Александр Проханов: «Элита поражения» должна быть устранена. Писатель и публицист Александр Проханов с группой экономистов, политологов и философов побывал в Новосибирске, где открыл Сибирское отделение Изборского клуба. – Сегодня у нас в гостях – писатель, публицист, главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов. 85-летие отмечает журналист, писатель Александр Проханов. – Сегодня у нас в гостях – писатель, публицист, главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов.
А. Проханов об олигархах, о власти, народе и Путин
Александр Проханов – советский и российский писатель, публицист, лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Александр Проханов прошел со страной — многие драматичные моменты ее истории, будучи в самой гуще событий. Последние новости о персоне Александр Проханов новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое.
Проханов, Александр Андреевич
Илья Ёлкин К выходу готовится выход фильма о конфликте в Донбассе до начала проведения специальной военной операции "Позывной "Пассажир". Фотографиями со съёмок и со встречи с создателями картины поделилась министр культуры РФ Ольга Любимова в своём Telegram-канале. Лента расскажет о трагических событиях в Донбассе в 2015 году.
Московского градоначальника удостоили награды за большой вклад в социально-экономическое развитие Москвы.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Там я и родился в доме, который принадлежал моему прадеду Титу Алексеевичу Фефелову, который он купил, разбогатев на Военно-грузинской дороге, где он был ямщиком — гонял тройки, держал ямы. Туда он буквально спустился с гор — из молоканских деревень, из Ивановки — и сел на облучок. О своих родных писатель всегда рассказывал неохотно. Известно, что его отец погиб в 1943 году под Сталинградом Александр подчеркивал, что мужчина был убит в рождественскую ночь. Маленького Сашу воспитывали мама и бабушка. О других родственниках Проханов говорил: Почти вся моя семья была при Сталине уничтожена. А двоюродные бабки и деды Сталина принимали, хотя были среди них «смолянки» - знаете Смольный институт? Прежде чем сделаться символом русской революции, он был символом русской аристократии. Проханов вспоминал, как подростком он с товарищами сажал деревья на территории, и лопаты проваливались в склепы и могилы, из которых на мальчишек смотрели скелеты: некоторые — с золотыми коронками, были чиновничьи пуговицы с орлами и иногда даже ордена. Однажды, когда они строили футбольное поле, рытье ям для ворот обернулось находкой черепа. Пионеры решили поиграть им в футбол, после чего снова закопали в яму под штангой. Позже писатель свяжет тот «футбольный матч» с мистическими событиями в собственной жизни. Получив среднее образование, Александр стал студентом Московского авиационного института. В эти годы появились его первые литературные наброски и стихи. В 1960 году он стал работать инженером в столичном НИИ, занимающегося разработкой ракетной техники. Двух лет Проханову хватило чтобы понять: инженерная деятельность его совсем не привлекает. Он уехал в Карелию работать лесником, участвовал в тувинских раскопках, был экскурсоводом по Хибинам. Увлеченно читал Андрея Платонова и Владимира Набокова. Творческий путь В Москву Проханов, по его словам, вернулся «наполовину диссидентом». Его начала интересовать эзотерика, вопросы мироздания, и свои размышления он воплощал в рассказах и заметках, которые публиковались в «Литературной России», «Семье и школе», «Кругозоре» и других изданиях. Особенно понравился читателям его рассказ «Свадьба», опубликованный в 1967 году в «Литературной России», после которого на молодого писателя обратили внимание. Критики называли этот рассказ яйцом, из которого выросли все романы Проханова.
Проханов Александр
На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы он познакомился с творчеством Владимира Набокова и Андрея Платонова. В 1968 году начал работать в «Литературной газете». Его взяли как знатока фольклора. В тот момент он увлекался детскими игрушками, народными песнями, странствиями по деревням. С 1970 года работал корреспондентом «Литературной газеты» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах.
Александр Проханов в молодости Первой военной командировкой Проханова был остров Даманский в 1969 году, где произошло столкновение с китайцами. Он вспоминал, что эта поездка кардинально изменила его жизнь и направление творчества: "Вижу тела расстрелянных пограничников. Вертолеты, на которых со всех концов страны привозили родственников убитых. Матерей, которые заходили в палатки с гробами и причитали так же, как до них матери на Куликовом и Бородинском полях, на фронтах Великой Отечественной войны. Это меня изменило полностью... Я отвернулся от своих прежних увлечений, друзей.
В «Литературке» стал писать про заводы, трассы, нефтепромыслы, бомбардировщики, подводные лодки, атомную триаду, позднее занялся Чернобылем, Семипалатинском и так далее". На его счету около 20 военных командировок. Первые рассказы и очерки Александра Проханова публиковались в газете «Литературная Россия», в журналах «Кругозор», «Семья и школа», «Сельская молодёжь», «Олень». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» 1967. Во второй половине 1960-х годов очерки и репортажи молодого писателя привлекают внимание читателей в СССР. Первая книга Проханова «Иду в путь мой» 1971 вышла с предисловием Юрия Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души.
Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 году Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет» о проблемах советской деревни. В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» все - 1974 , «Огненная купель» 1975 и другие. В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава». Основой первого романа «Кочующая роза» 1975 , имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии.
В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» 1977 , «Место действия» 1979 и «Вечный город» 1981 Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества. Стиль Александра Проханова - индивидуален и оригинален, отличается колоритным языком, который изобилует яркими метафорами, цветистыми эпитетами. Его персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. С начала 1980-х годов писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник...
Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время». Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных. В публицистике и художественном творчестве Проханова прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, критика капитализма и либерализма. Он позиционировал себя как советского человека, отмечал, что его философия - философия солдата империи. О советском периоде говорил: «Это моя жизнь, это жизнь моей матери, умирая, она сказала, что это была великая эпоха, смысл советского периода в одержании победы - не военной и геополитической победы. Это, по существу, как Второе пришествие Христа, потому что, если бы не было этой победы, мир стал бы развиваться совершенно другими, страшными фашистскими путями, а победа выпрямила эту земную ось, и 30 миллионов русских, погибших на войне - это Христова жертва. Я считаю, что смысл советского периода в победе». Особо стоит выделить «Семикнижие» Александра Проханова - серию из семи романов, главный герой которых - генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания. В «Семикнижие» входят романы: 1. В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген» в котором события российской истории 1999 года и, в частности, серия взрывов жилых домов в России, были представлены как результат заговора власти в ходе операции передачи власти от действующего президента его преемнику , получает премию «Национальный бестселлер». Позднее Проханов, первоначально рассматривавший Путина как человека, «выросшего из шинели Ельцина», пересмотрел своё отношение к нему, отметив, что Путин «жёстко остановил распад России», «отодвинул олигархов от руководства страны», «создал самолёт российской государственности». Эпоху Путина он охарактеризовал так: «Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия. Начиная с 1991 года его, по существу, не было. Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти... А мы - опять вырастаем! Является заместителем председателя Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. В 2012 году Проханов выпустил книгу «Поступь русской победы» в необычном для себя жанре. Книга повествует об идеологиях современной России и представляет историю России в виде так называемых «четырёх империй»: Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых, Сталинская империя. Имперское мироощущение, с этой позиции, является центральным для русского сознания, равно как и попытка воплотить Царство Божье на Земле. Центральным сюжетом книги является идея «Пятой империи», которая, по мнению писателя, уже зарождается в современной России. Много работал на радио и телевидении. В 2007-2014 годах был постоянным гостем радиопередачи «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». С сентября 2009 года часто был в эфире радиостанции «Русская Служба Новостей», принимал участие в передачах «Солдат империи» и «Без вопросов». В 2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва «К барьеру! С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва «Поединок». С 2013 года - один из ведущих рубрики «Реплика» на телеканале «Россия 24». В 2014 году поддержал политику Владимира Путина по Украине и Крыму.
И на трон посадить немца. Может быть, и отдать немцам всю ту часть, которую они взяли там к 42-му году. Ввести такие губернаторства, гауляйтеров поставить. Все это можно сделать, конечно. Переименовать, там, Петербург в какой-нибудь Риббентропбург. Все это можно сделать. Интересная идея, да. Кто такой Ленин? И к Ленину, и к Столыпину. Вот пусть другой какой-нибудь народ и другая страна похвастается таким человеком, как Ленин. Который повернул земную ось, который заставил планету вращаться в другую сторону. Который сказал, что простой человек не может быть рабом, не может быть рабом капитализма. Что рабочий трудящийся человек не может быть предметом торга. У меня к Ленину положительное отношение, как и к Сталину. Неужели не нашлось у русских философов идеи, которую можно было бы насадить? Марксизм стал частью советской государственной философии? Вы заблуждаетесь. Ленин внешне был марксистом, он весь марксизм перелопатил. В нем практически ничего не было от Маркса. Ленин основной тезис Маркса отменил о том, что революция должна произойти одновременно во всем мире. Ленин сказал, что революция произойдет в отдельно взятой стране, в России. И Ленин был, если убрать вот эти всевозможные ужасные формы дискриминации Ленина, если почистить его репутацию, то мы увидим, что и Ленин — это русский националист. Из которого вышел сталинский национализм, имперский национализм. Повторяю, если посмотреть в глубину ленинизма, то вы там увидите и русское имперское сознание, и русское евразийское мышление. Я думаю, что просто Ленина очень плохо изучают. И о Ленине мало что путного сказано за это время, как и о Сталине , впрочем. Коммунизм — это религия? Это была онтологическая идея, по своей природе практически религиозная. И культом её было просвещение, самоотречение ради прогресса. Были свои святые: стахановцы, Герои. А что может стать культом сегодня, кроме глухой обороны? Если нужно будет не защищать, а созидать? Что мы можем предложить всему миру? Ведь Ленин-то всему миру предлагал коммунистическую идею. Здесь пантеон советских героев войны, это абсолютно такой пантеон русских, советских, «красных» святых. По существу, что сделали большевики? Они строили царствие небесное на земле. Эта задача, которая оказалась непосильной и абсурдной, и сумасшедшей для всех других цивилизаций, других философий. Советский человек, советские вожди решили прямо, без обиняков взять на себя божественное бремя построения царствия небесного. Они исходили из того, что по мере того как история развивается, господь бог поручает человеку все большие и большие задачи, которые прежде решал только господь бог. Так вот одна из этих задач, как полагали большевики, это построение царствия небесного на земле. Это абсолютно радикальная, русская, во многом православная задача. И вся онтология вот этого советского строя очень близка нашему православному сознанию. Нам нужно что-то вроде коммунистической идеи сегодня? Это возможно? Последние годы я посветил свои умственные усилия созданию вероучения русской мечты. Это вероучение, которое говорит, что на протяжении всей тысячелетней истории русского народа этот народ воспроизводил на разных этапах и в разных формах одну и ту же мечту: о сильном, мощном, могучем, но справедливом — божественно справедливом — царстве. И эта мечта, эта формула — она двигалась от сказочников и волхвов, проходила через период православных мыслителей, таких как старец Филофей или патриарх Нестор. Ей была пропитана вся русская культура, литература. Ей были увлечены русские космисты, а также ранние большевики. Петров-Водкин — «Купание красного коня». Мухина с ее «Рабочим и колхозницей», которые, по существу, являются Адамом и Евой, которые возвращаются на землю и показывают господу орудия своего земного труда. Поэтому сегодняшняя Россия несет в себе идеологию русской мечты. Идеология современной России — это «Русская мечта», которая не выдумана интеллектуалами, не придумана в Думе или Совете Федерации. Она изъята из этого огромного русского контекста, который движется на протяжении тысячелетия. И образ этой русской идеологии, если говорить метафорически, это «храм на холме». Холм — это русская великая история, насыпанная через наши муки, через наши страдания, через наши победы, через наши громкие преодоления. И эта гора венчается не крепостью, как у Америки — град на холме, а это Храм, который доносит этот холм до высот духовных, божественных… Идеология «Русской мечты» — это, на мой взгляд, и есть то, что душа наполнит собой идеологическую пустоту, которая образовалась после крушения Советского Союза. Поэтому объясню сразу, почему его задаю, такую предысторию. До «Мюнхенской речи» 2007 года Россия смотрела на Запад. Наводили порядок в стране. Занимались хозяйством без опоры на идеологию. И то, что мы имеем сегодня в идеологии, не является ли ресентиментом? Обидой на Запад за то, что он нас в свое лоно не принял? Нет ли в этом со стороны руководства нашей страны лицемерия? Может быть, мы не «Наш путь» ищем, а от обиды действуем?
Оно своим звучанием и происхождением уходит в глубину Урала, в глубину России. Это корень, который проникает в самую сущность нашего великого государства. Этот корень питал, питает и будет питать людей «Уралвагонзавода», как он питал замечательного человека, чью память мы сегодня чтим. Схватка, которую ведет сегодня страна, схватка, которую ведем сегодня мы с вами, - её ведет и великий конструктор Карцев. Мы все преодолеем, потому что броня крепка и танки наши быстры! Помимо модернизации самоходных гаубиц, на УВЗ увеличен выпуск танков.
Александра Проханова наградили орденом Александра Невского
Александр Проханов — писатель очень непохожий на собратьев из своего поколения, он резок и угловат, мужественен и вроде бы излишне холоден, он порой нарочито натуралистичен, а. Главная» Новости» Проханов последние новости. Александр Проханов – известный русский писатель, публицист, общественный и политический деятель. Александр Проханов: «Я писатель, и всё, что я умею делать достойно, – это описывать события последних времен в моих романах». Александр Проханов: «Я писатель, и всё, что я умею делать достойно, – это описывать события последних времен в моих романах».
Александр Проханов — последние новости
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении писателя и публициста Александра Проханова орденом Александра Невского. В эфире Иван Панкин и Александр Проханов, личность легендарная, писатель, журналист и главный редактор газеты «Завтра». – Сегодня у нас в гостях – писатель, публицист, главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов.
Подписка на новости Политнавигатора
- Эфир от 26.02.2023. Английские субтитры
- Подписка на новости Политнавигатора
- Проханов Александр Андреевич
- Писатель Александр Проханов пережил на иркутском авиазаводе эмоциональный взрыв
- Проханов Александр - все опубликованные материалы / Литературная газета
Александр Проханов о русской мечте и событиях в Газе
Писатель Александр Проханов размышляет о великом предназначении России в ее прошлом и будущем. В эфире Иван Панкин и Александр Проханов, личность легендарная, писатель, журналист и главный редактор газеты «Завтра». В 1990-е годы Проханов совершил несколько поездок в Чечню, а затем последовала серия книг на тему чеченской войны, которые писатель Юрий Бондарев назвал "Чеченский блюз" (1998).
Великое ожидание. Птица российской коррупции ужасна. Александр Проханов
Опера не кончалась в это мгновение. Она продолжала звучать под стук железнодорожных колёс, под скрежет гусениц, под грохот орудий и стрёкот пулемётов. Эта опера на поле боя продолжала сражаться с реальным врагом, и танки, в которые вселялась опера, исполняли свою грозную арию. По их броне скрежетали осколки, их экипажи были оплавлены боем, в кровавых бинтах опера лежала в лазаретах, устами танкистов она молилась, проклинала, звала в атаку, отбивалась от "Джавелинов"».
Мы давали нашу оперу в громадном, лучистом, из стальных конструкций цехе, где была поставлена тысяча кресел, и тысяча замечательных русских людей слушала эту музыку. Её слушала и находящаяся здесь гигантская установка со своими трубами, ракетами, радарами, она впитывала в себя оперу "Хождение в огонь", чтобы очень скоро встать на позиции и сжигать несущиеся в небе украинские штурмовики. Эскадрилью американских Ф-16, готовых появиться на украинском фронте, ждёт опера "Хождение в огонь".
Пусть искусствоведы оценят это народившееся явление нового русского искусства, где музыка, стих, танец сливаются с могучими изделиями военной мысли и техники, перемещаются на поле боя и становятся оружием — оружием русской Победы», - пишет главный редактор газеты «Завтра». Продолжает он свой путь на восходящем витке русской истории, "от великих потрясений — к величию". Однажды на Валдайском форуме я задал Путину вопрос: "Что для вас проект "Россия"?
Это судьба".
Кроме того, за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени удостоился прозаик идраматург, Заслуженный работник Республики Коми, Заслуженный работник культуры РФ Алексей Попов, а медалью Пушкина — литератор Каншаубий Мизиев. Александр Проханов родился в 1938 году.
За эти годы были созданы 26 образцов новой бронетанковой техники, 9 из них пошли в серию и приняты на вооружение армии. Всего под руководством Карцева было построено свыше 100 тыс. Оно своим звучанием и происхождением уходит в глубину Урала, в глубину России. Это корень, который проникает в самую сущность нашего великого государства. Этот корень питал, питает и будет питать людей «Уралвагонзавода», как он питал замечательного человека, чью память мы сегодня чтим. Схватка, которую ведет сегодня страна, схватка, которую ведем сегодня мы с вами, - её ведет и великий конструктор Карцев.
Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра», председатель и один из учредителей Изборского клуба, куда входили экономисты, политики, религиозные деятели Тихон Шевкунов, Сергей Глазьев, Жорес Алферов и др. Но это мнимые ощущения, потому что жизнь делится на периоды. Может быть они связаны с взрослением и старением, но в основном они связаны с судьбой государства. Мы каждый раз оказываемся в новом социуме после перемен, которые происходят в стране. Поскольку я всю жизнь посвятил служения государству, я очень остро чувствую эти перепады. Молодильная яблоня. Фото: Из личного архива И вот теперь, оглядываясь назад, я думаю, это ценное долголетие: могу понять, что произошло со страной за эти годы, когда я в ней присутствовал, как гражданин и мне это доставляет большое удовлетворение. Хотя с ней связано много печалей, огорчений. Но в целом я благодарен судьбе, что я дожил до 85. Даже на эту вечернюю встречу не стал бы приглашать ни своих многочисленных внуков — их, по-моему, девять у меня ни даже правнука одного. А вот три моих чада, с которыми мы могли бы вспомнить ушедшую от нас мать и прошлое, может так обняться напоследок, посидеть при свечах - это такая камерная семейная встреча. А потом мне, конечно, хотелось бы пригласить близких по духу людей, с которыми я прожил эту грозную жизнь, с теми, кто уцелел. Многих не осталось. За это время столько дорогих мне людей ушло, исчезло, куда-то растворилось, рассосалось в этих соленых рассолах моря житейского. Я с ними хотел бы поужинать - может в моем родном дубовом зале Доме литератора, где проходили мои литературные встречи. Это мой ритуальный зал, в котором я соберу своих друзей, и мы поужинаем. Всем своим посланием Путин говорит «Без паники! Все хорошо, мы двигаемся в правильном направлении, и победа будет за нами». Каким образом достанется эта победа — неважно, он показывает уверенность. Всегда на корабле, который получил пробоину, пассажиры смотрят, как ведет себя капитан. Говорили, что будет объявлена народная война, будет присоединение Абхазии, Южной Осетии и Белоруссии. Люди в ажиотаже и неврозе ждали этого послания. Не услышав опасений, они просто успокоились. Никарагуа конфликт, 1987 год. Фото: Из личного архива Параллельно, когда я слушаял послание, у меня уже сформировалось четкое впечатление. Несколько дней назад Байден прилетал в Киев к Зеленскому для того, чтобы окончательно договориться о превращении территории Украины в уникальное поле боя, на который Запад будет посылать свои контингенты под видом добровольцев в неограниченном количестве, причем со всех сторон, включая из Новой Зеландии. И Запад запускает всю мощь своей военной индустрии — европейской, американской, канадской и бразильской. Поэтому Украина становится местом, где перемалывается вся русская мощь: человеческая, военно-экономическая и психологическая. Поэтому Россия должна собрать все свои ресурсы — человеческие, экономические и моральные и разгромить Украину. Она должна это сделать немедленно и не позволить реализоваться плану Запада. Потому что долгий конфликт России на Украине — это неминуемое истощение всех русских ресурсов при постоянно пополняемой ресурсами противной стороны. Вот эта мысль у меня появилась, когда я слушал послание президента. Что интересного вы обсуждали с президентом? Он отшутился, сказал, что России хватит и четырех конфессий канонических. Пойма Оби-реки. Фото: Из личного архива Помню крымскую речь президента, когда слушал его в Георгиевском зале. Я видел его взволнованное лицо, в нем что-то бушевало. А сейчас он очень спокоен, сдержан. Если Путин одержит историческую победу, он станет триумфатором. Я, конечно, империалист, потому что полагаю, что жизнь России происходит в рамках империи. Если русская имперскость исчезает, Россия рассыпается и перестает быть и страной и даже народом. Русская имперскость не в том, что у нее есть несчастные колонии, за чей счет выживают жирные метрополии. Имперскость в моем понимании — симфония сложной организации множества народов, племен, пространств, языков, укладов культур — и все это соединено внутри одного государства и требует сложнейшего взаимодействия. Новгородская Русь и была такой империей. Эти империи с Киевской переходили в Московское царство, в Романовскую империю — третья, затем в Сталинскую четвертую империю, и сейчас это все переплеснулось в бурную чашу пятой империи, наполненную слезами и кровью. Поэтому я империалист, как бы плохо ни звучало это слово в нежных ушах либералов и демократов. Сектор газа. Фото: Из личного архива — Мое взаимодействие с властью очень сложное.
Детство и юность
- Проханов Александр Андреевич, писатель, журналист,
- Популярные книги
- Александр Проханов, писатель и журналист — LiveJournal
- Писатель Александр Проханов пережил на иркутском авиазаводе эмоциональный взрыв
- Рекультивация государства
Александр Проханов: «Если Путин одержит историческую победу, он станет триумфатором»
Опять же, нет доказательств, что роман и повесть были закончены», — заявил адвокат. Вся писательская продукция должна изучаться уполномоченным цензором, поскольку даже неопубликованный роман могут случайно прочитать дети, что нанесёт непоправимый потенциальный вред их физическому и психическому развитию», — ответили адвокату в полиции. За нарушение цензурного законодательства Проханову грозит штраф до 300 тысяч рублей. Сокрытые им рукописи уже уничтожены.
Но, слава Богу, что в это драматическое время в России существуют пространства, где действует мобилизационный дух военного времени, - подчеркнул писатель. Вернулись на производство из своих пенсионных квартир опытные конструкторы и управленцы. Хлынули на заводы и в конструкторские бюро выпускники лучших российских вузов. Мои поездки последних месяцев показали мне, как могуче, неуклонно, в великих надрывных трудах идёт русское возрождение. На фронте, где, обливаясь кровью, сражается доблестная российская армия. На тыловых заводах, где в поте лица своего в три смены работают великие русские трудники». На танковом конвейере, где рождались танки, летали под сводами цеха башни с пушками, в железные короба загружали могучие двигатели, инкрустировали прицелы, дальномеры, приборы ночного видения. И из могучих железных фрагментов рождался танк. На этом конвейере ставили сцену, и молодые певцы, танцоры исполняли рок-оперу, которая переставала быть просто музыкальным произведением, а становилась оперой поля боя, - уверен публицист. Опера не кончалась в тот момент, когда на сцене звучали последние арии, посвящённые Русской Мечте, и тысячи зрителей — рабочие, инженеры, конструкторы — стоя аплодировали, иные со слезами на глазах приветствовали артистов. Опера не кончалась в это мгновение.
И в этом, может быть даже, сущность русского мессианства. И с этим ничего не поделать. Допустим, если бы эта фигура была очень сильная, централизованная, и она своими действиями, например, уничтожила государство, а не добилась ослепительной мистической победы в 1945 году. Или если это была бы угрюмая, жестокая сатрапия, но из этой сатрапии не излетел космический корабль с Гагариным. Или если бы это было государство, наполненное жестокой тьмой и угрюмым разрушением, и это государство не освоило эту потрясающую шестую часть мира, создав цивилизацию Полярного круга, проложив дороги, электростанции, по существу, освоив нелюдимую планету. А Сталин создал государство и создал страну, которая, может быть, действовала от лица всего человечества. Она действовала по поручению всего человечества. Потому что человечество поручило именно русскому народу в лице советского государства вот это освоение самих неудобиц. Какие у вас есть основания утверждать, что человечество это поручило? Это красиво звучит, конечно, но, все-таки, реально, Александр Андреевич? И у человечества есть задача введения в цивилизационный оборот огромных пространств. Оно освоило Месопотамию сначала, потом оно освоило Европу, потом перекочевало в Новый свет. А, скажем, Сибирь, Восток, Север… В общечеловеческий оборот эти земли ввела советская страна. И сегодня углеводороды этой страны питают мир. Но повторяю, великая Сибирь возникла в советское время. И второе задание, которое выполнил народ и советское государство. От лица человечества Советский Союз воевал с фашизмом. Это правда. Я, конечно, сомневаюсь насчет мистики, и можем об этом поговорить, но я хочу вернуться вот к какой теме. Вы сами сказали, что вы были ярым антисталинистом. И потом вы стали, напротив, столь же ярым сталинистом. Что произошло, чтобы на 180 градусов в такой принципиальной совершенно сфере?.. Я сам отчасти выпадал из этого норматива, мне все это было близко и интересно. Да, я совершил тогда, на мой взгляд, индивидуальный подвиг, когда я порвал с этой средой. Я был гол как сокол, я жил в избе. Против норматива как такового, против нормы. Учебу замечательную. МАИ-то — это во? Может быть, она мне навязала ее. А я всю жизнь по сей день не терплю директив, я — свободный человек. И принять. После этого я попал в «Литературную газету» молодым корреспондентом. Вернувшись из лесов, научившись писать русскую природу, русскую деревню, русский фольклор, русскую песню. Я был приглашен в Литгазету за эти свои способности и вдруг попал на остров Даманский. По существу, я попал на первую свою войну. И ощущение того, что страна стоит на пороге грандиозной войны с Китаем, вид убитых, вид этой машинерии, которая заскрежетала, загрохотала, дал мне понять, что государство — это высшая ценность. Тогда началось мое превращение и претворение в государственника. В дальнейшем этот процесс продолжался. Я уж не спрашиваю, как Патриарх Кирилл воспринимает такое сочетание слов или вообще верующие, но что это, никого не оскорбляя, что это за помесь, что это за животное «православный сталинизм»? Казалось бы, вещи абсолютно противоположные друг другу. С одной стороны, антихрист даже, можно сказать, человек, подавлявший церковь, призвавший ее только для спасения во время войны и только на это время, а потом вновь ее отправивший… Как?.. Оно не является оригинальным. В либеральной среде. Мне кажется, что пока ваша берет. Так я вам скажу. Может, потому что мы дураки? Конечно же, мы дурни. Например… Я не хочу вдаваться в метафизику, я просто пример приведу. Это к вопросу о животных. Есть такой монастырь под Владимиром — Боголюбский женский монастырь. И духовник этого монастыря — очень известный священник, отец Петр Кучер. Он — старец так его называют , он брал Кенигсберг. У него медали. У него в его келье на одной стене портреты Романовской династии от Михаила, включая царя-мученика. А на другой стене у него Сталин, Жуков и Маринеско. Почему-то очень любит Маринеско. Может, вы скажете хотя бы коротко? А Маринеско — это великий герой-подводник, который оттаранил и почти потопил фашистский «Тирпиц» — это вершина мощного, лихого подводного героизма. Это был такой пассионарий в море. Так вот, там висит Маринеско, Жуков и Сталин. И весь монастырь… Это женщины, это девушки, это седые матери, матушки — они молятся за вождя. Я даже написал такой стих когда-то, побывав в этом монастыре: «В монастыре, в его соборе чистом наперекор наветам и вражде в святую ночь пред образом лучистым монахини молились о вожде». Я не буду вам объяснять, почему это, я вам просто привожу пример, что такое мистический православный сталинизм. Видимо, его не было раньше? То, что вы называете православный сталинизм, — это не то, что монахиня молится перед этим образом. Хотя, это немножко странно, потому что получается, что вы делаете фальшивых богов, молясь перед чьим-то… — Не перед «чьим-то». Образ лучистый — может, это образ Богородицы или… — Но только не Сталина. За упокой литией. Но что такое, все-таки, православный сталинизм? В результате этого спас русскую цивилизацию, русскую советскую цивилизацию от крушения, совершил вместе со своими маршалами, комдивами, народом, партийными руководителями, которые перебрасывали с запада на восток эти станки, грандиозный подвиг, равного которому в истории нет. И этот подвиг не социальный, не идеологический, не военный, не геополитический, это именно метафизический подвиг. Были остановлены силы тьмы, которые, как говорят мои друзья-метафизики, хотели перечеркнуть и зачеркнуть проект Господа, который создал этот мир светоносным, райским и восхитительным. Это был пересмотр господнего проекта. Это было и в дохристовы времена, когда человечество погрязло в абсолютной тьме, и потребовалась эта жертва. Эти люди, о которых я говорю как о мистических сталинистах, интерпретируют Сталина именно как носителя этих светоносных энергий. Его тоже Путин поздравил. А вы его поздравили? Я его не поздравил, я не мог поздравить, потому что для меня Горбачёв — это синоним зла. И это мягко сказано. Я не расшифровываю, как я понимаю это зло. Для меня Горбачёв является символом крушения моей родины, моей страны, моих красных смыслов, человек, через которого мы получили такой поток несчастья, который до сих пор не можем переварить. Это крах великой цивилизации, великой техносферы, великой науки, великой культуры. Это крах целого вектора русской истории. Я думаю, что это не революция, я думаю, что это спецоперация невиданного масштаба. Перестройка — это спецоперация. Но давайте серьезно: на самом деле, это американская спецоперация и Горбачёв — их исполнитель? И Штаты осуществляли против Советского Союза гигантские воздействия не военного, а информационно-организационно-гуманитарного характера. И перестройка была грандиозной спецоперацией.
Член секретариата Союза писателей Российской Федерации. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола. Постоянный участник дискуссионных телевизионных передач. Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в городе Тбилиси, Грузия. После школы уехал в столицу России, где в 1960 году с отличием окончил Московский авиационный институт. Работал сначала инженером, затем лесником в Карелии и Подмосковье. Свою литературную деятельность Александр Проханов начал с «деревенской» прозы, затем перешел к романтическому изображению техногенной цивилизации, не чужда ему и военно-патриотическая тема. Вышли его книги: «Иду в путь мой», «Желтеет трава», «Там, в Афганистане», «Записки на броне», а также ряд заметных рассказов и новелл в 1970-90-х годах. С 1972 года является членом Союза писателей. Работая в «Литературной газете» совершал поездки в «горячие» точки: Афганистан, Никарагуа, страны Африки.
Александр Проханов: «Нельзя одолеть Запад, оставаясь Западом»
Чмоканье пуль в живые тела. Взбесившийся БТР, стреляющий по толпе. Одинокий, потрясённый Анпилов. И наутро — танки, дымные клубки на белом фасаде дворца. Солдаты, согнувшись, как сороконожки, один за другим крадутся за бронёй БТРа.
И ужасный огонь, летящий к небу в центре Москвы, и пленники, идущие под конвоем по белым ступеням дворца, и улюлюкающие, ликующие, махающие велосипедными цепями победившие демократы. И над всем огромное, тяжкое, до неба тулово Ельцина, отрыгивающего дурные слова. Что это было — восстание 1993 года? Как видится оно теперь, спустя тридцать лет?
Это был жестокий кровавый разгром оппозиции, арьергарда, с опозданием в два года выступившего на защиту Советского Союза. Это была красно-коричневая, московской школы, икона, из которой капала кровь, и которая по сей день мироточит. И всякий, кто верит в русскую историю, кто чувствует мистический смысл падения и воскрешения Государства Российского, пусть приложится к этой иконе. Там, в пожарище, где сгорали люди и гибла целая великая эпоха — с Победой, с громадными стройками, с гагаринский полётом — там рождалось нечто новое, неуловимое, не подвластное огню, что, спустя несколько месяцев, проявилось на выборах в Государственную Думу.
Победили патриоты — те, в кого стреляли танки и кого били велосипедными цепями, кого проклинали Явлинский, Чубайс и Немцов. Первая Дума вышла патриотической, русской вопреки всем огням и пожарам. Тогда, в 1993 году, рухнуло и больше не возрождалось задуманное либералами государство. Указ о его роспуске подписали танки росчерками взрывов на фасаде Дома Советов.
И всё, что говорилось и теперь говорится о новом демократическом строе, является белилами, которыми хотели замазать кровавую кляксу на фасаде Дома Советов. Всё те же чудесные Кавказские горы, облака на вершинах, хрустальные струйки водопада, чудесный отель, окружённый лесами, вкусные обеды и ужины. Члены клуба и гости обмениваются улыбками и поклонами, собираются в конференц-зале, выслушивая своих высоколобых коллег, а те тонко и ненавязчиво щеголяют знаниями. Валдайский клуб — уникальное явление российской интеллектуальной жизни.
Он напоминает загадочное многопалое существо, которое своими чуткими пальцами бережно и осторожно ощупывает мир, как врач, осматривая больного, отыскивает у него скрытые опухоли, таящиеся болезни, нарушение ритмов. Этими исследованиями Валдайский клуб занимается двадцать лет, поворачивая земной шар то одним, то другим боком, исследуя состояние национальных экономик, движение газовых и нефтяных потоков, концентрацию армий, следит за перемещением идей, блужданием мировых потенциалов. Валдайский клуб — это осьминог, который объял своими щупальцами весь мир и высасывает его эссенции, которые, может быть, дороже углеводородов, алмазов или урана. Эти эссенции суть биение мировой мысли, состоящей из множества национальных исканий, национальных упований на гармоничный и справедливый мир, в котором нет-нет да и лопнет какой-нибудь кровеносный сосуд и зальёт нашу голубую планету кровью.
Россия в минувшем году совершила крутой вираж. Так самолёт, уклоняясь от зенитных ракет, резко ложится на крыло, сотрясаясь своими шпангоутами, уходит в сторону. На этот раз на Валдайском форуме почти не было западников, не явились на форум высоколобые университетские интеллектуалы, недавние послы, профессора, представители западных философских школ. Редким гостям удалось прорваться на форум из-за железного занавеса, что опустил Запад.
Зато появились Азия, Африка, Латинская Америка в многообразии своих голосов, умов, своих страстных исканий, интеллектуальных деклараций. Приятно, скажу я вам, выпить кружечку пива с белозубым представителем Южной Африки или полюбоваться на горный закат, стоя с очаровательной представительницей Шри-Ланки. И уж сам Бог велел поговорить по душам, общаясь в кулуарах, с казахами, таджиками, киргизами, блестяще владеющими русским языком и всё ещё кажущимися нам, русским, братьями. Суждения выходящих на панель исследователей крайне осторожны, деликатны.
Иногда эти суждения кажутся слишком робкими, бережными. Но вдруг среди них прорывается огненная косматая мысль, подобная той, что слетела с уст Сергея Караганова, предложившего пересмотреть ядерную доктрину России и прописать её так, чтобы у противника не оставалось сомнений в готовности применить российское ядерное оружие хоть завтра, если уровень конфронтации Запада и России достигнет неприемлемых степеней. Фашисты жутко подавили восстание евреев в Варшавском гетто. Афганские исламисты беспощадно подавили восстание советских военнопленных в тюрьме у пакистанской границы.
Сегодня Израиль со зверской жестокостью подавляет восстание в Газе. В 1948 году израильское государство упало на палестинские земли, как падает метеорит, выжигая вокруг себя пространство, оставляя зияющий кратер. С тех пор Израиль сгоняет палестинцев с их исконных земель, полнит лагеря палестинскими беженцами, набивает свои застенки палестинскими повстанцами. Палестинцы- народ-мученик, народ-воин, провозвестник справедливости.
Схватка палестинцев с Израилем - это схватка угнетённых с мучителями и палачами. Сионисты говорят: в 1948 году Израиль пришёл на свою историческую Родину. В Библии сказано, как создавалась эта «историческая Родина». Ведомые Моисеем евреи пришли не на пустое место или в голую пустыню.
Они пришли в земли, где обитали цветущие народы- ханаанеи, стояли города, цвели оливковые рощи. И евреи предали ханаанейские города заклятию, избивали ханаанейцев поголовно, клали их под железные топоры и стальные пилы, кидали в ямы с негашёной известью. Ханаанейцев истребляли с той же жестокостью, с какой теперь истребляют Газу. Газа - это город-смертник.
Газа - это газовая камера, где в муках задыхаются дети и старики. Хотите понять, что такое безбожие и жестокость, посмотрите на руины Газы, которые сочатся кровью, и каждый камень кричит голосом убиваемого ребёнка, каждый обломок стены полнится молитвами убиваемых женщин и стариков. Израиль - выкормыш Америки. Миллиарды долларов идут из Америки в Израиль, питая израильскую армию, утверждая в Израиле строй, угодный Америке.
Сигара, бабочки и акварель — Сигары — ваше тайное увлечение? Как и за что? А моим страстным увлечением были и остаются бабочки, которых я ловил. А сигары — курьез из-за того, что президент Сигарного Союза Андрей Лоскутов, которому интересны мои суждения, пригласил меня к себе в клуб, у них я прочитал свою лекцию о «Власти и тайных кодах русской мечты», был награжден сигарными дымами. И этот эпизод был очень милым, сердечным с пониманием и симпатией. Дорожу этим моментом. Большой поклон ему!
Свою именную сигару я, конечно, потом раскурил в час печали своей. Когда шел черный осенний дождь, когда я был одинок и брошен моими возлюбленными женщинами, когда я чувствовал себя Буниным, которому впору собаку купить. Но у меня не было в кармане денег на собаку, я достал свою сигару, запалил ее и сидел в дыму своих воспоминаний о щедрой любви. Вообще сигара, она сама по себе вкусна. У сигары есть неповторимый вкус, его нельзя заслонять ни ромом, ни коньяком, ни клубникой, ни поцелуем. Это священнодействие, это дымы. Сигары — это благовонная палочка для пагод, или для христианской церкви — такое дымящееся кадило с дымом благовонным.
Поэтому никакого напитка не было. Я сидел в своем кресле, а из кресла поднимался дым прожитой мною жизни. Это была курьез. Я прекрасно понимал, что сейчас не время для этого, это не более, чем провокация, такая как предложение Ленина вынести из Мавзолея или снять со шпилей Кремля рубиновые звезды. Это все дурь такая, которая уже всем надоела. Я не настаиваю, чтобы памятник вернули Дзержинскому, я просто знаю, что он будет внесен туда без моей воли. Он займет на Лубянской площади свое место, но не как меч карающий, а как драгоценный символ тех времен, Вучетича и как красивая вертикаль, которой так не хватает на этой площади.
Это памятник-антураж тем исчезнувшим временам. Он будет возвращен, вне зависимости от того, хотят этого или не хотят. Потому что бабочка это охота, причем очень рискованное, требующее сил и молодости, ярости и азарта. А мне, в мои 85, не поймать даже муху, которая сядет мне на лоб. Коллекционирование бабочек закончилось, когда я перестал ездить по горячим точкам, потому что это коллекция локальных войн. В основном они проходили в джунглях, саваннах, на берегах тропических рек и болот. Это места, где гнездилось миллиарды восхитительных бабочек.
Война в Кампучии, 1978 год. Фото: Из личного архива Для людей, наделенных эстетическим чувством мимо них нельзя пройти. И я повторно возвращался и в Никарагуа, и в Кампучию с сачком и наполнял свою коллекцию наряду с блокнотом, который наполнял своими впечатлениями. Поэтому эти бабочки являются военными трофеями. Это не моя личная коллекция, это своеобразная трофейная выставка. Полагаю, может наступить день, уже после смерти моей, когда кто-нибудь из моих сыновей откроет окно моего дома, отворит стеклянные коробки и бабочки улетят и вернутся в джунгли, саванные, на берега тропических рек — в места своего обитания. Рисунок Александра Проханова в стиле примитивизма.
Фото: Из личного архива — Трудно обозначить стиль. Я просто рисую так, как не умею рисовать. Это рисунки наивного человека, поэтому они кажутся такими вычурно примитивные. Это не стиль, это результат моего неумения, а так же результат моего искреннего желания изобразить тот или иной фрагмент моей жизни или моих военных походов. В последний раз мне было стыдно... На меня сильно повлиял... Первый раз жизнь разочаровала меня, когда...
Люди ошибаются, когда говорят, что... Мне до сих пор обидно за... Наибольшая трудность, которую мне пришлось преодолеть в жизни, это... Моей самой экстравагантной выходкой было... В краску меня может вогнать... Я бы немало заплатил, чтобы увидеть...
И пришла фантастическая мысль: я обратился к моему знакомому, блистательному технократу, директору концерна «Уралвагонзавод». Я предложил проиграть оперу прямо там, в цеху завода. Представьте себе громадный цех, наполненный железным дымом, где на реальном конвейере собирают танки, погружают в них двигатели, наполняют оптическими приборами, системами ночного видения, космической связи. Под куполом этого цеха летают башни танков, нахлобучиваются, как шапки, на корпуса. Это была потрясающая мистерия: музыка оперы и стихи сливались с лязгом моторов и наполнялись энергией танков. А танки одухотворялись искусством. И прямо с конвейера становились на эшелон и шли на фронт. И там эта опера, в этих танках, воевала, стреляла, в нее были попадания вражеских гранатометов. Потрясающая эстетика бури, поля боя! Эта эстетика была настолько сильна для людей, которые на секунду оторвались от железа — инженеров, рабочих, конструкторов, танкистов, которые только что прибыли с Украины, их грудь нагружена орденами, что оперу захотели услышать другие оборонные заводы. И спектакль совершает триумфальное шествие по стране. Новая литература рождается в окопе - Этот жанр идет в ногу с той литературой, что создается сейчас в окопах? И там сейчас есть уже готовый Захар Прилепин. Это пример русского писателя, который всегда в час напряжения, в час беды стремился быть вместе со своим народом, с армией. Прилепин — не будущее, он настоящее, он уже создает свои произведения. Свой жанр. Новые явления, новое искусство связано с этим современным русским ренессансом, со специальной военной операцией, с теми переменами, которые мы, наша Россия, начинаем сегодня. Наш медведь переворачивается с одного бока на другой.
Позже писатель свяжет тот «футбольный матч» с мистическими событиями в собственной жизни. Получив среднее образование, Александр стал студентом Московского авиационного института. В эти годы появились его первые литературные наброски и стихи. В 1960 году он стал работать инженером в столичном НИИ, занимающегося разработкой ракетной техники. Двух лет Проханову хватило чтобы понять: инженерная деятельность его совсем не привлекает. Он уехал в Карелию работать лесником, участвовал в тувинских раскопках, был экскурсоводом по Хибинам. Увлеченно читал Андрея Платонова и Владимира Набокова. Творческий путь В Москву Проханов, по его словам, вернулся «наполовину диссидентом». Его начала интересовать эзотерика, вопросы мироздания, и свои размышления он воплощал в рассказах и заметках, которые публиковались в «Литературной России», «Семье и школе», «Кругозоре» и других изданиях. Особенно понравился читателям его рассказ «Свадьба», опубликованный в 1967 году в «Литературной России», после которого на молодого писателя обратили внимание. Критики называли этот рассказ яйцом, из которого выросли все романы Проханова. Поначалу его расценивали как фольклориста. До этого он много странствовал по деревням, увлекался народными песнями, старинными игрушками. Первая командировка газетчика состоялась на остров Даманский, где произошло советско-китайское пограничное столкновение. Это событие полностью перевернуло мировоззрение Проханова. По его словам, тогда он впервые почувствовал величие и трагизм государства и встроился в эту железную струю государственной идеологии. Александр Проханов в молодости В 1971 году вышла первая книга писателя «Иду в путь мой» с предисловием Юрия Трифонова. Как романист он проявил себя в 1975 году, когда свет увидела книга «Кочующая роза». В восьмидесятых творчество Проханова стало военно-политическим, сам он говорил: …я проехал все войны СССР, тайные и явные. Почему я — соловей Генштаба? Потому что был в Эритрее, в Афганистане, в Камбодже — везде, где воевал или помогал воевать Советский Союз. Я видел взрывы атомных бомб на полигонах.