Новости корни праздника 8 марта

8 марта — Международный женский день, день солидарности женщин в борьбе за свои права, появившийся в ХХ веке. Но попытки женщин добиться равноправия насчитывают несколько столетий.

8 Марта: как менялся смысл главного женского праздника

Как женщины на Манхэтенне кастрюлями гремели Принято считать, что история женского праздника началась в американском Нью-Йорке в середине XIX века. Тогда женское движение впервые массово встало на борьбу за свои права. На протест против тяжелых условий труда дам по ту сторону океана толкнул успешный опыт пролетариев-мужчин. Представителям сильного пола помогло объединение в профсоюзные организации.

В результате труд стал не таким обременительным, да и зарплату существенно повысили. И вот 8 марта 1857 года в попытке добиться аналогичных преференций на массовый протест с теми же требованиями решились женщины-рабочие. Протестующие женщины прошлись по улицам Манхэттена, выкрикивая лозунги о равноправии и ударяя предметами кухонной утвари в железные кастрюли и другую посуду.

Отчаянные манифестантки добились определенных успехов. Условия женского труда серьезно улучшились, заработная плата — выросла, а на фабриках с преобладающим женским коллективом появились профсоюзные организации. Впрочем, окончательно уравнять права с мужчинами дамам тогда так и не удалось — видимо, слишком уж сильны были традиции общества.

Одной яркой демонстрацией на 8 марта преодолеть стереотипы не вышло. По предложению Клары Цеткин Но рабочие прекрасного пола не сдавались.

В период с 1892 по 1917 год была главным редактором социалистической женской газеты Die Gleichheit «Равенство» , в которой публиковались материалы про международное женское движение, неоплачиваемый труд и избирательное право [2].

В 1911 году Международный женский день отмечался 19 марта, в 1912 году — 12 мая, а в 1914 году — 8 марта [1]. В 1911 году Елена Гринберг — одна из лидеров Социал-демократической партии Германии — выступила с предложением отмечать международный женский день 19 марта в Австрии, Германии, Швейцарии и Дании в честь Мартовской революции, которая произошла в 1848 году в Пруссии [3]. В России в 1913 году этот праздник отмечали 2 марта, в 1914 праздник отмечали 23 февраля по старому стилю, либо 8 марта — по новому стилю [1].

В 1921 году в Советском Союзе прошла 2-я Коммунистическая женская конференция, на которой было решено отмечать Международный женский день 8 марта [3]. Постепенно, начиная с 1980-х годов праздник стал больше праздником всех женщин и весны, чем борьбой за равноправие [1].

Причем праздник не просто входит в быт, а приобретает совершенно другую семантику. В городах, в селах происходит поздравление всех дам без исключения: новорожденных, девочек, девушек, бабушек. Им дарят подарки, в детских садах проходят утренники в честь мам, сестер и т. Научные интересы Александры Фроловой лежат в области этнографического изучения русского народа, процессов развития праздничной культуры, этнокультурного облика русского человека и антропологии инвалидности: изучения инвалидности как социокультурного феномена в традиционном и современном обществах. Многие изменения праздника объясняются огромнейшей значимостью именно традиционного аграрного календаря русского народа. А надо сказать, что в этом календаре очень важны были дни весеннего, осеннего равноденствия, а также периоды летнего и зимнего солнцеворотов.

С этим астрономическим явлением связаны ритмы смен времен года, и, как следствие, ритмичная смена повторяемых процессов жизнеобеспечения русского этноса. Календарные рубежи за время осмысления народом были сакрализированы циклом ритуалов, обрядов, праздников, а их значение было направлено на важнейшую для выживания любого этноса составляющую — это рождение нового поколения детей, воспроизводства всего того, что способствовало жизнедеятельности этноса, социума. И каждый из этих периодов, конечно, имел свою семантическую окраску. Праздники зимнего солнцеворота — Святки, Рождество и др. Исследователи определяли, что Святочный период — это период холостой молодежи, Масленица — женатой молодежи. Так вот 8 марта очень органично примкнул к подвижному календарному масленичному циклу молодоженов.

В итоге весь имеющийся семантический цикл сделал его гендерным праздником, выдвинув на первое место женщину. Вспомним праздник жен-мироносиц, все летние послепасхальные праздники, Троицу, праздники и обряды кумления, которые как раз и были направлены на женщину, женщины-именинницы и т. Весь цикл праздников наших предков был очень разумен и точно распределен. Кстати, советский период показал, насколько неудачны были эксперименты с праздниками, но, к счастью, разум этноса смог вернуть себе все те периоды и праздники, которые были отменены советской властью. Первые преобразования нашей культуры в советское время были направлены на то, чтобы лишить народ его традиционных обычаев, его любимейших праздников. Праздничное застолье в сельском доме 1971 г.

Кельчемгора, Лешуконский р-н. Вы организовали немало этнографических экспедиций, объездили отдаленные уголки Архангельского Севера. Какая из экспедиций вам запомнилась больше всего? Еще в студенческие годы, почти 30 лет назад, я попала на Русский Север. Это была детская этнографическая экспедиция, где мы занимались сбором игр. Поездку организовывал подмосковный Дом творчества, вместе с его представителями мы поехали в Сурский сельсовет — это территория бывшего монастыря Иоанна Кронштадтского, Пинежский район Архангельской области — очень отдаленное место.

Я вспоминаю, как долго мы туда добирались и насколько потрясающей была эта экспедиция. К счастью, нам повезло и с погодой, и с героями. Там я впервые познакомилась с удивительными людьми из села Сура.

Доклад, приветствия. Выступают работницы. Теперь на фабрике — любота!... Отработала своё — и свободный человек.

Да вот хоть клуб наш. Разве пустили бы меня в этакое место в прежнее время? А пятилетку перешагнем — и не то еще увидим!.. Выстроились ребята на эстраде, отдали салют, приветствуют работниц-матерей». В этом же праздничном номере «Мурзилки» опубликовано стихотворение, которое начинается словами: «Мама моя — хороший шофер». Тема освоения женщинами «мужских профессий» в угольной промышленности, строительстве, на химических предприятиях и транспорте становится всё более актуальной, об этом, например, пишет газета « Восточно-Сибирская правда» 8 марта 1931 года. А для облегчения «неизбежных» женских домашних забот силами государства и самих женщин ведётся организация детских комнат, «очагов» и круглосуточных яслей, которые «помогут раскрепостить женщину от связывающего её домашнего хозяйства, а также освободить лишние рабочие руки на строительство нашего народного хозяйства».

Великая Отечественная война уровняла женщин с мужчинами и в обязанности защищать Родину. Многие девушки и женщины ушли на фронт. Ещё больше осталось работать в тылу для нужд Красной армии и победы над врагом. Сверхурочные смены на промышленных предприятиях и в госпиталях, посевные и уборочные работы на полях, тяжелейший труд на оборонных заводах — всё это с началом войны легло на хрупкие женские плечи.

Роза Люксембург, Клара Цеткин и Александра Коллонтай: кому мы обязаны праздником 8 марта

Международный женский день: как появился праздник 8 Марта - Студенческий медиацентр E-NOTE решил рассмотреть историю Международного женского дня и традиции его празднования в СССР, понять, почему изменилось значение этого праздника, и выяснить, как относятся к 8 Марта представители старшего поколения и молодёжь.
Почему церковь не признает праздника 8 Марта? | Мужчина и женщина | ШколаЖизни.ру Официальное название праздника «Международный женский день» было предложено делегацией СССР и принято ООН в 1975 году.

Авторизация

Скорее всего, именно тогда 8 марта перестало быть днем разгневанных женщин и превратилось в праздник мимоз и мужчин, хлопочущих на кухне. День 8 марта был не только светским праздником, но и в итоге встроился в наш традиционный народный, аграрный календарь? Потому что для меня Международный женский день — это «верность событию» его основания, его изначальному смыслу. Скорее всего, именно тогда 8 марта перестало быть днем разгневанных женщин и превратилось в праздник мимоз и мужчин, хлопочущих на кухне. 8 Марта 2023 года: история и традиции праздника. Возможно, суть 8 марта уходит корнями именно в этот праздник, который сегодня, конечно же, уже не имеет связи ни с одним древним божеством.

Международный женский день: как появился праздник 8 Марта

Международный женский день, который во всем мире отмечают 8 марта, имеет совершенно другие исторические корни. Как и 1 мая, праздник 8 марта вырос из рабочего движения и имеет американские корни. Решение праздновать Международный день работниц приняли на II Международной конференции коммунисток, состоявшейся в 1921 году в Москве во время III конгресса Коминтерна. Речь идёт о Международном женском дне 8 Марта, доставшемся России по наследству от СССР, где он отмечался как День международной солидарности женщин в борьбе за равенство. Для утверждения праздника в восьмой день марта две дамы-революционерки напомнили о старинном немецком предании из эпохи Средневековья, когда в Германии действовал «закон первой ночи».

У истоков радикального феминизма, или подлинная история праздника 8 марта

Когда впервые отметили? Впервые придумали праздновать Международный женский день в начале ХХ века. В 1910 году немецкая активистка Клара Цеткин и Роза Люксембург выступили с такой инициативой на заседании Социалистического Интернационала в Копенгагене. В следующем году, 19 марта, жительницы Австрии, Дании, Германии и Швейцарии впервые отметили этот праздник.

Они вышли на митинги и требовали предоставить женщинам равные права с мужчинами. Российские женщины присоединись к этому празднованию через два года. Главные вопросы на повестке — право голоса для женщин и государственное обеспечение материнства.

Причем мероприятия проходили в различные дни марта. В 1914 году женский день решено было отметить воскресенье, которое выпало на 8-е число. В 1921 году в СССР прошла 2-я Коммунистическая женская конференция, которая постановила отмечать Международный женский день 8 марта — в честь петроградской демонстрации, прошедшей в этот день 23 февраля по старому стилю 1917 года. Что празднуется в Международный женский день С 1975 года Организация Объединенных Наций отмечает 8 Марта как Международный день борьбы за права женщин и международный мир, объявляя каждый год определенную тематику. Кроме того, в России и некоторых других странах этот праздник также является национальным. В этот день женщины различных стран и континентов собираются вместе, чтобы обсудить уровень их борьбы за равенство, мир и справедливость. Читайте также Как отдыхаем на 8 Марта и сколько дополнительных выходных нас ждет В нашей стране 8 Марта по-прежнему называется Международным женским днем, но воспринимается больше как праздник весны, когда каждая женщина ждет внимания и заботы со стороны своих любимых мужчин. Представители сильного пола получают возможность порадовать своих дорогих дам не только цветами и подарками, но и приятными словами и совместно проведенным временем.

Протестующие требовали сокращения рабочего дня и лучших условий оплаты, а также искоренения детского труда и права участвовать в выборах.

С инициативой проведения Международного женского дня выступила в 1910 году на заседании Социалистического Интернационала в Копенгагене немецкая активистка Клара Цеткин. Она предложила установить день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц. Эта идея получила единодушную поддержку всех участниц конференции. Демонстрантки требовали предоставить женщинам равные права с мужчинами.

По официальной версии, в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка провели митинг против тяжелых условий труда и низких зарплат.

Однако у историков нет уверенности, что это событие действительно было. Есть еще пара версий, откуда взялась дата Международного женского дня. Первая гласит, что на самом деле в 1857 году в Нью-Йорке произошла забастовка проституток. Эти женщины требовали выплатить зарплату матросам, у которых не было денег на оплату "услуг" проституток, рассказывает Алтапресс.

Еврейский праздник 8 марта Клары Цеткин и Розы Люк

Существует предположение, что таким образом советская власть решила воздать должное подвигу советских женщин в годы войны. Однако традиция сохранилась и после распада Советского Союза. Праздник до сих пор отмечается в России официально и является нерабочим днем. К слову, по данным ВЦИОМ , для большинства россиян 8 марта — это в первую очередь женский праздник, не связанный с историей или политикой страны. Роль ООН в истории Международного женского дня 8 марта было провозглашено Днем женщин во всем мире 28 ноября 1978 года Организацией Объединенных Наций. Также в ООН приняли документ, который регулировал вопросы защиты прав женщин. Согласно ему, государства-члены организации должны были приложить усилия к устранению дискриминации женщин в общественной и частной сферах.

Ежегодно ООН объявляет тему Международного женского дня.

А через год Социалистическая партия США объявила последнее воскресенье февраля женским днем. В 1910 году в Копенгагене прошла международная конференция женщин-социалисток. Одна из лидеров движения, коммунистка Клара Цеткин, предложила сделать женский день международным, и с тех пор праздник распространился во многих странах мира и каждый год сопровождался забастовками и акциями в поддержку прав женщин. Однако дата праздника постоянно менялась и варьировалась от страны к стране. Где то женский день отмечали в феврале, где-то — в марте, его связывали то с нью-йоркским маршем, то с мартовской революцией 1848 года в Пруссии. В России же праздник отмечался с 1913 года.

Первый раз его справляли в Санкт-Петербурге 2 марта, а год спустя дату празднования перенесли на 8 марта 23 февраля по старому стилю.

Когда начали отмечать? Когда именно демонстрации переросли в конфетно-букетные празднества, толком не знают даже историки. Очевидно, что советская власть, давшая женщинам многое из того, чего они требовали, убрала необходимость новых протестов. А когда они могли вновь назреть, да с прежней революционной силой, в государстве уже были «закручены гайки». Например, в 30-е годы прошлого века так называемые женотделы упразднили, и вся необходимая агитация сошла на нет. Тема социальных лифтов оказалась закрытой для советской женщины на долгие десятилетия. Открытки, выпущенные к 8 Марта, довольно быстро потеряли свою революционно-агитационную выразительность, темой для них стало воспевание женской красоты и материнского подвига.

Выходным днем 8 Марта стал в 1966 году, в брежневскую эпоху. Об активной идее даты, появление которой было отвоевано женщинами, и говорить не приходится. Праздник стал гендерно ориентирован, но про женские права, свободы, равенство говорится разве что совсем в ином отношении. Женщину в этот день стали поздравлять не с ее правом на равенство, а с ее природной физической слабостью, если так можно сказать, с хрупкостью и с тем, что именно ей приходится брать на себя основой бытовой труд и главные заботы о детях. Даже на корпоративах, посвященных 8 Марта, и сегодня не говорится о равенстве, партнерстве, правах, а отмечаются стереотипно женские черты героинь торжества, они и воспеваются. В садах и школах детьми устраиваются утренники, появление огромной индустрии подарков к этому дню почти уничтожило первоначальную идею праздника. Это называется идеологическая дезориентация, утрата смыслов. Особенности празднования Есть мнение, что только социалистические страны празднуют 8 Марта.

Это не совсем так, хотя мнение объяснимо. В Китае праздник действительно существует, но это не выходной, а только сокращенный рабочий день для женщин. Во многих странах в Индии, Афганистане и др. В новом тысячелетии праздник приобретает два направления. Первое — протестное, феминистское, правовое, второе — связанное с поп-культурой. Такая интерпретация праздника все теснее связана с соцсетями: различные флешмобы и челленджи направлены на популяризацию праздника именно как женского дня заботы о себе. Пример тому — масштабная реакция пользователей соцсетей на хештег DearMe, где женщины всего мира пишут себе письма. Себе — юным, в возрасте подростка.

Это приобретает немыслимый охват. На Youtube журналисты и блогеры выкладывают фильмы, интервью, которые ассоциированы не с праздником, а с датой и ее историческим посылом. Если по телевизору 8 Марта все еще показывают передачи сродни «Женским историям» и повторяют фильмы «Москва слезам не верит» и «Девчата», в интернете праздник резонирует с актуальной повесткой. Фильмы о домашнем насилии, о женщинах нестереотипных профессий, о правозащитницах и их делах — вот что становится главным контентом дня. И это же формирует новое отношение к празднику. Многие современные женщины просят не поздравлять их в этот день привычными цветами и косметикой, а решают направить посильную сумму на счета фондов по борьбе с насилием и женской дискриминацией.

Предпосылкой и основанием для этого служила маевка — дореволюционный пролетарский праздник. Ленин говорил, что митингование — это и есть настоящий демократизм трудящихся, их пробуждение к новой жизни. Поэтому в раннем советском празднике и в раннем праздновании 8 марта центральное место занимало шествие, митингование, демонстрация, то есть движущийся ряд.

Это яркие шеренги девушек, женщин, идущих радостно навстречу новой жизни под маршевую музыку, под духовые оркестры. Естественно, это все происходило в областных центральных городах. В оформлении подобных праздников участвовали в основном профессиональные художники, а затем уже театральные деятели, то есть это было детище художественных профессионалов. Клара Цеткин — немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. В начале 20-х годов основное место в праздновании занимали театральные представления карнавального характера, сатирические гротесковые инсценировки, скетчи. К этому времени относится огромнейший всплеск активности кружков художественной самодеятельности. Как говорили современники: «что с ними делать, они плодятся, как инфузории! В то же время, если брать основную провинциальную область, то для нее 1917 год был достаточно условной датой. Все новшества, которые были в городе, все эти советские «хулиганства» дошли до села гораздо позже и воспринимались неоднозначно.

Можно говорить, что к 1930 году уже появляется советская праздничная культура в том варианте, в котором мы ее видим сейчас: то есть в новой обрядовой форме. И праздник 8 марта уже официально значится как Международный женский день, он становится в один ряд с такими важными праздниками для советской страны, как День Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День международной солидарности трудящихся, 23 февраля и т. За годы первых пятилеток выросло совсем иное поколение — воспитанное в новом обществе; новая, образованная женщина, которая приняла новую праздничную культуру и новый строй. В годы войны уходит на второй план жесткая идеологическая составляющая праздника, а на первые роли в эти трагические дни выдвигается героизм обыкновенной женщины. Вспомним знакомые образы: Родина-мать, защитница — то есть это не фанатичная советская женщина, борющаяся за свои права, а женщина, которая охраняет свою семью, своих детей, в первую очередь. В Архангельске за четыре года, с 1941-го по 1944-й год, от голода умерло 38 тысяч женщин, детей и стариков. Это цифра сопоставима только с жертвами блокадного Ленинграда! К сожалению, у нас сейчас это число не озвучивается. В период тяжелейших испытаний, как раз на Русском Севере, женщины не только работали на заводах, на рытье укрепительных сооружений, но и собирали лекарственные травы, а также ягоды, грибы, ловили рыбу, били тюленя, собирали яйца птиц — богатый Северный край кормил и лечил всю страну.

Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки. Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин. Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты. К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти.

Когда и почему начали отмечать 8 марта и что не так с историей этого праздника

8 марта — день празднования и признания достижений женщин во всем мире. Празднование 8 Марта в СНГ ассоциируется в первую очередь с лишним выходным, букетами тюльпанов и подарками для женщин, в то время, как первоначальное значение праздника – борьба за права женщин – остается почти без внимания. Думаю, к Международному женскому дню 8 марта нужно относиться примерно так же, даже православным. Студенческий медиацентр E-NOTE решил рассмотреть историю Международного женского дня и традиции его празднования в СССР, понять, почему изменилось значение этого праздника, и выяснить, как относятся к 8 Марта представители старшего поколения и молодёжь. Решение праздновать Международный день работниц приняли на II Международной конференции коммунисток, состоявшейся в 1921 году в Москве во время III конгресса Коминтерна.

Никаких роз, кроме Люксембург: откуда взялось 8 Марта

Международный женский день — Википедия 8 марта — день празднования и признания достижений женщин во всем мире.
Международный женский день — Википедия Скорее всего, именно тогда 8 марта перестало быть днем разгневанных женщин и превратилось в праздник мимоз и мужчин, хлопочущих на кухне.
8 Марта в России 2024: с чего начиналось и как празднуется сейчас Официальным выходным днем 8 Марта в СССР стало только в 1965 году, хотя появился праздник задолго до этого.
"Грязная" история праздника 8 марта ( Немеждународного женского дня ) Официальным выходным днем 8 Марта в СССР стало только в 1965 году, хотя появился праздник задолго до этого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий