Ключевые слова: права женщин, правовое положение женщин, история России.
Когда у женщин в России появились права?
В Древней Руси прав у женщин было мало, замуж выдавали, предварительно выкрав невесту из семьи, а наследства женщинам и вовсе не доставалось. Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. В России появились Высшие женские курсы, которые по имени их директора Константина Бестужева-Рюмина получили название Бестужевских. Конституция СССР гарантировала равноправие женщин: «Женщинам в СССР предоставляются равные с мужчинами права во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизн. Проект посвящен истории развития прав и свобод женщин на протяжении времени.
Право быть Женщиной
Для мужчины же такое поведение считается абсолютно нормальным и даже возвышающим его достоинство. Переход от большой семьи к маленькой Сто лет назад в семьях было в среднем по 8 детей. Считалось, что чем больше детей, тем проще будет справляться с домашними хлопотами и делами. Воспитанием детей особо не увлекались, а сразу запрягали их работами, не говоря уже про счастливое, яркое детство. В богатых семьях было принято держать гувернантку, на плечи которой и возлагались заботы о детях. Переход от большой семьи к малой позволил женщине не только заниматься самореализацией, но и уделять максимум внимания детям, принимать активное участие в их воспитании и развитии. До сих порт существует стереотип о том, что дом целиком и полностью лежит на плечах женщины, и мужчина не должен к этому иметь никакого отношения.
На деле, это не совсем справедливо, поэтому задачами 21 века является желание добиться большего участия отцов в воспитании детей, равного распределения домашних обязанностей и партнерских отношений между супругами. За прошедшие сто лет женщины многого добились в борьбе за равноправие во всех сферах жизни. Однако еще остались некоторые различия и общественные стереотипы, которые не позволяют нам быть наравне с мужчинами.
Во второй могут уйти как мамы, так и папы. А вот первый могут брать только женщины. Во время этого отпуска можно не работать и получать свой средний заработок — или МРОТ, если стаж совсем небольшой. Отпуск по беременности и родам дают на основании больничного листа, а его выдают только тем, кто забеременел, родил или усыновил ребенка. Причем даже в случае усыновления больничный выпишут только матери.
Это возможно, если ребенку еще нет 3 месяцев, а женщина хочет сохранить тайну усыновления. В женской консультации она получит обычный больничный, такой же, как при беременности и родах.
В метро появлялись боязливо оглядывавшиеся старушки, торговавшие букетиками мимозы довольно жалкого вида — букетики сметали моментально. В начальной школе мы каждый год тщательно готовили открытки мамам, распевали песенки: «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день…» В старших классах девочкам полагалось поздравить мальчиков на 23 февраля совершенно не обращая внимания на то, что большинство из них уже обдумывает, как бы им отвертеться от военной службы , а мальчикам поздравить девочек перед 8 марта. Потом так же происходило в университете и на работе.
Дома у нас, конечно же, ничего такого не было. Помню, как, вдохновленные школьной жизнью, мы с одноклассницей отправились в магазин, попытались купить своим папам по бутылке вина, вино нам не продали, тогда купили… ну конечно же, носки. Не знаю, как у подружки, но мой папа был явно удивлен.
Римское право признало изнасилование преступлением, в котором жертва вынашивала нет вины. Изнасилование каралось смертной казнью. Однако с точки зрения закона изнасилование может быть совершено только в отношении гражданина с хорошей репутацией. Не было преступлений в виде изнасилования в браке, а изнасилование рабыни могло преследоваться по закону только как нанесение ущерба собственности ее владельца. Большинство проституток в Древнем Риме были защищены, хотя некоторые из них были защищены от принуждения к проституции согласно пункту в их договоре купли-продажи. Работа проституткой или артистом заставляла женщину подчиняться infamis , на основании, что, сделав свое тело общедоступным, она фактически отказалась от своего права на защиту от сексуального насилия или физического насилия.
Византийский закон Действует с византийского права в основном на основе римского права, правовой статус женщин существенно не изменился по сравнению с практикой VI века. Но традиционное ограничение участия в общественной жизни, а также враждебное отношение к независимым женщинам продолжались. Более сильное влияние греческой культуры способствовало строгому отношению к роли женщины как дома, а не на публике. Также росла тенденция к тому, чтобы женщины не были проститутками, рабынями или артистами, полностью скрывали чадру. Как и в прежнем римском праве, женщины не могли быть законными свидетелями, занимать административные должности или заниматься банковскими делом, но они все были наследовать и владеть землей. Как правило, влияние церкви выражалось в пользу отмены инвалидности, наложенной старым законом на безбрачие и бездетность, расширенные возможности для вступления в исповедуемую религиозную жизнь и должное обеспечение жены. Церковь также поддерживала политическую власть тех, кто был дружественно настроен по отношению к духовенству. Назначение матерей и бабушек воспитателями было санкционировано Юстинианом. Ограничения на брак сенаторов и других мужчин высокого ранга с женщинами низкого ранга были расширены Константином , но они были почти полностью сняты Юстинианом.
В конце 9 века вторые браки не нарушаются, особенно тем, что законодательно закреплено условие. Самые самые необходимые конституции сделали священника необходимой части бракосочетания. Уголовный закон также изменил свое отношение к женщинам. Прелюбодеяние было наказаною Константином, но Юстиниан смягчил наказание до ссылки в монастырь. Женщина, осужденная за супружескую измену, не могла выйти замуж повторно. Брак между христианином и евреем сделал виновными в прелюбодеянии. Были приняты строгие законы против преступлений, связанных с целомудрием, особенно в отношении сводничества и инцеста. Унести или применить насилие к монахине считалось уголовным преступлением. Женщин наказывают за ношение одежды или украшений кроме колец , имитирующие украшения, предназначенные для императора и его семьи.
Актрисы и женщины с дурной славой не должны были носить платья девственниц, посвященных Небесам. Если с консулом жила жена или мать, ему разрешалось нести большие расходы, чем если бы он жил в семье. Интересы работающих женщин были защищены защитными актами о гиноэции , или мастерских по прядению, крашению и т. Канонический закон, неодобрительно относящийся к женской силе, преобладающий в более позднее римское право было скорее в противоположном направлении. Decretum Gratiani специально воспитывал подчинение жены мужу и повиновение его воле во всем. Основные различия между каноническим и римским правом кольца заключаются в праве брака, особенно в введении гласности и формальностей. Благословение священника было совершено временной властью, как уже было сказано. Исламское право В раннем Средневековье первые улучшения положения женщин были предприняты во время ранних ран при исламе , когда женщинам были предоставлены большие права в браке, разводе. Оксфордский словарь ислама утверждает, что общее улучшение положения арабских женщин запретало детоубийства женского пола и признание полноты женской личности.
Согласно исламскому закону брак больше не рассматривался как «статус», а скорее как «договор», в котором женщины было обязательным. Имущество замужних женщин, включая землю, принадлежало им собственностью их мужей в результате брака, что является серьезным отличием от большинства стран Европы до современной эпохи. Аннемари Шиммель утверждает, что «по сравнению с доисламским положением женщин, Исламское законодательство означало огромный прогресс; женщина имеет, по крайней мере, согласно букве закона , распоряжаться богатством, которое она принесла семье или заработала собственное право трудом. Ислам сделал образование женщин священной обязанностью. Женщины в исламе сыграли важную роль в основании многих исламских учебных заведений , как Фатима аль-Фихри , основавшая Университет Аль-Карауин в 859. Это продолжалось до династии Айюбидов в XII и XIII веках, когда в Дамаске были основа ны 160 мечетей и медресе , 26 из которых финансировались женщиными через систему вакф благотворительный фонд или закон о трастах. Половина всех царских покровителей этих заведений также составляли женщины. Согласно суннитскому ученому Ибн Асакиру в XII веке, в средневековом исламском мире были возможности для женского образования, написав, что женщины могут учиться, зарабатывать иджаза ученых степени и квалифицируются как ученые и учителя. Это было особенно характерно для ученых и ученых семей, которые хотели максимально возможное образование для своих сыновей и дочерей.
Сам Ибн Асакир в свое время учился у 80 разных учителей-женщин. На образование женщин в исламском мире вдохновили жены Мухаммеда : Хадиджа , успешная бизнес-леди, и Айша , известный знаток хадисов и военачальник. Согласно хадису , приписываемому Мухаммаду , он хвалил женщин Медины за их стремление к религиозным знаниям: «Как прекрасны были женщины из ансар; стыд не помешал им стать учеными в вере ». Хотя для женщин было не принято записываться в качестве студентов в формальные классы, для женщин было обычным явлением посещать неформальные лекции и учебные занятия в мечетях, медресе и другие общественные места. Хотя не существовало юридических ограничений на образование женщин, некоторые мужчины не одобряли эту практику, например Мухаммад ибн аль-Хадж ум. В этот момент женщины тоже приходят послушать чтения; мужчины сидят на одном месте, женщины смотрят на них. Женщины были заняты в широком спектре коммерческой деятельности и различных профессий в первичном секторе например, фермеры , вторичном секторе как строители , красильщики , прядильщики и т. И третичном секторе инвесторы, врачи, медсестры, президенты гильдий , брокеры , разносчики , кредиторы , ученые и др. Мусульманские женщины также владели монополией в некоторых отраслях текстильной промышленности , крупнейшей и наиболее специализированной и ориентированной на рынок отрасли в то время, в таких профессиях, как прядение , крашение.
Для сравнения: женщины права собственности и наемный труд были относительно редкими в Европе до промышленной революции в 18-19 веках. Уголовное право К нарушителям женского и мужского пола обращались в основном одинаково, за исключением некоторых случаев, например, дийа или денежная компенсация за преступление против женщины-жертвы вдвое меньше, чем у мужчины-жертвы. Для обвинения женщины в супружеской неверности требуются четыре свидетеля, что затрудняет судебное преследование. С другой стороны, изнасилование - это уголовное преступление, связанное с нападением, которое не требует присутствия четырех очевидцев, как если бы это было обвинение в супружеской неверности. Однако в нескольких странах с мусульманским большинством изнасилование рассматривается как супружеская измена, требуя наличия четырех свидетелей; это было предметом международных споров. Женщины могут выступать в качестве свидетелей в суде, но ее показания стоят вдвое меньше, чем показания мужчины. Как упоминается в Коране, «Вызовите двух свидетелей из числа своих мужчин; но если нет двух мужчин, то один мужчина и две женщины из тех, кого вы одобряете в качестве свидетелей, так что если одна из двух женщин забудет, другая женщина может напомнить ей « Закон о разводе В исламском праве мужчинам нужно только произнести« Я развожусь с тобой »или« Tal aq » три раза в наличие его жены, чтобы официально инициировать развод; тем не менее существует обязательный период ожидания в три месяца, и если в это время будет обнаружено, что жена беременна, развод не вступит в силу до тех пор, пока после родов. Согласно исламскому праву, женщины всегда имели право инициировать развод, но использовать в судебном порядке и доказывать основания для разлучения, в том числе жестокость, отсутствие положения, оставление, бессилие мужа и другие уважительные основания. Женщины могли инициировать развод без какого-либо другого способа, называемого разводом по инициативе, который включил возврат махра приданого или подаренного ей невесты , при любом разводе по инициативе.
Закон о браке Коран четко разрешает полигамию до 4 жен, как уже упоминалось: «И если вы боитесь, что поступит» е несправедливо с девочками-сиротами, то женитесь на тех, кто вам нравится из [других] женщины, две женщины, три или четыре. Это более подходит, если вы не склонны [к несправедливости] ». Согласие первой жены перед женитьбой на другой женщине не требуется в исламских законах в соответствии с Постоянным комитетом фетвы. Согласно мнению в рамках школы Ханбали , отец может отдать свою младшую дочь в брак ее согласия, как утверждает Ибн Кудама мусульманский ученый-ханбали : «Что касается женщин, то отец может отдать свою младшую девятилетнюю дочь, еще не достигла возраста в браке, и нет разногласий этого, если он выдаст ее замуж за кого-то соответствие. Ибн аль-Мундхир: Все ученые, от которых мы получили знания, единодушно согласились, что для отца допустимо отдавать свою младшую дочь в браке, если он улаживает ее с кем-то совместимым, и ему разрешено это делать, даже если она не хочет. Если женщины достигли зрелости возраста, чтобы иметь законное согласие, ее наличие необходимо в браке, как приказал Пророк: "Ранее - замужняя женщина больше прав в отношении, чем ее опекун, и следует использовать разрешение девственницы в относительно брака , и ее разрешение - это ее молчание ". Однако любые женщины должны вступить в брак с опекуна, если ее опекун брак не согласен с тем, как Пророк сказал: «Не должно быть никаах брачный контракт , кроме как с вали опекуном ». Хотя мужчины-мусульмане могут жениться на женщинах женщинах иудейской или христианской веры, женщинам выходить замуж за мужчин-немусульман. Закон России По законам и обычаям Московская Россия была патриархальным обществом.
Петр Великий ослабил обычай подчинения молодежи, но не женщин. Указ 1722 года запретил любые принудительные браки, требуя согласия как жениха, так и согласие родителей, сохраняя при этом разрешение родителей. Однако только мужчины имели возможность расторгнуть брак, заставив своих жен перейти в женские монастыри. С юридической точки зрения в отношении женщин существовали двойные стандарты. Прелюбодейная женщина может быть приговорена к принудительным работам, в то время как мужчин, убивших своих жен, просто пороли. После смерти Петра Великоголи законы и обычаи, касающиеся супружеской власти мужчин над своими женами. В 1782 году гражданское право усилило обязанность женщин подчиняться своему мужу. К 1832 году Сборник изменил это обязательство на «неограниченное повиновение». В течение восемнадцатого века Русская Православная Церковь получила большую власть над браком и запретила священникам разводиться даже с женами, подвергавшимися жестокому обращению.
К 1818 году российский сенат также запретил разлучение супружеских пар. Русские женщины страдали от ограничений на владение имуществом до 1753 года, когда дворянские семьи могли получить наследство дочери, сделав его часть ее приданого. Этот указ также гарантирует, что женщины имеют отдельную экономику от своих мужей, хотя они не могут наследовать свою собственность до тех пор, пока не выйдут замуж. Права женщин улучшились после подъема Советского Союза при большевиках. Европа К 1500 году Европа разделилась на два типа светского права. Одно из них было обычное право, преобладало в северной Франции, Англии и Скандинавии, которое преобладало на юге Франции, Италии, Испании и Португалии. Обычные законы предпочитали мужчин больше, чем женщин. Например, наследство среди элит в Италии, Англии, Скандинавии и Франции перешло к старшему наследнику мужского пола. Во всех регионах законы также давали полноценная власть над жизнью, имуществом и телами своих жен.
Некоторые не менее, были некоторые улучшения для женщин по сравнению с древними обычными инструментами, например, они могли наследовать в некоторых моделях своих мужей и вдов, чтобы получить приданое. В областях, управляемых римлянами. Во всей Европе правовой статус женщины определялся ее семейным положением во время брака сама по себе самым большим фактором ограничения женской автономии. Обычаи, статуи и практика не только ограничивали права и свободы женщин, но не позволяли занимать государственные должности на том основании, что они могут выйти замуж. Законы Северной и Западной Европы Скандинавия Ранний закон северных частей Европы женщина интересен тем, что он по-разному относился к км. Положение женщин сильно различировалось. В языческой Скандинавии до введения христианства женщины в Скандинавии занимали относительно свободное и независимое положение. Христианство пришло с первыми миссионерами примерно в 800 г. Тетя по отцовской линии, племянница по отцовской линии и внучка по отцовской линии, которые называли одалквинна, имели право наследовать собственность от умершего мужчины.
Женщина с таким статусом упоминалась как рингквинна , и она была всеми правами, Вышло из системы семейного клана, как, например, право требовать. После 20 лет незамужняя женщина, именуемая ма и мей, достигла совершеннолетия и право решать, где проживать, и считалась перед законом своей личностью. Исключением из ее независимости было право выбирать партнера по браку, поскольку браки обычно заключаются кланом. Вдовы пользуются таким же независимым статусом, как и незамужние женщины. Женщины имели религиозный авторитет и действовали как жрицы гыджа и оракулы сейдквинна ; они были активны в искусстве как поэты скальдер и рунные мастера , а также как торговцы и знахари. Они также могли быть активными в военном ведомстве: рассказы о щитоносцах не подтверждены, но некоторые археологические находки, такие как женщина-викинг-воительница из Бирки , могут указывать на то, что по крайней мере некоторые женщины-военачальники существовал. Замужняя женщина могла развестись с мужем и снова выйти замуж. Для свободной женщины также было социально приемлемое положение с мужчиной и рождение с ним детей, не выходя за него замуж, даже если этот мужчина был женат: женщину в таком положении называли фрилла.
Голосовать, учиться и носить брюки: правила жизни феминисток
Когда женщины боролись за свои права? Данное движение возникло на волне классического либерализма в XVIII веке, но активизировалось с конца 1960-х годов. Какая организация защищает женщин? Организация «ООН-женщины», защищающая права женщин и девушек, была создана для ускорения прогресса по всему миру с целью удовлетворения их нужд и потребностей. Кто первый начал бороться за права женщин? Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX века. Среди активисток этого времени — София де Кондорсе. Автором термина считается Шарль Фурье. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США 1775—1783.
Как называется женщина которая обеспечивает мужчину? Как в старину называли девушек?
Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал". Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.
И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А. Тыркова: "... Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7] Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине — менялось и отношение к женскому образованию.
В заключение хочется отметить, что женское образование — это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины. Список использованной литературы 1 Константинов Н. История педагогики. Для педвузов. Из истории женского профессионального образования. И отв.
Иваново, 1997. Учебное пособие. Хрестоматия [5] Пушкарева Н. Характеристика основных женских учебных заведений 3. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни.
В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста. В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м — словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения.
Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится. Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем.
На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, так как русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого.
Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном. Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь. По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками , пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами.
Первый выпуск состоялся в 1802 году.
Одной из первых бунтарок, заявившей о праве женщин на брюки, стала Амелия Блумер, американская писательница конца XIX века. Именно в честь нее назвали короткую юбку блумерс, которую в сочетании с панталонами на рубеже веков носили велосипедистки.
Но для повседневной носки такой наряд не совсем подходил, так что и популярностью не пользовался. Марлен Дитрих обожала брюки. Из соображений безопасности широкие юбки в цеху были запрещены, так что женщины с удовольствием переоделись в бриджи и комбинезоны.
Но настоящей революцией стали брючные костюмы, в которые облачилась Коко Шанель. Интересно, что во Франции закон, запрещающий женщинам носить брюки, был официально отменен лишь в 2013 году. Работать, получать деньги и выходить замуж Долгое время женщинам вообще запрещалось работать, после профессии стали делить на женские и мужские.
При этом считалось, что женщины некоторых профессий не могут выходить замуж. Например, в Швейцарии вплоть до 1965 года женщинам было запрещено выходить замуж! А жительницы ФРГ до 1977 по закону обязаны были спросить у мужа разрешения, прежде чем выходить на работу.
Первопроходцем стала Люси Стоун, американская суфражистка, которая вышла замуж в 1855 году и сохранила свою девичью фамилию.
В настоящее время женщины занимают руководящие посты на различных уровнях власти, в том числе в правительстве, парламенте и муниципальных органах. Благодаря этому, женское мнение и интересы находятся в центре внимания при принятии решений, что способствует более справедливому и равноправному обществу. Социальное признание и экономические возможности Борьба за права женщин в России также была направлена на создание равных возможностей для представительниц прекрасного пола в экономической сфере. Законодательство регулирует вопросы равной оплаты труда, декларирует защиту от дискриминации при трудоустройстве и содействует созданию равных условий для карьерного роста. Несмотря на то, что еще существует определенная доля неравенства и проблем, женщины получили возможность участвовать в экономической жизни страны и достичь успеха в различных сферах. Международное сотрудничество и партнерство Борьба за права женщин в России является частью мирового движения в противодействии дискриминации по половому признаку. В России активно сотрудничают с международными организациями, такими как ООН и Европейская комиссия, для разработки и внедрения мер и программ по защите прав женщин, предотвращению насилия и поддержке женского предпринимательства.
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024
Подшучивать над «днем Клары Цеткин» было совершенно обычным делом. Но вообще-то, несмотря на всю фальшивую официальную риторику, особенно режущую слух в нашей стране, где представители государства и церкви регулярно заявляют о том, что если муж побьет жену, то ничего страшного в этом нет, а организацию, борющуюся против домашнего насилия, объявляют иностранным агентом, — а может быть, не несмотря, а как раз из-за всей этой фальши и двойных стандартов, я с годами все больше симпатизирую женскому празднику с 23 февраля как-то по-прежнему не складывается. Да и к Кларе Цеткин тоже начинаю относиться с большим сочувствием. Какими бы левыми ни были ее идеи, но мысль о том, что женщины должны защищать свои права, вообще-то, вполне разумна. Другой вопрос, как это делать. Вот тому, как женщины бились иногда в переносном, а иногда и в прямом смысле за свои права, — и будет посвящен новый выпуск.
Декларация прав женщины важна, потому что она привлекла внимание к ряду феминистских проблем, которые в совокупности отражали и влияли на цели многих активистов Французской революции. Содержание 1.
Для празднования этого дня было выбрано 8 марта, потому что именно в этот день 1857 года работницы текстильных и обувных фабрик Нью-Йорка впервые провели манифест с требованием 10-часового рабочего дня и улучшения условий труда. Итак, чего же смогли добиться женщины за последние сто лет своей борьбы за равноправие полов? Избирательно право Еще с 19 века женщины боролись за предоставление им избирательных прав. Женщины во многих европейских странах не имели право голосовать вплоть до тридцатых годов прошлого столетия. Например, в Швейцарии всеобщее избирательное право появилось только в 60-х годах 20 века, в Португалии женщины получили избирательное право только в 80-х годах. Женщины Ближнего Востока получили право выбора самые последние. Трудовое право С давних времен женщины работают, а не живут на иждивении мужчин. Крестьянки участвовали в полевых работах, женщины в городах ходили на завод или на службу. Право работать у женщин было всегда, а вот зарплаты были значительнее ниже, а рабочий день длиннее в отличие от мужчин. В настоящее время трудовая дискриминация по половому признаку запрещена, однако по статистике экономически активные женщины зарабатывают вдвое меньше мужчин.
Аналогичным образом, занимать политические должности, похоже, подходили только для мужчин; Нигде в ирландских исторических трактатах не упоминается какая-либо женщина-верховная королева или военные политические дела, как правило, исключительно мужскими. Однако в конце 17-го века в пэрах Берка есть многочисленные свидетельства о том, что женщины унаследованные благородные поместья или мужчины, наследующие по женской линии. Этими наследницами были были и все более ирландские английские семьи. Даже с этими юридическими ограничениями, наложенными на женщин, сохранили некоторую правоспособность. Прибытие св. Патрик и введение христианского римского права повлияли на средневековые ирландские представления о браке. К восьмому веку предпочтительной формой брака был брак между равными в обществе, при котором женщина технически юридически зависела от мужа и получала его половину отношения чести, но могла обладать значительными полномочиями в передаче собственности. Таких женщин называли «женщинами совместного владычества». Взрослые сыновья, по-видимому, также получили права по новым христианским законам, поскольку сохранившиеся тексты, кажется, указывают на то, что сыновья могли оспаривать плохие контракты, которые могли бы повредить его наследству. Хотя после восьмого века уже не имели права принуждать их к браку. Англия Примерно в 60 году эры Будика , кельтская королева в Восточной Англии , вела почти успешную битву против римлян. Империя , стремясь сохранить права своих дочерей на наследование, право, которым они владели при доримских системах, но запрещенное римлянами. Англия имеет сложную историю юридических прав женщин. Значительные документы о правах женщин появились после норманнского завоевания Англии. Эти документы отменили некоторые законы, введенные Конкистом в 1066 году, и вызвали расчеты с континентальными, ирландскими и другими законами Священной Римской империи. Это расхождение, когда Англия дала женщинам больше прав, стало фактором конфликта с французской и другими монархиями Священной Римской империи на протяжении веков, включая Столетнюю войну , попытку вторжения испанцев. Армада и Война за австрийское наследство. Эти документы включают Великую хартию вольностей в 1215 году и Билль о правах 1689 года , которые давали права женщинам, которые были запрещены в системах Священной Римской Империи. Кроме того, правление Елизаветы I в 1558—1603 гг. Было значительным в его видимом и успешном отстаивании одногооких женщин наследованная собственность, зарабатывать деньги, осуществлять свое агентство иным образом действовать в качестве юридических лиц, эквивалентных холостых или женатые мужчины; эти права использовали с правовыми ограничениями в отношении женщин Священной Римской империи и были существенным фактором в Английской Реформации и английском Просвещении Мидлендса. Эти права по-прежнему приостановлены для многих замужних женщин, которые остались недееспособными во время брака в соответствии с общими законами Coverture , которые восходят к нормандскому завоеванию. Несколькими столетиями ранее некоторые из ее колоний в Северной Америке , включая Колонию Нью-Джерси по конституциям, предоставили право голоса женщинам, которые соответствовали тем же имущественным требованиям, которые были соответствующими мужчинам; общие законы Coverture, требующиеся, чтобы собственность замужней женщины находилась во владении ее мужа, означали, что замужние женщины, как правило, не соответствовали требованиям. До норманнского завоевания в 1066 году изменились в разных регионах Англии. Законы Ательстана содержали особые жестокие положения о наказании рабыни, осужденной за воровство: ее должны были быть заживо сжечь восемьдесят других рабынь. Сжигание было наказанием, специально предназначенным для женщин, уличенных в измене или колдовстве. Дело о приговоре к сожжению за государственную измену произошло еще в 1789 году. Моногамия закреплялась как гражданским, так и церковным правом. Второй и третий браки предполагали покаяние. Проблеск жестокости в домашнем хозяйстве дает положение, встречающееся не менее трех раз в церковном законодательстве, о том, что если женщина бичевала свою рабыню до смерти, она должна совершить покаяние. Следы покупки жены все еще были замечены в законе Этельберта Кентского , который гласил, что если мужчина унес жену свободного человека, он должен за свой счет достать другую жена для мужа. Также Похищение невесты. Кодексы содержат мало положений относительно собственности замужних женщин, но те немногие, кажется, доказывают, что они были в лучшем положении, чем в более поздние сроки. Развитие выкупа за невесту несомненно было в том же направлении. Это была сумма, уплаченная мужем семье жены за покупку части семейного имущества, а утренний подарок был выплачен самой невесте. В своей английской форме утренний дар встречается в законах Канута; в своей латинизированной форме morgangiva, оно встречается в Leges Henrici Primi. Старое общее и статутное право Англии ставило женщин в особое положение. Женщина была освобождена от юридических обязанностей, в частности, по отношению к мужчинам и не выполнялась депутатом. Она не могла вести настоящую вражду, то есть одну из которых занимала военная служба. Тот же принцип проявляется в правиле, согласно которому она не может быть наделена замком, поддерживаемым для защиты королевства, а не для частного использования владельцем. Она могла получать почести, но не в той форме, в которой они пользуются мужчинами. Она могла быть констеблем замка или виллы, но не шерифом, за исключением одного случая в Вестморленде, где в 17 веке исполняла наследственную должность. В некоторых случаях женщина могла передавать права, которыми она не могла пользоваться. Однако этот иск был нарушением французского конституционного закона, который отклонил иск женщины. В соответствии с Великой хартией вольностей права вдов на собственность были защищены, что резко противоречило закону Салика , но женщина не могла обвинить мужчину в убийстве, кроме этого ее мужа. Эта инвалидность, несомненно, возникла из-за того, что в испытании битвой она, естественно, появлялась не лично, а через чемпиона. В некоторых старых статутах встречаются очень любопытные правила роскоши в отношении женской одежды. Согласно законам о роскоши Эдуарда III в 1363 г. III, cc. Во время принятия этих законов о роскоши торговые интересы женщин защищались законодательными органами. В некоторых случаях женам и дочерям торговцев разрешалось помогать в торговле их мужьям и отцам. Некоторые торговые корпорации, такие как Ост-Индская компания , не признавали различия по полу у своих членов. По общему праву женщина могла владеть как недвижимым, так и личным имуществом. Однако в случае замужней женщины муж имел пожизненную заинтересованность в любой недвижимой собственности: это продолжалось даже после смерти жены и было известно как сдача в аренду "любезно". Личное имущество полностью перешло в собственность мужа, за исключением некоторых предметов украшения или домашнего обихода, известных как атрибутика. После вступления в брак все имущество жены переходит в руки ее мужа, даже если это было ее семейное наследство. Любые деньги, заработанные женой трудом или торговлей, также попадали в руки ее мужа, которому она должна была подчиняться по обычаям брака в то время. Домашнее насилие также допускалось в исторической Англии до тех пор, пока это не нарушало общественного спокойствия. Муж или господин по закону имеют право бить и удерживать свою жену, ребенка или слугу до тех пор, пока он не убивал их и не нарушал общественный порядок. Мужья также имели право на неограниченный доступ к телу его жены до конца 20 века, когда концепция супружеского изнасилования была признана и криминализована. Шотландия В Шотландии еще Regiam Majestatem 14 век женщины были объектом особого правового регулирования. В этой работе mercheta mulieris вероятно, налог, уплачиваемый лорду за брак дочери арендатора был установлен в размере, различающемся в зависимости от ранга женщины. Многочисленные древние законы касались торговли и роскоши. Он до сих пор сохранился на острове Ульва. Согласно Leges Quatuor Burgorum , пивовары-женщины, производящие плохой эль, должны были лишиться восьми пенсов и быть помещены на табурет для куколки и должны были установить эль-палочку вне их домов под штрафом в четыре пенса. Те же законы также предусматривают, что замужняя женщина, совершившая преступление без ведома своего мужа, может быть наказана, как несовершеннолетний ребенок. Уэльс Вторая часть Уэльских кодексов законов начинается с «женских законов», таких как правила, регулирующие брак и раздел имущества, если супружеская пара должна расстаться. Положение женщин по законам Уэльса значительно отличалось от положения их норманнско-английских современниц. Брак может быть заключен двумя способами. Обычным способом было то, что женщину отдавали мужчине ее родственники; ненормальным было то, что женщина могла сбежать с мужчиной без согласия своих сородичей. В последнем случае ее родственники могли заставить ее вернуться, если она все еще была девственницей, но в противном случае ее нельзя было заставить вернуться. Если отношения длились семь лет, у нее были те же права, что и у родственников. Ряд выплат связан с браком. Амобр - это гонорар, выплачиваемый лорду женщины за потерю девственности, будь то замужество или иное. Cowyll был платежом, причитающимся женщине от ее мужа на следующее утро после свадьбы, что знаменовало ее переход от девственницы к замужней женщине. Агведди - это сумма общего фонда собственности, принадлежащая паре, которая должна была принадлежать женщине, если пара рассталась до истечения семи лет. Общее количество агведди зависело от статуса женщины по рождению независимо от фактического размера общего фонда собственности. Если брак распадался по истечении семи лет, женщина имела право на половину общего фонда. Если женщина находила своего мужа с другой женщиной, она имела право на выплату в размере шести пенсов в первый раз и фунта во второй раз; в третий раз она имела право развестись с ним. Если у мужа была наложница, жене разрешено ударить ее даже без выплаты какой-либо компенсации, если это произошло к смерти наложницы. Женщина могла быть избита своим мужем только по трем причинам: за то, что она отдала то, что она не имела права отдавать, за то, что была найдена с другим мужчиной, или за то, что она хотела запятнать бороду мужа. Если он бил ее по какой-либо другой причине, она имела право на получение сархада. Если муж нашел ее с другой мужчиной и избил ее, он не имел права на дальнейшую компенсацию. Женщинам не разрешалось наследовать землю, за исключением особых обстоятельств, но правило раздела движимого имущества в случае смерти одного из супружеских пар было одинаковым для обоих полов. Имущество было разделено на две равные половины: выживший партнер оставил одну половину, а умирающий партнер мог передать наследство от другой половины. Законы эдвардианской эпохи В 1911 году, по английскому законодательству, самый ранний возраст, в котором девушка могла вступить в действительный брак, составляла 12 лет; мальчики должны быть 14 лет. В соответствии с Законом 1855 года о поселении младенцев, действительное урегулирование может быть достигнуто женщиной в возрасте 17 лет с одобрения суда, в то время как возраст мужчины составляет 20 лет; Согласно Закону 1907 года об имуществе замужних женщин любое урегулирование мужем имущества его жены считалось недействительным, если оно не было выполнено ею, если она достигла совершеннолетия, или подтверждено ею после достижения ею совершеннолетия. Незамужняя женщина должна была содержать незаконнорожденных детей до достижения ими 16-летнего возраста. Как правило, при отсутствии согласия, ей помогали постановления о присоединении, выдаваемые мировыми судьями. В соответствии с Законами о собственности замужних женщин 1882 и 1908, замужняя женщина, имеющая отдельную собственность, должна была обеспечивать содержание своих родителей, мужа, детей и внуков, которые становились подчиненными любому союзу или приходу. По общему праву отец, а не мать, имел право на опеку над законным ребенком до 16 лет и мог потерять это право только в результате неправомерного поведения. Но Канцлерский суд , где бы ни было доверительное имущество и младенец мог быть помещен под опеку суда, менее жестко относился к правам отца и больше обращал внимание на интересы ребенка и, следовательно, на в некоторых случаях к расширению прав матери в общем праве. Законодательство шло в том же направлении. В соответствии с Законом об опеке над младенцами 1873 Канцлерский суд был уполномочен обеспечить соблюдение положения в акте о раздельном проживании, передавая опеку или контроль над ребенком матери. Закон о судебной власти 1873 года постановил, что в вопросах, касающихся опеки и обучения младенцев, преимущественную силу должны иметь правила справедливости. Самыми значительными ограничениями, которым женщины все еще подвергались в 1910 году, было исключение наследниц женского пола из правопреемства на недвижимость, за исключением отсутствия наследника мужского пола; и тот факт, что муж мог получить развод за прелюбодеяние своей жены, в то время какжена могла получить развод только за прелюбодеяние своего мужа в сочетании с какой-либо другой причиной, такой как жестокость или дезертирство. Почти все существующие инвалидности были сняты Законом 1919 года об исключении исключении пола. Испания и Аквитания До введения Салического закона в 1500-х годах в Испании и Южная Франция, эти регионы входят в состав вестготского королевства 418—721 и различных его преемников Астурия , Леон , Кастилия , Наварра , Арагон , Аквитания Окситания и Лангедок Вестготское право и римское право объединены, чтобы позволить женщины некоторые права. В Испании эти законы были дополнительно кодифицированы между 1252—1284 годами Альфонсо X Кастильским с Siete Partidas. Эти законы позже будут отменены введением Закона Салика, запрещающего женщинам наследовать собственность. Например, закон Салика был наложен, чтобы запретить дочерям Изабеллы I Кастильской наследовать в Арагоне. Сегодня испанский трон унаследован когнитивным первородством по предпочтениям мужчин. Будучи потомками колонизаторов, испанские женщины в то время имели более высокий статус, чем женщины из числа коренных народов. Но женщины, независимо от расового происхождения, имеют ограничения в своей автономии в обществе, например, ее основная социальная роль ограничивается домом и семьей при выполнении домашних обязанностей, таких как уход за детьми. Католическая колониальная Аргентина находилась под сильным влиянием Римско-католической церкви, которая продвигала патриархальную структуру семьи.
«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
Данное объединение занималось благотворительностью, заботилось о беспризорных детях, а также создало немало домов Трудолюбия и частных школ, которыми руководили дамы-члены общества. Был учрежден Патриотический Институт Училище женских сирот 1812 года , основная цель данной организации: дать образование девушкам — дочерям младших офицеров, которые были покалечены или убиты на войне 1812 года. Одним из самых знаменитых обществ того времени стало, созданное в 1859 году, Общество доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга. Данное общество помогало нуждающимся женщинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации с жильем, а также подыскивало работу, оплачивало вечернюю школу и оказывало медицинскую помощь. Позже — в 1862 году была создана первая женская трудовая ассоциация — Общество женского труда. XX век в истории России оставил неизгладимый след, и конечно же, он затронул и женское движение. Так, до 1905 года женщины выступали лишь за доступ к образовательным и социальным правам, теперь их волновали и политические права. Возникло много женских общественных организаций. Одна из наиболее активных женских организаций — Всероссийский союз равноправия женщин ВСРЖ активно выступало за защиту прав и равноправие женщин. С приходом к власти большевиков вся полнота гражданских прав и свобод была закреплена Декретами, принятыми в декабре 1917 года [1, 2, 3].
Конституция 1918 г. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был важный шаг в освобождении, эмансипации женщины. В период с 1940 по 1990 года положение женщин значительно выросло, так как они участвовали и в общественной жизни, и в политической. Однако оставались нерешенными вопросы неравноценной оплаты труда, неразвитые службы быта. Таким образом, можно сделать выводы о том, что на протяжении всей истории России женщины, так или иначе, боролись за свои права. Декрет ВЦИК от 22.
Инара Ягофарова: Самый известный пример страны, где женщины обязательно должны отслужить в армии наравне с мужчинами, это, конечно, Израиль. Но есть еще целый ряд государств, где существует воинская обязанность для женщин. К слову, если следовать логике тех, кто борется за равные права мужчин и женщин, нужно бы призывать в армию, невзирая на гендерные отличия. Но вряд ли этому будут рады даже самые убежденные феминистки. Известно немало примеров, когда женщины по суду добивались того, чтобы им дали возможность работать в той или иной мужской профессии. Например, чтобы быть пилотом самолета или капитаном корабля. Есть ли обратные примеры, когда мужчина доказывал бы свое право работать в женской профессии? Инара Ягофарова: А сугубо женских профессий и не существует. Есть список специальностей, куда женщин не берут в силу физиологических особенностей, когда требуется физическая сила, реакция и прочее. Ко всему, гендерные ограничения в различных сферах существуют для того, чтобы не страдала репродуктивная функция женщин, все-таки учитывается то, что ей предстоит выносить и родить ребенка. Для представителей сильного пола ограничений нет. Библиотекарем или секретарем мужчина не идет работать не потому, что его не принимают, а потому что это низкооплачиваемые профессии. Семью, работая на этом месте, не прокормишь. Хотя практически во всех сферах, считающихся женскими, есть хотя бы единичные примеры, когда в них работают мужчины.
Женщины Петрограда В начале февраля 1917 года женщины, недовольные продовольственным кризисом и затянувшейся Первой мировой войной, начали активно выходить на демонстрации. В тот день работницы текстильной промышленности вышли на улицы, начав забастовку. Тогда же начались «хлебные погромы» — погромы лавок из-за недостатка хлеба. По одной из версий, первый камень в витрину булочной кинула именно женщина, стоявшая в очереди. Работницы текстильных фабрик пошли маршем к металлургическим заводам, чтобы убедить работавших там мужчин присоединиться к протесту. К концу дня в забастовках участвовали около ста тысяч рабочих. Уже 2 марта император Николай II отрекся от престола в пользу брата Михаила, а тот затем передал власть Временному правительству, которое пообещало провести всеобщие выборы в органы местного самоуправления, но сначала ничего не сказало об избирательных ограничениях для женщин.
Поэтому в 1863 году в университетский устав ввели запрет на посещение занятий посторонними. Так что россиянкам, жаждущим знаний, ничего не оставалось кроме как получать образование за рубежом. Тогда самым популярным считался университет Цюриха, где еще с 1840 года пускали девушек на лекции. Кстати, первой из русских женщин этот университет окончила сестра возлюбленной писателя Федора Достоевского - Надежда Суслова. После получения диплома доктора медицины, она стала идейной вдохновительницей для десятков ее соотечественниц, которые по ее примеру решили обучаться в этом университете. В Алуште установлен памятник первой в России женщине врачу - Надежде Сусловой, которая с трудом добилась подтверждения своего диплома и признания её врачом К тому же Швейцария являлась центром русской революционной эмиграции, поэтому женщины могли не только получать образование, но и посещать различные кружки, читать литературу, которая была запрещена в царской России, а также узнать об эмансипации женщин. Такое просвещение русских женщин беспокоило правительство нашей страны, ведь студентки, вернувшиеся из-за границы, могли рассказывать и продвигать революционные идеи, а также иностранные устои. Поэтому в 1872 году в Москве появились Высшие женские курсы, а через пару лет уже и в Петербурге открылось первое учебное заведение, где могли обучаться представительницы прекрасного пола. Высшие женские курсы Бестужева Осенью 1878 года в Александровской женской гимназии были открыты первые Высшие женские курсы, директором которых стал русский историк и политик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. В честь него эти курсы и стали называть бестужевскими, а учениц и выпускниц — бестужевками. Что интересно, на протяжении четырех лет директор вообще не получал зарплаты. Изначально курсы были поделены на несколько отделений, которые со временем собрали в историко-филологический и физико-математический факультеты. А уже в 1906 году к ним добавили еще и юридический факультет. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин - один из самых популярных российских историков XIX века, который возглавил первые Высшие женские курсы Управлял Бестужевскими курсами специальный Комитет Высших женских курсов, а занятия проводили различные ученые, среди которых даже был выдающийся Д. Помимо всего этого появилось Общество для доставления средств Высшим женским курсам, участники которого также не получали заработной платы. Его исполнительным органом стал Комитет из двенадцати человек, среди которых была известная первая женщина-математик С. А на пост распорядителя выбрали Н. Стасову, известную как борец за права женщин.
Юридические права женщин в истории
Свадебный обычай, благотворительность и заводские команды: как женщины добились права играть в футбол. 100 лет назад в Англии женские команды не пускали на футбольные арены, а сейчас там проходит Евро. После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. Как происходила борьба женщин за равноправие женщин, кто боролся и какими способами. Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. Как началась борьба женщин за право на высшее образование.
Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость
У женщин появилось право быть единственной женой в противовес многоженству. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. Ключевые слова: права женщин, правовое положение женщин, история России. Исторический момент, когда у женщин появились конкретные права, часто связывают с движением за женское избирательное право.