Новости кгб когда появилось

В 1992 году появилось Министерство безопасности России, преобразованное в 1993 году Федеральную службу контрразведки (ФСК). Тогда же в КГБ СССР начала выстраиваться система борьбы с терроризмом, была создана "Альфа" – спецподразделение для проведения контртеррористических операций. Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 15 марта 1954 появилась на свет новая служба, которая стала называться Комитет государственной безопасности (КГБ). — Валерий Павлович, после того как вы возглавили КГБ, в прессе стали появляться довольно скупые новости о работе Комитета. Секретные сводки КГБ о положении дел в СССР в конце 80-х годов ХХ века, которые составлялись для генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, доставались агентам иностранных государств, которые были заинтересованы в распаде Советского Союза, сообщил журналу.

День в истории: 67 лет назад был создан КГБ

КГБ был выведен из состава министерства и переподчинён напрямую ЦК КПСС и Политбюро. Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР или коротко - КГБ. Один заметный успех КГБ произошел в 1967 году, когда был принят на работу ВМС США старший уорент-офицер Джон Энтони Уокер. Ты наверняка слышал жуткие истории о жутких кгбшниках, которые ночью приходили в квартиры граждан СССР, а наутро те исчезали навсегда. Правда это или вымысел.

КГБ – Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР (1954-1978)

КГБ выполнял многогранную роль за пределами Советского Союза и внутри него. Работая одновременно в качестве разведывательного агентства и силы «секретной полиции». Ему также были поручены некоторые из тех же функций, что и сегодня Министерству внутренней безопасности Соединенных Штатов. По защите страны от внутренних и внешних угроз. КГБ расшифровывается как Комитет государственной безопасности.

Штаб КГБ занимал известное здание на Лубянской площади. Которая выполняет ту же функцию, что и КГБ, но ее репутация не так печально известна. Офицером внешней разведки с 1975 по 1991 год. Хотя КГБ не работал напрямую в республиках-сателлитах, которые в то время входили в состав Советского Союза.

В каждой из этих республик были свои версии агентства. Которые были созданы примерно одинаково и выполняли многие из тех же обязанностей. Который действовал непосредственно до и во время Второй мировой войны. Есть мнение, что шпионы НКГБ были настолько эффективны, что Сталин знал о военных действиях своих союзников во Второй мировой войне.

А именно Соединенных Штатах, Франции и Великобритании, гораздо больше, чем они знали о вооруженных силах Советского Союза.

И как результат - повсюду началась клановая грызня за власть. Один за другим стажироваться за границу полетели дети местной элиты и теневиков - будущие муфтии и козикалоны. Тогда же втайне от всех начали готовить кадры новой России. Калугин подобрал и отправил стажироваться за границу группу молодых диссидентствующих экономистов - Чубайса, Авена, Коха, Глазьева, Арбатова и прочие будущих «реформаторов». Попутно КГБ накапливал средства на легитимизацию власти и будущую приватизацию. На самом деле это был золотой запас СССР. Его вывоз начался при Юрии Андропове!

Это — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных разведывательно-подрывных, политических, пропагандистских и иных действий одного государства направленных против национальных интересов и целей другого государства, на дискредитацию его политики как внутри собственной страны, так и за рубежом. Причем в их реализации принимают участие не только спецслужбы, но различные иные государственные органы и неправительственные организации. Тактическими целями идеологических диверсий является создание внутриполитических трудностей, сужение социальной базы поддержки политики правительства, а стратегическими — изменение «неугодного» политического курса государства — объекта воздействия. В этой связи идеологические диверсии — их даже правильнее было бы назвать политическими диверсиями, — являются прямым, а подчас и грубым вмешательством во внутренние дела другого суверенного государства. В том числе с использованием запрещенных международным правом методов — сотрудников и агентов спецслужб, наемников, материального стимулирования радикальных оппозиционных сил, прибегающих к насильственным методам, банального подкупа и тому подобных.

Впрочем, я не призываю на слово верить в справедливость всего сказанного. И любой читатель может попытаться опровергнуть сказанное, но для этого нужны аргументы, факты и знания. Ведь, как говорили римляне, ignjrantum non argumentum est, то есть незнание не есть аргумент. Однако, сознательно не вдаваясь далее в углубленное исследование вопроса о назначении и сущности, структуре и аппарате осуществления идеологических диверсий, что неизбежно увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемого предмета, остановимся лишь на истории образования и деятельности пятых подразделений органов КГБ СССР. Поскольку история, назначение и деятельность 5 управления КГБ СССР вызывала да, по-видимому, и поныне вызывает значительный общественный интерес.

Попытаемся расказать объективно, как рекомендовал основоположник римской исторической науки Тацит, «без гнева и пристрастия», не вдаваясь в излишнюю полемику по поводу некоторых из высказывавшихся в печати точек зрения по этому вопросу. Предоставляя в то же время читателю право и возможность самому делать выводы из приводимых фактов. В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника от 3 июля 1967г. Андроповым подчеркивалось: «Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну...

Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации. В 1965 — 1966гг. В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации... Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части политически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполитичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заведомо антисоветские элементы, но также политические болтуны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия... В этой связи в цитировавшейся записке предлагалось создать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управление пятое , возложив на него функции: — организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеологической диверсии; — выявления и пресечения враждебной деятельности антисоветских, националистических и церковно-сектантских элементов, а также предотвращения совместно с органами МООП массовых беспорядков[3]; — разработки в контакте с разведкой идеологических центров противника, антисоветских эмигрантских и националистических организаций за рубежом; — организации контрразведывательной работы среди иностранных студентов, обучающихся в СССР, а также по иностранным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций.

В решении Коллегии основное внимание обращается на своевременное разоблачение и срыв враждебных происков империалистических государств, их разведок, антисоветских центров за рубежом в области идеологической борьбы против Советского государства, а также на изучение нездоровых явлений среди отдельных слоев населения нашей страны, которые могут быть использованы противником в подрывных целях... Коллегия исходила из того, что результатом профилактической работы должно быть предупреждение преступлений, перевоспитание человека, устранение причин, порождающих политически вредные проявления. Задачи борьбы против идеологической диверсии противника будут решаться в тесном контакте с партийными органами в центре и на местах, под их непосредственным руководством и контролем»[4]. Как вспоминал Ф. Бобков, один из главных руководителей 5-го управления, поясняя ему задачи создаваемого подразделения КГБ, Андропов подчеркивал, что чекисты должны знать планы и методы работы противника, «видеть процессы, происходящие в стране, знать настроения людей...

Необходимо постоянно сопоставлять данные контрразведки относительно замыслов противника и его действий в нашей стране с данными о реальных процессах, которые у нас происходят. Такого сопоставления до сих пор никто не делал: никому не хотелось брать на себя неблагодарную задачу — информировать руководство об опасностях, таящихся не только в строго засекреченных, но и в открытых пропагандистских акциях противника»[5]. На наш взгляд, наиболее полное и адекватное представление о задачах деятельности и назначении нового упраления КГБ дает ряд выступлений Андропова перед чекистскими аудиториями. Так, 23 октября 1968г. В своем стремлении ослабить социалистические страны, союз между социалистическими государствами он идет на прямую и косвенную поддержку контрреволюционных элементов, на идеологическую диверсию, на создание всевозможных антисоциалистических, антисоветских и иных враждебных организаций, на разжигание национализма...

В идеологической диверсии империалисты делают ставку на идейное разложение молодежи, использование недостаочного жизненного опыта, слабую идейную закалку отдельных молодых людей. Они стремятся... Средства подрывной деятельности становятся более изощренными и замаскированными»[6]. Было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас встречаются еще отдельные люди, которые теряют классовую ориентацию, пасуют перед трудностями, обнаруживают нездоровые настроения, вступают в конфликт с нормами и законами советского общества. Чекисты обязаны правильно оценивать обстановку и видеть, что...

Поэтому понятие высокой бдительности для всех советских людей и сегодня, несмотря на наши огромные успехи, не является понятием абстрактным»[7]. Интересующиеся читатели могут также познакомиться с выступлением Ю. Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам. Вместе с тем нельзя не видеть того, что противник не отказался от своих целей. Теперь, особенно в условиях разрядки, он ищет и будет искать иные средства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них «эрозию», негативные процессы, которые бы размягчали, а в конечном счете ослабляли социалистическое общество.

В этом плане немалые надежды возлагаются империалистическими силами на подрывную деятельность, которую империалистические заправилы осуществляют через свои спецслужбы. В одной из секретных инструкций американских спецслужб в этой связи прямо говорится: «В конечном счете мы должны не только проповедовать антисоветизм и антикоммунизм, но и заботиться о конструктивных изменениях в странах социализма». Анроповым были приведены слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей «Комитета «Радио Свобода»[9]: «Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным». Вообще, говорит он: «Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия.

Значит, за нами должны быть силы, которые в состоянии действовать». Далее председатель КГБ изложил план ЦРУ в этом направлении: «На первоначальном этапе предусматривается установление контактов с разного рода недовольными лицами в Советском Союзе и создание из них нелегальных групп. На последующем этапе намечается консолидировать такие группы и превратить их в «организацию сопротивления», то есть в действующую оппозицию. Недавно некий Аллен фон Шарк в книге, посвященной борьбе против нашего государства, писал: «если государство то есть Советский Союз предпримет какие-либо шаги против подобного рода отщепенцев обратите внимание, — подчеркивал Ю. Андропов, — он сам называет их отщепенцами.

Империалистическим разведкам неважно, что люди, которых они поднимают на щит, подонки и отщепенцы, важно, что это дает им повод лишний раз выступить с нападками на нашу систему, бросить тень на нашу партию, а в этом и состоит их главная цель. В последнее время органами КГБ проведены профилактические мероприятия в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма. На Украине, в Литве, в Латвии, в Армении ряд националистов привлечены к уголовной ответственности за откровенную антисоветскую деятельность. Почти во всех этих случаях, как теперь признают сами виновные и профилактированные нами лица, их деятельность инспирировалась подрывными центрами, находящимися на Западе... Только в прошлом году была выявлена и пресечена деятельность свыше 200 таких эмиссаров, направленных в Советский Союз для передачи своим подопечным инструкций, денег, средств тайнописи и печатной техники.

Идеологическая диверсия осуществляется в самых различных формах: от попыток создания антисоветских подпольных групп и прямых призывов к свержению Советской власти есть еще и такие до подрывных действий, которые проводятся под флагом «улучшения социализма», так сказать, на грани закона»[10]. Конечно, можно попытаться оспорить подобные аргументы «из прошлого», указать автору на недопустимость использования в полемике приема «подавления авторитетом» известного политического деятеля. Тем не менее нам кажется, что в приводимых словах Андропова содержится большая доля историчеякой правды. В этой связи приведем еще ряд вполне доступных современному читателю источников, напрямую корреспондирующих с высказывавшимися Андроповым мыслями. На вэб-сайте Фонда Форда — www.

В 1950 — 1988 годах около 60 млн. На эти цели в 1989 — 1994гг. Подчеркнем при этом, речь идет о деятельности и расходах лишь одной из организаций, оргнизовывавшей «помощь» социалистическим странам, при этом само содержание такой «помощи» в «поддержке свободы слова» и так далее не расскрывается. А вот что писал по этому поводу в конце 2003-го О. Попов, ныне проживающий в США, активный участник «правозащитного движения» в СССР: «А может, действительно справедливы обвинения в адрес российских правозащитников, что главный смысл их деятельности — это создание в стране инфраструктуры и атмосферы, благоприятных для проведения успешной идеологической и психологической войны, которую вот уже более 50 лет ведут против нашей страны США?

Что же касается защиты прав, жизненно важных для подавляющего числа советских граждан, таких, как право на безопасность здесь и далее выделено у автора. В мае 1969г. Из этого следует, делает обоснованный вывод О. Попов, что «правозащитники» не рассматривали советский народ в качестве социальной базы своего движения. Более того, «обращение правозащитников за помощью к Западу привело к отчуждению и фактической изоляции их от народа и даже от значительной части интеллигенции, симпатизаирующей правозащитникам.

Сами же правозащитники стали превращаться из неформальной ассоциации советских граждан, озабоченных нарушением законности в своей стране, в отряд некоего «всемирного правозащитного движения», в небольшую группу, получавшую моральную, информационную, а с середины 70-х годов материальную и политическую поддержку с Запада... Замкнутые на себе, оторванные от народа и абсолютно чуждые его повседневным интересам и нуждам, эти группы не имели никакого веса и влияния в советском обществе, если не считать ореола «народного заступника», который стал складываться в 70-е годы вокруг имени А. По нашему мнению, стоит задуматься и над следующим признанием бывшего «диссидента»: «Я, автор этих строк, в течение нескольких лет собирал и обрабатывал материалы для правозащитных неподцензурных изданий.... И хотя я отвечаю за правдивость и достоверность приведенных в документах фактов, однако это обстоятельство не снимает с меня политической ответственности за фактическое участие на стороне США в идеологической и пропагандистской войне с СССР. Разумеется, правозащитники и диссиденты, включая автора этих строк, отдавали себе отчет в том, что подрывали имидж СССР и именно к этому стремились.

Когда же выяснилось и это стало достоянием прессы , что в эту активность было вовлечено ЦРУ, президент Л. Джонсон приостановил ее»[13], и до середины 70-х годов шел поиск новых методов и подходов в подрыве социалистических государств как тут не вспомнить доктрину «наведения мостов», начало которой положил Д. И тогда основной упор был сделан на гуманитарные проблемы, содержавшиеся в третьем разделе «корзине» Заключительного акта Европейского совещания по миру и безопасности в Европе август 1975г. Действия образованных вскоре после его подписания московской «Хельсинкской группы», как и «действия членов остальных советских Хельсинкских групп, — подчеркивает О. Попов, — носили антигосударственный характер»[14].

Администрацией Д. Картера, объявившего «защиту прав человека» центральным элементом своей внешней политики, в стратегию «борьбы с коммунизмом» был включен пункт о «поддержке борьбы за права человека в СССР и странах Восточной Европы». В 1977г. Задача комитета — собирать информацию о нарушениях прав человека в СССР, доводить ее до сведения американского правительства, американской общественности и международных организаций и институтов, в первую очередь ООН, требовать от американского правительства и Конгресса принятия «соответствующих мер против СССР». Задачей образованной в 1983г.

National Endowment for Democracy NED становится «оказание помощи всем, кто борется за свободу и самоуправление» в социалистических странах. Как отмечала недавно И. Куклина, зарубежные неправительственные организации НПО , ориентированные на «защиту прав человека в СССР», в условиях, когда «эти НПО могли опираться на постоянно совершенствующуюся систему государственной поддержки, это означало, что их деятельность, по сути, являлась продолжением государственной политики,... При этом подчас эта деятельность далеко выходила за пределы той самой «третьей корзины», ссылками на которую она непременно оправдывалась, представляла собой нарушение норм международного права и грубое и циничное вмешательство во внутренние дела суверенных государств». Заканчивая на этом полемику по вопросу о содержании идеологических диверсий, возвратимся непосредственно к истории 5-го управления КГБ СССР.

Помимо перечисленных отделов в штат управления входили секретариат, финансовый отдел, группа кадров и группа мобилизационной работы, а первоначальная общая численность его сотрудников составляла 201 человек. При этом предусматривалось также создание соответствующих подразделений — отделов — отделений — «на местах», то есть в республиканских комитетах, областных управлениях, в городских или районных отделах КГБ СССР. Начальниками управления за период его существования были А. Кадышев, Ф. Бобков с 23 мая 1969г.

Абрамов, Е. В августе 1969г. В июне 1973г. Последний совместно с ПГУ занимался вопросами проникновения, выявления планов зарубежных спецслужб и центров и парализацией их деятельности. В июне 1977г.

Отдел этот тесно контактировал свою работу с 11 отделом ВГУ, также занимавшимся борьбой с международным терроризмом. На 12-й отдел 5-го управления была возложена задача обеспечения безопасности проведения массовых общественных мероприятий в Москве: фестивалей, форумов, разного рода конгрессов, симпозиумов и т. В феврале 1982г. В связи с образованием новых отделов штат управления к 1982г. Всего же, как вспоминал Ф.

Бобков, по линии 5-го управления в СССР служило 2,5 тысячи сотрудников. В среднем в области в 5 службе или отделе работало 10 человек. Оптимальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов[16]. При вполне понятном скептицизме в отношении подобных оценок в то же время следует признать, что он, этот «потенциально враждебный контингент», составлял ничтожное меньшинство населения страны. И при этом, безусловно, речь не идет о числе граждан, якобы взятых «на оперативный учет» точное их число давным-давно известно лицам, подобным В.

Бакатину, Г. Якунину, О. Калугину, но не оглашается исключительно вследствие абсолютной «невыигрышности» этой цифры для противников КГБ. Следует подчеркнуть, что фактически к сфере деятельности 5-го управления помимо решения вышеуказанных задач относилась также борьба с преступлениями против государства, и прежде всего антисоветской агитацией и пропагандой статья 70 Уголовного кодекса РСФСР , и организационной антисоветской деятельностью статья 72. Как отмечал в этой связи Ф.

Бобков, если до образования 5 управления, в 1956 — 1960 годах, за антисоветскую агитацию и пропаганду по статье 58 — 10 УК РСФСР 1928г было осуждено 4 676 человек, в 1961 — 1965гг. Сошлемся также на данные известного правозащитника С. Ковалева, отмечавшего по этому поводу, что всего с 1966 по 1986 год по статьям 70 «Антисоветская агитация и пропаганда» и 190-1 «Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй» Уголовного кодекса РСФСР были осуждены 2 468 человек. В то же время 18 декабря 1987г. Но следует также отметить, что в их числе был и Затикян, осуществивший с единомышленниками известный террористический акт 8 января 1977г.

Но в уже упоминавшейся книге Дж. Нередко ранее, да и сейчас еще, говорится о якобы преследовании «диссидентов» за инакомыслие, ущемление права на собственное мнение, свободу слова и распространения информации. Однако следует заметить нашим соотечественникам, что свобода слова и распространения информации вопреки широко распространенному, но ошибочному мнению отнюдь не безграничны. Оно может быть, следовательно, сопряжено с такими ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а для уважения и репутации других лиц; b для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»[19]. Еще более категорична на этот счет часть 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Она гласит: «Пользование этими свободами, поскольку это согласуется с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, предусмотренных в законе и необходимых в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или публичного порядка в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для защиты здоровья и морали, а также для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения утечки информации, полученной конфиденциально, или поддержания авторитета и беспристрастности правосудия»[20]. Возникавших в этой связи судебных ошибках. Отметим также и то обстоятельство, что и ныне, более чем через тридцать лет, вопрос этот также в полной мере не урегулирован российским законодательством. В той критике, которая звучала в последующие годы в адрес КГБ и лично в адрес Ю. Андропова, именно «идеологическая» составляющая в работе «органов» занимала главное место.

В то же время, как справедливо отмечал Р. Медведев, в многогранной работе Андропова «тема диссидентов» не была главной и единственной. Об этом со всей убедительностью свидетельствует и отчет КГБ за 1967г. Бывший начальник ПГУ Л. Шебаршин во многих своих интервью справедливо подчеркивал, что лишь менее одного процента чекистов были заняты «делами диссидентов»[21].

В первом, после Апрельского 1985г. Чебриков подчеркивал, что «не исключены факты антигосударственных действий отдельных враждебных нашему строю элементов, становящихся на такой путь под влиянием извне,... Борьба с такими элементами ведется твердо, в полном соответствии с законом, но она носит характер не классового подавления, как это было в переходный период от капитализма к социализму, а защиты нашего государственного и общественного строя от преступных действий отдельных лиц». По поводу в то время активно ведшейся дискуссии о правах человека абсолютно справедливо и в соответствии с международно признанными стандартами того, да и сегодняшнего дня председателем КГБ подчеркивалось, что «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества и государства, а также правам других граждан», а органы госбезопасности последовательно руководствуются принципом связи с массами, опоры на трудящихся. При этом В.

Чебриков отмечал: «Противник наращивает ее идеологической диверсии. На переломе эпох: КГБ в годы перестройки 1985 — 1991 годы вошли в историю нашей страны под названием «периода перестройки». В этой связи значительный интерес представляет рассмотрение деятельности органов государственной безопасности в стремительно изменявшихся внутриполитических и международных условиях. Чебриков подчеркивал, что в современных условиях «острие деятельности органов госбезопасности направлено против внешней опасности, против враждебных планов и замыслов империализма, разведывательно-подрывных акций его специальных служб и зарубежных антисоветских центров». Под мерами «иного характера» понимались контрразведывательные действия органов КГБ, ныне получившие официальное название оперативно-розыскной деятельности.

Также было подчеркнуто, что «в Комитете разработана и последовательно осуществляется долгосрочная научно обоснованная программа действий по защите советского государственного и общественного строя от разведывательно-подрывной деятельности противника». Такая программа действительно существовала, но в условиях последующей утраты ясных ориентиров социально-экономического и политического развития общества страны она начала давать сбои, а впоследствии оказалась и вовсе ненужной и неактуальной, в чем, однако, по нашему мнению, заключается крупная политическая ошибка, приведшая в конечном итоге к распаду великого государства. А ныне нередко приходится слышать именно об отсутствии научно обоснованной стратегии и программы защиты безопасности личности, общества и государства, что самым неблагоприятным образом сказывается на эффективности деятельности как российских органов безопасности ФСБ , так и всей правоохранительной системы России. Касаясь непосредственных условий политической обстановки и работы КГБ, его председатель отмечал, что, «активизируя разведывательно-подрывную деятельность своих спецслужб против стран социализма, всех прогрессивных сил, империалистические государства стремятся придать ей тотальный характер. В этих целях они используют разнообразные методы, весь арсенал средств «тайной войны», начиная с прикрытых «фиговым листком» филантропии...

Им подчеркивалось, что попытки иностранных спецслужб и зарубежных центров по установлению «конспиративных связей с враждебными элементами в целях подталкивания их к антигосударственной деятельности и т. Эти действия неправомерны и с точки зрения международного права»[1]. В силу целого ряда причин, о которых будет сказано далее, в советском обществе в конце 80-х годов прошлого века сложилось неадекватное представление об истории, назначении и деятельности отечественных органов государственной безопасности, что находило свое отражение как непосредственно в выступлениях руководителей КГБ, так и в задававшихся им вопросах. Для объективного освещения всего круга проблем обеспечения государственной безопасности, как тогда именовалась национальная безопасность, руководством Комитета госбезопасности было принято решение более активно информировать широкие слои населения страны, разъясняя как особенности современного положения в СССР и в мире, так и задачи и вклад органов КГБ в решение возникающих перед государством проблем. Вследствие такого обстоятельства, как непосредственное руководство органами КГБ со стороны ЦК КПСС, а также прямых указаний Комитета госбезопасности и их партийных комитетов, как отмечалось в редакционном предисловии сборника «КГБ лицом к народу», содержание и сущность деятельности органов безопасности в условиях перестройки активно обсуждались как в чекистских коллективах — и это сущая правда, свидетельствую об этом как очевидец и современник, — так и народными депутатами, органами исполнительной власти, представителями различных общественных организаций и СМИ[2].

Следует сказать также и о той яростной информационно-пропагандистской атаке, которой органы госбезопасности СССР подверглись в конце 80-х годов. В ходе развернутой с 1987г. В то же время в информационной атаке на КГБ явно и сознательно игнорировались все правовые нормы, регламентировавшие их деятельность, грубо и целенаправленно искажались факты, возрождались и создавались новые информационно- пропагандистские мифы, призванные дискредитировать деятельность чекистов. Начало этой ныне забытой странице эпохи перестройки положила крупная информационно-пропагандистская кампания, задуманная и направлявшаяся с Запада, сущность и содержание которой в полной мере раскрывает лозунг, под которым она проводилась: «Превратим год празднования 70-летия Октябрьской революции в год 50-летия большого террора 1937 года! Агабекова, О.

Гордиевского, В. Резуна и др. Баррона, выпустившего в 1974 г. Тогда же известность в нашей стране получила книга Роберта Конквеста «Большой террор», появившаяся на Западе в конце 70-х годов и переизданная в России в конце 80-х годов. Именно эти весьма фундаментальные работы стали основой для многочисленных публикаций в отечественной прессе, «разоблачающих происки госбезопасности».

Однако следует подчеркнуть, что книга Д. Для правильного понимания масштабов и интенсивности проводившейся информационно-пропагандистской кампании, направленной на дискредитацию КГБ, необходимо отметить и тот факт, что в этот период значительно возросли тиражи и популярность так называемых «центральных газет и журналов», в связи с чем их возможности по оказанию заданного целенаправленного эмоционально-психологического воздействия на читательскую аудиторию также существенно возросли. Приведем пример «профессионального становления» одного из «независимых экспертов» по отечественным спецслужбам. После опубликования на рубеже 90-х годов в «Московских новостях» серии статей о КГБ, основанных на упомянутой книге Дж. Баррона, корреспондент Е.

Из всех людей, занимавших этот пост как в дореволюционные, так и в постсоветские времена, Щелоков, несомненно, был самым влиятельным и могущественным министром и занимал свой пост дольше, чем кто-либо, т. Щелоковская эпоха стала золотым веком для советских милиционеров, он всеми силами боролся за повышение достатка своих людей, за повышение их общественного статуса и престижа службы. Но эта эпоха также ознаменовалась самой настоящей войной силовиков, в которой главным соперником Щелокова оказался не менее могущественный глава КГБ Юрий Андропов, с которым они все 16 лет боролись за влияние, но в конечном счёте ставший главой государства Андропов смог разгромить своего соперника, причём сделал это демонстративно.

Лайф вспоминает историю противостояния двух самых могущественных силовых структур Советского Союза и их лидеров. В сталинские времена никакая конкуренция между корпорациями силовиков была невозможна, в том числе и потому, что они находились в рамках одной организации: НКВД — народный комиссариат внутренних дел. При слове НКВД первая ассоциация, которая возникает у современного человека, — брутальные чекисты с маузерами, но в те времена в штате НКВД числились и простые милиционеры, у которых ещё не было собственного министерства, а было только Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД.

Но ещё при жизни Сталина оба ведомства вновь были соединены в одно Министерство государственной безопасности. Более серьёзные изменения ждали силовиков после прихода к власти Хрущёва. Никто из партийной номенклатуры больше не желал создавать циклопического монстра типа сталинской госбезопасности, поэтому с целью недопущения чрезмерного усиления силовых ведомств их было решено разделить.

Новый комитет занимался вопросами государственной безопасности, которая трактовалась чрезвычайно широко: от борьбы с инакомыслием до охраны государственных границ и личной безопасности членов Политбюро. Охрану общественного порядка возложили на Министерство внутренних дел. Правда, в 1960 году оно вообще было упразднено как единый общесоюзный орган, а его функции были переданы республиканским министерствам.

Таким образом, на протяжении нескольких лет у КГБ вообще не было конкурентов. При Брежневе в качестве противовеса КГБ было восстановлено Министерство охраны общественного порядка, которое в 1968 году было переименовано в Министерство внутренних дел. Бессменным главой этого ведомства на протяжении всего срока правления Брежнева был его старый соратник Николай Щелоков.

Карьера секретаря провинциального днепропетровского горкома Николая Щелокова пошла в гору после того, как секретарём Днепропетровского обкома стал Леонид Брежнев. Случилось это ещё до войны, и с тех пор Щелоков и Брежнев были неразлучны. При этом нельзя сказать, что они были лучшими друзьями, в самый ближний круг Брежнева Щелоков не входил.

Однако считался надёжным человеком, на которого можно положиться, поэтому Брежнев практически после каждого нового назначения забирал с собой и Щелокова. Разве что в Казахстане он не составил ему компанию. После того как Брежнев пришёл к власти, Щелоков был назначен сначала министром охраны общественного порядка, а затем и министром внутренних дел.

Эпоха Щелокова считается золотым веком советской милиции, поскольку он действительно не жалел усилий на повышение престижности службы в милиции. К моменту его прихода милиция представляла собой печальное зрелище. Основной кадровый состав милиционеров — вчерашние колхозники, после школы-семилетки отслужившие в армии и завербованные в милицию, поскольку больше никуда не смогли устроиться.

Немногочисленные "идейные" сотрудники через год-другой уходили на более оплачиваемую и менее тяжёлую работу. Мало того что всё было печально с личным составом, так ещё и на всю страну было лишь одно высшее профильное учебное заведение — Высшая школа МВД. Про участковых и говорить не приходится, там большинство не имело за плечами даже законченной школы.

Милиция никогда не находилась в зоне повышенного внимания партийной номенклатуры. Если чекисты всегда считались отборной гвардией партии, то милиция всего лишь охраняла общественный порядок, а по представлениям ранних большевиков граждане вообще сами должны были добровольно охранять порядок в местах проживания, поэтому милиция всегда была на периферии внимания партийных чинов. Щелоков решил переломить ситуацию, пользуясь близостью к Брежневу.

Высшая школа МВД была реорганизована в Академию, в нескольких крупных союзных городах были открыты филиалы. Щелоков добился, чтобы милиция стала комплектоваться современной техникой, средствами связи, автомобилями, — всего этого в прежней милиции почти не было. Щелоков был близок к миру искусства, он сам рисовал и был знаком со многими деятелями и понимал всю силу поп-культуры.

По его инициативе в СССР стали сниматься фильмы, показывающие будни милицейской службы. Появился целый жанр милицейских фильмов, показывающий советских милиционеров как идеальных людей без изъянов. Именно в те годы и был создан положительный образ советского милиционера.

Вряд ли в Советском Союзе нашёлся бы хоть один человек, который не смотрел "Следствие ведут знатоки" или "Место встречи изменить нельзя".

Почему чекисты не отмечают день создания КГБ

Это, в принципе, объективная реальность в условиях глобальной конкуренции, с которой сталкивается любое государство в мире. Но исходит ли угроза из—за рубежа или от конкретного лица внутри страны — мы реагируем одинаково остро, исходя из оценки ее влияния на безопасность граждан, общества и государства. Более того, из повседневного лексикона КГБ начисто исчезло понятие «противник». Беларусь как суверенное независимое государство на протяжении уже более четверти века стремится выстраивать дружеские отношения со странами—партнерами по всему миру. Этому служат и менталитет нашего народа, и безусловная однозначная политическая и нравственная позиция Президента. И Комитет как часть государства придерживается тех же подходов. Поэтому мы делаем ставку на открытый, доверительный и взаимовыгодный диалог, тем более с нашими ближайшими соседями. В то же время история развития человечества красноречиво свидетельствует, что любые государства с момента их появления были просто обязаны знать, что происходит в других странах, особенно расположенных по соседству. Это — история, это — классика! И так будет всегда. Поэтому мы, безусловно, замечаем активность наших соседей на белорусском направлении.

Но самое главное — чтобы эта активность находилась в разумных пределах, основывалась на джентльменских правилах и принципах, чтобы соблюдался негласный кодекс сотрудников спецслужб. Гораздо хуже, когда эта активность приобретает ярко выраженные недружественные формы и мешает развитию двусторонних отношений. Об этом, наверное, можно было бы и не говорить, если бы объектами этих провокаций не становились наши граждане, посещающие соседнее государство как туристы или по служебным вопросам, наши граждане, имеющие там родственников или друзей, коммерческие интересы. Конечно же, это недопустимо. И вряд ли способствует укреплению и развитию отношений. Особенно с учетом того обстоятельства, что белорусский транзит существенно пополняет бюджет Литвы. Так, только в текущем году к 15 годам лишения свободы осужден один гражданин Беларуси, завербованный литовскими спецслужбами. Возбуждено два уголовных дела по статье «Измена государству», еще одно дело направлено в суд. Один из них впоследствии был «обменен» на двух белорусских граждан, осужденных за рубежом. В нынешнем году был осужден гражданин Беларуси — бывший старший офицер.

Будучи путем шантажа и угроз завербован иностранной разведкой, он собирал и передавал сведения, составляющие государственные секреты. Пытался втянуть в противоправную деятельность своих бывших коллег. Но, несмотря на предпринимаемые его кураторами меры безопасности и конспирации, предатель был разоблачен, его вина полностью доказана в суде, и он получил 14 лет колонии усиленного режима. Конечно, противоправная деятельность подобных лиц вызывает серьезную озабоченность белорусской контрразведки, так как наносимый ими ущерб может иметь значительные негативные последствия для национальных интересов страны, ее обороноспособности и безопасности. Следует отметить, что те «гонорары» а мы знаем, о чем говорим , которые платят иностранные спецслужбы своим агентам, не стоят неминуемо ожидающих предателя длительных сроков заключения, сломанной судьбы, общественного порицания, позора для его семьи и близких. Подводя итог сказанному, можно отметить две основные тенденции. За последние пять лет значительно увеличилось число разоблаченных кадровых сотрудников и агентов иностранных спецслужб, что, с одной стороны, свидетельствует о возросшей активности разведорганов зарубежных государств, с другой — о значительном росте профессионализма белорусской контрразведки. И, конечно, о высокой самоотдаче наших сотрудников. Я знаю, что говорю, потому что вижу, как офицеры работают по нескольку суток напролет, без сна и отдыха. Каждый интересующийся мог видеть это лично по ТВ.

Полагаю, что в ходе освещения работы по указанным материалам КГБ уже придал огласке более чем достаточно сведений как об интересовавшей иностранную разведку проблематике, так и о результатах расследования. Вообще, я не думаю, что правильно уделять столько внимания примеру Шаройко. Он всего лишь один из 10 разоблаченных за последние пять лет иностранных разведчиков. Мы не предаем подобные факты огласке, понимая, что это не способствует хорошим отношениям между странами. И в данном случае инициатива обнародования инцидента исходила, как вы знаете, не от нас. Сейчас уголовное дело в отношении Шаройко находится на завершающей стадии, так как к моменту его задержания уже была собрана исчерпывающая доказательная база, а само его задержание носило чисто технический характер. Расскажите об этой работе. Поэтому, конечно же, борьба с коррупцией и экономическими преступлениями — тоже наше дело. Тут ведь опять возникает аспект защиты личности, человека, на этот раз от посягательств коррумпированных чиновников, предпринимателей и связанных с ними лиц. Потому что они своими действиями наносят ущерб не только государству, но каждому конкретному гражданину.

Те деньги, которые должны были пойти на строительство дорог, больниц, школ, на выплату пенсий и пособий, кто-то взял и прикарманил. Или попытался это сделать. В противодействие этому у нас появились свои методы и наработки. Но это очень многовариантная работа. Хочу отметить, что именно Комитет первым на практике начал реализовывать положения статьи 88-прим УК, то есть освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Например, бизнесмен — и это понятно, — хочет как можно больше заработать. Увлекшись погоней за прибылью, он где-то преступил закон. Сказать, что он после этого превращается во «врага государства» и должен однозначно сесть в тюрьму — это, на мой взгляд, неправильно. Я глубоко убежден, что гораздо важнее возместить ущерб, причиненный действиями такого человека, и дать ему возможность продолжить работать честно. Цель Комитета не возбуждение уголовного дела, а предупреждение, выявление и пресечение проблем в значимых сферах экономики, способных влиять на национальную безопасность.

Уголовное дело — это всего лишь одна из форм работы, средство достижения упомянутой мной цели. Я вам приведу такую цифру: за последние три года Комитетом вскрыто более 1.

Об этом, кстати, еще несколько десятков лет назад говорил Юрий Андропов, который дольше всех председателей - в течение 15 лет - возглавлял КГБ. На самом деле служба безопасности создана самим обществом для своей самозащиты от происков империалистических разведок и действий враждебных элементов. Она строит свою работу на принципах социалистической демократии, она находится под постоянным контролем народа, его партии и правительства", - заявлял Андропов. По сути, к моменту создания КГБ советским органам безопасности противостояло все западное разведсообщество во главе с США. Например, в 1955 году у захваченных американских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием, была изъята портативная радиоэлектронная аппаратура, предназначенная для установления местоположения импульсных радиолокационных и радионавигационных станций и систем управления реактивным оружием. Советское воздушное пространство регулярно нарушали самолеты-разведчики США. С 1960-х годов Запад начал активно осваивать космос в шпионских целях.

От органов безопасности требовалось принятие дополнительных мер в сфере защиты гостайны. КГБ решал задачу по контрразведывательному обеспечению "закрытых городов", НИИ, заводов, опытных баз и полигонов.

Предложения Круглова были полностью одобрены. В состав нового комитета вошли выделенные из Министерства внутренних дел СССР управления, службы и отделы, занимавшиеся вопросами обеспечения государственной безопасности. Причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийного и советского руководства страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии. И хотя в основе идеи создания структуры предусматривался совершенно иной расклад сил, КГБ стал самой влиятельной спецслужбой Советского Союза.

По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов. В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Кроме того в 1954 г. Тем не менее численность органов КГБ в 50-е годы сокращалась. Так, в 1955 г.

В конце 1959 году на 42 000 человек были сокращены и пограничные войска. В 60-е годы численность вновь начала расти в 1967 г. В начале 1991 г.

КГБ получил от Министерства обороны СССР две мотострелковые, дну воздушно-десантную дивизию и мотострелковую бригаду общей численностью 23 767 человек. Всего к 1991 году численность органов КГБ составила около 480 000 чел. Так выглядело здание на площади Дзержинского в 1947-83 годах.

Памятник Дзержинскому появился в 1958 году. В 1939 году принимается решение об очередном расширении здания. Проект реконструкции был поручен знаменитому А.

Проект 1939 года предусматривал объединение зданий с общим главным фасадом на Лубянской площади и превращение части Малой Лубянки от Лубянской площади до Фуркасовского переулка во внутренний двор здания. В январе 1940 года эскиз будущего здания был утверждён Берией. Но приступить к большой реконструкции здания помешала война.

Работы по отделке и реконструкции правой части здания бывший дом 1 были начаты в 1944 году и завершены в 1947. Левая же часть здания, хотя и была увеличена на 2 этажа еще в 1930-х, во многом сохраняла исторический облик начала века, включая даже некоторые архитектурные элементы. Здание оставалось асимметричным до 1983 года.

Только тогда были завершены работы по задумке Щусева и здание получило свой современный симметричный облик. В 1985 — 1987 годах на улице Кирова с 1990 года — Мясницкая , д. С 1958 по 1961 год — А.

С 1961 по 1967 год — В. С 1967 по 1982 год — Ю. С мая по декабрь 1982 года — В.

С 1982 по 1988 год — В. С 1988 по август 1991 года — В. С августа по ноябрь 1991 года — В.

В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности. Звание чекиста в новой России После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

После развала Советского Союза долгое время служба безопасности страны находилась в полусонном состоянии. Многие сотрудники спецслужб были вынуждены перейти на полулегальное состояние. Сказались годы перестройки и гласности, когда в стране развернулась масштабная компания дискредитации Комитета Госбезопасности и умаление заслуг чекистов перед Родиной.

После ликвидации КГБ на его материально-технической базе сначала была создана служба внешней разведки, а уже в 1993 года появилась и федеральная служба контрразведки. Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко, а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин. Чтобы подчеркнуть преемственность нового подразделения, Указом Президента РФ от 20.

В этом году торжества по случаю 100-летия ФСБ будут отмечаться с особой пышностью. В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

100 — летний юбилей!. от вчк до фсб: история органов госбезопасности ссср и россии

Историк Павел Корешков, который стал гостем подкаста «53 новостей», рассказал, как создавался КГБ и кто стоял у истоков создания этой легендарной советской спецслужбы. Как работало КГБ в СССР — пост пикабушника valkiriya87. Из Википедии: После провала выступления ГКЧП, 23 августа 1991 года по настоянию Ельцина президент СССР Михаил Горбачёв и президенты союзных республик в ходе встречи в Кремле предложили Вадиму Бакатину возглавить КГБ СССР для его реорганизации и реформирования.

Кгб: расшифровка аббревиатуры и полномочия ведомства

История КГБ. Карта сайта.

В Венгрии дело дошло до открытого восстания, и Серов взял на себя руководство его подавлением. Перед ним была поставлена задача ускорить десталинизацию и искоренить «нарушения социалистической законности». Впоследствии Хрущеву пришлось пожалеть об этих назначениях, потому что и Шелепин, и Семичастный присоединились к оппозиции, сместившей его в октябре 1964. Вскоре завершил свою карьеру и Серов. В марте 1963 он был снят с поста начальника ГРУ в связи с делом американского шпиона полковника О. Пеньковского, который передавал советские военные секреты английской и американской разведывательным службам. Полученная от него информация использовалась американским президентом Дж.

Кеннеди при ведении переговоров с советским лидером во время Карибского кризиса. Последние годы пребывания Семичастного на посту председателя КГБ прошли в условиях нарастающей волны диссидентства. Он возглавлял КГБ пятнадцать лет и создал пятое управление для борьбы с инакомыслящими. Неудачей обернулось советское вторжение 1979 в Афганистан, а в Польше в 1981 пришлось вводить военное положение, чтобы противостоять движению «Солидарность». В 1982 Андропов возвратился на руководящую партийную работу. Его агентом стал сотрудник контрразведывательного подразделения ЦРУ О. Эймс, который передавал советской разведке имена американских агентов в СССР. Горбачева, который потребовал очистить государственный аппарат от предателей. В годы «перестройки» из-за предательства ряда перебежавших на Запад высокопоставленных сотрудников КГБ Эймс был арестован и казнен.

Чебриков не принял горбачевской политики перестройки и гласности, полагая, что эта политика играет на руку западным разведывательным службам, целью которых является подрыв советского общества. В октябре 1988 он уступил свой пост начальнику управления внешней разведки В. Год спустя была разрушена Берлинская стена, пришел конец восточногерманской службе безопасности «Штази» — самой эффективной разведывательной организации, созданной в Восточной Европе, а затем последовало объединение Германии. С этого началась цепь событий, которые привели к неудавшемуся путчу августа 1991 и упразднению КГБ 3 декабря 1991. Организациями, ставшими в Российской Федерации преемниками КГБ, являются Служба внешней разведки СВР, бывшее первое главное управление и Федеральная служба безопасности ФСБ , вобравшая в себя второе главное управление КГБ контрразведка , третье главное управление КГБ военная контрразведка , четвертое управление безопасность на транспорте , пятое управление борьба с подрывной деятельностью , шестое управление экономическая безопасность и седьмое управление наружное наблюдение.

Так появилась аббревиатура, которая вошла во многие языки мира, — КГБ. Инициатива выделения «оперативно-чекистских управлений и отделов» Министерства внутренних дел СССР в самостоятельное ведомство историки приписывают министру внутренних дел Сергею Круглову. Есть свидетельства, что именно он принимал активное участие в подготовке снятия генерального комиссара госбезопасности Лаврентия Берии, готовил операцию по его ликвидации. Интересно, что в 1959 году сам Круглов был лишен генеральской пенсии, выселен из элитной квартиры, исключен из партии, а в 1977 году погиб, попав под поезд. В августе 1943 года он организовывал единственную поездку Сталина на фронт.

Был одним из ближайших соратников Никиты Хрущева. По воспоминаниям тех лет, Серов вел себя, насколько это было возможно в тех условиях, по отношению к будущему партийному лидеру корректно, не «ябедничал» на него поминутно в Москву, что дорогого стоило. Являлся одним из инициаторов массовой реабилитации жертв сталинских репрессий.

Кто то может подумал, что сильно меры были драконовские, но глядя на нынешнюю ситуацию с террактами я даже в чем то поддерживаю, а еще с улыбкой вспоминаю детство, когда мы могли бродить весь день непонятно где, без присмотра и никакие маньяки, педофилы и прочая нечисть нам не угрожала. И я склонна думать, что это заслуга как раз вот тех парней "в сером". Спасибо за внимание.

С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ

Одноклассники В субботу, 10 марта, петербургскому управлению Федеральной службы безопасности РФ исполняется 100 лет. История органов безопасности началась в революционный 1917 год, когда 20 декабря 7 декабря по инициативе Владимира Ленина издается декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии ВЧК. Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Кроме того, орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года ВЧК также занималась вопросами беспризорности и безнадзорности детей. При этом комиссия стала основным инструментов реализации политики "красного террора" в отношении социальных групп, считавшихся классовыми врагами, и контрреволюционеров в первые годы после Революции. Ленин как главный идеолог нового ведомства считал, что без ВЧК "власть трудящихся существовать не может, пока будут существовать на свете эксплуататоры". Попросту комиссию назвали "чрезвычайкой", а ее сотрудников от сокращения "ЧК" - "чекистами".

В феврале 1918 года его подчиненные получают право расстреливать преступников без суда и следствия в рамках декрета "Отечество в опасности!

Все это время, вплоть до 1954 года, органы государственной безопасности существовали в системе МВД. Безусловно, в организационном плане это было абсолютно неправильно.

В 1954 году было принято два решения высших органов власти, касающихся системы госбезопасности. В таком виде этот орган просуществовал аж до распада СССР. Зачем нужны тяжелые ракеты Сверхтяжелые ракеты-носители необходимы для изучения дальнего космоса.

Обычные системы могут поднимать на орбиту спутники или оправлять на другие планеты небольшие зонды, однако серьезные экспедиции реальны только при наличии гиганта грузоподъемностью более 100 тонн, отмечают эксперты. При этом программа Роскосмоса может косвенно указывать на то, что у российского правительства появилось понимание долгосрочной программы освоения дальнего космоса. Например, сверхтяжелая ракета позволит России осуществить собственную пилотируемую лунную или марсианскую программу.

Кроме этого, возможно активное участие России в международном проекте. Например, строительстве окололунной станции — Deep Space Gateway. Пока есть договоренность о том, что российские специалисты изготовят для проекта шлюз для выходов в открытый космос, однако в будущем участие нашей страны в проекте может расшириться.

Официальная задача для будущей «царь-ракеты» в программе «Роскосмоса» — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, выведение пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту. Проект дорогой, однако на кону — космическое будущее России. Индивидуальный террор Вероятно, одной из самых устрашающих функций комитета, который с апреля 1959 года обрел статус ведомства при правительстве, стало индивидуальное преследование, а затем и ликвидация тех, кого советское государство считало своими врагами как внутри страны, так и за ее пределами.

Одной из первых такой акций была ликвидация украинского националиста Степана Бандеры. Между тем первая акция, организованная двумя годами ранее против капитана советской разведки Николая Хохлова, провалилась. После разоблачительного выступления разведчика в западной прессе его попытались отравить при помощи радиоактивных элементов, однако тот выжил и даже был реабилитирован решением российского президента Бориса Ельцина.

Чудеса оружейного дела: ракета в кармане Как сделать керамбит нож из картонной коробки? Для изготовления керамбита ножа из картонной коробки, подойдет упаковка для подарочных конфет. Если такой коробки нет, возьмите упаковку от чая.

Если склеить такой картон в несколько слоев, нож будет достаточно прочным. А вот упаковка для обуви может быть слишком мягкой. Гофрированный картон может подойти для наклеивания выпуклых деталей.

Схема курамбит из картона Сухопутные войска Германии Как и в любой другой армии мира, основной силой немецкой армии являются Сухопутные войска. Их общая численность значительно превышает количество всех остальных видов войск армии Германии. По состоянию на 2020 год, Сухопутные войска ФРГ состоят из следующих подразделений: 4 корпуса «быстрого развёртывания» НАТО: «Еврокорпус», АК БР НАТО, германо-голандский корпус и германо-датско-польский корпус; 5 оперативных групп, которые находятся в армейских корпусах Альянса: французский, испанский, итальянский турецкий и греческий корпуса; 5 дивизий и целый ряд различных частей и подразделений; Различные танковые дивизии и бригады; Горнопехотные и мотопехотные бригады; Бригады воздушно-десантные; Вертолётные полки, к которым относятся полки вертолётов огневой поддержки и полки лёгких транспортных вертолётов.

На первый взгляд, численность и состав Сухопутных войск Германии в 2020 году достаточно внушительны. Тем более, что многочисленные международные учения доказали, что современные отряды по своей боевой мощи и возможностям в два раза превосходят отряды 70-80-х годов, имевших такую же численность. Получается, что 5 дивизий, которые существуют в 2020 году, могут заменить собой 11 дивизий прошлых лет.

Однако, последние события в Ираке показали ошибочность этих суждений. Огневая мощь — это конечно хорошо, но операции по зачистке территории должна проводить именно пехота. Вот тут и сказывается её недостаточная численность.

Несмотря на громкие слова, которые говорятся для мировых средств массовой информации, военное командование прекрасно понимает, что численность Сухопутных войск недостаточная. Именно поэтому даже в официальном документе военного строительства Германии прямо говорится о том, что немецкая армия предназначена для миротворческих операций, а также для локализации конфликтов слабой степени интенсивности. Основной упор при этом делается на то, что немецкая армия будет выступать в составе коалиции сил.

Так, 6 февраля 1922 года встает вопрос об упразднении ВЧК. Полномочия переходят к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого ОГПУ. Главой ведомства после смерти Дзержинского становится бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский. Упраздненный орган так же должен был бороться с контрреволюцией. Спустя три года полномочия начали расширяться - в подчинения вошли органы милиции и уголовного розыска, что стало отправной точкой объединения органов госбезопасности с органами внутренних дел.

Структура ведомства несколько раз реорганизовывалась. Затем в 1946 году было Министерство государственной безопасности МГБ , а после - Комитет государственной безопасности КГБ , который просуществовал до 1991 года. В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки ФСК была преобразована в Федеральную службу безопасности. История ведомства неоднозначна: в ней есть место и славным делам на благо страны, и негативным вещам, которые так просто нельзя выбросить из истории государства.

Позже он стремился переориентировать КГБ на международные дела. Оперативная работа целиком переводилась в сферу каналов борьбы с проникновением в страну иностранных разведок. Внутренние дела по мнению Шелепина должны были сойти на нет. Впрочем, этого не произошло. Шелепина отправили в отставку, по слухам за то, что он хотел занять высший партийный пост в стране.

Самое популярное

  • В Литве прокомментировали заявления КГБ об атаке дронов на Минск
  • What Is the KGB?
  • КГБ против МВД. История первой войны силовиков
  • Последние новости
  • КГБ история становления и знаковые факты

Кгб: расшифровка аббревиатуры и полномочия ведомства

Хрущева о культе личности И. Лащенко вошли в Будапешт. В нем приняли участие 34 тысячи делегатов из 31 страны. Дзержинскому Скульптор Е.

Памятник демонтирован 24 августа 1991 г. Хрущева в США. Хрущевым в КНР.

Попытка убедить Мао Дзэдуна в необходимости признания принципа мирного сосуществования стран с различным политическим строем. Катапультировавшийся пилот Г. Пауэрс задержан и доставлен в Москву.

Провал переговоров из — за выдвинутого Н. Хрущевым к американской стороне требования принести официальные извинения за разведывательную акцию ЦРУ 1 мая и прекратить разведывательные полеты над территорией СССР. Хрущева с президентом США Дж.

Кеннеди в Вене. Провал переговоров из — за требований Н. Демонтирована в 1989 г.

Сталина вынесено из Мавзолея на Красной площади и перезахоронено у Кремлевской стены. Наиболее массовые беспорядки произошли в г. Новочеркасске Ростовской области.

В ходе подавления беспорядков погибли несколько человек. Кеннеди в обращении к нации заявил об установлении морской блокады Кубы и требование о выводе советских баллистических ракет с Кубы. Начало «горячей стадии» Карибского кризиса.

Хрущева Дж. Ленинграде над И. А Бродским по обвинению в тунеядстве отправлен в ссылку на принудительные работы в колхозе.

Синявский и Ю. Даниэль за передачу для опубликования за рубежом своих произведений. Буковским: митинг на Пушкинской площади с требованием освободить А.

Синявского и Ю. Синявским 7 лет лишения свободы и Ю. Даниэлем 5 лет лишения свободы — первый открытый «политический» процесс в послесталинский период.

Участники митингов разогнаны милицией и солдатами. Ноябрь — в журнале «Москва» начата публикация романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Гинзбургом, Ю. Галансковым и другими. Чирчик Ташкентская область, Узбекская ССР состоялась демонстрации крымских татар с требованием свободы переселения в Крым.

Милицией задержаны около 300 человек. Выходил до октября 1972 г. По факту выпуска бюллетеня прокуратурой г.

Москвы возбуждено уголовное дело по ст. Июнь — выход в неподцензурном «самиздате» статьи академика А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».

Андропов даже сумел повысить статус КГБ до центрального органа госуправления страны ранее он считался просто ведомством при Совмине. Он активно занимался «пиаром» Комитета — именно при Андропове стали появляться фильмы и книги о разведчиках. В 70-е годы КГБ взялся за борьбу с инакомыслием. Критиков власти и диссидентов преследовали, увольняли, принуждали к иммиграции, закрывали в тюрьмах, с ними «работали» врачи психиатрических лечебниц. Велика его роль в развязывании войны в Афганистане. В 80-е годы американской резидентурой был завербован Олдрич Эймс — руководитель советского отдела контрразведки. По мнению С.

Леонова, главным из факторов реорганизации ВЧК в ГПУ был международный — подготовка советского руководства к участию в Генуэзской конференции. Таким образом, управление органами милиции и госбезопасности было передано одному ведомству. Внешность История создания самой секретной спецслужбы Окончание Второй Мировой войны означало начало нового военно-политического противостояния, в которое послевоенный мир стал погружаться после антикоммунистического выступления Уинстона Черчилля в Фултоне. Опыт работы советских разведслужб временем вооруженного противостояния показал необходимость в организации качественно новой организации. Для успешного сдерживания антисоветского и идеологического влияния Запада, для противодействия агрессивным стремлениям США и их союзников, для сохранения внутренней политической стабильности в стране, требовалась независимая и мощная разведывательная спецслужба. Про КГБ принято говорить, как про отдельную структуру, однако долгие годы этот огромный механизм работал в сложной и запутанной межведомственной системе. Подведомственная подчиненность советской разведки Министерству Внутренних Дел, которая существовала до 1954 году, была прервана.

Это было вызвано острым партийным кризисом, возникшим в системе руководства Советского Союза после смерти И. Сосредоточение в руках Лаврентия Берии руководства самыми влиятельными силовыми структурами советского государства могло привести к непредсказуемым последствиям. Тем более что, по мнению самих разведчиков, пребывание службы разведки и контрразведки в структуре системы внутренних дел было крайне неудобно и неправильно с точки зрения качества работы. На 1954 год пришлось сразу два важных решения, касающиеся трансформации органов государственной безопасности. Буквально через месяц, 13 марта 1954 года этот вопрос решился на уровне Президиума Верховного Совета СССР и окончательно принял законодательную форму. В таком виде с некоторыми внутриведомственными и подведомственными изменениями советская разведка, управления и отделы КГБ в целом просуществовали до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование. Семичастный был едва ли не единственным руководителем, который сумел воплотить в работу вверенного ему ведомства весь свой огромный боевой опыт.

Все последующие после Семичастного Председатели Комитета были люди новой формации, воспитанные на идейных соображениях. Из этого списка три фамилии наиболее примечательны не только в истории советской секретной спецслужбы, но и всего советского государства. На годы руководства ведомством В. Семичастного пришлись самые острые и критические моменты новой советской истории. Пражская весна, война во Вьетнаме , Карибский кризис — это только наиболее известные внешнеполитические кризисы, во время разрешения которых операции КГБ сыграли едва ли не решающую роль. Шелепин был единственным гражданским человеком, возглавлявшим советскую разведслужбу. Все последующие Председатели имели высокие воинские звания, начиная со звания генерала — полковника, заканчивая званием генерала армии.

О роли Коммунистической Партии Советского Союза в деятельности советской спецслужбы отдельный разговор. В мировой истории это едва ли не единственный случай, когда правящая партийная верхушка контролировала деятельность секретной организации, направляя и контролируя ее деятельность. Слепая ярость 1989 Война во Вьетнаме лишила Ника Паркера зрения, но подарила возможность познать древнее боевое искусство. Местный самурай обучил раненого солдата воспринимать окружающий мир с помощью обоняния и слуха, защищаясь от опасностей. Ник отправляется на родину, чтобы проведать товарища по службе, и становится свидетелем жестокого преступления. Мужчина успевает спасти ребенка и готовится отомстить бандитам за гибель невинных людей. Как известно, эта машина практически сразу начала работать в полноценном режиме.

Достаточно вспомнить лишь только репрессии, которые проводились в СССР в 30-е годы 20-го века. Все это время, вплоть до 1954 года, органы государственной безопасности существовали в системе МВД. Безусловно, в организационном плане это было абсолютно неправильно. В 1954 году было принято два решения высших органов власти, касающихся системы госбезопасности.

Тогда и был создан новый комитет ставший всемирно известным по аббревиатуре — КГБ. Кстати, он же являлся одним из инициаторов массовой реабилитации жертв сталинских репрессий. В 2016 году в России были опубликованы дневники Ивана Серова, найденные его внучкой. В годы Великой Отечественной он занимался отбором добровольцев для партизанских отрядов. Кстати среди отобранных им добровольцев была и Зоя Космодемьянская.

Уже из названия новой организации понятно, какие именно проблемы считались тогда первостепенными. Борьба с иностранными разведками и шпионажем явно не относилась к их числу. А реальной угрозой новая власть считала подпольные офицерские организации, саботаж чиновников, спекуляцию, разгул бандитизма, анархию и пьяные погромы. Именно по этой причине ВЧК не имела вначале специального контрразведывательного подразделения. Однако совсем скоро приоритеты стали меняться. Уже летом 1918 года выяснилось, что, несмотря на заявления западных правительств, их спецслужбы вовсе не намерены сворачивать свою подрывную работу против России. Поэтому уже в конце 1918 года в структуре ВЧК появился Особый отдел в количестве 11 человек, на который возлагались функции борьбы с иностранными спецслужбами. Но в начале 1918 года, в первые дни существования ВЧК, о борьбе с иностранным шпионажем никто не думал. Более того, предполагалось, что поставленные перед чрезвычайной комиссией задачи — борьба с контрреволюцией и саботажем - будут решены довольно быстро, после чего надобность в такой структуре отпадет. Именно поэтому ЧК рассматривалась как временный чрезвычайный специальный орган. Неслучайно в первые месяцы, примерно до апреля 1918 года, деятельность ЧК распространялась лишь на Петроград и губернию. И только весной 1918 года, после переезда правительственных учреждений, в том числе и самой ВЧК, в Москву, началось создание чрезвычайных комиссий на местах. Уже к концу 1918 года в республике имелось 40 губернских и 365 уездных чрезвычайных комиссий, кроме того, были образованы ЧК в армии, на железных дорогах и в пограничной полосе. И работы им, судя по всему, хватало. Одновременно с практической деятельностью в руководстве ВЧК шла весьма напряженная дискуссия о методах и средствах работы. Например, в течение всего 1918 года среди руководящего состава ВЧК не было единого мнения относительно использования в оперативном процессе секретных сотрудников и негласных средств. На жаргоне первых чекистов такие методы назывались «провокацией». Так вот, многие товарищи считали провокацию наследием проклятого империалистического прошлого, недопустимым в новых революционных условиях. И поначалу эта точка зрения возобладала. На заседании коллегии ВЧК 18 марта 1918 года даже было принято специальное постановление "О недопустимости пользоваться провокацией в работе ВЧК". Впрочем, уже через несколько месяцев, в связи с резким обострением внутренней обстановки и оккупацией значительных территорий страны иностранными войсками, руководство ВЧК пришло к выводу, что без старых проверенных методов контрразведывательной работы не обойтись. И все-таки в первые годы деятельности ВЧК негласные методы оперативно-розыскной работы не были главными.

В КГБ Белоруссии сделали важное сообщение:

Иван Александрович Серов Первым председателем КГБ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов. Хотя этот тип управления на языке КГБ назывался «профилактикой» на самом деле это было управлением массовым сознанием. КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год. Историк Павел Корешков, который стал гостем подкаста «53 новостей», рассказал, как создавался КГБ и кто стоял у истоков создания этой легендарной советской спецслужбы. Хотя этот тип управления на языке КГБ назывался «профилактикой» на самом деле это было управлением массовым сознанием. КГБ занималось разведывательной работой, борьбой с подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР, контрразведкой в Советской армии и флоте.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий