Сводка новостей со словами "Крещение", "крещенские купели", "крещенские купания" в 2022 году пестрит сообщениями об отмене традиции. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его. — Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Иисус Христос принял обряд крещения в 30-летнем возрасте на реке Иордан.
5 вопросов о празднике Крещения Господня
Согласно Евангелию, после воскрешения Лазаря Иисус Христос направлялся в Иерусалим с учениками из Вифании. Сегодня день, когда Иисус принял крещение, называется Крещением Господнем. Евангелист Лука, описав крещение Иисуса написал: " Иисусу, когда он приступил к своему делу, было около тридцати лет" (Луки 3: 23). Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. По словам Луки, Иисусу при крещении было около 30 лет: "В то время как крестился весь народ, крестился и Иисус. Праздник появился еще при жизни апостолов в память о том, как пророк Иоанн Предтеча (также известный как Иоанн Креститель) крестил Иисуса Христа в реке Иордан.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Массовые заплывы в ночное время уже давно превратились в национальный культурный код. Верующие вспоминают о крещении Христа в водах Иордана. Считается, что в это время вся вода приобретает особые свойства. По данным МЧС России, в этом году количество официальных мест для крещенских купаний превысит 3 тысячи.
Выйдя к народу, крестя его во очищение грехов, Иоанн Креститель проповедовал: "Идет за мною Сильнейший меня, Тот, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его.
Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". Так Иоанн и крестил - водой, в покаяние, и к нему выходили люди со всего Иерусалима, всей Иудеи, и принимали от него крещение в реке Иордан, исповедуя при этом свои грехи. И вот во время такого крещения из Галилеи к Иоанну приходит Иисус - чтобы тоже принять крещение в покаяние. Но ведь Иоанн - пророк, и, обладая пророческим даром, он понимает: Тот, Кто перед ним сейчас стоит, безгрешен.
Иоанн слушает Иисуса и совершает Крещение. Именно этот момент так любили изображать художники. Хуан Карреньо де Миранда И вот когда Иисус, приняв Крещение, поднимается из иорданских вод, небеса разверзаются и Дух Божий, словно горлица ниспускается на Иисуса, а голос с небес возвещает: "Это - Сын Мой возлюбленный, и в Нем - Мое благоволение". Так людям было явлено, что Иисус - это Сын Божий.
Обратите внимание, Христос, безгрешный по Своей природе, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим Он смиренно соединяет Себя с нами, Свою судьбу с судьбой человеческой. Он погружается в эти воды и так становится ближе нашему греху, нашему падению, нашей человеческой смертности. Крестясь, Иисус указывает всем нам путь ко спасению и Своим Крещением освящает все водное естество, сообщая воде ее первичную чистоту. Когда сейчас, после пришествия Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это Таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью, поэтому и говорят, что крещение - это духовное рождение человека.
Человек приобретает возможность иметь жизнь вечную, и этот путь указал ему Сам Христос. Теперь, когда мы разобрались с сутью праздника, можно вернуться к воде.
Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня. Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню? Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является.
Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим». Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле Тит. II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник.
Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение.
После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику.
Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда.
После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв.
Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник.
Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся.
Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу.
По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу».
Святые отцы святитель Епифаний Кипрский говорят, что Господь пришел на Иордан и крестился от Иоанна не потому, что имел нужду в этом омовении, но для того, чтобы исполнить до конца все, что свойственно воспринятому Им человеческому естеству, и показать, что Он носит истинную плоть и есть истинный человек. Он не хотел преступить закона и отвечал Иоанну: «так надлежит нам исполнить всякую правду» Мф. По этой причине Он сошел на воды крещения и чрез сие даровал им более, нежели сколько мог восприять, не имея ни в чем нужды; ибо самые воды Он озарил Своим светом и сообщил им особенную силу, по которой верующие в Него, приступая к водам крещения, облекаются этой сообщенной Его нисшествием силою и озаряются светом Его. Никогда бы воды крещения, подтверждает святитель Амвросий Медиоланский, неспособны были бы очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены Его прикосновением. Погрузившись в воду, Спаситель освятил воды, бездны и ключи всех источников.
А святитель Иоанн Златоуст говорит, что настоящий день есть день, в который крестился Господь и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год, так как сегодня освящены воды и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей и после столь долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Далее святитель Иоанн Златоуст говорит, что, приняв крещение Иоанново, Спаситель установил истинное крещение, которое должно было быть проповедуемо впоследствии. Дальнейшие события крещения Господа показали, что оно имело еще и другой глубокий смысл. До крещения Христос безвестно жил в малом городе Назарете, в доме Своего нареченного родителя Иосифа, разделяя с ним труды древоделия.
Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте
Кроме этого, именно так верующие могли покаяться и стать ближе к Господу Богу. Однажды к Иоанну пришел сам Иисус Христос. Он попросил Иоанна крестить его. Сначала Иоанн отказывался. По его мнению, это была слишком большая честь для него. Однако Иисус объяснил, что все это — воля Бога. Именно появление Христа на Иордане стало корнями для традиции нырять в прорубь. А произошло святое таинство как раз 19 января. Считается, что вода в храмах в этот день свята.
Традиции и запреты светлого дня: Начало празднования Крещения наступает еще 18 января, когда люди собираются дома и проводят вечер в кругу семьи. В канун Крещения православные верующие соблюдают пост. Начиная с ночи 18 января и на следующий день, утром 19 января, люди купаются в проруби.
От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византии написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, водами погребсти человеческий грех, исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить водное естество и подать нам образ и пример Крещения. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся Гал.
О святой воде. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.
Вопросы и ответы Когда празднуется Крещение Господне дата В 2024 году Крещение — 19 января и продолжается Великий день до наступления 20 числа длительность — одни церковные сутки, которые равны календарным. Православные, живущие в разных уголках мира, отмечают эту дату и посещают службу на Крещение. По традиции торжество проходят богослужения в течение 4 дней предпразднства и 8-ми попразднства т.
Святое Богоявление Господне — это второе название этого дня. Оно дано как напоминание о великом чуде, произошедшем в этот день. Когда происходило великое таинство, с небес спустился голубь, и прозвучал голос Господа Бога, который назвал Христа сыном своим. И с тех пор стало ясно, что Христос — сын не только человека из крови и плоти, но и духовного Отца нашего. Что такое Крещение Господне.
История праздника Если переводить с греческого название торжества Крещение, то дословным переводом будет «погружение в воду». Считается, что наделенная чудодейственной силой вода омывает не только тело, но и очищает душу от грехов и накопленной скверны. В далекие времена было известно о крещении: людей крестили на берегах ближайших водоемов. Явившийся голубь, олицетворяющий Отца Божьего во время священного таинства крещения Христа, стал предпосылкой старинной традиции освящать воду в этот день и омывать тело в купелях. Люди, стоящие у истоков принятия христианства, крестили всех, кто обращался с такой просьбой.
Крестины звали праздником Светов, что символизировало высшую силу при помощи обряда очищать людей от накопленных грехов. До них будто бы снисходил волшебный Свет Христов. Описание события праздника: После долгих странствий по пустыне его путь лежал к реке, в которой, соблюдая старинную традицию, последователи иудаизма совершали обряд омовения. Пророк стал рассказывать людям о необходимости чистосердечного покаяния и о крещении грешников с целью отпущения земных грехов. Люди слушали Пророка, открывали ему свои сердца и верили каждому слову.
Однажды к берегам той реки пришел сам Иисус. В то время ему было 30 лет. Документальных доказательств, в какой год произошло таинство, к сожалению, нет. Много споров по этому поводу и по сей день. Но имеются предположения, что год крещения находится во временном промежутке с 26-й по 28-й год н.
Дело в том, что датировку от Рождества Христова помещали в начало даты в виде первой буквы имени Исуса Христа — I или Х. Разрыв времен в истории рукописей. Например, в Западной Европе гражданский документооборот — реестровые книги, кадастры недвижимости и книги записи актов гражданского состояния — начинается не ранее середины 14 века. Та же ситуация и с древними рукописями. Например, в 17 веке из четырех важнейших сегодня манускриптов Библии был известен только Александрийский кодекс. Читаем историю рукописи: и оказывается, что впервые светскому миру этот манускрипт открылся только в 1624 году. Подобная история и с Повестью временных лет — основой русской истории. Старейшая рукопись ПВЛ — Лаврентьевская — датируется 1377 годом — на основании записи в конце «писана Лаврентием в году таком». При этом Лаврентий первые 39 листов не переписывал события до 986 года.
А сама рукопись стала известна светскому миру только в 1792 году, когда ее обнаружил Мусин-Пушкин. При этом получилось, что до этого она была отнюдь не во Владимире, а в собрании Новгородского софийского собора — где она была переписана семинаристами в 1765 года. Ранее история рукописи не просматривается. Такая же история с другими списками ПВЛ. И здесь можно уточнить время происхождения всех этих рукописей — по времени первого появления легенды о Рюрике. И выясняется, что эта легенда появилась при Елене Глинской или несколько позже — между 1527 и 1561 годами. Возникает вопрос: что мы имеем на самом деле в традиционной хронике мировой истории? Мы имеем здесь набор реальных и виртуальных историй, которые были зафиксированы или порождены и сплетены воедино в период 15-17 веков. Последнюю точку в создание традиционной истории и ее хронологии внес французский гугенот Иосиф Скалигер 1540-1609.
В конце 16 века Иосиф Скалигер сформовал и зафиксировал основную структуру и хронологию нынешней традиционной истории между минус 400-м годом до новой эры и 1600 годом новой эры на основе церковной христианской истории и местных историй Священной Римской Империи, написанных в 15-16 веках. Предположим, Русь крестил князь Владимир в 988 году, как утверждают нам официальные историки. Тогда как объяснить орнаментальную белокаменную резьбу на Дмитриевском соборе конца 12 века во Владимире? Представленные на нём различные языческие сюжеты абсолютно никакого отношения к Христианству не имеют. И это через 200 лет после крещения! Барельефы, маски, грифоны. В христианстве такой традиции нет. У христиан почти исключительно роспись. А экскурсоводы теперь рассказывают нам об изображениях царя Давида, Самсона и Александра Македонского… Теперь рассмотрим как и что меняется со временем.
Начнем все с того же Дмитровского собора во Владимире, ибо его пример наиболее насыщен. На барельефе мы видим изображение Дажьбога. Чтобы не ошибиться, изображение даже подписано буквами ДА и БЪ. Такие изображения есть на монетах, на головных уборах, в орнаментах одежды и т. Всего три примера для наглядности, кто хочет легко их найдет в интернете в великом множестве. Историки прекрасно знают этот образ Дажьбога. А что говорят нам экскурсоводы Дмитровского собора? Да ведь это Александр Македонский! Возникает закономерный вопрос: Что забыл Александр Македонский и царь Давид в древнем русском храме?
И тем не менее вот такую глупость официально нам преподносят. Кстати, согласно исследованиям советского академика Б. Рыбакова, по верованиям большинства русских людей средневековья, в том числе самых образованных и высокопоставленных, Христос являлся воплощением именно Дажьбога, а не иудейским Мессией. Опять-таки по Рыбакову, дохристианские и раннехристианские изображения птиц с девичьими головами — это ни что иное как русские русалки. Это те что еще в начале 19 века у А. Пушкина на ветвях сидели. Именно они были подателями, а никакие не ангелы. Ангелы появились под влиянием западной культуры только к концу 19 века, к этому же времени под влиянием все того же запада у русалок вырос рыбий хвост и вместо подательниц они стали утопленницами. Изображения русалок с птичьими хвостами так же еще можно встретить на фасадах старых церквей, и на саккосе митрополита Московского, Киевского и всея Руси Алексия.
Чтобы понять, когда все таки происходили события, связанные с принятием Христианства, не обязательно выстраивать супер сложные математические модели, подобно Носовскому и Фоменко, не стоит искать совпадения с затмениями и падением комет, хотя и это все достаточно полезно и может послужить подтверждением разумных гипотез. Нужно просто включить логику. Итак, идем дальше. В сочинении «Прения с греками о вере» иеромонаха Арсения Суханова 1600? И Израиля Бог отверже и предаде их в запустение, и в место Израиля приял Бог вас греков и прочих верующих; и церквы жидовския разорены, в то место созданы христианския. И от того времени и вы греки разгордестеся над многими и называете себе источник веры всем; и за ту вашу гордость вас Бог отринул, якоже и жидов, и царство ваше поганым бусурманам и вас всех в неволю отдал, и детей ваших емлют в янычары и неволею бусурманят, и церкви ваша мечетями учинены, и жен ваших бусурманы за себя берут. Ино какия вы нам учители и источник? И сами у темной власти живете под началом у бусурман, и сами себя просветить не можете, а называетеся всем вы источник! Скажите ми: кого вы своим учением просвещаете?
Уже от вашего учения мало вы не все обусорманилися; и церкви ваши помечетены, но токмо лишь след мало знать. Греки говорили: патриархов у нас турки переменяют. Арсений говорил: турчин переменяет все по вашему прошению, а не собою». Дальше больше: «И вы мало не соединились есте с римляны. О каком же 158-м году говорит Арсений Суханов? Знаем, что в то время на Руси датировка велась от сотворения Мира, а первая цифра тысячелетия просто упускалась из письмооборота. Выходит 6158 год. Отнимаем 5508 лет получаем 650 год. Однако мы также знаем, что с принятием христианства точка отсчёта нового летосчисления стала вестись от Рождества Христова и в письменах годы стали записываться от Иисуса, точнее вначале ставилось латинское I за ним год.
Таким образом I. С этим разобрались. Интересно и то, что Суханов в своих «Прениях» пишет и о том, как происходила эта фальсификация. Представители латинской церкви скупили у захвативших Константинополь турок все греческие священные писания, поправили их как им хотелось, и распространили в исправленном виде. Ну это всё у нас на Руси, иеромонах может и попутал чего… А что же в «просвещённой» Европе? Христос жил в первом веке, а евангелисты в 16? Долгожители, наверное? Конечно, всё может быть совсем и не так. Однако тот же Фоменко убедительно доказал, что для фальсификации разных дат применялись разные числа.
Давайте проверим дату коронования Елизаветы I, ведь с ней связаны приблизительные даты жизни четырех евангелистов и апостола Павла. Ведь не просто так Диккенс указывает нам на это. Коронация Елизаветы I Английской состоялась 15. Когда же писали евангелисты?
Main Navigation Bar
- Ответы : В каком возрасте крестили Христа
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
- Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
- Крещение Господне 2024: какого числа, история, традиции, святая вода, проруби, что нельзя делать
- Зеленые воды реки Иордан
- Святое Богоявление.Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Зачем крестился Иисус?
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет. Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее.
Основным источником, из которого мы узнаем о событии Крещения Господня, является евангельское повествование. О нем повествуют все четыре евангелиста. Это связано с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии праздника Богоявления читается отрывок из этого Евангелия.
Крещение Спасителя предваряется рассказом о проповеди святого Иоанна Предтечи в пустыне, который приуготовлял народ к принятию Мессии через покаяние и водное крещение.
Каноны праздничной службы составлены святыми Космою и Иоанном Дамаскином, а стихиры — тем же Космою, Феофаном, Германом и др. Предпразднство Богоявления начинается 2 января, а отдание совершается 14 января.
К особенностям этого праздника относится также великое водоосвящение, которое, обыкновенно, происходит в навечерие, в конце Литургии, и в самый праздник, с выходом на реку. Это водоосвящение называется великим в отличие от малого, которое может быть совершаемо во всякое время. Обряд освящения воды в воспоминание Крещения Господня есть весьма древний: о нем упоминает святитель Иоанн Златоуст в одной из своих бесед на сей праздник[21].
Иоанн Златоуст. Похвальные беседы на праздники Господни и святым. Слово в день Богоявления.
Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Феофилакт Болгарский.
Толкование на Евангелие от Матфея. Григорий Неокесарийский. Беседа на Богоявление Господне.
Исидор Пелусиот. Книга 1. Письмо 66, комиту Кесарю.
Похвальные беседы на праздники Господни и святых. Григорий Палама. Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов Богоявление.
Толкование на Матфея Евангелиста.
Предтеча, по замечанию блаженного Феофилакта, «имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием»[4]. Ты ли грядешь ко мне — столь Великий к столь малому? Признаю могущество Твоей власти и не таю собственного своего уничижения и недостоинства. Когда я крещаю других, то крещаю в Твое имя, дабы они уверовали в Тебя. Но, крещая Тебя, кого стану я призывать?
В чье имя буду крестить Тебя? Во имя Отца? Во имя Сына? Во имя Святого Духа? Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня — Крестителя»[5]. Но Иисус Христос, с величием Сына Божия и смирением Сына Человеческого, с ясным сознанием того, что делает и для чего делает, сказал Иоанну: Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду; «теперь время обнищания, теперь место снисхождению, по которому восприял Я на Себя человека, и приемлю крещение, чтобы его соделать чистым от преступления; теперь требуется не власть владычняя, но рабское уничижение: остави ныне исполниться милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков; подобает нам исполнити всяку правду, а дело правды — бесстрастно Приявшему на Себя человеческие немощи приять за людей и крещение в заглаждение их греха и в знамение их во Мне неистления»[6].
Предтеча не препятствовал исполнению Божественной правды. Господь наш вошел в Иордан, погрузился и, выйдя из воды, молился. И се отверзошася Ему небеса, и сниде Дух Святый телесным образом, яко голубь, Нань, и глас с небесе бысть, глаголя: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Тебе благоволих! Все обстоятельства, сопровождавшие крещение Христово, послужили к совершенному удостоверению Иоанна и людей внимательных к путям Божиим, что Иисус есть истинный Мессия, древле обетованный и предсказанный. Дух Господа Бога Моего на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы — так говорил о Себе Мессия устами того же пророка Ис. Святой Дух наитием Своим, по замечанию святого Иоанна Златоустого, «как бы некиим перстом указал Христа всем»[7].
С этого времени и сам Креститель Господень Иоанн проповедует уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии. Разрешая вопрос, почему Дух Святой явился в виде голубя, святые отцы говорят, что этот образ наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. С другой стороны, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя; там сучец масличный, здесь милость Бога нашего»[10]. Объясняя глубже сошествие Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, святые отцы научают понимать его богоприлично.
Святое Богоявление.Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 янв. н. с.), посвященный воспоминанию одного из центральных событий новозаветной истории - Крещению Иисуса Христа Иоанном. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Имя «Крещение» тесно связано с описанным в Евангелии эпизодом земной жизни Иисуса: в 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. Восточные церкви празднуют Крещение Христа в Иордане. Место крещения Иисуса Христа. Традиционно, местом крещения Спасителя считается река Иордан.
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
Между крещением Руси и появлением Плащаницы мы находим Андрея Боголюбского, который крестил Московскую Русь в 1160 году верным способом (и показывал иноземцам как надо креститься). Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его. Крещение Господа Иисуса Христа православные верующие празднуют 19 января. Этот день посвящен воспоминанию евангельского события о том, как пророк Иоанн Предтеча крестил Христа в водах реки Иордан. Икона Крещения Иисуса Христа.