Новости эмоциональный интеллект состоит из

Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning). Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы.

8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте

Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами. Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести.

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить

Однако на самом деле это лишь одна составляющая эмоционального интеллекта. Кроме эмпатии в структуру EQ входит: 1. Эмоциональная осознанность способность понять, какие именно эмоции вы сейчас чувствуете, и почему ; 2. Умение управлять своими эмоциями, каждую из них использовать для достижения личных целей саморегуляция ; 3.

Способность влиять на чувства и эмоции других людей, управлять их состоянием; 4. Самомотивация способность замотивировать себя на позитивное и продуктивное использование собственных эмоций. Как вы думаете, насколько эмоциональный интеллект развит у вас?

И можно ли вообще его измерить? Да, измерить можно. Существует специальный тест на определение EQ — методика Холла.

Она состоит из 30 вопросов. Результаты описывают выраженность и особенность каждого из компонентов эмоционального интеллекта конкретно в вашем случае. Важен ли эмоциональный интеллект и нужно ли его развивать?

Юлия Самойлова руководитель Академии смысла Андрея Курпатова Когда мы говорим про эмоции, то часто подразумеваем, что они сами по себе живут в нас. Словно достаточно знать список всех чувств, их признаки и иметь инструкцию о том, что с ними делать. На самом деле всё чуть сложнее. Для развития EQ важно понимать механику возникновения эмоций в мозге человека. Наш эмоциональный фон определяют скрытые в подкорке базовые потребности. Их три: потребность в безопасности, социальная и половая.

Если мы строим социальные отношения, увеличиваются шансы на продолжение рода. Как итог — образуются положительные эмоции. И наоборот — если жизнь оказывается под угрозой, есть негатив со стороны социальной группы, а наша сексуальная чувствительность лишена встречного интереса, мы будем страдать. Например, во время страха учащаются сердцебиение и дыхание, из-за стыда или злости краснеют щеки. Эти реакции мы не можем контролировать сознательно. Здесь идут желание доминирования, сексуальное возбуждение, чувство боли и поисковый интерес.

В случае страха появляются пугающие картины того, что может случиться. При сексуальном возбуждении — мысли о любви. При чувстве боли — картины смерти. Таким образом, эмоции проявляются на трёх уровнях: телесном, поведенческом и когнитивном. Эти принципы важно знать, чтобы правильно определять как свои, так и чужие чувства.

Демократия: Материалы 5-й Междунар. Минск, 2003. Андреева И. Брест, 2004. Минск, 2004. Смоленск: В 2 ч. Смоленск, 2004. Люсина, Д. Бабаева Ю. Белоконь О. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект. Выготский Л. Изард К. Психология эмоций. Ильин Е. Эмоции и чувства. Куницына В. Межличностное общение. Леонтьев А. Люсин Д. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. Вилюнаса, Ю. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Рубинштейн С. Проблемы общей психологии. Спасибенко С. Стенберг Р. Практический интеллект. Столяренко Л. Основы психологии. Тхостов А. Холмогорова А. Яковлева Е. Buck R. Strongman Ed. International Review of Studies on Emotion V. Wiley, 1991. Frujda N. Gardner H. Multiple Intelligences. Goldberg C.

Всё это формирует необходимость более подробного изучения уровней эмоционального интеллекта. Что было известно об эмоциях раньше? Существует несколько ключевых тезисов, на основе которых будет формироваться дальнейшее понимание сферы: Эмоции могут полностью изменить отношение человека к миру. Простой пример — депрессия, когда всё вокруг кажется скучным, серым, печальным. А радостное настроение окрашивает мир в яркие краски, придает энергии, желания жить и действовать. На фоне определенных эмоций изменяются и физические ощущения. Например, в азарте какой-либо игры мы можем даже не почувствовать, что ударились или поцарапались. И напротив, напряженное ожидание боли перед кабинетом зубного врача увеличивает эту боль десятикратно. Эмоции влияют на интеллект. Взволнованный и испуганный человек чаще ошибается, промахивается, не может решить даже простейшие задачи. И наоборот, продуктивность значительно возрастает во время радостного настроения. Подавление эмоций приводит к проблемам со здоровьем. От того, что мы подавливаем их, они никуда не исчезают, а только сильнее накапливают заряд. Это чревато расстройствами нервной системы и психосоматики. Эмоциям всегда нужно давать выход. Часто из большого количества поданной информации наш мозг воспринимает только одну маленькую часть, которая носит для нас особую эмоциональную окраску неважно, отрицательную или положительную. Вот зачем развивать эмоциональный интеллект — чтобы лучше выделять важное из всей поступающей информации. В зависимости от испытываемых в текущий момент эмоций, мы по-разному воспринимаем происходящее. Страх и волнение отрицательно корректируют принятие новой информации. Прошлый эмоции, так называемый эмоциональный багаж, оказывает огромное влияние на работу интеллекта, на то, как мозг воспринимает новое. Проходили исследования с проективными тестами, на основе которых удалось установить: испытуемые, которые ранее накопили высокий уровень тревожности в новых обстоятельствах, вновь и вновь видели потенциальную угрозу. Эмоции оказывают сильное влияние на процессы запоминания и воспроизведения неизвестных ранее сведений. К примеру, в состоянии тревоги что-либо заучить практически невозможно, будет много ошибок и повторов. Наиболее хорошо способствуют запоминанию и дальнейшему воспроизведению яркие положительные эмоции. Таким образом, очевидно, что эмоциональный фон усиляет и расширяет интеллектуальные процессы. Возникает вопрос — насколько это полезное знание для человечества? Настолько, насколько оно сможет изучить эту сферу и воспользоваться полученными открытиями. Эмоциональный интеллект — что это? ЭИ Эмоциональный интеллект — совершенно новый человеческий ресурс, позволяющий управлять, использовать, распознавать как собственные, так и чужие эмоции. Это дает возможность более эффективного принятия решений как в личном общении с людьми, так и в бизнесе. Эмоции есть у каждого. Но нужно уметь применять их во благо. Есть устаревшая теория, что решения люди принимают только в зависимости от своего IQ и логического мышления. Сейчас ясно, что это совершенно не так, иначе не было бы нелогичных необдуманных поступков, основанных на одних лишь эмоциях.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

Сергиенко, И. Ветровой была проведена работа по исследованию модели и издали книгу «Эмоциональный интеллект» Е. Ветрова, Эмоциональный интеллект Автоматизация, сделавшая EQ технологией Билл Боннстеттер из TTISI взяв за основу технологию доктора Джастиса Иззи, доработал ее и автоматизировал, дополнив пакет инструментов диагностики личности автоматизированным тестированием и генерацией описательного отчета об эмоциональном интеллекте. TTISI разработала также программу развития эмоционального интеллекта «TTI Professional», включающую 10 тренинговых модулей, видео, упражнения и пособия. Благодаря этому мы не только тестируем EQ, развиваем его с помощью коучинга и тренинга, но и передаем эту технологию бизнес-тренерам на основе франшизы. Показателями качества диагностики являются надежность — насколько надежно этот метод работает, насколько он воспроизводим и валидность — насколько метод измеряет именно то, что он на самом деле должен измерять. Одним из цифровых показателей надежности является коэффициент альфа Кронбаха. Он показывает внутреннюю согласованность опросника и является достаточно чувствительным учитывает влияние даже одного вопроса на общую достоверность.

Те или иные компетенции, те или иные составляющие — в каких ситуациях могут проявляться, как они работают. Например, первый — «самопознание»: способность понимать свои эмоции, свою мотивацию принятия решений. У тебя бывало так, что ты с кем-то ссоришься и говоришь какие-то вещи, которые потом понимаешь, что не стоило бы говорить? Ирина — Нет, никогда, ты что! Сергей — Это потому, что у тебя замечательно развит эмоциональный интеллект. И представляешь, у многих так бывает. Ну что ты в запале ссоры, какого-то обсуждения говоришь, говоришь, давишь-давишь-давишь, а на следующий день тебе даже стыдно. И ты думаешь: «Как же мне вырулить из этой ситуации? И в тот момент, когда эта эмоция тобой завладела — гнев праведный, или обиды, или ещё что-то — ты прям это выплёскивал изо всех сил, но ты не понимал, что сейчас говоришь не ты, а твоя эмоция. Эмоционально компетентный человек в такой ситуации способен понять, что сейчас что-то происходит, что-то идёт не так, как он хотел бы, и ему надо остыть. И он может просто сказать: «Я отойду на минуту». И отойти в ванную, умыться холодной водой, немножко прийти в себя, подышать и вернуться чуть-чуть в другом состоянии. Он способен сделать вот эту паузу, способен взять свои эмоции под контроль, а для этого нужно сначала понять, что с тобой что-то происходит. Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица. Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый. Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него. Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает.

В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится. Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять. Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности. В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции. За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции. В отличие от животных человек способен испытывать чувства благодаря своему мышлению, воображению и фантазиям. Мы чувствуем, потому что мыслим. Несмотря на богатство переживаний, доступных человеку, разобраться и выразить свои чувства и эмоции доступно не каждому. Состояние, при котором человек затрудняется передать внутренние ощущения, называется алекситимией.

Преодолеть психологическую «неаккуратность» руководителей, воспитать уважение к человеку и культуру обратной связи под задачу, внедрить «язык EQ» в культуру компании Хедхантерам и специалистам по подбору персонала Снизить «брак» при подборе, прогнозируя тонкие человеческие «нюансы» Бизнес-тренерам Тестирование EQ и 10 ключевых модулей программы «технологизируют» вашу работу с лидерством и эмоциями Коучам, психотерапевтам Диагностика EQ и развернутый отчет на нескольких страницах придадут вес и структуру тому, что вы уже 10 раз говорили вашему клиенту Консультантам по оргкультуре Готовая технология улучшения корпоративной культуры Карьеристам Покажите руководству, как вы умеете владеть собой и ваши способности, чтобы продвинуться в карьере руководителя Нервным и беспокойным Освойте технологию преодоления страха, гнева, депрессии и удивите близких своей выдержкой Переговорщикам и игрокам в покер Не выдавать свое волнение и гнев очень просто. Когда вы просто спокойны. Для быстрой навигации отчёты распределены по 2 сериям: решения и инструменты. EQ, в отличие от других навыков, не уменьшается Это происходит потому, что EQ мы используем на протяжении всей жизни, получая от него выгоды. Подбирая персонал, мы неоднократно подмечали, что чем кандидат старше, тем, как правило, более высоким уровнем осознанности, зрелости и выдержки по сравнению с более молодыми обладает. Иногда попадались и очень молодые и осознанные, зрелые психологически не по годам. Как правило, последующее общение выявляло, что они проходили в прошлом специализированные тренинги. Мы также обратили внимание, что владельцы компаний намного охотнее нанимали более психологически зрелых, ценя и подмечая это качество, несмотря на квалификации кандидата.

Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Авторами была разработана структу-ра эмоционального интеллекта, состоящая из трех компонентов (рис. 1). Эмоциональный интеллект состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой и влияют на наше эмоциональное состояние и поведение. из чего состоит эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект Психология, Психотерапия, Эмоции, Эмоциональный интеллект, Нормы, Любовь, Критика, Чувства, Длиннопост.

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать

Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient). На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта
  • Популярное на сайте
  • Введение в эмоциональный интеллект
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • 9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia
  • Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный

Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Важной предпосылкой к возникновению понятия «Эмоциональный интеллект» является также концепция «множественного интеллекта», интегрирующая многие теоретические суждения и концепции предыдущего времени. Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями. Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими.

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать

Существует огромное количество моделей эмоционального интеллекта, каждая из которых выделяет свой набор умений. Эти модели в обиходе часто называют «EQ» «эмоциональный коэффициент», по аналогии с «IQ» — коэффициент интеллекта. Дэниел Гоулман и его коллега Ричард Бояцис предпочитают использовать термин «ЭИ», который они подразделяют на четыре сферы: самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями. Все вместе эти сферы включают в себя двенадцать компетенций ЭИ, которые означают развиваемые умения и навыки, отвечающие за блестящую работу в качестве лидера см. Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль.

Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания. К примеру, если бы Эстер обладала навыком управления конфликтами, она бы умела давать людям негативную обратную связь.

С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится. Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять.

Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности. В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции. За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции. В отличие от животных человек способен испытывать чувства благодаря своему мышлению, воображению и фантазиям. Мы чувствуем, потому что мыслим.

Включает в себя способность контролировать и регулировать свои эмоции, а также умение выражать их адекватно и конструктивно. Управление эмоциями помогает нам справляться со стрессом, конфликтами и сложными ситуациями. Мотивация Этот компонент относится к нашей способности устанавливать цели, мотивировать себя и находить внутреннюю мотивацию для достижения успеха. Включает в себя умение управлять своими эмоциями и использовать их в качестве источника энергии и вдохновения. Эмпатия Этот компонент связан с нашей способностью понимать и сопереживать эмоции других людей. Включает в себя умение воспринимать и интерпретировать невербальные сигналы, эмоциональные выражения и настроение окружающих нас людей. Эмпатия помогает нам строить глубокие и качественные отношения с другими людьми. Социальные навыки Этот компонент относится к нашей способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Включает в себя умение устанавливать и поддерживать положительные отношения, слушать и понимать других, решать конфликты и сотрудничать в команде. Социальные навыки помогают нам успешно взаимодействовать с окружающими и достигать совместных целей. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие каждого из них помогает нам стать эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Развитие эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом саморазвития и позволяет нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эффективно взаимодействовать с другими людьми. Вот несколько способов, которые помогут вам развить свой эмоциональный интеллект: Самоанализ Первый шаг в развитии эмоционального интеллекта — это осознание своих эмоций и их влияния на вас. Постарайтесь быть внимательными к своим эмоциям и анализировать их причины и последствия. Задавайте себе вопросы: почему я чувствую так, как я чувствую? Как эти эмоции влияют на мои решения и поведение? Это поможет вам лучше понять себя и свои реакции. Развитие самосознания Самосознание — это способность осознавать свои сильные и слабые стороны, свои ценности и убеждения. Развивайте свое самосознание, задавая себе вопросы о своих целях, мотивах и предпочтениях. Это поможет вам принимать более осознанные решения и действовать в соответствии с вашими ценностями. Управление эмоциями Умение управлять своими эмоциями — это ключевой аспект эмоционального интеллекта. Научитесь распознавать свои эмоции и находить способы их регулирования. Это может включать в себя использование техник релаксации, таких как глубокое дыхание или медитация, а также поиск здоровых способов выражения эмоций, например, через искусство или физическую активность. Развитие эмпатии Эмпатия — это способность понимать и сопереживать чувствам и потребностям других людей. Развивайте свою эмпатию, стараясь поставить себя на место других людей и понять их перспективу. Слушайте активно, задавайте вопросы и проявляйте поддержку и понимание. Это поможет вам улучшить свои отношения и эффективно взаимодействовать с другими. Развитие социальных навыков Социальные навыки — это умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Развивайте свои навыки коммуникации, учитеся слушать и выражать свои мысли и чувства ясно и уважительно.

В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта: Самосознание — способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны; Саморегуляция — способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса. Мотивация — способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу. Эмпатия — способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место. Социальные навыки — способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их. Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный

  • Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
  • Популярное на сайте
  • Из чего состоит эмоциональный интеллект
  • Эмоциональный интеллект — Википедия
  • Эмоциональный интеллект
  • Содержание

Что такое эмоциональный интеллект?

Оказывается, одного академического интеллекта недостаточно, чтобы быть успешным в жизни и чувствовать себя счастливым. Часто люди с высоким IQ иррациональны и даже безнадежно глупы. Знание книг не обязательно должно соответствовать эмоциональному интеллекту — люди, которые чрезвычайно мудры в интеллектуальном смысле , могут не иметь возможности контролировать свои собственные побуждения в личной жизни и работе. К счастью, эмоциональный интеллект можно формировать и развивать. Он обусловлен не только генетически, поэтому мы не должны быть пожизненно эмоционально неграмотными. Способность общаться с другими людьми приобретает всё большее значение даже в поисках работы. Работодатели меньше интересуются дипломной степенью, чем способностью справляться со стрессом , умением сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтролем, мотивацией, целеустремленностью, добросовестностью, настойчивостью, адаптацией к быстро меняющимся условиям или сочувствием. Эмоциональный интеллект — не очень точное понятие, даже психологам трудно дать однозначное определение. Стоит помнить, что культурно поддерживаемый миф о том, что женщины более чутки и интеллектуальны в смысле чувств, чем мужчины, нереален.

Некоторые женщины так же «трудны», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а и мужчины часто бывают более чувствительными, чем женщины.

Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив.

С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации. Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту. Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями.

Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор. Как определить уровень эмоционального интеллекта Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах. Вот самые известные. Тест Мэйера — Сэловея — Карузо. Самый сложный и серьезный тест , который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей.

Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность. Личная компетентность складывается из нашего самосознания и навыков самоуправления, которые сосредотачиваются больше на нас индивидуально, чем на наших взаимодействиях с другими людьми. Личная компетентность — способность человека осознавать свои эмоции и управлять своим поведением и склонностями. К ней относятся два навыка:? Мы осознаем свои собственные эмоции, то, как они затрагивают наши мысли и поведение, знаем свои сильные и слабые стороны и поддерживаем на уровне уверенность в себе;? Мы в состоянии управлять импульсивными чувствами и поступками, управлять своими эмоциями здоровыми способами! Социальная компетентность состоит из понимания происходящих в нашем окружении процессов и из навыков управления отношениями.

Социальная компетентность — это наша способность понимать настроение других людей, их поведение и мотивы, для того чтобы улучшить качество наших отношений. Сюда относятся также два навыка:? Благодаря этому навыку мы умеем понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, чувствовать себя комфортно в обществе;? Мы знаем, как развивать и поддерживать хорошие отношения, как общаться ясно, вдохновлять других, как хорошо работать в команде и находить выход из конфликтных ситуаций. Эмоциональный интеллект, показатель интеллекта IQ и индивидуальность — это разные вещи. Эмоциональный интеллект — это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличен от интеллекта. Нет никакой известной связи между показателем интеллекта и эмоциональным интеллектом; совершенно невозможно предсказать уровень эмоционального интеллекта, основываясь на том, насколько кто-то умен, то есть насколько высокий у него IQ.

Сам по себе IQ неправильно понимать как степень образованности или как показатель гениальности. IQ сам по себе — это ваша способность учиться, и в пятнадцать лет она у вас такая же, как в пятьдесят. Эмоциональный интеллект — это гибкий набор навыков, которые могут быть приобретены и улучшены с практикой. Хотя некоторые люди от природы имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем другие, при желании вы можете развить эмоциональный интеллект до высокого уровня, даже если и не родились с ним. Индивидуальность — последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность — результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению.

Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий.

Сами авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий [58, с. Этими же учеными была разработана первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1 идентификация и выражение эмоций, 2 регуляция эмоций, 3 использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [58, с. Структура эмоционального интеллекта по Сэловею П. После нескольких лет более детального изучения данной проблемы Сэловей П. Второй вариант модели основывается на представлениях, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций. В контексте такого обоснования, эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента — "четыре ветви модели эмоционального интеллекта", каждая из которых, в свою очередь, описывает "четыре области способностей или навыков", а все вместе — "многие области эмоционального интеллекта" [59] рис. Эти компоненты выстраиваются в иерархию на диаграмме — снизу вверх и слева направо , уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей. Согласно усовершенствованной модели 1997г. Четыре ветви диаграммы располагаются от основных снизу до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего уровня отображает относительно простые способности восприятия и выражения эмоции, а ветвь самого высокого уровня — осознанного регулирования эмоций. У каждой ветви есть четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в ходе развития личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже — с правой. Структура эмоционального интеллекта по Мейеру Дж. Поскольку ранние навыки связаны с развитием слева обычно плохо объединяются друг с другом, они наиболее ясно иллюстрируют различия среди ветвей. Способности, развивающиеся в более позднее время справа появляются у более интегрированной личности взрослого человека и, следовательно, менее отличны. Каждая способность относится к эмоциям по отношению с себе и другим, кроме отмеченного иначе. Предполагается, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом, будут проходить указанные этапы быстрее и будут проявлять большее количество указанных способностей.

Софья Шматова

  • Другие статьи из раздела «Психология»
  • Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен и как его развить

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий