Новости кто был первым космонавтом

Первым из отряда космонавтов, кто вызвался примерить кресло в космическом корабле, оказался Юрий Гагарин. Первая кошка-космонавт была Фелиссета, которая 18 октября 1963 года благополучно слетала в суборбитальный полет на высоту 200 км и живой и здоровой вернулась на Землю.

«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос

Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым Титов стал вторым советским космонавтом, но первым человеком, совершившим длительный космический полет.
Первый космонавт Земли Первый космонавт планеты был осведомлён о недостатках корабля и пытался вмешаться.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос Первыми космонавта встретили Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой.

Первый космонавт Земли

55 лет Аллее Героев космоса Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Петрович Каманин писал в своем дневнике.
Гагарин Юрий Алексеевич. Большая российская энциклопедия Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово.
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос - Российское историческое общество Это был Первый отряд космонавтов СССР, в состав которого входили 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 летчиков авиации ВМФ.

«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос

Но вот уже более пятидесяти лет не утихают споры около этого факта: действительно ли Юрий Гагарин был первым космонавтом? Или он был первым, кому удалось выжить в результате экспериментов? На данный момент существует много попыток опровергнуть факт, долгое время считавшийся очевидным. По некоторым данным, Гагарин был четвертым космонавтом, по другим — даже двенадцатым! Юрий Гагарин Слухи возникают там, где существует недостаток информации и повышенный интерес общественности. К первому полету человека в космос было приковано внимание всех стран мира, а многие документы до сих пор остаются засекреченными.

В результате родилось множество мифов, продуцируемых как зарубежными источниками, так и российскими. Юрий Гагарин По свидетельству бывшего старшего инженера-экспериментатора ОКБ-456 Михаила Руденко, до Гагарина в космосе были как минимум три летчика: в 1957 г.

К 1959 году Совет главных конструкторов, который возглавлял Сергей Королев, официально принял решение о создании тяжелого спутника для полета человека в космос. Тем временем в институте авиационной медицины начались подготовительные работы по отбору кандидатов для первого космического полета. В августе 1959 года начался набор в отряд, процессом руководил полковник медицинской службы Евгений Карпов. Критерии отбора были строгими: возраст — до 35 лет, рост — не выше 175 см, вес — до 75 кг и отличное здоровье. В процессе первого этапа были рассмотрены документы 3 461 летчика истребительной авиации. К 1960 году полностью прошли медицинское обследование 29 человек. Аникеев, В.

Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года , политическая активность, социальное происхождение.

Непосредственно летные качества не играли решающей роли. Летчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полету, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это?

Напротив, убежден, что очень хорошо! Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королев очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года.

Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублер Герман Титов. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полет, подписанное С.

Королевым и Н. После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом. Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведен 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур.

Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды «стреляющим» во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск впоследствии генерал-майор А. Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера.

Его дублером у второго перископа был Л. Воскресенский - заместитель главного конструктора С. Королева по испытаниям.

В самом начале подъема ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.

До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы ее разблокировать. В конце полета тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков.

В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета в первую очередь - Королева и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.

Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток».

После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба».

После катапультирования целей на радаре стало две.

Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты. Гагарин в 1957 году женился на Валентине Горячевой. В семье Гагариных родились две дочери — Елена 1959 и Галина 1961. Вместе с ним погиб летчик-инструктор, командир полка Владимир Серегин.

Урна с прахом Юрия Гагарина находится в Кремлевской стене в Москве. С 2011 г. Кроме того, первый космонавт был удостоен многих иностранных почетных званий и наград. В 1968 г. Международная авиационная федерация учредила золотую медаль им.

Заслуженный мастер спорта СССР по бегу, 1961. Государственные награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза 1961 , орден Ленина 1961 , медаль «За освоение целинных земель» 1961 и 4 юбилейные медали. Награды научных и общественных организаций: Золотая медаль имени К. Циолковского АН СССР , медаль де Лаво ФАИ , золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, Большая золотая медаль и диплом ФАИ, премия Галабера по астронавтике за выдающиеся заслуги в изучении космоса 1963 , золотая и серебряная медали астрономической обсерватории и планетария г. Гагарина первым почетным членом объединенного профсоюза сталелитейщиков Англии и Ирландии г.

Королева ученого совета предприятия ОКБ-1 1967 , нагрудный знак и диплом «За активную пропаганду достижений космонавтики, идей К. Циолковского» Государственного музея истории космонавтики им. Циолковского посмертно, 1974 , медаль «За активную работу по пропаганде идей К. Почетный гражданин городов: Юрий Гагарин — почетный гражданин многих российских городов и ряда зарубежных.

Первые в космосе

Они отправлялись в турне по миру. Их награждали и дарили подарки. Гагарин взлетел старшим лейтенантом, а приземлился уже майором. Терешковой после полёта подарили квартиру и уникальную машину — белую "Чайку" все остальные автомобили в серии были чёрного цвета. По крайней мере, Каманин пишет о звёздной болезни у Валентины Терешковой, — рассказывает научный журналист Михаил Котов.

Гагарин звёздной болезнью, по воспоминаниям близких, не страдал. Но своим особым статусом, без сомнения, пользовался. Это пришёл первый в мире космонавт! Он очень много помогал городу и району.

И в то же самое время, пока космонавты пожинали плоды славы, человек, который изобрёл космические ракеты, оставался "широко известным в очень узких кругах". Люди, близкие к отрасли, знали, что есть создатель ракет, называли его Генеральный или СП, то есть Сергей Павлович. Но вся страна и весь мир ничего не знали о Королёве вплоть до его смерти. Жихаренко — Конечно, он страдал, — вспоминает внук Сергея Королёва.

Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 12 апреля 2021, 05:00 Первый в космосе. Его совершил советский космонавт Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток". ТАСС подготовил его биографию. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области ныне Гагаринский район Смоленской области в крестьянской семье. Отец, Алексей Иванович 1902-1973 , был плотником. Мать, Анна Тимофеевна 1903-1984 , работала дояркой. Юрий Гагарин был четвертым ребенком; братья - Валентин, Борис, сестра Зоя. Во время Великой Отечественной войны семья Гагариных находилась на оккупированной территории, а после ее окончания переехала в городе Гжатск ныне Гагарин. Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю. Одновременно учился в Люберецкой вечерней школе рабочей молодежи.

В июне 1951 года с отличием окончил училище, получив специальность формовщика-литейщика, и 7-й класс вечерней школы. В августе 1951 года по направлению Московского областного управления трудовых резервов он был зачислен в Саратовский индустриальный техникум ныне Профессионально-педагогический колледж Саратовского государственного технического университета им. Окончил его в 1955 году с отличием по специальности "литейное производство". В 1954-1955 годах одновременно с учебой занимался в Саратовском областном аэроклубе, летал на Як-18. В 1957 году с отличием окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. Ворошилова в 1958 году училище было переименовано в Оренбургское в связи с возвращением городу прежнего названия , получив квалификацию летчика-истребителя. Во время учебы летал на самолетах Як-18, МиГ-15бис. С сентября 1961 года по март 1968 года был слушателем инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского в подмосковном г. Окончил академию с отличием по специальности "пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним" квалификация - летчик-космонавт-инженер.

Во время отдыха Терешкова не раз говорила, что испытывает к нашему городу особые, ностальгические чувства: «Куйбышев — это первое возвращение к земной жизни после космического полета. Космонавтов здесь встречали как самых дорогих сыновей, а меня - как дочь». Отдыхая и приходя в себя после полета первая женщина-космонавт играла в бильярд, шахматы, гуляла в парке на берегу р. В Куйбышеве проходило заседание государственной комиссии, на котором космонавты докладывали о полёте, делились наблюдениями.

Терешкова докладывала: Старт «Востока-6» прошел отлично. Связь была хорошей, слышала все команды. Перегрузки были слабые, ниже пяти. Во «Взор» и боковой иллюминатор видела Землю.

Видела в правый иллюминатор третью ступень. При переходе к невесомости неприятных ощущений не было. Работала по программе. Связь с «Ястребом» установила в тени Земли.

Видела звезду раза в три ярче Веги, которую приняла за «Восток-5». При включении ориентации слышала хлопок, подобный удару по пустому бидону. Первая ориентация не получилась. Меня предупредили, что на 38-м витке со мной будет говорить «20-й» позывной С.

Королева о ручной ориентации. На 45-м витке я за 20 минут сориентировала корабль по-посадочному. Думаю, что отказа системы ориентации не было. Работать с оборудованием трудно: я не дотягивалась до глобуса и других приборов.

Приходилось частично отвязываться от подвесной системы. Проводила киносъемку городов, облаков, Луны. Делать съемку и записывать, что снимаешь, очень трудно. Биологические эксперименты я не выполнила - не смогла достать объекты.

Дозиметры стояли на нуле. Салфетки гигиенические плохо смочены и очень малы. Нужно что-то иметь для чистки зубов. Проводила наблюдения со светофильтрами.

На горизонте есть светящаяся полоса. Над Южной Америкой наблюдала грозы. Ночью города легко определяются. Лунное освещение Земли и облачности очень красивое.

Созвездия определять трудно. Солнечную корону не наблюдала. Первые сутки я скафандра не ощущала. На вторые сутки появились ноющие боли на правой голени, а на третьи сутки это уже беспокоило.

Гермошлем мешал, давил на плечо. Шлемофон давил на левое ухо. Поясные датчики мне не мешали. Под датчиком на голове ощущались зуд и боль.

Система кондиционирования все время работала хорошо. При взлете температура в кабине корабля была 30 градусов, в конце первых суток полета - 23 градуса, а в начале вторых суток снизилась до 12 градусов и затем держалась на этом уровне. Радиосвязь работала хорошо. При включении УКВ были помехи.

Самая лучшая связь была во второй половине зоны связи. На экваторе много помех. В первые сутки полета связь с «Ястребом» была отличной, в первой половине вторых суток - удовлетворительной, а потом связи с ним не было, но я слышала передачи ему с Земли. Очень радостно было сознавать, что рядом летает «Ястреб».

Освещение кабины хорошее. Невесомость неприятных ощущений не вызывала. Руки плавают, и их хочется спрятать под подвесную систему. При физзанятиях хотелось упираться в кресло.

Хлеб очень сухой, я его не ела, хотелось черного хлеба, картошки и лука. Вода холодная и приятная. Соки и котлеты понравились. Меня один раз стошнило, но это из-за пищи, а не из-за вестибулярного расстройства.

Психологические пробы ничем не отличались от земных. Сломались оба карандаша, записывать было нечем. Провела всю подготовку к спуску и доложила о готовности. Еще в тени Земли включилась солнечная ориентация.

О прохождении команд я передавала по телеграфу. К Земле летела спиной. Разделение отсеков произошло рывком. Корабль сначала шел устойчиво, а потом были раскачивания.

Перегрузки - не более 8. Когда покрытие корабля горело, то мимо иллюминатора летели хлопья. Кресло из корабля выходит очень плавно и отделяется быстро. После раскрытия парашюта внизу увидела корабль.

Корабль, кресло и я приземлились рядом. Необходимо сделать управление куполом парашюта, так как я приземлилась спиной. Прибежали люди и стали мне помогать. В 400 метрах от меня находился корабль.

Через час прилетел самолет, и спустились два парашютиста. Через 3 часа я доложила Н. Хрущеву по телефону о благополучном окончании полета. Затем состоялся тщательный медицинский осмотр: более пяти часов врачи всех специальностей придирчиво изучали состояние Терешковой и доложили, что никаких заметных влияний космический полет на здоровье не оказал.

Самара-космос Город Самара начал превращаться в промышленный центр с начала 20 века. В это время появляются паровые мельницы, Трубочный завод, Жигулёвский пивоваренный завод и другие предприятия действующие на основе механизированного труда. Многое было сделано для освоения промышленных мощностей Самарского края в годы первых пятилеток 1928-1933 гг. В дальнейшем, географическое расположение города и его инфраструктура способствовали превращению областной столицы в авиационно-космический промышленный центр.

Москве в 1894 году, когда обрусевший немец Ю. Меллер основал мастерскую по ремонту велосипедов, впоследствии преобразовав её в завод «Дукс» Duxe по производству велосипедов, мотоциклов, дрезин, автомобилей, аэросаней, дирижаблей, самолётов. В 1920-х-1940-х гг. С 1940 г.

Проект строительства был подготовлен к концу 1940 года. К июню 1941 года были построены только фундаменты и стены цехов, цементный завод и Безымянская ТЭЦ. Во время Великой отечественной войны заводом выпущено 11 863 самолётов Ил-2 из более чем 36 тысяч выпущенных в СССР , 1225 самолётов Ил-10, 3122 самолёта МиГ-3 примерно по 15 самолётов в сутки. В годы войны на заводе как и на многих предприятиях СССР в тот период трудились женщины, подростки, пожилые работники.

Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства, создания новых цехов и участков, проектирования и изготовления сложной оснастки, переподготовки рабочих и инженерно-технических работников. Организация работ и техническое руководство были возложены на директора завода В. Литвинова и ведущего конструктора ракеты Р-7 Д. Козлова, назначенного в апреле 1958 года заместителем Главного конструктора ОКБ-1.

Виктор Яковлевич Литвинов 1910—1983 — советский государственный деятель, организатор авиационной промышленности. Дважды Герой Соци-алистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий вто-рой степени. Козлов 1919-2009 - советский и российский конструктор ракетно-космической техники.

С конца 1950-х и по настоящее время завод «Прогресс» является головным производителем всех ракет-носителей семейства Р-7. Ракета-носитель «Восток» для его запуска была изготовлена на куйбышевском заводе «Прогресс». Профильная специализация завода по изготовление космической техники, качество продукции было отмечено самим Юрием Гагариным, его слова приводятся в отчете собрания военных представителей. Отчёт собрания военных представителей.

Королёв также отметил и определил в своём письме высшему руководству отрасли уникальность предприятия «Прогресс» ставшего в 1960-е гг. Письмо С. Королёва о целесообразности производства на предприятии «Прогресс» исключительно космической техники. В 2003 г.

Кирилин, а Д. Козлов стал почётным Генеральным конструктором. В настоящее время предприятие РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию; тем самым «ЦСКБ-Прогресс» играет важную роль не только в российской, но и в мировой космонавтике. Помимо этого предприятие производит космические аппараты, предназначенные для дистанционного зондирования Земли в настоящее время успешно эксплуатируется аппарат «Ресурс-ДК» и для фоторазведки, а кроме этого — научные космические аппараты «Бион-М» и «Фотон».

Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво! Все шло через правый иллюминатор. Вижу звезды через «взор», как проходят звезды.

Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезды. Она так проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит»... Читать расшифровку записей, сделанных Гагариным на бортовом магнитофоне во время полета, интересно до сих пор.

Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета. Недаром в условиях космической гонки с США Сергей Павлович Королев принял решение набирать в Первый отряд космонавтов исключительно военных летчиков-истребителей — людей, физически и психически готовых к огромным перегрузкам и стрессу. Юрий Алексеевич вошел сначала в двадцатку, потом в «шорт-лист» из шести кандидатов, которые в декабре 1960-го начали подготовку к первому полету человека в космос. Это должны были быть люди от 25 до 30 лет, ростом не более 170 см рост Гагарина — 157 см , весом не более 70-72 кг. Алексей Леонов рассказывал, что у Королева было особо отношение к Гагарину — он считал его человеком выдающихся способностей. Он является олицетворением вечной молодости нашей планеты. Если Юрию Гагарину дать надежное образование, то в ближайшее время мы услышим его имя среди имен выдающихся ученых нашей планеты», — приводил Леонов слова Сергея Павловича.

Королев мыслил широко и понимал, что человек, впервые побывавший в космосе, станет лицом Советского Союза.

Как Юрий Гагарин подарил человечеству космос

  • Полет Гагарина в космос поминутно
  • Гагарин Юрий Алексеевич. Большая российская энциклопедия
  • Подписка на дайджест
  • Первый космонавт Земли
  • 52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова | Канобу

Юрий Гагарин - биография, новости, личная жизнь

Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. первые полеты в космос животных — собака-космонавт Лайка, первое животное, выведенное на орбиту Земли! Конструктор Сергей Королев и первый космонавт Юрий Гагарин, 1961 год. Гагарин – первый космонавт СССР и мира, ставший символом развития советской авиации и науки. Первый отряд космонавтов СССР был сформирован в марте 1960 года. На своей первой послеполетной пресс-конференции 15 апреля в московском доме ученых космонавту пришлось рассказать о себе и своих корнях.

Герман Титов

  • Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе – Москва 24, 11.04.2014
  • Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос
  • Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе – Москва 24, 11.04.2014
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Был ли Юрий Гагарин первым космонавтом: мифы и реальность

Кто из живых существ первым полетел в космос? Клуб почемучек

Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. Перед первым полётом в космос летчики из отряда космонавтов голосовали по выбору самого достойного кандидата. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Гагарин был зачислен в первый набор отряда космонавтов (из 6 человек) и в составе группы 16 марта 1960 г. начал подготовку к космическому полёту.

Детство Гагарина в оккупации

  • Готовность к полёту №1
  • Москва — Саратов
  • Летал ли Гагарин в космос? Правда и ложь о космических мифах — Нож
  • Детство Гагарина в оккупации
  • 60 неочевидных фактов о Гагарине и его полёте

«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды

Ему организовали пышную встречу в Москве. Затем Гагарин совершил несколько поездок по разным странам Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия. Впоследствии он был назначен старшим инструктором-космонавтом, а затем - командиром отряда космонавтов. С 1963 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и начальником отдела летно-космической подготовки, а также дублером космонавта корабля «Союз-1» — Владимира Комарова. И сегодня люди помнят его обаятельную улыбку. Фактически он стал визитной карточкой страны и послом мира. Но он мечтал о небе.

И не старше 35 лет. Параметры задал Сергей Королёв.

Всё дело в том, что кабина корабля, где должен был находиться космонавт, была очень небольшой. Именно в такой последовательности эти люди и должны были, согласно плану, попасть в космос. И, конечно же, этот вопрос мучал всех членов Первого отряда космонавтов , особенно — первой шестёрки. Ведь каждый из них мечтал первым попасть в космос и считал себя достойным кандидатом. Сомнения одолевали и руководство. В эти дни у меня часто возникали вопросы: Кто из шестерки войдет в историю как первый человек, совершивший космический полет? Кто первым из них, возможно, поплатится жизнью за эту дерзкую попытку? Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух-трех достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества».

Посмотрите на канале Роскосмос ТВ фильм о полёте Гагарина. Первая версия связана с «компактностью» Юрия. До сих пор идут споры, каким же был рост первого космонавта. Согласно официальным источникам, рос Юрия Гагарина был 165 сантиметров. Однако другие источники утверждают, что его рост был гораздо ниже — 157 сантиметров.

Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1". В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности.

Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю. Быкова проверял средства связи. Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…".

Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно". Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В. Шаповалов и В.

Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня?

Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо. Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля.

Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич.

Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П.

Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова?

Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой.

От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально". Сейчас полетим в район приземления.

Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его.

Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его "Заря" впервые говорит из космоса голосом живого человека.

Космический корабль "Восток-1" с космонавтом Ю. Гагариным на борту отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на орбиту вокруг Земли. Юрий Гагарин открыл гермошлем, ослабил фиксацию скафандра в кресле-ложементе и, получив большую свободу для рук, начал вести радиотелефонную и телеграфную связь, диктовал и записывал на планшет, выполняемые аппаратурой корабля, свои ощущения и то, мог видеть в иллюминатор. Космический корабль вошел в тень Земли. Борт корабля "Восток-3А". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.

Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче.

И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке. Невесомость не сказывается на работоспособности человека.

Все время я работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом. Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узенькую скользящую ленту. Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах.

Из дневника генерала Каманина: "Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров. Юрий Гагарин принял пищу и воду. Это не вызвало особых проблем и развеяло худшие предположения о том, как отреагирует на это организм человека в состоянии невесомости. Поведения космонавта показывало, что человек в условиях орбитального космического полета сохраняет работоспособность, рассудок и способность к осмысленным действиям. Обед с собой. Набор продуктов питания для первых космонавтов СССР.

Из воспоминаний Юрия Гагарина: "В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода "Востока" из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха! Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: - Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно.

Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения. Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук. Кушал так же, как в земных условиях; только одна беда - нельзя было широко открывать рот.

И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу. В условиях невесомости пульс и дыхание были нормальными, самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью. В мой комбинезон были вмонтированы легкие, удобные датчики, преобразовывавшие физиологические параметры - биотоки сердца, пульсовые колебания сосудистой стенки, дыхательные движения грудной клетки - в электрические сигналы. Специальные усилительные и измерительные системы обеспечили выдачу через радиоканалы на Землю импульсов, характеризующих дыхание и кровообращение на всех этапах полета. Так что на Земле знали о моем самочувствии больше, чем знал об этом я.

Для ускоренной подготовки на нём были выбраны шесть космонавтов: Гагарин, Попович, Титов, Карташов, Нелюбов и Николаев. Карташова заменили на Валерия Быковского из-за обширных кровоизлияний в кожу, которые появились у Карташова при испытаниях в центрифуге с перегрузками от 7 до 12 g. Знаменитое «Поехали! Они начались в ноябре 1960 года. Комиссия поставила отлично всем космонавтам, но рекомендовала в полётах придерживаться следующего порядка: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.

В итоге очередь прервалась на Григории Нелюбове, который после полёта Германа Титова был отчислен из отряда космонавтов за дисциплинарное нарушение. При этом только на него, наряду с Титовым и Гагариным, к весне 1961 года был изготовлен индивидуальный скафандр. Гагарин на медицинском обследовании. Внешний негерметичный слой скафандра первых советских космонавтов был ярко-оранжевого цвета, чтобы их было легче искать после приземления. До Гагарина в космос дважды успешно летал манекен по имени Иван Иванович. Иван Иванович катапультировался, а внутри спускаемого аппарата приземлилась собака Чернушка. Её Гагарин переименовал в Звёздочку. Оба предварительных беспилотных полёта были признаны госкомиссией успешными, хотя в обоих случаях нештатно расстыковались спускаемый аппарат и приборный отсек. Корабли приземлялись с перелётом от расчётной точки посадки. О том, кто полетит первым, а кто станет запасным, Гагарину и Титову объявили 10 апреля, всего за два дня до запуска, а решение было принято Госкомиссией ещё на два дня раньше — 8 апреля.

В последний момент всё могло измениться. При контрольном взвешивании выявили перевес корабля с космонавтом в скафандре на 14 килограмм. Возникла идея поменять Гагарина на более лёгкого Титова, но её отверг Королёв, дав распоряжение демонтировать второстепенное оборудование и часть кабелей. Гагарин перед стартом на «Байконуре». Учёные обратили внимание, что при первом полностью успешном полёте собак в космос Белка испытывала в невесомости сильное беспокойство. Из опасения, что космонавт может утратить контроль над собой, панель ручного управления была закрыта кодовым замком. Код хранился на борту корабля в специальном пакете. Но специалисты так волновались за Гагарина, что за день до старта его инструктор Марк Галлай сообщил код от замка — цифры 1, 2, 5. То же сделал и ведущий конструктор по «Востоку» Олег Ивановский — уже перед закрытием крышки люка. По пути к ракете Гагарин попросил остановить автобус в голой степи и прямо в скафандре «сходил на колесо».

Так он решил проблему, которую не предусмотрели врачи: сходить в туалет на корабле было негде. Первый американский астронавт Алан Шепард в такой же ситуации пописал прямо в скафандр. У будущих советских космонавтов «ходить на колесо» стало традицией. Полностью закрытый корабль с Гагариным внутри пришлось ещё раз открывать и закрывать, потому что от одного из датчиков не поступал сигнал о том, что крышка люка закрылась достаточно плотно. Старт ракеты с кораблём «Восток-1» был успешным. Но при выходе на орбиту стала очевидна первая большая проблема полёта: из-за сбоя в системе радиоуправления двигатели ракеты проработали дольше. Дальняя точка вытянутой орбиты — так называемый апогей — оказалась дальше от Земли на 92 километра. Взлёт корабля «Восток-1». Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней. Дело в том, что на «Востоке-1» была одна тормозная двигательная установка, которая должна была включиться в сторону движения корабля, чтобы вернуть его на Землю.

На случай её отказа была выбрана орбита, с которой при естественном торможении в атмосфере корабль приземлился бы за 5—7 суток. Но корабль улетел дальше. Между тем именно на это время приземления были рассчитаны запасы системы жизнеобеспечения. Во время полёта Гагарин был пристегнут подвесной системой к креслу и не покидал его. Всего один виток вокруг земного шара. У Гагарина не было камеры или фотоаппарата, на Землю он смотрел через иллюминатор.

Первые космонавты: кто полетел в космос раньше всех и как сложилась их судьба

Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета. Гагарина можно назвать пилотом корабля «Восток», но первым настоящим космонавтом был Нил Армстронг», – резюмировали американцы. Согласно этой теории, именно поэтому Королев назначил его первым космонавтом. Первая кошка-космонавт была Фелиссета, которая 18 октября 1963 года благополучно слетала в суборбитальный полет на высоту 200 км и живой и здоровой вернулась на Землю. Кстати, лидером сформированного в конце 1959 года первого отряда космонавтов считался именно Титов, но когда решали, кому лететь в космос первым, выбор был сделан в пользу Гагарина. Таким образом, в первый же час после старта правительство США получило доказательство из надежного источника и никогда не ставило полет советского космонавта под сомнение.

Кто из живых существ первым полетел в космос? Клуб почемучек

Они были первыми На своей первой послеполетной пресс-конференции 15 апреля в московском доме ученых космонавту пришлось рассказать о себе и своих корнях.
«Юра, ты абсолютно нормальный человек»: почему первым космонавтом стал Гагарин Кстати, лидером сформированного в конце 1959 года первого отряда космонавтов считался именно Титов, но когда решали, кому лететь в космос первым, выбор был сделан в пользу Гагарина.
Они были первыми Юрию Гагарину исполнилось бы 89 лет.
Космический заговор: кто был первым космонавтом На своей первой послеполетной пресс-конференции 15 апреля в московском доме ученых космонавту пришлось рассказать о себе и своих корнях.
«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды Андриян Григорьевич Николаев — легендарный космонавт из Чувашии, который вошел в первую тройку советских людей, покоривших космос.

Самый первый человек в космосе до Гагарина

Экипаж отправился на орбиту в обычных спортивных костюмах. Участники полёта размещались в кабине в очень неудобных позах: полулёжа с плотно прижатыми коленями к груди. Чтобы обеспечить более комфортное и безопасное пребывание космонавтов на борту космического корабля без скафандров, была создана система кондиционирования, которая обеспечивала поглощение углекислого газа и влаги при выделении необходимого количества кислорода для дыхания экипажа. Картина была такая: горизонт, затем тёмное небо, затем верхний слой яркости, подсвеченной Луной, над ним лучи, перпендикулярные горизонту, высотой в 6-8 градусов с интервалами порядка 2 градусов. По горизонту полярное сияние занимало всё видимое поле зрения», — воспоминания Константина Феоктистова о его полёте в составе «Восхода-1». Общая продолжительность полёта составила 24 часа 17 минут 3 секунды, что стало мировым рекордом по пребыванию группового экипажа на орбите Земли.

Состав воздуха в тренировочной камере сильно отличался от обычных земных условий: концентрация кислорода была увеличена на 40 процентов. Бондаренко успешно прошел испытание — трагическая случайность произошла уже во время его подготовки к выходу наружу. По команде медиков Валентин Васильевич отсоединил от своего тела медицинские датчики и протер появившиеся от них следы тампоном со спиртом. После этого космонавт бросил его в урну, но случайно попал на раскаленную плитку, на которой разогревал себе пищу. Ситуация, в обычной жизни не предвещающая ничего опасного, в условиях повышенного содержания кислорода оказалась смертельной. Тампон мгновенно загорелся, и за считаные секунды огонь распространился по всей камере. Валентина Васильевича срочно отвезли в Боткинскую больницу. Вместе с ним туда поехали и его товарищи-космонавты. Несмотря на усилия врачей, через восемь часов Бондаренко скончался. Ему было всего 24 года. Долгое время трагедию держали в тайне: имя Валентина Бондаренко удаляли из официальной хроники, его лицо стирали с совместных фотографий с другими членами первого отряда космонавтов. Лишь в 1980-х страна узнала о судьбе Валентина Васильевича. Борис Волынов Некоторым летчикам, вошедшим в первый отряд космонавтов, пришлось очень долго ждать своего полета. Несколько раз Борис Валентинович был очень близок к тому, чтобы полететь в космос. Он тренировался вместе с космонавтами кораблей «Восток-3» и «Восток-4», был дублером Валерия Быковского, который полетел в космос на «Востоке-5». В 1965 году казалось, что мечта Бориса Валентиновича вскоре исполнится — он был утвержден командиром корабля «Восход-3», однако в 1966-м эту миссию отменили, заменив ее беспилотным полетом «Космоса-110». Лишь через три года Борис Валентинович сделал то, к чему готовился все это время. В составе экипажа корабля «Союз-5» он провел на околоземной орбите трое суток 54 минуты и благополучно вернулся на Землю. После этого снова были годы ожидания и тренировок — в следующий продолжительный космический полет Волынов отправился в 1976 году. Миссия корабля «Союз-21» продолжалась 49 суток шесть часов 23 минуты. Сегодня Борис Волынов остается последним из ныне здравствующих членов легендарного первого отряда космонавтов. Больше о первом отряде космонавтов можно узнать на виртуальной выставке «Первый космический отряд.

Как говорил конструктор ракетно-космических систем, главный конструктор СССР Сергей Королёв: «Для такого дела более всего пригоден лётчик, и, прежде всего, лётчик-истребитель. Это и есть универсальный специалист. Он пилот, и штурман, и связист, и бортинженер»... Но на первое «интервью» попали лишь 347 человек. После этих бесед и амбулаторного медицинского обследования были отобраны 206 кандидатов, которые проходили окончательное стационарное обследование с октября 1959 года по апрель 1960. Из них 72 кандидата передумали стать космонавтами, а последние этапы тщательного медицинского обследования не прошли 105 человек. Так вот и остались в Первом отряде космонавтов всего 20 человек. Все члены Первого отряда были крепкими, но не крупными мужчинами, ростом не выше 170 сантиметров и весом не больше 70 килограммов. И не старше 35 лет. Параметры задал Сергей Королёв. Всё дело в том, что кабина корабля, где должен был находиться космонавт, была очень небольшой. Именно в такой последовательности эти люди и должны были, согласно плану, попасть в космос. И, конечно же, этот вопрос мучал всех членов Первого отряда космонавтов , особенно — первой шестёрки. Ведь каждый из них мечтал первым попасть в космос и считал себя достойным кандидатом. Сомнения одолевали и руководство.

Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально". Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его "Заря" впервые говорит из космоса голосом живого человека. Космический корабль "Восток-1" с космонавтом Ю. Гагариным на борту отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на орбиту вокруг Земли. Юрий Гагарин открыл гермошлем, ослабил фиксацию скафандра в кресле-ложементе и, получив большую свободу для рук, начал вести радиотелефонную и телеграфную связь, диктовал и записывал на планшет, выполняемые аппаратурой корабля, свои ощущения и то, мог видеть в иллюминатор. Космический корабль вошел в тень Земли. Борт корабля "Восток-3А". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке. Невесомость не сказывается на работоспособности человека. Все время я работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом. Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узенькую скользящую ленту. Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах. Из дневника генерала Каманина: "Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров. Юрий Гагарин принял пищу и воду. Это не вызвало особых проблем и развеяло худшие предположения о том, как отреагирует на это организм человека в состоянии невесомости. Поведения космонавта показывало, что человек в условиях орбитального космического полета сохраняет работоспособность, рассудок и способность к осмысленным действиям. Обед с собой. Набор продуктов питания для первых космонавтов СССР. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода "Востока" из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха! Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: - Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно. Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения. Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук. Кушал так же, как в земных условиях; только одна беда - нельзя было широко открывать рот. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу. В условиях невесомости пульс и дыхание были нормальными, самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью. В мой комбинезон были вмонтированы легкие, удобные датчики, преобразовывавшие физиологические параметры - биотоки сердца, пульсовые колебания сосудистой стенки, дыхательные движения грудной клетки - в электрические сигналы. Специальные усилительные и измерительные системы обеспечили выдачу через радиоканалы на Землю импульсов, характеризующих дыхание и кровообращение на всех этапах полета. Так что на Земле знали о моем самочувствии больше, чем знал об этом я. С момента отрыва ракеты от стартового устройства управление всеми ее сложными механизмами приняли на себя разумные автоматические системы. Они направляли рули, заставляя ракету двигаться по заданной траектории, управляли двигательной установкой, задавая необходимую скорость, сбрасывали отработанные ступени ракеты. Автоматика поддерживала необходимую температуру внутри корабля, ориентировала его в пространстве, заставляла работать измерительные приборы, решала много других сложных задач. Вместе с тем в моем распоряжении находилась система ручного управления полетом корабля. Стоило только включить нужный тумблер, как все управление полетом и посадкой "Востока" перешло бы в мои руки. Мне пришлось бы еще раз уточнить по бортовым приборам местоположение стремительно несущегося над Землей "Востока". А затем надо было бы рассчитать место посадки, ручкой управления удерживать ориентацию корабля и в нужный момент запустить тормозную установку. Сейчас всего этого не требовалось - автоматика работала безотказно. Все обдумали и взвесили ученые". Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Это практически совпало с началом передачи по радио и каналам ТАСС официального сообщения о запуске в Советском Союзе космического корабля с человеком на борту. А за минуту или две этого Министерством обороны СССР был выпущен приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину Юрию Алексеевичу внеочередного воинского звания "майор". Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,018 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиометрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете. Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается... Фото: А. Начала работать автоматическая система ориентации космического корабля "Восток-1" для подготовки к включению тормозного двигателя. Космический корабль вышел из тени Земли и автоматически сориентировался по Солнцу двигательной установкой вперед по ходу движения. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд. Они яркие и чистые, словно перевеянные. Солнце тоже удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Ярче, чем расплавленный металл, с которым мне приходилось иметь дело во время работы в литейном цехе. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, я время от времени перекрывал иллюминаторы предохранительными шторками. Мне хотелось понаблюдать Луну, узнать, как она выглядит в космосе. Но, к сожалению, ее серп во время полета находился вне поля моего зрения. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Несмотря на сложную работу, я не мог не думать. Вспомнилась мама, как она в детстве целовала меня на сон грядущий в спину между лопаток. Знает ли она, где я сейчас? Сказала ли ей Валя о моем полете? А вспомнив о маме, я не мог не вспомнить о Родине. Ведь неспроста люди называют Родину матерью - она вечно жива, она бессмертна… Дом в Клушино, где семья Гагариных жида до 1946 года. Воссоздан и превращен в музей. Вспоминалось, как мы, мальчишки, тайком трясли яблони в колхозном саду, как накануне полета я бродил по Москве, по ее шумным, радостным улицам, как пришел на Красную площадь и долго стоял у Мавзолея. Подумал о том, что космический корабль несет идеи Ленина вокруг всей Земли. Ведь все, что я сейчас переживаю, придется пережить и ему". Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновались и переживали за него, конечно же, близкие. Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: "12 апреля началось как обычно. Лену отправила утром в ясли, занялась Галочкой. Потом пришла Светлана Леонова. Она ждала ребенка и ко мне, "двудетной" матери, приходила перенимать опыт. Неожиданно стук в дверь. Открываю - соседка. Раскраснелась, захлебывается словами: - Валюша, включай радио! Юра в космосе! У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают. А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи.

60 неочевидных фактов о Гагарине и его полёте

Большинство летчиков соглашались. Но никаких подробностей им не раскрывали. Среди них был Гагарин. Юрий Гагарин проходил обследование в Москве с 7 октября по 4 ноября. Решение комиссии звучало так: «Здоров.

Годен без ограничений к лётной работе. Может быть допущен к III этапу подготовки. Обращается внимание на систолический шум функционального характера». Слово «космонавт» окончательно вошло в обиход за год до первого полёта, когда министр обороны СССР Родион Малиновский издал «Временное положение о космонавтах».

И в мировой науке, и в фантастической литературе чаще использовался термин «астронавты», но в Советском Союзе с подачи Ари Штернфельда закрепился русифицированный вариант. Советский и американский подходы к подбору космонавтов и астронавтов принципиально отличались. В первый набор отряда космонавтов вошли 20 молодых лётчиков-истребителей. Их отобрали по уникальному здоровью, но лётного и жизненного опыта у них было немного.

Для первого американского пилотируемого корабля «Меркурий», наоборот, набрали «великолепную семерку» — очень опытных лётчиков-испытателей, многие из которых имели боевой опыт в истребительной авиации. Ещё одно отличие: в космических кораблях «Меркурий» упор был сделан на ручное управление, а в кораблях «Восток» — на автоматическое. В подготовку первого отряда советских космонавтов входили теоретические занятия: основы высшей математики, небесной механики, механики твёрдого тела, астрономии и геофизики, медицины и биологии, а также технические дисциплины по ракетно-космической технике и специальный курс киносъёмки. Помимо теории, будущие космонавты практиковались в прыжках с парашютом, физкультуре и проходили тренировки по кратковременной невесомости в двухместном реактивном самолете МиГ-15УТИ.

Первым из отряда космонавтов, кто вызвался примерить кресло в космическом корабле, оказался Юрий Гагарин. Это случилось 18 июня 1960 года, когда они приехали на опытный завод ОКБ-1 и впервые увидели в сборочном цехе прототипы корабля «Восток» 3КА. Это же был день знакомства с главным конструктором Сергеем Королёвым. Иллюминатор на детских изображениях ракет — это люк системы аварийного спасения в головном обтекателе ракет «Восток».

Он появился из-за неудач во время испытаний на полигоне Тюра-там в Казахстане теперь это космодром Байконур. Эта авария заставила конструкторов создать надёжную систему катапультирования — через тот самый люк. Катапультирование должно было проходить в кресле с парашютом. Несмотря на ряд неудач, Королёв так хотел обогнать американцев, что уже в октябре 1960 года на заводе ОКБ-1 был сделан упрощённый тренажер корабля «Восток».

Для ускоренной подготовки на нём были выбраны шесть космонавтов: Гагарин, Попович, Титов, Карташов, Нелюбов и Николаев. Карташова заменили на Валерия Быковского из-за обширных кровоизлияний в кожу, которые появились у Карташова при испытаниях в центрифуге с перегрузками от 7 до 12 g. Знаменитое «Поехали! Они начались в ноябре 1960 года.

Комиссия поставила отлично всем космонавтам, но рекомендовала в полётах придерживаться следующего порядка: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. В итоге очередь прервалась на Григории Нелюбове, который после полёта Германа Титова был отчислен из отряда космонавтов за дисциплинарное нарушение. При этом только на него, наряду с Титовым и Гагариным, к весне 1961 года был изготовлен индивидуальный скафандр. Гагарин на медицинском обследовании.

Внешний негерметичный слой скафандра первых советских космонавтов был ярко-оранжевого цвета, чтобы их было легче искать после приземления. До Гагарина в космос дважды успешно летал манекен по имени Иван Иванович. Иван Иванович катапультировался, а внутри спускаемого аппарата приземлилась собака Чернушка. Её Гагарин переименовал в Звёздочку.

Оба предварительных беспилотных полёта были признаны госкомиссией успешными, хотя в обоих случаях нештатно расстыковались спускаемый аппарат и приборный отсек. Корабли приземлялись с перелётом от расчётной точки посадки. О том, кто полетит первым, а кто станет запасным, Гагарину и Титову объявили 10 апреля, всего за два дня до запуска, а решение было принято Госкомиссией ещё на два дня раньше — 8 апреля. В последний момент всё могло измениться.

Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР. Путешествие к далёким мирам. Основы космонавтики. Королёва: сайт. Космическая одиссея. Труды по космонавтике. Текст: Вера Марунова.

В январе 1961 года начались занятия в летно-исследовательском институте ЛИИ , в г. Жуковский, где был создан тренажер КК «Восток-3А».

Первым «космическим» инструктором стал Герой Советского Союза М. Два из них с космонавтами на борту остановились в Куйбышеве, чтобы ознакомиться с районом приземления. Королев и М. Утром 8 апреля 1961 года было проведено обстоятельное медицинское обследование Ю. Гагарина и Г. Вечером того же дня состоялось торжественное заседание Государственной Комиссии. Официально были приняты два решения: названы имена первого космонавта — Юрия Гагарина и его дублера — Германа Титова; сообщена дата запуска корабля «Восток» - 12 апреля 1961 года. Козловым для подготовки серийного производства МБР Р-7. Соловьев, Р. Куйбышеве с целью конструкторского сопровождения серийного изготовления МБР Р-7.

Уже 1958 году в Куйбышевском авиационном институте директор — Виктор Павлович Лукачев на спецкурсах началась подготовка специалистов для новой —ракетной отрасли. Начальником филиала и главным конструктором назначен Дмитрий Ильич Козлов. Гагариным на борту. Гагарин прибыл на самолете Ил-14 из Энгельса в Куйбышев на заводской аэродром «Трехгорка», где его встречали руководители области, военные и многочисленные работники завода. Здесь в небольшом доме на берегу Волги он провел первые два дня после полета. В этот вечер врачи строго запретили Ю. Гагарину общаться с кем-нибудь из своих товарищей и рассказывать о полете до заседания Госкомиссии — «чтобы не расплескал эмоции». За ночь в гарнизонном ателье Ю. Гагарину подобрали новую, уже майорскую форму. Утром 13 апреля 1961 года состоялось заседание государственной комиссии, заслушавшей отчет первого космонавта планеты о его полете.

Доклад записывался на магнитофон, записи с которого сразу же были переправлены в Москву. В музее авиации и космонавтики можно познакомиться с заметками, сделанными С. Королевым во время выступления Ю.

Выход в открытый космос начался через 1 час 35 минут после старта, когда корабль пролетал над Египтом. В открытом космическом пространстве Леонов оказался над Черным морем. В этот момент Беляев доложил по радиосвязи: Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Много раз Леонов отмечал, что его поразила тишина, в которой он ясно слышал биение собственного сердца. Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей.

Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск. Связь работала устойчиво. Леонов успешно произвел съемку кинокамерой С-97, а вот применить портативный фотоаппарат «Аякс», предоставленный КГБ, не смог. Затвор приводился в действие тросиком, но из-за деформации скафандра воспользоваться им не удалось. В наземных условиях скафандр испытывался в барокамере до давления, соответствующего высоте 60 км. В космосе в условиях глубокого вакуума внутреннее давление раздуло скафандр гораздо больше, чем ожидалось. Предусмотренный зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял два сантиметра. При пролете над Якутией космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но это ему не удалось.

Леонов вспоминает: В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Тогда космонавт сбросил давление внутри скафандра до запасного режима. Во время прохождения комиссии мы поднимались на высоту 14 тыс. Кому-то хватало одного часа, а кому-то нет. На моих глазах азот закипел у моего товарища: у него раздулись руки, глаза провалились. Я знал, что со мной может произойти то же самое, но рискнул. И Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Однако головой вперед космонавт не мог попасть в спускаемый аппарат в правильном положении.

Из-за физической нагрузки температура тела поднялась до 38 градусов, пульс подскочил до 162, а частота дыхания — до 31 в минуту. Пот так заливал лицо, что Леонов открыл забрало гермошлема, едва попав в корабль, не дожидаясь закрытия внутреннего люка. Леонов сумел объяснить свои действия перед комиссией во время разбора полета: Ситуация случилась непредвиденная. У меня связь была открытая.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий