Если про вас кто-то скажет, что вы консервативны, это не повод для обиды, но задуматься стоит.
Консервативный - что это значит? Раскрываем смысл слова
Родоначальником идеологии считается англо-ирландский парламентарий Эдмунд Бёрк. В своих трудах деятель писал, что общество невозможно перестроить исключительно на основе оружия, новых законов и абстрактных нереалистических концепций. А зло проистекает не из конкретных общественных учреждений, а из природы человека. Важное значение в сохранении социальной стабильности Бёрк придавал следующим институтам: Церкви.
Воплощает многовековой опыт народа и выступает основой гражданского общества объединяет людей. К ним относятся семьи, ассоциации, гильдии. Малые кланы обеспечивают преемственность традиций между старыми и будущими поколениями, влияя на формирование личности индивида.
Впервые называть себя консерваторами стали британские парламентарии тори. Интересно то, что они отвергали только радикальные политические реформы, ведущие к дестабилизации общества. Однако тори поддерживали демократические преобразования в сфере труда, жилищных условий, расширение избирательных прав.
Англосаксонский консерватизм отражал интересы не только аристократии, но и других слоёв общества: мелкой и средней буржуазии, промышленников, аграриев. Иных позиций придерживались ранние консерваторы континентальной Европы в частности, Франции и Германии. Они выступали преимущественно за сохранение привилегий «старой верхушки» и социальную иерархию, где каждый участник выполняет свои задачи во благо всего общества.
Типы консерваторов На протяжении истории идеология консерватизма постоянно менялась и приобретала региональную специфику. В нижней таблице перечислены популярные ответвления, которые сформировались к XXI веку. Тип В каких странах есть Неоконсерваторы Минимизация активности государства в области социальной поддержки населения, снижение налогов.
Государство должно решать стратегические задачи в частности, обеспечивать национальную безопасность, наращивать военную мощь. США, Великобритания Авторитарная власть, важность соблюдения традиций, приоритет национальных интересов. Австрия, Венгрия, Дания, Италия, Литва Социал-консерваторы Верность национальной культуре, патриотизм, поддержка традиционных семейных ценностей, забота о благосостоянии народа.
Германия, Чехия, США, Канада, Австралия Либертарианские консерваторы Консервативный курс развития государства при сохранении индивидуальных свобод человека, уважение частной собственности. США Патерналистские консерваторы Социальная иерархия, взаимные обязательства богатых и бедных друг перед другом, поддержание баланса интересов государства и отдельной личности, сохранение культурных обычаев. Канада, Австралия, Китай, Южная Корея, Новая Зеландия Особенности консерватизма в России Идеологическое течение в России отличается от западного типа, отражая исторический опыт сразу двух периодов: дореволюционного и советского.
Большинство современных российских консерваторов придерживаются следующих убеждений: реакционное осторожное отношение к демократическому прогрессу; сохранение национальной самобытности, отказ от подражательства Западу; главенствующая роль православия в образовании и культурной пропаганде при сохранении уважения к другим конфессиям; культ сильного централизованного государства; самодержавие авторитарное правление , как наиболее эффективный способ поддержания единства и благосостояния народа. Почти все пункты нередко подвергаются критике так называемой либеральной общественности.
Но то, что через асфальт консерватизма пробивают себе дорогу в жизнь только самые активные, сильные и необходимые одуванчики научных открытий, социальных изменений и способов жизни, однозначно факт. Консерватизм как профессиональная особенность Многие профессии накладывают отпечаток на склад характера. Часто наиболее консервативными оказываются преподаватели, медики, юристы. И даже внешность начинает соответствовать внутреннему настроению. Вот, к примеру, вряд ли вызовет удивление, что женщина на фото преподает в университете.
Если вы находитесь в «группе риска» и опасаетесь стать излишне консервативным, вам можно порекомендовать совершать побольше нестандартных и нетипичных поступков. Кстати, консервативный, он же классический, стиль в одежде — это вовсе не означает некрасивый, унылый и неинтересный. Даже при самом строгом дресс-коде можно выглядеть элегантно и красиво. Если консерватизм мешает, как изменить убеждения Бывает так, что привычка к определенному образу жизни мешает изменить все к лучшему. Страх перемен может помешать карьерному росту, созданию семьи, открытию своего дела. Консервативные взгляды иногда препятсттвуют взаимопониманию между вами и вашими детьми. Если вы — консервативный человек, это значит, что и менять свои взгляды и привычки вы будете постепенно и осторожно.
Но ведь будете, и это главное.
Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм. Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие.
Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение. Консервативные партии мира На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий.
Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами. Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества. На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.
Психологический тип консерватор Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами. Людей можно разделить на два типа.
Примеры консервативных людей в истории История заполнена яркими личностями, которые отличались своими консервативными убеждениями и оказали огромное влияние на общественные и политические процессы своего времени. Взглянем на несколько примеров таких людей и рассмотрим, как их консервативные идеи сыграли важную роль в истории. Уинстон Черчилль Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании, является одним из наиболее известных примеров консервативного мышления в истории. В своих речах и публичных выступлениях он отстаивал традиционные ценности, включая важность семьи, национальную гордость и сильное государство. Черчилль также противостоял угрозам советского коммунизма и являлся сторонником сохранения британской империи. Рональд Рейган Рональд Рейган, 40-й президент США, известен своими консервативными взглядами и политикой, которую он проводил во время своего правления в 1981-1989 годах. Он отстаивал принципы свободного предпринимательства, сильного национальной обороны и уменьшения роли правительства в экономике.
Рейган также был противником расширения государственной власти и стремился к снижению налогов и регулирующих норм. Маргарет Тэтчер Маргарет Тэтчер, первая женщина-премьер-министр Великобритании, была одной из самых влиятельных политических фигур своего времени. Она проводила реформы, направленные на ограничение государственного вмешательства в экономику, сокращение размеров правительства и повышение индивидуальных свобод граждан. Тэтчер стояла за принципы консерватизма, пропагандировала меньший контроль государства над национальными ресурсами и предприятиями. Алексис де Токвиль Алексис де Токвиль, французский политический мыслитель и писатель, является автором известного произведения «О демократии в Америке», где он анализирует историю и политическую систему США. Де Токвиль отстаивал идеи ограниченной власти государства и важности общественных институтов, таких как семья, церковь и волонтерское движение. Он верил, что сильная гражданская общность и религиозные ценности являются основой стабильного общества.
Бенджамин Дизраэли Бенджамин Дизраэли, британский политик и писатель, был лидером Консервативной партии и дважды занимал пост премьер-министра. Он отстаивал традиционные ценности и относился к консервативному крылу своей партии. Дизраэли подчеркивал важность национальной единства, развития экономики и поддержки социальных реформ. Он также проводил политику, направленную на укрепление Британской империи. Это лишь несколько примеров консервативных личностей, которые оказали огромное влияние на историю. Их идеи и принципы продолжают вдохновлять и формировать наше сегодняшнее общество. Консервативные взгляды привносят стабильность и сохраняют ценности, которые считаются основами развития нашего общества.
Какие-то отличные качества и более глубокую устойчивость можно найти у многих примеров консервативных людей. Современные примеры консервативных людей Современный мир постоянно меняется и развивается, однако существуют люди, которые предпочитают сохранять традиции и устоявшийся порядок вещей. Такие люди можно назвать консервативными.
Справочник благоволиста - консервативность
это более многогранное понятие. Поэтому сегодня говоря о консерваторах, могут подразумевать отдельного человека с особым типом жизненных установок или представителя конкретной политической – консервативной – партии. это люди, которые поддерживают идеи консерватизма, члены политической консервативной партии страны.
консерватизм
Эта настоящая свобода состоит не во внешних условиях политического режима, не в наличии у человека выбора между некоторыми вариантами поведения и не в отсутствии влияния извне на этот выбор, — то есть не в том, чем озабочены либералы. Эта настоящая свобода представляет собой некоторый способ выстраивания человеческого бытия изнутри, — такой способ, который сообщает бытию человека внутреннюю полноту и открытость мирозданию, такой способ, которым обретается уникальная самобытность личности, и в котором в то же время эта уникальная личность возвышается в своем бытии к сопричастности Бытию абсолютному и вечному. Такая свобода не сводится уже только к политически обретаемому и социологически фиксируемому благу гражданского общества, в такой свободе заключается высшее онтологическое призвание человека. Обретение этой свободы есть всегда дело личное, такую свободу невозможно дать человеку извне, невозможно гарантировать ее законодательно, однако при этом государство призвано играть важную роль в становлении и реализации этой свободы. В этом моменте состоит принципиальное отличие консервативной идеологии от либеральной в отношении к теме свободы. Либерализм исходит как раз из возможности и необходимости законодательных гарантий свободы, из возможности «дать свободу», завоевать ее на социальном уровне в качестве социологической характеристики неизбежно, правда, и скорое разочарование: «к чему стадам дары свободы?! Но в то же время либерализм принципиально противопоставляет свободу и власть, гражданское общество и государство. С точки зрения либерализма, лучшее, что государство может сделать в обеспечении свободы граждан, — оставить этих граждан на произвол их собственной пожеланий, уменьшиться в размерах так, как это только возможно, и ограничится наблюдением за тем, чтобы свобода граждан махать руками заканчивалась там, где начинается лицо другого человека. Настоящая свобода, как мы уже отметили выше, открывается в перспективе онтологического самоопределения человека. Здесь сам язык указывает нам, что всякое свободное проявление человека, чтобы обрести силу настоящей свободы, должно быть укоренено в самобытных основаниях личности.
Свобода человека, таким образом, вырастает из корней традиции, — и это единственный способ быть самим собой, быть оригинальным существом, то есть быть оригиналом, а не копией.
Он считает, что эти институты и порядок играют важную роль в обеспечении стабильности и безопасности общества. Консервативный человек придает большое значение соблюдению законов и поддержанию законопорядка. Еще одним из принципов консервативного человека является поддержка традиционных семейных ценностей. Он придерживается убеждения, что семья является основной клеткой общества и является фундаментальной для его стабильности и развития.
Консервативный человек признает роль отцов и матерей в воспитании детей и поддерживает идею традиционной семьи, состоящей из отца, матери и их детей. Консервативный человек также ценит и поддерживает национальную идентичность и культурное наследие своего народа. Он считает, что каждый народ имеет свою уникальность и ценности, которые необходимо сохранить и продолжить. Консервативный человек стремится сохранить и защитить народную историю, язык и традиции от влияния других культур или глобальных процессов. Наконец, консервативный человек относится с осторожностью к изменениям и нововведениям в обществе.
Именно эти прогрессивные движения породили капитализм, который коренным образом изменил мышление и ценности того времени, сначала в Европе, а затем в остальном мире. В качестве естественного следствия этих революций возникло разделение между консерватизмом и прогрессизмом, то есть теми, кто защищал поддержание существующего порядка и политики, и теми, кто поддерживал изменения посредством революционных движений. Как политическая идеология, происхождение консерватизма часто приписывают политическим философам Ричарду Хукеру, Дэвиду Хьюму и, прежде всего, Эдмунду Бёрку.
Берк был одним из главных критиков Французской революции, утверждая, что изменения времени разрушат общество и традиционные институты. Позже он стал известен как «отец либерального консерватизма», потому что у него были идеалы, противоречащие идеалам Британской консервативной партии.
И тут мы должны обратиться к такому явлению как "культурный марксизм". Такое название закрепилось не потому что это марксистское течение стремится к культуре. Название означает, что эта направление марксизма стремится подорвать культуру общества и "разрушить старый мир до основания". Если классический марксизм призывает захватить власть для реализации марксистских идей, используя угнетённых пролетариев, то для "культурного марксизма" годятся любые меньшинства, лишь бы они испытывали ту или иную форму угнетения. Кто-то считает себя угнетённым? Значит это годный материал, а в чём заключается угнетение - в принципе не важно. Социальный эскапизм - это питательная почва для "культурного марксизма". Самый убедительный пример того, как желание обогнать историю заканчивается крахом - это история России последних 120 лет.
Пойти другим путём получилось, но к 1991 году этот путь вышел на же траекторию, по которой шла дореволюционная Россия. То есть все усилия, которые последователи Ленина предпринимали между 1917 и 1991 годами, никак не сдвинули страну с её траектории и в конечном счёте оказались тщетными. Октябрьская революция 1917 года, коллективизация, индустриализация и т. Разумеется, нынешние левые с этим не согласны. И вот тут-то они отказываются от незыблемых принципов марксизма, а именно заявляют что распад СССР произошёл не по объективным причинам. Когда поклонники СССР заявляют что страну развалили, тем самым они отходят от принципа объективности исторических процессов и начинают искать чисто субъективные мотивы. Хотя марксисты обязаны придерживаться взгляда на историю как на исторический процесс, развивающийся по объективным законам и не подверженный влиянию субъективных факторов. Говоря простыми словами, по мнению социалистов в 1917 году Ленин появился на броневике, потому что его появление было вызвано объективными историческими процессами и такой человек не мог не появиться. Но тогда и Ельцин в 1991 году появился на бронетранспортёре, потому что его появление было вызвано объективными историческими процессами и такой человек не мог не появиться вместо Ельцина мог оказаться кто-то из полдюжины других персонажей. Нет, говорят социалисты, Ельцин появился потому что "предатели развалили страну" и это не объективное явление.
У активистов движения Black Lives Matter присутствует чувство, что благоденствие для афроамериканцев должно придти здесь и сейчас, отсюда весь этот надрыв. Для человека вообще характерно стремление к тому, чтобы масштабные процессы совершались прямо сейчас. Но извините, социальные процессы имеют инерцию и для истории 50 лет - это мизерный интервал. Почему люди всё время хотят чтобы через 50 лет мир стал другим? Если попытаться быстро-быстро развернуть 50-тонный фургон, он просто перевернётся. А быстро-быстро развернуть общество в другом направлении почему-то считается возможным. Человечеству внушили что скорость изменений - это хорошо. Общество - это социальная система, состоящая из миллионов и миллиардов составных частей. Столь масштабная система не подвержена быстрым изменениям. Быстрые изменения большой системы создают напряжения, которых можно было бы избежать.
Историк Аркадий Минаков — об актуальности консерватизма
Консервативный человек часто относится к своей культуре, языку и вере со смешанным чувством гордости и преданности. Консервативным называют человека, который является сторонником экономической, идеологической или общественно-политической консервативности. это тот, кто защищает постоянство статус-кво или возвращение ценностей ушедшего возраста. Это не означает, что консервативное сопротивление — это сопротивление переменам как таковым: трудно найти консерватора, который отстаивал бы неизменность вещей в эпоху победившего историзма.
Консерватизм сегодня: аналитический обзор
Консервативным называют человека, который является сторонником экономической, идеологической или общественно-политической консервативности. Хочешь знать что значит КОНСЕРВАТИВНЫЙ? тогда слушай до конца. -ая, -ое; -вен, -вна. 1. Отстаивающий неизменность чего-н. (политического строя, быта), противящийся каким-н. нововведениям. В той или иной мере у всех людей есть консервативные убеждения, а вот что значит консервативный человек, и хорошо это или плохо, сейчас попробуем разобраться.
Консерватор или приверженец устоявшихся традиций и опытов
Консервативный художник. 2. нный на принципах консерватизма. Консервативные взгляды. это тот, кто защищает постоянство статус-кво или возвращение ценностей ушедшего возраста. это более многогранное понятие.
Храним традиции: что такое консервативный стиль?
Чтобы всерьез говорить о политических идеологиях, опираться на самоназвания недостаточно. Необходим осознанный принцип селекции, хотя бы минимальная теоретическая почва для ответа на вопрос "что консервативно? В первом приближении я бы выделил два принципиально различных методологических подхода к реконструкции консерватизма. Первый из них рельефно выражен Сэмюэлем Хантингтоном. И, пожалуй, его точка зрения является преобладающей в политологической среде — хотя бы потому, что наиболее проста. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции.
Консерватизм — этот призыв к истории, сам без истории". Утверждение Хантингтона выглядит как констатация, но по существу имеет полемический подтекст — заостренный против каких бы то ни было интегральных версий консерватизма. Этот подтекст отчасти ясен из энциклопедического комментария Леонида Полякова. Выражаемое Хантингтоном "понимание консерватизма, — пишет Поляков, — позволяет рассматривать эту политическую идеологию функционально — как ответ на вызовы, обращенные к конкретному обществу с его конкретной экономической, политической и культурной проблематикой. Нет необходимости ни сводить его всего лишь к аристократической реакции на Французскую революцию 1789, ни превращать в надисторическую "вечную" философию. Консерватизм как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя не существует "консервативной утопии" , определяется Хантингтоном как "институциональная", то есть выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой. В отличие от "идеационных" идеологий либерализм и социализм , имеющих свой общественный идеал" 1.
В рамках подобного понимания консерватизм, действительно, не может рассматриваться как самостоятельная традиция политического мышления. Он противостоит не другим идеологиям, а радикальным прочтениям любой из них. Как таковой, он не является политическим мировоззрением наряду с другими, но представляет собой формулу их практического компромисса — между собой и с действительностью. Именно так обосновывает понятие "либерального консерватизма" один из его отечественных идеологов Алексей Кара-Мурза, который не устает повторять, что консерватизм, в его понимании, — прежде всего прививка от "варварства", необходимая базовым политическим идеологиям, будь то либерализм или социализм. Вне зависимости от того, примем мы или оспорим эту формулировку, она позволяет отчетливее уяснить взаимосвязь между методологическим и политическим подходами к консерватизму. В частности, если мы методологически ставим цель воссоздать консерватизм как интеллектуальную традицию, то мы должны будем принять для него и иное политическое определение. Именно такую цель ставит перед собой, пожалуй, наиболее проницательный исследователь консервативной мысли Карл Мангейм.
Для Мангейма как социолога знания политические идеологии значимы как несводимые друг к другу "стили мышления" рассматриваемые по аналогии со стилями в искусстве , имеющие свою морфологию и динамику. Французская революция катализировала поляризацию этих стилей мышления, но отнюдь не предопределила навеки ни их повестку, ни их временной горизонт. Воспроизведенное Л. Поляковым шаблонное противопоставление двух "неправильных" определений консерватизма — как "надисторической философии" и как "всего лишь аристократической реакции на 1789 год", — является для Мангейма совершенно ложным. Консерватизм — философия, вырастающая, вплоть до наших дней, из корня аристократической реакции на 1789 год. То есть, с одной стороны, никакая не "надисторическая", с другой — не замкнутая в интервале "от революции до реставрации". Люди переживают опыт и ведут себя консервативным образом в отличие от традиционалистского в той и только в той мере, в которой включаются в одну из фаз развития этой объективной мыслительной структуры обычно в современную им фазу ".
Понимание консерватизма как "объективной мыслительной структуры", имеющей свою морфологию и свою диалектику, явно идет в разрез с характеристиками, исходящими от Хантингтона. Консерватизм идеологический также носит поначалу характер реакции — "реакции на тот факт, что "прогрессивность" оформилась в качестве определенной тенденции". Но, сообразуясь с характером самой "прогрессивности", эта реакция уже не могла оставаться спонтанной и дискретной, а становилась все более рефлексивной и комплексной. Они также пытались пойти дальше этого, обнаружить и подвергнуть сомнению основные предпосылки, которые казались лежащими в основе притязаний, характерных для этой последней" 2. В этом случае можно говорить о консерватизме не как о праксеологическом "антирадикализме", а как о целостном политическом мировоззрении, составляющем альтернативу таким политическим идеологиям современности, как либерализм и социализм. Или, точнее — всему семейству идеологий, основанных на предпосылках Просвещения. Какой из подходов признать правильным?
Если отталкиваться от опыта, то оба. Каждый из них имеет свою доминанту, свою биографию, и рассматривать их лучше по отдельности. Ситуационный консерватизм Сначала, опять же, — о том, что проще. То есть — о ситуационно-охранительном консерватизме в сегодняшней России. Некоторые его представители уже названы. Но дело не в представителях, — таковые всегда найдутся, — а в общественной атмосфере. Настроения, питающие этот консерватизм статус-кво, стали ощутимы на стыке веков, то есть, попросту, в период утверждения Путина у власти.
И дело не в том, что Путин стал лидером "охранительных" настроений или их объектом. Просто в его лице, популярная и подчеркнуто реалистичная власть позволила или, в каком-то смысле, заставила российское общество 90-х уверовать в собственную реальность. Ельцинская Россия ощущала себя как во сне, в ее событиях не было необратимости, в ее отношениях не было системности. Кто-то видел в этом дьявольский морок, кто-то — "уйму возможностей". Конечно, речь именно о самоощущении, но инстанция реальности, в том числе социальной, — и есть своего рода психологический конструкт. С появлением нарочито "вменяемой" власти, которая в России воспринимается как центр общества, реальность начала "обретать плоть". Вопреки многим ожиданиям, возникшая власть не повела народ прочь из безвременья, а предложила начать в нем обустраиваться.
Человек, говорят консерваторы, совершает преступления прежде всего не из-за внешних обстоятельств вспомним саркастическое выражение Достоевского «среда заела» , а потому что грешен. Человеческая природа отнюдь не благая — следовательно, должна быть обуздана. Разум не всесилен, подвержен воздействию страстей, пороков.
Он неточен и может завести в тупик, а значит, абсолютизация рационального начала опасна. В основе общества должны лежать религиозные нравственные аксиомы — именно аксиомы, априорные, не подлежащие критике со стороны человеческого разума. Поскольку эти ценности должны иметь внешнюю оболочку, необходима сильная христианская государственность — централизованная власть, монархия.
Её задача, говорят консерваторы, — дисциплинировать человека, потому что предоставить ему абсолютную свободу значило бы толкнуть его на путь порока. Всё это и есть традиция — проверенные основы человеческого существования. Проверенные множеством поколений предков, которые были не глупее нас.
Религия, государство, семья, национальная культура — такова сердцевина консерватизма. От западноевропейского он отличался тем, что его идеологи не столкнулись напрямую с французской революцией. Однако они столкнулись с повальной галломанией русского аристократического общества — мечтой пересадить Францию в Россию, сделать Россию Францией.
Кроме того, общество было захлёстнуто западноевропейским мистицизмом впоследствии это время назовут «золотым веком русского масонства». В свою очередь, консерваторы отстаивали православие и самодержавие, выступали против конституционных проектов Сперанского и религиозного реформирования на протестантский манер. И говорили, что Франция, тогдашняя квинтэссенция западного мира, несёт в себе угрозу для России.
Консерваторов поначалу не слышали. Императорский двор и значительная часть общества воспринимали их как маргиналов, городских сумасшедших. Но в 1807 году, когда после подписания Тильзитского мира все поняли, что война с Францией неизбежна, — их «проповедь» становится слышна.
В канун Отечественной войны консерваторов назначают на ключевые посты. Сперанского отправляют в отставку, и его место — пост второго человека в стране после императора — занимает Шишков. Растопчин становится генерал-губернатором Москвы, Карамзин — «светским духовником» императора и его семейства.
Современную реальность не воспринимают очень и очень большое количество людей, после 30! Людям не привычно поведение, манеры, внешний вид, мышление нашего поколения. Я безумно желаю таким людям развиваться! Побольше читать и смотреть на окружающий их мир.
Или, точнее — всему семейству идеологий, основанных на предпосылках Просвещения. Какой из подходов признать правильным? Если отталкиваться от опыта, то оба.
Каждый из них имеет свою доминанту, свою биографию, и рассматривать их лучше по отдельности. Ситуационный консерватизм Сначала, опять же, — о том, что проще. То есть — о ситуационно-охранительном консерватизме в сегодняшней России. Некоторые его представители уже названы. Но дело не в представителях, — таковые всегда найдутся, — а в общественной атмосфере. Настроения, питающие этот консерватизм статус-кво, стали ощутимы на стыке веков, то есть, попросту, в период утверждения Путина у власти. И дело не в том, что Путин стал лидером "охранительных" настроений или их объектом.
Просто в его лице, популярная и подчеркнуто реалистичная власть позволила или, в каком-то смысле, заставила российское общество 90-х уверовать в собственную реальность. Ельцинская Россия ощущала себя как во сне, в ее событиях не было необратимости, в ее отношениях не было системности. Кто-то видел в этом дьявольский морок, кто-то — "уйму возможностей". Конечно, речь именно о самоощущении, но инстанция реальности, в том числе социальной, — и есть своего рода психологический конструкт. С появлением нарочито "вменяемой" власти, которая в России воспринимается как центр общества, реальность начала "обретать плоть". Вопреки многим ожиданиям, возникшая власть не повела народ прочь из безвременья, а предложила начать в нем обустраиваться. В этом и только в этом 3 — суть консерватизма путинского призыва.
Благодаря небольшому символическому довеску, броуновское движение 1990-х приобрело характер системы, в отношении которой можно занять позицию "охранения" или постепенного "улучшения". Спонтанный консерватизм "путинской эпохи" выражается то в нарочитом социальном оптимизме, то в повышенной тревожности по поводу возможной потери достигнутого и сползания в хаос что в принципе психологически свойственно консерватору , то в энтузиазме реформирования, то в критике "отдельных недостатков". Но все эти модальности стабилизационного консерватизма до сих пор остаются на уровне настроений и не образуют никакой охранительной "системы мысли", даже пунктирной. Чтобы таковая возникла, необходимо довести спонтанно-охранительную установку до уровня того институционального сознания, о котором говорит Хантингтон. Для начала — обозначить, вычленить в данном, реально существующем политическом режиме и социальном укладе собственно базовые институты — обеспечивающие социальное воспроизводство, оказывающиеся под угрозой и нуждающиеся в защите и дополнительной "культивации". К таким институтам в любом обществе относятся — реальные механизмы преемственности и ротации власти; корпоративная этика правящего слоя и бюрократии; механизмы регулирования хозяйственной системы; общенациональная идентичность и официальная историческая мифология; нормы публичной общественной морали и, по ситуации, многое другое. Определенность по этим позициям не дает ни истины, ни программы действий.
Но она дает хотя бы модель институционального каркаса общества, к которой консерватор может апеллировать для обоснования своей охранительной миссии. Если такой модели нет, то об "институциональном" или "ситуативном" консерватизме как интеллектуальном явлении говорить не приходится. Отсутствие этого институционального референта российские консерваторы статус-кво компенсируют ссылкой на "демократические завоевания" новой России. Эта парадоксальная формула Владимира Путина, недавно повторенная взыскующим "консерватизма" лидером "Наших" Василием Якеменко, в общем и целом, означает, что те институты либеральной демократии, которые были "импортированы", вкупе со всем остальным, после разрушения "железного занавеса", — и должны служить референтом охранительной идеологии постсоветской России. Институты либеральной демократии, в самом деле, по определению носят "базовый" характер. Но разве признание разрыва между фасадами либеральной демократии и реальным "modus vivendi" современной России — не является сегодня общим местом? Разумеется, всегда есть возможность сказать "тем хуже для фактов", то есть увидеть в этом знак порочности современной российской жизни и вектор ее преображения.
Но подобный ход мысли будет как раз методологически антиконсервативным. Ведь сам пафос институционального консерватизма по Хантингтону состоит в том, чтобы не осуждать существующее от имени той или иной теории должного, а разобраться в том, как существует существующее, на основе какой внутренней логики и каких механизмов, — и произвести тонкую настройку, оптимизацию. Концепт "демократических завоеваний" — как блефа, купленного столь дорогой ценой, что теперь нельзя от него отказаться, — мешает постсоветским "охранителям" не только решить, но даже поставить эту задачу. Таким образом, современный институциональный консерватизм в России не является таковым даже по собственным критериям. Но ведь он существует! Произносятся речи, выходят книги, пишутся статьи, где идеи либеральной демократии и ценности рыночного общества аранжируются не утопическим гуманизмом, а охранительным патриотизмом, подчас даже с милитаристскими и алармистскими нотами. Да, это характерное для современного западного консерватизма сочленение паттернов либерального и националистического сознания, — действительно наблюдается в определенных кругах российских интеллектуалов.
И я в данном случае лишен возможности сказать "тем хуже для фактов". Поэтому, чтобы объяснить существование этого феномена на интеллектуальном поле, мне придется, ad hoc, ввести еще одно понятие консерватизма: эпигонский консерватизм. Ему особенно подвержены именно интеллектуалы, которым свойственно жить под обаянием философских, литературных, политических героев прошлого. Это консерватизм, который утверждает свою идентичность через повторение тех или иных известных истории способов быть консерватором. Так, например, консерваторами — в свое время и на своем месте — считались президент Рейган и романтик Новалис. Значит ли это, что, избрав себе в кумиры их лично, воспроизводя их образ действия или стиль мышления, мы сами становимся сертифицированными консерваторами? Для эпигонского мышления — да, безусловно, значит.
Целая линия в дискуссиях о консерватизме основана на этом прецедентном подходе — одновременно бессистемном и антиисторичном. Разумеется, англосаксонский буржуазный неоконсерватизм и реакционный феодальный романтизм имеют между собой мало общего. Но так же мало общего каждый из них имеет с ситуацией в современной России. Рейганизм был плодотворен и интересен в свое время и на своем месте — то есть именно как ситуационный консерватизм, каковым он и мыслил себя сам. Его ситуация была задана несколькими доминантными факторами: моральный и экономический кризис "общества благосостояния" вызов гедонистической и нигилистической контркультуры — пусть угасающий, но "неотвеченный" — на фоне кризиса кейнсианской модели роста плюс тупик холодной войны которая как модель отношений была во многом тупиковой именно для США 4.
Что значит «консервативный» человек, объясните простыми словами?
Это слово употребляется в отношении фольклора, нарядов, политического строя, прочих ценностей. Народ — это не просто люди, это история, богатая творчеством, общим духом, который является движущей силой поколений. Однако с развитием техники мы стремительно меняемся, меняется также и наполнение жизни. Сегодня человек консервативный - это уже не вдохновитель.
Нынешнему поколению не так нужны традиции, как ранее, во многом оно создает свои. Речь идет не обо всех ценностях, но изменения коснулись устройства отношений и семьи, карьеры, понимания чести. Сегодня о прошлых ценностях помнят, но уже не так рьяно чтут, если они не отвечают современным тенденциям.
Консерватор и настоящее Что значит "консервативный"? Вот простые сравнения. Если раньше было правильным создавать семью, венчаться в церкви, то сегодня все больше современной молодежи предпочитает жить гражданским браком.
Построить дом? Дорого, накладно - проще снимать студию или квартиру.
Как сказал в 1899 году специальный уполномоченный американского бюро патентов: «Всё, что могло быть изобретено, уже изобрели».
Император Франции Наполеон не доверял технике, прокомментировав новости о паровой лодке Фултона следующим образом: «Вы собираетесь разжечь костер под палубой корабля и этим заставить его плыть против течений и ветров? Извините, но у меня нет времени на подобную чушь». В 1864 году кайзер Вильгельм I придумал очень удачный, как ему тогда казалось, аргумент против паровозов: «Никто не станет платить деньги, чтобы добраться из Берлина в Потсдам за один час, потому что он может сделать то же самое на лошади за один день — притом совершенно бесплатно».
В 1878 году компания Western Union финансы и связь распространила среди сотрудников меморандум, где говорилось: «Так называемый «телефон» имеет слишком много недостатков и не может рассматриваться в качестве эффективного средства связи. Для нашей фирмы он не представляет никакого интереса». Тогда же главный инженер Британского почтамта сэр Уильям Прис снисходительно заметил, что «в США телефон нужен, а нам — нет, поскольку у нас есть полно рассыльных мальчишек».
Когда в 1909 году юрист Генри Форда решил стать совладельцем автомобильной компании своего знаменитого клиента, президент Мичиганского сберегательного банка отговаривал его: «Не делайте этого. Лошади будут всегда, а автомобили — всего лишь новинка, временная причуда». За 18 месяцев до полета братьев Райт самолеты раскритиковал уважаемый ученый Саймон Ньюкомб «Они непрактичны и вряд ли полетят» , а досточтимый лорд Кельвин, глава Британского научного общества, в 1895 году заявил, что летательные аппараты тяжелее воздуха вообще невозможны.
Все тот же лорд Кельвин в 1897 году «осчастливил» радио, сказав, что у него нет никаких перспектив. Партнеры Дэвида Сарноффа — выходца из Белоруссии и основателя одной из крупнейших мировых радиокорпораций — сомневались в разумности его инвестиций: «Беспроводной музыкальный проигрыватель не сможет приносить прибыль. Кто будет платить за радиосообщение, которое не адресовано никому конкретно?
В 1916 году британский фельдмаршал Дуглас Хейг раскритиковал в пух и прах танки: «Предложение заменить кавалерию железными повозками абсурдно и попахивает государственной изменой». Гарри Уорнер, один из основателей Warner Brothers, в 1927 году сказал: «Да кого вообще интересуют разговоры актеров? Уинстон Черчилль в 1939 году дал оценку военному потенциалу атомной реакции: «Эта энергия может быть сравнима по эффективности с обычной взрывчаткой, но она вряд ли произведет более серьезные разрушения».
В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму. Лозунгом Демократизма - Полноправное Членство. Либерализма - Индивидуальная Свобода. Консерватизма - Традиционное Единство" Суть современного консерватизма[ ] Консерватизм в ответе на вопрос "кто виноват в плохой жизни каждого конкретного человека - государство или сам человек?
Если раньше было правильным создавать семью, венчаться в церкви, то сегодня все больше современной молодежи предпочитает жить гражданским браком. Построить дом? Дорого, накладно — проще снимать студию или квартиру. А почему бы не попробовать стать стартапером и открыть свое дело в «не раскрученной» пока нише? Консерватизм, молодежь и политика Что значит «консервативные политические предпочтения»?
Как известно, во многих странах, где законы принимаются парламентом, есть партии консерваторов. Их члены голосуют за сохранение политического строя, отказываются принимать слишком прогрессивнее законы или те из них, что противоречат традициям общества. Не всегда консерваторы идут в ногу со временем, но такие люди позволяют не забывать обществу, «откуда мы пришли». Зачастую консерваторами являются люди старшего поколения. Согласитесь, что чем старше человек, тем сложнее ему принимать новые веяния, пришедшие благодаря моде или прогрессу. Молодежь именно по этой причине часто не находит общего языка с родителями и старшими родственниками. Юность смотрит вперёд и ратует за новое, в то время как старшее поколение опасается стремительно меняющегося в социуме и желает сохранения традиций. Такая разбежка во взглядах позволяет современному обществу планомерно развиваться, сохраняя важные ценности и традиции. Когда консервативность — хорошо Не поспоришь с тем, что с течением времени действительно многие важные традиции теряют свою привлекательность в глазах общества.
В некоторых местах пропадает уважение к пожилым людям, одежда становится все более откровенной, а молодежь проще вступает в половые связи. К примеру, в нашей стране средний возраст первого полового акта для девушек составляет всего 14 лет. Для сравнения: десять лет назад средний возраст, согласно статистическим опросам, был 17 лет, а в 1990 году — 19. Не все изменения позитивны, что и говорить, в этом консерваторы правы. Нужно быть здравомыслящим человеком, чтобы не поддаваться не полезным, но «модным» проявлениям поведения толпы. В этом смысле оставаться собой и быть верным своим убеждениям совсем не плохо. Итак, что значит «консервативно», мы разобрались. Резюмируя Быть приверженцем традиционных взглядов на жизнь и систем ценностей — вот что значит консервативно мыслить. Такие люди являются хранителями традиций и стараются бережно передавать их подрастающему поколению.
Особенно важно это сегодня, в стремительно развивающемся мире. В более конкретном смысле — это политическая идеология, опирающаяся на традиционные ценности. Консерваторы выступают против радикальных изменений в обществе и не приемлют реформ, которые могут поколебать сложившуюся социальную структуру. Как появился консерватизм Как политическая доктрина консерватизм стал распространяться в Европе после Великой французской революции, которая произошла в конце XVIII века. Бурные изменения в агрессивный радикализм, сопровождающие это знаменательное событие, вызвали в обществе не только воодушевление масс, но и противодействие со стороны определенных кругов. Они хотели стабильности и определенности, которых не могла дать революция.
Определение консервативного человека
- Чем отличаются «консервативные» христиане от «прогрессивных»?
- ❶ Что такое консерватизм 🚩 Консервативный человек - это хорошо или плохо? 🚩 Политика
- КОНСЕРВАТИВНЫЙ
- Характеристика консерватизма: зарождение и развитие идеологии
- Что такое консерватизм простыми словами
Что такое консерватизм:
- Справочник благоволиста - консервативность (Иван Кардуев) / Проза.ру
- Что такое Консерватизм
- Консервативный человек: особенности и значения
- Зачем нужны консервативные ценности? | Православный журнал "Нескучный сад"
- Кто такой консервативный человек?
консерватизм
Более половины россиян придерживаются консервативных идей и считают, что консерватизм способствует сохранению традиций и общественного строя. Они полагают, что консерватизм не позволяет обществу быстро и прогрессивно развиваться. ВЦИОМ подчеркивает, что идеи консерватизма приобретают в российском обществе все большую популярность.
Казалось бы, куда уж более нестандартно, а может, даже прогрессивно. С другой стороны, легко ли такому персонажу выглядеть традиционно и обыденно? Сможет ли он без внутреннего, а может, и внешнего протеста переодеться, изменить прическу? Не всегда такие яркие личности готовы принять новшества. Вот и получается, что вся разница между чопорным джентльменом, не замаравшем свои руки прикосновением к кроссовкам, и отвязным неформалом, считающим галстук не иначе как удавкой, только в цвете помидоров на складе. В той или иной мере у всех людей есть консервативные убеждения, а вот что значит консервативный человек, и хорошо это или плохо, сейчас попробуем разобраться.
Консервативные взгляды как платформа для прогресса Казалось бы, странная формулировка. Как может склонность к неизменности и даже боязнь новшеств способствовать прогрессу? Консерватизм — это же ограниченность и удержание старого ненужного хлама, как в быту, так и в убеждениях. Но давайте еще раз задумаемся, ведь консервативный человек — это еще и тот, кто тщательно проверяет все предлагаемые новшества и перемены на предмет не станет ли от них хуже. И далеко не всегда позиция "как бы чего не вышло" является неправильной. Так хорош или плох консерватизм? Однозначного ответа нет и быть не может.
Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно. Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие. Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве, но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование. Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве. Причина появления консерватизма Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция. Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы.
Она считает, то, что было раньше, заведомо лучше, чем есть сегодня. То, что было позавчера, заведомо лучше, чем вчера. Не трогайте старое, оно заведомо лучше нового. Такая консервативность — мозоль на «ногах» прогресса, тормоз для новых идей. С ней трудно спорить, ибо, как сказал Артур Мюллер ван ден Брук, «на стороне консерватора вечность». Консервативность — это влюбленность в существующие беспорядки. Ниша, в которой отсиживается консервативность, — традиционность. Американская писательница Джудит Макнот пишет: «Традиционность — убежище косного разума». Консервативность понимает важность для себя строгого следования традициям, соблюдению требований общественных предписаний. Консервативность больше присуща прекрасному полу. В ней женщины реализуют свое благоразумие. Пьер-Огюстен Бомарше высказал не просто замечательные слова в адрес женщины, он создал заповедь, которую должна свято соблюдать всякая благоразумная женщина: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно». Французский историк Жюль Мишле абсолютно верно подметил: «Женщина консервативна по своей природе, она везде ищет прочных оснований, и это вполне естественно, так как для домашнего очага и колыбели нужна прочная почва». Женщина может помечтать, но реалии жизни быстро возвращают ее из мира грез в настоящее. Ей милее привычная, устоявшаяся жизнь. Крайне редко она идет на революционные прорывы в своей жизни.
Историк Аркадий Минаков — об актуальности консерватизма
это более многогранное понятие. В той или иной мере у всех людей есть консервативные убеждения, а вот что значит консервативный человек, и хорошо это или плохо, сейчас попробуем разобраться. Распространенный способ отличить консерватизм как от либерализма, так и от радикализма состоит в том, что консерваторы отвергают точку зрения о том, что люди могут совершенствоваться посредством политических и социальных изменений. Бюджет готовится на основе базового сценария прогноза, консервативный — менее вероятный, он нужен для указания рисков. По мысли исследователя русского консерватизма В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным систематизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции». это человек, который придерживается традиционных ценностей, принципов и структур в обществе.