей проекта, экспозиции подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Полностью эту статью Вы можете прочесть в печатном или электронном выпуске газеты «Еврейская панорама».

В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев

Потолок в доме бухарских евреев Еврейский музей. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата.

CМИ: Бухарские евреи могут исчезнуть навсегда

Самоназвание евреев-иудеян было йеhудым ед. Евреи-иудеяне не долго пребывали в вавилонском плену. В 539 году до новой эры персидский царь Кир II Великий из династии Ахеменидов со своей армией завоевал Нововавилонское царство и издал декрет об освобождении пленённых народов, в том числе и евреев-иудеян, и позволении вернуться на свою родину. Первая группа евреев-иудеян откликнулась на декрет Кира и в составе нескольких тысяч человек во главе с Шешбаццаром покинула Вавилонию и отправилась в Иудею уже в 538 году до новой эры. Но не все освобождённые из плена евреи-иудеяне решили вернуться на родину в Иудею, многие остались на чужбине из-за неимения земельной собственности и, как показывают элефантинские папирусы [5] , евреи-иудеяне вербовались в персидскую армию для того, чтобы получить земельные наделы за воинскую службу. Как известно, Кир II Великий в 530 году до новой эры воевал в среднеазиатском регионе с кочевниками массагетами , и можно предположить, что именно тогда первые евреи-иудеяне и прибыли на земли среднеазиатского региона в качестве воинов персидской армии Кира II Великого. Уже через 47 лет после гибели Кира II Великого, в 483 году до новой эры, как сказано несколько раз в древнеивритоязычной « Книге Эстэр », при персидском царе Ахашвероше евреи-иудеяне географически расселены организованными общинами во всех областях то есть сатрапиях Персидской державы Ахеменидов, от Индии до Куша включая и среднеазиатские сатрапии.

За прошедшие 56 лет после освобождения из вавилонского плена евреи-иудеяне географически расселились по всей Персидской державе Ахеменидов и положили начало многочисленным диаспорам в разных уголках Мира. VI век до новой эры. Персидская держава Ахеменидов поглотила и Нововавилонское царство и среднеазиатский регион. Иудеи распространяются по державе. Вторая волна еврейских переселенцев в среднеазиатский регион прибыла через 85 лет после смерти Ахашвероша, при Артаксерксе III , в Гирканию , находившуюся на территории современных юго-западного Туркменистана и северного Ирана. Это было по следующим обстоятельствам.

В 350 году до новой эры Артаксеркс III послал войско против отделившегося Египта и поручил командование одной частью своему доверенному лицу евнуху Багою. Иосиф Флавий рассказывает в произведении « Иудейские древности », что у иерусалимского первосвященника Иоанна был брат Иисус, который был в дружеских отношениях с Багоем. Багой обещал Иисусу достать первосвященство. Уповая на это обещание, Иисус затеял в Храме ссору со своим братом Иоанном; последний страшно рассердился и в гневе своем убил Иисуса. Узнав об этом, Багой в гневе захотел войти в Храм, но евреи оказали ему сопротивление. Однако Багою удалось ворваться в святилище и осквернить Храм.

И народ попал в рабство у персов. Против Апиона» Иосиф Флавий говорит о том, что «тысячи и тысячи наших персы увели в Вавилон». Три последних источника упоминают изгнание евреев в Гирканию на Каспийском море. Лишь Синцел добавляет Вавилон [7]. Видимо, произошёл серьёзный конфликт между иудеянами и проходящим по их территории персидским войском, и по всей видимости, этот конфликт с некоторыми неточностями описан в « Книге Юдифь », ибо там тоже фигурирует некий евнух Багой [8]. Третья группа иудеев прибыла на земли среднеазиатского региона через 20 лет после предыдущих событий в составе войск полководца Александра Македонского в 330 году до новой эры.

Македонский царь Александр III ещё в 334 году до новой эры начал военный поход против враждебной Персидской державы Ахеменидов и к 332 году до новой эры приблизился к границам Иудеи, где он вступил в контакт с иудейским народом. Как Иосиф Флавий в произведениях «Иудейские древности» и «О древности еврейского народа», так и Талмуд сохранили в форме легенд данные о положительном отношении Александра к иудеям. Однако, из этих легенд представляется историческим фактом, изложенные в двух книгах Иосифа Флавия данные об участии иудеев в войске Александра Македонского, с которым они дошли до среднеазиатского региона. Четвёртая и самая достоверная волна иудейских переселенцев прибыла на земли среднеазиатского региона через приблизительно 42 года после третьей группы иудеев. Это было в 288 году до новой эры после того, как власть в Азии досталась одному из диадохов Александра Македонского Селевку I Никатору. Сведения об этой волне переселенцев даёт Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности».

В книге XII в главе 3 Иосиф Флавий описывает в каком необыкновенном почёте были иудеи у эллинистических царей и добавляет «таким же уважением пользовались они в глазах прочих царей Азии после того, как приняли участие в их походах. Селевк I Никатор удостоил их во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как в самой столице, Антиохии , права гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками, что осталось в силе по настоящее ещё время». Одним из городов, который был основан в Азии при Селевке I Никаторе и в котором иудеям он предоставил права гражданства был город Антиохия-Маргиана, основанный примерно в 288 году до новой эры его сыном-соправителем Антиохом I Сотером на месте разрушенной греческой колонии, основанной Александром Великим в Мервском оазисе. Первые археологические свидетельства проживания иудеев на территории среднеазиатского региона были обнаружены советскими исследователями во время раскопок в Мервском оазисе в 1954 году. Были обнаружены остатки древней синагоги, а также черепки с еврейскими надписями и именами. Обнаруженное относилось к периоду от II века до новой эры до I века новой эры [9].

Эти археологические свидетельства подтверждают проживание иудеев в Мервском оазисе со времён Селевка I Никатора, Антиоха I Сотера и Антиоха II Теоса , которым они даровали права гражданства, как и упомянул Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». Парфянская империя[ править править код ] Около 115 года до новой эры при представителе парфянской династии Аршакидов Митридате II был захвачен Мервский оазис вместе с его населением и иудеи из Мервского оазиса постепенно стали переселятся в парфянскую столицу Нису. Прожив в Нисе более 100 лет, иудеи Нисы со временем перешли на парфянский язык для общения в повседневном быту. О таких парфяноязычных иудеях из среднеазиатского региона упомянуто в книге «Деяния Апостолов» , где они представляны иностранными паломниками в Иерусалиме на праздник Пятидесятницу Шавуот в 33 году новой эры, общающимися с двенадцатью апостолами, ближайшими учениками Иисуса Христа. Часть из паломников крестилась после общения с апостолами. Таким образом, благодаря деятельности апостолов, в Парфянской империи появилось довольно много иудеохристиан — евреев христианского вероисповедания, включая в столице Нисе.

Вторая Иудейская Война[ править править код ] Парфянские иудеи приняли активное участие во Второй Иудейской Войне в 115—117 годах против римлян во главе с императором Траяном , бои которой велись и на территории Месопотамии, и окончившейся решительной победой римлян. Можно предположить, что отдельные иудейские подкрепления поступали на войну и из среднеазиатских областей Парфянской империи. Государство Сасанидов[ править править код ] В 224 году новой эры вместо парфянской державы Аршакидов возникает персидское государство Сасанидов. На языке персов государства Сасанидов термин иудей передаётся как джахуд. В это время получил широкое распространение прозелитизм [10]. Это явление связано с тем, что в государстве жило много иудеев, которые привлекали своей уникальной религией новых приверженцев.

В начале 300-х годов новой эры об иудеях в среднеазиатском Мервском оазисе содержится упоминание в Вавилонском Талмуде Ав. Несомненно, что это была та самая иудейская община, которая проживала в области со времён первых Селевкидских царей. Собственно, с шахиншахом Бахрамом — сыном иудейки Шошандухт, связано основание еврейской общины в районе города Бухары. Это произошло, когда Бахрам V в 427 году выступил на военное сражение с эфталитами [12]. Как рассказывает Абу Ханифа ад-Динавари в «Книге связных рассказов» «эфталиты изъявили ему покорность и попросили его, чтобы он установил им определенную границу между ним и ими, которую они обязались бы не преступать. Бахрaм в качестве границы избрал место, глубоко вдающееся в их сторону, приказал построить там башню и её назначил границей.

Место, глубоко вдающееся в их сторону, которое избрал Бахрам V в качестве границы между эфталитами и Персией, это район города Бухары, где поселились персидские пограничники, иудеи в среде которых не были исключением. О том, что Бухара служила границей на долгие годы между Персией и эфталитами, видно из дальнейшего абзаца в «Книге связных рассказов», где описывается завоевание среднеазиатского региона тюрками.

Бахрaм в качестве границы избрал место, глубоко вдающееся в их сторону, приказал построить там башню и её назначил границей. Место, глубоко вдающееся в их сторону, которое избрал Бахрам V в качестве границы между эфталитами и Персией, это район города Бухары, где поселились персидские пограничники, иудеи в среде которых не были исключением. О том, что Бухара служила границей на долгие годы между Персией и эфталитами, видно из дальнейшего абзаца в «Книге связных рассказов», где описывается завоевание среднеазиатского региона тюрками. Пока тюрки не приближались к Бухаре, Персия не вступала в войну с тюрками «Тогда царь турок, хaкaн Синджибу, собрал свой народ, снарядился и пошел походом против земли Хорасанской; он овладел Шашем, Ферганой, Самаркандом, Кешем и Несефом и дошел до самой Бухары.

Узнав об этом, Хосрой поставил своего сына и наследника Ормузда во главе многочисленного войска и отправил его на войну с турецким хaкaном. Ормузд отправился в поход, но когда он приблизился к хaкaну, тот покинул захваченные им области и вернулся восвояси, а Хосрой отправил Ормузду послание с приказом вернуться обратно». Бахрам V поселил иудейских и персидских пограничников на долгие годы на границу в Бухаре. Более того, шахиншах назначил своего младшего брата Нарсэ наместником провинции Хорасан то есть Средней Азии с резиденцией в городе Балх. Собственно, с Нарсэ связано основание еврейской общины в городе Хорезм — столице провинции Хорезм. Как сказано в книге о правителях, основавших города в Персии, называемой «Города Ирана» «Город Хорезм основал Нарсэ сын иудейки» [14].

В этой книге иудейское происхождение Нарсэ приводится для того, чтобы объяснить источник наличия иудеев в городе. Иудеи продолжили жить в провинции Хорасан вплоть до арабского завоевания Мерва в 652 году, пережив и Сасанидскую Персию и Тюркский каганат. Арабский халифат и Хазарский каганат[ править править код ] Ещё до завоевания арабами столицы Хорасана — города Мерва в 652 году, в нём проживали с Сасанидского времени иудеи, христиане и зороастрийцы. А уже через 87 лет они упомянуты Ат-Табарием в книге «История пророков и царей», где он рассказывает, что после того, как наместник Хорасана Наср ибн Сияр вернулся в Мерв после похода в Мавераннахр в 739 году, он произнёс речь перед людьми: «Ведь Бахрамсис заботился об огнепоклонниках , защищая их и возлагая наложенные на них подати на мусульман? Ведь Ишибдад, сын Грегора, заботится о христианах, а Акиба ал-Яхуди — об иудеях, делая то же самое? И я позабочусь о мусульманах и защищу их и переложу тяготы их на язычников.

Упомянутая подать, так называемая джизья , налагалась на население обладающее статусом зимми , в которое входили; зороастрийцы, христиане и иудеи. Зиммии упомянуты и в Бухаре между 715 и 724 годами при предыдущем наместнике Хорасана Асаде сыне Абдуллы Кушайри. Как рассказывает Наршахи в книге «История Бухары», при бухархудате Тахшаде I «появился один человек, который стал проповедовать ислам жителям Бухары. Жители Бухары большею частью были зиммиями и платили подушную подать. Можно предположить, что среди зиммиев Бухары были не только зороастрийцы и христиане, но и иудеи. А тем временем в соседнем с Арабским халифатом Хазарском каганате хазары под влиянием своего полководца Булана перешли в иудаизм.

В середине 700 годов часть Средней Азии, в частности Хорезм, входил на несколько десятилетий в состав Хазарского каганата, куда мигрировали иудеи из мусульманских Хорасана и Мавераннахра. Оставшиеся иудеи Хорасана и Мавераннахра осуществляли связь с Хазарским каганатом посредством торговой корпорации « Раданиты », о которой упомянул в 800 годах Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», где он пишет, что раданиты путешествовали в Хорасан и Мавераннахр через Хазарский каганат из славянских земель: «Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю… Иногда они держат путь по ту сторону севернее Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в ас-Син. Столицей Мавераннахра в этот период был город Самарканд, в котором правил эмир Наср I правнук Саман-худата , и тогда в 800 годах, благодаря раданитам, в городе возникает большая иудейская община. Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян. В ней много евреев, мало христиан, и есть разные виды магов…» [18].

Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Каракитаи, Хорезмшахи[ править править код ] В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды , Газневиды , Сельджукиды , Каракитаи и Хорезмшахи. На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях. В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури , который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи. В первой половине 1100 годов об иудеях в Самарканде упоминает ан-Насафи в книге «Кандия малая», где он пишет, что в Самарканде у синагоги: «В настоящее время место это носит прозвище еврейской улицы. В этой книге приведён рассказ из более раннего источника «Известия» об иудее построившем в Самарканде свинцовый акведук «Джуй Арзиз» [19]. Во второй половине 1100 годов об иудеях в том же Самарканде сообщает Вениамин Тудельский , который в «Книге странствий раби Вениамина» упоминает довольно многочисленную общину иудеев Самарканда «между которыми есть люди учёные и богатые.

Начальствует над этой общиной князь раввин Обадия. Вениамин также сообщает, что иудеи жили тогда по всему Хорасану. Монгольская империя[ править править код ] В 1219 году происходит завоевание среднеазиатского региона монголами под предводительством Чингизхана. В 1220 году монголы завоевали Бухару и Самарканд, а в 1221 году Ургенч и Мерв. Несмотря на жестокое завоевание городов среднеазиатского региона, иудеи упомянуты в городе Бухаре уже через 20 лет после вторжения монголов, в 1240 году, историком Ибн аль-Фувати [21]. Чагатайский улус, государство Хулагуидов, Золотая Орда[ править править код ] После деления Монгольской империи между сыновьями Чингизхана, среднеазиатский регион оказался частично в государстве Хулагуидов , частично в Золотой Орде и частично в Чагатайском улусе.

Во всех этих государствах продолжали жить иудеи. Об иудеях в Золотой Орде в городе Гурганжде в первой половине 1300 годов сообщает аль-Омари в книге «Пути взоров по государствам разных стран», где он пишет, что: «Столица тамошнего царя — Сарай. Это небольшой город между песками и рекою. Город Харезм лежит на Джейхуне, между двумя рукавами его, похожими на шаровары. В Харезме 100 домов еврейских и 100 домов христианских, не более. Им Евреям и Христианам не разрешено иметь больше этого.

Об иудеях в Чагатайском улусе, столицей которого был город Самарканд, в той же первой половине 1300 годов сообщает ибн-Баттута в книге «Путешествие», где он пишет, что: «Когда Бузун овладел царством, он стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить их храмы. Мусульмане стали волноваться из-за этого и ждали лишь удобного случая, когда судьба отвернется от него. Когда известия о Бузуне достигли в Хорасане Халила — сына султана Йасура Махзума, то он направился к царю Герата, а это был султан Хусайн, сын султана Гийас ад-Дина ал-Гури, и сообщил ему то, что знал, и попросил у него помощи войсками и деньгами, с условием разделить с ним царство, если оно окажется наконец в его руках. Малик-Хусайн послал с ним большое войско… Когда эмиры мусульман узнали о походе Халила, они встретили его, выражая ему покорность и желание вести священную войну против врага… Эмиры со всех областей съехались и собрались вокруг Халила. Халил встретился с Бузуном, войска его перешли на сторону Халила, разбили Бузуна, взяли его в плен и привели к Халилу. Халил его казнил, задушив тетивой лука, так как у них в обычае убивать царевичей лишь удушением.

Царство перешло к Халилу. Тимуридская империя[ править править код ] Большая Синагога Бухары. Фотография 1901—1906 г. В тимуридский период иудеи жили и в Бухаре, о чём свидетельствует Большая Синагога Бухары, действовшая в городе с 1300-х годов по 1900-е годы, и в столичном Самарканде до 1720 года, когда землетрясение разрушило город, а также в других городах. В 1601 году власть в Бухарском ханстве перешла от Шейбанидов к Аштарханидам.

Значительное место отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Амулет для дома «Чор де вола» «Четыре стены».

В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» 01. Проект посвящен истории и культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Выставка пройдет с 3 марта по 18 июня. Экспозиция размещена в центральном лобби музея и в левой галерее. В нее входят исторический и культурно-этнографический блок с подразделами «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда».

Бухарские евреи

Проект посвящен истории и культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Выставка пройдет с 3 марта по 18 июня. Экспозиция размещена в центральном лобби музея и в левой галерее. В нее входят исторический и культурно-этнографический блок с подразделами «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». Субэтнос бухарских евреев окончательно сформировался в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.

Это увлекательное культурно-этнографическое путешествие, которое представит историю этого народа как феномен особой еврейской идентичности в Центральной Азии. Посетители постепенно знакомятся с подразделами "Дом и традиционная бытовая культура", "Религиозные обычаи", "Жизненный цикл", "Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр", "Традиционная одежда". На выставке представлены около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии.

В центре экспозиции - инсталляция о жилище бухарско-еврейской семьи, сделанная на основе декора традиционных домов из Самарканда и Бухары конца XIX - первой трети XX века.

Работа съезда проходила в пяти секциях. Выступавшие говорили на иврите, бухарско-еврейском и русском языках.

На заключительном общем заседании съезд утвердил структуру конгресса, во главе которого стали президент, председатель и пять заместителей президента — президенты конгрессов в Израиле, Австрии и Германии, Северной Америке, Центральной Азии, России. На последующей ступени иерархии заняли место дирекция конгресса и президентский совет, куда были назначены 50 человек, в основном предприниматели. По замыслу президента конгресса Л.

Леваева, дирекция будет проводить непосредственную работу, главные цели которой — организация религиозного образования бухарских евреев, создание и координация деятельности их синагог, социальная поддержка, удовлетворение культурных запросов, в частности создание музея, поддержка общинных театров и газет. Кстати, несколько таких газет и журналов в Израиле выходило еще в конце 1950—1970-х годов, а в 1990-х их было свыше десяти, но настоящее время остались только две газеты: "Менора" и " Бухарская газета". Первая существует в основном благодаря поддержке Л.

Леваева и имеет религиозное направление, а вторая — светское издание, призванное удовлетворить духовные потребности интеллигенции общины, она уделяет больше внимания общеизраильским проблемам, выходит в основном на русском языке, лишь с отдельными страницами на бухарско-еврейском. Ее издатель — Овадья Фатахов, глава вышеупомянутой партии "Лев". Хотя в "Меноре" больше публикаций на иврите и бухарско-еврейском, она также использует в качестве основного русский язык.

А в конце 1950—1970-х годов периодические издания общины выходили в основном на бухарско-еврейском с отдельными заметками на иврите. Таким образом, в этой периодике за минувшее десятилетие значительно увеличилась доля русского языка, что отражает его усилившуюся роль в жизни бухарских евреев, прибывших из Центральной Азии. Пытаясь сохранить свое этническое и семейное наследие, бухарские евреи в Израиле и в других странах в последнее десятилетие весьма активно занялись изданием книг на русском, бухарско-еврейском и иврите.

В этом они, видимо, опережают другие неашкеназские еврейские этнические группы из бывшего СССР. Большая часть таких публикаций часто очень ограниченными тиражами посвящена истории семей. Число этих книг превысило 50.

Однако Израиль занимает первое место и по количеству изданий о поэзии, истории и фольклоре бухарских евреев. В 1990-х таковых вышло несколько десятков. Первыми эмигрантами были бухарские евреи из Западной Европы и Израиля.

Небольшая часть осела в Аргентине и Бразилии, а большинство — в США, где к началу 1970-х их количество достигло тысячи. США находятся сегодня на втором месте в мире после Израиля по числу бухарских евреев — 25 тыс. Несмотря на то что в Соединенных Штатах их меньше, чем в Израиле, они до последнего времени были более активны, так как туда прибыло большее количество образованных и состоятельных, сумели быстро организоваться, создав свои общинные, религиозные и культурные центры.

Среди них отметим Бухарско-еврейский раввинский совет, Американскую организацию бухарских евреев — ветеранов войны, Бухарско-еврейский спортивный клуб, танцевальные и музыкальные ансамбли, а также четыре театра "Возрождение" и "Бухара на Гудзоне", Театр Ильяса Малаева, Театр-студия , где ставят спектакли в основном на бухарско-еврейском языке. Несмотря на то что большинство диаспоры живет, как и прежде, общинами, под влиянием внешних условий их внутренний семейный уклад быстро меняется. Особенно интенсивно этот процесс протекает у молодежи, которая здесь, так же как и в последние 50 лет в Средней Азии, предпочитает карьеру в бизнесе или в сфере образования.

Вообще в Соединенных Штатах бухарские евреи считают светское образование большей ценностью, чем в Израиле. Поэтому много молодежи учится в вузах. Опасаясь, что эти молодые люди утратят связь с традициями народа, в 2000 году развернула свою деятельность вышеупомянутая организация "Ор Авнер".

Ее главная задача — создание для них религиозной системы образования.

Немного фактов о бухарских евреях - Сегодня в мире 250 000 бухарских евреев. Раввина благословляют так: «Чтоб вы были живы и здоровы на службу народа». И он умеет все: он и шойхет специалист по забою скота , и моэль специалист по обрезанию , и хазан ведущий молитву , и сойфер переписчик текстов , и специалист по похоронам. У него есть группа представителей во всем мире, они платят членские взносы. У конгресса два основных отдела: в Израиле и в США.

Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Бухарские евреи: читайте последние новости по тегу в ленте новостей на сайте MK. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата. В Москве в Еврейском музее при участии Российского этнографического музея открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару».

В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

2 марта в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Важная новость для бухарских евреев во всем мире, которые говорят по-русски. В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». Статья автора «myDecor» в Дзене: С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Слышал, что персидские и бухарские евреи лучше всего сохранили древний иудейский типаж. В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов.

В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев

Фото: Еврейский музей и центр толерантности На рубеже XIX—ХХ веков из среды успешных еврейских купцов Средней Азии выдвинулись предприниматели, просветители и меценаты, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Позже, уже в советское время, их потомки были активно вовлечены в «социалистическую модернизацию» — создавали колхозы, школы, заводы и другие предприятия. Однако традиционный уклад жизни бухарских евреев после установления советской власти в Средней Азии подвергся серьезным изменениям: общины были ликвидированы, началась почти насильственная ассимиляция, любые проявления национального своеобразия последовательно уничтожались. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Сегодня в результате массовой эмиграции большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов двух музеев — ее инициаторов, а также из Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.

Фото: Еврейский музей и центр толерантности Экспозиция включает несколько тематических разделов, в том числе «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда».

Очевидно только одно — с древнейших времен проживая среди ираноязычных народов, бухарские евреи приобщившись к персидскому языку, переняли один из его диалектов — таджикский. Окончательно классический бухарско-еврейский язык сформировался Х-ХI в эпоху правления таджикской династии Саманидов, а его основоположником считается писатель Мавлана Шахин, сохранивший для написания нового языка еврейский алфавит.

С завоеванием Центральной Азии войсками Чингисхана, вместе с политической, миграционной картой менялась и языковая. Тюркские языки стали доминировать и вытеснять другие, но евреи сохранили верность выбранному, продолжая говорить на ставшем родным — таджикском. Язык — выразитель мировосприятия или менталитета народа, его системы ценностей, традиций, обычаев.

За тысячу лет совместного проживания история и культура двух народов, таджиков и евреев, тесно переплелась, а местами срослась насколько, что сейчас их практически невозможно разделить и определить, кому они больше принадлежат, да и важно ли это?! Важен исторический феномен, этногенез бухарских евреев, сохранивших свою национальную идентичность, религию и письменность, в другой этнической среде, принявших язык и элементы культуры коренного народа. Изучению духовных генов бухарских евреев, переходящих из поколения в поколение, позволивших им сохранить национальную целостность на непростых перекрестках истории и посвятила свою жизнь ученый, писатель и популяризатор истории — Хана Даниэлова Толмас.

Семья и Школа Хана родилась в Душанбе, ее родители были простыми людьми из благородных родов бухарских евреев Даниэловых и Толмасовых. Отец Амнун Даниэлов всю свою жизнь проработал в сфере бытового обслуживания, мать Тамара Толмасова — воспитателем в дошкольном учреждении. Образованные люди всегда были в почёте у нас в семье.

Родители очень хотели, чтобы мы стали такими же. Мы жили и росли в окружении грамотных и интеллигентных людей. Очень хотелось быть похожими на них», - рассказывает она.

Воспоминания о той поре у нее очень теплые, особенно взаимоотношения людей, реальный интернационализм и атмосфера стабильности, казавшиеся чем-то обыденным и привычным, сегодня воспринимаются, как сказочные картинки из детства. В нашем классе учились дети разных национальностей: таджики, узбеки, русские, украинцы, евреи, осетины и др. Десять лет мы прожили одной дружной семьей.

С некоторыми поддерживаем отношения по настоящее время, несмотря на то, что жизнь нас разбросала по разным уголкам планеты». Именно школа и талантливые учителя повлияли на выбор профессии будущего ученого. Но первая моя учительница в начальных классах - Елизавета Васильевна и преподаватель английского - Яфа Борисовна, сыграли немалую роль в моём становлении и выборе профессии, стать педагогом.

По окончанию школы я поступила на факультет иностранных языков Душанбинского пединститута», - рассказывает она. Через тернии к звездам Хана с успехом заканчивает факультет иностранных языков Душанбинского пединститута и остается преподавать английский язык в «Альма-Матер». Молодого педагога замечают и отправляют на стажировку в Ленинградский госуниверситет.

Это меняет ее жизнь и определяет научные приоритеты. Попав в насыщенную академическую среду, она знакомится со многими известными востоковедами, определившими её научное кредо и выбор темы исследований — язык, фольклор, этнография бухарских евреев. А известная ученая, профессор Анна Розенфельд, поставила точку в колебаниях начинающего ученого: «Английский язык без тебя справится, а вот бухарские — нет!

Это была ее стихия, она целыми днями пропадает в библиотеках, ищет новые факты о происхождении своего народа, изучает еврейскую письменность, арабский алфавит. Открывает для себя много нового, ранее запретного - о существовании в 1920-30 годы школ для "местных" евреев в городах Средней Азии, об учебниках, словарях и книгах, написанные еврейской и латинской графикой. Кстати, произведение последнего "Ба ёди Худойдод" В память о Ходойдате сохранилось и на арабской графике, - рассказывает исследовательница.

Темой диссертации выбирает историю бухарских евреев. Тогда, в 1980-ые годы, она собирала любой материал, все было ново и не исследовано. Занималась языком и литературой, историей и этнографией, устным и музыкальным фольклором, всем тем, что хоть немного приоткрывало исторические тайны жизни ее народа.

Помимо этого, они были искусными лекарями, хранившими старинные рецепты и народные способы лечения. Фото: Еврейский музей и центр толерантности На рубеже XIX—ХХ веков из среды успешных еврейских купцов Средней Азии выдвинулись предприниматели, просветители и меценаты, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Позже, уже в советское время, их потомки были активно вовлечены в «социалистическую модернизацию» — создавали колхозы, школы, заводы и другие предприятия. Однако традиционный уклад жизни бухарских евреев после установления советской власти в Средней Азии подвергся серьезным изменениям: общины были ликвидированы, началась почти насильственная ассимиляция, любые проявления национального своеобразия последовательно уничтожались. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Сегодня в результате массовой эмиграции большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов двух музеев — ее инициаторов, а также из Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.

Тем не менее процесс выделения бухарских евреев из общей массы евреев Хорасана как отдельной этнической группы начинается только в XVI в. Небольшая коллекция в Государственном музее истории религии не предоставляет возможности изучить весь комплекс культовых и бытовых предметов, традиционно присущих бухарским евреям.

Тем не менее она содержит ряд ценных экспонатов, до известной степени репрезентующих их культуру. Прежде всего обращает на себя внимание ктуба брачный договор , составленный в Бухаре в 1692 г. Это один из самых старых еврейских документов если вообще не самый старый с территории Средней Азии в российских коллекциях.

Бухарские евреи

Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан? : Впервые история и культура бухарских евреев показана как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии.
Домен припаркован в Timeweb История Бухарских Евреев.
Последние бухарские евреи — фоторепортаж Это уже 20-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев.

Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку

Еврейская панорама :: 5 (107) Май 2023 :: «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» Если театр начинается с вешалки, то выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», открывшаяся в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, начинается.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» — Digest Announce Торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», состоялось 2 марта 2023 года.
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности (г. Москва) прошло торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Еврейская панорама :: 5 (107) Май 2023 :: «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» В Еврейском музее и центре толерантности открылась масштабная выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций", сообщает пресс-служба институции.
Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия - С 3 марта по 3 сентября 2023 года Еврейский музей и центр толерантности совместно с Музеев истории евреев России представил выставку «Бухарские евреи: на пер.

Выставка о культуре бухарских евреев проходит в Москве - Россия 24

В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» Могут ли бухарские евреи стать на этих выборах реальной, значимой силой?
CМИ: Бухарские евреи могут исчезнуть навсегда - Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны.
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | НЭБ На церемонии присутствовали: президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев, высокопоставленные представители Азербайджана, посол Израиля, а также руководители.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | myDecor | Дзен С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и Центре толерантности пройдет выставка «Евреи Бухары: на перекрестке цивилизаций».

Бухарские евреи в Израиле

Четвёртая и самая достоверная волна иудейских переселенцев прибыла на земли среднеазиатского региона через приблизительно 42 года после третьей группы иудеев. Это было в 288 году до новой эры после того, как власть в Азии досталась одному из диадохов Александра Македонского Селевку I Никатору. Сведения об этой волне переселенцев даёт Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». В книге XII в главе 3 Иосиф Флавий описывает в каком необыкновенном почёте были иудеи у эллинистических царей и добавляет «таким же уважением пользовались они в глазах прочих царей Азии после того, как приняли участие в их походах. Селевк I Никатор удостоил их во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как в самой столице, Антиохии , права гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками, что осталось в силе по настоящее ещё время». Одним из городов, который был основан в Азии при Селевке I Никаторе и в котором иудеям он предоставил права гражданства был город Антиохия-Маргиана, основанный примерно в 288 году до новой эры его сыном-соправителем Антиохом I Сотером на месте разрушенной греческой колонии, основанной Александром Великим в Мервском оазисе. Первые археологические свидетельства проживания иудеев на территории среднеазиатского региона были обнаружены советскими исследователями во время раскопок в Мервском оазисе в 1954 году.

Были обнаружены остатки древней синагоги, а также черепки с еврейскими надписями и именами. Обнаруженное относилось к периоду от II века до новой эры до I века новой эры [9]. Эти археологические свидетельства подтверждают проживание иудеев в Мервском оазисе со времён Селевка I Никатора, Антиоха I Сотера и Антиоха II Теоса , которым они даровали права гражданства, как и упомянул Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». Парфянская империя[ править править код ] Около 115 года до новой эры при представителе парфянской династии Аршакидов Митридате II был захвачен Мервский оазис вместе с его населением и иудеи из Мервского оазиса постепенно стали переселятся в парфянскую столицу Нису. Прожив в Нисе более 100 лет, иудеи Нисы со временем перешли на парфянский язык для общения в повседневном быту. О таких парфяноязычных иудеях из среднеазиатского региона упомянуто в книге «Деяния Апостолов» , где они представляны иностранными паломниками в Иерусалиме на праздник Пятидесятницу Шавуот в 33 году новой эры, общающимися с двенадцатью апостолами, ближайшими учениками Иисуса Христа.

Часть из паломников крестилась после общения с апостолами. Таким образом, благодаря деятельности апостолов, в Парфянской империи появилось довольно много иудеохристиан — евреев христианского вероисповедания, включая в столице Нисе. Вторая Иудейская Война[ править править код ] Парфянские иудеи приняли активное участие во Второй Иудейской Войне в 115—117 годах против римлян во главе с императором Траяном , бои которой велись и на территории Месопотамии, и окончившейся решительной победой римлян. Можно предположить, что отдельные иудейские подкрепления поступали на войну и из среднеазиатских областей Парфянской империи. Государство Сасанидов[ править править код ] В 224 году новой эры вместо парфянской державы Аршакидов возникает персидское государство Сасанидов. На языке персов государства Сасанидов термин иудей передаётся как джахуд.

В это время получил широкое распространение прозелитизм [10]. Это явление связано с тем, что в государстве жило много иудеев, которые привлекали своей уникальной религией новых приверженцев. В начале 300-х годов новой эры об иудеях в среднеазиатском Мервском оазисе содержится упоминание в Вавилонском Талмуде Ав. Несомненно, что это была та самая иудейская община, которая проживала в области со времён первых Селевкидских царей. Собственно, с шахиншахом Бахрамом — сыном иудейки Шошандухт, связано основание еврейской общины в районе города Бухары. Это произошло, когда Бахрам V в 427 году выступил на военное сражение с эфталитами [12].

Как рассказывает Абу Ханифа ад-Динавари в «Книге связных рассказов» «эфталиты изъявили ему покорность и попросили его, чтобы он установил им определенную границу между ним и ими, которую они обязались бы не преступать. Бахрaм в качестве границы избрал место, глубоко вдающееся в их сторону, приказал построить там башню и её назначил границей. Место, глубоко вдающееся в их сторону, которое избрал Бахрам V в качестве границы между эфталитами и Персией, это район города Бухары, где поселились персидские пограничники, иудеи в среде которых не были исключением. О том, что Бухара служила границей на долгие годы между Персией и эфталитами, видно из дальнейшего абзаца в «Книге связных рассказов», где описывается завоевание среднеазиатского региона тюрками. Пока тюрки не приближались к Бухаре, Персия не вступала в войну с тюрками «Тогда царь турок, хaкaн Синджибу, собрал свой народ, снарядился и пошел походом против земли Хорасанской; он овладел Шашем, Ферганой, Самаркандом, Кешем и Несефом и дошел до самой Бухары. Узнав об этом, Хосрой поставил своего сына и наследника Ормузда во главе многочисленного войска и отправил его на войну с турецким хaкaном.

Ормузд отправился в поход, но когда он приблизился к хaкaну, тот покинул захваченные им области и вернулся восвояси, а Хосрой отправил Ормузду послание с приказом вернуться обратно». Бахрам V поселил иудейских и персидских пограничников на долгие годы на границу в Бухаре. Более того, шахиншах назначил своего младшего брата Нарсэ наместником провинции Хорасан то есть Средней Азии с резиденцией в городе Балх. Собственно, с Нарсэ связано основание еврейской общины в городе Хорезм — столице провинции Хорезм. Как сказано в книге о правителях, основавших города в Персии, называемой «Города Ирана» «Город Хорезм основал Нарсэ сын иудейки» [14]. В этой книге иудейское происхождение Нарсэ приводится для того, чтобы объяснить источник наличия иудеев в городе.

Иудеи продолжили жить в провинции Хорасан вплоть до арабского завоевания Мерва в 652 году, пережив и Сасанидскую Персию и Тюркский каганат. Арабский халифат и Хазарский каганат[ править править код ] Ещё до завоевания арабами столицы Хорасана — города Мерва в 652 году, в нём проживали с Сасанидского времени иудеи, христиане и зороастрийцы. А уже через 87 лет они упомянуты Ат-Табарием в книге «История пророков и царей», где он рассказывает, что после того, как наместник Хорасана Наср ибн Сияр вернулся в Мерв после похода в Мавераннахр в 739 году, он произнёс речь перед людьми: «Ведь Бахрамсис заботился об огнепоклонниках , защищая их и возлагая наложенные на них подати на мусульман? Ведь Ишибдад, сын Грегора, заботится о христианах, а Акиба ал-Яхуди — об иудеях, делая то же самое? И я позабочусь о мусульманах и защищу их и переложу тяготы их на язычников. Упомянутая подать, так называемая джизья , налагалась на население обладающее статусом зимми , в которое входили; зороастрийцы, христиане и иудеи.

Зиммии упомянуты и в Бухаре между 715 и 724 годами при предыдущем наместнике Хорасана Асаде сыне Абдуллы Кушайри. Как рассказывает Наршахи в книге «История Бухары», при бухархудате Тахшаде I «появился один человек, который стал проповедовать ислам жителям Бухары. Жители Бухары большею частью были зиммиями и платили подушную подать. Можно предположить, что среди зиммиев Бухары были не только зороастрийцы и христиане, но и иудеи. А тем временем в соседнем с Арабским халифатом Хазарском каганате хазары под влиянием своего полководца Булана перешли в иудаизм. В середине 700 годов часть Средней Азии, в частности Хорезм, входил на несколько десятилетий в состав Хазарского каганата, куда мигрировали иудеи из мусульманских Хорасана и Мавераннахра.

Оставшиеся иудеи Хорасана и Мавераннахра осуществляли связь с Хазарским каганатом посредством торговой корпорации « Раданиты », о которой упомянул в 800 годах Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», где он пишет, что раданиты путешествовали в Хорасан и Мавераннахр через Хазарский каганат из славянских земель: «Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю… Иногда они держат путь по ту сторону севернее Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в ас-Син. Столицей Мавераннахра в этот период был город Самарканд, в котором правил эмир Наср I правнук Саман-худата , и тогда в 800 годах, благодаря раданитам, в городе возникает большая иудейская община. Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян. В ней много евреев, мало христиан, и есть разные виды магов…» [18]. Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Каракитаи, Хорезмшахи[ править править код ] В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды , Газневиды , Сельджукиды , Каракитаи и Хорезмшахи.

На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях. В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури , который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи.

Мы, бухарские евреи, разбросанные по миру, дорожим, ценим и гордимся дружбой с семьей Ниязовых, искренне благодарны за их добрые богоугодные дела и глубоко скорбим по поводу ухода из жизни нашего большого дорогого друга Шерали Ниязова. Светлая память о нем сохранится в наших сердцах. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного.

Кайков, С. Кайков, И.

В том числе — контекст почти не известной широкой публике культуры бухарских евреев: книга дополнена материалами об их музеях, архитектуре, музыке и театре. Обложка книги Автор-составитель книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» — Рафаэль Некталов, академический куратор — Михаил Членов, научный редактор — Валерий Дымшиц. Позавчера, 26.

В современном Узбекистане бухарских евреев осталось меньше 500 человек, расселённых по разным городам этой центрально-азиатской республики в Ташкенте — 200 чел. Очевидно, что когда-то богатая и заметная еврейская община Центральной Азии сегодня фактически завершает свою историю пребывания в регионе, переселившись практически полностью на Запад. О причинах этого явления и о судьбе бухарских евреев мы поговорили с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым. Сегодня в Бухаре насчитывается около 50 семей бухарских евреев, численность которых неуклонно сокращается в результате отъезда. Второй очень большой проблемой для евреев Узбекистана является дефицит невест. Мы придерживаемся этноконфессионального принципа при создании семьи, что ограничивает выбор партнёра для создания семьи. Вопрос гиюра перехода нееврея в Иудаизм в условиях Узбекистана не решается, такое практикуется только в Израиле. У нас нет такого раввина в стране, чтобы он организовывал процедуру принятия гиюра. С чем это связано? Это во-первых. А во-вторых, в синагоге старой махалли очень сложно собрать миньян — 10 мужчин для организации коллективной молитвы согласно требованиям иудаизма. Во время шаббата или по праздникам общине синагоги старой махалли ещё удаётся собрать миньян, но в обычные дни это весьма затруднительно. При этом ходить в нашу синагогу новой махалли они не хотят. Тут, скорее всего, просто действует традиция: много поколений они ходили в свою синагогу, а мы — в свою. И ходить в одну общую, но не свою синагогу ни одна из общин не хочет, считая это своего рода изменой своим предкам. В советское время они использовались под различные муниципальные учреждения детсады, школы и др.

Бухарские евреи в Израиле

Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ, бухарские евреи (самоназвания – бухори, яхудиёни бухори), этнич. группа евреев в Ср. Азии. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ, бухарские евреи (самоназвания – бухори, яхудиёни бухори), этнич. группа евреев в Ср. Азии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий