Для меня плюсы семейного обучения – это. Наконец, семейное обучение привлекало отсутствием стресса, возможностью выспаться и учиться в комфортной атмосфере. Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года. Не стоит путать семейное образование (форма образования) с домашним обучением (способ организации получения знаний в рамках обычной школы) и дистанционным обучением (вид передачи знаний в рамках любых форм образования). Плюсы и минусы семейного обучения. Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети.
Семейное обучение: что это и зачем это нужно
не такое уж дешевое дело. АКТУАЛЬНЫЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». Плюсы семейного обучения. #школа #образование #обучениеПоддержать меня и канал можно на карту Тинь koff 5213 2439 9598 9157 Молитва и земной поклон за благодетелей!
"Я забрала дочь из школы": плюсы и минусы дистанционного обучения
Эксперт назвала плюсы и минусы домашнего обучения. Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку «по семейным обстоятельствам». Плюсы и минусы домашнего образования в 10-11 классе. Кому подойдет данный формат и почему так важно ходить в школу старшеклассникам, которые перешли на данную форму обучения. У них нет чëткой организации семейного обучения. Плюсы и минусы семейного обучения. Если вы тоже думаете о переходе на семейное обучение, почитайте о его преимуществах и подводных камнях.
Меньше общения и больше свободы. Родители – о семейном образовании
Не потому, что кто-то не верит, что есть родители, которые могут научить детей лучше, чем в школе. Это меры безопасности. Если ребенок регулярно попадает в поле зрения других детей и взрослых, его защищенность, например, от домашнего насилия, от сексуального абьюза выше. Ребенка каждый день видят какие-то другие люди. Нужно понимать, что за таким запретом на домашнее обучение лежит не образовательная идея, а идея обеспечения безопасности детей. Да, какие-то дети от этого проигрывают, потому что они могли бы учиться лучше с лучшими репетиторами, чем их учителя. Может быть, их родители сами гениальные педагоги и так далее. Но обычно в таких случаях решение выравнивается по самым уязвимым, по самым слабым. Я сейчас не про то, хорошо это или плохо, я про то, что важно понимать логику, которая стоит за такими решениями. Плюсы и минусы семейного обучения Мы не можем сказать, хорошо или плохо домашнее обучение.
Для каких-то детей, конечно, обучение может стать интенсивнее — не тратить время на дорогу, на бессмысленное времяпрепровождение: один читает, все следят, физкультура — все по очереди бегают, остальные большую часть сидят на скамейке. Конечно, этот конкретный ребенок мог бы этот же материал усвоить за гораздо более короткий срок и успеть к этому еще кучу всего дополнительно, если это надо ему и его родителям.
В своей статье я хочу кратко рассказать о плюсах и минусах данной формы образования. Плюсы : Если ваш ребенок медленно усваивает информацию, то к нему подбирается индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей.
Жизнь по своим биологическим часам. Просыпаться тогда, когда хочет. Учиться в определенное время, когда это получается лучше всего. Публикация «Семейное обучение ребенка — плюсы и минусы» размещена в разделах Темочки Родители и учителя смогут выявить таланты ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодиться в будущем. Может, ваш ребенок склонен к математике, начните развивать его в информационной сфере.
Приучайте к компьютеру, либо обучайте экономике. В том случае, если ваша кроха обожает читать, отлично справляется с грамматикой, развивайте ее, придерживаясь творческих специальностей. Появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах, — языки, архитектуру, искусство и т.
Если все подходит, то зачисляется в школу на время прохождения аттестации. Пишем заявление на имя директора школы, согласие на обработку персональных данных, приносим личное дело ученика. Первый вариант абсолютно бесплатный, можно и нужно взять все учебники в школьной библиотеке. Второй вариант: прикрепляемся через дистанционную платформу к школам-партнерам и проходим аттестацию онлайн через компьютер или планшет у себя дома. Школы партнёры — это обычные школы с аккредитацией, которые зачисляют Вас на семейную форму обучения для прохождения аттестаций. Очень много Московских школ, которые предоставляют данную услугу если так можно сказать. По России тоже есть немало школ, нужно узнавать. Второй вариант платный, так как платформы посредники берут за свои услуги оплату. Они предоставляют возможность сдавать аттестацию дома. Вы проходите тесты по всем предметам. Далее Ваши результаты в виде оценок передаются школе. Школа выставляет их в личное дело и переводит ученика в следующий класс. Как перейти на семейное обучение можно подробно прочитать здесь. Переходите и узнавайте все нюансы и важные моменты оформления без которых нельзя обойтись!!!! Хотелось бы еще выделить плюсы и минусы семейного образования. Плюсы семейного обучения: Очень много освобождается времени для более важных занятий и дел. За счёт снижения контактов в классе 30-36 человек снижается количество болезней. Ведь часто в школу ходят простывшие дети с соплями и кашлем… Для кого-то просто сопли, а кто-то может потом переболеть с высоченной температурой и другими прелестями… Можно выбрать любую программу обучения, подстроиться под желание и возможности ребенка! Обучение в комфортных домашних условиях! Питание домашнее, сбалансированное и правильное. Для здоровья ребенка питание играет важнейшую роль. А как кормят в школе всем известно… Отсутствие дискриминации, ведь часто в школах сверстники намеренно или нечаянно унижают ребенка из-за особенностей развития или материального положения… Минусы семейного обучения: Много свободного времени может оказаться проблемой, если у ребенка нет увлечений. Свободное время необходимо заполнять полезными занятиями кружки, хобби, чтение и т. А как же социализация? Часто можно услышать такой вопрос родителям детей на семейном обучении Тут если ребенок никуда не ходит, у него нет друзей, братьев и сестер, а у родителей нет времени на него, то проблема с социализацией будет! Но в большинстве своем родители выбравшие для своих детей данную форму обучения понимают, что у их дочери или сына общение есть и в достаточном количестве! Ребёнок не хочет самостоятельно учиться, не хватает «кнута и пряника» с оценками.
Если вы прикреплены к той же школе, из которой уходили, то проблем в сущности не будет: вам автоматически определят даты и сроки экзаменов. В противном случае нужно обратиться в местный департамент образования и уточнить, в какой из общеобразовательных школ вашего района можно сдать ОГЭ. Органы образования не имеют права отказать вам в сдаче госэкзамена, главное соблюсти одно условие: принести до декабря справку об аттестации за 9 класс. Плюсы и минусы семейного обучения Плюсы Минусы Гибкий график, ребенок проходит предметы в своем темпе, уделяя больше времени темам, которые ему не понятны, может заново пройти материал при необходимости или углубиться в интересующую тему; Комфортная обстановка без конфликтов с одноклассниками и учителями; Возможность подобрать учебную программу под потребности и интересы ребенка, развивая его сильные стороны; Развитие самостоятельности, умения организовывать свое время и планировать действия; Экономия. Нет обязательных сборов на канцелярию, учебники, нужды класса и т. Проблемы с социализацией. Решается записью ребенка на кружки доп. Решается интерактивными онлайн-уроками и познавательными роликами; Родители несут всю полноту ответственности за развитие и образованность ребенка. От ваших действий будет зависеть интерес ребенка к учебе и его вовлеченность; Придется перестраивать рабочий график и уделять больше внимания образованию ребенка. Вопрос — ответ Как проходит аттестация в школе при семейном обучении? Учащиеся, которых родители перевели на семейную форму обучения, все равно должны проходить промежуточную аттестацию по предметам для перевода в следующий класс. Для этого необходимо прикрепиться к школе на выбор родителей. Набор сдаваемых предметов может быть разным, в зависимости от условий школы. Они должны быть прописаны в двухстороннем договоре с учебным заведением. При этом ребенок может либо сдавать экзамены и проверочные работы вместе со всем классом, либо родители просто отправляют результаты школе. Это также должно быть обозначено в условиях договора Нужно ли сдавать промежуточную аттестацию на семейном обучении? Это обязательное условие. Находясь на семейном обучении, вы обязаны проходить промежуточную аттестацию каждый год, поскольку аттестация является способом проверки знаний и усвоения материала и является неотъемлемой частью образовательного процесса. Это требование регламентировано ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также приказами Рособрнадзора и Министерства просвещения. Какие виды аттестации проходит ребенок на семейном обучении? Итоговую и промежуточные. Под промежуточной аттестацией понимается проверка знаний по всем пройденным предметам за год. Школа, к которой прикреплен ребенок, может устраивать промежуточные аттестации один или два раза в год - это зависит от условий и договоренностей. Семейное обучение никак не препятствует получению аттестата об общем или среднем образовании. Более того, итоговая аттестация является обязательным условием для всех учащихся без исключения, включая и тех, кто находится на семейном обучении. Как сдать ОГЭ на семейном обучении? Государственную итоговую аттестацию ребенок, находившийся на семейном обучении, проходит на общих основаниях вместе с остальными учениками.
Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому
В раннем возрасте это действительно важно, а вот начиная со школьной скамьи чадо должно учиться самостоятельности и решению поточных вопросов и проблем. К тому же, взрослые должны понимать, что их затраты времени на обучение будут совсем немалыми. Еще один психологический момент. В дальнейшем такому ребенку может быть сложно привыкнуть к тому, что он равен с другими в коллективе и смириться с тем, что отношение не будет особенным. Отсутствие необходимости отстаивать свое мнение. Сложности с переходом в небольших населенных пунктах, где ознакомление руководства учебного заведения с концепцией и всеми нюансами может занять много времени.
Как происходит процесс перехода? Для начала нужно внимательно ознакомиться с законодательной базой. Для этого можно найти соответствующие законы и рекомендации в Интернете, либо обратиться в отдел образования по месту жительства, где ответят на все интересующие вопросы. Что касается времени, то сделать это можно в любой момент и в любом классе, подав заявление о переходе и отчислении. Чтобы проходить промежуточные аттестации, нужно обязательно закрепиться за какой-то из школ.
Какой именно — зависит исключительно от ваших пожеланий.
Перейдя на семейную форму образования, родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирая учебные материалы и график обучения в соответствии с индивидуальными особенностями, интересами и склонностями ребёнка так, как считают нужным. Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями. Учащийся имеет право на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации: ОГЭ в 9 классе, а также в ЕГЭ в 11 классе. Для получения допуска к ОГЭ учащиеся должны сдать промежуточную аттестацию по всем предметам, прикрепившись к образовательному учреждению. Однако не все школы дают такую возможность, и, если в уставе школы форма семейного образования не обозначена, это повод для требования родителями внесения изменений по включению в устав школы данной формы обучения согласно законодательству. При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.
Основные причины, по которым родители выбирают семейную форму, вопреки распространённому убеждению, не сводятся к проблемам со здоровьем ребёнка. Оптимизация: избавление от лишних затрат времени, усилий и денег, которых требует школа. Так, время отнимают дорога, дисциплинарные проблемы коллектива и организационные вопросы, деньги тратятся на дорогу, а также на школьные нужды, усилия тратятся в двойном размере на изучение темы в классе, а потом на выполнение заданий дома. Семейное образование же позволяет освободить и перенаправить все эти ресурсы на повышение эффективности учебных занятий, а также на другую деятельность, как спорт, творчество, общение. Неудовлетворительное качество обучения в государственной школе: плохое качество преподавания, отсутствие обратной связи с учителем, непрофессиональные действия, незаинтересованность учителей в результатах обучения, а также переполненность школы, недостаточное оснащение классов.
Остальные предметы легли на маму, которая в свое время окончила школу с золотой медалью — и не подвела ребенка. Составили расписание и занимались каждый день до обеда. При этом девочка посещала три кружка: по актерскому мастерству, по хореографии и по ИЗО, и у нее оставалось время на прогулки. Еще один вариант — онлайн-курсы для семейного обучения, и это подходит тем родителям, которые не готовы преподавать ребенку сами. Особенно если речь идет о старших классах.
В онлайн-школах есть все, что нужно: обучающие лекции, вебинары, проверочные задания, все необходимые материалы, причем можно выбрать курсы в полном соответствии с ФГОС. Вариантов множество, остается только выбрать то, что подойдет именно вам. О сложностях «стыковки» — Начиная семейное обучение, мы столкнулись с двумя трудностями, требующими серьезной корректировки учебного курса, — рассказывает Рая Демидова. Как следствие, часть тем, которые должны были встретиться дочке на экзамене, по программе прежней школы не изучались. Во-вторых, имелись пробелы в знаниях, которые должны были быть получены в школе, но получены не были из-за особенностей здоровья ребенка и отличий местной образовательной системы от образовательной системы региона, в котором мы выбрали новую школу. Плохо усвоенный русский язык создал сложности с изучением других предметов, поскольку они требовали хороших навыков письма и умения работать с текстом. В итоге я проштудировала и выписала все темы по каждому предмету, которые дочка должна изучить, сверила их с имеющимися знаниями, побеседовав с дочкой, — и приняла решение по русскому языку, математике и английскому языку начать обучение по новой программе с нуля. Они делились на вечерние занятия 1—2 раза в неделю после кружков, и только тогда, когда у дочки было настроение; новые темы на таких занятиях не изучались — только закрепление уже изученного материала и утренние занятия 2 раза в неделю, до кружков. Утренние занятия, во время которых происходило основное обучение, длились по полтора часа. Почему не по 45 минут, как в школе?
Из-за особенностей дочкиного здоровья, опытным путем мы выяснили, что оптимальны для нас примерно полтора часа в утреннее время, посвященные изучению одного и того же предмета, но с перерывами и с частой сменой деятельности. Занятие проходило примерно так: 5 минут — объяснение нового материала, 15 минут — письменные упражнения по новой теме, 5 минут — устная проверка усвоения нового материала рассказать изученное правило, привести примеры , 5 минут — перерыв сходить в туалет, попить, посмотреть в окно, выбежать на улицу, повисеть на перекладине и т. Дальше все по новой. Таких этапов получалось три. За одно утреннее занятие по русскому языку дочка изучала в среднем три новые темы. Два раза в неделю, без перерывов, но с очень частой сменой деятельности.
Плюсы и минусы семейного обучения Как и у любой другой системы образования, у семейного обучения есть как положительные черты, так и отрицательные. Во многих отношениях семейное обучение является более органичной формой образования, которая фокусируется на абстрагировании от традиционных классных занятий, ориентированных на массовое и универсальное образование. Учебная среда в стиле домашней школы более персонализирована для учеников. Это особенно актуально для детей с индивидуальными особенностями внимания. Если ребёнок испытывает трудности с чтением или письмом, родители могут уделить достаточно времени на то, чтобы убедиться, что он усваивает весь материал в полной мере. Фактически, в отличие от традиционного класса, где учебный план и ресурсы заранее определены, родители в процессе семейного обучения могут изменить программу, чтобы обеспечить оптимальный результат. К примеру, если у ребёнка склонность к точным или, наоборот, гуманитарным наукам, можно сосредоточиться на них, чтобы добиться наилучших результатов: нет необходимости изучать нужные предметы в медленном темпе или продолжать использовать учебную программу, которая может быть недостаточно сложной. Итак, каковы же минусы семейного обучения: Обучение на дому — серьёзное изменение образа жизни для всей семьи. Кому-то из родителей придётся выделить специальное время, чтобы взять на себя обязанности учителя и администратора. Ребёнку понадобится помощь как с обучением, так и с составлением программы и расписания. Итого занятость хотя бы одного родителя может ударить по семейному бюджету — полноценный рабочий день выстроить будет сложно но если работать из дома — можно пробовать ; Большинство школьных округов не разрешают учащимся, обучающимся на дому, участвовать в школьных мероприятиях, например, спортивных соревнованиях; Несмотря на возможный опыт общения с разными людьми, дети получают меньше ежедневного взаимодействия с большими группами одногодок. Некоторым детям из-за этого может стать очень скучно на семейном а если ребёнок интроверт — наоборот, гораздо комфортнее, так что всё индивидуально ; Не у всех детей получается настроиться на самостоятельное обучение. Скорее всего, в таких случаях сначала придётся решать психологические проблемы ребёнка зачастую «нанесённые» школой , а потом уже переходить к обучению. А теперь перейдём к плюсам семейного обучения: Учащийся будет лишён постоянной оценочной системы, которая активно способствует появлению тотального страха ошибок. Тем временем во взрослой жизни мы регулярно ошибаемся, и в этом нет ничего страшного. Известный психолог Людмила Петрановская излагает эту мысль так: «Сегодня школу заканчивают либо двоечниками, либо невротиками». Чаще всего дети либо совсем «забивают» на учёбу, либо так или иначе невротизируются из-за строгости и нелогичности современной школьной системы. Семейное обучение позволит избежать такой нагрузки на нервную систему ребёнка; Ребёнок может быстрее выполнять задания и предметы, которые он понимает, и тратить больше времени на сложные темы. К тому же, у школьника нет такой нелюбимой домашней работы — обучение происходит в течение дня, поэтому нет необходимости задавать дополнительные упражнения для закрепления знаний; Такой важный момент, как уменьшение количества отвлекающих факторов от учеников, которые не ценят обучение, позволяет ребёнку добиться больших успехов. Учащиеся семейного обучения часто проявляют большую гордость за свои достижения, поскольку они самомотивированы; Родители получают значительную роль в ежедневном обучении ребёнка. Взрослые могут ежедневно наблюдать за тем, как дети учатся, развивают навыки и взрослеют. Таким образом у родителей могут выстроиться более крепкие отношения со своими детьми; В случае с семейным обучением родители могут самостоятельно создать программу для ребёнка, учитывая основы образовательной системы и принимая во внимание их общий подход к обучению, сильные стороны своих детей, время, которое они могут тратить на обучение, возраст и уровень развития своих детей, а также то, что их детям нравится делать. К тому же, сейчас есть множество уже готовых программ, так что родители смогут подобрать наиболее подходящие учебные материалы; Широкое знакомство с большим количеством взрослых посредством экскурсий и других мероприятий. К тому же, в случае буллинга дети получают меньше насмешек и социального давления, которые снижают самооценку и препятствуют обучению; Поскольку ключом к домашнему обучению является предоставление семьям гибкости, у детей нет недостатка во времени, так что они могут посещать дополнительные занятия и заниматься своими хобби; Учащийся получает возможность изучать программу и приходить к решениям задач самостоятельно, используя свои методы мышления и логику. В современной школьной системе есть только «учитель сказал, и так правильно» и «ученик повторил». Вы же сможете обучать ребёнка более свободно и широко мыслить. Если вы решились, то алгоритм действий будет таким: 1. Забрать документы ребёнка из обычной школы. В случае, если он туда ещё не поступил, этот пункт пропускается. Обратиться в один из центров поддержки семейного обучения. Их существует несколько, и постоянно появляются новые. Связавшись с таким центром, вы получите оттуда запрос на документы, которые нужно будет заполнить и прислать, приложив стандартный пакет со свидетельством о рождении и другими бумагами ребёнка.
Чем отличается домашнее обучение от семейного обучения
Никто не будет выкидывать школьные туфли девочки в ведро для мусора, стоящее в туалетной комнате для мальчиков. Никто не толкнёт на лестнице, не уронит крышку парты на голову. На кинет баскетбольным мячом в голову несколько раз подряд. И не будет толкать на парты так, что всё тело становится полосатым. Ребенку не станет плохо на перемене от шума и духоты. И это я не придумываю, перечислила еще не все, что с нами было. Духовная близость с ребенком. Школа становится барьером между родителями и детьми. Родителей не пускают в школу, не информируют о том, что там происходит, постоянно снижается авторитет родителей.
Это отдаляет детей от родителей и приводит к конфликтам в семье. Минусы семейного обучения Минусов тоже хватает. Один из родителей должен иметь достаточно времени, чтобы контролировать процесс обучения ребенка.
График был расписан, внук занимался, говорил, что ему так нравится больше. Но я заметила, что он стал очень необщительный, всегда сам по себе, характер изменился, чуть что — сразу в слезы. Стал грубо обращаться с сестренкой. Вел себя очень пассивно — такой маленький старичок. Учился средне, но всегда любил рисовать, так, и в рисунках стало много черных и серых цветов. Я как бывший педагог настаивала на том, чтобы его отдали в школу, ведь это особый мир, где есть общение с другими детьми. Да, там много сложностей, но благодаря им формируется характер. Гузель Раисовна считает, что семейное образование дает слишком много свободы, которой дети не умеют правильно распоряжаться. В итоге в 6 классе мальчик поступил в гимназию. Перед этим за ребенка пришлось серьезно взяться — он занимался с репетитором и готовился к вступительному собеседованию, тестированию. Домой — в первый класс Челнинка Мария для младшей дочери-первоклассницы сразу выбрала семейное образование. Старшая дочь, отучившись 9 классов в гимназии, в этом году решила, что за два года доучится дома. Мария рассказывает, что решение зрело на протяжении нескольких лет, особенно для младшей Екатерины нужно было серьезно взвесить все за и против. Она не сидит дома, а ходит в частную школу, где в классе 10 детей. Но, так как она не имеет образовательной лицензии, пришлось оформить семейную форму. Проходить ежегодную аттестацию Екатерина будет онлайн в московской частной школе, либо для этих целей можно прикрепиться к челнинской школе. Мне не нравится отсутствие возможности выбрать учителя.
Первая форма самая простая и понятная — это учеба в школе в течение 9-11 лет. Семейное же образование означает, что ребенок учится вне государственной или частной школы. Вместо этого знания ему дают частные репетиторы, родители, сообщество, в котором состоит его семья. Учась таким образом, ребенок вполне может освоить школьную программу намного быстрее тех детей, которые ходят на обычные уроки. Семейное образование, например, получила 8-летняя Алиса Теплякова, поступившая в МГУ в августе 2021 года: именно благодаря этой форме образования она сдала ЕГЭ в столь раннем возрасте. Семейное образование часто выбирают родители тех детей, которые профессионально занимаются спортом. Учиться и завоевывать медали одновременно невозможно. Есть родители, которым не нравится современная система обучения, и они хотят дать детям другие знания: более глубокие и полезные по их мнению. Это значит, что ребенок по-прежнему числится в школе, имеющей аккредитацию государственной или частной , однако не посещает занятия в здании школы очно. Вместо этого он получает знания: от школьных учителей, которые приходят к нему домой или в больницу лично; онлайн, с помощью разных сервисов, разработанных специально для этого по сути, как дистанционное обучение. Обучение на дому доступно только ограниченной категории школьников: тем, кто нуждается в длительном лечении; детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут ходить на уроки. Однако для перехода на домашнее обучение необходимо предоставить документальные основания. Как замотивировать школьника на учебу? А на почте вас ждет полезный Как перейти на другие формы обучения или образования Как перейти на семейное образование Семейное образование подразумевает, что ребенок все же прикреплен к какой-то школе — и приходит туда только, чтобы написать отчетные работы согласно индивидуальному учебному плану ИУП , который школа составляет для таких детей. Это может быть любая районная школа, к которой ребенок автоматически принадлежит по прописке. Родителям достаточно прийти туда и написать заявление.
Завуч рассказала нам о том, что по желанию мы можем пользоваться библиотекой, посещать мероприятия, которые посещает класс дочери, ходить на лабораторные и контрольные работы, получать консультации преподавателей по всем предметам. Раз в год, в мае, мы договорились сдавать экзамены. Так мы превратились в «семейников». Новая жизнь для нас началась с известия о том, что в нашей школе на семейном обучении находятся только несколько детей из начальных классов и один девятиклассник-двоечник, который проходит лишь те предметы, по которым у него двойки. Опыта образования среднего звена ни у директора, ни у преподавателей не было и мы стали первопроходцами в этом деле. Организация времени и распорядок дня Часто от родителей, чьи дети учились дома, я слышала, что четкого графика уроков и распорядка дня у них нет, и каким-то образом все замечательно складывается: все всё успевают, у всех всё получается. Первое время мне казалось, что у нас должно сложиться все точно так же. Однако меня ждало разочарование: моя дочь была уже не в начальной школе и некоторые предметы были достаточно сложными и требовали серьезного подхода, в то же время в ее 12 лет она еще не созрела для того, чтобы почувствовать на себе ответственность за самообразование. Мы пришли к тому, что распорядок дня нам просто необходим, ведь помимо школьных предметов моя дочь посещает художественную школу и несколько кружков. Началось медленное втягивание в процесс учебы. Моя шестиклассница, привыкшая быть подгоняемой рамками расписания школ и кружков, буквально терялась во времени. В итоге, предметы растягивались, не осваивались, дочь начала отставать от темпа ее одноклассников, с которыми мы шли по одной программе. Минусы большие и маленькие Постоянный контроль Самым сложным моментом в семейном образовании для меня стала необходимость постоянно контролировать дочь. В силу ее темперамента, с самого юного возраста она была склонна «улетать», задумываясь о чем-то во время любых занятий. Теперь мне представилась возможность возвращать мою дочь «на землю», как это делали преподаватели, и напоминать о том, что задачка написана в книге, а не в окне. Как только я расслаблялась и переставала проверять, чем занята моя дочь, наши уроки шли где-то мимо нас. Со временем я поняла, что этот постоянный контроль изматывает меня. Это стало просто громадным минусом нашего семейного образования. Бесконечные нотации, внушения, уговоры заставляли меня нервничать и порой тихо ненавидеть нашу форму обучения. Я вспоминала, как было просто еще совсем недавно: утром дочь уходила в школу, днем прибегала и убегала в художку, а вечером делала уроки. Училась моя девочка всегда хорошо, преподаватели ее любили за ее покладистый характер — чего еще надо для счастья?! Аттестация Плюс ко всему, уже договорившись о том, что сдавать экзамены мы будем один раз в год, меня осенило, что мы выбрали самую сложную форму аттестации. В течение одного месяца наша дочь должна сдать годовую программу по тринадцати предметам. Причем, никаких тренировочных тестов нам не дали и вообще учителя не представляли, какую форму сдачи нам лучше придумать по той или иной дисциплине. Тоска по школе Дочь периодически начала вспоминать школьную жизнь и выражать недовольство семейным образованием. Она жалуется то на нехватку общения, то на сложную систему аттестации. Это подливает масла в огонь, я понимаю, что, возвратившись в школу, она очень быстро вспомнит все, чем была не удовлетворена раньше и захочет снова обучаться дома, но мне нужно донести ей это.
Личный опыт: семейное обучение
Сегодня рассмотрим плюсы и минусы домашнего обучения, дав слово людям, которые точно знают, что это такое. Для меня плюсы семейного обучения – это. 1. Семейное обучение и самообразование. Семейная форма обучения. Все ребята прикреплены к общеобразовательным школам, по месту регистрации. Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети.
Плюсы и минусы домашнего обучения
Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети. Семейное обучение позволяет гибко распределять время между учебой и другими активностями, адаптируясь к потребностям семьи. Семейное образование vs. домашнее обучение или обучение на дому: в чем разница Как перейти на другие формы обучения или образования Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения Что нужно, чтобы ребенок учился дома Как понять. Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года.
Российские семьи назвали плюсы и минусы обучения детей на дому
Исключается насилие со стороны педагогов и сверстников. Минусы : Ребенок будет чувствовать себя отчужденно, ему будет скучно, особенно если он до этого посещал детский сад, был в коллективе. Не будет иметь возможности проявить лидерские качества, навыки коммуникации могут быть сведены к нулю, ребенок должен уметь общаться, находить общий язык с ребятами разного возраста и разных социальных групп. Обучение влияет и на характер. Может вырасти эгоист. Человек привыкает к избранному отношению. В коллективе ему будет сложно привыкнуть к тому, что он такой же, как и все. Второй случай — вырастает избалованная, наивная девочка, которая не привыкла к жизни, знает, что все ей сойдет с рук, даже если поступит как-то не так. Как найти правильный путь в воспитании? Ребенок не привыкает к дисциплине, а она требуется каждому.
Могут возникнуть трудности с обучением в вузах, колледжах, техникумах постоянная опека может привести к инфантилизму ребенка.
Личное дело хранится в школе и при необходимости документы высылаются в любую точку мира. Обучение платное, но доступное. Дочь Анна, 11 лет, 5 класс, год на семейном обучении после частной очной школы. Семья живет в Москве. После 4 класса мы собирались переходить из одной частной школы в другую, но за две недели до начала учебного года, выяснилось, что наша новая школа не набрала 5 класс. Сначала я впала в панику. Основания для перевода были самые веские, поэтому вернуться было невозможно. Других приемлемых вариантов вокруг не было. После двух дней лихорадочных поисков мне и пришла в голову мысль о дистанционном образовании.
Дочка приняла эту идею осторожно, но спокойно. Главным аргументом в пользу этой формы обучения для нас обеих стало то, что она дает возможность путешествовать, учиться в любой точке мира. Главным аргументом против и сейчас — отсутствие среды сверстников. Решили пробовать. Как проходит домашнее обучение онлайн Я нашла школу, в которой дети учатся хоть и онлайн, но в классе. Мы приписаны к школе «Наши пенаты», которая выдает аттестат о среднем образовании государственного образца. Все предельно просто: мы пришли на собеседование, подали документы, я подписала договор, нам показали, как работать в системе, ребенок прошел собеседование у психолога. После оплаты обучения наш вариант стоит 9 500 рублей в месяц нам дали входы в личный кабинет: родительский и ученика. И все — начали работать. Учеба Уроки проводят в формате видеоконференций, по каждому предмету раз в неделю.
То есть в 5-м классе 8 уроков по восьми предметам. По сути, это семинары, к которым дети самостоятельно готовят большое задание, в нем и тот материал, который в обычной школе разбирают на уроке, и домашнее задание. Особенно много работы, конечно, по русскому и математике. Ведь освоить самостоятельно нужно все то, что в обычной школе проходят с педагогом каждый день в течение недели. По каждому предмету свой педагог. Также у нас есть тьютор, классный руководитель, которая уроков не ведет, но всегда на связи, если возникают проблемы. С каждым педагогом можно связаться в чате в системе. Распорядок Расписание уроков стабильное, но уроки проходят в разное время. Например, в понедельник математика в 9. В любом случае, за редким исключением, будний день у нас в семье — рабочий.
Дочка встает с утра и садится за домашнюю работу или выходит на онлайн-урок. Занимается обычно до 16. После этого у нее дополнительные занятия — те же, на которые она ходила после обычной школы. После — отдых. В выходные часто приходится заниматься, особенно если в течение недели ребенок чуть расслабился, вставал попозже, что характерно для зимы. Тесты Дети идут по обычной школьной программе. Сдают те же контрольные и тесты. Мне нравится, что все контрольные можно сдавать дистанционно. Есть возможность переделать неправильно выполненное или сделать несделанное домашнее задание, а значит, и подтянуть оценку за триместр. А вот пересдать общешкольную контрольную за триместр или годовую нельзя.
По физкультуре, труду, музыке, рисованию оценивается проектная деятельность или сдаются рефераты. Баланс В целом система в школе, которую мы выбрали, заточена на то, чтобы ребенок хотел заниматься и занимался сам. Очень важно найти баланс вашего участия и неучастия в этой части жизни ребенка. Если пустить все на самотек, а соблазн такой есть, особенно при ответственном и мотивированном ребенке, хорошего будет мало. Думаю, что при гиперопеке будет еще хуже, но я не пробовала. Первые месяца два лучше быть в досягаемости, чтобы помочь, если глючит, например, видеоконференция, а также, вникнув в систему, почитав учебники и задания, организовать ребенку комфортный и эффективный процесс самостоятельного обучения. Контроль Полезно регулярно спрашивать у тьютора, как дела у ребенка, довольны ли педагоги и нет ли долгов. И, конечно, заглядывать в электронный дневник, где также можно контролировать выполнение домашней работы. Здесь нет родительских собраний, и если ситуация не критическая, вам никто ничего не станет рассказывать, пока не спросите. А критическая ситуация наступит в конце триместра, например, оттого, что ваш мотивированный и ответственный ребенок, выполняя все домашние задания, просто нажимает не на ту кнопку при их отправлении и до педагога они не долетают.
Помощь Моя педагогическая нагрузка — занятия английским языком с дочерью. Это — единственный предмет, который ребенок не делает самостоятельно. Программа объемная и мне, честно сказать, не хватает времени, чтобы заниматься так и столько, сколько хотелось бы. Материал становится сложнее и по русскому, и по математике, поэтому иногда требуется помощь и в этих предметах. Но это, действительно, иногда. Я думаю, что и в обычной школе ребенку время от времени нужна наша помощь. С дочкой регулярно занимается историей и географией дедушка. Это, возможно, необязательно, но я хочу, чтобы у ребенка формировалась объемная картина мира, а электронные учебники ее не дают. Удобство Вся учебная программа по каждому предмету выложена на сайте школы. Учебный материал сопровождается тестами, вопросами и заданиями.
Есть задания обязательные, есть необязательные, для самоконтроля. Это очень удобно, потому что можно, например, сделать задания впрок перед отпуском, а если что-то пропустил — нагнать. Все онлайн-уроки записываются, и если ребенок пропустил конференцию, он может посмотреть ее в удобное время. Плюсы и минусы Мы можем перемещаться по миру, не прерывая учебного процесса. В нашем классе есть ребята, которые живут в Турции или зимуют в Таиланде. Сейчас мы с дочерью за границей и будем здесь еще месяц. И это никак не повлияет на ее подготовку к ВПР, а английским мы занимаемся, сидя в кафе на пляже. Кроме того, дочка теперь чаще видится со своим папой, который живет в другом городе, и папа, который был вынужден быть «папой выходного дня» раз в месяц, теперь может забрать дочь к себе на неделю-две, помочь с учебой, принять участие в жизни ребенка. Еще один безусловный плюс — возможность жить в своем биологическом ритме. Дочка — выраженная сова и подъемы в 7 утра, особенно зимой, давались ей очень тяжело.
Мне, честно сказать, тоже. Я также вижу, насколько эта система способствует самостоятельности ребенка. Здорово и то, что все, что нужно для учебы — это компьютер, интернет и тетради по русскому и математике. Нам не очень нравится, что объем для самостоятельного обучения по основным предметам значительно больше, чем успевает дать педагог на единственном уроке в неделю. Если бы по основным предметам было 2—3 урока в неделю, было бы почти идеально. Но главный минус для дочери — сведенное к минимуму общение со сверстниками. Она посещает кружки 5 раз в неделю, у нее есть подруги, но это, конечно, не то. Ей не хватает среды сверстников, и мы договорились, что как только найдем подходящий вариант, она все-таки пойдет учиться в «нормальную школу». Позже хотим вернуть домашнее обучение к 10-11 классам. Вариант дистанционного обучения очень ценен тем, что можно планировать свое время и учиться в удобном графике.
Для меня минус семейной формы учебы — возросшая нагрузка на меня. Раньше с утра и до 18.
При семейной форме образования ребёнок ходит в школу только для промежуточной и итоговой аттестации проще говоря, пишет там контрольные и сдаёт экзамены.
В остальном семья самостоятельно решает, каким образом ребёнок будет учиться: какие-то родители лично занимаются с детьми по школьной программе, кто-то нанимает репетиторов или приобретает подписку на онлайн-платформы с объяснением школьных тем, кто-то использует все эти варианты одновременно. Есть примеры , когда несколько семей объединяются и в складчину приглашают частных педагогов к своим детям для обучения в мини-группе. В любом случае семья обязана организовать деятельность ребёнка «по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей», как сказано в законе «Об образовании в РФ».
В России семейное образование распространено очень мало. Исследователи из Института образования решили выяснить, по каким причинам семьи предпочитают эту форму и как с ней справляются. Выводы сделали на основе 40 глубинных интервью с теми, чьи дети получают семейное образование.
Уточняется, что они проживают в городах с разной численностью населения, а объединяют таких родителей следующие характеристики: наличие высшего образования нередко это даже не один диплом ; творческий характер профессий, связанных с высокой степенью самостоятельности, в том числе свой бизнес. Кроме того, они часто говорили о том, что сами постоянно учатся или обучают чему-то других. При этом педагогическое или психологическое образование оказалось лишь у некоторых респондентов.
Получается, на семейную форму обучения своих детей решаются, как правило, хорошо образованные родители, склонные к креативности и самостоятельности в собственной деятельности. Авторы бюллетеня считают, что доля тех, кто предпочитает семейный формат образования, постепенно будет увеличиваться. Тем не менее они не верят в то, что он может вытеснить привычный режим учёбы, при котором ребёнок занимается в школе.
По каким причинам родители выбирают семейное образование В результате проведения интервью исследователи выделили три основные категории проблем, которые опрошенные пытаются решить путём перевода детей на семейное образование: забота о благополучии — ребёнка, собственном или общем семейном; несоответствие традиционной системы образования ожиданиям родителей; доступность и удобство организации домашнего образовательного процесса. Специалисты использовали модель благополучия, предлагаемую Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР. В рамках неё учитывают три категории благополучия: личное психологическое состояние, здоровье, условия обучения и способности к нему ; школьная среда социальное окружение, организация обучения ; внешкольная среда социальное окружение, материальные условия, досуг.
На основании этой модели исследователи выделили целый ряд причин, по которым родители отдают предпочтение семейному образованию, считая его более благополучным. Некоторые опрошенные выбрали такой формат, столкнувшись с травлей в школе, а в ряде случаев родители заранее опасались, что такая проблема может случиться с их детьми. Особенно это волновало тех, чьи дети не уверены в себе, обладают ранимым характером, ценят уединение, и тех, у кого дети имеют особенности развития.
Достаточное время на посещение кружков и секций. Школа довлеет, если ребенок ходит в школу, то от части кружков, скорее всего, придется отказаться. В нашем случае, если бы Манюня осталась в школе, пришлось бы бросить все кружки, а их было жалко.
Экономия времени на учебу. Да, дома мы занимаемся по 3-5 часов ежедневно, иногда и больше. Но это меньше, чем даже просто длительность рабочего дня в школе, а еще же и уроки надо делать было.
Сейчас — всё укладывается в это время и остается достаточно для кружков, секций, игр и прогулок. Польза для здоровья. Исключаются травмы физического и психологического плана.
Никто не будет выкидывать школьные туфли девочки в ведро для мусора, стоящее в туалетной комнате для мальчиков. Никто не толкнёт на лестнице, не уронит крышку парты на голову. На кинет баскетбольным мячом в голову несколько раз подряд.
Быть или не быть семейному образованию?
«При семейном образовании учащийся юридически не является учеником школы. Семейное образование подразумевает, что родители полностью заменяют ребенку школьное обучение. Тем не менее, ребенок прикрепляется к школе и обязан сдавать экзамены и проходить ежегодную аттестацию. Многие родители, которые выбрали семейное образование, выступают именно за их изучение, а не предложенными Министерством образования вариантами ФГОС. На практике оказывается, что изучать семь полезных искусств полезно и нужно. обучение дома в виде семейного образования или самообразования. Семейное образование — это обучение дома, но формат может быть любым. Семейная форма обучения. Все ребята прикреплены к общеобразовательным школам, по месту регистрации.
Меньше общения и больше свободы. Родители – о семейном образовании
В коллективе ему будет сложно привыкнуть к тому, что он такой же, как и все. Второй случай — вырастает избалованная, наивная девочка, которая не привыкла к жизни, знает, что все ей сойдет с рук, даже если поступит как-то не так. Как найти правильный путь в воспитании? Ребенок не привыкает к дисциплине, а она требуется каждому. Могут возникнуть трудности с обучением в вузах, колледжах, техникумах постоянная опека может привести к инфантилизму ребенка. Вы ограничите ребенка при навязывании своих взглядов, жизненных и религиозных ценностей. Семейное образование-дорогое удовольствие. Приготовьтесь потратится. Уважаемые родители, выбор всегда за вами!
Стенгазета «Семейное дерево» 8 июля традиционно в России отмечают праздник "Семьи, любви и верности". Это наш ответ Дню святого Валентина - так часто говорят про российский.
Все это помогает улучшить отношения и между родителями и детьми, и между братьями и сестрами. Это минусы Большая нагрузка Раньше вы были только родителем — или работающим родителем — и выполняли домашние обязанности, а теперь вы учитель, репетитор, методист и директор школы.
А еще и ребенку, и вам надо привыкнуть, что в вас теперь нужно видеть и уважать преподавателя. Одной из главных причин отказа от домашнего обучения многи еназывают именно эту: учить детей дома — это просто тяжелая работа. Планирование, преподавание и оценивание знаний по нескольким предметам даже если вы ативно пользуетесь онлайн-занятиями, готовыми программами или помощью репетиторов требует времени и усилий. Если вы работаете дома, это двойная нагрузка, если дома есть еще и младшие дети, требующие внимания — тройная.
Неудивительно, что у вас остается гораздо меньше «своего» времени и тем более личного пространства , если все домочадцы большую часть дня проводят дома вместе. Упущенные возможности Несмотря на гибкость домашнего обучения, иногда оно и правда ограничивает возможности развития детей. Например, школа может предложить больше факультативов, бесплатных кружков , там разнообразнее и лучше лабораторное оборудование, больше и доступнее библиотека. Если ваш ребенок хочет заниматься предметами, которые вы не можете преподавать дома сами, придется искать альтернативы — кружки, репетиторов.
Ребенок может легче и быстрее усвоить школьный материал, так как все внимание уделяется только ему; широкий выбор программ и способа обучения. Семейное обучение предусматривает самостоятельный выбор предметов для изучения и учебно-методических материалов учебников, пособий и т. Заниматься обучением можно как с помощью родителей, репетиторов, так и самостоятельно прохождение дистанционных курсов или обучение в онлайн-школе, просмотр видео-лекций ; физическое здоровье детей. Ребенок всегда может сделать перерыв, провести разминку для глаз, рук, ног, спины, поменять положение например, прилечь или прогуляться на свежем воздухе. У родителей появляется возможность следить за его правильным питанием.
Минусы семейного обучения Семейное обучение все же имеет недостатки. К ним относят: сложности для родителей. Не все родители готовы отвечать за образование ребенка из-за отсутствия времени. Также не все родители могут позволить себе нанять репетитора; недостаток общения со сверстниками. Во время обучения в школе ребенок постоянно общается со сверстниками, семейное обучение в свою очередь исключает эту возможность.
Нехватка общения с детьми может привести к тому, что ребенок не будет обладать навыками общения с людьми и понимать, как себя нужно вести в обществе. Однако этого можно избежать, если ребенок будет посещать какие-либо секции, где возможно общение со сверстниками, или чаще встречаться с товарищами по прогулкам; отсутствие дисциплины.
Гуманистический характер такого типа обучения. Возможность более качественной и успешной самоидентификации ребенка в будущем. Привитие основ преемственности поколений за счет методик семейного воспитания. Защита ребенка от влияния негативных средовых социальных факторов наркомания, алкоголизм, хулиганство итп.
Возможность преодоления стойкой неуспеваемости обучающегося по сравнению с обучением в общеобразовательной организации [10,11,12,13]. Несмотря на изобилие положительных сторон семейного образования в случае его правильной организации, все равно присутствуют существенные отрицательные черты, непосредственно связанные с адаптацией ребенка к социуму, к которым можно отнести: 1. Проблемы социализации ребенка, обусловленные с невозможностью дальнейшего вхождения в социум. Трудности с процессом адаптации при изменении средовой обстановки. Недостаточный охват познания всех предметов, по сравнению со школьным уровнем, так как обучение строится в основном по тем дисциплинам, которые интересны ребенку. Не каждый родитель может составить грамотный учебный график, который будет равномерно распределять нагрузку ребенка.
Конечно, каждый из вышеперечисленных плюсов и минусов не является исключительно устойчивым, так как многое зависит от уровня профессионализма родителей, которые и будут организовывать весь учебный процесс [14]. К факторам, влияющим на организацию учебного процесса можно отнести: 1 Структуру взаимосвязей всех членов семьи; 2 Положение и статус ребенка в семье; 3 Наличие подлинных воспитателей из лиц ближайшего социального окружения, которые влияют на формирование личности ребенка в большей степени; 4 Особенности стилей воспитания в семье; 5 Потенциал семьи на различных уровнях - личностном, творческом, нравственном, правовом [15]. Если с плюсами организации семейного образования все достаточно просто и логично, то некоторые минусы требуют отдельного внимания. Проблема социализации личности ребенка действительно остро стоит в условиях семейного образования. Так, например, если ребенок занимается спортом, посещает какие-либо дополнительные образовательные программы кружки, секции итп. Стоит отметить, что важной составляющей школы является развитие коллективных навыков взаимодействия детей, основанных на развитии доверия, товарищества, дружбы, партнерства между детьми в условиях выполнения каких-либо педагогических задач [16,17,18].
В условиях семейного образования единственным партнером может выступить педагог родитель, репетитор , и в этом случае особенно остро стоит развитие и привитие вышеперечисленных качеств личности. Если во время обучения в школе ребенок большую часть времени взаимодействует со сверстниками, то при обучении на дому он работает только со взрослым, что может привести к недостаточному обеспечению условий родителем для социализации личности ребенка. С целью решения проблем социализации личности ребенка, стоит обратить внимание на контекстность данного процесса в условиях семейного образования. Целевые ориентиры здесь - это формирование навыков социального общения на различных возрастных уровнях, развитие представления ребенка о нормах поведения, общественных ценностях, правилах. Выполнение этих аспектов позволит ребенку сформировать нравственные представления и ценности здоровья, поддержки, инициативности и готовности к самостоятельной деятельности в естественных условиях общества, что и обеспечит позитивный характер процессов социализации. Результатом правильной социализации ребенка в условиях семейного образования выступает воспроизводство ребенком полученного социального опыта в ходе взаимодействия с окружающими людьми [19,20].
Таким образом, в ходе изучения вопросов семейного образования стоит сказать о безусловных преимуществах такого рода получения образования только в том случае, если родитель может обеспечить ребенка всеми необходимыми средствами обучения, а также сможет использовать грамотно сформированную методологическую базу для обучения и воспитания ребенка.