С 2008 года потребление алкоголя в России сократилось более чем на 40 процентов, рассказал журналистам глава Минздрава РФ Михаил Мурашко. Правительство РФ утвердило новую Концепцию сокращения потребления алкоголя в России на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу.
Депутат Бессараб прокомментировала инициативу об ограничении продажи алкоголя в майские праздники
Потребление алкоголя в России в 2018 году составляло 9,43 л этанола на душу населения, в 2023 году показатель снизился до 8,44 л. Об этом говорится в отчете, представленном на заседании итоговой коллегии в рамках «Дня национальных приоритетов. В России значительно выросло употребление слабого алкоголя, настоек, водки и ликерных вин. Главная Готовые решения Актуальные темы В России растет потребление крепкого алкоголя: исследование FinExpertiza в материале Forbes. Это объясняется как большей долей пьющих мужчин в России, так и тем, что они потребляют алкоголь обильнее. Согласно документу, в ближайшие семь лет власти планируют сократить потребление алкоголя на один литр – с девяти до восьми литров на каждого жителя России в год. Продажу алкоголя в российских магазинах следует ограничить периодом с 11:00 до 19:00 по примеру СССР.
В России утвердили концепцию сокращения потребления алкоголя до 2030 года
В России увеличилось потребление алкоголя | В России снова растет потребление алкоголя. |
Глава Минздрава рассказал о снижении потребления алкоголя в РФ | На фоне затянувшейся пандемии коронавируса потребление алкоголя в России увеличилось, многолетний тренд на снижение алкоголизации прервался. |
Глава Минздрава рассказал о снижении потребления алкоголя в РФ
Депутат отмечает, что обычно заключение правительства приходит в течение месяца, так что до конца весенней сессии законопроект уже будет внесен на рассмотрение Госдумы. Когда начнут действовать новые правила? На самом деле неизвестно, будут ли поддержаны идеи Минздрава и депутатов. Нилов опасается, что Минфин будет против ограничений, по крайней мере, в полном объеме.
И небезосновательно — когда Минздрав предлагал повысить возраст продажи алкоголя в 2019 году, то против выступил именно финансово-экономический блок кабмина. Что касается позиции Минздрава, то она, конечно, заслуживает поддержки — хорошо, что Минздрав выступил, хорошо, что эта дискуссия продолжается. Сама по себе дискуссия — уже большой плюс.
Стоит отметить, что еще в конце нулевых аналогичные споры велись, когда обсуждался закон о запрете ночной торговли алкоголем. Тем не менее закон был принят и действует на территории страны уже больше 10 лет. Правда, даже в Госдуме понимают, что закон давно научились обходить, несмотря на существующие сегодня запреты.
Работают так называемые наливайки, которые под видом кафе в ночное время продают алкоголь.
Как меняются вкусы потребителей? При практически неизменном объеме потребления идет увеличение производства и розничных продаж. Это значит, что наш потребитель делает выбор в пользу легальной продукции и уходит от нелегального, зачастую опасного, алкоголя. Если говорить в абсолютных цифрах — нашим производителям удалось почти в два раза заместить ту алкогольную продукцию, которую перестали поставлять в страну в связи с введением санкций. Еще один позитивный индикатор — сбор акцизов. В прошлом году бюджет в виде акцизных сборов дополнительно получил 39 миллиардов рублей. При этом, как вы видим по статистике Минздрава, увеличения потребления алкоголя как такового нет. Речь идёт именно об импортозамещении и обелении отрасли.
В прошлом году они произвели 834 миллиона дал пива, что на 1,8 процента больше, чем годом ранее. Розничные продажи пива и пивных напитков тоже выросли до 769,6 миллиона дал, на 2,1 процента. Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев к теме относится непримиримо, выражая серьезную обеспокоенность ростом потребления пива и пивных напитков. За переход потребления с водки на пиво. Но это не означало, что понижение градуса должно компенсироваться объемами! Бийсултан Хамзаев собирает предложения из регионов для потенциальных дополнений в антиалкогольную концепцию правительства. Один из главных нюансов, удивляющий и возмущающий противников пьянства: пиво на сегодня — единственный алкогольный напиток, на производство которого не нужна лицензия. Хотя планы внедрить лицензирование в правительстве вынашивали еще несколько лет назад. Пивная отрасль в целом должна быть отведена ко всей алкогольной индустрии, какой она и является. Пиво сейчас — самый продаваемый алкогольный напиток в России.
А вот рост в ЦФО и в целом в России объясняется двумя факторами. Первый — средний класс, который раньше огромные объемы алкоголя выпивал на отдыхе в формате all-inclusive, после пандемии вновь заперт в России и теперь больше пьет здесь. Второй фактор — начало специальной военной операции и последовавшие за этим психологический и социально-экономический кризисы. В таких случаях растут продажи у крепкого алкоголя и падают — у слабого. Но, например, слабоалкогольные напитки сейчас тоже растут, потому что замещают уничтоженные государством винные напитки. Рост потребления спиртного в Белгородской, Брянской и Курской областях объясняется также близостью регионов к боевым действиям». Член Национальной наркологической лиги Василий Шуров: «Кавказские регионы — чемпионы по производству паленого алкоголя, но употребление легального спиртного, вероятно, и правда обусловлено мигрантами-немусульманами.
FinExpertiza: в 2022 году россияне пили больше водки, меньше вина, но не изменяли пиву
Потребление алкоголя в России с 2008 по 2021 год снизилось почти на 43 процента. На фоне затянувшейся пандемии коронавируса потребление алкоголя в России увеличилось, многолетний тренд на снижение алкоголизации прервался. Правительство России утвердило концепцию сокращения потребления алкоголя в стране до 2030 года, сообщили в Минздраве. С тем, что в России нужно снижать количество потребления алкоголя, согласился кандидат медицинских наук, психолог Андрей Миронов. Интерфакс: В России в 2023 году потребление алкоголя снизилось до 8,44 литров этанола на душу населения; в 2018 году этот показатель составлял 9,43 литра, сообщили на заседании коллегии Минздрава.
Что происходит с алкоголем в России и как на этом заработать инвестору
А запреты всегда научатся обходить. Так, многие магазины, которые раньше выживали только за счет продаж спиртного, нашли лазейки и успешно продают алкоголь и после 22 часов. Например, превращаются в бары, на которые никакие запреты не действуют либо же просто игнорируют законы. Алкоголь — мощнейший депрессант. Решать проблемы нужно иначе. Например, для людей, которые большую часть дня проводят в офисном кресле, неплохим вариантом будет физическая активность.
Речь идёт именно об импортозамещении и обелении отрасли. Импортозамещение происходит по всем направлениям. Если мы говорим о вине, ещё два три-три года назад у нас было 900 брендов российского вина, а сейчас уже около 7 тысяч марок. То же самое можно сказать о дистиллятах и других крепких алкогольных напитках. Как потребитель, я сам зачастую выбираю продукцию российских производителей.
С одной стороны, интересно попробовать с точки зрения любопытства. А с другой — она почти всегда оправдывает мои ожидания. И хорошо в том числе для популяризации нашей страны с точки зрения туризма.
Другие же считают, что такие меры могут привести к росту нелегальной продажи алкоголя и не решат проблему алкогольной зависимости. Необходимо провести дополнительные исследования и обсуждения, чтобы найти оптимальное решение, которое бы удовлетворяло как интересы общества в целом, так и индивидуальные потребности граждан.
Но это не означало, что понижение градуса должно компенсироваться объемами!
Бийсултан Хамзаев собирает предложения из регионов для потенциальных дополнений в антиалкогольную концепцию правительства. Один из главных нюансов, удивляющий и возмущающий противников пьянства: пиво на сегодня — единственный алкогольный напиток, на производство которого не нужна лицензия. Хотя планы внедрить лицензирование в правительстве вынашивали еще несколько лет назад. Пивная отрасль в целом должна быть отведена ко всей алкогольной индустрии, какой она и является. Пиво сейчас — самый продаваемый алкогольный напиток в России. Его пьют очень много!
А последствия от чрезмерного употребления пива тоже серьезные. Поэтому, конечно, регуляторная норма должна быть четкой и внятной», — заявил Бийсултан Хамзаев. В планах депутата — разработка соответствующего законопроекта о внесении изменений в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления распития алкогольной продукции».
В России растет потребление крепкого алкоголя: исследование FinExpertiza в материале Forbes
Речь идет о мелких и средних производителях, которые жалуются на так называемые социальные акции пивных гигантов, которые ввиду больших объемов производства и продаж могут позволить себе демпинговать в формате «купи три бутылки по цене одной», особенно накануне истечения срока годности продукта. Маленькие не могут себе этого позволить, не уйдя в минус, и считают происходящее не совсем добросовестной конкуренцией. Но интересы потребителей важнее. Вброс дешевого пива с истекающим сроком годности — не самый хороший вариант. Это же не пирожки! А производители таким образом накрепко привязывают потребителя к своему бренду. Этот продукт в разумных пределах может работать на здоровье.
А в больших объемах и некачественный — это совсем другое, потому что сейчас некоторые научились делать пивные напитки с добавлением всяких суррогатов, в том числе крепкого алкоголя. Все здесь должно быть под жестким контролем», — заявил сенатор.
В колонке для РБК глава Минздрава констатировал, что "мода 90-х на алкогольный разгул прошла". Главный и очевидный эффект от реализуемых мер — снижение смертности населения от алкоголь-ассоциированных заболеваний и рост продолжительности жизни", - написал Мурашко. Министр при этом признал, что почти каждый четвертый пациент общесоматических стационаров имеет проблемы со здоровьем, вызванные алкоголем.
И это несмотря на то, что бренды Pernod Ricard не включили в список разрешенных для параллельного импорта алкоголя. Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что решение Pernod Ricard было основано на потенциальных убытках, которые несла компания после ухода с российского рынка. Конкуренция за время отсутствия иностранцев выросла: за прошлый год в России появилось 77 новых брендов виски, 14 из которых — российские марки, а также 31 местная марка джина. Категория виски стала самой пострадавшей на российском алкогольном рынке: поставки за год сократились в два раза. Уход иностранных производителей стимулирует развитие производства в России, и как основные участники рынка, так и государство будут использовать этот момент для усиления конкурентных позиций. До 2030 года государство планирует потратить 26 млрд рублей на поддержку виноградарства и виноделия. Самым большим спросом алкоголь пользуется в северных и дальневосточных регионах России.
Рано или поздно, но мы к этому придем. Тем более майские праздники продолжительные, люди в это время могут выпить не по случаю праздника, а из-за собственных торжеств: дни рождения, семейные праздники и другие. В целом запрет на продажу не запрещает употребление. Ведь человек может купить заранее, употребить дома. И это не может ограничить употребление алкоголя в других местах: кафе, ресторанах. Я считаю, что нужно больше обратить внимание на идеологическую составляющую таких праздников, как 1 Сентября, День защиты детей, 9 Мая. Чтобы в эти дни чтили традиции, обращали внимание на определенные категории людей: детей, ветеранов. Важно своим примером и здоровым образом жизни отдать дань памяти или показать пример детям. И подойти к вопросу с этой стороны, а не запрещать. Нужно донести до граждан, почему важно в эти дни не употреблять. Да и в целом стоит напоминать, что алкоголь вреден. Freepik Он негативно сказывается на организме, ухудшает работу мозга, нейронных связей. Воздействие спиртного на психику имеет длительное воздействие.
Эксперт Перепелкин рассказал, вырастут ли цены на алкоголь в России
В России снизилось потребление алкоголя — Реальное время | С 2008 года потребление алкоголя в России сократилось более чем на 40 процентов, рассказал журналистам глава Минздрава РФ Михаил Мурашко. |
В России потребление алкоголя снизилось до 8,44 л этанола на душу населения в 2023 году | Потребление алкоголя в Кувейте настолько мало, что страна считается непьющей. |
В России растет потребление крепкого алкоголя: исследование FinExpertiza в материале Forbes
Продажи, как водится, отстают от производства, но рост тоже заметен. И он наблюдается от года к году на протяжении уже нескольких лет. С чего же, интересно, мы запили? Грубо говоря, человек пил 100 граммов, а стал пить 105 граммов — это что, грандиозный рост?
Минимальные официальные продажи водки, коньяка и другого крепкого алкоголя отмечались в Чечне менее 0,1 л на человека в год , Ингушетии 0,6 л , Кабардино-Балкарии 1,3 л , Северной Осетии 1,3 л , Дагестане 1,4 л. Как считают эксперты на рост продаж алкоголя повлияли пандемия и специальная военная операция. Население России и севастопольцы в том числе на трудности откликаются ростом потребления алкоголя. Среди мер, которые могут применить в России для снижения употребления спиртного, — сокращение времени его продажи в магазинах, разрешение регионам ограничивать продажу в выходные и праздники, а также повышение возраста, когда можно покупать крепкие напитки, до 21 года.
Эти данные можно соотнести с продажами алкоголя, которые, в отличие от статистики алкоголизма, вполне уверенно растут не первый год. Например, в 2017 году россияне купили 2,11 млрд литров алкогольных напитков, в 2020-м — 2,19 млрд литров, а в 2023 году уже 2,37 млрд литров. И это без учета слабоалкогольных напитков: пива, сидра, медовухи и так далее. Еще в 2019-м этот показатель был на уровне 6 литров. В среднем каждый житель России старше 15 лет ежегодно выпивает больше шести литров спирта. Ученые делят факторы алкоголизации на объективные и субъективные. К первым относят макросоциальные существующие в обществе в целом и микросоциальные например, отношение к алкоголю в семье, в ближайшем окружении. Ко вторым — индивидуальные биологические, психологические и личностные особенности. А вы заметили, что стали больше пить? Да, в последние пару лет Да, еще в ковид Да я и раньше много пил -а Нет, я теперь, наоборот, пью меньше Не пил -а , не пью и вам не советую Я теперь вообще не пью.
Вы цены на алкоголь видели? В 2013 году профессор Владимир Морогин и научный сотрудник Наталья Костина из Хакасского государственного университета им Н. Катанова опубликовали статью «Социально-психологическая история алкоголизации России», в которой исследуют причины распространения в стране алкогольной зависимости. В таких условиях алкоголизм получает максимальные шансы для своего развития — после каждой экономической катастрофы в него вовлекаются новые слои населения, — писали тогда исследователи. Ученые в своем материале приходят к выводу, что алкоголизация обусловлена не только биологическими механизмами и психологическими особенностями, но и является своеобразной социальной платой за радикальное реформирование страны.
Согласно Концепции до 2020 года потребление алкоголя составляло на момент ее принятия 18 литров этанола на душу населения в год. Принятые меры привели к снижению общего потребления алкогольной продукции. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с утвержденной этим Министерством методикой оценки среднедушевого потребления алкоголя в Российской Федерации потребление алкоголя снизилось к 2021 году до 8,82 литра этанола на душу населения. При этом потребление алкогольной продукции, произведенной вне государственного контроля, снизилось на 45 процентов. Розничные продажи алкогольной продукции с 2008 по 2021 год снизились на 48 процентов с 10,1 литра до 6,3 литра этанола на душу населения. Потребление алкогольной продукции снизилось с 8,82 литра в 2021 году до 8,62 литра этанола на душу населения в 2022 году. Употребление крепкой алкогольной продукции в 2022 году составило 4,9 литра. Доля крепкой алкогольной продукции в общем объеме потребления алкоголя составила в 2022 году 57,4 процента в 2019 году - 58,4 процента, 2020 году - 56,8 процента, 2021 году - 57,2 процента. Таким образом, поставленная в Концепции до 2020 года задача по изменению структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего объема потребления алкогольной продукции была выполнена. Важными результатами реализации Концепции до 2020 года являются легализация алкогольного рынка, недопущение и пресечение противоправной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, исключение присутствия на рынке нелегальной и контрафактной продукции и замещение ее легальной продукцией. Так, сокращение нелегального сегмента рынка подтверждается увеличением поступлений акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. С 2017 года рост поступлений составил 11,8 процента 2017 год - 363 млрд. Таким образом, меры по снижению доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени и мероприятия по легализации алкогольного рынка были реализованы. В связи с этим в Концепции сделан больший упор не на регуляторные меры, а на меры в области профилактики заболеваний, вызванных злоупотреблением алкогольной продукцией, информирования населения о пагубном влиянии алкоголя на здоровье и формирования мотивации к ведению здорового образа жизни. В рамках Концепции до 2020 года проводилась организация массовых информационно-коммуникационных кампаний с использованием основных каналов коммуникации телевидение, радио, печатные средства массовой информации, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" , затрагивающих тему отказа от потребления алкоголя и обеспечивающих широкий охват населения Российской Федерации в возрасте от 12 лет и старше, а также с использованием просветительских мер по формированию здорового образа жизни среди населения. Указанные меры требуют дальнейшего развития в рамках Концепции. Предусматривается, что решение задач Концепции будет осуществлено в том числе посредством информирования населения о вреде пагубного потребления алкоголя и преимуществах трезвого образа жизни, мотивирования к снижению потребления алкоголя, вовлечения объединений работодателей и профессиональных союзов в распространение на рабочих местах информации о рисках, связанных с потреблением алкоголя. Несмотря на принятые в рамках Концепции до 2020 года меры, сохраняется проблема скрытой рекламы алкогольной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к которой наиболее чувствительны молодые люди. В связи с этим Концепция предусматривает меры по привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, новым видам отдыха и досуга с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни, несовместимых с пагубным потреблением алкоголя. К одной из задач Концепции до 2020 года относилась профилактика злоупотребления алкогольной продукцией и возникновения алкогольной зависимости.
В магазинах хотят запретить продавать алкоголь после 19:00
Потребление пива, самого популярного напитка россиян, увеличилось на 2,6%, до 53,3 л. В 2022 году продажи пива немного сократились, но через год, как и в случае с крепким спиртным, достигли семилетнего максимума. Кабинет министров России утвердил концепцию сокращения потребления алкоголя в стране на период до 2030 года, об этом сообщили в пресс-службе Министерства здравоохранения России. Официально в 2021 г. потребление алкоголя снизилось до девяти литров на душу населения, а Минздрав РФ уже разработал концепцию на период до 2030 г., в рамках которой планируется снизить до 7, 7 литра в год. Правительство России утвердило антиалкогольную концепцию до 2030 года, главным итогом её реализации должно стать снижение потребления спиртного до 7,8 литра. Российское правительство утвердило Концепцию сокращения потребления алкоголя на период до 2030 года, сообщает пресс-служба Минздрава. «Потребление алкоголя в стране растет.