На 5-й день Великого поста в храме Святой Троицы после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров, воздавая благодарение благодетелю – мученику. Важно напомнить, что в первые четыре дня Великого поста во всех православных храмах читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского.
Богослужения в 1-ю Неделю Великого поста и Чин Православия
Его еще называют Святой Четыредесятницей, поскольку он продолжается 40 дней в воспоминание поста Христа Спасителя, длившегося столько же времени. Пост - это время сугубой молитвы, духовного сосредоточения и воздержания, призванных очистить душу и сердце человека, готовящегося к встрече воскресшего Спасителя. Великопостное богослужение отражает общий настрой этого периода времени, в нем нет обычной торжественности, почти нет пения, как выражения радости. Самое торжественное богослужение, полная Литургия, не совершается в седмичные дни Великого Поста, исключая субботу и воскресенье.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления и иерей Андрей Гаврилов, клирик Свято-Вознесенского собора г. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей Парфенов , заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления.
Праздничные песнопения исполнил хор Свято-Вознесенского собора под управлением Ольги Смольченковой.
Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям страданиям Господним.
Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения. Богослужения Великой Пятницы, 3 мая Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы». Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя.
Богослужения Великой Субботы, 4 мая В Великую субботу служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий избранные фрагменты Ветхого Завета , в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа. После литургии — освящение пасхальных яств.
Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов. Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина : Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению.
Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя.
Устав-схема служб Великого поста
Ее название связано со временем, когда православная церковь отвоевала право почитания икон. Эта седмица вводит верующего в очищение не только духовное, но и физическое. В эти дни предписания относительно поста особо строгие, а богослужения самые продолжительные. Он посвящен воспоминаниям персонажей из Библии, начиная с греха Адама и Евы, покаяниям человека; 3 марта: утром проходит литургия Преждеосвященных Даров и молебное пение святому великомученику Феодору Тирону. В этот день в храмах проходит освящение колива; 4 марта: во время утренней службы проходит литургия святого Иоанна Златоуста; 5 марта: утром совершается чин Торжества православия, который учредили еще в 842 году в честь возвращения почитания святых икон. Вторая седмица — Святителя Григория Паламы Неделя названа в честь священнослужителя, который смог доступно выразить позицию церкви относительно важных для христианина вопросов. Например, как связан Бог и верующий, есть ли эта связь вообще или она станет доступна лишь после смерти? Третья седмица — крестопоклонная В это время проходит середина поста, а из алтаря выносится крест для поклонения, украшенный цветами.
Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию. Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном. Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел. Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»! Иерей Димитрий Шишкин , клирик храма Трех святителей г. Симферополя: — Пост — это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира — то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас. Известно, что греческое слово «метанойя» — «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф. Но мы порой не вполне понимаем, что такое покаяние. Нам кажется, что это краткое событие внутренней жизни, момент сокрушения о грехах, за которым тянутся дни обыденности и привычной рутины. Конечно, и такое «внезапное» покаяние — это дар Божий, и оно способно перевернуть строй души человека. Но можно еще понимать покаяние как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И этот путь невозможен без поста. Вот что важно понять: пост — это не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Есть люди, которые мясо не едят вовсе, есть те, кто воздерживается от пищи ради телесной красоты, а есть и такие, кто питается скудно по скудости средств. Последние обычно так и говорят: «О, у меня вся жизнь — сплошной пост! Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку — это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. И у каждого есть свои слабости и пристрастия, которые не просто расслабляют душу, а привязывают ее к земле. Душа теряет вкус духовной жизни и становится, если можно так выразиться, «плотской». Она привыкает к множеству уютных сластей и в этих сластях теряет память о себе и о своем небесном призвании. Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг. Но кроме такой пространной исповеди, хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов — то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними. Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» Мк. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война. Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй! Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии. Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице. Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего. Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом. Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом. Священник Георгий Казанцев , секретарь миссионерской комиссии Калужской епархии, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор добровольческой службы «Милосердие»: — Смысл любого поста — самоограничение, то есть добровольный отказ от того, что составляет заметную часть нашей земной чувственной жизни. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода — привыкания — к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей. Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания — одна из важнейших духовных задач Великого поста. Актуально во время поста ограничить информационные воздействия телевизор, интернет. Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами.
Вот мы читаем в самом начале Канона: «Вместо Евы чувственный мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». Что все это значит? Пример Евы увлек Адама к греху. Так же каждого из нас влечет к греху мысленная Ева — страстный, грешный помысел. Пока страсть у человека не удовлетворена, он страдает, мучается. С удовлетворением страсти он надеется получить удовольствие, избавление от мучений. Это и обещает душе страстный помысел, толкая ее на грех, как когда-то толкнул он на грех нашу праматерь Еву. Но как Ева обманулась в надежде получить блаженство от запретного плода, так обманывается в своих расчетах человек, мечтающий найти в грехе нескончаемую сладость. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста читается по девять песен Канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон. На Великий канон удобнее приходить со своим текстом с параллельным русским переводом, чтобы следить за ходом чтения в храме, лучше понимая смысл.
Знали: если в этот день ясная погода, лето будет урожайным. Хватит и пшеницы, и овощей, и фруктов. Если птицы шумят за окнами — к оттепели. Есть еще одна примета, связанная с бытом. В этот день люди ждали, кто первым войдет в дом. Если это был мужчина, радовались. Это означало, что год будет удачным во всех отношениях. Чистый понедельник: что нельзя делать Наши предки хорошо знали: Чистый понедельник должен пройти в трудах. Поэтому один из главных запретов распространяется на безделье. В это время запрещается: Лодырничать, увиливать от обязанностей, связанных с работой — к финансовым трудностям. Оставлять после еды грязную посуду — весь год можно провести в грязи. Ходить в гости. Запрет распространяется на женщин и детей — они могут заболеть. Употреблять алкоголь — к недугам и финансовым трудностям. В Чистый понедельник запрещено сквернословить, выяснять отношения с близкими, повышать голос на старших. Чистый день требует чистых взаимоотношений и уважения. Ранее Сетевое издание «Учительская газета» рассказало об истории и смысле Масленицы, о традициях Вселенской родительской субботы , о праздниках Евтропиев день , Федот Ветронос , Евдокия Свистунья , Иванов день , Поликарпов день , которые отмечают 9, 13, 8, 7 марта.
Первая неделя Великого поста: советы пастырей
Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы (первых 40 дней поста). Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В конце службы отец игумен, поздравив братию с наступлением Великого поста и пожелав всем душевного спасения, кладёт начало чтению псалтири. В дни Великого поста христианам рекомендуется отказаться от увеселительных мероприятий, курения, употребления алкоголя.
Службы первых четырех дней Великого поста в храме Пойковского
В течение первых трех дней полагается перечитывать творения четырех Евангелистов, вспоминать земной путь Христа и понимать, что распинает Господа каждый, кто грешит в своей земной жизни. В первый день Седмицы начинают служители Церкви начинают варить миро: это делают с молитвами в течение трех дней, а в четверг миро освящает Патриарх за Божественной литургией. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. В первый день Великого поста начинают читать Покаянный канон Андрея Критского. Объем и сложность богослужения первой седмицы Великого поста вызывают необходимость издания отдельных книг, посвященных богослужению этого периода. В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп.
Первый день Великого Поста. архимандрит Иероним (Тестин)
По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям страданиям Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения. Богослужения Великой Пятницы, 3 мая Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».
Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя. Богослужения Великой Субботы, 4 мая В Великую субботу служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий избранные фрагменты Ветхого Завета , в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа.
После литургии — освящение пасхальных яств. Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов. Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина : Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Овсяные хлопья, залитые соком. Фрукты, чай. Салат из моркови и яблок с добавлением клюквы. Бутерброды с помидорами и огурцами , посыпанные кунжутом. Несладкий сок. Четверг Фото: pixabay. Геркулес, залитый горячей водой и приправленный апельсиновым соком. Вода или морс. Натертая на терке репа, морковь, кусочки кислых яблок с тыквенными семечками.
Кусочек хлеба, посыпанный семенами льна. Размятый банан , завернутый в лаваш, порезанный на роллы. Яблоко, чай. Пятница Завтрак. Гречневая каша. Кофе без молока. Капустный салат с морковью и соком лимона. Зеленый чай. Сухие хлебцы, салат из апельсина и груши с орехами.
Суббота Завтрак. Пшенная каша, морковный сок. Суп из фасоли и зелени, картофельное пюре с небольшим количеством растительного масла. Разбавленное вино. Кукурузная каша с медом, морс.
Так что в уставе Розанова, известном и очень удобном так и говорится: произносится сугубая ектения и сразу 3 поклона. Также мы найдем и в указаниях: ектенья и 3 поклона. И тогда у нас выпадает некий важный возглас — Сый благословен. Мы видим, что и на обычном окончании вечерни он присутствует и на постовом присутствует. С какой стати он выпадает на праздничной службе?
Это нелогично. И вот, мы находим ответ у Никольского в уставе. Никольский дает правильный порядок, а именно: такое же окончание имеет утреня и на Мариино стояние ектения, Премудрость, Благослови, как на обычной службе, - Сый благословен, а затем вместо — Утверди, Боже — Небесный Царю и 3 поклона — так должна оканчиваться такая служба полиелейная постовая. При этом возглас — Сый благословен — не пропадает. К сожалению, указания здесь неправильно ссылаются на Розанова, а Розанов — тот не разобрался, Никольский разобрался лучше. Давайте запишем для ясности. Рисует таблицу Окончания служб. На будничной службе: гимн, на утрене — Благо есть, на вечерне — Ныне отпущаеши, - Трисвятое, тропарь, сугубая ектенья, Премудрость, Благослови, Сый благословен — будничная служба, теперь постовое окончание: гимн, Благо есть, 2-жды, Трисвятое, вместо тропаря — постовые тропари, здесь тропарь Минеи, а здесь постовой тропарь… 40 Г. А вот окончание полиелейных вечерни и утрени великим постом и вообще тех служб, когда устав указывает вместо 16 — 3 поклона будет такое называется смешанное окончание : гимн, - Трисвятое, тропарь Минеи, сугубая ектенья, - Премудрость, Благослови — Сый Благословен, Небесный Царю и 3 поклона. Небесный Царю и 3 поклона соответствуют постовому окончанию, а все остальное — обычное окончание.
Также будет оканчиваться, например, вечерня в пятницу вечером перед Лазаревой Субботой, если мы по какой-то причине не служим Преждеосвященную Литургию, вечерня уже к субботе относится, поэтому 3 поклона вместо 16. Например, на приходе батюшка служит редко, а в субботу должен случиться праздник, почему бы ему вечером не послужить вечерню и утреню без Преждеосвященной Литургии, вместо того, чтобы служить повечерие и утреню, лучше, мне кажется, служить вечерню и утреню, по уставу — аще нет Преждеосвященной Литургии. Полиелейная Великопостная утреня. Она совершается и не как полиелейная утреня, в обычное время года и не как Великопостная. Скорее, она совершается как будничная утреня с прибавлением полиелей. Начинается, как обычно: 2-псалмие, 6-псалмие, мирная ектенья, затем Бог Господь, вместо Аллилуйя — Бог Господь и тропарь праздника, затем читаются кафизмы, седальны Октоиха отменяются, когда бывают седальны. Октоих на Великопостной службе? После какой кафизмы — после 1-й кафизмы седальнов нет. Поэтому те седальны Триоди, которые после 2-й кафизмы — они поются после 1-й, те седальны Триоди, которые после 3-й напечатаны, они поются после 2-й перемещаются на 1 кафизме вверх, а после 3-й кафизмы поются седальные праздника. Обычно бывает: по 1-й кафизме седальны Октоиха, по 2-й и 3-й Триоди, а здесь?
Из-за этого после 1-й и 2-й кафизмы ектений нет, а после 3-й кафизмы ради праздника будет малая ектенья. Такая странная вещь: ектенья не после всех кафизм, а только после 3-й. Обычно бывает, что ектеньи после кафизм или вообще нет, или после всех кафизм, а здесь вот такая необычная ситуация, когда после 1-й, 2-й кафизмы ектеньи нет, тоже седален Триоди, а после 3-й кафизмы ради седальна праздника — малая ектенья. После седальнов поется полиелей — почему, собственно, утреня называется полиелейной. Совершенно по обычному уставу, как во весь год — полиелейные псалмы, избранный псалом с величанием, малая ектенья, седален по полиелею, степенны антифоны — От юности моея, прокимен, Всякое дыхание, Евангелие, 50 псалом, припевы к 50 псалму, стихиры по 50 псалме, Спаси, Боже, люди Твоя и, наконец, - Милостию и щедротами, - то есть полиелей по совершенно обычному уставу, который вы уже должны знать. Полиелей и Евангелие как обычно это бывает на весь год на полиелейной службе. Канон поется в тех песнях, где есть трипеснец по тому же уставу, что и на обычной Великопостной утрене, то есть 6 тропарей Минеи, ирмос Минеи, 8 тропарей Триоди, плюс дополнительный тропарь Триоди, плюс катавасия Триоди — по обычному типу Великопостных служб, а в тех песнях, где трипеснца нет — устав несколько иной — вместо того, чтобы петь Минею на 4, Минея поется на 8, ирмос в начале во всех песнях без исключения, в конце катавасия «Отверзу уста мои». В 1-й песне — Отверзу уста мои, а в других песнях — соответственно катавасия, песня с трипесцем по тому же типу, что и на Великопостной службе обычно, песнь без трипеснца — ирмос Минеи, тропарей — всего 8 и катавасия; по 3-ей песне — малая ектенья, седален, по 6-й песне — малая ектенья, кондак и икос, по 8 песне — Честнейшую, по 9-й песне — Достойно есть не поется, потому что есть катавасия во всех песнях, по 9-й песне вместо готовых светильнов — светилен праздника. Почему, скажите мне, не отменяются эти постовые светильны? Правило такое: все, что принадлежит системе Октоиха — отменяется все, что принадлежит системе Триоди, остается на месте: светильны на Великопостной утрене принадлежит к системе Октоиха, а не к системе Триоди, они зависят от гласа или от дня Великого Поста.
В каждый день Великого Поста — свой светилен — во вторник 3-й седмицы Великого Поста — свои светильны. Вспомним, какие песнопения на Великопостной утрене принадлежит к системе Октоиха — седальны по 1-й кафизме, троичны и светильны — всего 3 песнопения. Они могут петь со слов: 1 Хвалите Господа с небес, или 2 со слов Всякое дыхание да хвалит Господа. Всякое дыхание да хвалит Господа — с этих слов поется только, когда есть Великое Славословие или в особые дни — Великую Пятницу, например, а так, если нет Великого Славословия, а есть только стихиры, то, начиная со слов — Хвалите Господа с небес, как обычно, но должны петься, но обычно на практике читаются, конечно. Отметьте себе, что при полиелейных праздниках 1 вместо 16 поклонов бывает только 3 поклона и 2 не бывает конечного Трисвятого. Затем читается 1 час. Часы - Великопостные. На часах кафизмы не отменяются — остаются, за исключением понедельника — на 1 часе нет кафизмы по общему правилу, если часы с кафизмами, но вместо тропаря часа читаются, не поется, а читается тропарь святого, вместо по Отче наш особых тропарей Часослова читается кондак Часослова или праздник. На 6 часе, как и положено, читается тропарь пророчества и паремии читаются 3 поклона на всех часах вместо 16, не бывает конечного Трисвятого, то есть изобразительные кончаются…. Наконец, самая яркая особенность полиелейной службы заключается вот в чем: обычный наш круг суточный начинается с вечерни и заканчивается 9 часом или изобразительными, то есть вечерня уже относится к следующему дню.
Но здесь мы должны отслужить литургию ради праздника хотя бы Преждеосвященную, а литургию в пост мы служим только на вечерне. Что же получается? Получается, что литургия, которую мы будем служить, она будет уже вроде бы на вечерне следующего дня. Понятно это или нет? Выходит так, что ради праздника суточный круг продолжается на одну службу. Это самая яркая особенность. Суточный круг удлиняется еще на одну службу, и тогда следующий суточный круг начинается с повечерия. Видите, отодвигается уже эта черта, разделяющая 2 богослужебных дня ради литургии, и поется вечерня, на этой вечерне стихиры святого, хотя вроде уже должны были петься стихиры следующего святого, но нет, стихиры именно этого святого, вместе со стихирами Триоди, а затем Литургия Преждеосвященных Даров. Паремии при этом читаются только 2 триодных паремии, потому что паремии святому мы прочли уже накануне на вечерне. Кроме того, читается Апостол и Евангелие после 2 паремий и 3 земных поклонов, после 2-х паремий, Да исправится молитва моя — 3 земных поклона читается прокимен, Апостол, Аллилуйя, Евангелие.
Обычно у нас Прежд. А теперь, допустим, у нас такой случай: нет священника, он заболел, и мы не можем служить литургию. Допустим такой вариант, типикон такой вариант учитывает. Тогда выходит, что нам нет никакого смысла суточный цикл удлинять, зачем нам его удлинять, если литургии все равно нет? Нет литургии, а мы удлиняем цикл ради литургии, чтобы по праздникам еще служить литургию, чтобы она еще относилась к празднику. А вот теперь ее, скажем, нет. Имеет смысл удлинять суточный круг. Удлиним, но литургии все равно нет. Смысла это не имеет никакого. И тогда суточный цикл заканчивается, как обычно, после часов и изобразительных.
Вечерня уже относится к следующему дню. После какой службы идут в трапезу? После изобразительных. И действительно, Типикон указывает, что когда нет литургии, то на изобразительных поются Блаженны с тропарями, затем читается Апостол и Евангелие — те, которые на литургии должны были быть, затем текст: Помяни нас, Господи, помяни нас, Владыко, помяни нас, Святый. На этом суточный цикл заканчивается. А на вечерне мы уже тогда поем стихиры святого следующего дня. Уже тогда не бывает этого удлинения. Суточный цикл заканчивается на изобразительных, а литургийные Апостол и Евангелие переносятся в этом случае на изобразительные. Можно ли совершать службы без священника, и как это делать? Все службы суточного круга, я не говорю о литургии: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы содержатся в книге, называемой Часослов.
Мы с вами разбирали это из истории богослужения, что Часослов возник в Палестине, как регулятор монашеской богослужебной жизни монахов-келиотов, которые живут в келиях, без всякого священника. Эти службы создавались в условиях совершения без священника, они так созданы были специально. Старый кафедральный устав требовал участия большого числа священников, а тут один священник — это уже хорошо, можно, в принципе, и вообще без него. Я не говорю о литургии, я говорю о вечерне и утрене. Совершается по одному уставу со всеми Апостол, Евангелие, но, естественно, не бывает входов без священника. Вместо всех священнических возгласов произносится возглас — Молитвами Святых Отец наших. Святые Отцы — это духовенство. Не дерзая произнести возглас, мы призываем молитвы духовенства. Вместо ектении произносится Господи помилуй, вместо мирной - 12 раз Господи помилуй — Слава и ныне, вместо малой - 3 р. Господи помилуй, Слава и ныне, вместо просительной — тоже 12 раз Господи помилуй — Слава и ныне.
Вот и все правила - очень просто. Там как раз это все расписано: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, изобразительны, как раз для совершения их мирским чином воскресным со стихирами 6 гласа. Вполне допустимо дома совершать вечерню и утреню. Тема: Благовещение У нас для каждого большого значительного праздника у нас в Типиконе есть Марковы главы, означаются значком Марк-Мр.
Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на Канон Андрея Критского. Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб. Темные облачения священника, синие лампадки у икон — все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается. Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами. Выходит на амвон священник и читается удивительная молитва святого Ефрема Сирина. Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Пушкин И земные поклоны делаются легко о, где эта легкость во время домашней молитвы! Эту молитву нельзя не понять. Церковнославянский язык не всегда бывает понятен со слуха, но эта молитва не нуждается в переводе. В дни поста она многократно повторяется на каждом богослужении, и каждый раз отзывается внутри по-новому.
Великопостное богослужение в первый день Великого поста (фоторепортаж)
В 3-й кроме среды и в 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого — на катавасию. Богослужебный Устав предполагает, что и библейские песни и тропари канонов в течение всего года поются. Однако из-за сложности, канон в Великом посту обычно читают два чтеца: один — библейские песни, другой — тропари канона Минеи и трипеснцев. Вторая песнь стихословится только по вторникам Четыредесятницы. Песни, в которых нет трипеснцев, поются «На 4» тропаря, ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й кроме среды и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. По 3-й песни — ектения малая. Седален святого. По 6-й песни — ектения малая. Кондак и икос Минеи если есть.
Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни читается мученичен Октоиха см. По 8-й песни поётся « Величит душа моя Господа …» с земным поклоном на каждый припев «Честнейшую Херувим…» и совершается обычное каждение храма. После канона певчие поют: « Достойно есть ».
На сугубой ектении были вознесены прошения: «Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй».
По всему храму мерцают огоньки свечей. Покайся, что спиши, конец приближается…» Господи, как же научиться каяться? Хочется так и стоять до конца на коленях, но и на это сил нет. Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата. Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает. Можно немного расслабиться. Главное — не заснуть. Монотонное чтение убаюкивает, но вот оно сменяется дивным пением. Как же здорово поют братья! И снова молитвы с земными поклонами. Господи, хорошо-то как! Такая радость от этих первых служб, что не получается себя настроить на покаянное настроение. Хочется улыбаться, хотя кому-то это может показаться странным.
Богослужебные песнопения исполнял хор под руководством Оксаны Колодяжной. Послушание чтеца возглавила Надежда Шалыгина. Алтарное послушание возглавил Валерий Сафронов. В слове проповеди протоиерей Игорь остановился на особом месте Входа Господня в Иерусалим в евангельской истории и значении Недели ваий на поприще Великого Поста.
Как совершается Богослужение на первой неделе Великого поста
Вечером 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Волоколамский Антоний совершил праздничное Всенощное бдение в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. 18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, начальствующие, учащие и учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Академии помолились за первыми великопостными богослужениями. Днями воздержания являются все пятницы Великого поста, Пепельная среда и Великая суббота. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года.
Как проводили первую неделю Великого поста на Старом Валааме
Помню, в первый год служения там сослужащий священник поделился: «Я всегда сам соборуюсь в этот день и всегда в монастыре». И действительно, разве это не самое лучшее завершение первой седмицы Поста? Записи с богослужения в пятницу первой седимцы: диак. Владислав Фефелов В пятницу 1-ой седмицы Великого поста в этом году мне довелось послужить Литургию Преждеосвященных Даров в Сергиевском храме с его настоятелем о. Благодаря слаженному пению хора и размеренному темпу службы в храме воцарилась атмосфера, при которой Литургия Преждеосвященных Даров воспринимается так, как она задумана, в трепетном и благоговейном молчании на службе отсутствуют диалоги между диаконом и священником.
Выражаю большую благодарность о. Александру и прихожанам Сергиевского храма за возможность поучаствовать на ваших службах! Андрей Колпаков: Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста. Батюшка о.
Александр задал такой ритм богослужений, что сначала он казался нереальным. Признаюсь вам, что когда увидел расписание богослужений, то вознегодовал. Так мы никогда не служили, и не сможем по немощам нашим. Мы же не в монастыре… «Марафон» богослужений для нашего одноштатного сельского храма и правда был запредельным.
Пять дней с утра службы по 5 часов в среду, пятницу 5,30 ч. В понедельник утром пребывая на службе был в нехорошем расположении духа, в раздражении и в дурных мыслях… Постепенно в течении службы, дурное настроение куда-то ушло и в душе восстановился покой. Как не искушал рогатый, но служба хорошо легла на сердце и уже во все последующии дни никакого противления уже не было. Вся седмица прошла молитвенно и спокойно.
Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста — это раздражительность, гневливость.
И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание трезвение — это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное.
Необходимо понять, что Великий пост — не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни — так учили святые отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу.
Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого.
Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен.
Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь.
Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый — в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни. Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму — построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи.
Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» 1 Кор. У гордости две крайности: либо все — либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться.
Это главный принцип. Возвращаемся к первому нашему положению — ко вниманию. Сверх сил в эту — первую — неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным.
Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.
Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть сейчас книжек хватает , даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. И самое главное во время поста — не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь.
А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы — чада Отца нашего Небесного. Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина.
Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души.
Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает.
И душа наша должна цвести постом. Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост. Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением!
Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию.
Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома.
Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном.
Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел.
Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание.
Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»!
Если в песни канона 4 тропаря, то первый тропарь не повторяется, а читается следующий, певцы поют следующий стих библейской песни, чтец — второй тропарь канона Минеи, певцы — следующий стих библейской песни, чтец — третий тропарь канона Минеи, певцы — следующий стих библейской песни, чтец — Богородичен канона Минеи, певцы — следующий стих библейской песни. Этот стих обозначен «На 8», чтец — первый тропарь первого трипеснца Триоди. Тогда к двум стихам из библейских песен присоединяются сразу по два тропаря святым. Богородичен первого канона не читается. В песнях без трипеснцев оба канона Минеи поются на 8 тропарей. Стихи библейских песней после ирмоса поются от отметки «на 8», предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й кроме среды и в 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого — на катавасию. Богослужебный Устав предполагает, что и библейские песни и тропари канонов в течение всего года поются. Однако из-за сложности, канон в Великом посту обычно читают два чтеца: один — библейские песни, другой — тропари канона Минеи и трипеснцев. Вторая песнь стихословится только по вторникам Четыредесятницы. Песни, в которых нет трипеснцев, поются «На 4» тропаря, ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й кроме среды и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. По 3-й песни — ектения малая.
Ирина Маталыгина Первый день Великого Поста. Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие придут в храм лишь вечером, на Канон Андрея Критского. Удивительные службы первой седмицы Поста — они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Первый день Великого Поста. Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на Канон Андрея Критского. Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб. Темные облачения священника, синие лампадки у икон — все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается. Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами. Выходит на амвон священник и читается удивительная молитва святого Ефрема Сирина.