Председателя Меджлиса (парламента) Ирана Мохаммада Бакера Галибафа переизбрали на второй срок, он получил 210 голосов. Председателя Меджлиса (парламента) Ирана Мохаммада Бакера Галибафа переизбрали на второй срок, он получил 210 голосов. 21 февраля в Иране пройдут выборы депутатов Меджлиса. По прогнозам экспертов, консерваторы сохранят за собой парламентское большинство. В пятницу, 21 февраля, в Иране проходили парламентские выборы, избирательные участки закрылись только в полночь (23.30 по московскому времени).
В Иране стартовал второй тур парламентских выборов
Впрочем, идеи развитого и независимого местного самоуправления в Иране так и не были реализованы. Вместо этого ряд законов, последовавших за революцией, постепенно сузили полномочияместных советов до избрания и отставки мэров, а также утверждения муниципальных бюджетов. В большинстве сельских районов в советы были избраны независимые кандидаты, что отражало озабоченность сельских избирателей местными проблемами, которые конкурировали с более широкими национальными дебатами по поводу возникающего «гражданского общества».
В результате участки закрылись через пять часов после первоначально установленного времени. Основными соперниками на выборах являются два политических лагеря - сторонники консервативных взглядов М. Ахмадинежада и приверженцы режима духовного лидера, аятоллы Али Хаменеи.
В соответствии с законодательством национальное общественное телевидение и радио должны транслировать информационно-разъяснительные и образовательные электоральные программы, которые МВД Ирана или центральный наблюдательный комитет, назначенный Советом стражей Конституции, сочтут необходимыми. Кроме того, общественное телевидение и радио должны информировать избирателей о роли Меджлиса Исламского совета как парламента Ирана и обязанностях его депутатов, а также транслировать на центральных и местных каналах все сообщения уведомления , относящиеся к проведению настоящих очередных парламентских выборов. В соответствии с законодательством военнослужащим Корпуса стражей Исламской революции, а также сотрудникам правоохранительных органов запрещается в какой-либо форме вмешиваться или участвовать в организации и проведении выборов, осуществлять общественное наблюдение за ними. В агитационный период при проведении парламентских выборов Советом по телерадиовещанию Ирана проводится информационно-разъяснительная работа в государственных средствах массовой информации.
При этом информационно-разъяснительные программы должны быть предварительно одобрены Министерством внутренних дел Ирана или Центральным избирательным комитетом при Совете стражей Конституции. В указанных программах должна разъясняться роль Меджлиса как парламента Ирана, а также роль и ответственность его депутатов. Кроме того, Совет по телерадиовещанию Ирана должен обнародовать информацию, относящуюся к подготовке и проведению парламентских выборов, на национальных либо местных каналах электронных средств массовой информации. Духовный лидер страны Великий аятолла Али Хаменеи призвал избирателей принять участие в голосовании, поскольку такое участие является религиозным долгом каждого иранца, при этом всякий, кто вступает в оппозицию к выборам, вступает в оппозицию к Исламской Республике Иран15. Тегеране на встрече с представителями провинции Восточный Азербайджан он заявил, что путь реформ в стране проходит через выборы, которые являются одной из основ Ирана, и призвал избирателей к массовой явке на предстоящих парламентских выборах: каждый иранец должен принять участие в голосовании. В преддверии настоящих очередных парламентских выборов правительство Ирана мобилизовало священнослужителей и молодых семинаристов для стимулирования явки избирателей: так, студенты Ассоциации студентов семинарии Кума сформировали группу под названием «Сорок дней советов», чтобы мотивировать избирателей в течение 40 дней, предшествующих дню голосования на парламентских выборах необходимо отметить, что, в целом, священнослужители не пользуются значительной популярностью в иранском обществе, что создает проблемы для эффективности этих электоральных пропагандистских усилий. В целом, государственные средства массовой информации подготовили новые телевизионные шоу и пригласили более широкий круг гостей для обсуждения деликатных политических вопросов. Кроме того, национальное телевидение IRIB впервые разработала новую информационную стратегию по побуждению женщин-избирателей к участию в голосовании: Джила Садеги, одна из популярных телеведующих одной из утренних телевизионных программ, непосредственно обращается к женщинам с призывом принять участие в голосовании на парламентских выборах как светского долга, будучи облаченной не в традиционный женский дресс-код хиджаб , в течение длительного времени принятый на телевидении, а в современный светский женский костюм. Джила Садеги, одна из популярных телеведущих одной из утренних телевизионных программ, в новом облике вверху слева и внизу, вверху справа — в традиционном облике обращается к женщинам с призывом принять участие в голосовании на парламентских выборах 1 марта 2023 года В соответствии с законодательством со дня выдвижения кандидатов до дня начала официального календарного восьмидневного периода проведения предвыборной агитации любая агитационная деятельность запрещена.
Агитационный период предвыборная агитация начинается за 7 дней и заканчивается за 24 часа до дня голосования избирателей на парламентских выборах: таким образом, предвыборная агитация накануне дня голосования и непосредственно в день голосования избирателей запрещена. При проведении 1 марта 2024 года настоящих очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством продолжительность агитационного периода для непосредственных участников парламентских выборов составляет семь календарных дней — с 22 февраля и до 08:00 по местному времени 29 февраля 2024 года, то есть предвыборная агитация заканчивается за 24 часа до начала времени голосования голосование избирателей начинается в 08:00 по местному времени 1 марта 2024 года. Продолжительность периода электоральной тишины — с 20:00 по местному времени 29 февраля до завершения времени голосования 1 марта 2024 года 18:00. В агитационный период запрещается, в частности, повреждать или уничтожать агитационные материалы, распространять кандидатами и их уполномоченными представителями несоответствующую действительности информацию в отношении других кандидатов, размещать печатные агитационные материалы в запрещенных законодательством местах, использовать официальные средства массовой информации, пятничные намазы в мечетях для проведения предвыборной агитации, государственные либо государственно-общественные ресурсы и структуры для проведения предвыборной агитации. В целом, в соответствии с законодательством государственные средства массовой информации должны быть политически нейтральными при освещении избирательного процесса, тогда как частные средства массовой информации могут проводить агитацию в поддержку того или иного кандидата. Негативная предвыборная агитация законодательно запрещена16. Государственная телерадиокомпания Ирана IRIB начала вещание 200 телевизионных каналов по освещению парламентских выборов и выборов Собрания экспертов по выборам Духовного лидера страны, проводимых 1 марта 2024 года, проведению участниками указанных выборов предвыборной агитации. Вещание телевизионных каналов было открыто Президентом Ирана Ибрахимом Раиси 9 февраля 2024 года на телевизионной церемонии в городе Тегеране; указанные телеканалы должны работать в течение всего агитационного периода. При этом, транслируя телепрограммы с местной направленностью во всех 31 провинции страны, телеканалы должны, в частности, транслировать теледебаты кандидатов; кроме того, они могут также транслировать агитационные видеоматериалы и документальные фильмы кандидатов за плату17.
В целом иранскую электоральную политику определяют два крыла консерваторов. Первое крыло консерваторов — Фронт Пайдари «Стойкость» , придерживается пуританских взглядов, выступает за экономику, контролируемую государством, заявляет о своей приверженности социальной справедливости, особенно искоренению коррупции и повышению эффективности правительства; при этом более воинственно относится к внешней политике и настаивает на необходимости сближения Ирана с незападными державами, прежде всего Китаем и Российской Федерацией. Второе крыло консерваторов включает традиционных или основных консерваторов во главе с Мохаммадом-Багер Калибафом, Председателем действующего Меджлиса Исламского совета, которые склонны быть более прагматичными и менее идеологизированными, выступают за более сильный частный сектор вместо контролируемой государством экономики, более склонны к открытию политического пространства, при этом признают, что возвращение некоторых реформистов в избирательную политику может сделать дебаты более яркими, а Иран — более устойчивым; кроме того, они также более открыты для взаимодействия с внешним миром, включая европейские страны. Законодательство о выборах детально не регулирует вопросы финансового обеспечения парламентских выборов, однако, не устанавливает каких-либо ограничений на расходы участников указанных выборов, иных организаций, союзов и ассоциаций при проведении предвыборной агитации18. Использование каких-либо государственных финансовых ресурсов для финансирования проведения предвыборной агитации на парламентских выборах законодательно запрещено19. Создание непосредственными участниками парламентских выборов избирательных фондов законодательством о выборах прямо не предусмотрено. Автоматизация парламентского избирательного процесса, электронное голосование избирателей. Вопрос о разработке и внедрении технологии электронного голосования избирателей применения технических средств подсчета голосов избирателей имеет долгую и неоднозначную электоральную историю. Так, во время правления Президента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани при формировании в 1972 году его второго правительства впервые было решено использовать при проведении выборов факсимильный аппарат для подсчета голосов избирателей, однако, данное решение не было реализовано.
При правлении Президента Ирана Мохаммеда Хатами правительство Ирана в 1977 году применяло электронный подсчет голосов избирателей на выборах в один из городских советов; этот первый электоральный опыт стал одновременно и первым успешным применением технологии электронного голосования избирателей на выборах. После проведения указанных выборов правительство Ирана при проведении в 1978 году очередных парламентских выборов выборов депутатов Меджлиса Исламского совета 6-го созыва также намеревалось использовать технологию электронного голосования избирателей, однако, Совет стражей Конституции, за два дня до дня голосования на данных парламентских выборах, не согласился с данным решением, хотя ранее решение Совета было положительным. На этой основе электронное голосование избирателей на указанных парламентских выборах не применялось. Затем, при проведении в 1980 году президентских выборов Совет стражей Конституции также выступил против использования технологии электронного голосования, поскольку не был уверен в функционировании программного обеспечения для подсчета голосов избирателей. При проведении в 2006 году очередных парламентских выборов Совет стражей Конституции согласился с тем, что некоторые этапы указанных выборов могут проводиться в электронном виде, но только в 13 городах. При проведении в 2008 году соответствующих выборов Совет стражей Конституции не одобрил разработанное программное обеспечение, и на этой основе электронное голосование избирателей на указанных выборах не применялось. При проведении 2 марта 2012 года парламентских выборов впервые в экспериментальном порядке было применено электронное голосование, в основном, на главных избирательных участках 14 провинций всего в Иране — 31 провинция. Перед проведением 26 февраля 2016 года парламентских выборов Министерство внутренних дел Ирана обратилось в Совет стражей Конституции с предложением об использовании специального программного обеспечения для электронного подсчета избирательных бюллетеней, однако, не получило на это положительного ответа. В этих условиях в первом туре парламентских выборов подсчет избирательных бюллетеней производился вручную.
При этом избиратели, не имеющие в документе, удостоверяющем их личность, отметки об участии в голосовании в первом туре парламентских выборов, имели право принять участие в голосовании на любом избирательном участке любого избирательного округа, имеющие же отметку об участии в первом туре голосования — только в соответствующем избирательном округе. Электронная система Министерства внутренних дел Ирана проверяла вероятность голосования избирателей в первом туре голосования в различных избирательных округах, сверяя идентификационные номера документов, удостоверяющих личность. В 2018 году выборы в городской совет Тегерана, которые проводил муниципалитет города, были полностью проведены в электронном виде и стали первым успешным опытом проведения полностью электронных выборов в Иране. В настоящее время при проведении парламентских выборов автоматизированные системы голосования, электронное голосование избирателей и электронный подсчет подсчета избирательный бюллетеней голосов избирателей законодательством о выборах предусмотрены. В частности, в 2017 году парламент внес изменения в законодательство о выборах, предусматривающие возможность проведения электронного голосования избирателей с использованием технических средств подсчета голосов на президентских и парламентских выборах. В соответствии с обновленным Законом о выборах в Меджлис Исламского совета, а также статьей 9 Закона о выборах Президента Ирана, предусматривается возможность использования технических средств подсчета голосов избирателей, в том числе на территории одной или более провинций страны. Порядок использования технических средств подсчета голосов, а также специального программного обеспечения определяется Министерством внутренних дел Ирана и Советом стражей Конституции. К исключительной компетенции Совета стражей Конституции относятся вопросы сертификации специального программного обеспечения, которая должна быть проведена до объявления даты выборов, а также обеспечение целостности и сохранности специального программного обеспечения. Специальное программное обеспечение инсталлируется в соответствующие технические средства подсчета голосов, применяемые на избирательных участках, только в присутствии уполномоченных представителей Министерства внутренних дел Ирана и Совета стражей Конституции.
При проведении в феврале 2020 года очередных парламентских выборов Совет стражей Конституции не одобрил предложение МВД Ирана о применении электронного голосования избирателей на указанных выборах в связи, в частности, с имеющимися проблемами при электронной идентификации избирателей и обеспечением безопасности электронного голосования, в том числе в случае хакерских атак или иного внешнего, в частности, иностранного вмешательства в парламентский избирательный процесс, которые требуют своего адекватного решения. При этом в столице Ирана — городе Тегеране технические средства подсчета голосов не применялись в связи с тем, что в один и тот же день 18 июня проводилось голосование на четырех разных видах выборов президентские выборы, выборы в городской представительный орган, промежуточные дополнительные выборы в Меджлис Исламского совета по соответствующему городскому избирательному округу, а также выборы членов Собрания экспертов по выборам Духовного лидера страны. В июне 2023 года, в преддверии проведения в 2024 году очередных парламентских выборов, в Закон о выборах Меджлиса Исламского совета в более чем 50 его статей были внесены изменения, и на этой основе принята его новая редакция парламент работал над подготовкой обновленного законодательного акта о парламентских выборах с 2022 года. Обновленный законодательный акт о выборах был одобрен Советом стражей Конституции, и вступил в силу; на этой основе очередные парламентские выборы 1 марта 2024 года проводятся по обновленному законодательству20. В соответствии с обновленным законодательством предусматривается, в частности, возможность использования МВД Ирана на первых после принятия нового законодательства парламентских выборах электронного голосования избирателей, а также подсчет голосов избирателей, но не более чем на одной восьмой части многомандатных избирательных округов избирательных участков. В преддверии проведения 1 марта 2024 года очередных парламентских выборов Министерство внутренних дел Ирана обратилось в Совет стражей Конституции с предложением об использовании специального программного обеспечения для электронного голосования избирателей и электронного подсчета избирательных бюллетеней голосов избирателей. Технические средства подсчета голосов избирателей предлагалось разместить на 34. При этом Министерство коммуникаций Ирана обеспечивало предоставление избирательным комиссиям необходимой технологической инфраструктуры для проведения электронного голосования избирателей. МВД Ирана получило от Совета стражей Конституции положительный ответ, при этом, однако, Совет предлагает провести электронное голосование избирателей не более чем на 8.
В этих условиях при проведении указанных парламентских выборов электронная система голосования избирателей не применятся. При проведении указанных парламентских выборов предполагается также использовать пять мессенджерских платформ — Gap, Soroush, Bale, Eitaa и iGap —для создания виртуальных электронных платформ для проведения кандидатами предвыборной агитации в каждом из избирательных округов; кроме того, Министерство внутренних дел Ирана разработало единую электронную систему для демонстрации всех официальных виртуальных электронных страниц кандидатов на парламентских выборах. Кроме того, в преддверии проведения настоящих парламентских выборов избирательные участки оснащаются техническими средствами идентификации избирателей, которые в течении шести месяцев проходили предварительное тестирование. При этом было разработано специальное программное обеспечение для около 60. Указанные технические средства являются отечественной иранской разработкой, не имеют зарубежных аналогов, являются надежными техническими средствами, которые могут работают как в онлайн, так и в оффлайн режиме. Порядок голосования избирателей на парламентских выборах. При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день. Парламентские выборы проводятся на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Голосование является добровольным и свободным, при этом мужчины и женщины голосуют, как правило, раздельно в отдельных местах.
При проведении парламентских выборов порог явки избирателей Конституцией и законодательством о выборах не предусмотрен и не имеет юридического значения для признания парламентских выборов несостоявшимися, при этом, однако, как отмечают некоторые эксперты, явка избирателей может, хотя и косвенно, служить одним из индикаторов доверия избирателей к выборам и их результатам21. При этом специальные избирательные участки и участковые избирательные комиссии могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей например, в лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в местах лишения свободы, в воинских частях. В случаях наступления чрезвычайных обстоятельств например, наводнений, землетрясения и др. При проведении настоящих очередных парламентских выборов образовано около 65. При этом в соответствии с обновленным законодательством и по решению МВД Ирана, одобренному Советом стражей Конституции, на 8. В соответствии с законодательством продолжительность голосования не может быть меньше 10 часов, и может быть, при необходимости, продлена по решению МВД Ирана. На настоящих очередных парламентских выборах голосование избирателей начинается 1 марта пятница 2024 года в 08:00 по местному времени и завершается в 19:00; таким образом, продолжительность голосования избирателей составляет 11 часов, при этом в соответствии с законодательством время голосования может быть продлено, но не более чем на два часа в частности, при наличии высокой явки избирателей время проведения голосования может быть продлено по решению Министра внутренних дел Ирана 22. При этом избиратели, находящиеся в помещении для голосования избирательного участка, вправе проголосовать после окончания официального времени голосования на парламентских выборах. Помещение для голосования избирательного участка должно иметь отдельный вход и отдельный выход для избирателей, принимающих участие в голосовании.
Для голосования избирателей используются, как правило, полупрозрачные пластмассовые стационарные ящики для голосования с контрольными опечатывающими боковыми скобами лентами желтого и белого цветов для обеспечения ненарушимости соединения емкости и крышки стационарного ящика для голосования. Полупрозрачные стационарные ящики для голосования имеют крышки как правило, темно-синего цвета с прорезью для опускания избирательных бюллетеней, опечатанные неразборными пластмассовыми зажимами по два зажима — желтого и белого цветов — с каждой стороны крышки и стационарного ящика для голосования. На лицевой стороне стационарного ящика для голосования имелась наклейка с соответствующей информацией о проводимых выборах. Перед началом голосования избирателей стационарные ящики для голосования предъявляются для визуального осмотра присутствующим лицам, затем, закрываются и опечатываются в месте соединения емкости и крышки неразъемными скрепами в двух местах с каждой стороны стационарного ящика для голосования. На крышке стационарного ящика для голосования имеется наклейка, обозначающая голосование избирателей на парламентских выборах. Членами участковой избирательной комиссии составляется протокол, в котором указывается количество стационарных ящиков для голосования избирателей, а также отсутствие в них при вышеуказанном предварительном осмотре каких-либо вложений перед началом голосования избирателей. В случае одновременного проведения в один и тот же день иных, кроме парламентских, выборов, в помещении для голосования избирательного участка также размещаются отдельные ящики для голосования избирателей на соответствующих иных выборах 1 марта 2024 года, наряду с голосованием избирателей на выборах депутатов Меджлиса Исламского совета, проводится также голосование избирателей на выборах 88 членов Собрания экспертов по выбору Духовного лидера страны. При проведении голосования используется бумажный избирательный бюллетень. В избирательном бюллетене в алфавитном порядке указывается фамилия и имя кандидата, напротив которых слева размещается место для простановки избирателем отметки; при этом наименование политической партии, выдвинувшей кандидата, в избирательном бюллетене не указывается.
Избирательные бюллетени изготавливаются соответствующими избирательными органами. В соответствии с законодательством о выборах и в связи с отсутствием государственной системы регистрации избирателей, избиратель вправе принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении двух документов, удостоверяющих его личность: национальное удостоверение личности и иранский документ, напоминающий паспорт под названием «Шенанаме», в который на каждых выборах ставится специальная отметка об участии избирателя в голосовании, что делает невозможным многократное голосование избирателя23, при этом, однако, при проведении второго тура голосования избиратель может проголосовать только на том избирательном участке, на котором он принимал участие в первом туре голосования. Голосование избирателей проводится, как правило, в помещениях мечетей и других публичных зданий. При проведении голосования на каждом избирательном участке, как правило, находятся представители Корпуса стражей Исламской революции — формирования, подчиняющегося Духовному лидеру страны и превосходящего по своей мощи вооруженные силы страны. При входе в помещение для голосования избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии указанный сертификат проверяется обладание лицом активным избирательным правом. Член участковой избирательной комиссии также проверяет отсутствие на указанном сертификате отметки о голосовании избирателя печати другой участковой избирательной комиссии; для каждых выборов используется свой цвет оттиска печати. После этого то есть после идентификации избирателя и его правомочности соответствующие сведения об избирателе заносятся на корешок избирательного бюллетеня, а отрывная часть избирательного бюллетеня — после ее отделения от корешка избирательного бюллетеня — выдается избирателю для голосования. Корешок избирательного бюллетеня опускается членом участковой избирательной комиссии в специальный ящик для корешков избирательных бюллетеней, который, наряду с документацией о регистрации и идентификации избирателей соответствующего избирательного участка, находится под контролем со стороны членов участковой избирательной комиссии и представителей соответствующего наблюдательного избирательного комитета Совета стражей Конституции. При этом на отрывной части избирательного бюллетеня должны проставляться оттиски печати штампы соответствующих органов: участковой избирательной комиссии, уполномоченного представителя соответствующего наблюдательного избирательного комитета, ответственного за регистрацию и идентификацию избирателей, а также уполномоченного представителя соответствующего наблюдательного избирательного комитета, осуществляющего функции наблюдателя.
После получения избирательного бюллетеня избиратель заполняет избирательный бюллетень в кабине для голосования. Избиратель заполняет избирательный бюллетень, изготовленный типографским способом, путем проставления отметки напротив фамилии и имени кандидата его выбора в случае если избирательный бюллетень является бланкетным, избиратель вписывает в избирательный бюллетень фамилию и имя фамилии и имена кандидата кандидатов , иные сведения о кандидате кандидатах его выбора рукописным способом. После того как избиратель, заполнив в кабине для тайного голосования избирательный бюллетень, сложил его пополам и опустил в стационарный ящик для голосования, член участковой избирательной комиссии возвращает избирателю его сертификат о рождении с отметкой печатью участковой избирательной комиссии об участии в голосовании. При проведении парламентских выборов одним из членов участковой избирательной комиссии указательный палец левой или правой руки избирателя маркируется несмываемыми чернилами с целью недопущения множественного голосования. На этом процедура голосования избирателя завершается и он покидает помещение для голосования избирательного участка через отдельный выход. Каких-либо особых процедур для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями законодательно не предусмотрено. Вместе с тем в рамках законодательства о правах инвалидов указанным лицам должно оказываться необходимое содействие в процессе голосования. По просьбе избирателей-инвалидов при голосовании им может оказываться помощь как членами их семьи, так и иными лицами по их выбору. При этом члены участковой избирательной комиссии, представители государственных органов либо политических партий не могут оказывать избирателям-инвалидам какого бы то ни было содействия при выражении ими своего волеизъявления.
Избиратели, находящиеся в помещении для голосования после окончания официального времени голосования 18:00 , могут получить избирательные бюллетени и принять участие в голосовании. Обеспечение общественного порядка при проведении голосования избирателей, сохранности стационарных ящиков для голосования возлагается на сотрудников правоохранительных органов без вмешательства в избирательный процесс. При необходимости по решению избирательных органов для обеспечения порядка могут быть привлечены представители вооруженных сил Ирана. При проведении второго тура голосования на парламентских выборах избиратели, не имеющие в документе, удостоверяющем их личность, отметки об участии в голосовании в первом туре парламентских выборов, имеют право принять участие в голосовании на любом избирательном участке любого избирательного округа, имеющие же отметку об участии в первом туре голосования — только на избирательном участке в соответствующем избирательном округе. Порядок подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов парламентских выборов. Подсчет голосов избирателей является децентрализованным и производится участковыми избирательными комиссиями. При этом после окончания времени голосования избиратели, находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и принять участие в голосовании членами участковой избирательной комиссии незамедлительно производится подсчет голосов избирателей. Подсчет голосов избирателей производится вручную, если законодательно не принято иное решение24. При подсчете голосов избирателей вправе присутствовать только уполномоченные представители губернатора провинции и окружной избирательной комиссии, наблюдатель от Совета стражей Конституции, а также уполномоченные представители зарегистрированных кандидатов.
При подсчете избирательных бюллетеней первоначально производится подсчет корешков избирательных бюллетеней, затем отрывных частей избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарных ящиков для голосования. В частности, если число корешков и отрывных частей избирательных бюллетеней совпадает, члены участковой избирательной комиссии приступают к непосредственному подсчету избирательных бюллетеней действительных голосов избирателей. Если число корешков избирательных бюллетеней больше числа отрывных частей избирательных бюллетеней, об этом указывается в протоколе об итогах голосования, при этом — и это является одной из отличительных черт процедуры подсчета избирательных бюллетеней — из числа отрывных частей избирательных бюллетеней без нарушения тайны голосования избирателя предъявления отметки, содержащейся в избирательном бюллетене членом участковой избирательной комиссии произвольно изымается то количество отрывных частей избирательных бюллетеней, на которое допущено их превышение по отношению к количеству корешков избирательных бюллетеней — для приведения их в количественное равенство по отношению друг к другу. После этого, поскольку достигнуто количественное равенство корешков и отрывных частей избирательных бюллетеней, продолжается дальнейший подсчет действительных голосов избирателей.
В Полтавской области не стихают протесты местных жителей против размещения в селе Новые Санжары карантинного центра для эвакуированных из Китая украинцев. Два автобуса, которые доставили невезучих туристов на Полтавщину, жители села забросали камнями. После того, как полиция задержала несколько особо рьяных противников карантина, в село на усмирение недовольных прибыл министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. Происходящее вполне заслуженно назвал позором на весь мир. Сгоряча министр нарушил положения закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», принятого весной прошлого года. За использование русской речи во время рабочей поездки ему грозит штраф в шесть тысяч восемьсот гривен. Дочерняя компания крупнейшего нефтетрейдера Бразилии, государственной фирмы «Петробрас», провела массовые сокращения сотрудников, что затронуло более, чем тысячу семей.
Результаты выборов в Иране: сдвиг в сторону независимых кандидатов
К парламентским выборам не допустили около девяти тысяч иранцев, в том числе 90 членов уходящего состава парламента, многие из них — сторонники умеренного курса или реформаторы. 26 февраля в Иране состоялись выборы в парламент (Меджлис) и Совет экспертов – влиятельный орган, избирающий и контролирующий высшего духовного лидера. 26 февраля в Иране состоялись выборы в парламент (Меджлис) и Совет экспертов – влиятельный орган, избирающий и контролирующий высшего духовного лидера. Выборы в законодательные органы были проведены в Иране 1 марта 2024 года в первом туре, а позже, 10 мая 2024 года, во втором.
Рекордно низкая явка на парламентских выборах зафиксирована в Иране
Выборы в Меджлис состоялись в Иране 21 февраля. Имена кандидатов, прошедших в парламент, объявлялись на протяжении нескольких дней после окончания голосования отдельно для каждой из провинций. В 10 из 208 избирательных округов в апреле должен был состояться второй тур, однако из-за пандемии коронавируса его перенесли на 11 сентября.
Он ушёл в отставку с поста начальника инженерного подразделения КСИР и штаб-квартиры строительного конгломерата «Хатам аль-Анбия», чтобы баллотироваться на президентских выборах 2021 года, поддержав Раиси после дисквалификации собственной кандидатуры.
Получив наибольшее количество голосов в Тегеране в 2020 году, теперь он растерял две трети избирателей, опустившись на четвёртое место. Оставшиеся 14 представителей должны быть избраны во втором туре. Примечательно, что на выборах как 2020, так и 2024 года в списках Paydari и SHANA значились некоторые одинаковые имена.
Поскольку иранские лидеры претендуют на пост спикера парламента, оказывая давление на Галибафа, верховный лидер предостерег консерваторов от междоусобиц и расколов в новом парламенте. Paydari яростно критикует реформистские движения за социальные и культурные свободы и дипломатию с Западом, обзывая их «бунтовщиками» и «девиантами». Благодаря сочетанию бескомпромиссных священнослужителей и бывших командиров КСИР, Paydari придерживается «секьюритизированного» ориентированного на безопасность подхода как к управлению, так и к внешней политике Ирана.
Впрочем, по мнению индийского автора, особенно важны выборы в Совет экспертов, в течение своего восьмилетнего срока призванного отвечать за избрание преемника нынешнего 84-летнего верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Симптоматично, что не удалось этого сделать бывшему президенту Хасану Роухани и Махмуду Алави, работавшему при Роухани министром разведки. Согласно письменному заявлению Роухани, его дисквалификация противоречит требованию верховного лидера приложить все усилия, чтобы проложить путь к высокой явке на выборах.
Нельзя не признать, что призывы бойкотировать выборы способствовали рекордно низкой явке населения. Дискуссии по поводу возможного преемника духовного лидера Али Хаменеи, региональная турбулентность и внешние вызовы в том числе террористического характера , потенциальная протестная активность и будирование «национального вопроса», безусловно, не обещают политической системе Исламской Республики Иран лёгкой жизни.
Подсчет голосов продолжается. До участия в парламентских выборах допустили рекордное число кандидатов - более 15,2 тыс. Около 1,7 тыс. Согласно Конституции Ирана, пять мест в 290-местном парламенте должны отойти представителям религиозных меньшинств.
Состояние иранской экономики ухудшилось, что вызывает частые антиправительственные демонстрации.
Международный
Однако на данном этапе в любом случае не произойдёт каких-то кардинальных изменений ни во властной структуре Ирана, ни в раскладе политических сил в парламенте и Иране в целом. С учётом этого существенных изменений во внутренней и внешней политике страны по итогам голосования тоже ждать не стоит, резюмировал политолог. Индикатор для президентских выборов Нынешние выборы станут вторыми после подписания «ядерной сделки». Предыдущие в 2016 году были первыми, и явка избирателей на фоне замаячившего на горизонте улучшения отношений с Западом была особенно высока. К 2020 году ситуация заметно поменялась. Помимо санкций со стороны США на настроения избирателей серьёзно повлияли рост цен на бензин и последовавшие за этим широкомасштабные протесты. Кроме того, негативный фон оставил сбитый иранскими военными украинский пассажирский самолёт, крушение которого вызвало большой общественный резонанс и возмущение.
Первое заседание нового состава парламента пройдет в конце мая. Также 1 марта прошли выборы в Совет экспертов - консультативный орган при руководителе Ирана. За 88 мест в Совете боролись 144 кандидата.
Их отобрал Совет целесообразности из 510 претендентов, зарегистрировавшихся для участия в выборах. Многим кандидатам, выступающим за проведение реформ в Иране, запретили участвовать в парламентских выборах, а некоторых политических деятелей, в том числе бывшего президента Ирана Хасана Рухани, не допустили до выборов в Совет экспертов.
По итогам первого тура представители консервативного лагеря завоевали свыше 200 из 290 мест в парламенте, в то время как их традиционные соперники-реформаторы получат примерно 20 депутатских мандатов. Это означает, что их представительство в парламенте в сравнении с предыдущим составом сократится втрое. На 63 избирательных участках первый тур не выявил победителя.
Дата повторного голосования пока не объявлена, вероятно, он пройдет в апреле — после новогодних каникул иранский Новый год наступит 21 марта.
По его словам, позволяя такому большому количеству кандидатов баллотироваться, правительство «хочет создать местную конкуренцию», чтобы помочь привлечь избирателей. Опрос, проведенный государственным телевидением Ирана, показал, что более половины респондентов безразличны к выборам. Результаты еще одного опроса , проведенного нидерландским институтом Gamaan среди 58 015 жителей Ирана в период с 31 января по 7 февраля?
В Иране проходит второй тур парламентских выборов
В Иране проходит второй тур парламентских выборов, по итогам которых должны быть определены ещё десять из 290 депутатов, передаёт агентство. Сторонники президента Ирана Хасана Роухани побеждают на парламентских выборах. 11-ые парламентские выборы Ирана стартовали сегодня в пятницу по всей стране. Сегодня, 21 февраля, в Иране проходят парламентские выборы. В Иране приступили к регистрации кандидатов на парламентские выборы, которые намечены на март 2024 года.
В Иране проходят парламентские выборы
26 февраля в Иране состоялись выборы в парламент (Меджлис) и Совет экспертов – влиятельный орган, избирающий и контролирующий высшего духовного лидера. Результаты первого тура выборов станут известны 5 марта: подсчет голосов в Иране производится вручную, по приблизительным оценкам, займет до трех дней. В Иране стартовали выборы в Совет экспертов и парламент. Эти выборы – важнейшее событие в политической жизни Ирана, поскольку определяют состав и направление работы двух ключевых органов власти.
На парламентских выборах в Иране проголосовали менее половины избирателей
Назиф сказал, что иранский парламент работал над внесением поправок в закон о выборах в прошлом году и принял новую версию закона, которая включала более 50 статей. Последние процедуры по внесению поправок в закон в парламенте были проведены в воскресенье, и следующие парламентские выборы, которые должны состояться в марте 2024 года, будут проведены с новым измененным законом, сообщил пресс-секретарь, сообщает Mehr News.
Вместо этого ряд законов, последовавших за революцией, постепенно сузили полномочияместных советов до избрания и отставки мэров, а также утверждения муниципальных бюджетов. В большинстве сельских районов в советы были избраны независимые кандидаты, что отражало озабоченность сельских избирателей местными проблемами, которые конкурировали с более широкими национальными дебатами по поводу возникающего «гражданского общества».
Судя по всему, поддерживающий Хасана Роухани «Список надежды» получит все 30 мест, выделенных для провинции Тегеран. Согласно предварительным данным, реформаторам и умеренным кандидатам также удастся укрепить свои позиции в Совете экспертов, который наделен правом выбирать духовного лидера страны. Оба представляют умеренное иранское духовенство.
Это случилось впервые после массовых протестов. Фото: am. Голосование должно пройти в марте 2024 года, передает inbusiness. Отмечается, что это будут первые выборы в стране после волны массовых протестов в прошлом году.
Поделиться
- «Все зашло слишком далеко». Что ждет Иран после выборов
- Новые протесты начнутся с университетов?
- Регистрация кандидатов на парламентские выборы стартовала в Иране
- В Иране проходит второй тур парламентских выборов | Новости политики
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Рекордно низкая явка на парламентских выборах зафиксирована в Иране
- В Иране начались парламентские выборы
- Парламентские выборы в Иране
- Попытки сближения с Западом привели Иран к изоляции – эксперт | Евразия эксперт
Популярное
- В Иране начались парламентские выборы
- На парламентских выборах в Иране проголосовали менее половины избирателей
- Содержание
- СМИ сообщили о ходе парламентских выборов в Иране | Аргументы и Факты
- В Иране начался второй тур парламентских выборов
- На парламентских выборах в Иране победили консерваторы
На парламентских выборах в Иране побеждают сторонники Ахмадинежада
Однако у покидающего пост президента-реформатора Хасана Роухани еще остается шанс уйти с высоко поднятой головой, если за две недели, оставшиеся до выборов, в ходе идущих в Вене переговоров будут приняты принципиальные решения по иранской ядерной сделке. Потенциальные покупатели иранской нефти уже настроены на то, что американские санкции в отношении Ирана будут как минимум ослаблены, а в самом Иране анонсируются планы по возвращению нефтедобычи на максимальный уровень середины 1970-х годов. Но удастся ли их реализовать после прогнозируемого возвращения к власти «ястребов», категорически неприемлемых для США, остается под большим вопросом. На старте президентской гонки, в которую включились почти шесть сотен иранских политиков разного калибра, одним из возможных сценариев финального этапа выборов выглядел поединок между консерваторами и реформаторами в лице наиболее ярких представителей двух лагерей — экс-президента Махмуда Ахмадинежада и бывшего спикера парламента страны Али Лариджани. А Лариджани фактически начал неформальную кампанию еще в мае прошлого года, сложив полномочия председателя Меджлиса после 12 лет работы на этом посту. Но в итоге Совет стражей Конституции Ирана, отбирающий кандидатов для финального этапа президентской кампании, не включил в бюллетень ни того, ни другого.
В итоге главным тяжеловесом в окончательном списке претендентов оказался 60-летний Ибрагим Раиси, который получает отличный шанс взять реванш за поражение на предыдущих выборах. Тогда Раиси, выставивший свою кандидатуру от Народного фронта сил Исламской революции — созданной специально под выборы новой коалиции консервативных сил — проиграл Хасану Роухани с внушительным отрывом. Раиси пытался опротестовать результат выборов, но безуспешно. Однако с тех пор позиции консерваторов резко укрепились на фоне нескончаемых экономических и социальных проблем, которые вызвали санкции, введенные Дональдом Трампом в феврале 2017 года из-за иранских ракетных испытаний. Какое-то время Иран еще мог продавать свою нефть ее основным покупателям, таким как Индия, но, после того как санкционный режим заработал на полную мощность, Исламская Республика столкнулась с резким падением доходов, повлекшим за собой всплеск инфляции, обвал национальной валюты и постоянные протесты.
В прошлом году к этим проблемам добавилась пандемия коронавируса, которая в итоге внесла решающую лепту в соотношение сил между консерваторами и реформистами в преддверии президентских выборов. Хасан Роухани поначалу настаивал на том, что введение тотального локдауна лишь усугубит ситуацию в экономике, однако пандемия взяла свое. К середине осени почти все провинции Ирана оказались в «красной» зоне по заболеваемости, и для сдерживания коронавируса пришлось привлекать главную ударную силу консерваторов — Корпус стражей Исламской революции КСИР. К концу прошлого года заболеваемость немного пошла на спад, но ситуация по-прежнему остается сложной — в последние три недели выявляется не менее 7 тысяч новых случаев, а в общем страновом зачете Иран сейчас находится на 13-м месте в мире почти 3 млн заражений, более 80 тысяч умерших.
Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате Это "Объединенный фронт консерваторов" нынешнего спикера Али ЛариджанИ и "Фронт продолжения исламской ревоюции" Аятоллы Хаменеи. Пропрезидентский блок, фактически, провалил эти выборы. Достаточное число голосов не набрала даже сестра действующего главы государства Махмуда Ахмадинежада.
Так, часть консерваторов недовольна экономической политикой иранского руководства.
Поддерживая иранскую оппозицию, эти силы ослабят действующую власть», - сказал политик. После иранских выборов, отметил депутат, будет запущена мощная информационная кампания. В них потом произошла череда внутренних революций», - заметил Косачев. По его словам, западные страны хотят расшатать внутреннюю ситуацию в Иране. На мой взгляд, главной защитой от таких попыток является развития демократических процессов внутри страны. Тогда никто не сможет использовать изъяны в демократическом развитии как повод для внешнего вмешательства», - уточнил Косачев.
В Иране начался второй тур парламентских выборов
Умеренные кандидаты союзники президента Ирана Хасана Рухани набрали наибольшее количество голосов во втором туре парламентских выборов, передает Reuters со ссылкой на неофициальные результаты. Арктика Безопасность Ближний Восток Великобритания Выборы Германия Дональд Трамп ЕАЭС Европа Европейский союз ЕС Запад Индия Иран Китай НАТО Образование Общество ООН Россия Санкции Сирия СССР США Турция Украина Украинский кризис Франция. Умеренные кандидаты союзники президента Ирана Хасана Рухани набрали наибольшее количество голосов во втором туре парламентских выборов, передает Reuters со ссылкой на неофициальные результаты. К парламентским выборам не допустили около девяти тысяч иранцев, в том числе 90 членов уходящего состава парламента, многие из них — сторонники умеренного курса или реформаторы. Результаты первого тура выборов станут известны 5 марта: подсчет голосов в Иране производится вручную, по приблизительным оценкам, займет до трех дней. На парламентских выборах в Иране может победить оппозиция․По данным различных прогнозов, у оппозиционного лагеря хорошие шансы выиграть выборы после того, как Совет стражей конституции отклонил кандидатуры 75 процентов умеренных кандидатов.