Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Как подчеркнул старший научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов, часть ленинградских детей ошибочно отправили прямиком навстречу наступающему противнику. Проект посвящен серии авианалётов на Ленинград, совершённых во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год. Такие слухи распространялись во время блокады среди горожан, это подробно отражено в отчётах НКВД.

Рассудов Александр Николаевич

Военная блокада Экономическая блокада Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими[3] войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Изображение Государственный мемориальный музейобороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербург - Tripadvisor изображения. По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады.

Карты и схемы

Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде. Загадка четвёртая Почему работал Кировский завод? Факт тоже известный - он находился в 3 трёх!!! Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу. Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов …» Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день! Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую… Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно фото Сталинграда , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени… Окончание. Здесь - блокадные 1942 и 1943 годы.

Точно так же, как и в 1-й части, просьба прочесть и написать, если что-то показалось не так или коряво. Интересно, наверное, далеко не всем, а в основном любителям и знатокам истории Ленинграда и военной истории. Поэтому целиком прячу под кат. Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки. Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г. Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г.

Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий кружок с тремя линиями. Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г. Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината фабрики «Изоплит» : светлые полосы в правой нижней части фото — непосредственно торфоразработки, левее западнее — заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог — плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги — противотанковый ров. Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке — предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом.

Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г. Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы — преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг. Мурзинки северо-западная часть снимка со спрямлением. Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы.

Между ними — много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы — также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г. Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия — защитниками Ленинграда.

Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части — противотанковый ров второго оборонительного пояса здесь он был ближайшим к фронту и орудийные позиции. Урицк, 16 сентября 1942 г. Планировка района — такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего.

Косточкина "Поясом немеркнущей славы" Москва, Искусство, 1975 г. Из этой же книги взяты некоторые подписи. Если Голубую дивизию у нас пока?

Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся. Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием «О математике и исторической реальности» , которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов , которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения. Но он утверждает, что блокады Ленинграда полного окружения города не было , и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению. Он делает свои выводы, анализируя общедоступную , широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний» … В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной Алексея Кунгурова. К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено. Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы. В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами. Итак, пойдём по порядку. Загадка первая Откуда взялся этот термин? Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было! Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации , определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года: «После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. На этих картах хорошо показан окружённый район, в котором находился г. Ленинград: Загадка вторая Почему было так мало снарядов? Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148 478 снарядов. Историки описывают эти события следующим образом: «Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232 000 выстрелов! Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили. С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией. Однако, если судить по картам, ссылки на которые приведены выше, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым. Загадка третья Почему не было приказа? У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом: «Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые. Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…» Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе , захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему. А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде. Загадка четвёртая Почему работал Кировский завод? Факт тоже известный - он находился в 3 трёх!!!

Сформированная под эту задачу 2-я ударная армия в ходе Любаньской операции смогла прорвать оборону, но для развития успеха привлеченных сил оказалось недостаточно. Весной 1942 года армия попала в окружение и после тяжелых боев была почти полностью уничтожена либо пленена. Германское военное командование при этом понимало, что взять Ленинград в ходе весенне-летней кампании 1942 года не представляется возможным. Немцы предприняли активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Но каких-либо существенных результатов эти атаки не принесли. В августе-сентябре 1942 года завязалось очередное сражение на 15-километровом участке германского кольца блокады, примыкающего на карте к Ладоге. Советские войска повторили попытку прорыва насыщенной немецкой обороны, и вновь безуспешно. В то же время эта атака сорвала намеченное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего группу армий «Север» усилили 11 армией, отвлеченной с решающих направлений войны. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» причем такое название предложил лично И. Для достижения цели в том же районе, где уже сколько раз советские войска терпели неудачи, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником. Операция началась 12 января, и через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав ленинградское блокадное кольцо. Прорыв блокады Ленинграда Чуть более двух недель ушло на то, чтобы в пробитом к Ленинграду сухопутном коридоре запустить в действие железнодорожное и автомобильное сообщение. Этот новый путь снабжения города, по-прежнему остающегося в условиях блокады, был назван «Дорогой Победы». Вторая блокадная зима прошла в достаточно приемлемых условиях продовольственного снабжения «города Ленина». Посмотрите также Читать В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались развить свой успех и разгромить немецкую группу армий «Север», но сделать это не удалось.

Где проходила линия фронта в черте города: фотографии кольца блокады Ленинграда тогда и сейчас

Немецкие укрепления в районе, где предстояло наступать, называли Невским Измаилом, вспоминая о легендарной победе войск Суворова. Слово "Измаил", как сообщает Алексей Говоров, впервые применил генерал Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта, разглядывая в бинокль вражеские укрепления, а конкретно — Восьмую Дубровскую ГЭС, которая была захвачена немцами и превращена в натуральную крепость. С его подачи это как-то разлетелось по войскам, и слово "Измаил" стало применяться по отношению к вражескому берегу в общем. Солдатам надо было за семь минут преодолеть Неву, забраться на противоположный берег высотой от 6 до 12 м, который немцы к тому же облили водой, чтобы он заледенел. Затем подняться, отработать с приставными лестницами, с "кошками" подъем на такую высоту, преодолеть проволочные заграждения, минные поля, три линии обороны противника — все это скрупулезно, с секундомером в руках проверял сам Говоров.

Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича "Очень интересные технические решения были, — отмечает внук маршала. Для того чтобы переправить танки через Неву по льду, инженеры Ленинградского фронта разработали целую систему. Клали рельсы, шпалы, болтами прикручивали рельсы и шпалы ко льду — и они должны были вмерзнуть.

То есть это была единая ледово-деревянная конструкция, по которой танки проходили через реку. Использовались знания и наших физиков из Физико-технического института имени Иоффе — они выезжали, смотрели, промеряли лед, советовали, как его можно нарастить — это была уникальная операция". Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Боевой путь Говорова был связан с Ленинградом до 1946 года — после Победы он был назначен командующим Ленинградским военным округом, а в апреле 1946 года стал главным инспектором Сухопутных войск.

И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена. Однако в ход боевых действий вмешалась погода. К тому же серьезные колебания температуры воздуха — от 0 до минус 15 — градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником.

В таких условиях начинать наступление было рискованно. Эта просьба была удовлетворена Ставкой, и старт операции "Искра" назначили на 12 января 1943 года. ТАСС вспоминала, что когда приехала к деду как раз в момент подготовки операции, то спросила его: Леня, а что будет, если операция… ну, не удастся?

После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона. Начало блокады сентябрь-декабрь 1941 года Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву.

После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано. Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм. Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г. Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен.

Он перебросил несколько узловых железнодорожных станций и 39 моторизованный корпус к Лужскому рубежу. Советское командование упустило момент перегруппировки. В итоге рубеж пал, и только в 20-х числах августа стало понятно, что Ленинград оказался в практически замкнутом кольце. Перед руководством встала срочная задача обеспечить снабжение Северной столицы. На тот момент для связи города с остальной страной осталась всего одна достаточно слабая железнодорожная ветка — через Мгу на Вологду и Череповец. Комиссия государственного комитета обороны в спешке назначила Шлиссельбург главной базой снабжения города. К счастью, осуществить этот план не успели, иначе все припасы попали бы в руки противника», — комментирует ситуацию Вячеслав Мосунов. Штаб группы армий «Север» разработал такой план окружения города, который вообще не предусматривал бои в плотной городской застройке. Это было оцепление по ближним границам. Советские солдаты доблестно отстаивали каждый метр земли, поэтому немцы так и не смогли осуществить задуманную переправу через Неву. За участок около Шлиссельбурга, чуть южнее будущего Кировска, шли особенно ожесточенные сражения. Немцы стремились замкнуть кольцо, а русские военачальники все еще старались выполнить приказ Сталина и наладить снабжение города через Шлиссельбург. Немцы оказались под стенами города, что позволило им делать артиллерийские налеты. Сперва они ориентировались на архитектурные доминанты. Одной из них был Исаакиевский собор, поэтому его целенаправленно не разрушали, чтобы не потерять ориентир. К счастью для ленинградцев, до 1943 года немецкая артиллерия вынуждена была сидеть на голодном пайке.

Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда

О финской половинке блокадного кольца и напрочь забытой войне с Финляндией в 1941–1944 гг. рассказано в книге «Блокада Ленинграда. Карта ленинграда во время блокады. Военная блокада Экономическая блокада Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот.

5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно

Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. Справочник Калебина» Карты и картография» линия обороны ленинграда во время блокады карта. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы.

Блокада Ленинграда

Бомбардировки Ленинграда О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге.
Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта.

Карта окружения ленинграда во время блокады

sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. (карта была подготовлена к 74-й годовщине снятия блокады).

5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно

Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. Ведь именно по этому месту прошла линия обороны Ленинграда в сентябре 1941 году. Проект посвящен обороне Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года. 7. Разгром немцев под Ленинградом. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

30 памятных мест Ленинградской блокады

Линия обороны ленинграда во время блокады карта Всю блокаду в Ленинграде работали действующие храмы.
Линия обороны ленинграда во время блокады карта Блокада Ленинграда. Развивая наступление во время операции "Искра" наши войска при поддержке артиллерии Балтийского флота, Ладожской флотилии и силами дальней авиации удалось удалось добиться значительных успехов на востоке "кольца".
Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии) Мемориальный комплекс «Линия обороны».
Карта окружения ленинграда во время блокады Линия обороны и карта окружения 1941 года, исторические предпосылки, прорыв и снятие блокады, итоги и значение для Второй мировой войны.

Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда

Мга, 8 сентября 1941 года заняли Шлиссельбург Петрокрепость и отрезали Ленинград от остальной страны с суши. Согласно «Военной энциклопедии», в подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября отмечалось: «…б сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникаем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии». Для осуществления этого плана противник не жалел ни сил, ни вооружения: по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 зажигательных и фугасных бомб. Жители города оказались в тяжелейших условиях. Запасы продовольствия были катастрофически ограничены, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток.

Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября. В результате введенные по карточной системе нормы продовольствия стаи снижаться, отмечается в «ВЭ». Дети блокады 1942 год. Автор: Борис Уткин. Место съемки: г.

Лед достиг 20 сантиметров толщины, достаточной для пропуска грузовиков, всего за месяц до конца года, поэтому за 1941 год по этой Дороге жизни перевезли всего 16,5 тысяч тонн грузов. Но к концу декабря лед окреп, и темпы поднялись до 1000 тонн в сутки машины могли идти полными и часто. Мы знаем об этом потому, что в ноябре были редкие случаи сплошной облачности, в которой эти машины летали свободно, без противодействия немцев истребители малоэффективны в таких условиях. В такие сутки доставлялось до 216 тонн продовольствия. Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его.

Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров.

Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории.

На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать.

Кроме поддержки сухопутных войск авиацией и артиллерией, флот решал самостоятельные задачи: защищал подступы к Ленинграду, нарушал коммуникации противника в Балтийском море, вел борьбу за Моонзундский архипелаг, главную базу флота — Таллин и за полуостров Ханко. В период обороны Ленинграда флот направил на сушу в бригады морской пехоты, отдельные стрелковые батальоны свыше 160 тысяч человек личного состава. На новгородско-чудовском направлении советские войска пытались контратаковать противника, но успеха не добились. За счет освободившихся войск немецкое командование усилило группировку, наступавшую на Ленинград, и перенесло сюда основные усилия авиации группы армий «Север». Создалась опасность окружения Ленинграда. Фролов и Ленинградский фронт командующий генерал-лейтенант М. Попов, с 5 сентября К. Ворошилов, с 12 сентября Г. Жуков, с 10 октября генерал-майор И.

Федюнинский, с 26 октября генерал-лейтенант М. Враг начал наступление вдоль шоссе Москва-Ленинград и 25 августа захватил Любань, 29 августа Тосно, 30 августа вышел на реку Неву и перерезал железные дороги, связывающие Ленинград со страной. С 30 августа по 9 сентября велись бои в районе Красногвардейска. Прорвавшись 8 сентября через станцию Мгу на Шлиссельбург, немецкие войска отрезали Ленинград от суши. Началась блокада города. Сообщение поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Подвоз всего необходимого войскам, населению и промышленности резко сократился. С 4 сентября 1941 года противник начал артиллерийский обстрел города и систематические налеты авиации. В сентябре-ноябре 1941 года на город было сброшено 65 тысяч зажигательных и 3 тысячи фугасных авиабомб, в сентябре-декабре 1941 года было выпущено 30 тысяч артиллерийских снарядов.

Советский журналист Лев Безыменский утверждал, что его город предполагалось переименовать в Адольфсбург и превратить в столицу новой Ингерманландской провинции рейха. Другие уверяют, что Гитлер намеревался полностью уничтожить и Ленинград, и его население. Согласно директиве, отправленной группе армий «Север» 29 сентября 1941, «после поражения Советской России нет никакого интереса в продолжении существования этого крупного городского центра. В этой войне за наше существование, мы не можем иметь интереса в сохранении даже части этого очень крупного городского населения». Отсюда следует, что окончательным планом Гитлера было сравнять Ленинград с землей и отдать районы к северу от Невы финнам. В голодной петле Подготовка блокады Группа армий «Север» двигалась к Ленинграду, своей главной цели. Её командующий, фельдмаршал фон Лееб, поначалу думал взять город сходу. Но из-за отзыва Гитлером 4-й танковой группы глава генштаба Гальдер склонил перебросить её на юг, для броска Федора фон Бока на Москву фон Леебу пришлось начать осаду. Он достиг берега Ладожского озера, пытаясь завершить окружение города и соединиться с финской армией маршала Маннергейма, ждавшей его на реке Свирь.

Финские войска были расположены к северу от Ленинграда, а немецкие подошли к городу с юга. И те, и другие имели целью отрезать защитникам города все коммуникации, хотя участие Финляндии в блокаде в основном состояло из повторного захвата земель, утраченных в недавней советско-финской войне. Немцы рассчитывали, что их главным оружием станет голод. Уже 27 июня 1941 ленинградский совет организовал вооружённые отряды из гражданских ополченцев. В ближайшие дни все население Ленинграда проинформировали об опасности. Более миллиона человек были мобилизованы на строительство укреплений. По периметру города создали несколько линий обороны, с севера и юга, защищаемых в основном гражданскими лицами. Линия обороны против финнов на севере Карельский укрепрайон сохранялась в северном пригороде Ленинграда с 1930-х годов и теперь была возобновлена. Как пишет Р.

Колли в своей книге «Блокада Ленинграда»: …К работам по постройке укреплений по приказу от 27 июня 1941 привлекались все мужчины от 16 до 50 лет и женщины от 16 до 45, кроме больных, беременных и ухаживающих за младенцами. Мобилизованные должны были работать семь дней, после чего следовали четыре дня «отдыха», в течение которых им следовало возвращаться на свое обычное рабочее место или продолжать учебу. В августе возрастные рамки были расширены — до 55 лет для мужчин и 50 — для женщин. Продолжительность рабочих смен также увеличилась — семь дней работы и один день отдыха. Однако на самом деле эти нормы никогда не соблюдались. Одна 57-летняя женщина написала о том, что восемнадцать дней подряд по двенадцать часов в день долбила землю, «твердую как камень»… Девочки-подростки с нежными руками, пришедшие в летних сарафанах и сандалиях, должны были копать землю и перетаскивать тяжелые бетонные блоки, имея только лом… Гражданское население, возводящее оборонительные сооружения, часто оказывалось в зоне бомбежки или его расстреливали с бреющего полета немецкие истребители. Это был титанический труд, однако некоторые считали его напрасным, уверенные в том, что немцы без труда преодолеют все эти оборонительные линии… Гражданским населением в общей сложности было сооружено 306 км деревянных баррикад, 635 км проволочных заграждений, 700 км противотанковых рвов, 5000 земляных и деревянных и железобетонных ДОТов и 25. Даже пушки с крейсера Аврора перенесли на Пулковские высоты, к югу от Ленинграда. Жуков утверждает, что в первые три месяца войны в Ленинграде были сформированы 10 добровольных дивизий ополчения, а также 16 отдельных артиллерийских и пулеметных батальонов ополчения.

К концу августа 1941 г. Ополченцы были плохо обучены, им выдавали старые винтовки и гранаты, а также учили изготавливать зажигательные бомбы, впоследствии получившие название «коктейль Молотова». Первая дивизия ополченцев была сформирована 10 июля и уже 14 июля практически без подготовки отправлена на фронт на помощь регулярным частям Красной армии. Почти все ополченцы погибли. Женщин и детей предупреждали, что, если немцы ворвутся в город, нужно будет забрасывать их камнями и лить им на голову кипяток. Людям выдали продуктовые карточки, срок действия которых истекал через месяц. Всего установили четыре категории карточек, высшей категории соответствовал самый большой рацион. Сохранять высшую категорию можно было только за счет ударного труда. Немецкая 4-я танковая группа генерала Гёпнера, атаковав из Восточной Пруссии, к 16 августа после стремительного продвижения достигла Новгорода и, взяв его, также устремилась к Ленинграду.

Вскоре немцы создали сплошной фронт от Финского залива до Ладожского озера, ожидая, что финская армия пойдёт им навстречу вдоль восточного берега Ладоги. С августа 1941 до января 1944 все, что происходило на военном театре между Северным Ледовитым океаном и озером Ильмень так или иначе касалось операции у Ленинграда. Арктические конвои доставляли американский ленд-лиз и британские поставки по Северному морскому пути на железнодорожную станцию Мурманска хотя её железнодорожное сообщение с Ленинградом было отрезано финскими войсками и в некоторые другие места Лапландии. Войска, участвовавшие в операции Группа армий «Север» фельдмаршал фон Лееб. В них входили: I корпус 2 пехотные дивизии , II корпус 2 пехотные дивизии , IV корпус 3 пехотные дивизии. Советский Союз Северный фронт генерал-лейтенант Попов. В него входили: 7-я армия 2 стрелковые дивизии, 1 дивизия ополчения, 1 бригада морской пехоты, 3 мотострелковые и 1 танковый полк. Лужская оперативная группа: XXXXI стрелковый корпус 3 стрелковые дивизии ; отдельные подразделения 1 танковая бригада, 1 стрелковый полк. Кингисеппская оперативная группа: отдельные подразделения 2 стрелковые, 1 танковая дивизия, 2 дивизий ополчения, 1 укрепленный район.

Отдельные подразделения 3 стрелковые дивизий, 4 сторожевых дивизии ополчения, 3 укрепленных района, 1 стрелковая бригада. Из них 14-я армия защищала Мурманск, а 7-я армия защищала районы Карелии у Ладожского озера. Таким образом, они не принимали участия в начальных этапах осады. Отступая от немцев через Прибалтику, она 14 июля 1941 была передана Северному фронту. Окружение Ленинграда Финская разведка взломала часть советских военных кодов и могла читать ряд сообщений противника. Это было особенно полезно для Гитлера, который постоянно просил разведывательной информации о Ленинграде. Роль Финляндии в операции «Барбаросса» гитлеровская «Директива 21» обозначала так: «Массе финской армии будет поставлена задача вместе с продвижением северного крыла германских армий связывать максимум русских сил атакой с запада или с обеих сторон Ладожского озера». Последнее железнодорожное сообщение с Ленинградом было отрезано 30 августа 1941, когда немцы вышли к Неве. Войска Оси не заняли лишь земельный коридор между Ладожским озером и Ленинградом.

Обстрелы 8 сентября 1941 вызвали в городе 178 пожаров. Линия наибольшего продвижения немецких и финских войск под Ленинградом 21 сентября немецкое командование рассмотрело варианты уничтожения Ленинграда. Мысль занять город была отвергнута с указанием: «нам пришлось бы тогда поставлять жителям продовольствие». Немцы решили держать город в осаде и бомбардировать его, оставив население в жертву голоду. Участие Финляндии в блокаде Ленинграда В августе 1941 года финны приблизились на 20 км к северным пригородам Ленинграда, достигнув финско-советской границы 1939. Угрожая городу с севера, они продвигались и по Карелии к востоку от Ладожского озера, создав опасность городу и с восточного направления. Финские войска перешли существовавшую до «Зимней войны» границу на Карельском перешейке, «срезав» советские выступы на Белоострове и Кирьясало и выпрямив этим линию фронта. Советская историография утверждала, что движение финнов остановилось в сентябре из-за сопротивления им Карельского укрепрайона. Однако финские войска уже в начале августа 1941 получили приказ прекратить наступление после достижения его целей, некоторые из которых лежали за довоенной границей 1939.

В течение следующих трех лет, финны вносили вклад в битву за Ленинград тем, что удерживали свои линии. Их командование отвергло немецкие уговоры начать воздушные нападения на Ленинград. Финны не пошли южнее реки Свирь в Восточной Карелии 160 км к северо-востоку от Ленинграда , к которой они вышли 7 сентября 1941. На юго-востоке немцы 8 ноября 1941 захватили Тихвин, но не смогли завершить окончательное окружение Ленинграда броском далее на север, на соединение с финнами на Свири. Благодаря этому сохранилась линия сообщения с Ленинградом по Ладожскому озеру. Финский президент Рюти тем временем заявил своему парламенту, что целью войны был возврат областей, потерянных во время «Зимней войны» 1939-1940 и получение ещё больших территорий на востоке, которые позволят создать «Великую Финляндию». После войны Рюти утверждал: «24 августа 1941 я посетил штаб фельдмаршала Маннергейма. Немцы склоняли нас пересечь старую границу и продолжить наступление на Ленинград. Я сказал, что захват Ленинграда не входит в наши планы и что мы не станем принимать в нём участие.

Маннергейм и военный министр Вальден согласились со мной и отклонили предложения немцев. В результате сложилась парадоксальная ситуация: немцы не могли подойти к Ленинграду с севера... Пытаясь обелить себя в глазах победителей, Рюти, таким образом, уверял, что финны чуть ли не воспрепятствовали полному окружению города немцами. На самом деле германские и финские войска держали осаду вместе до января 1944, но со стороны финнов было крайне мало систематических обстрелов и бомбардировок Ленинграда. Однако близость финских позиций — 33-35 км от центра Ленинграда — и угроза возможной атаки с их стороны осложняли оборону города. Пока Маннергейм не прекратил 31 августа 1941 своё наступление, командующий советского Северного фронта, Попов, не мог высвободить резервы, стоявшие против финских войск на Карельском перешейке, чтобы повернуть их на немцев. Попову удалось передислоцировать две дивизии в германский сектор лишь 5 сентября 1941. Границы продвижения финской армии в Карелии. Серой линией отмечена советско-финская граница 1939 г.

Источник фото Вскоре финские войска срезали выступы у Белоостров и Кирьясало, которые угрожали их позициям на берегу моря и к югу от реки Вуоксы. Генерал-лейтенант Пааво Талвела и полковник Ярвинен, командир финской прибрежной бригады, ответственные за участок у Ладоги, предложили германскому штабу блокировать советские конвои на Ладожском озере. Эти водные силы летом и осенью 1942 мешали сообщениям с осаждёнными ленинградцами по Ладоге. Появление льда заставило убрать эти легковооружённые отряды. Позже они так и не были восстановлены из-за изменений в линии фронта. Оборона города Командование Ленинградским фронтом, образованным после разделения надвое Северного, было поручено маршалу Ворошилову. Фронт включал в себя 23-ю армию на севере, между Финским заливом и Ладожским озером и 48-ю армию на западе, между Финским заливом и позицией Слуцк — Мга.

Карта блокады Ленинграда

Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков.

Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать.

После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку.

Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды. Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя. В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор.

Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям. В декабре 1941-го в Ленинграде умерли 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го — больше 100 тысяч, в мае — 50 тысяч, в июле — 25 тысяч, в сентябре — 7 тысяч. В мирное время смертность в городе составляла около 3 тысяч человек в месяц. Тяжелейшие бои в 1941—1942 годах происходили на "Невском пятачке" — узкой полосе земли на левом берегу Невы шириной по фронту 2—4 км и глубиной всего 500—800 метров.

Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев.

Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда. После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона. Начало блокады сентябрь-декабрь 1941 года Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм. Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г. Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина».

В августе-сентябре 1942 года завязалось очередное сражение на 15-километровом участке германского кольца блокады, примыкающего на карте к Ладоге. Советские войска повторили попытку прорыва насыщенной немецкой обороны, и вновь безуспешно.

В то же время эта атака сорвала намеченное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего группу армий «Север» усилили 11 армией, отвлеченной с решающих направлений войны. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» причем такое название предложил лично И. Для достижения цели в том же районе, где уже сколько раз советские войска терпели неудачи, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником.

Операция началась 12 января, и через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав ленинградское блокадное кольцо. Прорыв блокады Ленинграда Чуть более двух недель ушло на то, чтобы в пробитом к Ленинграду сухопутном коридоре запустить в действие железнодорожное и автомобильное сообщение. Этот новый путь снабжения города, по-прежнему остающегося в условиях блокады, был назван «Дорогой Победы».

Вторая блокадная зима прошла в достаточно приемлемых условиях продовольственного снабжения «города Ленина». Посмотрите также Читать В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались развить свой успех и разгромить немецкую группу армий «Север», но сделать это не удалось. В составе немецких войск оборонительные действия вела, в частности, испанская «Голубая дивизия», сформированная на добровольческой основе из-за официального нейтралитета Испании во Второй мировой войне.

Эта часть удерживала позиции на реке Ижора и смогла успешно отбить атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана к себе на родину. Снятие блокады Ленинграда Операция по полному деблокированию начиналась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны в районах Петергофа и Новгорода.

Оборонительная линия противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, смогла вырваться из уготованного им окружения.

В тылу каждого соединения были устроены полигоны, имитирующие условия участков наступления, проведены учения с боевыми стрельбами, а для командного состава — штабные игры. Всё происходило в обстановке строжайшей секретности, умело использовалась дезинформация. Перегруппировка войск производилась исключительно ночью или в нелетную погоду. Немцы узнали о планируемом наступлении всего за несколько дней и не успели подтянуть резервы. Частям Ленинградского и Волховского фронтов под командованием Л. Говорова и К. Мерецкова соответственно предстояло атаковать сильно укрепленный шлиссельбургско-синявинский район, который обороняли пять дивизий 18-ой армии группа армий «Север» под командованием Г. Общая численность соединенной ударной группировки РККА достигала 303 тысяч солдат и офицеров. Ее превосходство над противником в живой силе достигало четырех с половиной раз, в артиллерии — семи, в авиации — двух, по количеству танков — десяти раз.

Сражение на шлиссельбургском выступе началось ночью с 11 на 12 января. Авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар на участке прорыва.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий