Храм Василия Блаженного состоит из 11 приделов, 11 церквей. Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, в церкви Василия Блаженного. так много там потайных закоулков и расписанных коридоров. Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него. Но хоть раз побывав внутри храма Василия Блаженного, хочется возвращаться туда снова и снова.
В Москве для посещения вновь открыли храм Василия Блаженного
Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение. Уникальность собора в неповторимой внешности: десять куполов (ни одного одинакового), восемь храмов, асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, узорчатая декоративная обработка куполов, орнаментальная роспись снаружи и внутри. Храм Василия Блаженного люди, у которых есть проблемы со зрением, могут теперь "увидеть наощупь".
Собор Василия Блаженного
За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет. Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол. Колокольня и колокола С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета. Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы. Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов. Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном.
Звонить в колокола обязательно должен специалист. Музейщики никому не доверяют собрание колоколов Покровского собора. Фрагмент колокольни Покровского собора Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол. Дополнительные сведения о колоколах и звонах Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол. Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона — один тон внизу юбки, второй — в середине юбки, третий — наверху, а также были десятки обертонов.
На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный. Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен — плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм. До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов. В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол.
У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов. Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши. Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами. Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто — хаотичным, звонари плохо попадали в ритм. Иностранцы от этого страдали — звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона.
Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол. Колокол — это уста, у него есть язык, который говорит в этих устах. Эта т. Колокола весом выше ста пудов — это обычно, ножные, педальные колокола. На колокольни посторонних не пускают, потому что звон должен идти ровно, а колокола и языки весят по разному. Для их уравнивания создаётся система рычагов и оттяжек. Все верёвки идущие на пульт, должны создавать одинаковое усилие. Его то и регулируют оттяжки. Поэтому на колокольне всегда протянута целая паутина разных верёвок и тросов и посторонний человек может запутаться, повредить колокола и сам пораниться.
Фасадные иконы На восточной внешней стене Покровского собора находится фасадная икона Божьей Матери. Это самая первая фасадная икона, которая появилась здесь в XVII веке. К сожалению от письма XVII века почти ничего не осталось из-за пожаров и многократных поновлений. Икона называется Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными.
Центральную церковь освятили в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Часть из восьми окружающих её церквей освятили в честь святых, чьё чествование выпадает на дни решающих боёв за Казань. И только несколько десятилетий спустя сын Ивана Грозного повелел пристроить к собору ещё одну церковь и освятить её в честь местного юродивого Василия, которого похоронили возле стен здания. По легенде на могиле святого случалось много чудес и люди приходили поклоняться ему. Я отметил церковь Василия Блаженного красным В названии собора также упоминается ров. Имеется в виду фортификационный ров, который существовал на красной площади до 1814 года. Он назывался Алевизов Ров, в честь его создателя — Алевиза Фрязина. А вот имени создателя самого самого собора история до нас не донесла.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Что посмотреть в храме на экскурсии Гробница рака Василия Блаженного Уникальным с точки зрения архитектурного решения является сама компоновка храма. Он состоит из 9 церквей на общем подклете и двух отдельно стоящих приделов — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного, построенных позднее. Окончательный вид он приобрел к середине XIX века после нескольких перестроек и реконструкций из-за ветхости, пожаров и отправки русла реки Неглинной в подземную трубу. Сейчас в здании спокойно «уживаются» богослужебные помещения и музейные экспозиции. В галерее, ведущей в верхние церкви, открыта отреставрированная первоначальная темперная роспись, долгое время находившаяся под более новой — масляной.
Побывала внутри храма Василия Блаженного! | Тайны и легенды собора в самом центре Москвы
Приказ о возведении храма отдал Иван Грозный - в память завоевания Казанского царства и присоединения Казани к Московскому государству. Это произошло на следующий день после важного православного праздника - Покрова Пресвятой Богородицы. Ему и посвятили храм. Он был единственным отапливаемым и службы в нем шли каждый день, поэтому название закрепилось за всем собором. Куполов у собора также 11: десять венчают приделы в том числе придел Василия Блаженного и еще один над колокольней.
Существует также версия, что собор построил итальянский архитектор, имя которого до нас не дошло. Это объясняет и то, почему Покровский собор так сильно отличается от зданий, построенных Постником, и то, откуда в храме взялись элементы европейского зодчества эпохи Возрождения. Кстати, изначально храм был белым, а девять его лукообразных глав — гладкими и одноцветными. Только в XVII веке их украсили изразцами и луженым железом, которое приходилось менять в среднем каждые 15 лет.
Имя автора этой идеи история не сохранила. Что касается центральной главы на Покровской церкви, то она всегда была позолочена, а остальные главы во время капитальной реставрации 1967-1969 годов покрыли медью. Интересно, что в соборе не было предусмотрено подвальных помещений. Вместо них устроили перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов.
Вентилировался он через узкие отверстия, продухи. Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий.
Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного. Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников.
Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Очевидцы рассказывали: «По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом.
Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу». Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей.
Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!
Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов. Читайте также — Храм Воскресения Христова Спас на крови и узел русской истории Храм Василия Блаженного — архитектура Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам.
Составила топ самых интересных и известных. Собор — это райский сад. Одна из главных фишек храма — разноцветье. Но таким он был не всегда. В веке 16-ом, его фасад был красно-белым. Купола же были одноцветные — из луженого железа то есть покрытого оловом. Есть данные, что разноцветным храм стал в 17 веке.
Но откуда вообще такое решение? По легенде, когда-то одному юродивому — Андрею Константинопольскому — приснился райский сад. Он был полон цветущих деревьев с золотыми листьями и пёстрых птиц. Якобы это видение и вдохновило зодчих «разукрасить» собор. Архитектору храма выкололи глаза. Иван Грозный при нём церковь и построили был так восхищён собором, что приказал зодчего — ослепить!
Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.
Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Лично мне Собор Василия Блаженного понравился и я бы с удовольствием вернулась сюда еще раз, но только уже в компании с экскурсоводом и более детально все осмотрела. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Церковь Василия Блаженного была пристроена к сооружению одной из последних, 1588 году. Как я уже упоминала, в прошедшую субботу, 4 августа, я с группой блогеров выбралась на экскурсию в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного).
Что мы знаем и чего не знаем о соборе Василия Блаженного
Но Постник потом ещё строил другие здания в Казани, а стало быть остался зрячим. Если вы будете в Москве на Красной площади, не ограничивайтесь беглым осмотром храма снаружи. Потратьте немного времени и сходи на экскурсию по собору. Внутри расположен музей, и множество интересных экспонатов. Ниже немного фотографий из собора и объяснение, почему его называют по имени самой малой из церквей. Голосник — один из сосудов замурованных в стену для лучшей акустики Всё дело в том, что давние века храм не отапливался, поэтому зимой службы в нём не велись. А пристроенной новой церкви Василия Блаженного сделали отопление, так как она была самой маленькой и её легче всего было прогреть, и службы начали проводить в нём. Соответственно прихожане и начали называть весь храм по названию церкви, в которой собирались.
Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора. Наверх Церковь Киприана и Иустины Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 15 н. В этот день 1552 г. Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира день первый и четвертый. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. Наверх Церковь Покрова Пресвятой Богоматери Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного 1 14 н. Высота церкви — 47,50 м. До конца XVI в. Покровский собор был самым высоким сооружением в Москве. Четверик с двухъярусным восьмериком перекрыт шатром, который является доминантой в архитектурной композиции собора. Восьмигранный шатер завершается небольшим световым барабаном и сводом с изображением Богоматери Знамение. В центральную церковь ведут три портала входа со стороны внутренней галереи собора.
Храм перестраивали, достраивали паперти, крыльцо и приделы. Даже кровлю в соборе меняли - так старые гравюры, например, изображают храм с одним выдающимся высоким шатровым куполом, который был утрачен. Но виднейшие архитекторы и историки вступились за его сохранность, и было решено превратить храм в историко-архитектурный музей. Так в советское время дверь украшала цитата Карла Маркса: «Упразднение религии как призрачного счастья народа есть необходимое условие подлинного его счастья». Из-за этого сняли красочный слой, обнажив кирпичную кладку и белокаменные элементы декора.
Окончательный вид он приобрел к середине XIX века после нескольких перестроек и реконструкций из-за ветхости, пожаров и отправки русла реки Неглинной в подземную трубу. Сейчас в здании спокойно «уживаются» богослужебные помещения и музейные экспозиции. В галерее, ведущей в верхние церкви, открыта отреставрированная первоначальная темперная роспись, долгое время находившаяся под более новой — масляной. Подлинная гробница рака Василия Блаженного была разрушена еще в Смутные времена, затем восстановлена, зато ее покров сохранен подлинный, из мастерской царицы Ирины, супруги Федора Иоанновича. Вериги святого Василия В музейной экспозиции храма выставлены: Разборный макет собора, позволяющий и незрячим посетителям оценить красоту и необычность здания; Фрагменты подлинных железных куполов времен царя Федора Иоанновича.
Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) или главный храм Красной площади и всей Москвы отзыв. Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. Собор Василия Блаженного. В храме Василия Блаженного завершился монтаж иконостаса одной из церквей. Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него.
Навигация по записям
- Храм Василия Блаженного — Сообщество «Это интересно знать...» на DRIVE2
- Внутри собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве
- Реставрация по-московски. Храм Василия Блаженного и Кремль: supron_licvin — LiveJournal
- Главные новости
- Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль
Храм василия блаженного внутри - фото
Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея. В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Никто не говорит собор Василия блаженного, говорят храм Василия блаженного, а так как любая церковь это храм, то никаких противоречий нет.
Купола собора Василия Блаженного
храм Василия Блаженного одна из самых узнаваемых и красивых московских достопримечательностей, наравне с Кремлём и сталинскими высотками. просмотрите отзывы путешественников (12 437 шт.), реальные фотографии (8 743 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor. Оригинал взят у vovik_ptz в Храм Василия Блаженного внутри. 3. Внутри весь собор расписан вот таким орнаментом. Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 года. Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 Sputnik также сообщило, что президент РФ Владимир Путин передал РПЦ икону "Троица" для размещения в Троицком Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого.
В храме Василия Блаженного в Москве отреставрировали церковь, закрытую 90 лет назад
В Вербное воскресенье именно к этому приделу совершался крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха. Поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны. Церковь Варлаама Хутынского Освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой, почему и получила потом название «Никола Великорецкий».
В 1555 году эту икону по приказу Ивана Грозного принесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Церковь Александра Свирского Освящена во имя этого святого, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Епанчи на Арском поле. Колокольня Церковь Трех Патриархов Иоанна, Александра и Павла нового Названа она так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 августа 12 сентября н.
Церковь Святой Троицы Принято считать, что Покровский собор был построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой до XVII века часто именовали и весь храм. Церковь Василия Блаженного Единственный храм, где сегодня проходят регулярные богослужения. Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?
Но почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Построен он был по повелению сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора.
Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце пятнадцатого века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый порой не боялся перечить ему и укорять его.
При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году. Фрагмент декора собора С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.
Резонаторы в стенах создают хорошую акустику, поэтому голоса очень хорошо слышны в разных местах собора. Красочные цветочные узоры символизируют райский сад. Люди поклонялись его святым мощам и говорили: «Пойдем к Василию Блаженному». Поэтому храм и получил такое название. Внутри собора из мультимедийной презентации можно узнать историю жизни святого, увидеть несколько икон с изображением Василия Блаженного, а также посетить, несомненно, самую красивую церковь Василия Блаженного, где хранится рака с мощами. Василий Блаженный был юродивым, даже зимой он не носил одежды и получил благословение творить чудеса. Иван Грозный уважал его и прислушивался к его советам.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Трехъярусная звонница с тремя шатрами стоит к юго-востоку от собора на высоком постаменте, облицованном камнем или кирпичом. Ко второй половине XVII в. В 1680-х гг. Ее основание — массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром. Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре устроены небольшие окошки — так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов. Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм. Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука резонаторы. Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в. На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса «тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу. Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный. Наверх Церковь св. Василия Блаженного Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 г. Василия Блаженного, Христа ради Юродивого, московского чудотворца. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича, сына Ивана IV. Бесстолпный кубический храм перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Ее покрытие выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора. Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора 1905 г. В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — Евангелисты с символами. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины, а также небесного патрона первого московского патриарха — Иова Многострадального. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. Иконостас выполнен в 1895 г.
Форма поиска
- Мастер-классы и VIP-экскурсии: как Покровский Собор выживает в XXI веке
- '+obj.error+'
- Как называется собор?
- Собор Василия Блаженного в Москве: краткое описание, фото внутри, виртуальный тур
- 12.07.2023 18:41:11
- Храм Василия Блаженного
Грандиозная реализация проекта
- Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль | РИАМО | РИАМО
- Секреты храма Василия Блаженного
- В Москве открыли копию Храма Василия Блаженного, которому в этом году 460 лет
- Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри: shpy — LiveJournal
До и после: Храм Василия Блаженного 100 лет назад и сейчас
Лига путешественников Чем на самом деле является собор Василия Блаженного и что у него внутри? Однако такого собора в России нет. А тот, который стоит на главной площади страны, называется собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Он был построен как символ памяти о взятии Казани и объединяет девять церквей приделов , стоящих на общем основании — подклете. Собор построили во велению Ивана Грозного. Центральную церковь освятили в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Часть из восьми окружающих её церквей освятили в честь святых, чьё чествование выпадает на дни решающих боёв за Казань. И только несколько десятилетий спустя сын Ивана Грозного повелел пристроить к собору ещё одну церковь и освятить её в честь местного юродивого Василия, которого похоронили возле стен здания.
Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора 1905 г. В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — Евангелисты с символами. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы».
В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины, а также небесного патрона первого московского патриарха — Иова Многострадального. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. Иконостас выполнен в 1895 г. Павлинова в традиции ярославской школы XVII в. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, подпись которого сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь. На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 г.
Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в. Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения. Наверх Церковь Трёх патриархов Константинопольских Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа 12 сентября н. В 1552 г. Покрытие главы составляют похожие на лемех ромбики красного и зеленого цветов, напоминая "чешую кедровой шишки, ананаса и артишока", о которых писал восхищенный необычностью глав собора архидиакон Павел Алеппский в середине XVII в. Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в.
В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора. Наверх Церковь Киприана и Иустины Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в.
Их память отмечается 2 15 н.
Существует также версия, что собор построил итальянский архитектор, имя которого до нас не дошло. Это объясняет и то, почему Покровский собор так сильно отличается от зданий, построенных Постником, и то, откуда в храме взялись элементы европейского зодчества эпохи Возрождения. Кстати, изначально храм был белым, а девять его лукообразных глав — гладкими и одноцветными. Только в XVII веке их украсили изразцами и луженым железом, которое приходилось менять в среднем каждые 15 лет. Имя автора этой идеи история не сохранила. Что касается центральной главы на Покровской церкви, то она всегда была позолочена, а остальные главы во время капитальной реставрации 1967-1969 годов покрыли медью. Интересно, что в соборе не было предусмотрено подвальных помещений. Вместо них устроили перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов.
Вентилировался он через узкие отверстия, продухи. Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий.
Кстати, "в техзадании", как теперь бы сказали, особо прописывалось, что Исторический музей должен "гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором".
Архитекторы Владимир Шервуд англичанин по происхождению и Анатолий Семенов с задачей великолепно справились. И сам храм могли разрушить. По неподтвержденной информации, в 1936 году реставратору Петру Барановскому предписали сделать обмеры собора он после революции стал музеем - так обычно делали перед сносом памятников.
Барановский отказался это делать, будто бы объявив, что если дойдет до сноса, он покончит с собой. Храм Василия Блаженного и сейчас музей. Правда, по воскресеньям сюда можно прийти на службу если не перекрыта Красная площадь , она совершается в приделе Василия Блаженного - одного из самых почитаемых московских святых.
Всего же этих приделов церквей - 11.