Новости кто такой иван мазепа

1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы). Существуют предположения, что и сам Иван Мазепа участвовал в заговоре против Самойловича, однако фактов, подтверждающих их нет. Представители Православной церкви Украины впервые провели в Киево-Печерской лавре панихиду по гетману Ивану Мазепе.

Мазепа, Иван Степанович

Одним из национальных героев Украины является гетман Мазепа, олицетворяющий собой предательство, измену и стяжательство. Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за госизмену, пройдет впервые в Киево-Печерской лавре, сообщило министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины. 8 сентября 305 лет назад умер знаменитый гетман-предатель В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Выступивших против спецоперации на Украине Россиян ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I во время Северной войны.

Иван Мазепа: от верности до предательства один шаг

Иван Мазепа, герой на Украине, чья фамилия в России стала синонимом предателя. Существуют предположения, что и сам Иван Мазепа участвовал в заговоре против Самойловича, однако фактов, подтверждающих их нет. 20 марта 1639 года родился гетман Войска Запорожского Иван Мазепа.

Иван Мазепа: предатель или гетман?

Но это пусть с ним разбираются потомки славных запорожцев. Простят- их дело. К сожалению, запорожцы не гнушались совместными походами и грабежами вместе с мусульманами ордами Крымского Хана. Мне, да и тебе, известен отказ войска Донского, воевать христианскую Польшу. Донские казаки царю сказали своё православное нет!!! С басурманами воевать: "христианскую державу воевать не будем"!! Гетман Иван Самойлович, поверив грубому обману, допустил Иуду в семью.

Поручил воспитание детей и возвысил его. За такое добро, Самойлович был вероломно оклеветан и предан. И всё это только по тому, что Мазепа решил занять гетманское место Самойловича. Казнил его сына. Самого гетмана не много не мало сослали в Сибирь. А Иван Мазепа занял его место.

Мазепа предал и гетмана Петра Дорошенко, который правда избежал казни. В 1679 году Дорошенко был назначен российским правительством воеводой в Вятку 1679—1682. Дорошенко доживал век в своей вотчине- селе Ярополец под Москвой, где умер в 1698 году и был похоронен. Мазепа нашел царю солдат для разорения донского края. А они не только помогли разгромить войска донских казаков, но и задержались на Дону. Так, кровью казаков Дона, Мазепа купил себе недолгое доверие царя.

Казаки земли донской, до того времени за всю войсковую историю не имели столь огромного урона. Дон обезлюдел. И более ста лет затем не мог оправиться от ужасного геноцида. За участие в карательной операции против донских казаков- булавинцев, Пётр I выдал Василя Кочубея и Захара Искру Мазепе на пытки и последующую казнь. Причем Мазепа сначала на них сам написал ложный донос. А перед самой казнью приказал жестоко пытать Кочубея каленым железом.

Голицын принадлежал к «передовым» московским людям своего времени, что проявлялось в откровенном полонофильстве. Мазепа и был воплощением польского блеска и лоска, что и позволило ему расположить к себе временщика Голицына. Крымский поход Голицына. Падение Самойловича В 1687 году Василий Голицын предпринял свой первый крымский поход, в котором участвовало 100 тысяч московского войска и гетман Иван Самойлович с 50-тысячным казацким войском. Поход сложился неудачно: татары зажгли степь, и Голицын, даже не добравшись до Крыма, вынужден был отступить. Пламя катит верст на 100, на 120 вперед; повсюду раздается страшный треск; воздух делается нестерпимо удушлив и необыкновенно горяч; пожарная гарь слышится за шесть, за восемь часов, не доезжая до места огня; дым валом валит полосой ширины в 15-20 верст.

Земля делается настолько горяча, что на ней нет никакой возможности стоять. Все, что ползало по степи, жарится, лопается и распространяет везде едкий смрад. Все, что ходило по степи - звери, дикие кони, рогатый и мелкий скот, дикие свиньи, различные грызуны - все, почуяв беду, бежит от огня стремглав, падает и погибает в пламени и в дыму. Верховые кони, обыкновенно раньше других животных чуя степной пожар, приходят в сильное беспокойство, постоянно ржут и стараются увлечь своих седоков в противоположную сторону от того места, где разливается страшное пламя огня. После такого пожара на сотни верст вся степь превращается в черное поле смерти, где надолго исчезает всякая жизнь. Июня 16 числа лошади были уже сильно истомлены, а травы так было мало, что ее хватало на столько, чтобы только сохранить жизнь животным, и если бы приблизились татары, то лошади едва ли в состоянии были вывезти не только телеги с жизненными припасами, но и пушки; кроме того, все знали, что далее все сожжено и опустошено.

Следовательно, нечего было и думать о завоевании Крыма». Таким удобнее всего было сделать Самойловича. Голицын давно точил зуб на Самойловича, поскольку тот водил дружбу с князем Григорием Ромодановским, к которому сам Голицын не был расположен. Но и Самойлович подготовил собственное падение: с одной стороны он позволял себе демонстративно высокомерное отношение к окружающим, а с другой - приблизил к себе людей скользких, наподобие героя нашего очерка. Выдвигалось предположение, будто казаки сами предупредили татар, опасаясь того, что разгромив крымское войско, Москва ликвидирует запорожскую вольницу. Однако, не стоит забывать того, что татары часто практиковали поджег степи, и незадолго перед походом русских на Крым татары именно таким способом спаслись от армии польского короля.

Генеральные старшины и несколько полковников, руководимые, по-видимому, Мазепой, оперативно сфабриковали донос на Самойловича и подали его князю Голицыну. Гетман обвинялся в намерении отделить свои владения от Московского государства. Голицын отправил донос в Москву, откуда вскоре получил указ схватить Самойловича, низложить его, и сослать вместе с родней и единомышленниками в Сибирь. Несложно догадаться, что Мазепа, несмотря на близость к семье Самойловича, в число этих опальных единомышленников не попал. Костомаров, впрочем, отрицает причастность Мазепы к устранению гетмана: «Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу».

Мазепа сам становится гетманом Во время гетманства Мазепы положение посполитого люда резко осложнилось. Во-первых, Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков. Тем самым он, разумеется, угождал московскому правительству, не заинтересованному в том, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу податей и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в вольное казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Естественно, это настраивало простонародную массу против нового положения вещей. Другим новшеством, превращавшим вчерашних казаков в рабов, стала панщина барщина. Именно Мазепа первый ввел в Малороссии обязательную работу, которую должны были отрабатывать помимо дани, платимой крестьянами землевладельцам, на чьих землях они проживали.

Москву вполне устраивало такое положение вещей и Мазепе был прислан полк стрельцов, который призван был охранять гетмана от возможных на него покушений. Кроме полка московских стрельцов, которых Мазепа щедро кормил и поил, гетмана обороняли сердюки - то есть полки наемников из числа поляков и валахов. Нельзя сказать, что новый гетман был совершенно чужд казачьей старшине - он, разумеется, приблизил к себе часть верхушки, щедро одарив членов своей партии землями и крестьянами. Что же касается отношений Мазепы с запорожцами, которые от него не были зависимы, то тут отношения не заладились с самого начала. Зимой 1688 уже дошло до конфликта. Кошевой атаман Григорий Сагайдачный, задумав предпринять новый поход на Крым, обратился к гетману Мазепе с просьбой о высылке в Сичь вспомогательного отряда в 1000 человек из малороссийских казаков.

Тем не менее, Мазепа никакой подмоги не прислал, вследствие чего поход решено было отложить до лучших времен, а часть запорожского войска распустить по украинским городкам и селам на зимовку. Мазепа перевернул дело так, что запорожцы, дескать, творят жителям «всяческую докуку». Запорожцы ответили, что докуку творят не казаки, а наемники, охраняющие особу гетмана - полки сердюков и компанейцев. Кроме того, запорожцы воспользовались тем раздражением, которое испытывали к Мазепе казаки Миргородского и Лубенского полков против полковых старшин, притеснявших их. Конфликтом попытался было воспользоваться гетман заднепровской стороны, принадлежавшей Польше, Андрей Могила. Мазепа перехватил одно письмо Могилы к запорожцам и поспешил донести о том в Москву.

Из Москвы получен был приказ укротить запорожцев с помощью бывших в распоряжении Мазепы стрелецких полков. Запорожцы, не подозревая о таком распоряжении, послали Мазепе новое письмо. На этот раз они обратились к гетману с упреком за то, что он нарушает исконные права запорожского низового войска. Гетман, принимая в свои руки булаву, дал обещание быть «во всем желательным» запорожскому войску, а теперь вдруг совершил неслыханное за все время существования войска дело: он задержал посланного из города Немирова от польского гетмана Андрея Могилы в Запорожскую Сечь казака с письмом. На такое дело ни один из предшественников Мазепы не отваживался. Мазепа начинает встраивать Запорожье в свою систему Обладая автономией в решении внутренних проблем, запорожцы продолжали выступать в качестве щита, прикрывающего от татар дальние подступы как Польши, так и России.

Как таковые, они координировали свои действия с обоими монаршими дворами. Однако, Мазепа решил не просто ограничить сношения запорожцев с монархами, но использовать их в своих целях. Так, когда распространился слух о низвержении Магомет-султана с престола, то гетман обратился к запорожцам с просьбой доставить ему «подлинныя вести о неприятельском поведении бусурман». Но запорожские казаки, имевшие столько причин к недовольству на гетмана, ответили ему «язвительным выговором, присланным на письме», и тогда гетман занес на них новую жалобу в Москву». Непосредственными начальниками при строительстве крепости был сам гетман Иван Мазепа, а также московские воеводы: Леонтий Романович Неплюев и Григорий Иванович Косагов. Запорожцы в этой крепости увидели для себя притеснение, о чем в самом резком тоне известили и гетмана, и царевну Софью.

Гетману Мазепе, также, как и воеводе Косагову ввиду предстоявшей трудной борьбы с бусурманами ничего не оставалось делать, как держать себя на мирной ноге в отношении запорожцев и отвечать казакам на их письма в добром и успокоительном тоне. Немудрено, ведь в то время, когда цари и гетман Мазепа всякими мерами старались удержать возле себя запорожцев, в это же самое время на них решили сделать ставку и мусульманские соседи их. Письмо это прислано было с видимой целью размена пленных татар на пленных казаков, но с действительной целью завязать сношение с войском низовым: турки знали о приготовлениях русских по второму походу на Крым и потому хотели заручиться союзом с запорожцами против них. Однако, к серьезным последствиям это волнение, как и большая часть всех подобных волнений среди запорожских казаков, не привело, тем более, что с наступлением весны 1689 года русские цари безотлагательно решили предпринять второй поход на Крым». Несмотря на печальный результат первого похода русской рати на Крым, московское правительство не думало оставлять мысли о борьбе с ханом, и в 1689 году снова двинуло против татар 112 тысячное войско. Поход этот славы Русскому Оружию не принес.

Мало того, что было бесполезно потеряно множество воинов, походы эти, «аки свиньи» сожрали огромное количество денег. Кроме того, был подорван авторитет Москвы. Но отступление московского войска поставило в крайне незавидное положение запорожцев. С этого времени мы видим колебания запорожских казаков: с одной стороны, запорожцы выказывают несомненную склонность к единоверным московским царям и желают твердо стоять за них против мусульман; с другой стороны, боясь турок и татар, они входят в мирную сделку с бусурманами и выступают против интересов Москвы. Понятно, что считать запорожцев за такой их образ действий изменниками русского царя нельзя. Казакам мозолила глаза выстроенная крепость, Новобогородицкий городок, где засели московские воеводы и московская рать.

Москвичи были воплощением иных, отличных от принятых в Запорожье, порядков и начал. Ну, а окончательно отношение к Московскому государству было испорчено вследствие разорения людьми Голицына запорожского Самарско-Николаевского монастыря, бывшего, впрочем, одним из очагов антимосковской агитации. После этого благосостояние Самарско-Николаевского монастыря надолго пало и из стен его немало разбежалось иноков, искавших себе спасения в дальних от Запорожья странах и в безопасных от всяких нападений обителях». С этой целью в Сечи собрана была войсковая рада, и на той раде составлен был лист с условиями мира между Запорожьем и Крымом. Условия мира были таковы: крымцы должны дать обещание, что они не будут препятствовать запорожцам «промышлять всякими промыслами по всем речкам, лугам и угодьям без всякого вредительного опасения» со стороны татар. Запорожцы взамен того дают обещание «не мешать крымцам, когда хан сам пойдет с ордой или вместо себя пошлет своих салтанов и мурз под украинные города московских царей».

Когда гетман Мазепа узнал о переговорах между запорожцами и крымцами, то он поступил решительно и очень рационально: была организована блокада Запорожья. Мазепа издал запрет всем малороссиянам провозить из Украины в Запорожье хлебные и другие продовольственные запасы и отрезал доступ запорожцам в города Малороссии. Расчет Мазепы полностью оправдался. Положение Запорожских казаков оказалось столь плачевным, что кошевой атаман Иван Гусак, который скрепя сердце и под большим давлением согласился было на мир с Крымом, теперь готов был принести плоды раскаяния. Но в этот момент до казаков дошло пренеприятнейшее известие о дерзком ограблении казачьих посланцев, возвращавшихся из Москвы, а также о том, что Мазепа срочно убыл в Москву. Запорожцы приняли решение проситься в подданство польскому королю.

Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Карьеру при дворе польского короля Ивану Мазепе разрушила… чужая жена. На Волыни у Мазепы была деревушка. По соседству жил какой-то пан Фальбовский, обладатель соблазнительной жены. Но кто-то из слуг донес об этом романе. Муж-рогоносец, сделав вид, что отправился в дальний путь, засел в засаду и подстерег Ивана Мазепу, направлявшегося к его супруге. Между ними состоялся короткий мужской разговор.

После которого Ивана Мазепу ждало специфичное наказание — его голым привязали к коню и выстрелили в воздух. Пугливая скотина понеслась вскачь и дотащила «покоевого шляхтича» до его двора еле живого. Слух о конфузе достиг Варшавского двора. Отношение Яна-Казимира и придворных к Мазепе сразу изменилось. В декабре 1663 года польский король выступил в поход на Украину. Путь армии проходил мимо Белой Церкви. Иван Мазепа попросил разрешения заехать в свое поместье, чтобы устроить некоторые домашние дела. Король через одного из секретарей не только позволил, но и посоветовал «хорошенько отдохнуть» — намек достаточно ясный.

Больше ко двору он не вернулся. Зато оказался в стане гетмана Правобережной Украины Петра Тетери, там и остался. В 1665 году, после смерти отца, занял должность подчашего Черниговского. В 1669 году отказался от этой должности. Вскоре выдвинулся среди казаков и казацкой старшины. Сперва ротмистр гетманской надворной гвардии, потом писарь, присоединился к гетману Петру Дорошенко, женился на богатой шляхтянке. Вроде бы в очередной раз жизнь у Ивана Мазепы начала налаживаться. Но опять вмешался случай.

В 1674 году его направили послом в Крым, придав татарский эскорт и… несколько десятков пленных украинцев с Левобережья, которых Петр Дорошенко отправил в подарок хану. Последний часто менял политическую ориентацию, говоря «нужда закон меняет», но одно в нем было неизменно — животная ненависть к татарскому племени. Однако Ивану Мазепе повезло — Сирко не только оставил его в живых, хотя должен был казнить союзника крымского хана, но и отправил к левобережному гетману Ивану Самойловичу. Последний поручил Ивану Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского. Наверное, его оценили как профессионала — за образованность и знание придворного этикета. Другого такого тертого калача, успевшего побывать не только в Диком Поле, но, по его уверениям, даже на приеме у Людовика XIV, в тогдашней Украине точно не было. Правда, московское правительство, узнав, что бывший ротмистр с педагогическими наклонностями объявился в подвластных пределах, тут же потребовало его выдачи. Иван Самойлович, посылая Мазепу в Москву, просил не наказывать его за службу у Петра Дорошенко и поскорее вернуть в Украину, так как он необходим.

Прибыв в столицу России, Иван Мазепа продемонстрировал чудеса дипломатии и хитрости. На допросе в Малороссийском приказе сумел убедить всех в личной склонности к России и постарался, как мог, оправдаться за службу у Петра Дорошенко. Его допустили к царю Алексею Михайловичу, выдали государево жалованье и отпустили. Еще и снабдили на дорогу письмами к Дорошенко с призывом переходить на «нашу» сторону. В 1682 году Иван Самойлович сделал Ивана Мазепу генеральным есаулом. В казачьей иерархии это был один из важнейших рангов. Есаул командовал сердюками — наемными полками, которыми к тому времени уже обзавелись гетманы. А это было самое боеспособное войско в Украине.

Сердюков, служивших за жалованье, не отвлекали на различные сельскохозяйственные работы. Конечно, во главе их нужно было держать верного человека! Свою «лояльность» Иван Мазепа продемонстрировал через несколько лет. А пока он занимался бизнесом. Организовал поставку в Москву дешевой и суррогатной водки.

Его отправили на суд и расправу к левобережному гетману Ивану Самойловичу. Казалось бы в те жуткие времена жуткая смерть Мазепе была гарантирована. Но хитроумный пленник так заболтал своего врага, что Самойлович просто очаровался молодым человеком, поверил ему и решил сделать Мазепу своим близким соратником. Но на всякий случай левобережный гетман все же решил отправить Мазепу в Москву. Во-первых, Мазепа имеет ценные сведения для российской разведки. Во-вторых, пусть Москва одобрит решение Самойловича о принятии Мазепы под российский флаг. В Москве Мазепа также очаровал самого руководителя посольского приказа Василия Голицына и тот дал ему добро занимать высокие должности при Самойловиче. Пронырливый Мазепа скоро занялся бизнесом и очень разбогател на беспошлинных поставках с Левобережья местного самогона. А спустя 15 лет Мазепа решил сам стать гетманом, занять пост пригревшего его Самойловича. И это ему удалось блестяще. В недавние времена Василий Голицын провалил два крымских похода. Из-за бестолковой подготовки походов были жуткие проблемы с продовольствием, и не только. Голицыну было необходимо найти крайнего, на кого бы переложить свою вину.

Заговор гетмана Мазепы

Когда в 1689 году русский трон занял Петр I, стареющий гетман поначалу взялся в какой-то мере опекать молодого царя: в частности, давал ему советы, как вести себя с поляками. Со временем Петр и Мазепа стали близкими друзьями. В начале 1690-х Мазепа помог подавить на юге Малороссии восстание Петрика Петро Иваненко , выступавшего одновременно против гетмана и русской власти, участвовал в обоих походах Петра к Азову. Однако после военного совета в Жолкве в марте 1707 года гетман затаил на Петра сильную обиду. Дело в том, что на этом совете было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия самого гетмана. Измена 1706 год выдался для России не слишком удачным.

В сентябре, после поражения саксонской армии, король Польши и курфюрст Саксонии Август II отрекся от польского престола в пользу Станислава Лещинского, который был ставленником шведов, разорвав при этом союз с Россией. Таким образом у Петра больше не осталось союзников в Северной войне. Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность.

Была ли это забота о «простом народе» и какое-то государственное строительство во имя «будущей Украины»? Да нет, конечно. Наверное, ближайшим аналогом такого олигарха является бывший президент Петр Порошенко, точно так же успешно ведший дела с американцами и одновременно звонивший в Москву с легендарным «жму руку, обнимаю». Обещал мир, но устроил войну, поскольку ему так было выгоднее. Отправлял людей на смерть, а сам отдыхал на Мальдивах с семьей на полмиллиона долларов.

Проклинал Россию и держал там конфетную фабрику. Мазепе страшно не понравились реформы, превращающие его личную автономию в провинцию Российской империи. Как совершенно не нужна была и война Петра со шведами. Сложная политическая конструкция того времени, когда в конфликт одновременно были включены все ведущие державы региона, угрожала бизнесу и власти. Особенно не зашли Ивану Степановичу директивы, предписывающие сжигать населенные пункты, которые могла занять шведская армия. Поэтому его решение перейти на сторону как ему на тот момент показалось более сильного было обычным шкурным вопросом. Просто очень большого масштаба. Итог же говорит сам за себя: военно-стратегический и политический результат такого решения оказался равен нулю.

За гетманом пошло абсолютное меньшинство, сам он потерял всё хотя казну прихватил , а нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. На русские редуты в Полтавской битве ходила в атаку кучка добровольцев, в то время как остальные силы изменника в 6—8 тыс. В то время как «пророссийские» казаки нового гетмана Ивана Скоропадского и принимали масштабное участие в сражении, и партизанили по тылам шведов. Так что после Полтавы Мазепе оставалось только поспешное бегство и бесславная смерть на чужбине. Что же касается «народа», то эстафету подхватил его преемник в изгнании Филипп Орлик, заложивший в своей «конституции» всё то же сословное неравенство и личные выгоды казацкой старшины. Для этих сынов своего времени мир был понятен и прост: надо урвать своё любой ценой.

Это выгодно националистическим и раскольническим силам на Украине. Если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдет на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь — погрешима, наложенная ею анафема — вещь весьма относительная. Коль скоро сама эта Церковь признаёт недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная той же Церковью иному клятвопреступнику — Михаилу Антоновичу Денисенко лже-патриарху Филарету. Снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, причем, с максимальным использованием украинской государственной пропагандистской машины, как признание священноначалием нашей Церкви того, что Русская Православная Церковь — это политический инструмент в руках «московских поработителей украинского народа». На все попытки разъяснить, что случаи с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: «С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдет лет …надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине». Лучшего подарка автору книги «Неправда московских анафем» и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить. Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете «Зеркало недели», в которой, в частности, говорится: «Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода конца 1990-х годовю. Кроме того, таким шагом который, уверен, не состоится священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990-е годы торжественно снял с Мазепы анафему, показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета. Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления. Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана. Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима Милаша : «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» [4]. Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» 82-е правило святителя Василия Великого , подвергается десятилетнему 64-е правило святителя Василия Великого или одиннадцатилетнему 82-е правило святителя Василия Великого отлучению от святого причастия [5]. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам — таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия [6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе… Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни историк Е. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам [7]. Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь. Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8]. Следующие факты подтверждают слова анафемы. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили » [9]. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек.

Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана — город Батурин — становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. В 1708 году он перешёл на сторону противника Московского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома московской армией. За выступление против московского царя был предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил в Российской империи.

Заговор гетмана Мазепы

Он был в тяжёлой обиде на царя после военного совета в Жолкве в марте 1707 года, на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Мнения о гетмане[ ] Являясь одной из противоречивых личностей истории, Иван Мазепа до сих пор интересует многих. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Гетмана любили и ненавидели, уважали и боялись, ценили и остерегались, прославляли и осуждали как во времена его правления Украиной, так и позднее, в последующие столетия.

Продолжается это и поныне. Главным же, интересующем всех историков и являющийся спорным вопросом остается: «Гетман Иван Мазепа — предатель или борец за национально освобождение? Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.

Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». Купюра в 10 украинских гривен с портретом Мазепы.

Таировой-Яковлевой подлинные замыслы Мазепы были иными: «Мазепа рассматривал союз с Лещинским исключительно как крайнее средство на случай вторжения шведов, а возможно, и в случае назревания бунта среди старшины в условиях реформирования Гетманщины. Самусь и другие жители Правобережья опасаются мести со стороны поляков и вряд ли захотят подчиниться Речи Посполитой. Поэтому Мазепа предлагал сперва добиться единства мнений на Украине и объединения Речи Посполитой, а потом уже думать о союзе.

Понятно, что такие благие пожелания могли быть только декларацией, рассчитанной на выигрыш времени».

Участвовал в походах против крымского ханства, организованных Голицыным. Затем Мазепа снискал доверие Петра Великого, ходил вместе с ним воевать в Азов. В 1704 году Мазепа занял правобережную часть Украины. В 1709 году Карл назвал Мазепу пожизненным «законным князем Украины». В 1708 году Петр решил избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский.

Густав Седерстрём. Лайфа преимущественно иезуитами, которым он поддался, потому что с юности был привязан к Римской церкви, и хотя впоследствии из видов казался православным, но на самом деле он только притворялся и внутренне не терпел православного исповедания, — пишет историк. Костомаров называл и конкретные имена: "... Ему Мазепе. Лайфа доложили, что в приёмной комнате стоит и дожидается львовский иезуит Заленский, ректор иезуитской школы в Виннице. Вдруг Мазепа как будто просветлел и радостно воскликнул: "А он откуда взялся? Впоследствии Орлик узнал от самого Мазепы, что гетман посылал этого иезуита в Саксонию к Станиславу Лещинскому, бывшему там со своим покровителем — шведским королём. Ту же роль проводников западного влияния на Украине, кстати, и сейчас играют католические "учебные заведения", представляющие собой полноценные политико-лоббистские институты. Можно возразить, что оригинал упомянутого договора Мазепы и Лещинского не сохранился что, впрочем, не так уж и удивительно для документов начала XVIII века.

По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко. Запорожские казаки намеревались казнить Мазепу, но перенаправили его левобережному гетману Ивану Самойловичу. Будучи тонким политиком, он сделался доверенным лицом левобережного гетмана. В 1682 году он был поставлен генеральным есаулом. После Первого Крымского похода в 1687 году, окончившегося неудачей, гетман Даниил Самойлович пал жертвой интриги и был сослан в Сибирь. В этом же году при поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицына Ивана Мазепу избрали гетманом левобережной Украины. В делах Государственного архива сохранилась записка Мазепы, из которой ясно, что после своего избрания в гетманы он заплатил князю Голицыну взятку за содействие. Мазепа сумел заслужить расположение и молодого царя Петра , когда тот взошел на трон. Продолжительное время Иван Мазепа был одним из ближайших соратников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа вторым в империи был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. В течение 21 года своего гетманства безукоризненно осуществлял все указания и распоряжения царя Петра I. Но народной массе он был чужд, не все любили его на Украине, что выражалось в подавляющих волнениях. Софийский собор, перестроенный при Мазепе. За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России. Он являлся владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России.

Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды

Гетман Иван Мазепа на Украине национальный герой, его именем названы населенные пункты, улицы, устанавливаются памятники. Иван Мазепа был компромиссным кандидатом, устраивающим как старшину, так и Голицына, поэтому 25 июля на казацкой раде он и получил булаву. Мазепа, Иван Степанович, Колединский по прозванию, гетман, малоросс. шляхтич; воспитывался при польск. королев. дворе; из-за романич. истории бежал в Украину и скоро возвысился среди казач. старшин. Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения. Сегодня в день трехсотлетия Полтавской Виктории считаю уместным повторить пост, в котором рассказывается о мазепе и несколько больше: Мазепа: от злодея-любовника европейских романтиков до агента западных спецслужб Книгу под названием Иван Мазепа: анатомия. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, также происходила из старинного шляхетского православного рода.

«Иудина награда» Ивана Мазепы

Иван Мазепа с юности отличался изворотливостью ума, умением легко сходиться со знатными особами, умением нравиться нужным людям. В юности Иван Степанович Мазепа служил пажем при дворе польского короля Яна Казимира. Мазепа Иван Степанович (1639—1709) — активный участник событий, связанных с проблемной ситуацией украинских земель и их воссоединением с Россией.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий