С 6 по 8 марта в Московском академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдут премьерные показы оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева.
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
«Не только любовь» — первая опера Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой. Композитор (автор материала): Щедрин, Родион Константинович. Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Премьера первой оперы Родиона Щедрина прошла в 1961 году в Большом театре и была провальной.
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»
Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. спектакль Александра Кузина, который даже довозили до. Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в.
Не только любовь
Максим Обрезков и Ася Мухина нарисовали тревожную картину, сознательно лишив ее буколических красот: голая земля, готовая к посевной, высоковольтная линия электропередач, уходящая к горизонту, тяжелые тучи в небе и бесконечный ливень, не дающий возможность сева. И это не просто бытовая проблема неких далеких от нас советских колхозников. Тема поднимается до уровня языческого мифа, в котором люди живут в абсолютной гармонии и единстве с природой. Не будет сева, не будет урожая.
Не будет урожая, не будет жизни. Классический оперный любовный треугольник здесь тоже демонстрирует удивительное слияние бытового реалистического конфликта с высотами истинной трагедии. Молодой паренек Володя, легкомысленный балабол, избалованный вниманием девок, появляется перед более чем скромными односельчанами, как Сергей Сергеевич Паратов — в белом костюме и элегантных туфлях.
Кирилл Матвеев создает очень яркий характер обаятельного пустомели, который своей асоциальностью рушит шаблоны жесткой системы деревенского сообщества. Варвара влюбляется в Володю. И эта любовь — не что иное, как страсть, «химия», эротическое влечение.
Музыка буквально захлебывается от страстных интонаций, сочных гармоний, выразительных мелодических оборотов. Варвара уже готова подчиниться своему чувству, хотя у Володи есть юная невеста Наташа — ее партию исполняет нежная и женственная Мария Макеева, обладательница очень красивого сопрано. Впрочем, здесь каждый солист демонстрирует великолепные вокальные качества.
Родион Щедрин написал для певцов выразительнейшие партии, в которых речитативность предельно сплетена с мелодизмом.
Наконец, с оглушительным успехом в 1977 году в Большом прошла премьера оперы Щедрина «Мёртвые души» в постановке Бориса Покровского. За дирижёрским пультом стоял маэстро Юрий Темирканов. На выставке представлены фотографии репетиций и сцен из балетов «Конёк-горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», опер «Не только любовь» и «Мёртвые души», а также афиши этих спектаклей, эскизы декораций, костюмов и сами костюмы. Она будет работать до 19 января 2023 года.
Сцена «Базар» из балета «Конёк-горбунок». Сцена из оперы «Не только любовь». Фото Б. Сцена из балета «Анна Каренина». Фото Г.
В этом году афиша фестиваля объединила свыше 30 спектаклей, проходящих на ведущих площадках музыкальных театров Москвы. Интересно, что на фестивале широко представлена Студенческая программа, участие в которой принимают ведущие российские консерватории и ВУЗы. Опера Родиона Щедрина «Не только любовь», охарактеризованная самим автором как лирическая, давно вошла в репертуар оперной студии нашего института, став одной из его жемчужин. Ставшая новаторским произведением в своё время, она и по сей день способна очаровать зрителя свежестью своего музыкального языка и яркими народными сценами в «осовремененном» колорите. Сюжет оперы, поначалу угадываемый и понятный, таит в себе глубину контрастов русской души, способной не только на любовь. Пестрота контрастов, несомненно, является одним из важнейших качеств оперы, ей подчинена вся динамика. Здесь тонко переплетаются между собой лирика и комичность, народная музыка и современный стиль с острой, жёсткой гармонией. На первый план выходит жанр близкий композитору — частушки.
В Музыкальном театре им. Несмотря на переход в раздел оперной классики, о чем говорит и возраст партитуры, и количество к ней обращений, никто из постановщиков не решился отстраниться от колхозной темы. Разве что Кузин, освобожденный от театрального пространства, сделал действие более условным. Хотя партитура Щедрина, которая сплавляет частушку с отменно усвоенной оперной традицией, открывает для этого перспективу. От Варвары Васильевны — по силе чувств, разумеется, не характеру поступков — один шаг не столько до Татьяны Лариной, сколько до Катерины Измайловой. Да и в Володе вот-вот мелькнет Сережа. Да и сама тема одиночества, неслучившейся любви, тема морального выбора может выйти далеко за пределы колхоза. Впрочем, Писарев и Обрезков все же попытались отразить одну из тем этой оперы: незажившие раны войны. Отсюда, как кажется, скорее суровая, чем лирическая синева сценографии. Где могла зеленеть трава и колоситься рожь — иссиня-черная земля и уходящие вдаль мачты ЛЭП. Там, где у Щедрина оттепельный дождь вспомним фильмы Хуциева , здесь — темные тучи.
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
Потом были показы в Новосибирске, Перми, Вильнюсе и других городах, но особого успеха «Не только любовь» не имела. Скорее, подлинный расцвет оперы пришелся в наше время: можно вспомнить спектакли Мариинского театра, «Санктъ-Петербургъ оперы» и студенческий полусценический вариант от Института музыки имени Шнитке. В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко сочинение Щедрина реанимировали с 1981 года, попытавшись показать его современным, живым языком. Постановщики не стали переносить действие, но максимально размыли контекст: о том, что речь идет о колхозе, можно было понять только благодаря титрам над сценой. Художник-постановщик Максим Обрезков поместил героев в абстрактное пространство, усиленное сине-черным светом, вдали которого были прорисованы высоковольтные вышки отсылка к индустриализации тех лет. Герои, одетые в незатейливые деревенские одежды по моде 30-х художник по костюмам Мария Данилова , напоминали персонажей культовой картины «Кубанские казаки». Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. Автор: Сергей Родионов Евгений Писарев, мастер комического жанра, удачно объединил лирику и юмор, драму и иронию — получился спектакль, который на языке телесериалов звучит как «драмеди».
Художник, вероятно, вдохновился оформлением зрительного зала и поэтому перенес синюю цветовую гамму на сцену, расширив пространство с помощью установленных башен электропередач разной высоты. Пожалуй, правильное решение, поскольку одна из причин неудачной исторической премьеры могла заключаться в том, что колхозная история разворачивалась тогда в имперской роскоши Большого театра, где еще условно вчера показывали «Бориса Годунова», а сегодня на сцене оказалась не только любовь, но и трактористы. В МАМТ диссонанса избежали, и, кроме того, сам материал покрытия сцены, все рельефные поверхности выглядели эффектно и эстетично, что немаловажно. Режиссер Евгений Писарев сохранил оригинальную трактовку места и действия, его работа с мизансценами солистов и разводка массовых сцен на протяжении всего спектакля убеждала. Если по драматургии напрашивалась, допустим, реакция Варвары, например, на то, что Володя постепенно начинает разгадывать смысл ее центральной песни, — она была ровно на том музыкальном моменте, каком нужно. Лишь изредка и довольно аккуратно режиссер «вписывал» свои отдельные находки. Например, перед «Колхозной самодеятельностью» во втором действии уместно воссоздали советский киносеанс: люди, отдыхающие от работы в поле, посмотрели сеанс «Кубанских казаков» 1950 и пошли танцевать кадриль, петь частушки. Или другой прием: знаменитые радиопозывные прозвучали перед тем, как Володя отправился на скотный двор, думая, что Варвара покажет ему фронт работ, в то время как она боится признаться самой себе в том, что на самом деле позвала его на свидание. Мы ведь понимаем, что разрушенный коровник с трухой и гнилыми балками — это ее собственная несчастная душа, лишенная возможности любить и быть любимой. И пусть она уверяет саму себя словами «полюбил бы, коли захотела», ей приходится от своих чувств отказаться. Сходство очевидно в теме неразделенной любви и сознательном отказе от собственного счастья, которое было так близко, но невозможно. Невероятно хорошо в новой постановке выглядел хор, как и все герои, симпатично и не вычурно одетый художником по костюмам Марией Даниловой. Артисты хора, репетировавшие под руководством Станислава Лыкова, продемонстрировали потрясающую музыкальность: идеальную дикцию, интонационную точность, динамическую гибкость. И столь же удачным получился результат работы над хореографией, за которую отвечал Сергей Землянский. Состав действующих лиц, к сожалению, идеальным образом не сложился. Как правило, Родион Щедрин зачастую сам утверждает исполнителей главных партий, но на этот раз театр решил взять всю ответственность на себя.
И сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра — подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «Лирические сцены». Как и в «Онегине», лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом. Опера в свое время стала одной из главных тем в дискуссиях музыкальных критиков 1961 года. К примеру, после премьеры оперы в Большом театре предполагались еще 4 показа, однако они были заменены оперой «Травиата».
И если слов недостаточно, может быть, поможет музыка. Впечатлениями поделится Виктор Высоцкий. Виктор Высоцкий,корреспондент: «Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь». Достигнув весьма почтенного возраста, он обратился к Лолите Набокова». Теперь все оперы Родиона Щедрина поставлены на сцене Мариинского театра. Режиссер Слава Даубнерова, работающая на стыке театра и перформанса, подошла к произведению с собственной феминистской концепцией обвинителя главного действующего лица этой истории — Гумберта Гумберта. Что же касается постановки, то ожидающие скандала и эротических впечатлений будут разочарованы.
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Нотный архив Бориса Тараканова | Думается, что каждому зрителю новое воплощение оперы «Не только любовь» запомнилось по-своему, но уж точно никого не оставила равнодушным. |
Опера «Не только любовь» | В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко представили лирическую оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина. |
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
Впрочем, Писарев и Обрезков все же попытались отразить одну из тем этой оперы: незажившие раны войны. Отсюда, как кажется, скорее суровая, чем лирическая синева сценографии. Где могла зеленеть трава и колоситься рожь — иссиня-черная земля и уходящие вдаль мачты ЛЭП. Там, где у Щедрина оттепельный дождь вспомним фильмы Хуциева , здесь — темные тучи.
Продиктованная цветом самого зала и продолжающая его, все же здесь синева становится и носителем образа, смысла. Закольцовывает его финальная сцена: после затемнения и длящегося унисона у низких инструментов в оркестре снова открывается занавес и герои оперы предстают немного в другом обличье. Там женщина в гимнастерке, а тут — мужчина с костылем, и частушка, этот мигрирующий между искрометным весельем и народным страданием, но всегда «плюющийся» чистой, откровенной правдой жанр, звучит пронзительно и печально… А вот персональная драма, хотя и стоит в центре спектакля, оказалась не выстроенной.
Есть образы. Женщины, которую жизнь вынудила вести себя по-мужски, да и выглядеть тоже. Точнее, вынужденной прятать свою красоту за будничными делами, но необыкновенно прекрасной, когда надевает белое платье и распускает волосы.
Мужчины, который появляется, как Мизгирь еще одна оперная коннотация!
Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта. Сегодня, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — Юрий Александров вдохнул новую жизнь в эту оперу. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.
И сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра — подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «Лирические сцены». Как и в «Онегине», лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом. Опера в свое время стала одной из главных тем в дискуссиях музыкальных критиков 1961 года. К примеру, после премьеры оперы в Большом театре предполагались еще 4 показа, однако они были заменены оперой «Травиата».
Немаловажную роль в постановке сыграли хореография Сергея Землянского и работа хормейстера Станислава Лыкова. Успех спектакля оказался впечатляющим: авторам спектакля удалось в полной мере раскрыть все грани этого шедевра оперного искусства ХХ века. Опера ХХ века как правило с трудом находит путь к сердцам публики. Все потому, что путь музыки к сердцу лежит через… уши. А обычные, ленивые уши вечно просят мелодизма Верди или Чайковского. И все же стоит иногда побороть стереотипы и вслушаться в те великие интонации, которые рождены талантом современного композитора. Впрочем, «современность» партитуры «Не только любовь» весьма относительна: она написана в 1961 году на либретто Василия Катаняна мужа Лили Брик , которое основано на рассказах писателя — деревенщика Сергея Антонова, известного по сценарию культовой советской мелодрамы «Дело было в Пенькове».
Однако музыка Щедрина вовсе не похожа на песню Кирилла Молчанова «Парней так много холостых, а я люблю женатого…». Стилистика этого композитора — совершенно иная, особая, ярко-индивидуальная. Масштабность и подробная проработка драматургии соединяется с потрясающим чувством времени, идеальной расстановкой кульминаций. Как в хорошем голливудском фильме ты ни на минуту не расслабляешься и следуешь за непрерывно развивающейся композиторской мыслью. И, конечно, огромная заслуга в этом принадлежит маэстро Коробову, который уверенно и вдохновенно ведет за собой оркестр, хор, солистов и зрителей, не давая отвлечься. Сюжет оперы на первый взгляд кажется вполне бытовым. Но лишь на первый.
Опера «Не только любовь»
Но опера «Не только любовь» была в самом первом списке, который я написал для себя, придя работать в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина, посвященная супруге и музе, великой балерине Майе Плисецкой, стала знаковым событием. Эта первая опера Щедрина, сочиненная им в 1961 году, стала музыкальным отображением «деревенской прозы» – целого явления в советском искусстве. Теги: Опера, Сцена, Музыкальный театр, МАМТ им. лавского и вича-Данченко, Оперные певцы, Оперные исполнители. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой.
Опера «Не только любовь»
Тем более, что оно было стимулировано заказом Гергиева. Так же совершенно закономерно посвящение оперы 60-летию Валерия Абисаловича. Это посвящение на титульном листе партитуры подкреплено музыкальной анаграммой, составленной из букв его фамилии и имени. Об этом Щедрин сказал во время стихийной пресс-конференции, состоявшейся прямо за сценой после окончания спектакля.
В этот ряд сочинений о «духовной брани» героя органично вписывается хоровая опера «Боярыня Морозова» 2006 г. Щедрин — один из очень немногих композиторов, кто не боится крупной формы. Но важно другое: что она у него получается.
Такая форма — фирменный стиль Щедрина. Поначалу этот стиль показался слишком узнаваемым, временами даже тяжеловатым, но к концу первого акта это ушло. Мастерство оркестрового письма композитора восхищает.
Щедрин не ограничился стандартным составом оркестра, а ввёл в него дудук, жалейки, домры, баян. Партитура содержит все оркестровые краски: от эпических и мощно экспрессивных в сцене морской бури, до тончайшей лирики в финале оперы. От дворцовой английской галантности, в которой можно различить интонации Генделя, и русского царского двора, до грустного народного напева «Реченька Тулица, ты чего хмуришься».
Вообще тема Тульской губернии имеет для Щедрина особое значение. Ведь его родословная связана с этим краем: дед композитора был священником в городе Алексин Тульской губернии.
Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в «Леди Макбет Мценского уезда. Смешение жанров, которое диктует музыка, выглядит не нарочито, а естественно. На сцене происходит жизнь. Не то, чтобы советская или не советская, — жизнь.
Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Скрыть Согласен.
Одним из самых значимых произведений в программе является «20 взглядов на младенца Иисуса» — большая концертная пьеса французского композитора Оливье Мессиана. Это произведение, с одной стороны, продолжает традицию виртуозных романтических произведений для фортепиано, а с другой — выражает особое отношение автора к исполнителям и слушателям, стремление к максимальной концентрации внимания, что приводит к возвышенному состоянию и ощущению величия чистого Духа. Написанная в 1944 году, в условиях ужасающей атмосферы Второй мировой войны в оккупированной Франции, эта музыкальная композиция обращается к младенцу Иисусу как символу света и надежды в мире беспокойства и страданий. В исполнении этого цикла, длительностью два часа, в зале «Зарядье» четверо молодых и талантливых пианистов — Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев и Михаил Турпанов, лауреатов международных конкурсов, разделит ответственность за передачу великолепной музыкальной идеи Мессиана с аудиторией, вдохновляя слушателей своим искусством и талантом. Молодой и талантливый дирижер Филипп Чижевский выбрал для филармонического абонемента тему «Бах и Гендель», исполнив великолепное сочинение - «Страсти по Матфею» Баха. Москвичи имели возможность насладиться этим произведением в исполнении лучших музыкантов Европы. Современные времена приносят новых героев. Российские музыканты все больше приобщаются к исторически информированному исполнительству, смело погружаясь в мир барочной музыки. Совместно с ансамблем Questa Musica, основанным Чижевским шестнадцать лет назад, на сцене Чайковского зазвучат голоса молодых и опытных исполнителей, среди которых Елена Гвритишвили, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Андрей Немзер и многие другие. Пасхальный фестиваль, существующий уже более двадцати лет, стал неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы.
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина
Выбор оперы Щедрина «Не только любовь» отражает – сознательно или нет – возвращение в культурный обиход сочинений, образов, настроений советского строя. В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. Родион Щедрин Щедрин написал свою первую оперу "Не только любовь" в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова.
Афиша | Апрель
- Статьи | Премьера
- Интерактивная программа «Как на наши именины»
- Статьи | Премьера
- Комментировать
- «Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
- Опера Не только любовь