Новости достоевский когда умер

Великий классик русской литературы, мыслитель, философ Федор Михайлович Достоевский скончался 9 февраля 1881 года в городе Санкт-Петербург от туберкулеза, на шестидесятом году жизни. Утром 28 января 1881 года жена Достоевского Анна Григорьевна поинтересовалась самочувствием мужа и услышала: «Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру.

Ссылка Достоевского

Там и покоится её прах. Сын-тёзка предпочёл лошадей Через два года после рождения второй дочки у Достоевских родился мальчик, которого в честь отца назвали Фёдором. На тот момент супруги уже вернулись в Петербург. Достоевский звал сынишку уменьшительно-ласкательно — Фечка. Фёдор Фёдорович Достоевский и его жена Екатерина. В детстве мальчик заинтересовался литературой и взялся за перо.

Однако писателем он все-таки не стал: видимо, не захотел, чтобы его сравнивали с великим отцом, на фоне которого сложно выглядеть столь же масштабной фигурой. У Федора Федоровича была другая страсть, которой он отдал всю свою жизнь — лошади. Еще в молодости он приехал жить в Симферополь и остался тут навсегда. Фёдор занялся коневодством, вступил в Таврическое скаковое общество. Он тратил огромные суммы на разведение лошадей и его питомцы не раз побеждали на скачках.

Достоевский верхом на Радване, своей лучшей скаковой лошади. В последние годы сын писателя читал лекции в Крыму, а также занимался торговлей. Кстати, в смутные годы революции его чуть не расстреляли малограмотные большевики, которым фамилия Достоевский ни о чем не говорила и которым лишь в последний момент «доложили», что перед ними сын великого писателя. Перед самой смертью Достоевский-младший с большим трудом доехал до Москвы в те смутные времена это было непросто , взяв часть архивов отца, чудом не попавшую в руки крымского ЧК. Умер он в возрасте 51 года, лишь несколько месяцев прожив в Москве.

Потомки по линии Фёдора Вдова Фёдора Фёдоровича Достоевского, Екатерина, осталась в Крыму с двумя сыновьями, причем им приходилось в буквальном смысле выживать. Один из мальчиков, тоже Федор, которого в семье ласково называли Федиком, прожил только 16 лет. Он писал талантливые стихи, прекрасно рисовал и музицировал, был трудолюбив и, по мнению достоевсковедов, по уровню таланта не уступал деду и мог бы стать великим поэтом, но, увы, его сразил брюшной тиф. Екатерина с детьми и старший сын. Он поступил в Донской политехнический институт, но вскоре его оттуда отчислили за пресловутое дворянское происхождение.

С большим трудом и только при содействии Орджоникидзе он был зачислен в Ленинградский индустриальный институт.

Не погиб во цвете лет Письма К. Кавелина и И. Тургенева к А. Женева, 1892.. Легенда 5.

Достоевский плохо себя вел с женой, ходил в бордели и подцепил сифилис Вердикт: это частично правда. Мария Дмитриевна Достоевская — первая жена писателя. Достоевского У Достоевского было две жены, как мы уже говорили. Перед свадьбой не сказал ей, что с ним случаются приступы падучей эпилепсии. А потом завел любовницу и уехал с ней за границу, бросив жену умирать от чахотки. И это не считая мелких бытовых скандалов.

Анна Григорьевна Достоевская — вторая жена писателя. Пушкина, Москва Во втором браке ситуация была вроде бы лучше. Новая супруга, в девичестве Анна Григорьевна Сниткина, явно старалась показать, что у них все было хорошо. Расшифровывая свой записанный стенографическими знаками дневник за 1867 год, она значительно сократила и смягчила описания ссор с мужем. Но ни измен, ни обманов в их жизни не было. В бордели Достоевский ходил только в юности.

В письме к брату 1845 года есть исчерпывающее свидетельство: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь». На сифилис, впрочем, он тогда не жаловался, только на геморрой и расстройство нервов Ф. Полное собрание сочинений. Письма, 1832—1859. Достоевский был педофилом Вердикт: это неправда.

Кадр из фильма «Бесы» по одноименному роману Федора Достоевского. Режиссер Владимир Хотиненко. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка» Переписка Л. Толстого с Н. Толстой на это никак не отреагировал. По ее словам, история совращения маленькой девочки, которую привела в баню гувернантка, была только в черновых материалах к роману «Бесы».

Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым?

А Федор хоть и смог, но постигал знания без всякого рвения. Нагрузка в заведении была огромной, свободного времени не было ни минуты, что еще больше тяготило будущего литератора. Обучение закончилось лишь в 1843-м году. Достоевский получил диплом и по распределению устроился полевым инженером в Петербурге. Однако всего через год он бросил ненавистную работу и твердо решил, что свяжет жизнь с литературным творчеством.

Начало писательской деятельность К своим 20 с небольшим годам Достоевский Федор Михайлович был начитанным и хорошо образованным человеком. Он увлекался творчеством зарубежных писателей. В плеяде выдающихся литераторов, неформальных учителей Достоевского нашлось место и для русских поэтов, прозаиков. Он зачитывался Пушкиным, с работами которого был знаком с ранних лет. Интересовался творчеством Лермонтова , Державина, Гоголя. Современники признавали не только талант, но и кругозор, уровень знаний и образования писателя. Ставили его выше многих признанных сейчас классиков, таких как Некрасов, Панаев.

Смерть Пушкина стала для начинающего прозаика не меньшим ударом, чем гибель любимой матушки. Творческая биография Федора Достоевского началась в ранние 40-е годы. На этот период приходятся первые литературные опыты начинающего автора. Однако юношеские зарисовки к несчастью не сохранились. Ближе к середине десятилетия молодой писатель начинает работу над серьезным произведением. В 1845-м из-под пера Достоевского выходит роман «Бедные люди». Первый же творческий опыт оказался более чем успешным.

Книгу оценили куда более маститые коллеги по цеху. Высокого мнения о дебюте Достоевского был Виссарион Белинский. Молодого писателя приняли в литературный кружок. Следом он начал работу над повестью «Двойник». Однако второе произведение разочаровало пишущую публику. Достоевского раскритиковали как Белинский, так и другие сподвижники. Совсем скоро Федор Михайлович поссорился с Тургеневым и перестал контактировать с кружком Белинского.

А затем поругался с руководителем «Современника» Николаем Некрасовым , который до тех пор был высокого мнения о его творческом дебюте. С того момента он начал сотрудничать с журналом Андрея Краевского, «Отечественные записки». Несмотря на неприятие его творчества некоторой частью просвещенной публики того времени, он не сходил с литературной дороги. Успешный дебют и быстро растущая популярность позволили Достоевскому завести немало полезных знакомств. Как из числа литераторов, так и среди столичной творческой публики, интеллигенции вообще. В конце 1846 года Федор Михайлович познакомился с М. Видным мыслителем, идеологом масштабных государственных перемен.

С этого момента писатель заинтересовался идеями социализма. Петрашевский А уже в 1847 Достоевский стал завсегдатаем устраиваемых Петрашевским «пятниц» — неформальных собраний, где просвещенные люди обсуждали пороки государственного устройства Российской Империи. На повестке были вопросы отмены жесткой цензуры, либерализация судопроизводства, а также освобождение крестьян от позорного полурабского положения. Постепенно Федор Михайлович менял свою точку зрения на все более радикальную. Пока в 1848 не познакомился с Николаем Спешневым, который придерживался революционных идей. В тот же период писатель вступил в тайное общество, которое включало в себя несколько наиболее радикально настроенных петрашевцев и в конечном итоге планировало свержение царской власти.

В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы. Вместе со всеми заключёнными он ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трёх или четырёх от крепости. Работа на заводе была трудной. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп.

Память Федора Достоевского почтили в Санкт-Петербурге

Это был кружок, состоявший преимущественно из начинавших литераторов также было несколько служащих и младших офицеров. Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний. Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния. Между тем за кружком давно следили.

Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке. Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу.

Кроме того, беспокойство вызывало наличие в кружке некоторого количества молодых офицеров, поскольку всем ещё памятны были события декабристского восстания. В конечном счёте император принял решение прекратить деятельность кружка. Арестованы были не все, лишь самые активные участники, входившие в состав "тайного общества", а не просто приходившие поболтать по пятницам.

В их числе оказался Достоевский. Группа самых активных петрашевцев, включая Достоевского, была приговорена к расстрелу. Правда, почти сразу же смертная казнь была заменена всем каторгой на различные сроки, а затем император ещё смягчил наказание почти всем осуждённым.

Однако они об этом не знали. Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их. И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни.

В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского. Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали.

Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда.

Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной. Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири.

В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т. Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору.

Достоевскому удалось невозможное. Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано.

Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду". Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е.

В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ. После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал.

В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы. Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории.

Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане.

Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции.

Мудрость мыслителя, признавшего народ «главным корнем» жизни, а крестьянский вопрос — самым насущным и самым грозным, у Достоевского причудливо сочеталась с наивной верой в царя… В толпе провожающих постоянно цитировали высказывания писателя, читались стихи, порой звучали совсем радикальные призывы и лозунги.

Присутствовавшая на похоронах писательница-мемуаристка Екатерина Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения».

Говорят также, что петербургские женские курсы хотели вместо венков нести на подушках цепи, в память того, что Достоевский когда-то был закован в кандалы. Однако министр внутренних дел и шеф жандармов не был беспечным человеком. Никак не собираясь сдерживать огромное шествие, у него тем не менее справедливо имелись опасения возникновения эксцессов, которые могли бы иметь далеко идущие последствия.

Лорис-Меликов счёл необходимым «случайно» устроить на Казачьем плацу, рядом с Александро-Невской лаврой «ученье казачьим войскам,— и они были всё время в боевой готовности». Процессию изобразил художник Василий Порфирьев 1853 — нач. Порфирьев был первый, кто иллюстрировал Достоевского, в частности роман «Преступление и наказание».

Опубликованный в февральском выпуске журнала за 1881 год, рисунок к этому произведению был связан с известием о смерти Достоевского, хотя публикация его планировалась ещё при жизни писателя. По мнению Достоевского, представленный эскиз к роману был «весьма не дурён». Очевидно, писатель сразу оценил читательскую проницательность и мастерство рисовальщика.

И вот теперь Порфирьеву было суждено запечатлеть последний земной путь писателя. Рисунок этот ныне стал хрестоматийным. К сожалению, о судьбе графика и живописца, рисовавшего также карикатуры, сведений почти не сохранилось.

Только в четвёртом часу дня процессия дошла до ворот Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только люди, нёсшие венки, и представители разных учреждений. Из-за позднего времени и наступивших сумерек отпевание и погребение перенесли на следующий день. В церковь, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно.

Духа была удивительно красива во время заупокойной обедни, — вспоминал Николай Страхов. Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была вполне благоговейная». Служба и отпевание продолжались очень долго.

В церкви было сказано несколько речей. Приходили молиться интеллигенты, разночинцы, студенты, дамы, священники, офицеры. Когда начали выносить, гроб пришлось передавать буквально по головам.

То есть гроб двигался, а люди стояли. Аллеи были запружены, люди взбирались на памятники и деревья, цеплялись за решётки. Каменная ограда, отделяющая старое Тихвинское кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю.

Распоряжавшийся прощанием Дмитрий Григорович просил студентов очистить путь к могиле, расположенной рядом с захоронениями Николая Карамзина и Василия Жуковского, где также стояла толпа. Русский народоволец Иван Попов рассказывал: «Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно.

Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Первым выступил драматург, поэт и романист Александр Пальм, петрашевец.

В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве.

Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра.

Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М.

Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского.

Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака.

Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации.

От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович. Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги.

Достоевский работает над январским выпуском "Дневника писателя". В ночь с 25 на 26 января Достоевский, желая достать упавшую вставочку с пером, передвинул тяжелую этажерку, после чего у него пошла горлом кровь. Кровотечение возобновилось. Достоевский исповедовался и причастился.

Достоевский Фёдор Михайлович

Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. От чего умер Достоевский? Достоевский мог умереть не единожды. Смерть при «горловом кровотечении» могла быть связана с асфиксией, проще говоря человек захлебывается собственной кровью. Ф.М. Достоевский появился на свет 11 ноября (по старому стилю 30 октября) 1821 года в Российской империи (Москва). #новости #рентв #россия Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. Его произведения перевели на сотни языков, аудиокниги стали самыми популярными в десятках стран.

В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память Федора Михайловича Достоевского

Подробнее о выдающимся русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском читайте в справке РИА Новости. В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне. 19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги.

«Не теряйте надежды на Господа». История посмертного портрета Ф.М. Достоевского и его похорон

Мотив был до неприличия тривиален: после смерти Достоевского Страхова пригласили разбирать бумаги писателя, и в одной записной книжке он прочел нелестную запись о себе, из‑за чего очень обиделся на покойника и стал распускать о нем грязные слухи. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году. В России он объявлен годом Достоевского в честь 200-летия со дня его рождения.

Хронологическая таблица Достоевского

Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника».

Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях.

В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот». После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.

Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден , откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей.

Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского.

Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.

Фото: wikipedia Жизнь писателя Федора Достоевского, сложная, наполненная потерями, метаниями, сама по себе — как роман. Не случайно она так привлекает кинематографистов. Первый художественный фильм о писателе «Мертвый дом» в 1932 году снял Василий Федоров, главную роль исполнил Николай Хмелев. Современным поклонникам автора «Преступления и наказания» больше знакома версия Владимира Хотиненко — сериал «Достоевский» 2011 года с Евгением Мироновым в заглавной роли. Итак, главное из биографии Федора Достоевского. Исследователь человеческой души, провидец, создатель духовного моста между земным и вечным. Великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского называют также лучшим психологом и психоаналитиком своей поры, сравнивая с австрийским современником Зигмундом Фрейдом. Выберите книгу Родители Федора Достоевского: сын священника Федор Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье разночинцев в Москве. Его отец Михаил Андреевич, потомок униатского священника, был штаб-лекарем Мариинской больницы для бедных, мать Мария Федоровна — дочь купца третьей гильдии. Фото: wikipedia В семье бытовал патриархальный уклад, дети у Михаила Андреевича и Марии Федоровны Достоевских было 7 детей воспитывались в послушании и набожности. По воскресеньям и церковным праздникам родители водили детей на службу в больничный храм, летом выезжали с ними в паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Вместе с тем это была дружная, радушная и гостеприимная семья, отнюдь не чуждая светской жизни. Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни. Маленьким Достоевским читали на ночь сказки народов мира, на семейных вечерах — произведения Карамзина, Державина, Пушкина. На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с «паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». В летнюю пору ездили на прогулку в Марьину рощу. В гостях у Достоевских охотно бывали родственники, сослуживцы Михаила Андреевича, друзья семьи. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского 1847. Фото: wikipedia Хотя родители будущего писателя не были состоятельными людьми, но образование детям дали хорошее. Федор и его старший брат Михаил окончили один из лучших частных московских пансионов и мечтали стать писателями. Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные! Принять участие Первые романы Достоевского: реакция критиков По настоянию отца Федор после окончания пансиона поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге, но обучением тяготился, занимался литературными переводами. Начал работать над собственными драмами и романом «Бедные люди», который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика. Достоевский Фёдор Михайлович. Фото: globallookpress Его первый роман был благосклонно встречен известными литераторами, Достоевского радушно приняли в кружке Белинского. Однако следующее произведение молодого писателя «Двойник» разочаровало великого литературного критика и его коллег.

После этого в отношениях их произошел трагический надлом. В марте 1859 Федор Михайлович получил желанную отставку. Поначалу ему не разрешили проживать в столицах, однако вскоре и этот запрет был отменен, и в декабре 1859 — после десятилетнего отсутствия — писатель появился в Санкт-Петербурге. Необходимо отметить, что в литературу он вернулся, еще служа в Сибири. В апреле 1857 после возвращения ему потомственного дворянства писатель получил возможность печататься, и уже летом «Отечественные записки» опубликовали «Маленького героя», сочиненного в Петропавловской крепости. А в 1859 были выпущены «Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон». В Северную столицу Достоевский приехал с большими планами, и в первую очередь ему был необходим орган для выражения постулатов сочиненного им «почвенничества» — течения, характеризующегося призывами к возвращению к национальным, народным началам. Его брат Михаил, основавший к тому времени собственную табачную фабрику, также давно желал заняться издательской деятельностью. В результате появился журнал «Время», первый номер которого увидел свет в январе 1861. Официальным редактором значился Михаил Достоевский, а Федор Михайлович возглавлял художественный и критический отделы. Вскоре журнал приобрел пару талантливых критиков — Аполлона Григорьева и Николая Страхова, активно продвигавших в публику почвеннические идеи. Тираж журнала все возрастал, и вскоре он уже мог конкурировать с известным некрасовским «Современником». Но закончилось все печально — в мае 1863 «Время» оказалось под запретом. Поводом к высочайшему повелению стала статья Страхова, «неправильно» толковавшая «польский вопрос». Летом 1862 Достоевский впервые отправился за границу. Он уже давно желал познакомиться со «страной святых чудес», как писатель называл старую Европу. Три месяца литератор колесил по европейским странам — турне его включало Францию, Италию, Германию, Англию. Полученные впечатления только укрепили Федора Михайловича в мыслях об особенном пути России. О Европе он с тех пор говорил лишь как о «кладбище — пусть и дорогом русскому сердцу». Несмотря на это, лето и осень 1863 Достоевский, расстроенный закрытием журнала «Время», опять провел за границей. Однако поездка не принесла ничего хорошего — в этом путешествии Федор Михайлович «заболел» игрой на рулетке. Страсть эта сжигала писателя последующие восемь лет, принося жесточайшие страдания и заставляя регулярно в пух и прах проигрываться. За границей его ждал и крах нового любовного романа. Двумя годами раньше он опубликовал в своем журнале рассказы двадцатилетней Аполлинарии Сусловой, а спустя некоторое время она стала его любовницей. Весной 1863 Суслова отправилась за границу и поджидала писателя в Париже. Однако по дороге Достоевский получил от нее послание со словами: «Ты немного опоздал». Вскоре стало известно, что она успела увлечься испанцем-медиком. Федор Михайлович предложил ей «чистую дружбу», и два месяца они вместе путешествовали, после чего навсегда расстались. Их история любви стала основой романа «Игрок», в очередной раз подтвердив то, что Достоевский, по преимуществу, являлся писателем «автобиографическим». По возвращении на родину Федор Михайлович совместно с братом усиленно хлопотал о разрешении выпускать новый журнал под названием «Эпоха». Разрешение это было получено в начале 1864. Денег у братьев не хватало и это отразилось на внешнем виде «Эпохи». Несмотря на публикуемые Достоевским «Записки из подполья», а также сотрудничество с редакцией такого крупного писателя как Тургенев, популярностью в народе журнал не пользовался и спустя год прекратил существование. К этому времени в жизни Достоевского произошло еще несколько трагических событий — в апреле скончалась его жена Мария Дмитриевна, болевшая чахоткой. Супруги уже давно жили раздельно, однако писатель принимал большое участие в воспитании пасынка Паши. А в июле месяце скончался Михаил Достоевский. Писатель, приняв все долги брата, обязался содержать его родных. Летом 1865, после ликвидации журнала «Эпоха», Федор Михайлович в буквальном смысле сбежал за границу от кредиторов, где вскоре вновь полностью проигрался. Сидя в убогом номере висбаденской гостиницы без еды и без свечей, он начал сочинять «Преступление и наказание». Выручил его старый товарищ, барон Врангель, который прислал денег и пригласил писателя пожить вместе с ним в Копенгагене, где он в то время служил. В следующем — 1866 году — писателю перестали давать авансы, и ему пришлось заключить с издателем Стелловским кабальный договор, согласно которому Федор Михайлович всего за три тысячи рублей давал литературному дельцу разрешение издать трехтомник своих сочинений, а также обязался представить к ноябрю 1866 новый роман. В отдельном пункте значилось, что в случае невыполнения последнего обязательства каждое из написанных в будущем произведений Достоевского будут переданы в исключительную собственность издателя. По этому поводу в 1865 в письме барону Врангелю Федор Михайлович обронил страшные слова: «Охотно опять пошел бы на каторгу, чтобы только оплатить долги и ощутить себя снова свободным». И в этом же письме: «Мне все кажется, что я лишь собираюсь жить. Не правда ли, смешно? В некотором смысле писатель действительно «начинал» — на протяжении всего года «Русский вестник» публиковал «Преступление и наказание». Этот роман открыл «пятисерийный» цикл произведений Достоевского, сделавший его крупнейшим мировым писателем. А осень этого же года принесла ему поистине судьбоносную встречу, подарившую Федору Михайловичу на всю оставшуюся жизнь верную спутницу. Знакомство писателя и Анны Григорьевны Сниткиной случилось в отнюдь не романтической ситуации. До страшного срока, лишавшего Достоевского прав на свои труды, оставалось всего четыре недели. Дабы спасти положение, он принял решение нанять стенографистку. Стенография в те годы лишь входила в моду, и один из знакомых писателя, преподававший лекции по этой тематике, рекомендовал Федору Михайловичу свою лучшую ученицу — двадцатилетнюю Анну Григорьевну. Девушка успела выполнить работу в срок, и в конце октября роман «Игрок» был вручен Стелловскому. А в начале ноября Достоевский сделал Анне предложение. Девушка ответила согласием, и через три месяца, прошедшие в поиске необходимых средств, в Измайловском соборе Санкт-Петербурга состоялось венчание. В дни послесвадебной веселой суматохи у молодожена случились два страшных припадка. Однако в этот раз «исаевский сценарий» не сработал — в отличие от скончавшейся Марии Дмитриевны молодая супруга не устрашилась болезни, оставаясь полной решимости «сделать любимому человеку счастье». Впервые в жизни страдальцу Достоевскому по-настоящему повезло. Анна Григорьевна, родившася в семье петербургского чиновника, успешно соединяла в себе черты жизнерадостного, но непрактичного отца и расчетливой, энергичной шведки-матери. Уже в детстве Аня зачитывалась книгами Достоевского, а став женой писателя, взвалила на себя все хозяйственные хлопоты. Благодаря дневникам, которые Анна Григорьевна регулярно вела, последние годы жизни Федора Михайловича можно изучить буквально по дням. А между тем трудности в жизни Достоевского множились. Анну Григорьевну в семейном кругу писателя приняли в штыки, не обходились без скандалов и его встречи с семейством покойного брата Михаила. В данной ситуации Достоевские решили выехать за границу. Писатель взял в издательстве «Русского вестника» две тысячи рублей в качестве аванса за будущий роман. Однако родственники его настаивали на «адекватной» помощи, и деньги исчезли. Тогда молодая жена заложила свое приданое, и в апреле 1867 Достоевские покинули Санкт-Петербург.

Так много было народу. В окрестных домах были открыты настежь окна, в окнах стояли люди с зажженными свечами. Весь город пел, казалось, весь Петербург сошелся. Таких похорон Россия не знала, кроме разве что двух. Подобного рода масштабные похороны были у генерала Скобелева, Белого Генерала. Того самого, который бил турков в Болгарии, и в Туркистане воевал. И потом похороны Иоанна Кронштадского, которые тоже собрали к себе всю Россию, это было нечто грандиозное. Похороны праведника - это подтверждение того, что Бог есть. Похороны праведника - это праздник. Это событие, которое рождает в людях не страх и трепет, а радость и умиление, и странные слезы благодарности и любви. Вот так умер Федор Михайлович, и жизнью и смертью подтвердил весь путь своей жизни, он вел и ведет нас, по сути тащит за руки сквозь петербуржские подворотни, сквозь прокуренные кухни, где спорят о жизни, ведет нас к Иисусу Христу. И смерть его была еще одним доказательством, что он не ошибся. Все, что он делал и говорил, было правильно.

Федор Достоевский: биография и некролог

Федор Михайлович Достоевский – один из величайших литераторов в истории человечества, мыслитель, тонко и точно раскрывавший комплекс нравственных вопросов, противоречий и проблем человеческого бытия, проливавший свет на скрытые глубины внутреннего мира. От чего умер Достоевский? Достоевский мог умереть не единожды. Смерть при «горловом кровотечении» могла быть связана с асфиксией, проще говоря человек захлебывается собственной кровью. Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости. 200 лет исполнилось со дня рождения классика мировой литературы федора достоевского новости. Достоевский в буквальном смысле заглядывает в лицо смерти, когда та приподнимает свой капюшон. Достоевский умирает и перерождается.

Достоевский Фёдор Михайлович

Во время службы в этом городе познакомился с Марией Исаевой, которая в 1857 г. В 1855 г. В апреле 1857 г. Федору Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печатать свои произведения. В 1859 г. В том же году в журналах "Русское слово" и "Отечественные записки" были опубликованы повести Достоевского "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". В 1861-1864 гг. На их страницах появились роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" 1861 , а также его повести "Записки из Мертвого дома" 1862 и "Записки из подполья" 1864. Летом 1862 г.

Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения. В 1864 г. В 1866 г. Осенью того же года при помощи стенографистки Анны Сниткиной 1846-1918, в 1867 г. С весны 1867 г. В 1868 г.

И третье — это русский мыслитель. Мы видим, что в современной, в том числе геополитической ситуации его идеи чрезвычайно актуальны. Огромное количество людей пришло на его открытие в 1971 году.

Когда в музее начали проходить конференции, было ощущение, что это отдушина для многих: разные люди — верующие, неверующие, сомневающиеся — искали здесь живое слово. И сегодня, в такое вроде бы сложное время музей не только не пустует: мы переживаем настоящий бум.

Рождение сына Федора. Публикация романа «Подросток». Рождение сына Алексея. Окончание «Братьев Карамазовых».

Дата смерти Достоевского. Похороны Достоевского. Памятные места 1. Усадьба Даровое, принадлежащая Достоевским, где писатель проводил время в 1832-1836 гг. Дом Достоевского в Санкт-Петербурге в 1841-1842 гг. Дом Достоевского в Санкт-Петебурге в 1878-1881 гг.

Памятник Достоевскому в Москве. Памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге.

Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону. Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет великого писателя и, по словам жены новопреставленного, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Многих эти явления инобытия ужасают: если человек умирает нераскаянным, ему являются бесы — или в своем мерзком отвратительном обличье, или же в виде каких-то мучающих умирающего образов.

А вот тому, кто примирился с Богом, исповедавшись, никакая эта нечисть не страшна. Души причастившихся в день смерти молнией, говорит предание, проходят сквозь мытарства духов злобы поднебесной. Такая душа огненна и легка. Достоевский, умирая, был спокоен, несколько даже радостен и тих… Все страсти в нем перегорели, всё, что тяготило душу, он исповедал… Об этом умиротворенном лице умершего писателя говорили многие: казалось, будто он спит на этой своей подушке и слегка улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнился лик Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit».

То есть с латинского: «Не плачьте, — он не умер, он только спит». Николай Лобастов А вот как о последних днях Федора Михайловича Достоевского и его значении в русской культуре пишет педагог и литературный критик Николай Лобастов. В январе 1881 Федор Михайлович работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», мечтает написать вторую часть «Братьев Карамазовых». Но в ночь с 25 на 26 января по старому стилю у Достоевского пошла горлом кровь. Жена читала ему то самое Евангелие, что было подарено ему в Тобольске женами декабристов. Благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить... Он окончательно возвращался в Дом Отчий».

Федор Михайлович Достоевский умер. Победоносцев хлопотал, чтобы похоронили его в Лавре.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий