В исторической резиденции Центрального духовного управления мусульман России в Уфе состоялась встреча Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина с председателем Регионального духовного управления мусульман Оренбургской области.
России предсказана исламизация
После чего основное население страны постепенно перешло в ислам. Есть в республике и суфии накшбандиты. Башкирия Ислам в Башкирию проник примерно в тоже время, как и в Татарию. Но распространение ислама затянулось на несколько веков. Усилилось оно, когда в Золотой Орде стал править хан Узбек. Имеются в республике также накшбандиты.
Другие народы и регионы Есть еще одна республика, где титульная нация придерживается ислама суннитского толка ханафитского мазхаба. Это Адыгея. Ислама суннитского толка ханафитского мазхаба в России придерживаются крымские татары и турки месхетинцы. Почти половина населения в Северной Осетии к началу Кавказской войны придерживались ислама. После войны тысячи осетин мусульман переселилось в Османскую империю, что сократило мусульман в регионе.
Кроме самих осетин в республике проживают ингуши, кумыки и представители других мусульманских народов.
Также Ибн-Фадлан отмечал внимательное отношение Альмуша и его окружения, к мусульманским обычаям: при встрече посольства хан не забывал поблагодарить Аллаха. После того, как на аудиенции были прочитаны слова из письма халифа Муктадира, хан Альмуш пожелал мира повелителю правоверных, и это пожелание было повторено всеми присутствующими. Выслушав письмо, они все повторили «Аллаху акбар! К моменту приезда посольства из Багдада в стране уже были факихи — знатоки мусульманского права-фикха. Судя по полемике, возникшему между одним из них и самим Ибн-Фадланом, можно утверждать, что местные факихи уже разбирались в религиозных вопросах и обладали определенным влиянием в обществе. Это и неудивительно, если учесть что согласно легендам волжских булгар, плавно перешедшим к их потомкам — татарам, ислам проник на берега Волги уже при жизни самого посланника Всевышнего — пророка Мухаммеда мир ему , который отправил своих сахабов-проповедников уже на 9 г. Ислам уже ко времени приезда посольства Ибн-Фадлана, начал распространяться от самих булгар к соседним народам.
К примеру Ахмед Ибн-Фадлан писал, что в их посольстве служил башкир, исповедовавший ислам. Тот же Ибн-Фадлан, встретил другого башкира Даута Ибн-Гали, в Анатолии и сообщал о погребении их народа согласно мусульманскому обряду. Ученый и политический деятель Ахмед-Заки Валиди приводил в трудах отрывок из сочинений арабского географа Якута эль-Хамауи, который рассказывал о встрече в сирийском городе Халебе с башкиром, приехавшем на учебу, и сообщившем ему, что ислам на землю его предков привнесен проповедниками из Волжской Булгарии. Таким образом, ислам был уже широко распространен среди части булгар и соседних им народов. Официальный же приезд посольства из Багдадского халифата был необходим с тем, чтобы узаконить вхождение Волжской Булгарии в состав большого исламского мира, и принять ислам всеми булгарами. Отчету, составленному Ибн-Фадланом в Багдаде никто не поверил.
Проблема: Несмотря на значительное количество исследований по этой теме, точное число мусульман в России до сих пор остается предметом дискуссий. Также существует необходимость в изучении состояния мусульманских сообществ в арктических городах России. Целевая аудитория: ученые, специалисты по религиоведению, социологи, журналисты, государственные и общественные деятели Задачи проекта: 1. Провести анализ статистических данных по мусульманскому населению в России. Проанализировать различные прогнозы и оценки по изменению численности и роли мусульман в российском обществе. Изучить мусульманские сообщества в арктических городах России. Роли в проекте: исследователь, аналитик, статистик, эксперт по исламу Ресурсы: доступ к статистическим данным, литературным источникам, опросы и интервью с представителями мусульманских сообществ Продукт: Исследование состояния ислама в России применительно к современному обществу, анализ динамики и перспектив развития мусульманских сообществ в арктических городах. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Статистика по мусульманскому населению в России Анализ статистических данных о численности мусульман в России в настоящее время. Оценка доли мусульман в общем населении страны и их динамики за последние годы.
Совместим ли данный акт с исламским пониманием «хуррият ат-Таабир» свободы слова? И данная реакция лишний раз показывает, что мусульманский мир по большей части более привержен базовым традиционным ценностям, чем даже другие страны. Свобода слова по-исламски — это свобода самовыражения до тех пор, пока это не оскорбляет и не унижает достоинство других людей. В данном случае имели место даже не дискуссия или споры о том, что хорошо или плохо в исламе. Напротив, произошло самое что ни на есть богохульство в тяжелейшей степени — уничтожение Священного Писания. Российский лидер, принявший Коран в качестве подарка, заявил: «Это святыня для мусульман и для всех других является святыней. Мы знаем, что в других странах поступают иначе — не уважают религиозные чувства людей и еще говорят, что это не преступление». Ибрагим, каков образ России в арабо-мусульманском мире с учётом того, что в нашей стране проживает порядка 20 миллионов мусульман? Это формирует образ альтернативной великой державы. Тем не менее образ России подвержен стереотипам. Более того, пока отсутствует чёткое представление о том, что же такое современная Россия. Связано это с тем, что всё же в нынешний период Россия рассматривается через призму советского прошлого, советского наследия и той доброй памяти о том, как раньше СССР помогал арабам. На сегодняшний день далеко не во всех арабских странах у России имеется достаточное дипломатическое и экономическое присутствие. Именно из-за этого восприятие России у широких слоёв населения может идти на уровне корреляций — «Путин, водка, коммунизм, противостояние Америке, оружие». При этом о чём-то большем они могут и не знать и не иметь никакого чёткого представления о современной России. Что касается мнения о России как о стране, где большое количество мусульман, то пока самым более-менее узнаваемым мусульманским регионом является, пожалуй, лишь Чечня. Кто-то из арабов может сказать что-нибудь про черкесов из-за их проживания в Иордании, Палестине и Сирии. А вот если говорить о существовании остальных мусульманских субъектов России, то боюсь, что жители арабских стран вообще о них не в курсе от слова «совсем».
Алексей Макаркин. Остались ли в России ваххабиты и прочие экстремисты?
Мусульманский фактор стал центральным предметом обсуждения научно-практической конференции «История ислама в России: традиции патриотизма и сосуществования», которая состоялась в нижней палате парламента, сообщает РБК. Курбанов напомнил нашему корреспонденту, что в следующем году будет 1380 лет со дня прихода сподвижников пророка Мухаммеда на земли Дагестана, с чего началось распространение ислама на Кавказе. Но официальный отсчет от принятия ислама в России принято начинать с 922 г., когда мусульманским стало первое государство на территории современной РФ – Волжская Булгария (государство в Среднем Поволжье). В России уже почти четверть века есть разделение на традиционный и нетрадиционный ислам. Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал ислам неотъемлемой частью России и отметил уникальную ситуацию в стране, где бок о бок с другими религиозными конфессиями живут практически 15 миллионов мусульман. Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних.
Вероника Прохорова: Новые мусульмане. Шесть россиян — о том, почему они приняли ислам
Российский ислам в контексте ситуации на Ближнем Востоке — Россия в глобальной политике | Курбанов напомнил нашему корреспонденту, что в следующем году будет 1380 лет со дня прихода сподвижников пророка Мухаммеда на земли Дагестана, с чего началось распространение ислама на Кавказе. |
Ислам в России - Islam in Russia - | где исповедуют ислам в россии. |
Двадцатка самых исламизированных регионов России | Наверное, самым влиятельным чиновником в России, в чьи обязанности, помимо прочих, входит курирование уммы страны, является первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, занимающий этот пост с 2016 года. |
Глава ДУМ РФ: Мусульмане новых регионов России вовлечены в жизнь общины
Я считаю мечети очагами политического влияния исламских стран на России и критически настроен против любых религий. Особенно против тех, которые навязывают обществу мораль и этику, которые нарушают базовые права человека. Лицо ислама — это в том числе и многочисленные формации исламских радикалов, это в том числе, например, талибы. Рад, что для русских религия осталась в прошлом, что с этой архаикой покончено. Современные постсоветские русские — атеисты. Меня это полностью устраивает.
Я критически воспринимаю советский период и гонения на церковь, но что вышло — то вышло. Имеем дело с тем, что 68 лет советского периода добили в русских религиозность. Не велика потеря. Я не собираюсь умиляться тому, что происходит в современной Чечне. Там почти не осталось русских.
Работает там православная церковь или нет — вообще вторично. Нынешняя Чечня живет не по российской конституции, а не своим законам, которые в том числе навязаны религией. Такого быть не должно. Эту проблему еще предстоит решать. Ответить Комментировать Владимир 09 декабря 2021 Не часто попадаются столь малограмотные провокационные материалы.
В чем разница между христианином, особенно православным и мусульманином? В том, что первые, в большинстве своем, вспоминают о своей "вере" раз в ход на Пасху, а вторые готовы за свою веру убивать и погибать. Даже крестовые походы проводились только из-за переизбытка в Европе нищих рыцарей с целью наживы.
На них в этом смысле надеяться не стоит», — уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов. С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует татары и башкиры , достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских». Откуда пришли мусульмане? Русский музей Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных или любых других русских с их исторических территорий.
На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство. Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году. Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией существовала в X-XIII веке , и со степными кочевниками. Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда - государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг. Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман. От войны к принятию Мужчина молится в мечети Аль-Марджани, Казань.
Российский комментатор, которого он цитирует, предвидит появление мечети на московской Красной площади. Беспечная уверенность в том, что Москва ориентируется и будет продолжать ориентироваться на Запад, на взгляд Гобла, выглядит сейчас «необоснованной». В особенности сильно, по его прогнозам, демографическое усиление мусульман должно сказаться на российской внешней политике. Через несколько лет половина призывников российской армии будет мусульманами. Что если другие мусульманские регионы России, часть из которых обладает огромными запасами нефти, восстанут против Москвы? Будут ли солдаты-мусульмане сражаться за то, чтобы эти земли остались в составе родной России?
На долю все более уверенных в себе мусульман приходится 57 из 182 российских этнических групп. В последнее время, мусульмане демонстрируют свои амбиции, говоря о «мусульманской России». По словам мусульманского аналитика Данияла Исаева, этот термин подтверждает, что ислам — «неотъемлемая часть Росии» и что Россия как государство и цивилизация не могла бы существовать без ислама и мусульман».
В Туве большинство нетувинского населения покинуло регион во время событий 1990-1991 г. Отсутствие же мусульманских религиозных организаций в Ненецком округе представляется явлением временным, так как в регионе бурно развивается добывающая промышленность, а, как говорится, где шахты и скважины в России, там без мусульман не обойтись, и именно представители мусульманских народов составляют как наиболее квалифицированную прослойку занятых в этих производствах татары, башкиры, чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы , так и приток малоквалифицированной рабочей силы. Впрочем, оживление через подъем золотодобычи или начало иных разработок даст тот же самый результат. Так что же представляет из себя современная география ислама в России? Разумеется, в нее входят и крупнейшие территориальные кластеры: Дагестан 1-е место по количеству , Башкортостан 2-е место , Татарстан 3-е место , Чеченская Республика 5-е место , но в их число вошла также и Москва, чье мусульманское население превосходит аналогичный показатель в Чечне, и сравнимо с Татарстаном. Сюда же входят и все регионы Поволжья и Кавказа, не исключая Калмыкию, которая в качестве мусульманского региона не воспринимается, хотя и имеет немалую составляющую.
География ислама включила в себя не только достаточно традиционный для нее юг Западной Сибири с коренным татарским и казахским населением Тюменская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай , но также и все регионы бурного промышленного освоения Сибири и Крайнего Севера. Причем в последних наблюдается интересная закономерность: чем степень освоенности региона выше, тем мусульманского населения больше, больше и мечетей, и напротив, наиболее отсталые регионы характеризуются наименьшей развитостью мусульманских общин, вплоть до полного их отсутствия. Регионы Центральной России и Северо-Запада, обладавшие до 1917 г. В их повторном заселении участвуют представители разных этносов и религий, в т. В этих регионах опять же возникают мусульманские общины, образованные представителями различных этносов и направлений в исламе.
Россия в глобальной политике
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Ураза-байрам в 2024 году: история, традиции, что можно и нельзя делать Священный месяц Рамадан начнется у мусульман 11 марта. If you have Telegram, you can view and join Ислам в России right away. Известно, например, что в исламе распространен такой обычай, как кровная месть. Нет такой закономерности, что в тех странах, где был наиболее радикальный, как некоторые считают, фундаменталистский ислам (например, в Саудовской Аравии, там и больше всего сторонников ИГИЛ). География распространения российского ислама начинает включать себя все новые регионы, и процесс этот имеет тенденции к росту, а не к сокращению.
России предсказана исламизация
Нет такой закономерности, что в тех странах, где был наиболее радикальный, как некоторые считают, фундаменталистский ислам (например, в Саудовской Аравии, там и больше всего сторонников ИГИЛ). Ислам в России — Субъекты РФ с мусульманским большинством. Мечеть Кул-Шариф, Казань. Мечеть Сердце Чечни имени Ахмата Кадырова, Грозный. Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства. География распространения российского ислама начинает включать себя все новые регионы, и процесс этот имеет тенденции к росту, а не к сокращению. Распространение ислама среди кабардинцев и балкарцев носило преимущественно мирный характер.
Глава XI. Ислам в современной России
Ислам в России в 2023 году: тенденции и ожидания | Ислам в России стал одной из важных составляющих уникальной многоконфессиональной и многонациональной культуры. |
Двадцатка самых исламизированных регионов России | Изучите, каким образом происходило становление и развитие ислама в РФ. |
Россия в глобальной политике | Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал ислам неотъемлемой частью России и отметил уникальную ситуацию в стране, где бок о бок с другими религиозными конфессиями живут практически 15 миллионов мусульман. |
Мазхабы на территории России
- Новый северный форпост мусульман
- В каких регионах России мусульмане составляют большинство и где они рассредоточены
- Ислам в России — Википедия с видео // WIKI 2
- Мусульмане: последние новости на сегодня, самые свежие сведения | МСК1.ру - новости Москвы
- Подведение итогов празднования 1100-летия ислама в России
- Ислам в России: история и современное состояние |
Полезные материалы
- Ислам в России — Википедия
- Владимир Путин высоко оценил вклад мусульман в развитие России
- Какова предыстория праздника?
- Какова предыстория праздника?
- Сколько мусульман в России
- Ислам в России Где Распространен | Население мусульманам | ☪Время намаза
Новый северный форпост мусульман
- Новый северный форпост мусульман
- «Где распространена религия ислам?» — Яндекс Кью
- Мы нуждаемся друг в друге! Как в России отметят 1100-летие принятия ислама
- Telegram: Contact @islamvrossii
- Знакомство с Исламом в России
Ислам в России - Islam in Russia
В России, в ее современных пределах ислам появился в X веке, но только при императрице Екатерине II был официально признан царским правительством. В 1789 году в Оренбурге было утверждено Духовное управление, занимавшееся делами Российских мусульман. Самый многочисленный народ на территории России исповедующий ислам, - татары их насчитывается в нашей стране больше 7 млн чел. Второй по численности народ России, исповедующий ислам, - башкиры. Всего их насчитывается около 2 млн человек. Много мусульман живет на Северном Кавказе. Наиболее многочисленный среди них народ - чеченцы. Их насчитывается более 1 млн человек.
Татарстан Казанская мечеть Кул-Шариф Казанская мечеть Кул-Шариф Ислам в Татарию проник, когда хан Волжской Булгарии Альмуш обратился к аббасидам, чтобы те прислали посольство для принятия и распространения ислама. Хан Альмуш одним из первых принял ислам и был наречен Джафаром. После чего основное население страны постепенно перешло в ислам.
Есть в республике и суфии накшбандиты. Башкирия Ислам в Башкирию проник примерно в тоже время, как и в Татарию. Но распространение ислама затянулось на несколько веков.
Усилилось оно, когда в Золотой Орде стал править хан Узбек. Имеются в республике также накшбандиты. Другие народы и регионы Есть еще одна республика, где титульная нация придерживается ислама суннитского толка ханафитского мазхаба.
Это Адыгея. Ислама суннитского толка ханафитского мазхаба в России придерживаются крымские татары и турки месхетинцы. Почти половина населения в Северной Осетии к началу Кавказской войны придерживались ислама.
Кроме того, есть суры и аяты мельчайшая структурная единица Корана, «стих» , которые до сих пор не истолкованы, и их нельзя понимать однозначно. После истории с Варей Карауловой пришлось разговаривать с родственниками и объяснять им, что это террористы, а не мусульмане, — сетует Амина. Джихад, на самом деле, — это оборона, когда нападают на тебя и твою семью. Но самому первому атаковать запрещено. Религия стереотипов Фото из личного архива Ольга Цыганкова выросла в христианской семье, но из всей семьи одна только бабушка ходила в церковь. После учебы девять лет работала в органах МВД, потом уволилась: работа тяжелая, платили мало, да и маленькому ребенку надо было уделять время. После развода Ольга постепенно заинтересовалась религиями. Стала изучать христианство, которое ее запутало. А потом однажды в центре Москвы она увидела гуляющую мусульманскую пару, и ей понравилось отношение мужчины к женщине — ласковое и нежное, а не грубое, какое она порой видела у себя дома. Появился интерес к исламу, который оказался доступным для понимания: там четко объяснено, что халяль, а что — харам.
Принять ислам было для Ольги непростым решением, так как пришлось бы менять всю свою жизнь. Она переживала не за себя, а за близких людей: поймут ли, примут ли? Хиджаб она смогла надеть только спустя два года после принятия ислама, так как работала начальником службы безопасности одного из московских банков. Никакого негатива от окружающих я не ощущаю, и сама веду себя со всеми по-доброму. Ведь лучший язык религии — ты сама. Правильные примеры разрушают стереотипы. Религия исцеления Фото из личного архива Андрей Корчагин родился и вырос в Астрахани в нерелигиозной семье, воспитывала его одна мама. С юношества он задумывался о том, зачем он в этом мире, и не был приверженцем дарвинисткой теории эволюции, которая утверждает, что человек произошел от обезьяны. Попытки объяснить себе происхождение человека и мира приводили его к идее существования Творца, а не к ее отрицанию. Вера была уже внутри.
В поиске себя Андрей посещал разные монастыри и святые места, общался с представителями разных конфессий, сектантами и гадалками. Но вопросов появлялось больше, чем ответов, и в голову приходили неприятные мысли, что религия — это про политику и деньги, а не про Бога. После школы Андрей ушел в армию, потом служил по контракту, открыл небольшой бизнес и работал поваром в ресторане. Три года назад, когда Андрею было 26 лет, он сильно заболел, и никто не могу поставить ему диагноз и вылечить. Андрей ходил к врачам, народным целителям, энерговампирам и экстрасенсам. Но никто, как он уверяет, не мог ответить на вопрос, почему он болен. Когда врачи решили положить его в неврологическое отделение, он понял, что выкарабкиваться из этого болезненного состояния надо самому. В Астрахани много мечетей, исламских центров и захоронений, где лежат мусульманские святые. Андрей посетил одно из таких мест и услышал, как мужчина вслух читал Коран. Потом стало легче, я смог дышать, — вспоминает Андрей.
Эта история стала первым шагом на пути познания ислама. Андрей стал читать литературу о религии, ездил по святым местам в Астраханской области, Туркменистане, Казахстане, Чечне, Дагестане. Вскоре Андрей выздоровел — он как будто нашел то, что искал, и все в его жизни встало на свои места. Андрей принял ислам, произнеся шахаду, в святом месте — в подземной мечети, расположенной в местности Огланды в Мангистауской области в Казахстане. Сейчас он живет в Махачкале, уже два года учится в медресе Исламского института — изучает арабский язык и лексическое толкование и перевод Корана. После он хочет вернуться в Астрахань и служить в мечети. Несмотря на жесткую критику в адрес религии, все больше людей принимают ислам. И это неудивительно. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха сказал: ислам распространится от востока до запада и не останется места, куда религия Аллаха не придет, — говорит Андрей. Ее семья не была религиозной, разве что дома все говорили «Слава богу!
Если бы ей тогда сказали, что она примет ислам, она лишь покрутила бы пальцем у виска. Будущий муж, хоть и называл себя мусульманином, не читал намаз, не ходил в мечеть, курил. У них была обычная свадьба в ЗАГСе. Спустя полтора года совместной жизни Абдуллах пересмотрел свои взгляды на жизнь и стал соблюдать порядки ислама. Встал вопрос о том, что Анастасия тоже должна принять ислам: мусульманин может взять в жены христианку или представительницу другой религии, но потом она должна перейти в ислам. Анастасия начала изучать ислам и все время откладывала произнесение шахады: не хватало смелости. Через полгода муж устал ждать, надел на нее длинную юбку и сказал: «Идем! Друг Абдуллаха провел обряд принятия ислама, а Анастасия трижды зачитала шахаду. Закрытую одежду она начала носить сразу, как и читать намаз.
Празднование юбилея имело для всей России исключительное значение. Отрадно, что в это непростое время страны исламского мира продолжают активно наращивать конструктивный диалог с Российской Федерацией. Уверен, празднование 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией будет способствовать укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе», — заявил глава республики. От духовенства были представлены все федеральные муфтии, в частности председатель ДСМР Альбир Крганов, который предложил создать специальный мусульманский туристический проект: «У многих конфессий России реализуются туристические проекты, так или иначе связанные с религией. По словам муфтия, внутренний туризм в последние годы набирает стремительные обороты и вызывает большой интерес. Подготавливаются и разрабатываются туристические маршруты с посещением мусульманских святынь и достопримечательностей во многих региональных представительствах ДСМР.
Исламизация России: кто виноват и что делать?
Возник в Аравии в начале 7 века н. Вероучение изложено в Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду по частям через архангела Джебраила Гавриила. Оно покоится на семи догматах: вере в единого Бога — Аллаха, в ангелов, во все книги Божии среди которых кроме Корана называются Тора и Евангелия , во всех посланников Аллаха среди них упоминаются Моисей и Иисус Христос, а последним называется Мухаммад — «печать пророков» , в конец света и Страшный суд, в предопределение Божие, воскресение мертвых. В соответствии с вероучением Аллах ниспослал одну и ту же извечно существующую священную книгу разным своим посланникам. Но поскольку иудеями и христианами эта книга была извращена, то Аллах ниспослал ее в последний раз пророку Мухаммаду, чтобы ею руководствовались все люди Земли до конца света.
Культ ислама опирается на пять основных обязанностей «столпов веры» мусульман: исповедание веры — произнесение формулы «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха», ежедневная пятикратная молитва намаз , пост в месяц рамадан ураза , обязательное «очистительное» пожертвование закят , паломничество в Мекку хадж. Наряду с другими религиозными обрядами и ритуалами, а также исламскими праздниками Курбан-байрам, Ураза-байрам, мирадж, мавлид и др. Обратите внимание После своего возникновения ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. В ходе своих завоеваний арабы столкнулись с более развитыми феодальными отношениями, которые и стали господствующими в созданной ими империи — Арабском халифате.
Это нашло отражение в сунне — сборнике хадисов преданий о высказываниях и действиях пророка Мухаммада. Так, наряду с Кораном появился еще один источник исламской идеологии. Общепризнанными в исламском мире сборниками хадисов являются: «Ал-Джами ас-сахих», подготовленный ал-Бухари умер в 870 году , «Ал-Джами ас-сахих» Муслима ан-Нишапури ум. Потребности борьбы за укрепление позиций ислама как идеологии феодального общества, придание ему большей стройности и гибкости выдвигали мыслителей, приспосабливавших вероучение к изменяющимся обстоятельствам.
Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения: суннизм и шиизм. После создания четырех богословско-юридических толков мазхабов в суннизме ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского и выработки исламской догматики 10 век было признано невозможным дальнейшее развитие исламской теологии, права, морали, социальных установлений «двери иджтихада были закрыты». Став господствующей в исламе, такая позиция, именуемая таклидом, сохранялась в принципе вплоть до 20 века. Явившись отражением застойного состояния позднефеодального восточного общества, она не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиционного распространения ислама.
В конце 19 века мусульманские теоретики Мухаммад Абдо и Мухаммад ал-Афгани выдвинули идеи, отвергавшие следование таклиду. Они выступили за необходимость самостоятельной трактовки учения Корана, отвечающей условиям времени, за проведение буржуазных реформ, развивали идею панисламизма, связывая ее с антиколониальной борьбой народов Востока. Эти идеи были востребованы революционными движениями в мусульманских странах в 20 веке. На территории, входящие в состав нынешней России, ислам стал проникать уже в 7 веке — первом веке своего существования.
Происходило это вначале в ходе арабских военных походов на Дербент, а впоследствии — на другие территории Дагестана. Исламизация народов Северного Кавказа затянулась на многие столетия. В Волжской Булгарии ислам был принят в 922 году, хотя проникать он стал сюда гораздо раньше. Позднее ислам стал распространяться среди некоторых тюркоязычных групп населения Сибири.
Усилившиеся после распада СССР миграционные потоки привели к тому, что значительные группы мусульманского населения образовались в крупных городах других районов. В РФ к народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. По разным оценкам, в России проживают от 15 до 20 млн чел. Важно Падение авторитарного режима способствовало усилению процесса возрождения ислама, начавшегося в период «перестройки».
Резко возросла доля населения, относящая себя к числу верующих мусульман. Во много раз увеличилось количество религиозных организаций. В доперестроечный период на законном основании в Российской Федерации функционировало менее 200 мусульманских религиозных обществ. Их деятельностью руководили два Духовных управления мусульман, располагавшихся в Уфе и Махачкале.
Духовных учебных заведений не было. По нескольку молодых людей из России обучалось в мусульманских религиозных учебных заведениях Узбекистана и ряда зарубежных стран. Своих печатных изданий мусульмане России не имели. На 1 января 1998 года в Министерстве юстиции Российской Федерации и его органах в субъектах Федерации были зарегистрированы и действовали 2734 мусульманских религиозных обществ не меньшее число их действует без регистрации, что разрешено законом и 106 духовно-образовательных учреждений, в том числе Высший исламский духовный колледж и медресе в Москве, медресе «Мухаммадийя» в Казани, исламский институт им.
В них обучаются многие сотни будущих служителей религии и тысячи верующих, желающих углубить свои познания в области истории ислама и его вероучения. Кроме того, в исламских учреждениях зарубежных стран обучаются сотни россиян. Заметно активизировалась в последние годы богословская мысль. Небывалыми тиражами издаются Коран, сборники хадисов, другая религиозная литература.
Многие исламские организации имеют свои печатные органы. Наибольшей популярностью у верующих пользуется газета Духовного управления мусульман Европейской части России «Ислам минбаре» «Трибуна ислама» , выходящая тиражом 6,5 тысяч экземпляров. Тысячекратно увеличилось число верующих, направляющихся в паломничество к святым местам в Саудовской Аравии. Широкое развитие получает благотворительная деятельность мусульманских организаций.
Они проводят также большую воспитательную работу с заключенными в исправительно-трудовых учреждениях, выделяют средства для поддержки подшефных детских домов, домов инвалидов и престарелых, оказывают материальную помощь беженцам, выделяют ежемесячные денежные пособия инвалидам и одиноким людям, стипендии студентам, организуют правозащитную работу, систематически устраивают благотворительные обеды, концерты и т. Религиозной жизнью приверженцев ислама в России руководят 43 Духовных управления мусульман. Три религиозных центра претендуют на статус общероссийских: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовные управления мусульман Европейской части России и Высший координационный центр духовных управлений мусульман России. В июле 1996 года в Москве создан четвертый религиозный центр, претендующий на такой же статус, — Совет муфтиев России.
В советский период исламские организации, находившиеся под тотальным контролем гос-ва, имели возможность выражать лишь солидарность с позицией правительства по вопросам внешней и внутренней политики. Про-исходило это на различного рода международных форумах и в проповедях, произносимых в зарегистрированных мечетях. Теперь мусульманские организации участвуют в разработке законопроектов, свободно высказывают свои позиции по вопросам образовательной, экологической, молодежной, экономической, налоговой политики, по проблемам реформирования различных сторон жизни общества, причем эти позиции нередко существенно отличаются от линии, проводимой пр-вом. Они принимают активное участие в миротворческой деятельности, особенно связанной с урегулированием межнациональных конфликтов, возникающих на территории страны.
Одной из особенностей обществ, жизни последнего времени стало возникновение исламских общественно-политических объединений. Совет Одни из них проявили себя достаточно ясно на региональном уровне партия «Иттифак» в Татарстане, Исламская демократическая партия в Дагестане , другой — на федеральном уровне Исламская партия возрождения, общественно-политического движения «Союз мусульман России», «Hyp» «Свет» и «Мусульмане России». Лидеры некоторых из исламских общественно-политических объединений Исламской партии возрождения. Исламской демократической партии Дагестана недвусмысленно высказывались за создание исламского государства Программные документы движений «Союз мусульман России», «Hyp» и «Мусульмане России» предусматривают развитие Российской Федерации как светского правового государства, где должны быть обеспечены равные права всем народам, равенство всех религий и религиозных объединений перед законом.
Они выступают за достижение пропорционального представительства народов мусульманской культуры в органах государственной власти всех уровней, в органах местного самоуправления, а также в средствах массовой информации, против любых попыток ревизии сложившегося национально-государственного устройства, закрепленного в Федеративном договоре и Конституции, против проектов «губернизации» и превращения России в православную державу. Поддерживая курс на социально ориентированную многоукладную экономику, участники движений высказываются за существенную коррекцию правительственной политики экономических реформ в пользу большинства населения. Возрождение ислама в России уже сильно сказывается на развитии культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства.
Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры в некоторых регионах принято решение построить по мечети в каждом населенном пункте. Есть основания полагать, что наметившаяся тенденция в дальнейшем усилится. Нуруллаев Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Становление ислама на территории России Ислам на территории самой большой страны мира появился более тысячелетия назад.
Народы, исповедующие веру в Аллаха и следующие пророческой миссии Его Заключительного посланника Мухаммада с. Откуда всё пошло? Отчёт существования ислама на территории России следует вести с того момента, когда в современный Дербент, расположенный в Дагестане, в 642 году по Милади 20-й год по Хиджре прибыли посланники мусульманского государства, которое к тому времени не только появилось, но и институционализировалось, функционировало и стремительно распространяло зону собственного влияния. Тогда город, получивший название Баб аль-Абваб «врата ворот» или «главные ворота» в переводе на русский язык с арабского , стал северным форпостом мусульманской уммы.
Ислам, будучи религией, низводящей до ничтожного уровня фактор национальной гордости «Я представитель такой-то нации, а, значит, мне позволено больше, чем другим» , способствовал тому, что Дербент стал мультикультурным центром, где проживали представители многих народов, например, арабы, тюрки, осетины, аварцы, персы, лакцы и так далее. Этот многонациональный город стал олицетворением ислама, который поощряет многообразие и уважительное отношение друг к другу. Новый северный форпост мусульман Вслед за Дербентом, спустя три столетия, ислам проник на территорию нынешнего Татарстана — эту религию в качестве государственной провозгласила Волжская Булгария на фото. Данное событие произошло в 922 году по Милади примерно 300-й год по Хиджре , тем самым границы мусульманского мира продвинулись ещё дальше на север.
Волжская Булгария, равно как и Дербент, с принятием ислама много внимания стала уделять таким важным для всех мусульманских государств направлениям, как торговля, образование и наука. Например, это ханство стало важным транзитным звеном Великого шёлкового пути. Хоть с годами что Волжская Булгария в XVI веке в статусе Казанского ханства , что Дербент в XIX веке потеряли независимость и стали официально территорией Руси Российской империи , уровень грамотности среди мусульманских народов всегда был значительно выше. Связано это с двумя взаимосвязанными моментами: Во-первых, в рамках ислама главным критерием религиозного и светского авторитета является образованность человека, его глубокое понимание не только сугубо богословских постулатов, текста Священного Корана, но и доскональное знание прикладного ремесла, которое приносит доход и позволяет не зависеть от кого бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха.
Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное. Во-вторых, знание религии у мусульман неразрывно связывалось с общей образованностью. Умение читать и писать, арифметика, географические и астрономические познания, — всё это и многое другое доносилось до детей, посещавших медресе. Смута ХХ века и новая эпоха российского ислама В советский период ислам переживал непростые времена.
Мечети разрушались либо подвергались передаче в распоряжение иных учреждений например, Центральная мечеть Дербента стала тюрьмой, Галеевская мечеть в Казани была отдана под различные коммунальные службы , имамы и муаллимы подвергались ссылке либо просто уничтожались. Несмотря на колоссальный урон, нанесённый атеистическим правительством, ислам в СССР не только выжил, но и стал развиваться в конце ХХ столетия. Конечно, не без проблем, ведь была потеряна давняя культурно-историческая традиция, существовавшая в разных уголках нашей страны веками. Обратите внимание Работа по восстановлению утраченного наследия в России проводится в настоящее время многими организациями, отстаивающими интересы мусульман.
Под последними подразумеваются не только духовные управления, которые действуют едва ли не в каждом регионе, но и разнообразные общественные объединения, культурно-образовательные фонды и так далее. В настоящее время на территории РФ проживает около 20 миллионов мусульман. Это не только традиционные исламские народы России и ближнего зарубежья так называемые этнические мусульмане , но и русские люди, представители иных православных и языческих народов, которые в поисках душевного покоя и истины часто обращают своё внимание на религию истинного Единобожия. Не будет преувеличением утверждение о том, что мусульман можно найти в любом уголке одной шестой части суши, именуемой Россией.
Придерживаются они различных направлений. Доминирующим является суннитский ислам. Маликитов и ханбалитов также можно встретить с завидной регулярностью в российских мечетях. Ислам в РФ за более чем тысячелетнее своё присутствие постоянно развивается.
Мусульмане приносят много пользы стране и своим добросовестным трудом способствуют распространению правильного отношения к себе и окружающим. Сколько в России мусульман Даже после распада Советского Союза и отделения от России всех дружеских республик она осталась многонациональным государством. И на ее просторах живет народ разных национальностей и с разным вероисповеданием, в том числе и мусульман.
Дается анализ состояния межнациональных отношений и внешних связей мусульманских народов Ростовской области. Электронная версия книги 10. Ислам в Дагестане. Малашенко Дагестан — наиболее «исламский» субъект Российской Федерации. Об этом свидетельствуют многовековая история исламизации региона, значение религии и правовых норм ислама в возникновении и функционировании своеобразных политических образований — средневековых городов-государств джамаатов , роль исламской идеологии мюридизма в мобилизации горцев на акции сопротивления российскому владычеству на протяжении почти всего XIX века, а также воздействие «исламского фактора» на ход последующих политических трансформаций. Книга подробно освещает и исторические события, и феномен стремительной реисламизации региона на рубеже 80-х — 90-х гг.
XX века, и современное состояние дел. Электронная версия книги 11. Асадуллин Ф. Ислам в Москве. Малашенко В книге представлена широкая панорама жизни мусульман в Москве, охватывающая значительный временной пласт — с момента основания города до начала XXI в. Впервые введены в научный оборот оригинальные оценки известных исторических событий и фактов, интерпретирующие с принципиально новых позиций роль и значение исламского фактора в жизни столицы огромного многонационального государства. Особое внимание уделено анализу состояния ислама и основным условиям его развития в условиях мегаполиса, раскрывается его значительный миротворческий и созидательный потенциал в жизни московского социума и углубления международного диалога и сотрудничества. Книга формирует новый образ Москвы, величие которой веками создавалось и создается живущими в ней людьми, в том числе и представителями мусульманских народов. Электронная версия книги 12.
Мухаметшин Р. Ислам в Татарстане. Малашенко В книге рассмотрены основные закономерности функционирования ислама и его институтов в современном Татарстане. Описывается история распространения ислама в Среднем Поволжье. Дается анализ современных процессов в сфере религиозных отношений, происходящих в Татарстане: деятельность духовного управления мусульман, мусульманских общественных организаций и движений, становление и проблемы мусульманской идентичности и т. Электронная версия книги 13. Юнусова А. Ислам в Башкортостане.
Условно я бы разделил все страны с мусульманским большинством населения по степени охвата законами шариата сфер жизни. Есть государства, где шариат охватывает все сферы жизни, а принимаемые законы не должны ему противоречить, — это небольшая группа стран, среди которых Афганистан, Иран, Судан, Сомали, Пакистан, Мавритания, монархии Залива кроме Омана. Однако в тех же Объединённых Арабских Эмиратах всё зависит от конкретного эмирата, так как ОАЭ — это федеративная монархия и в каждом эмирате функционирует своё собственное законодательство, например та же Шарджа по сравнению с другими весьма строго придерживается законов шариата, менее всего подобные тенденции наблюдаются в Дубае. Вторая группировка государств — это страны, где шариат в законодательстве частичен и в основном охватывает лишь вопросы семейного права. К ним, в свою очередь, относятся все остальные арабские страны, кроме Туниса. К слову, среди государств, где шариат частичен, можно выделить большинство наших [арабских] стран, ну а также Индонезию в большинстве своих субъектов там, конечно, всё может быть по-разному в зависимости от региона страны и Малайзию. Соответственно, ознакомившись с географическим охватом шариата, мы можем делать оценки в отношении того, где религия играет особую роль. В первой группе государств, конечно же, шариат является каркасом законодательства и всей политической системы. Иными словами, здесь религия играет важнейшую роль. Вторая группа стран — это государства, где роль шариата чаще всего сводится лишь к регулированию семейных отношений. Он не влияет напрямую на государственные институты. Как правило, в таких странах ислам официально признаётся в качестве государственной религии и где-то шариатские нормы присутствуют в отдельных сферах жизни, но в меньшинстве из них. Отдельные арабские страны вроде Алжира, Египта, Сирии и Марокко фактически являются светскими государствами, где присутствие норм шариата в общей правовой базе стран минимально, но всё же есть, — опять же вспомним семейное право. Однако при оценке влияния роли ислама не стоит сбрасывать со счетов растущие тенденции и запросы среди обществ отдельных стран. К примеру, по данным исследований арабской социологической компании Arab Barometer за 2019—2020 годы, арабское общество всё менее и менее становится религиозным. Единственная страна, где у нас наблюдается уменьшение доли нерелигиозных людей, — Йемен. Арабы в массе своей, например, устали от сектантских конфликтов на своей земле, а также испытывают разочарование в итогах недолгого правления исламистов в их странах после «арабской весны». Случилось это как через электоральные циклы сокрушительное поражение «ихванов» на выборах в Марокко , так и через революции и перевороты, как это было в Египте и Тунисе.
Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе. В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы — исламской общины. Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания. Разрозненные и умеренные Молитва у мечети Кул-Шариф Казань во время Ураза-байрама, праздника, посвященного окончанию поста в священный месяц Рамадан. Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве лидер — Равиль Гайнутдин и Центральное духовное управление мусульман в Уфе лидер — Талгат Таджуддин. Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа. Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе»: отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман. В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман - сунниты, сторонники «мягкого» подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями. Наш сайт использует куки.