Фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», снятый по мотивам одноименной повести Бориса Васильева вышел на экраны советских кинотеатров в августе 1972 года и стал одним из самых посещаемых зрителями фильмов в истории советского кинематографа. Студенты вуза специально к фестивалю подготовили театрализованную постановку по мотивам легшей в основу сценария фильма повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». это один из шедевров отечественного кинематографа о Великой Отечественной войне, о мужестве и бесстрашии вчерашних школьниц. То, что касается фильма "А зори здесь тихие", то это был единственный фильм о войне, который признавал мой, воевавший на Ленинградском фронте, дедушка!
Кинокритик Шпагин назвал главные минусы советского фильма «А зори здесь тихие»
Культура - 19 сентября 2021 - Новости Екатеринбурга - Актриса Анастасия Микульчина, исполнившая в фильме «А зори здесь тихие» роль Риты Осяниной, рассказала о съемках фильма и том, почему никогда не забудет лето, проведенное в Карелии. Фильм «А зори здесь тихие». Ко Дню Победы специальный проект Первого канала — герои фильмов и герои Великой Отечественной. Четвертый фестиваль «Дни военно-исторического кино» стартует в пятницу в Москве, его откроет военная драма «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого.
А зори здесь тихие
Поэтому наших персонажей, как и тысячи других подобных, можно сразу назвать героями. Современному поколению нужно обязательно показывать фильмы о той войне, чтобы мы не забывали. Недавно бабушка дала мне книгу про моего деда Афанасия Малахова, у которого во время Великой Отечественной войны расстреляли семью. Я много раз слышала эту историю, но читаю и понимаю, что не зря вспоминаю ее еще раз: там настолько ярко и четко все описано, что я не могу не чувствовать боль своего деда. Поэтому и новую экранизацию "А зори здесь тихие…" нужно смотреть обязательно. Чтобы помнить… Агния Кузнецова, актриса, исполнительница роли Сони Гурвич: - Это моя первая картина на военную тему. Было сложно, мы тонули в болоте, носили военную форму, сбили себе все коленки о камни, ранили руки, стреляли из винтовок.
Часто наше состояние в фильме - усталость, напряжение, переживания - не игра, это наши настоящие чувства. Нам создали такие условия, в которых и мы, актеры, и наши герои чувствовали себя одинаково. То, что новую экранизацию будут сравнивать с фильмом Станислава Ростоцкого, меня совсем не смущает. Наш фильм более динамичный, более яркий, отличий очень много. Кто хочет, пусть сравнивает. Но это совсем другое кино.
Екатерина Вилкова, актриса, исполнительница роли сержанта Кирьяновой: - Времена меняются, и восприятие людей тоже меняется, сегодня сложно молодежи смотреть старые картины, потому что там чуть-чуть другой ритм, чуть-чуть другие лица. Неизвестно, кому они поверят больше - сегодняшним героиням, у которых наши лица, или тем героиням, которые были там, в советских картинах. Поскольку меняется восприятие, мне кажется, должен меняться и язык. Мы же не разговариваем с ребенком на непонятном ему языке, а стараемся говорить на том языке, который ему понятен. И это не значит, что язык стал проще, хуже, он просто стал немного другим. Технологии шагнули вперед, изобразительный ряд изменился.
Кристина сыграла одну из главных героинь повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» — Галю Четвертак. Кинопоказ состоялся в киноплексе «Семь звезд». Краснодарские журналисты первыми смогли увидеть картину, а после задать вопросы актрисе, которая приехала в столицу Кубани по приглашению сети кинотеатров «Монитор». Не было ли опасений, что может что-то не получиться? Мы снимали его буквально «под прицелом». Режиссер картины Ренат Давлетьяров, который является по совместительству и генеральным продюсером, и соавтором сценария, сразу сказал, что на нас - актерах - лежит ответственность. Но как можно было отказаться?! Это великий материал, великая повесть. Любая роль в этом фильме - большая удача. К тому же, отличный сценарий, близкий к книге - редкость в наши дни.
Мы сняли кино, очень близкое к повести, сейчас мало таких фильмов. Поэтому, конечно, ответственность лежит и на моих плечах, и она должна быть: за саму повесть, за то, что фильм снимался к юбилею Победы. Но все равно - это большое счастье - принять участие в такой работе. Кроме того, у меня был дебют в военной картине. Скажите, когда шли на кастинг, сразу знали, что играете Галю Четвертак? Или вы еще пробовались на какую-то другую роль? В тот момент я находилась в Сочи, у меня была там работа, и в командировке я должна была еще находиться недели полторы. Продюсеры рассказали мне, что делают такой фильм, что все девочки уже утверждены, не хватает только Гали Четвертак. Я объяснила, что работаю, не могу бросить ребенка и сорваться на кастинг. Сказала, что нужна уверенность в том, что мне стопроцентно утвердят роль.
На что получила ответ, что так не делается, нужны пробы. И тут какое-то внутреннее чутье и интуиция подсказали мне, что надо ехать. Я уладила все свои дела в Сочи, взяла дочку и поехала в Москву.
Мы посчитали, что пришло время вновь поговорить об этой истории. Спектакль получился символичный, там очень много образов, не впрямую решенных историй. Он оказался очень сложным эмоционально. Тяжело было репетировать, когда актеров часто пробивало на слезы. Наверное, надо было отплакать, чтобы продолжать работать дальше.
Но это такая история. Двадцать лет человек молчал, не говорил о случившемся даже своему сыну. Сын — это Альберт Осянин. Рита Осянина же говорит Васкову в одной из сцен, что ее отец погиб, муж погиб, сын годовалый остался с мамой, но она тоже больна. Васков ей отвечает: «Я все понял, я о нем позабочусь». Мы начинаем с того, что прошло двадцать лет. Васков этого мальчика воспитал, вырастил. Тот уже офицер, жизнь продолжается несмотря ни на что.
И вот, наконец, Васков начинает тихонечко вспоминать прошлое, с какими-то деталями. Для него это история жизни, история той трагедии, которую человек в себе носил долгое время. Вы же знаете, что ветераны мало рассказывали о войне. Васков чувствует в себе вину за гибель этих девочек. Единственный человек, от которого он может получить прощение, — вот этот Альберт. Линия с Альбертом очень важна для того, чтобы зритель понимал, что этот спектакль немного и про него, с нами это все тоже могло произойти. Но когда мы начали работать над пьесой, я вдруг выясняю, что Васкову-то 32, а девчонкам по девятнадцать-двадцать лет.
Подборка интересных фактов о фильме была замечательная. Я читала повесть Б. Васильева, не раз смотрела экранизации 1972 и 2015 гг. Конечно, сложно смотреть такие серьёзные фильмы, как «А зори здесь тихие…», когда за окном светит солнце. Даже в прямом смысле: было очень светло и оттого плохо видно экран. Но удалось послушать реплики актеров, звуковые эффекты — это уже здорово. Надеюсь, что вечер кино состоится ещё!
Репортаж со съемок фильма «А зори здесь тихие…»
Петр Федоров — конечно, ни разу ни Андрей Мартынов. Однако с ролью старшины актер справился хорошо. А вот с некоторыми актрисами режиссер явно промахнулся. И если Микульчина и Малахова смотрелись достаточно убедительно, то Кристина Асмус в роли Гали Четвертак выглядела откровенно нелепо. Остальные две барышни вообще ничем не запомнились. Основные натурные съемки кинокартины, так же как и фильма Ростоцкого, проходили в Карелии. Аккурат в тех же местах, которые и были описаны в повести.
Избы, казарму, баню строили в Тверской области. Все это потом разобрали, перевезли в карельскую деревню и собрали заново. Кое-какой реквизит нашли в закромах Ленфильма. Некоторые вещи позаимствовали в краеведческом музее Медвежьегорска. Чем-то поделились местные деревенские жители, когда узнали какое кино снимают в их краях. Доставка и установка оборудования в труднодоступные карельские леса, где не было даже тропинок, походила на подвиг сама по себе.
Часто подводила и переменчивая погода. Практически каждый кадр снят в двух вариантах — в солнечную и пасмурную погоду. Дольше всего искали подходящее болото. На момент съемок почти все болота в радиусе двухсот километров высохли. В итоге нашли какой-то заросший водоем с корягами на дне. Там и стали снимать.
Во время съемки моросил дождь, и актрисам было по-настоящему холодно, страшно и тяжело. По воспоминаниям режиссера, на съемках дежурил врач, наготове была валерьянка. Но успокоительные не понадобились.
Многие восхищались моей смелостью: бросить северную и проигнорировать главную столицу, чтобы уехать в провинцию, к морю. Для меня же это была не смелость, а, скорее, трусость, жадность и искренность: мне стало страшно жить не по любви с большим городом, мне стало жаль ещё на годы откладывать мечту о жизни на море», — отметила Микульчина. В первый раз её «кинули», когда она создала в Ялте точку общепита, придуманную и построенную ею — от концепции до покраски стульев. А ведь глава Крыма Сергей Аксёнов не раз гарантировал открытость региона для капиталовложений. Например, он в апреле 2016 года заявил , что «с точки зрения общих инвестиционных правил для иностранцев, а также для российских бизнесменов созданы достаточно комфортные условия». С другой стороны, Аксёнов признавал творящееся в Ялте, где обосновалась Анастасия Микульчина, беззаконие и неспособность местных властей навести порядок в строительной и земельной сферах.
Четвертый фестиваль "Дни военно-исторического кино" стартует в пятницу в Москве, его откроет военная драма "А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого. Показ будет приурочен к 100-летию со дня рождения режиссера и 50-летию киноленты, сообщили журналистам в дирекции смотра. В программе фестиваля запланированы показы как исторических ретроспективных фильмов известных кинорежиссеров - С. Ростоцкого, А. Кончаловского, К. Шахназарова, - так и современных художественных, документальных и анимационных кинолент", - говорится в сообщении. По мотивам экранизированной Ростоцким в 1972 году повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" студенты специально к фестивалю подготовили театрализованную постановку.
Разлучить пару смогло лишь слабое здоровье Валентина Иосифовича: 12 декабря 2020-го 85-летний мужчина скончался от последствий перенесенного ранее инсульта. Я старалась быть его защитницей, товарищем, другом. И знаете, от любви зрительской до ненависти один шаг. Я верю, что ни одно слово какого-то дурака не приведет вас к этому шагу. С вами этого не случится никогда. Спасибо тем, кто с нами в эти дни, — произнесла Остроумова на похоронах. Ирина Долганова — Соня Гурвич Роль Сони Гурвич так и осталась самой яркой в кинокарьере актрисы: ее фильмография насчитывает всего три проекта. Зато артистка уже полвека служит в Нижегородском ТЮЗе. Соня побежала за забытым старшиной кисетом и столкнулась с немцами, убившими ее ударом ножа в грудь Источник: кадр фильма «…А зори здесь тихие» А ведь Станислав Ростоцкий уговаривал Долганову вернуться в Москву, чтобы продолжить сниматься. Мой Володя окончил университет, работал в городской администрации — занимался вопросами молодежи, потом ушел в бизнес, сейчас пенсионер, — рассказывала актриса несколько лет назад. Об отказе от кинокарьеры Долганова не жалела. Когда появился на свет мой сын Сережа. И во время съемок в «Зорях». Екатерина Маркова — Галя Четвертак Актриса родилась в семье писателей Георгия Маркова и Агнии Кузнецовой и, по-видимому, унаследовала их талант, ведь с 80-х начала работать сценаристом и издавать повести. Однако зрители знают Екатерину Георгиевну по ролям в фильмах «…А зори здесь тихие», «Дела сердечные», «Желаю успеха» и «Ты у меня одна». У персонажа все не заладилось с самого начала: сперва потерянный в болоте сапог, потом простуда, наконец, смерть под пулями Источник: кадр фильма «…А зори здесь тихие» Актерскую карьеру Маркова забросила из-за смены приоритетов: вскоре после успеха «…А зори здесь тихие» она вышла замуж за Георгия Тараторкина, родила сына Филиппа и дочку Анну и посвятила себя семье. Наследник стал кандидатом исторических наук и преподавателем, а вот Аня — артисткой. Брак Тараторкина и Марковой считали идеальным, ведь за полвека никто не слышал об изменах или ссорах супругов. В последние годы жизни артист боролся с раком, а в феврале 2017-го умер в московской клинике, что стало ударом для жены. Двигаться дальше 74-летней актрисе помогают литературная деятельность и забота детей. Людмила Зайцева — старший сержант Кирьянова В 1967-м актриса промелькнула в эпизоде картины Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», а спустя пять лет получила главную роль в ленте «Здравствуй и прощай». В драме Станислава Ростоцкого артистке досталась второстепенная, но яркая героиня — помкомвзвода Кирьянова. Кирьянова была старшей у зенитчиц Источник: кадр фильма «…А зори здесь тихие» Гораздо позже, спустя 10 лет, Зайцева удостоилась Госпремии за фильм «Праздники детства». Правда, стоит отметить, что в период перестройки актриса надолго исчезла с экранов.
Создатели ремейка «А Зори здесь тихие» объяснили, почему решили переснять легендарный фильм
Создатели картины в один голос заявляют: старый фильм " А зори здесь тихие" — это их любимое произведение, именно поэтому они решили его переснять. Фильм " А зори здесь тихие" режиссёр Станислав Ростоцкий решил сделать максимально правдоподобным. А зори здесь тихие (1972). Фильм снят по мотивам одноименной повести Бориса Васильева режиссером Станиславом Ростоцким. Культура - 19 сентября 2021 - Новости Пскова -
Вечер фильма «А зори здесь тихие» посетили студенты колледжа
Новая Женя Комелькова — это бывшая солистка группы Reflex, двадцатишестилетняя Евгения Малахова, на которой 53-летний бизнесмен Давлетьяров женился в прошлом году. В свою очередь, член правления гильдии кинокритиков Леонид Павлючик считает, что новый фильм выдерживает сравнение с классикой Ростоцкого. Леонид Павлючик член правления гильдии кинокритиков «Более того, в нем появилось, помимо пронзительной лирической взволнованной интонации, которая была в фильме Ростоцкого, эпическое дыхание. Есть некоторый перебор в музыкальном сопровождении, которое слишком давит. Особенно в финальных кадрах, где много патетики и чуждого стилистике Бориса Васильева пафоса. Очень плохая песня. Финал, последние 10 минут фильма сильно его подкосили». Вопреки опасениям, сцена в бане не стала в новом фильме основной.
Среди актеров, участвующих в проекте, можно отметить Екатерину Вилкову, Дарью Мороз, а также супругу режиссера Евгению Малахову, бывшую солистку женской группы «Reflex». Большая часть съемок будет вестись в Карелии. Новый фильм планируется выпустить в прокат весной следующего года — к 70-летию победы! На сегодняшний день уже существует две экранизации бессмертного произведения.
Для столь ответственного задания были отобраны элитные беспощадные солдаты «СС». Противостоять им будет старшина Васков и его пять подопечных девчонок-зенитчиц. Нападения никто не ожидал, но старшина хорошо подготовил своих хрупких новобранцев.
В этот момент в кадре должен был быть каскадер, его рука. Мою героиню единственную «положил» Ренат Давлетьяров: в момент, когда автомат вылезал из камеры, и героиню пронзала автоматная очередь, он выставлял кадр, работал статистом, а ему указание давал оператор, как нужно себя вести, куда лучше поставить дуло автомата. В таком тандеме мы и сработались. Я надеялась, что будет очень много дублей, я люблю, чтобы были варианты. Ведь не всегда все сразу складывается удачно. Но в этот раз мы сняли все с первого раза, посмотрели «плейбек» и поняли, что дубль не требуется. Ко мне подошел начальник каскадерской бригады, пожал руку и сказал, что «даже каскадеры у меня так не падают». Было очень приятно, потому что такой опыт у меня был впервые.
Как вы отнеслись к тому, что пришлось предстать в кадре в обнаженном виде? Сцена в бане получилась такой бытовой, такой жизненной, никакого акцента на обнаженные тела не было. Был замысел показать юные девственные тела, которые через несколько минут экранного времени пронзят ножи фашистов и ранят пули автоматов. Мне кажется, эту сцену в повести нельзя было обойти. Зритель часто называет наш фильм ремейком, но даже с технической стороны это - новая экранизация книги, мы снимали его не по старому фильму, а по повести. Журналисты часто спрашивают, чем схож наш фильм с советским. Мне поначалу даже было интересно говорить — сюжетной линией, именами героев, похожей судьбой, я перечисляла и просто тратила на них время. Потом уже перестала отвечать на подобные вопросы и просто отправляла их почитать повесть.
К тому же, мой муж тоже артист Гарик Харламов — прим. Я же не раздевалась для какой-то дурацкой комедии, это великий фильм, мной уже гордятся мои родители, и все мои родственники с нетерпением ждут премьеры. Да и журналисты тоже разные бывают, к тому же, есть какие-то грани профессии, которые не всегда приятны, и поэтому мы либо стараемся уворачиваться, либо не отвечать. Это нормально… Хочу рассказать историю, которая произошла с Ренатом Давлетьяровым. Недавно на пресс-конференции в Москве одна журналистка сказала ему, что в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» не было сцены с голыми девушками в бане, а в фильме Ростоцкого была. Так вот, Ренат на это вежливо сказал «спасибо», развернулся и ушел. Да и как было поступить иначе.
Подвиги героев Великой Отечественной увековечены в кино. Фильм «А зори здесь тихие»
Приглашаем посмотреть фильм «А зори здесь тихие» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. 4 июля продюсеры Ренат Давлетьяров и Влад Ряшин приступят к съёмкам ремейка фильма «А зори здесь тихие». Для саундтрека к фильму группа «Любэ» и офицеры группы «Альфа» записали одноимённую песню «А зори здесь тихие».
Разлука с ребенком, измены, вдовство. Как судьба испытывала актеров фильма «А зори здесь тихие»
Фильм «А зори здесь тихие» возвращается | Роль в фильме «А зори здесь тихие» стала первой в карьере Мартынова. |
А зори здесь тихие... — Википедия | О съемках обнаженной сцены в фильме «А зори здесь тихие» вспомнила актриса Ольга Остроумова в интервью «Мосленте». |
Вечер фильма «А зори здесь тихие» посетили студенты колледжа | Позволим себе лишь одно замечание: фильм "А зори здесь тихие ", как и многие военные фильмы 1960-1970-х годов, вовсе не о войне. |
А зори здесь тихие... (2015)
В Кремле 24 апреля состоялась премьера фильма "А зори здесь тихие " режиссера Рената Давлетьярова. Роль в фильме «А зори здесь тихие» стала первой в карьере Мартынова. Война, драма, исторический. Режиссер: Ренат Давлетьяров. В ролях: Петр Федоров, Анастасия Микульчина, Женя Малахова и др. Старшина и молодые зенитчицы дают неравный бой хорошо обученному отряду фашистских диверсантов.
Почему хотели запретить фильм «А зори здесь тихие»
Позволим себе лишь одно замечание: фильм "А зори здесь тихие ", как и многие военные фильмы 1960-1970-х годов, вовсе не о войне. Российская актриса Анастасия Микульчина, известная зрителям по фильмам «А зори здесь тихие», «Сонька Золотая Ручка» и «Взрыв из прошлого», попала в незавидную ситуацию. Актрисы признались, что съемки картины «А зори здесь тихие» проходили в комфортных для них условиях. Сценарист фильма "А зори здесь тихие" образца 2015 года внезапно обнаружил в повести Васильева несуществующий намек, что Лиза Бричкина, конечно же, была из семьи раскулаченных.
Вечер фильма «А зори здесь тихие» посетили студенты колледжа
А зритель выберет сам... Это все понятно - несовместимость женщины и войны. Правильно Евгений Матвеев объяснял. А по другому нельзя это было показать? Нормальный зритель сам это должен понимать, что женщина и война - понятия...
Все материалы автора В Карелии на месте съёмок фильма "… А зори здесь тихие" — культовой советской киноленты режиссёра Станислава Ростоцкого о подвиге девушек-зенитчиц — установят памятник женщинам, участницам Великой Отечественной войны. Помните, где девчонки изображали лесорубов", — написал на своей странице "ВКонтакте" глава Карелии Артур Парфенчиков. Открытие памятника намечено в 2022 году, в котором кинофильм "… А зори здесь тихие" отметит свой 50-летний юбилей. Средства на создание монумента и его установку республика рассчитывает получить по нацпроекту "Культура".
Но самое увлекательное в процессе нашей работы — максимально приблизиться к реальным условиям, когда по-настоящему холодно, тяжело и страшно. Есть у нас даже присказка: актеру чем гаже, тем глаже. Ренат Давлетьяров очень хотел, чтобы в кадре звучала настоящая немецкая речь.
Поэтому на роли фашистских диверсантов, которых в конце фильма берет в плен старшина Васков, пригласили немецких актеров. Штефан Велке и Бенджамин Шпилер, заядлые вегетарианцы, приверженцы здорового образа жизни, привыкшие работать исключительно в комфортных условиях, приехали в Карелию, не представляя, что их ожидает. Через два месяца съемок в российском проекте немцы превратились в убежденных мясоедов и узнали, каково это — страдать от похмелья после выходных. Съемки проходили в Карелии, примерно в тех местах, где действовали герои Бориса Васильева Петр Федоров вспоминает, каким для него выдался последний съемочный день. Полдня актер утопал в снегу, ползая по зимнему полю в полном военном обмундировании, с тяжелой винтовкой наперевес. Глаза застилал черный дым. Дубль за дублем Федоров — Васков и еще около десятка актеров массовки, представляя, что над ними свистят вражеские пули, медленно перемещались в сторону крана, на котором расположилась камера.
За Сталина-а-а!
Фото: megogo. Но режиссер всегда находился рядом, поддерживал и подбадривал своих героинь, а нередко и сам оказывался по пояс в воде, забывая о том, что у него на ноге протез. Фильм «А зори здесь тихие» был задуман как комбинирование черно-белых и цветных эпизодов, и хотя все сцены войны были представлены в черно-белом варианте, для съемок фильма черно-белая пленка не использовалась. Какие сцены были вырезаны из фильма и почему фильм хотели запретить Одной из самых скандальных сцен фильма стала сцена, когда девушки парятся в бане. Режиссер считал очень важным показать зрителю обнаженные женские тела, как напоминание о предназначение молодых и красивых женщин, которые должны любить, рожать детей, продолжать свой род, а не погибать на войне. Ему пришлось долго объяснять это начинающим актрисам и уговаривать их сняться в этой сцене. Однако впоследствии эпизод в бане чуть не вырезали из фильма, посчитав его слишком откровенным и неприемлемым для публичного показа. Ростоцкий устроил скандал в Госкино, и ему с большим трудом удалось отстоять эту сцену, за исключением только нескольких фраз, звучавших из уст героинь.
После предварительного просмотра картины приемной комиссией председатель Госкино неожиданно заявил Ростоцкому, что фильм не может быть выпущен на экраны, заставив его пережить тяжелые дни и полное непонимание происходящего. Ему пришлось вырезать сцену из фильма, где девушки-зенитчицы загорают обнаженными на брезенте. Оказалось, что комиссия посчитала ее явно лишней, из-за чего задержала выпуск картины. Премьера фильма состоялась в августа 1972 года.
"...А зори здесь тихие" | Звезды советского экрана
Звезды на премьера фильма «А зори здесь тихие…» | О съемках обнаженной сцены в фильме «А зори здесь тихие» вспомнила актриса Ольга Остроумова в интервью «Мосленте». |
Ради чего на съемках "...А зори здесь тихие" актеры рисковали жизнью? | В ее творческой карьере — роли в таких постановках, как «Горе от ума» (Лиза), «А зори здесь тихие» (Галя Четвертак), «Дни Трубиных» (Юнкер). |
Асмус и новые звезды: премьера «А зори здесь тихие...» в Кремле | 24 апреля в Государственном Кремлевском Дворце состоялась премьера фильма "А зори здесь тихие ". |
Почему хотели запретить фильм «А зори здесь тихие»
Кристина Асмус: Я никогда не играла смерть в кино | Живая Кубань | Актриса Анастасия Микульчина, исполнившая в фильме «А зори здесь тихие» роль Риты Осяниной, рассказала о съемках фильма и том, почему никогда не забудет лето, проведенное в Карелии. |
Кристина Асмус: Я никогда не играла смерть в кино | Живая Кубань | По словам артистки, «А зори здесь тихие» все же выпустили в прокат, когда его поддержал генсек КПСС Леонид Брежнев. |
Асмус и новые звезды: премьера «А зори здесь тихие...» в Кремле | Военная драма «А зори здесь тихие» представляет собой экранизацию одноименной повести Бориса Васильева. |
Актрисы фильма «А зори здесь тихие…» о гонорарах, карельских комарах и диете
Драпеко, Е. Маркова, И. Долганова и А. Много тёплых слов было сказано о режиссёре фильма Станиславе Ростоцком.
Материал, который мы взяли, очень сильный, трагический, но и жизнеутверждающий: каждое поколение должно знать, какой ценой нам досталась победа.
Тогда моя дочь Зоя сказала, что эту тему надо освещать масштабно, потому этот спектакль надо ставить к юбилею Победы. Первый клип «Непрошенная война» мы сняли летом 2019 года, что должно было стать особенностью этого спектакля. Очень ждали начала работы. И вот за три недели до показа оказались взаперти.
С наступлением пандемии, я поняла, что не сдамся. Никакие обстоятельства не заставят меня отказаться от моей мечты. Руководители самодеятельных коллективов, конечно, меня поймут: Как сохранить масштабную работу, в которой занято более 80 человек? Как сохранить мечту каждого о главной знаковой роли, если кто-то, окончив в школу, переехал в другой город, или даже ушёл в армию, а кто-то вырос из своей роли, из своего костюма?
Мною было принято решение о съёмках фильма. Это была единственная возможность сохранить нашу работу в том виде, как она была задумана. А главное, опытный оператор и режиссёр монтажа ДК «Родина» Евгений Сунцов дал согласие на эту работу. Я переписала сценарий, адаптировав его для фильма.
Как только объявлялись послабления карантинных мер, мы с учениками выезжали на локации для съёмок фрагментов воспоминаний главных героинь о мирной жизни, о любви, о своей семье. Рассказ о зенитной точке был снят на сцене. Эта форма, фильм-спектакль, был очень популярен в советское время на телевидении. В съёмках принимали участие не только участники студии, но и их родители, рассказала Ирина Владимировна: целыми семьями выезжали на своих машинах на дачи, в поля Искитимского района, в Новосибирск; папы играли роль солдат… Для всех участников проекта он стал настоящим приключением, были сцены, которые поставлены даже с использованием трюков.
Например, немецкие десантники которых сыграли кадеты Казачьего Кадетского корпуса, а готовили их тренеры центра туризма «Юность» спустились на сцену с подвесного потолка концертного зала на специальном туристическом снаряжении. Он с каждым работал над ролью! Наталья Попова, исполнительница роли Риты Осяниной, балетмейстер-постановщик, до пандемии поставила все танцевальные и вокальные номера, отработала их, потому на съемках все очень быстро вспоминали, репетировали и тут же снимали.
Все это заставило его быстро повзрослеть. В любой ситуации пойти и защищать, пойти и сделать.
Вдруг откуда-то в хрупкой маленькой девчонке появляется сила. Очень большая часть спектакля не про столкновение с немцами, а про жизнь там, на заброшенном полустанке. В этом есть потрясающий контраст, когда девочки живые, настоящие, совершенно неприспособленные к тому, что их ждет. Для каждой из них были созданы свои отдельные воспоминания, история жизни. Поэтому в спектакле три времени — 1942-й, шестидесятые и некие довоенные годы, когда каждая из героинь вспоминает своих родителей, свою любовь.
Воспоминания — одни из самых моих любимых сцен в спектакле, когда ты эмоционально начинаешь привязываться к героиням. Они решены третьим планом, персонажи возникают за полупрозрачным фоном. Но это все очень эмоционально, создает свою динамику. Для меня дело не в тех немцах, которые попадались, и они их убивали, а в ощущении страха, когда они шли по лесу. Если мы говорим, что Васков вспоминает и делится с сыном о прошлом, то он же вспоминает, как себя ощущал в это время, как девчонки себя вели.
Мы постарались создать ощущение присутствия немцев. Насколько тяжело было вживаться в образ вашим актрисам? В этом нам искренне помогали и наши возрастные артисты. Например, Василий Васильевич Попов учил Васкова портянки крутить. Понятно, что когда начали репетировать, не сразу вошли в нужное состояние.
Помогла форма. Когда девчонки надели солдатскую форму, взяли винтовки в руки — вдруг как-то все стало совсем по-другому. А винтовки у нас практически настоящие — это добротные, советского периода муляжи.
Главное же там сказано именно так, как и надо говорить о войне в наши дни. Тут обошлось безо всяких упрощений.
Вот последний разговор старшины и умирающей Риты Осяниной. Мужчина сокрушается: когда закончиться война, как объяснить нам, почему мы обручили со смертью наших женщин? Почему жертвовали ими, когда требовалось защитить железную дорогу, стратегически важный канал? Ведь там полно охраны. Отчего же я положил вас тут, в боях с фашистским зверьем?
И в словах его звучит невысказанное: может, следовало поступать как-то иначе? А женщина отвечает ему: не о том ты говоришь. Мы прежде всего Родину защищали, а уж потом железную дорогу и канал… Родную землю нельзя отдавать захватчику. Вот истина, которая живет вне всяких идеологий, поверх них, выше, намного выше. И стоит ее защищать ради того, чтобы дети и внуки воюющего поколения могли жить на ней счастливо.
Финал нового фильма несет в себе оправдание тому упорству, с которым сражались девушки-солдаты. Все они погибли, но сын Риты Осяниной обрел новую семью. И когда смотрит его приемный отец-старшина в окно своего дома, видит он почти иконописную картину: хозяйка избы с тревогой и заботой глядит на маленького мальчика, того мальчика, который еще переживет войну, которому — жить на этой земле. А значит, есть смысл, есть оправдание тому, как русские женщины дрались с оккупантами: за землю надо стоять всем, ибо следует передать ее новому поколению. Не оборвалась бы ниточка, свеча бы не погасла!