Новости ст 37 упк рф с комментариями

В статье анализируется закрепленное в п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ право прокурора выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений. Функции и полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ст.37 УПК РФ.

Правовые гарантии освобождения от уголовной ответственности участников специальной военной операции

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор. Понятия процессуального действия и процессуального решения приведены в п.п. 32, 33 ст. 5 УПК РФ. Актуальная редакция статьи 37 УПК РФ с научно-пратическим комментарием по состоянию 2024 год. Статья 37 УПК РФ регламентирует полномочия должностного лица – прокурора. полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве не ограничены указанными в ст. 37 УПК РФ и регламентированы также другими нормами уголовно-процессуального законодательства. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ).

Конституционный суд РФ запретил бессрочное расследование уголовного дела

Однако главный бухгалтер от проведения таких неправомерных действий отказался. По результатам проведенной проверки исполняющим обязанности прокурора района в порядке п.

Кроме того, государственный обвинитель и или прокурор обладает правом быть извещенным о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 7 суток до его начала ч. При этом в ч. N 26 определен более современный способ извещения о начале рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Речь в данном случае идет об извещениях государственного обвинителя и или прокурора посредством СМС-сообщений, но с обязательным согласием на такой способ уведомления. Государственный обвинитель и или прокурор обладают полномочиями по отзыву апелляционного представления ч. Уголовно-процессуальное законодательство не определяет основания, по которым данные участники производства по уголовному делу в суде апелляционной инстанции вправе отозвать апелляционное представление. По нашему мнению, основаниями, по которым государственный обвинитель и или прокурор могут отозвать апелляционное представление, являются положения, предусмотренные ч.

Но во всех случаях государственный обвинитель и или прокурор в обязательном порядке должны согласовать свои позиции с прокурором, утвердившим обвинительное заключение обвинительный акт, обвинительное постановление. Решать такой вопрос резолюцией председателя суда о снятии дела с рассмотрения - значит недооценивать важность момента вступления приговора в законную силу. Государственный обвинитель и или прокурор имеют право подавать дополнительное апелляционное представление ч. Дополнительное апелляционное представление, как и дополнительная апелляционная жалоба, должно поступить в суд апелляционной инстанции не позднее чем за 5 суток до начала судебного заседания.

В дополнительном представлении государственного обвинителя и или прокурора, поданных по истечении срока обжалования, не должен стоять вопрос об ухудшении положения осужденного, а также лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, но только при условии, что такое требование не содержалось в первоначальном представлении ч. Следующие полномочия государственного обвинителя и или прокурора при производстве по уголовному делу в суде апелляционной инстанции связаны с порядком рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции и обжалованием судебного решения суда апелляционной инстанции. К ним относятся: - заявление ходатайств и отводов при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции ч. Новый комментарий с пояснениями расшифровка к статье 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ Статья 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет роль и полномочия прокурора в уголовном процессе.

Согласно данной статье, прокурор является участником уголовного процесса и осуществляет надзор за соблюдением законности, защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Прокурор имеет следующие основные полномочия: Участие в предварительном расследовании: Прокурор может давать указания и направления следователю или дознавателю по проведению следственных действий и мероприятий, необходимых для расследования уголовного дела. Он может присутствовать при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлять контроль за их законностью. Прокурор имеет право задавать вопросы участникам предварительного расследования и предлагать доказательства.

Он может обжаловать незаконные и необоснованные действия следователя или дознавателя и предпринимать меры по их исправлению. Участие в судебном разбирательстве: Прокурор является участником судебного процесса и представляет общественные интересы в суде. Он вправе давать объяснения по обвинению, предлагать доказательства и допрашивать свидетелей. Прокурор имеет право обжаловать судебные решения, которые не соответствуют закону или не учитывают общественные интересы.

Контроль за исполнением решений суда: Прокурор осуществляет контроль за исполнением приговоров и решений суда, в том числе постановлений о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Он может предпринимать меры по обеспечению исполнения приговоров, защите прав потерпевших и обеспечению безопасности общества. Прокурор вправе осуществлять свои полномочия независимо и самостоятельно, на основе закона. Он несет ответственность за свои действия и не может быть подчинен ни следователю, ни судье.

Таким образом, статья 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает важную роль прокурора в уголовном процессе и подчеркивает его задачу защиты законности, прав и интересов общества и государства.

Федерального закона от 04. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Федерального закона от 30. Федерального закона от 18. Федерального закона от 28. Федерального закона от 04. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Первые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в 2023 году

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти при соответствующих федеральных органах исполнительной власти , их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти при соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Орган дознания К органам дознания относятся: 1 органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления отделы, отделения полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские районные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2 органы Федеральной службы судебных приставов; 3 командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4 органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. На органы дознания возлагаются: 1 дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса; 2 выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса; 3 осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: 1 капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2 руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3 глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Статья 40. Начальник подразделения дознания Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: 1 поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; 2 изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; 3 отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; 4 вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе: 1 проверять материалы уголовного дела; 2 давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. Дознаватель Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель уполномочен: 1 самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и или судебное решение; 2 осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

По результатам проведенной проверки исполняющим обязанности прокурора района в порядке п.

Высказывает мнение относительно ходатайств, заявленных иными участниками судебного разбирательства, а также о возможности судебного разбирательства в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства. В начале судебного следствия государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение. Государственный обвинитель первым представляет доказательства, он же определяет очередность их исследования и участвует в их исследовании. Только после исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства стороны защиты. Государственный обвинитель излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов. По ходатайству государственного обвинителя подсудимый может быть допрошен в отсутствие другого подсудимого. По ходатайству государственного обвинителя в случаях, предусмотренных УПК РФ, допускается оглашение показаний подсудимого, потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве по делу. При допросе свидетеля со стороны обвинения первым задает вопросы свидетелю обвинения государственный обвинитель. Оглавление Требования указания прокурора органам дознания Прокуроры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, начальнику подразделения дознания, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными.

Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Иначе обстоят дела с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Если прокурор обратился с таковыми к следователю, а следователь не согласен с указанными требованиями, последний обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, в штате которого он находится, и тот информирует об этом данного прокурора ч.

В свете вышеназванных изменений видится странным отсутствие изменений в ст. Срок рассмотрения жалоб остался прежним — 3-ое суток с момента получения жалобы. Данный срок может быть продлен до 10-ти суток в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры. Впрочем, о каких именно мерах идет речь, в статье не уточняется.

С 09 января 2023 года расширились возможности применения систем видео-конференц-связи далее по тексту — ВКС. Новая редакция ч. Возможные случаи использования новых технологий урегулированы новой статьей ст. Теперь суд вправе по ходатайству подсудимого принять решение о его участии в судебном заседании путем использования систем ВКС, а также по ходатайству стороны или по собственной инициативе суд вправе принять решение об участии подсудимого в судебном заседании с использованием систем ВКС. Часть вторая рассматриваемой статьи дает суду право использовать систему ВКС также в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, если подсудимый находится под стражей и обвиняется в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. С одной стороны, данная норма видится позитивной, поскольку направлена на обеспечение безопасности участников судопроизводства от возможных противоправных действий подсудимого, обвиняемого по тяжким и особо тяжким статьям. С другой стороны, статья прямо говорит о том, что затрагивает лиц, уже содержащихся под стражей.

Данная мера пресечения сама по себе максимально дистанцирует участников судопроизводства от подсудимого. Кроме того, такие меры как «клетка» или «аквариум», в которых содержатся подсудимые в течение судебного заседания, присутствие конвойной службы, наличие спецсредств в виде наручников и др. Несмотря на то, что часть девятая рассматриваемой статьи предусматривает возможность защитнику беспрепятственного конфиденциального общения с подсудимым, полагаю, данная статья существенно усложняет работу адвоката, поскольку не позволяет давать консультации своему подзащитному, не объявляя перерыв в судебном заседании. Необходимо отметить, что новая норма УПК РФ не разрешает участие подсудимого в судебном заседании с использованием ВКС в случае рассмотрения дела присяжными заседателями. Возникновение технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем ВКС является основанием для отложения судебного заседания на определенный срок, согласно ч. Новшества действующего УПК РФ теперь предусматривают ответственность лиц, участвующих в судебном заседании посредством ВКС, а также меры воздействия к ним наравне с другими участниками судопроизводства. Так, при нарушении порядка в судебном заседании или иных случаях, предусмотренных законом, лицо, участвующее в судебном заседании посредством ВКС, в том числе и подсудимый, может быть отключено от видео-конференц-связи на все время судебного заседания или на его часть, согласно ч.

Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства

Статья 37 УПК РФ Прокурор часть 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Функции и полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ст.37 УПК РФ. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной Кодексом, вправе осуществлять от имени государства уголовное преследование лица в ходе уголовного судопроизводства.

Вы точно человек?

сказано в документах. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Именно задержание в порядке ст. 91 УПК РФ и последующее заключение подозреваемого, а потом обвиняемого под стражу, с неоднократным продлением сроков ее применения используется правоохранительными органами как наиболее действенный метод воздействия. УПК РФ установлено, что по уголовному делу с апелляционными жалобой, представлением на приговор или иное итоговое судебное решение суд после выступления сторон рассматривает ходатайства об исследовании доказательств, которые были исследованы судом первой. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Статья 37 УПК РФ. 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом.

Другой комментарий к статье 37 УПК РФ

  • Комментарий к Статье 37 УПК РФ
  • Нормативное регулирование
  • Вводится наказание за передачу мобильника
  • Правовые гарантии освобождения от уголовной ответственности участников специальной военной операции
  • Полномочия прокурора в рамках статьи 37 УПК РФ

Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Статья 37 УПК РФ. 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом. Разъясните, пожалуйста, вопросы о возможности применения ст. 37 УПК и должна ли (и как) прокуратура добиться исполнения представления. органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи. Статья 37 УПК РФ. Прокурор. Понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» уголовно-процессуальный закон не закрепляет, однако из ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ следует. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года.

Адвокат по уголовным делам: внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Федерального закона от 04. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Законодатель посчитал это несправедливым и внес соответствующие изменения в п. В настоящее время прокурор не вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в системе одного органа предварительного расследования. А права передавать уголовное дело от одного дознавателя другому у него и ранее не было, так как отдельно взятый дознаватель не является органом предварительного расследования. Органом предварительного расследования здесь является орган дознания, дознаватель же обычно лишь осуществляет функцию учреждения должностного лица , наделенного статусом органа дознания.

При передаче дела от одного дознавателя другому в рамках одного учреждения орган предварительного расследования не меняется. Прокурору предоставлено право требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. Однако правом знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного расследования, он долгое время наделен не был, что служило серьезным препятствием на пути осуществления им уголовного преследования. Именно поэтому законодатель посчитал важным дополнить коммент. В настоящее время у прокурора появилась "возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела". Для этого он должен обратиться к следователю дознавателю и др. Мы рекомендуем обращение с таким запросом к следователю дознавателю и др. Но формулировка п.

Здесь речь идет о "материалах находящегося в производстве уголовного дела". А у кого в производстве оно находится и к кому следует обращаться с запросом, умалчивается.

Представитель защиты заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова указал в апелляционной жалобе на его арест, что уголовное дело о получении взятки должны расследовать военные следователи, а не гражданские.

Об этом говорится в тексте жалобы, с копией которой ознакомился корреспондент ТАСС. Что известно о деле замминистра обороны РФ Тимура Иванова "Возражая против ходатайства органа следствия, защита Иванова настаивает на том, что уголовное дело в отношении него возбуждено не уполномоченным на то лицом, поскольку он является лицом гражданского персонала Вооруженных сил РФ, замещающим воинскую должность.

Причинение смерти посягающему субъекту может быть признано соразмерным, то есть не превышающим пределы необходимой обороны, и при посягательствах, не сопряженных с опасностью для жизни обороняющегося или другого лица. Например, не является превышением пределов необходимой обороны убийство женщиной насильника в процессе защиты от его посягательств или причинение смерти нападавшему, который намеревался лишить обороняющегося зрения, то есть причинить тяжкий вред здоровью.

Часть 2. При таких обстоятельствах объективно причиненный вред не может быть квалифицирован как по ст. Максимальные санкции указанных привилегированных составов преступлений до двух лет лишения свободы одинаковы и свидетельствуют об их отнесении к преступлениям небольшой тяжести ст. Правила о необходимой обороне в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их качеств, характеристик и возможностей, от профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, что закреплено в ч.

Однако данные предписания не создают новых обстоятельств, исключающих преступность деяния, а вопрос о правомерности причиненного вреда в подобных случаях подлежит разрешению исключительно на основе норм УК. N 159; СЗ РФ. При этом профессиональная подготовка специальных субъектов, их особые навыки могут влиять на установление возможного эксцесса обороны. В частности, необходимо принимать во внимание служебно-нормативные предписания о том, что при пресечении правонарушений, задержании лиц, совершивших правонарушение, применении физической силы, специальных средств или оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также интенсивности оказываемого противодействия должностные лица обязаны исходить из того, что причиненный при устранении опасности ущерб должен быть минимальным.

Состояние необходимой обороны может возникать при выполнении специальными субъектами, в частности военнослужащими, особых обязанностей: при несении специальной службы караульной, пограничной , по охране общественного порядка, боевого дежурства, патрулировании и др. Военнослужащий при несении указанных видов службы обязан защищать соответствующие объекты, для чего наделяется необходимыми правами, вплоть до применения оружия. Отражая возможные посягательства, военнослужащий действует в состоянии необходимой обороны. В то же время оборонительные действия совершаются в порядке исполнения специальных обязанностей службы, регулируемых законами, воинскими уставами и другими военно-правовыми актами.

Уклонение от выполнения их требований об охране соответствующих объектов при определенных условиях могут образовывать состав того или иного воинского ст. Ахметшина, О. От превышения пределов необходимой обороны следует отличать случаи неправомерного применения оружия командиром начальником в отношении подчиненного, когда начальник не находится в состоянии необходимой обороны и отсутствуют условия, при наличии которых воинские уставы наделяют его правом применения оружия, а также случаи, когда командиры начальники внутренних войск, участвующих в охране общественного порядка, отдают подчиненным приказы на применение специальных средств или оружия также при отсутствии законных к тому оснований. Действия соответствующих начальников в подобных случаях образуют превышение должностных полномочий ст.

Применение оружия военнослужащим, несущим специальную службу охрана общественного порядка и др. Нарушение условий правомерности институтов, предусмотренных настоящей главой, является обстоятельством, смягчающим наказание п. Конституция Российской Федерации ч. Цель необходимой обороны, ее значение состоят в осуществлении защиты личности, общества и государства от общественно опасных посягательств.

Право на защиту является естественным правом любого человека независимо от профессиональной или иной подготовки. Любой гражданин может воспользоваться правом на необходимую оборону, но закон не обязывает его это право применять. При необходимой обороне посягающему причиняется вред. Формально такие действия подпадают под признаки преступного деяния.

Но действия обороняющегося не являются общественно опасными. Более того, они общественно полезны, поощряемы государством, поскольку не только направлены на защиту правоохраняемых интересов, но и способствуют повышению социальной активности граждан. Институт необходимой обороны призван обеспечить права обороняющихся и иных субъектов от общественно опасных посягательств, защитить обороняющегося от возможного необоснованного привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, в том числе и за преступление, связанное с превышением пределов необходимой обороны. Согласно ч.

Из содержания этой нормы следует, что если общественно опасное посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, то необходимая оборона будет являться правомерной вне зависимости от того, какие средства и способы были применены при обороне и какой вред был причинен при этом посягающему. Закон признает в таких случаях правомерность причинения любого вреда, вплоть до причинения смерти. Тем самым фактически речь идет об отсутствии каких-либо ограничений за отдельными исключениями, о которых будет сказано ниже при защите такого объекта, как жизнь человека.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Адвокат по уголовным делам: внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Статья 37 (УПК РФ). Прокурор
  • Ст. 37 УПК РФ. Прокурор
  • Комментарии к статье 37 УПК

Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства

Обращает на себя внимание и тот факт, что в отличие от прежней редакции данной статьи в числе полномочий прокурора в УПК больше не названо право давать указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий п. В то же время ч. Полагаем, что приоритет принадлежит регулированию, содержащемуся в УПК РФ, поскольку он больше не предусматривает принятия прокурором уголовных дел к своему производству. Прокурор также вправе давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести сверх тех, которые отнесены законом к подследственности дознания п. Следует сказать, что данное полномочие звучит определенным диссонансом с точки зрения идеи разделения функций расследования следствия и прокурорского надзора.

Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться интересами предварительного расследования, то есть в данном контексте - интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания; 6 изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи п. Обычно такая необходимость обусловлена невозможностью окончания дознания в установленный ст. Передача дела следователю может быть также связана с тем, что дознание проводится по значительному количеству преступлений, а число дознавателей в отдельных районах невелико.

Однако необходимость в передаче может возникать и в случае, если дело, подследственное следователю, фактически расследуется органом дознания и прокурор восстанавливает законный порядок, передавая его следователю. В последнем случае речь идет о выполнении прокурором надзорной функции. Необходимо указать на коллизию законодательных норм, касающихся рассматриваемого прокурорского полномочия. Так, ФЗ от 6 июня 2007 г.

Однако в официальный текст УПК данное изменение не попало, хотя формально и не было никем отменено. Дело в том, что более ранним ФЗ от 5 июня 2007 г. Более поздним ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ это изменение было ошибочно внесено по-прежнему в п.

N 87-ФЗ, речь уже шла о совершенно другом полномочии прокурора а именно о его праве участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Здесь правоприменитель сталкивается с чрезвычайно редким случаем, когда ему дозволительно обращаться к коррекционному исправляющему толкованию правовой нормы, которая не может применяться ввиду очевидной технической ошибки законодателя. Несмотря на то что ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ имеет приоритет над ФЗ от 5 июня 2007 г.

N 87-ФЗ как более поздний правовой акт, он по существу вносит изменение в несуществующее уже в данном месте пункте закона положение, а потому в этой части не может применяться. Следовательно, полномочие прокурора изымать дело непосредственно у дознавателя в настоящий момент применено быть не может. Очевидно, законодатель должен исправить указанную неточность, внеся в п. N 90-ФЗ соответствующее исправление заменить слова "пункт 8" на "пункт 11".

Надо сказать, что сама по себе возможность изымать дело сразу у дознавателя, минуя орган дознания, в некоторых ситуациях может быть важна для прокурора - например, когда передача дела на месте, непосредственно от дознавателя к следователю вызвана неотложной необходимостью, а орган дознания территориально удален и переписка с ним займет слишком много времени; 7 утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу п. Это полномочие введено ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ. Имеет место неопределенность в вопросе о том, распространяется ли указанное полномочие прокурора на прекращение дела по всем основаниям или лишь по основаниям, предусмотренным ст.

В трех названных случаях закон специально требует согласия прокурора на прекращение дела дознавателем. Согласно п. Такое разрешение равнозначно утверждению постановления. Представляется, что ФЗ от 5 июня 2007 г.

Поэтому распространение этих специальных правил на все остальные случаи прекращения дела было бы неоправданным. Кроме того, в соответствии с ч.

Регистрация - это присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем. В случае отмены незаконного решения дознавателя прокурор по этому поводу может внести представление руководителю учреждения, где работает дознаватель к примеру, начальнику органа внутренних дел. И напротив, такого полномочия у него нет, когда на момент вынесения постановления на то имели место законные основания. Прокуроры обязаны не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт. Ранее в законе было закреплено право прокурора передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК. Как известно, органом предварительного расследования является любой отдельно взятый следователь.

Если уголовное дело в соответствии с правилами, установленными ст. Данное обстоятельство при буквальном толковании п. Тем самым у прокурора появлялось полномочие руководителя следственного органа по распределению нагрузки между подчиненными последнему следователями. Законодатель посчитал это несправедливым и внес соответствующие изменения в п. В настоящее время прокурор не вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в системе одного органа предварительного расследования. А права передавать уголовное дело от одного дознавателя другому у него и ранее не было, так как отдельно взятый дознаватель не является органом предварительного расследования. Органом предварительного расследования здесь является орган дознания, дознаватель же обычно лишь осуществляет функцию учреждения должностного лица , наделенного статусом органа дознания.

Прокурор в ред. Федерального закона от 05. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1 проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2 выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3 требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия; п. Федерального закона от 27.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом , отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Статья 37 УПК РФ. Прокурор

УПК РФ. Статья 37. Прокурор Статья 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В результате этого имеет место неравенство прав граждан при возникновении уголовно-правовых отношений с участием различных органов дознания. На основании вышеизложенного, предлагаем внести изменения в статьи 37 и 148 УПК Российской Федерации, предусматривающие предоставление права прокурору на утверждение решения об отказе в возбуждении уголовного дела и возлагающие, в связи с этим, определенные обязанности на следователя, орган дознания и дознавателя. Редакция части пятой статьи 148 УПК Российской Федерации в законодательном порядке закрепляет право обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п 2 ч 2 ст 37 УПК РФ, прокурору представляется проверить правильность ведения дел и ознакомиться с документами по возбужденному уголовному делу. В процессе рассмотрения хода судопроизводства по определенным делам прокурор обязан поддерживать государственного обвинителя, гарантируя законность и обоснованность обвинений. При необходимости должностное лицо имеет право отказаться от уголовного преследования. Процедура производства обязана соответствовать основаниям Кодекса с обязательным объяснением мотивов решения вышестоящего должностного лица. Прокурор УПК имеет право обращаться с требованием: к руководителю вышестоящего следственного органа об устранении нарушений, допущенных руководителем, следователем; при несогласии руководителя высшего органа, направить жалобу Председателю Следственного комитета РФ, Генеральному прокурору РФ. При обращении к вышестоящим должностным лицам, прокурор предоставляет объяснительные записки с указанием допущенных нарушений, обращением к существующему Кодексу. Комментарии к статье Полномочия должностного лица при наблюдении за исполнением органами дознания устанавливаются прочими статьями УПК: Указания Генерального прокурора РФ в вопросах дознания, по которым не требуется регулирование законодательными актами, являются безусловными и обязательными для выполнения в установленные законом сроки ст. Обязательным является право ознакомления с полным пакетом документов, на основании которых проводилось задержание, заключение под стражу лиц, подозреваемых в преступлении. При нарушениях условий содержания задержанных лиц, прокурор имеет право требовать улучшения условий содержания. При нарушении условий задержания должностное лицо вправе освободить заключенного. Требования прокурора, составленные в соответствии с законными полномочиями должностного лица, исполняются в безусловном порядке в установленный срок. Прокурор обязан применять средства надзора при выявлении нарушений законодательства в части уголовных дел. В ведении прокурора исполнение требований ФЗ, нормативных актов, регулирующих порядок поступающих сведений сообщений о нарушениях, преступлениях в части регистрации. При сообщениях о преступлениях, административно-правовых нарушениях, происшествиях применяются установленные правила: присвоение номеров, регистрация в Книге учета с дополнением необходимых сведений по существу заявления, обращения. При отмене незаконных решений дознавателя, должностное лицо вправе вынести представления на имя руководителя подразделения. Прокурор обязан раз в 12 месяцев осуществлять проверку условий хранения вещественных доказательств, их состояние и правильность приема, учета документов. По окончании проверки составляется акт с указанием нарушений и вынесении срока их исправления. Что показывает судебная практика по данной статье? Полномочия прокурора определяются совокупностью закрепленных в законодательных нормах и иных легальных источниках правовых форм волеизъявлений должностного лица. Обширные возможности дают право осуществлять надзорную деятельность, контроль над процессами досудебного и судебного делопроизводства.

Данный подход вступает в противоречие с конституционными предписаниями, и нормы не соответствуют Конституции. До внесения необходимых законодательных изменений продолжение расследования дела по истечении срока давности уголовного преследования при наличии возражений лица против прекращения дела по данному нереабилитирующему основанию допускается на период, не превышающий двенадцати месяцев со дня истечения срока давности уголовного преследования. Если же и через год дело не передано для рассмотрения в суд, то оно подлежит незамедлительному прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования и без согласия подозреваемого и обвиняемого, который вправе оспорить такое решение в суде в порядке статьи 125. Уголовное дело гражданина Рудникова должно быть прекращено, если до настоящего времени не передано для рассмотрения в суд. При несогласии с основанием прекращения дела заявитель вправе обратиться за судебной защитой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий