Иллюстрация 5-го действия драмы “Гроза” Островского А.Н. ский “Гроза”. Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского». Пьеса самого известного русского драматурга А. Н. Островского В ней рассказывается о трагической судьбе Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи. Читать книгу онлайн в электронной библиотеке Данинград пьеса Гроза драма Александра Островского литература 10 класс.
Гроза краткое содержание
Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. Изображения: Эскиз декорации Бориса Кустодиева «Под сводом старинной церкви» к постановке драмы Александра Островского «Гроза». Первая постановка драмы Островского «Гроза», случившаяся в Малом театре ровно 160 лет назад, стала знаковым событием для русской сцены.
После «Грозы»
К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, — говорит, — Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах две злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.
Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от, радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. Кулигин; мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Катерина; жена Тихона Кабанова Вот так-то и гибнет наша сестра-то.
В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть!
О книге Читать фрагмент В этом сборнике собраны лучшие образцы творчества именитого драматурга и создателя театральной школы Александра Николаевича Островского: история вынужденного брака по расчету в «Бедной невесте», несчастливого замужества и отчаяния в «Грозе» и бесплодные поиски настоящей любви в нашем несовершенном мире в «Бесприданнице». Русские писатели своими произведениями всегда доказывали, что за сюжетом и персонажами не надо ходить в другие вселенные: нужно в том месте, где ты живешь, пристально оглядеться и затем точно описать увиденное. Тогда это с удовольствием прочитают и будут ставить в театрах в любой стране и в любом столетии.
Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл. Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой. Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! Да скорей! Все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом. Действие 5 Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Часть вины Тихон опять перекладывает на Кабаниху, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом. Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски девушки. Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. После прощания с Борисом Катерина бросается в реку. Люди кричат, что какая-то девушка сбросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться! Заключение Произведение «Гроза» Островского А. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается непросто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет, на первый взгляд, незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, романом «Гроза» не ограничивается.
Катерина признаётся мужу в измене Прошло десять дней. Богатые горожане гуляли по набережной, началась гроза, все спрятались в галерее старинного монастыря, в том числе и Дикой с Кулигиным. Изобретатель уговаривал купца пожертвовать деньги на общественные нужды: он хотел возвести в парке солнечные часы и снабдить город громоотводами. Дикой денег не дал. Он разозлился на Кулигина, который сказал, что гроза — не кара божья, а электричество, и от неё могут защитить громоотводы. По мнению Дикого, гроза послана людям в наказание, и стальными шестами от неё не защитишься. Дождь закончился, Кулигин и Дикой ушли. Тихон вернулся раньше, чем обещал, и Катерина «сама не своя сделалась»: мечется, рыдает. Это начала замечать Кабанова. Варвара боялась, что Катерина во всём признается мужу. Снова прогремел гром. В галерею вбежала Катерина, вслед за ней — Кабаниха и Тихон. Кабанова сказала Тихону, что его жена, возможно, ему не верна. В этот момент Катерина увидела Бориса и испугалась. Вмешалась Варвара и сделала знак Борису, чтобы тот ушёл. Реклама Взволнованная и измученная Катерина отошла в сторону, чтобы помолиться, и увидела на стене фреску, изображающую страшный суд. Это стало последней каплей. Катерина бросилась в ноги Тихону, покаялась в измене и лишилась чувств. Действие 5. Самоубийство Катерины Прошло время. Прогуливаясь вечером в общественном саду, Тихон встретил Кулигина и пожаловался, что вся его семья «в расстройство пришла». Катерину он любил и жалел, даже побил её только потому, что маменька велела. Во всех бедах Тихон винил Кабанову: если бы она не тиранила Катерину, та не решилась бы на измену. Теперь Кабаниха Катерину «поедом ест», а та «тает, как воск». Тихон жалеет и жену, и Бориса, он простил бы их, но маменька против. Кулигин посоветовал ему жить своим умом и простить жену — тогда она будет верна ему всю жизнь. Тихон ответил, что своего ума у него нет, а тот, что есть, он возьмёт и пропьёт — пусть маменька тогда с дураком нянчится. Бориса дядя отправляет на три года «в Тяхту, к китайцам», служить в конторе у знакомого купца. Варвара, которую Кабанова посадила под замок, сбежала с Кудряшом неизвестно куда. Тихону дом опостылел, возвращался он туда с большой неохотой. Тут подошла служанка и сообщила, что Катерина ушла из дому, и её не могут найти. Тихон и Кулигин бросились на поиски. Появилась Катерина. Она тосковала по Борису, мечтала попрощаться с ним. Теперь она жила, как в могиле, и жалела, что сейчас на Руси не убивают неверных жён. Появился Борис. Он сообщил Катерине, что дядя посылает его в Сибирь.
Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»
Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать, как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова: «… До смерти я любила в церковь ходить!
Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.
Наталья Богатова 3 часа назад Охренел что ли чтец?! Совершенно не возможно слушать! Искала именно аудиоверсию этой книги. Мне все понравилось. Журавлева Валентина - Даёшь хрононавтику! Кутанин Сергей 4 часа назад Хотя, может на то и фантастика, чтобы нам оторваться немного от жизненной реальности… Гарсиа-Виньо Мануэль - Любовь вне времени Евгений Павлов 4 часа назад Спасибо, просто стараюсь не испортить прекрасный текст замечательного автора-земляка. Мельников Павел - В Чудове Все было убедительно, красочно, жутковато до… финального твиста а-ля американские трэш-боевики про жутких угребищ,...
У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой.
К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова: «… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра. В декабре 1859 года цензура разрешает пьесу к изданию. Самостоятельным изданием «Гроза» выходит тоже в 1860 году.
Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день. Одно слово: воин! Еще какой воин-то! А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся? Проходят несколько лиц в глубине сцены. Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то? Кланяются и уходят.
Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак. И не привыкнете никогда, сударь. Отчего же? Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.
И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, — говорит, — Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!
А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. Я было хотел все это стихами изобразить… Борис.
А вы умеете стихами? По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания. Вы бы и написали. Это было бы интересно. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!
Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать. Входят Феклуша и другая женщина. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!
Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти! Что ж бы вы сделали? Как же, сударь!
Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле? Непременно, сударь! Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь! Явление четвертое Борис один.
Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить?
Краткое содержание «Гроза»
27 марта в московском «Центре драматургии и режиссуры» состоялась постановка пьесы Александра Островского «Гроза». 1. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году. Люблю пьесы Островского особенно за то, что в то время автор-мужчина поднимал такие важные темы, как: домашнее угнетение, отсутствие выбора избранника и многие другие. Гроза. Спектакль по одноименной пьесе Александра Островского, поставленный в 1977 году в Государственном академическом Малом театре Союза ССР Борисом Бабочк. Драма «Groza» создается по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза». Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке.
Книга юбиляр 2024 года
А мы сейчас всё расскажем и восстановим в памяти: чётко, ёмко, по делу и так, чтобы никто не заподозрил вас в незнании текста. Сначала немного предыстории. Однажды Александр Островский отправился в путешествие по Поволжью. И был поражён абсолютно всем, приятно и не очень. Приятно: видами, Волгой, природой, бескрайностью просторов и синевой неба. Не очень: мещанскими нравами живущих там людей, болотом, которое засасывало любые идеи и нововведения. Тогда-то он придумал и в рекордные сроки написал драму «Гроза» — о столкновении старых мещанских нравов и об удушающей атмосфере маленьких городков с их привычными укладами, где нет места новой жизни. Города Калинов на самом деле не существует, и это важно: Калинов — обобщающий образ любого провинциального городка.
Итак, мы знакомимся с Катериной Кабановой — женой маменькиного сыночка Тихона Кабанова. Тихон неплохой в общем-то человек, просто очень слабый. Жену свою любит, но спокойствие любит ещё больше, поэтому ничего не делает с тем, что его мать — известная на весь город купчиха Марфа Кабанова Кабаниха — тиранит Катерину. Катерина — спокойная честная девушка, которая никак не может прийти в себя.
Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают? То, что она лишилась этой опоры, своей веры, и привело ее к трагическому исходу. Ставить такую пьесу, как «Гроза», когда сюжет всем известен еще со школы, а за всю историю театра уже создано множество разный версий, невероятно сложно. Однако авторам спектакля удалось создать постановку, где важно не что именно случилось, а то, как это произошло.
Стоит сказать и про название спектакля. Название «Гроза. Среда обитания» было выбрано не случайно. Как отметил режиссёр, подобное название было выбрано с целью максимальной интеграции пьесы Островского и современных реалий, в которых она может быть рассмотрена. После завершения спектакля режиссёр лично представил актёрский состав, рассказав о жизни каждого.
Я и слушаю, что ж мне делать еще! Дикой посмотрев на Бориса. Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался! Плюет и уходит. Явление третье Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить. Уж какая охота, Кулигин! Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить? Коли можно, сударь, так скажите нам. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? Ну, как не знать! Как не знать! Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. С каким же, сударь? Если мы будем к нему почтительны. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен! Значит, сударь, плохо ваше дело. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно. Уж само собой. Нешто они обращение понимают! Как же вы у него живете, сударь, на каком положении? Да ни на каком. То есть через год разочтет, как ему будет угодно. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне? Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите! Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день. Одно слово: воин! Еще какой воин-то! А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это?
Современное прочтение «Грозы» Островского
Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Драма «Groza» создается по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза». Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. На основе анализа пьесы А. Н. Островского «Гроза» ставится задача доказать, что социометрия может использоваться для анализа художественного текста с целью извлечения из него этнологической информации.
«Грозу» с хантыйским колоритом поставили в театре «Солнце»
Читать бесплатно книгу «Гроза» Александра Островского полностью онлайн — MyBook | В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+. |
Читать книгу: «Гроза» | Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. |
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
Иллюстрация С. В. Герасимова к пьесе А. Н. Островского «Гроза». Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям.
У каждого своя «Гроза»: пьесу Островского обсудят в «Лектории»
«Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Александр Николаевич Островский (1823–1886) – русский драматург, автор 47 пьес, создатель русского театрального репертуара. Островский востребован, а «Гроза», о которой несколько поколений без содрогания и вспомнить не могли, измученные хрестоматийным мемом «про луч света в темном царстве», оказалась актуальнейшим произведением.
Книга юбиляр 2024 года
Гончарова, П. Плетнева , так и осуждающими Л. Толстой, А. Неоднозначно воспринял новое детище Островского и признанный в то время критик Д. Писарев, вступивший в этой связи по ряду вопросов в полемику с Добролюбовым. Как бы то ни было, «Гроза» навсегда вошла в число лучших пьес драматурга. А настоящей наградой, несомненно, стала Большая Уваровская премия, присуждаемая авторам лишь за поистине гениальные произведения, написанные для сцены. Сюжет и герои История создания пьесы «Гроза» во многом объясняется действием драмы, которое разворачивается в небольшом городке с красивым названием Калинов, расположенном на берегу Волги. При знакомстве он выглядит вполне благополучным: великолепный пейзаж, дающий ощущение тишины и покоя.
Одна из первых фраз, которую слышит зритель от местного жителя: «Красота! Драматург умело изобличает пороки общества, веками живущего по законам домостроя. Отсюда, возможно, и название города - Калинов, пришедшее из русского фольклора. Это символ устоявшегося, страшного, «сказочного» мира, который трудно разрушить. И вот в среде «злых» и могущественных сил появляется человек, решившийся открыто выступить против их власти - Катерина. Судьба героини складывается трагически, так как она пока еще не находит ни единомышленников, ни защитников в лице, например, того же мужа , способных поддержать ее в начавшемся противостоянии. Молодой человек, в котором она видит свое будущее счастье и лучшую судьбу, тоже струсил, не поняв по-настоящему Катерину. В условиях, когда уничтожены все нравственные начала, трудно найти и виновников гибели девушки.
Мечтавший о революционных изменениях в стране, он признал в Катерине прототип человека будущего. Человека хоть и «слабого и терпеливого», но с чувством собственного достоинства, способного на протест, стремящегося «к красоте, гармонии, довольству, счастью», находящего в себе «решимость покончить с этой гнилою жизнью во что бы то ни стало! Григорьев, опубликовавший в четырех номерах журнала «Русский мир» за 1860 год свою статью «После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу» [8]. Для Григорьева, который обожал Островского и был тонким ценителем его творчества, драматург был не «карателем самодурства» и «безобразий», а прежде всего «живописцем» русского быта, «истинно народным писателем». Под народностью Островского Григорьев «разумел объективное, спокойное, чисто поэтическое, а не напряженное, не отрицательное, не сатирическое отношение к жизни».
Другими словами, художественное, эстетическое, национальное в произведениях Островского для Апполона Григорьева было важнее социального. Воспевая, например, «небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными», тайными речами…», Григорьев восклицает: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! В том же году появляется еще одна примечательная критическая статья о «Грозе» [9]. Ее автор, известный писатель и крупнейший исследователь старообрядчества П. Мельников-Печерский, соглашаясь с «замечательным во многих отношениях разбором» Добролюбова, все же «лучом света в темном царстве» считает не Катерину, а «прекрасного» Кулигина. С ним связал свои надежды писатель, ему посвятил развернутый эпизод в своей статье.
А вот блестящий полемист Д. Писарев, хотя и с опозданием, выступил с решительными возражениями Н. В своей статье «Мотивы русской драмы» [10], появившейся в 1864 году, он назвал «Луч света» «ошибкою со стороны Добролюбова». Главный его аргумент: «…ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского». Разбирая личность Катерины, оценивая ее поступки, Писарев подчеркивает ее глубокую эмоциональность, даже экзальтированность: «вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством…» Одну из самых глубоких и оригинальных статей о «Грозе» [11] написал старший брат Ф. Достоевского, писатель, журналист М.
Он тоже увидел главную причину трагедии не в «жестоких нравах» провинциального Калинова, не в «домашнем деспотизме», а только в психологических, личностных особенностях главной героини, она — «жертва собственной чистоты и своих верований». И делает вывод: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния».
А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах две злостные кляузы строчат на ближних.
И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от, радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. Кулигин; мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.
Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Катерина; жена Тихона Кабанова Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть!
А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы.
Любой перевод — это культурная интеграция, для этого мы преодолеваем архаику текста и частично — его поэтику. Мы рассматриваем художественный мир Островского как часть не только русской культуры, но и мировой». Евгений Маленчев работает режиссером-постановщиком в Тульском академическом театре драмы и регулярно сотрудничает с разными труппами страны.
Несмотря на молодой возраст, уже имеет престижные профессиональные достижения. Над созданием драмы «Groza» в соавторстве с режиссером работают художник-постановщик Анастасия Бугаева, художник по свету Нарек Туманян и композитор Федор Кондращев.
Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»
«Гроза» — краткое содержание и анализ | В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза». |
Гроза. Пьесы | На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. |
Гроза. Пьесы | Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев. |
Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн | Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. |
Гроза (пьеса) — Википедия | Главная» Новости» Гроза островский афиша. |
Главные герои пьесы:
- Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского
- 7 секретов «Грозы» • Arzamas
- Гроза: анализ произведения
- История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского
- Другие фотогалереи
- Гроза (проект "Пушкинская карта") | Московский Молодежный Театр под руководством В. Спесивцева
История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского
Темное царство — это семейные порядки, основанные на не самых удачных постулатах «Домостроя», атмосфера городка Калинова, который живет в скуке и сплетнях. Калинов, по замыслу автора, представляет собой всю провинциальную Россию. Катерине с её честностью и искренностью душно здесь. Катерина Николай Добролюбов считал Катерину характером «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным», он сравнивал её с большой многоводной рекой. По его мнению, Катерина из тех, кто выдержит всё, преодолеет любые преграды, «а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов считал героиню пьесы обречённой на борьбу.
При этом покорится ли она обстоятельствам или пойдёт на обман, — в любом случае «дойдёт до своего конца». Николай Александрович высоко ставит протест Катерины против принятых в семье Кабановых понятий о нравственности, точнее — подмены нравственности. Критик видит в Катерине героиню, «не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием» Н. Другой, не менее известный, критик Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» излагает иную точку зрения на характер Катерины.
Дмитрий Иванович, в отличие от Добролюбова, отстраняется от общего впечатления и подвергает образ Катерины спокойному анализу. Он не видит цельности её характера, а, напротив, подчёркивает противоречивость натуры Катерины. В душе героини «постоянно сталкиваются как бы две разные женщины». По мнению критика, она «сама путает свою жизнь», а запутав её до конца, решает проблему «самым простым и глупым способом — самоубийством». Таким образом, Писарев не считает Катерину «лучом света в тёмном царстве».
Он отмечает эксцентричность, крайнюю впечатлительность натуры героини. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности». Критик видит в героине незрелую личность, сравнивает её с Ильёй Обломовым. При всей своей душевной красоте, чистоте и честности Катерина слабохарактерная, она живёт порывами, в ней нет устойчивости.
Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? Писарев Великий знаток человеческих душ Ф. Достоевский в статье «»Гроза». Драма в пяти действиях А.
Островского» называет личную драму Катерины закономерной, он не связывает её с идеей «пагубности патриархального деспотизма», которая многим виделась в «Грозе». Катерину как личность писатель считает слабейшей. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага. Они заранее знают, что не перенесут своего падения, что за днями восторгов потянутся длинные годы слез и раскаяния, и что лучшее, чем может закончиться их горькая жизнь, будут высокие монастырские стены, или долгие и искренние странствия по разным богомольням, если только не омут какой-нибудь реки или дно ближайшего пруда. И все-таки падают» Ф.
Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа. Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте. Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше. Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи».
Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет. Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя. Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои.
Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь. Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно».
Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины. Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене.
Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя.
Кабаниха При этом в семье явно не хватает любви, уважения и доверия друг к другу. Когда Тихон собирается в поездку, он говорит: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». У Кабановой сухая душа, она не способна воспринимать красоту жизни, любить. Она антипод Катерины. У него есть сестра и жена.
Он робкий, неуверенный в себе человек, привыкший жить по указке матери. Он не может стать на сторону своей жены и защитить ее от матери, потому что сам боится ее. Высказывания других персонажей пьесы характеризуют Тихона как глупого человека. Например, Кулигин: «Пора бы вам уж, сударь, своим умом жить». Обсуждая поступки Катерины, Кудряш говорит: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».
Тихон — образ противоречивый. Он добрый, но бесхарактерный, жену свою Катерину жалеет, да заступиться за нее не может. Как слабохарактерный человек, когда уезжает из города, вдали от материнской опеки, начинает пить. В действии пятом, в разговоре с Кулигиным, он сам о себе говорит так: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял.
Книга юбиляр 2024 года 165 лет Островский А. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики вызывала широкий общественный резонанс. В 1856 году Островский участвовал в «Литературной экспедиции» по городам Верхней Волги с целью изучения и описания жизни рыбаков и мореходов. Во время этой поездки он знакомился не только с самими городами, но и с бытом, традициями, нравами их жителей. Заинтересовавшие его детали и характеры он непременно записывал. Впечатления от увиденного и были им потом отображены в драме.
Островского «Гроза» всегда была любима. История стара, как мир. Обуреваемая по-девичьи неисполнимыми мечтами, Катерина идет навстречу своей любви, забывая об устоях и приличиях. Вольно или невольно в эту историю оказались втянуты семья Катерины и жители города. Чувство долга борется с сердцем, готовность предостеречь, простить, скрыть беду от чужих глаз проявляют все участники драмы.
С другой стороны, Островский, быть может, впервые в истории русской литературы стал не просто великим драматургом, но и великим писателем... Как в случае с «Маскарадом» Лермонтова, пушкинскими пьесами или комедией Грибоедова «Горе от ума», публикацию которой он так и не увидел. Хотя, безусловно, именно это произведение стало первым явлением в истории русской литературы и драматургии, потом гоголевский «Ревизор». Но если есть одна или две пьесы, это еще не формирует труппу, репертуар. Посмотрите афишу Малого и Александринского театров 1830-х годов. Кроме «Горе от ума» и «Ревизора» идут переводные пьесы великого Шекспира, Мольера, Бомарше, а все остальное — посредственная репертуарная драматургия. Нужен был свой Шекспир и Мольер, драматург, у которого есть сорок пьес, формирующих сознание актеров. Он пишет для актеров своего времени, в которых влюбляется, и конечно, для своего зрителя, людей, живших в конце 1840-х — 1880-х годах девятнадцатого столетия. Островский не видит Кавказ, Сибирь, но знает хорошо Москву, Петербург и среднюю Россию, которую и изображает. Островский обладал невероятным сценическим даром, вот почему даже после его пьесы никуда не ушли. Наступает двадцатый век, и оказывается, что и художественному театру Станиславского и режиссерскому театру Мейерхольда нужны и «Снегурочка», и «На всякого мудреца довольно простоты», и «Гроза» — один из самых интересных спектаклей Мейерхольда, поставленный перед самой Февральской революцией. В 1924 году он же делает одну из своих самых экстравагантных постановок «Лес», а Станиславский, возможно, в полемике с ним, ставит в 1926 году спектакль «Горячее сердце». Спектакль «Лес». Из фондов театрального музея имени Бахрушина. В постановке «Грозы» Мейерхольд идет не от идеи Добролюбова о «луче света в темном царстве», а вместе с художником Головиным создает такую красоту жизни в приволжском городе, что возникает вопрос: как можно в этой красоте так ужасно жить? Здесь акцент делается не на «темном царстве», а на «луче света», который по божественному промыслу создан. Это сделано ненавязчиво, не поперек текста Островского, а изнутри. В то же время «Лес» Мейерхольду нужен был, чтобы не только поднять на дыбы все традиции русского театра, но и осмеять помещиков и духовенство, которое не присутствует в пьесе Островского, но режиссеру хотелось немножко покощунствовать в середине 1920-х. Станиславскому же в «Горячем сердце» важнее, с одной стороны, показать красоту горячих сердец, которые бьются в пьесе, а с другой — представить такую масленичную, праздничную Русь, в духе карнавальности Рабле. Заложено ли это в пьесе Островского? Но то, что это было поднято до таких масштабов, — идея Станиславского. Таким образом, оказалось, что Мейерхольду нужен «Лес», чтобы оттолкнуться от прошлого страны, от прошлого театра; а Станиславский желает протянуть руку сегодняшнему времени через Островского. В самом начале 1950-х годов, когда заканчивается сталинская эпоха, ее рубежом становится спектакль мейерхольдовца Николая Павловича Охлопкова «Гроза». Не могу забыть, как молодая тогда актриса Евгения Козырева бежала по сцене перед трагическим финалом. Позже Островский отходит несколько на второй план. Новые театры и режиссеры его не жалуют. Ефремов, по-моему, ни разу не поставил Островского, Эфрос тоже. В «Современнике» очень долго не играли «Грозу» до современного спектакля с Чулпан Хаматовой. Это один из его шедевров. Приходит следующее поколение, и Сергей Женовач, когда он еще работал худруком Театра на Малой Бронной, ставит «Пучину» и «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом театре, который идет уже семнадцатый год. Этот спектакль получил государственные премии, «Золотую маску». Елена Яковлева и Чулпан Хаматова. Фото: sovremennik. В его драматургии, конечно, заметно отношение к героям и видно, кто негодяй, а кто хороший человек, но у него есть не то чтобы сочувствие к плохим людям, но он показывает их объем. Можем ли мы сказать, что в «Горячем сердце» Градобоев заведомо негодяй и мерзавец? Он смеется над Матреной и Наркисом, но Островский дает такой образ, в котором актерам не тесно. Он был чрезвычайно актерским и режиссерским драматургом, не зная, что такое режиссура в понимании последних ста лет, и очень зрительским, открытым ко всем возрастам. Кроме того, Островский обладал уникальным чутьем. Возьмите хотя бы его пьесу «Бешеные деньги». Постановка же Андрея Миронова 1981 года идет до сих пор! Понимаете, когда мы смотрели «Бешеные деньги» в конце 1960-х — в начале 1980-х годов, бешеных денег не было ни у кого. Мы понимали это так же абстрактно, как воспринимаем страсти шекспировских героев или Эдипа и Антигоны. Да и Островский только предчувствовал наступление капитализма в России, который развился в конце XIX — начале XX века, а пьеса живет во многих театрах. При жизни и еще через несколько лет после смерти Островского людям не приходилось думать о какой-либо трактовке его пьес, потому что вокруг были те же самые Телятьевы, Глумовы и так далее. Восприятие образов шло от актеров, а они знали всех этих персонажей. Не было нужды что-либо присочинять.