Личная жизнь. Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк по складу характера и мировоззрению были разными людьми. Она – утонченная аристократка, а он – простой парень из далекой сибирской деревни. Михаил Ульянов — мощный и страшный, искренний, преданный. Михаил Ульянов не дожил несколько месяцев до своего 80-летнего юбилея, он ушел из жизни в марте 2007 года.
Михаил Ульянов – “маршал” советского кино
В 1994 году Ульянов отправился с труппой на гастроли в Швейцарию. Картина вышла на экраны спустя много лет, но отклики и критиков, и зрителей оказались единогласными: «сыграно гениально». Примерно в это же время вернувшийся в столицу театральный режиссер Владимир Мирзоев предложил Ульянову поставить в театре имени Вахтангова пьесу Гарольда Пинтера «Возвращение домой» и сыграть в ней главную роль, мясника Макса. Актеру импонировало название работы, но, ознакомившись с пьесой, отказался от нее по причине «брутальной лексики, сюжета и тревожно-абсурдных смыслов этой вещи». Годом позже сыграл роль в образе маршала Жукова, в полудокументальной ленте Юрия Озерова «Великий полководец Георгий Жуков». В театре стоит выделить роль Шмаги в пьесе Александра Островского «Без вины виноватые», которую Михаил Александрович играл еще у Самборской в 1940-х годах. В 1999 году Ульянов снялся в фильме режиссера Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок», в роли пожилого мстителя Ивана Афонина. Сняться в этой картине Ульянова вынудили жизненные обстоятельства: актер невероятно боялся за свою подрастающую внучку, поэтому в ленте сыграл, по сути, самого себя. Анна Синякина, исполнительница роли внучки пенсионера, вспоминала, что на съемках Ульянов сначала помог Говорухину утвердить ее на эту роль, после чего постоянно помогал молодой актрисе вжиться в образ, подсказывал и давал советы. В это же время актер продолжал активно сниматься. В конце 1990-х начале 2000-х годов снялся в лентах «Кооператив «Политбюро», «Все будет хорошо», «Последний побег», «Без свидетелей», «Подмосковная элегия».
Михаил Ульянов сыграл почти семидесяти ролей. Михаил Александрович Ульянов скончался 26 марта 2007 года в Москве на восьмидесятом году жизни. В 2008 году на могиле установлен памятник.
Достоевского «Братья Карамазовы». Было отснято две серии, когда в феврале 1968 года И. Пырьев скончался. Далее послушаем рассказ супруги режиссера Лионеллы Пырьевой: «Ульянов предложил себя сам.
И хотя внешний рисунок роли был приемлем Пырьеву, что-то ему все же не нравилось. Как-то Иван Александрович попросил подыскать актера, чтобы переозвучить Ульянова. Почему-то он не был им вполне доволен… В кино съемки происходят не в той последовательности, как это потом монтируется в фильме. Беда случилась, когда Иван Александрович снимал заключительные сцены третьей серии — сцены в Мокром. Он успел отснять для последней серии 739 метров, а 1377 метров доснимали уже без него, но по его заготовкам, планам, наброскам, сделанным для всего фильма. Доснимались и некоторые куски во вторую серию. Когда замысел работы ясен, когда большая часть работы уже завершена — отснята первая серия, практически вся вторая, частично третья, завершить весь труд — дело сугубо техническое.
Однако все оказалось далеко не так, и события приобрели неожиданный характер. Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, взявшиеся довести картину до конца, решили присвоить себе и режиссерские лавры Пырьева… При жизни Ивана Александровича они клялись ему в любви и преданности, а как только его не стало, поспешили воспользоваться его трудами. Тягаться с ними мне было, конечно, трудно. Вдова, беспартийная, актриса без громких званий. Кто они? Однажды я попробовала заговорить с Ульяновым, надеясь затронуть в нем какие-то человеческие струнки. Но он, глядя мне в глаза, с некоторым даже раздражением: что ты, мол, все время возникаешь с этим?
Зрители, наверное, помнят — третья серия «Братьев Карамазовых» предваряется титрами, сообщающими, что фильм заканчивали Михаил Ульянов и К. Повторяю: они досняли фильм по режиссерскому сценарию Пырьева, ничего принципиально нового, своего они не внесли в картину. Казалось бы, спасибо им за то, что довели режиссерский план Ивана Александровича до завершения, получили материальное вознаграждение. Если вы возьмете энциклопедический словарь «Кино», то обнаружите, что Михаил Ульянов, оказывается, режиссер третьей серии «Братьев Карамазовых». И это не ошибка издательства, поскольку все сведения составители получают из специальных актерских карточек, заполняемых самими же актерами. Кирилл Лавров оказался честнее, отказавшись от сомнительных лавров, извините за каламбур… Я писала на партийный съезд, со мной мило побеседовали в одном из отделов ЦК, и все на этом закончилось. Подала в суд, меня пригласил судья на собеседование и смотрел как на сумасшедшую.
Надо отдать должное: он был откровенен, сказав, что на него и его отца, который был в то время заместителем министра культуры СССР, оказывается давление. Он был честен со мной, но о каком правосудии тогда могла идти речь? Звонки из ЦК, от Ермаша, Кириленко и других высокопоставленных чиновников, которых Ульянов поднял на ноги, сделали свое дело. Ничего доказать мне не удалось. Адвокат же прямо сказал, что пока эти люди живы, пока занимают свои посты, ничего мы не добьемся. К сожалению, он оказался прав… Когда всю эту историю я рассказала Эльдару Рязанову, возглавлявшему комиссию по наследию И. Пырьева, он мне поначалу не поверил, решив, что я что-то напутала.
А когда при мне же заглянул в энциклопедию, где Ульянов обозначен режиссером третьей серии «Братьев Карамазовых», удивленно развел руками: «Не понимаю, зачем это ему нужно?.. Отмечу, что фильм «Братья Карамазовы» вышел на экраны страны в 1969 году и был назван лучшим по опросу среди читателей журнала «Советский экран». В конце 60-х — начале 70-х годов Ульянову довелось участвовать еще в двух экранизациях: в 1969 году он снялся в трагикомической роли генерала Чарноты в картине А. Алова и В. Наумова «Бег» по М. Булгакову и через год в роли Егора Булычова в фильме С. Соловьева «Егор Булычов и другие» по М.
В 1970 году Ульянов дебютировал в кино как режиссер, поставив фильм «Самый последний день» в нем он же сыграл и главную роль — участкового милиционера Ковалева. Михаил Ульянов вспоминает: «Тогда я пережил довольно мучительные и непростые дни, а может быть, и недели, раздумывая, остаться в кино режиссером или продолжать играть в театре… В конце концов решил, что все-таки мне будет не всегда удаваться нечто особо своеобразное в кино как режиссеру. А быть просто постановщиком очередных кинокартин мне не хотелось. И мучительно показалось вот так взять и порвать совсем со своим театром, ставшим моим вторым домом. Или первым… А письма зрителей по поводу этого фильма меня просто изумили. Например: «Зачем вы остановились на этом, почти сказочном материале? Что вас привлекло в этой умилительной фигуре добренького милиционера?
Вы же всегда играли людей сильных и волевых, и вдруг образ добродушного и даже мягкотелого человека, который по доброте своей и гибнет? Речь идет о роли маршала Г. Жукова, которую наш герой впервые сыграл в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». Съемки этой картины начались в 1967 году и продолжались в течение трех лет. По одной из легенд, когда Ю. Озеров сообщил полководцу, что собирается снимать в его роли Ульянова, тот ответил: «Я этого актера знаю. Он плохо не сыграет».
Однако знакомство с актером у него было шапочное, во время посещений Театра имени Вахтангова они пару раз здоровались друг с другом. Близкого знакомства между ними так и не состоялось. Михаил Ульянов рассказывает: «С живым Г. Жуковым встретиться мне так и не довелось. И всему виной моя ненастырность, которая иногда изрядно мне мешает. Когда Жукову исполнилось 75 лет, решили, что от имени кинематографистов я должен съездить к Георгию Константиновичу и подарить ему альбом с фотографиями, сделанными во время съемок «Освобождения». Я позвонил на дачу, но супруга Жукова сказала, что мною выбрано неудачное время для спокойного разговора, что Георгий Константинович очень нервничает из-за шумихи с юбилеем.
Словом, меня попросили приехать через несколько дней. Через неделю я позвонил повторно. Мне сказали: «Приезжайте», но когда я добавил, что слегка простужен, супруга Георгия Константиновича заволновалась: «Ой, нет. А вдруг инфекция? На самом деле Георгий Константинович — «сложнейшая, многогранная личность. Может, когда-нибудь о нем снимут настоящее кино, расскажут о времени, когда достаточно было одного кивка Сталина, чтобы маршала поставили к стенке, вспомнят, как командовавший Уральским военным округом Георгий Константинович жил в вагоне, где у него стоял заряженный пулемет, чтобы отстреливаться в случае, если придут арестовывать… Стоит отметить, что само появление маршала Г. Жукова на экране было воспринято многими высокими деятелями страны неоднозначно.
Например, после прочтения сценария «Освобождение» начальник Главпура А. Епишев и замначальника Генштаба С. Штеменко прислали в Госкино письмо, в котором сетовали на то, что в нем преувеличена роль Жукова. Мол, не такой уж он был и великий полководец. На просмотр отснятого материала на «Мосфильм» приезжал тогдашний министр обороны маршал Гречко и тоже остался недоволен. И все-таки картина «Освобождение» фильмы 1-й и 2-й вышла на экраны страны в 1970 году. В прокате она заняла 1-е место, собрав 56 млн.
Третий фильм вышел через год и занял уже 9-е место 35,8 млн. Кроме этих фильмов Ульянову пришлось в течение 15 последующих лет изображать маршала Жукова в бесчисленном количестве картин. Самыми известными среди них были: «Блокада» 1975—1978 , «Солдаты свободы» 1977 , «Если враг не сдается» 1983 , «Битва за Москву» 1985. Отметим, что, кроме Г. Жукова, нашему герою в 70-е годы пришлось сыграть еще ряд исторических личностей, только на этот раз на театральной сцене. Среди них: Ричарда Третьего, Цезаря, Наполеона. Последнего он играл на сцене Театра на Малой Бронной в постановке А.
По словам Михаила Ульянова: «Когда я играл Наполеона Первого и получал за это копейки, то меня в нашем театре назвали буквально «предателем», а потому что, вот — ушел в другой театр. Хотя ничему, никакой работе в родном театре мой «уход» не помешал, ничего не сорвал, не нарушил.
Два года Ульянов учился в студии при театре, выходя на сцену только в массовке. Мысль уйти на фронт, как отец, не покидала его, и Михаил записался в школу летчиков-истребителей. К счастью, к тому времени война закончилась...
Чтобы свести концы с концами, требовалась подработка, и знакомые помогли ему устроиться диктором на радио. Там Михаил научился работать с микрофоном и управлять своим голосом - сначала по-юношески звонким, потом завораживающе приглушенным. Мало кто знает, что «фирменной» ульяновской хрипотцы в голосе актер добивался сам: морозными вечерами выходил на балкон и орал что есть мочи. Соседи собирались писать заявление участковому, но, узнав, что это молодой диктор репетирует, сразу успокоились. Вернувшийся с фронта отец заявил, что нечего его сыну делать в Омске - раз есть талант, нужно ехать покорять столицу.
Не возвращаться же с таким позором домой! Ульянов шел по Арбату, погрузившись в невеселые думы, когда его кто-то окликнул. Оказалось, приятель из Омска. Узнав о неприятностях земляка, друг дал ему совет обратиться в Щукинское училище при Театре Вахтангова, где как раз набирали первый послевоенный курс. Училище во время войны было эвакуировано в Сибирь, так что омскому пареньку там не откажут.
И точно - приняли! Первой работой в биографии Ульянова на большой сцене стал спектакль «Крепость на Волге», где ему предложили сыграть Кирова вместо заболевшего актера. Михаил пребывал в растерянности: с драматической частью он справится, а что делать с внешностью? Тощая шея, запавшие щеки, изможденная послевоенным и студенческим голодом фигура отдаляли его от образа коренастого и упитанного советского политрука. Для него даже пригласили гримера с телевидения, который извел огромное количество грима.
Из проклеенной ваты соорудил артисту щеки, лоб и скулы, из-под которых едва виднелись маленькие глазки, - в итоге Ульянов казался себе похожим на бурундука. Играть в такой маске было трудно: кожа потела и чесалась. В довершение всего прямо посреди спектакля все приклеенные детали отошли от головы и торчали, как огромные уши. За кулисами метался режиссер театра, произнося совсем не интеллигентные слова. Но сибирская выдержка позволила Ульянову доиграть сцену, незаметно отодрать «уши» и продолжить спектакль уже худосочным юношей-Кировым - к большому удивлению зрителей.
Конечно, на следующий день в газетах появились ругательные рецензии и заявления, что актер Ульянов до таких серьезных ролей еще не дорос. Михаилу уже не хотелось ничего - ни больших ролей, ни актерской карьеры. Но прошло время, и все забылось... Михаил Ульянов - личная жизнь Еще в театральном училище у Михаила завязался длительный и серьезный роман с однокурсницей -будущей актрисой Ниной Нехлопоченко. Но после окончания учебы влюбленных разлучили километры: Ульянов остался в столице, а его невеста вернулась на родину в Одессу.
Считая себя серьезным мужчиной и однолюбом, Михаил Ульянов долгое время никаких отношений не заводил, пока не влюбился. Заглянул к своему знакомому на съемочную площадку картины «Небесный тихоход» и увидел самую прекрасную женщину на свете - исполнительницу роли журналистки Вали Петровой Аллу Парфаньяк.
Шекспира, режиссёр Е. Симонов — Эгламур 1953 — «Раки» С. Михалкова, режиссёры Р. Симонов, Б.
Захава — Леша 1953 — «Новые времена» Г. Мдивани, режиссёр С. Лукьянов — Сухов 1954 — «Горя бояться — счастья не видать» С. Погодина возобновление ; режиссёр Р. Симонов — делегат союза кожевников 1955 — «На золотом дне» Д. Мамина-Сибиряка, режиссёр А.
Симонов — Ворошилов 1956 — «Филумена Мартурано» Э. Симонов — Микеле 1956 — «Шестой этаж» А. Жери, режиссёры Н. Гриценко, Д. Андреева, В. Рапопорт — князь Эскал 1957 — «Город на заре» А.
Арбузова, режиссёр Е. Симонов — Костя Белоус 1957 — «Две сестры» Ф. Кнорре, режиссёр А. Ремизова — Сережа 1958 — «Идиот» по Ф. Достоевскому, инсценировка Ю. Севастикоглу, режиссёр А.
Ремизова — Стратос 1959 — «Иркутская история» А. Софронова, режиссёр Р. Симонов — Серафим Чайка 1961 — «Стряпуха замужем» А. Софронова — Серафим Чайка 1962 — «Черные птицы» Н. Погодина, режиссёр А. Гоцци, восстановление, режиссёр — Р.
Симонов — Бригелла 1965 — «Серебряный бор» Ю. Эдлиса — Сторожев 1965 — «Дион» Л. Зорина, режиссёры Р.
Михаил Ульянов - биография, личная жизнь, фото, фильмография, смерть, слухи и последние новости
Вместо этого Ульянов снялся у Юлия Райзмана в фильме « Частная жизнь » в роли немолодого директора предприятия Сергея Никитича Абрикосова, вынужденного уйти на пенсию [130] [131]. Райзман не любил актёров, слишком много снимавшихся в кино, и сперва не планировал брать на эту роль Ульянова, но позже передумал [132]. Актёр сыграл одинокого, добросовестного человека, потерявшего смысл жизни после увольнения с работы [130]. Каждый день ему наносили специальный состаривающий грим [132]. К удивлению Ульянова, предполагавшего, что история о простом советском пенсионере не может заинтересовать никого, кроме жителей СССР, лента Райзмана была отобрана в одну из внеконкурсных программ Венецианского кинофестиваля и номинирована на премию « Оскар » в категории «Лучший фильм на иностранном языке» [132]. На Лидо фильм удостоился нескольких призов, а сам актёр был награждён специальным призом жюри «за лучшее исполнение мужской роли» [132]. В разгар репетиций Михалков неожиданно сообщил, что ему предложили снять по этой пьесе фильм: «Два актёра, одна декорация.
У студии остались деньги. Думаю, мы сможем. А главное, есть возможность и фильм снять, и спектакль сделать. И может быть, одновременно выпустить. Представляете себе, как это заманчиво? Однако руководство театра сочло такую переменчивость Никиты Сергеевича неэтичной и прекратило работу над спектаклем [134].
В 1983 году начались съёмки картины « Без свидетелей », в которой Ульянов сыграл одну из немногих своих отрицательных киноролей [134]. Партнёршей Ульянова стала Ирина Купченко , весь сюжет разворачивался в простой советской квартире [134]. По ходу действия фильма у героя Михаила Александровича увеличивались зубы и менялась форма черепа — таковым был замысел Михалкова, с помощью грима подчеркивалось превращение главного героя из добропорядочного человека в настоящего монстра [135]. Огромной проблемой стало то, что найти в стандартной квартире что-либо интересное, чем бы можно было завлечь зрителя на полтора часа, невероятно сложно [134]. И это была одна из самых трудных ролей. Давалась она мне очень тяжко.
Этот тип ведь актёр в жизни — он всё время играет. Играет хорошего человека, играет деятельного, играет любовь. С ним были солидарны критики, посчитавшие этот образ одним из лучших из когда-либо созданных актёром [137]. Работа с Михалковым была для Ульянова большой школой [139]. По словам Михаила Александровича, столько гневных писем, сколько он получил после выхода картины, ему не приходило никогда [140]. Он что, потерял совесть, стал так развязно играть, так нагличать?
Ещё в начале 1970-х годов Ульянов прочёл пьесу Фердинанда Брукнера «Наполеон Первый» и сразу же пожелал сыграть великого диктатора [141]. Но главному режиссёру театра Евгению Симонову пьеса показалась «слишком мелкой, поверхностной, легковесной» [142]. Ульянов смирился с тем, что Наполеона ему не сыграть, однако в 1983 году Анатолий Эфрос приступил к постановке пьесы в Театре на Малой Бронной и на главную роль пригласил Ульянова в качестве гастролёра [143]. Ульянов, привыкший к большой сцене Вахтанговского театра, не без труда приспосабливался к маленькому залу на Бронной [145]. Михаил Александрович перечитал десятки материалов о Наполеоне, посетил Государственную историческую библиотеку РСФСР , но так и не нашёл главного — «…каков он, когда остается один? В чём выражается его человеческая сущность?
Где его слабость? Где боль? Разрываясь между двумя театрами, Ульянов отправился к заместителю министра культуры РСФСР Евгению Зайцеву и потребовал от него более высокой заработной платы, подчёркивая, что залы полные и билетов не достать [76]. На это Зайцев ответил, что актёры не на гастролях в Саратове , поэтому имеют право получать только определённую сумму [76]. После премьеры Виктор Розов писал: «…Ульянов чрезвычайно органично овладел внешним обликом своего персонажа. Все позы, в которых художники запечатлели на картинах Наполеона, схвачены Ульяновым и сделаны своими: и скрещённые на груди руки, и твердо ставленная на возвышение нога, и крепко сцепленные пальцы рук за спиной в моменты сильного волнения.
Актёр не изображает персонаж — он им является. И шинель он носит по-наполеоновски» [147]. Среди первых зрителей был будущий генсек Михаил Горбачёв [104]. Спектакль был сыгран всего около двадцати раз — вскоре Эфрос перешёл в Театр на Таганке , а Ольга Яковлева , исполнительница роли Жозефины , не желала играть без него [148]. Анатолий Васильевич хотел восстановить постановку на Таганке, но всё откладывал, а в 1987 году его не стало [148]. Десять лет спустя по настоянию Яковлевой спектакль всё-таки был воссоздан, но уже в Театре имени Маяковского , где Наполеона играл Михаил Филиппов [148].
Снова Жуков и «Тевье-молочник»[ править править код ] В июле 1984 года на свет появилась внучка Михаила Александровича — Елизавета, названная так в честь прабабушки, матери Ульянова [59]. По словам дочери Елены, когда она показала отцу внучку, он расплакался и впервые в жизни пребывал в состоянии абсолютного счастья [136]. В последующие два года Ульянов в очередной раз исполнил роль маршала Жукова в картинах « Победа », « Битва за Москву » и « Контрудар » [59]. В театре Ульянов уже давно играл исключительно главные роли; очередной такой ролью в 1984 году стал Эдигей в спектакле «И дольше века длится день» по одноимённому роману Чингиза Айтматова [59]. В том же году он поставил в театре пьесу Джона Херси англ. Спектакль провалился, и Ульянов поклялся себе никогда больше к режиссуре не возвращаться [150].
Тогда же давний друг Ульянова Сергей Евлахишвили решил поставить телеспектакль « Тевье-молочник » [151]. Приглашение на главную роль, в которой когда-то блистал Соломон Михоэлс , для самого актёра оказалось неожиданным, однако именно Тевье стал наиболее значимой его работой на телевидении, а сам Ульянов получил большое удовольствие от проработки образа [152] [151] [153]. Главную женскую роль играла Галина Волчек , которую актёр называл «одной из умнейших женщин», с которыми ему приходилось встречаться [154].
В театре актёр был задействован в роли Бригеллы в « Принцессе Турандот » и в « Варшавской мелодии », где играл главную мужскую роль Виктора [82].
Как выяснилось позже, «Варшавская мелодия» оказалась последним спектаклем Рубена Симонова, его творческим завещанием [82]. Но тогда он репетировал, не жалея сил, «упивался сюжетом, текстом, наслаждаясь работой над этой изящной, умной и глубоко драматической пьесой» [83]. Ульянов спорил с Симоновым до хрипоты, пытаясь разнообразить и усложнить свой образ, сделать почти отрицательным, в то время как Рубен Николаевич «видел его в конфликте хорошего с отличным» [25]. После премьеры актёр ещё долго играл Виктора в этой постановке и всегда считал его одним из своих лучших театральных образов [83].
Позже в перерыве заседания Комитета по Ленинским премиям, членом которого был в то время Михаил Александрович, он увидел именитого режиссёра Ивана Пырьева и, не рассчитывая ни на что, попросил попробовать его на какую-нибудь роль в фильме « Братья Карамазовы » [84]. Пырьев сразу же сказал, что не видит его ни в каком образе, кроме как Дмитрия [84]. Спустя некоторое время Ульянову позвонили с « Мосфильма » и попросили явиться на пробы: собрав актёров, Пырьев начал небольшую репетицию нескольких сцен [85]. К тому времени были утверждены только Кирилл Лавров и Марк Прудкин , причём без Прудкина Пырьев свой фильм просто не видел, а вот Ульянов был для него «вешним льдом — выдержит или провалится?
Опасения режиссёра были, скорее всего, связаны с недавним успехом «Председателя» — он боялся «заземлённости» Ульянова [87]. Тем не менее, после коротких репетиций Ульянов был утверждён на роль Дмитрия Карамазова [87]. До конца съемочного процесса актёр ни на секунду не расставался с романом Фёдора Достоевского , что очень раздражало режиссёра, убеждавшего Ульянова не быть таким буквоедом [87]. Его инфантильность оборачивается наивностью в высоком смысле — жаждой доверия.
Если человек откроет вам сердце и в сердце этом чистота, то как же вы, люди, можете не верить ему! Это так странно, так поразительно, так бесчеловечно, что, право же, можно перестать понимать всё окружающее. Вот что играет Ульянов…» [88] Съёмки длились больше года, а 7 февраля Пырьев скончался от инфаркта [89]. Закончить картину было доверено двоим экранным «братьям» — Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову [90].
Как вспоминал позже Михаил Александрович, не искушённым в режиссуре актёрам тогда очень помог Лео Арнштам , назначенный официальным руководителем постановки [90]. Ульянов и Лавров снимали всё так, как хотел бы Иван Александрович, «хотели развить то, чего добивался Пырьев» [91]. Лента оправдала все ожидания Ульянова и Лаврова и даже была выдвинута на премию « Оскар » в номинации « Лучший фильм на иностранном языке », что было огромной редкостью для Советского Союза [93]. Поначалу актёр наотрез отказался от этой роли, понимая, что «Жуков слишком любим, слишком знаем народом», но после того, как Озеров рассказал, что маршал лично одобрил Ульянова на эту роль, поменял своё решение [94].
Георгий Константинович, согласно словам его дочери Маргариты, после просмотра «Председателя» действительно заявил, что «артист, фамилии которого он не знает, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить всё сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова» [8]. Ежедневно Ульянов, которому не было и 45 лет, проводил в кресле гримёров по несколько часов — именно столько занимало создание состаривающего грима [94]. Гримёр лепила актёру накладные щёки, подбривала кончики волос, но в итоге от всего этого отказались и оставили Ульянова «со своим лицом» [95]. Для лучшего вхождения в роль Ульянов ознакомился со множеством материалов о маршале, просматривал документальные фильмы и фотографии [95].
Когда съёмки стартовали, Жуков был тяжело болен, и Ульянов никак не мог с ним встретиться [96]. Выздоровев, Жуков был готов к встрече с актёром, но на этот раз «из-за потока ежедневных дел» занят был Ульянов [96]. Съёмочный процесс киноэпопеи длился около шести лет, но за это время встреча маршала и Ульянова так и не состоялась — Георгий Константинович скончался в июне 1974 года [96]. В 1968 и 1969 годах были отсняты первые два фильма так называемой пенталогии «Освобождения» — «Фильм первый.
Огненная дуга» и «Фильм второй. Одной из самых известных ролей Ульянова в кино является «роскошнейшая фантасмагорическая» роль генерала Григория Лукьяновича Чарноты в картине Александра Алова и Владимира Наумова « Бег » 1970 , снятой по пьесе Михаила Булгакова [98]. По мнению Михаила Александровича, «колоритнейшая фигура белого генерала , который бродит по Парижу в одних кальсонах, а потом выигрывает целое состояние, требовала совсем нового подхода и новых актёрских приспособлений» [98]. Актёр считал, что ему не удалась бы эта роль без столь «талантливых, тонких» режиссёров и таких партнёров, как Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов [99].
Фильм Алова и Наумова снимался в основном в болгарском городе Пловдив [100]. Съёмки финальных сцен проходили в Севастополе , а парижских — в самой столице , где Ульянов и Баталов проживали в отеле «Бонапарт» [100]. Мне отвечают: да там, в декорациях ещё сидит. Я заглядываю — и вижу: он сидит и разговаривает с тараканом, рассказывает этому древнему, миллионы лет существующему созданию о том, какой под Киевом был бой, как было тепло, но не жарко… И с такой силой, с такой верой в то, что тот его понимает, Ульянов делал это — потрясающе!
Я так жалел, что не было у меня с собой фотоаппарата, чтобы снять странный, удивительный контакт, на который способен, на мой взгляд, только выдающийся человек! Энциклопедия «Кто есть кто в мире» относит эту работу Ульянова к разряду наиболее интересных в его карьере, во многом благодаря режиссуре Алова и Наумова [102]. При этом, согласно воспоминаниям Наумова, ленту тогда чудом не положили на полку [103]. Впечатлённый «Председателем», он видел в роли горьковского Егора Булычова только Михаила Александровича, и в объединении «Луч» при « Мосфильме » им организовали встречу [104].
Зная актёрские методы Ульянова, Соловьёв боялся, что он не примет концепцию режиссёра, однако тот внимательно рассмотрел себя в зеркале и сказал, что ему нравится [104]. Эпизодическую роль должен был исполнить Иннокентий Смоктуновский , однако Ульянов, едва услышав фамилию актёра, поставил Соловьеву ультиматум: либо он, либо Смоктуновский [104]. Фильм « Егор Булычов и другие » не имел особого успеха: причиной тому, по мнению Ульянова, было то, что «в прокате эту картину пустили на экраны самым минимальным тиражом и в самые невыгодные часы» [106]. Остались только недоумение и обида.
На кого? Естественно, приступив к работе над ролью Антония, я читал всё, что нашел, о том времени, об этом человеке. Но каким же он был? Мы с Симоновым определяли для себя Антония как человека, который всё меряет своими мерками: возможна греховная любовь, но невозможна подлость, может быть забвение любви, но не может быть предательства.
И почему в поисках характера Антония мы не принимали Плутарха в расчёт? Нет, он у нас должен был быть и кутилой и человеком, предающимся всем страстям человеческим, но общее решение спектакля, условное, приподнятое, требовало, чтобы и я следовал этой стилистике. Главную мужскую роль, Марка Антония , он предложил старому другу Михаилу Ульянову; Клеопатру сыграла многолетняя партнёрша Ульянова по сцене Юлия Борисова [108].
Похоронили великого артиста на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями. Его фильмография включает более 70 работ в различных кинокартинах. Он запомнился своими работами в «Добровольцах», «Освобождении» и многих других. Киноактёр воплотил на экране большое количество самых различных образов, но в особенности ему, по мнению его поклонников и критиков, удался образ Героя Советского Союза, Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Ульянов был награждён большим количеством премий и наград. По его собственному признанию, сделанному незадолго до ухода из жизни, самой большой наградой для него стало признание зрителей и удовлетворённость его личная своей работой.
В 50-е годы артист влюбился в девушку Аллу, которая на тот момент времени была женой другого популярного киноактёра Николая Крючкова. В семье рос сын, названный в честь супруга, но взаимная любовь между Михаилом и Аллочкой смогла преодолеть все преграды. Женщина ушла от прежнего супруга, забрав с собой сына. Последующие 50 лет она прожила счастливо вместе с Ульяновым. Счастье супругов было безоблачно. Они ни разу не поссорились. В 2005 году отметили золотую свадьбу. После смерти любимого мужа Алла прожила совсем недолго. Она впала в кому и умерла.
Похоронили женщину рядом с могилой любимого мужа. Долгое время, несмотря на известность популярного киноактёра, они проживали в небольшой однокомнатной квартире. Лишь в начале нового тысячелетия им удалось приобрести трёхкомнатную квартиру. Свою дочь и внучку артист любил до безумия. Внучке, названной в честь его матери, необходима была операция на сердце. Михаил Александрович нашёл деньги. После успешно проведённого вмешательства девочка стала здоровой. Незадолго до ухода деда из жизни у него появились правнуки, которых решили назвать Настей и Игорем. По рассказам дочери Ульянова, мальчик очень похож на своего прадедушку.
У него доченька Леночка, которая много для него значила. Своим сыном артист называл Николая — сына супруги от первого брака. В подростковом возрасте он был неуправляемым.
Успех на сцене и в кино определил репертуар артиста: он всё больше играл исключительно главные роли. В 1987 году он занял пост художественного руководителя Театра им.
Ульянов в образе Цезаря Фильмы с актёром Ещё во время учёбы, а потом, приступив к работе на театральной сцене, Ульянов много пробовался в кино, но отбор не проходил и приглашений не получал. Михаилу не понравился свой образ на экране, он был не статен, среднего роста, и это смущало Ульянова, только отзывы режиссёра и коллег смогли его убедить не отказываться от съёмок в кинофильмах. Следующими работами были фильмы «Дом, в котором я живу», «Екатерина Воронина», «Добровольцы». Сам Михаил считал своим первым безусловным успехом создание образа Дмитрия Бахирева в драме «Битва в пути». Картина получила широкое признание у зрителей страны, а Ульянова стали узнавать на улицах.
Следующей заметной работой стал Егор Трубников в фильме «Председатель». Отдельно необходимо отметить образ маршала Георгия Константиновича Жукова. Первоначально актёр чуть не отказался от этой работы, понимая всю ответственность, которая ляжет на его плечи при создании образа маршала Победы. Но известие о том, что Жуков сам выбрал Ульянова на роль о себе, не оставило вариантов. Работая на съёмочной площадке фильма «Освобождение», Михаил поначалу много времени проводил в кресле гримёров, добиваясь портретного сходства с маршалом.
Позже от этого решили отказаться, полагаясь на игру и актёрское мастерство Ульянова. Актёр подошёл к работе со всей серьёзностью: изучал архивные документы, кинохронику, читал о своём герое, просмотрел множество фотографий. Ульянов в роли Г. Жукова Они планировали встречу: легендарный маршал и прославленный артист. Но не случилось: сначала Жукова подвело здоровье, а потом плотный рабочий график Ульянова не позволил актёру посетить военачальника.
А в 1974 году великий маршал Победы скончался. Несколько раз Михаил Александрович воплощал образ В. Он говорил, что старался прежде всего изобразить человека, который по воле судьбы стал вождём государства в переломный момент истории, добился своих целей, а потом много раздумывал о происходящем. Он смог создать амплуа актёра, любой герой которого будет обладать внутренним чувством правды на его стороне. Кого бы ни играл Ульянов, как его герой не добивался поставленной задачи, зритель чувствовал правоту и внутреннюю уверенность героя.
В годы перестройки был снят фильм «Ворошиловский стрелок» о том, что основные человеческие понятия о добре и зле не меняются, они вечны, и надо помнить о том, что самый обыкновенный человек будет добиваться справедливости как умеет.
Стали известны обстоятельства смерти дочери актера Михаила Ульянова
Михаил Александрович Ульянов меня категорически не хотел брать в театр. К 95-летию со дня рождения Михаила Ульянова смотрите на телеканале "Россия – Культура" 20 ноября в 20:10 документальную ленту "Ульянов про Ульянова", а сразу после – в 21:00 – художественный фильм "Без свидетелей". Михаил Ульянов – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024. Личная жизнь биография Дмитрия Ульянова сейчас Дмитрий Ульянов: биография Дмитрий Борисович Ульянов появился на свет. Михаил Ульянов с женой прожили почти 50 лет, после их смерти осталась дочь, внучка и два правнука. Самые интересные моменты личной жизни и биографии Михаила Ульянова в в образе Цезаря.
Михаил Ульянов: биография
В галерее характеров вахтанговца Михаила Ульянова десятки театральных ролей от Шекспира, Достоевского, Булгакова до Шукшина. Наш фильм о замечательном актере и человеке — Михаиле Александровиче Ульянове. Фильм построен на подробном изучении биографии, как творческой, так личной. Михаил Ульянов приехал в Москву из далёкого сибирского посёлка. Биография актера Михаила Ульянова: личная жизнь в молодости, отношения с дочерью и женой Аллой Парфаньяк, болезнь Паркинсона.
Ульянов сыграл Жукова так, что его чертами наделяли памятники маршалу
Внучке, названной в честь его матери, необходима была операция на сердце. Михаил Александрович нашёл деньги. После успешно проведённого вмешательства девочка стала здоровой. Незадолго до ухода деда из жизни у него появились правнуки, которых решили назвать Настей и Игорем. По рассказам дочери Ульянова, мальчик очень похож на своего прадедушку. У него доченька Леночка, которая много для него значила. Своим сыном артист называл Николая — сына супруги от первого брака. В подростковом возрасте он был неуправляемым.
Разговоры с отчимом вызывали у парня неприязнь. В 70 годы молодой человек уехал на пмж в Германию. Лечился в психиатрической больнице. Что с ним стало сейчас, почти никто не знает. Дети Михаила Ульянова — это и многочисленные стихи, написанные в честь любимой супруги и дочери, которые недавно были опубликованы Еленой Ульяновой. Её любимый папа очень радовался, что у него родилась именно доченька. Всё свободное время популярный актёр проводил с Леночкой.
Девочка в детские годы занималась в различных кружках. Она любила рисовать, петь, участвовала в театрально-драматических постановках. В школе девочка считалась одной из лучших учениц класса. Её всегда ставили в пример другим ученикам. В старших классах девочка решила поступать в театральный вуз. Но её знаменитому отцу удалось переубедить Елену. Он проводил с ней многочасовые беседы на тему.
Получив аттестат, вчерашняя выпускница отправляется получать образование в художественно-графической сфере. После вуза Елена работает в одном из самых лучших издательств современной России. После смерти знаменитого отца женщина организовала Фонд его имени. Все средства идут на оказание помощи бедствующим актёрам. После смерти родителей Елена всё своё внимание уделяет дочери и внукам, один из которых очень похож на прадедушку.
Ему снилась стройная корреспондентка в белом платье, с большими веселыми глазами и вздернутым носиком.
Он думал о ней. Между тем мысль, как предполагают философы, материальна. Собравшись с духом, испросив разрешения у родителей, с отцовским трофейным чемоданом Миша отправился покорять Москву. Где и началась длинная вереница случайностей, если не сказать — чудес. Чудом военный патруль, остановивший его в метро для проверки и досмотра, не обратил внимания на тряпицу в чемодане, в которую был завернут наградной отцовский пистолет как же было ехать в Москву без оружия? Чудом, провалившись на экзаменах почти во все столичные театральные вузы, он был принят в Щукинское училище при Театре имени Вахтангова, где вскоре будет играть она, Алла, тогда еще студентка ГИТИСа.
Чудом жизнь его не сложилась иначе... Про брак и мезальянс Но потом появилась Алла, жена знаменитого на весь Союз народного артиста Николая Крючкова, ближайшего друга самого Васи Сталина. Это было как солнечный удар, закрутилось все быстро, хоть вроде и ненужно совсем для хорошо устроенной, благополучной Аллы. Она была настоящей примадонной, у нее единственной была машина, которую Крючков, великий и богатый, присылал в театр со своим личным шофером. Алла выходила вся из себя шикарная, в каракульчовой черной шубке, в шляпке от самой известной в Москве модистки — все лопались от зависти! Ульянов и Парфаньяк.
Регистрация в загсе Фото: Из архива С. Маркова А тут Миша — бедный, голодный, тощий... Однажды в общежитии с друзьями варили пшенную кашу, едва забулькала — сняли, но обожглись, и кастрюлька опрокинулась: так они, стоя на четвереньках, ложками с пола соскребали эту кашу и ели. Чем он ее привлек? Парфаньяк пользовалась бешеным успехом. Александр Вертинский ей знаки внимания оказывал.
Марк Бернес. Ульянов ухаживал с упорством и неотвязностью таежного медведя. Воспоминания супруги Денег у него вообще не было, но на цветы для Аллы находились всегда. Ах да! Миша меня на каток пригласил! Он катался залихватски.
Да и мне нравилось. Миша, пытаясь показать москвичкам, что у себя в Сибири он только и передвигался на коньках, разогнался — и ка-а-ак дербалызнется об лед затылком, аж искры из глаз!.. Тогда, может быть, и полюбила... Впрочем, нет, как увидела его впервые — сразу поняла: мой мужчина. И жалела, конечно — он такой деревенский, угловатый, неотесанный был. Окал, акал, какие-то скомканные сибирские словечки, каша во рту...
Я его учила говорить. Ухаживал он яростно, с такой неимоверной, невиданной страстью, что невозможно было устоять! Про приемного сына Колю Ульянов и Парфаньяк поженились. Первое время жили в квартире Аллы с ее сыном, Колей Крючковым. Отношения у него с отчимом были спокойными и едва ли не товарищескими. Когда Алла выходила за Мишу, наверное, первой ее мыслью была мысль о сыне.
Грызть Ульянова не пришлось: маленького Крючкова Миша полюбил всем сердцем. Читать материал Михаил Александрович пытался делать для этого все возможное — и тогда, когда Коля был маленьким, и позже, когда тот стал диссидентом. Не раз и не два выручал его «от тюрьмы да от сумы», ночами ездил в какие-то отделения милиции... Сейчас Николай Николаевич живет за границей. Про характер, любовь и лебединую верность Ульянов редко становился самим собой и снимал маску, вернее, маски — Председателя, маршала Жукова, Мити Карамазова, Ворошиловского стрелка... Пожалуй, только дома, наедине с семьей, со своими девочками — Леной, Лизкой и Аллой.
Конечно, он был неоднороден и неоднозначен. Как и все люди, как и все мы… Но какая личность! Если подумать — и когда только успевал! Сколько ролей в театре, сколько в кино! Блестящие Чарнота из «Бега» и председатель, выписанный тонкой кистью Карамазов и надрывающий душу ворошиловский стрелок… И я действительно не знаю, кто лучше Ульянова смог бы сыграть маршала Жукова.
В 1942 году в городе появилась труппа украинских артистов в Сибирь приехал эвакуированный львовский театр имени Заньковецкой [ 5 ] , режиссер которой Евгений Просветов организовал театральную студию, и Ульянов-младший стал регулярно ее посещать [ 2 ]. Увлекшись театром, Ульянов в 1944 году уехал в Омск и поступил учиться в студию при Омском драматическом театре [ 1 ], [ 2 ], а в 1946 году отправился в Москву и поступил в Театральное училище имени Щукина перед этим он провалился в Щепкинское училище, в школу-студию при МХАТе и лишь случайно узнал о театральном училище при театре имени Вахтангова [ 5 ] [ 2 ],[ 6 ], [ 11 ].
По окончании училища в 1950 году Ульянов пришел в театр имени Евгения Вахтангова. Работал в нем всю жизнь, с сентября 1987 года [ 2 ], [ 6 ], [ 11 ] был художественным руководителем театра [ 1 ], [ 6 ], [ 5 ]. Первый сезон Ульянов играл в основном в массовых сценах и эпизодах, но вскоре стал получать серьезные роли. В 1953 году по другим данным, в 1952 году [ 11 ] Ульянов начал сниматься в кино. Первой его работой стала роль Якова Лаптева в фильме "Егор Булычев и другие", но она не привлекла к себе внимания зрителей, и Ульянов несколько лет пребывал в тени - пока не получил приглашение сыграть главную роль в поэтической эпопее "Добровольцы" [ 11 ]. В этот период он снялся в фильмах "Они были первыми", "Дом, в котором я живу" [ 10 ]. А наибольшей творческой удачей Ульянова критики называли роль Егора Трубникова в драме "Председатель" [ 4 ] - в 1966 году за эту роль актер удостоился Ленинской премии [ 1 ], [ 2 ], [ 4 ].
Среди многих театральных ролей 1980-х годов самой близкой ему по духу стала роль Едигея "И дольше века длится день" Чингиза Айтматова [ 2 ]. Ульянов также играл Наполеона, Сталина, Кирова, Ленина — последняя роль во многом определила его карьеру. Спектакль "Человек с ружьем" поставлен в 1955 году ездил в Австрию, и министр культуры Екатерина Фурцева очень нервничала по поводу того, что кроме вождя Ульянов играет отрицательных персонажей — незадолго до того вышел фильм "Тишина", в котором актер сыграл персонажа отрицательного. Сам же Ульянов вспоминал, что его потрясло, как роль Ленина "съела" много игравшего вождя актера Смирнова. Чтобы не быть раздавленным фигурой основателя советского государства, объяснял Ульянов, он и начал играть более двусмысленных героев [ 5 ] В 1973 году Ульянов дебютировал как режиссер, поставив фильм "Самый последний день", в котором также сыграл и главную роль [ 1 ], [ 10 ].
На сегодняшний день Елена Михайловна возглавляет фонд помощи актёрам имени Михаила Ульянова. Из биографии Михаила Ульянова и его личной жизни мы знаем, что он воспитывал двоих детей, но фото где он запечатлен с пасынком Колей практически нет. Михаил искренне пытался подружиться с молодым человеком, часто проводя с ним беседы. Николай все попытки наладить с ним контакт воспринимал в штыки. Будучи взрослым человеком, сын Аллы Парфаньяк от первого брака переехал на постоянное место жительства в Германию. Известно, что в новой стране, у Николая жизнь не сложилась, и он был депортирован из Германии. Студенческие годы Михаил прохоров: биография, личная жизнь, семья, жена, дети Михаил Ульянов, биография которого на первый взгляд может показаться чрезвычайно гладкой и счастливой, в первые годы учебы все же испытывал определенные сложности. После окончания школы он уехал в Омск, где проучился два года в студии при драматическом театре. Учеба давалась нелегко. Михаил постоянно заучивал этюды, посещал репетиционный зал и участвовал в массовках. И был очень недоволен своим звонким высоким голосом. С таким тембром, полагал Ульянов, нечего и надеяться получить настоящую роль. Всем известный характерный хрипловатый голос был выработан путем долгих мучений. После войны Ульянов уехал в Москву и поступил в Щукинское училище. Четыре года пролетели незаметно. Он не успел опомниться, как пришло время выпускных спектаклей. Только за время учебы свыше двухсот ролей сыграл Михаил Ульянов. Биография этого актера сложилась удачно. Уже на раннем этапе творческого пути определилось амплуа Ульянова. Герои, которых он играл, были, как правило, положительными, социально надежными, идеологически выдержанными. По крайне мере, таким Ульянова видели зрители на экране вплоть до «оттепели». Последние роли Михаил башкатов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети В девяностых годах и в начале этого столетия великий советский и российский актер сыграл не так много ролей. По крайней мере, если сравнивать с интенсивностью его нагрузок в былые времена. Одна из последних работ — главная роль в фильме «Ворошиловский стрелок». Михаил Ульянов согласился сняться в фильме Станислава Говорухина прежде всего потому, что чувствовал и понимал своего героя. Обычный старик, за плечами которого долгая честная жизнь, не понимает и не хочет смириться с тем, что происходит вокруг — таким создал образ пенсионера-мстителя актер Михаил Ульянов. За эту работу он получил несколько премий. Гонорар, однако, сгорел в результате дефолта. Ульянов в последние свои годы жил на зарплату худрука и весьма скромную пенсию. В конце девяностых актер также снялся в фильме «Сочинение ко Дню Победы». Эта работа была для Ульянова особенно интересна, потому как в киноленте Сергея Урсуляка сочетаются необыкновенным образом трагичность и комедийность. Партнерами Ульянова стали О. Ефремов и В.
Михаил Ульянов
Кроме Михаила в семье росла младшая дочка Маргарита. Когда мальчику было 3 года, Ульяновы переехали в село Екатерининское, там отца назначили председателем сельхозартели. На новом месте они продержались около 5 лет, а затем переехали в город Тару неподалеку от Омска. В этом небольшом городке Михаил провел детство и юность и всю дальнейшую жизнь считал Тару своей Родиной.
Дом-музей М. Ульянова в Таре. Детство Детство Миши, как и других советских ребят, прошло в активных играх на улице — футбол, казаки-разбойники, походы.
Культурных развлечений не было, разве что один кинотеатр, в котором крутили по кругу одно и то же. В школе мальчик не был отличником, учился средне. По признанию актера, в этот период у него не было сформированных желаний, определенной мечты.
Он наслаждался беззаботной мальчишеской жизнью. Участвовал в литературных вечерах, с азартом принимал участие в лыжных гонках, заготовке дров для всей школы. До 15 лет Михаил вообще не имел представления о театре, в Таре его не было.
На лето приезжали актерские труппы из соседних городов, играли спектакли прямо в летнем саду. Серьезных эмоций у мальчика такие выступления не вызывали, он относился к этому как к сказке. Желания поучаствовать в этой сказке тоже не было.
С родителями и сестрой. Война Михаилу было 13 лет, когда он впервые услышал по радио, что произошло страшное. Через несколько дней он увидел, как от городского военкомата уезжают на фронт мальчишки-десятиклассники.
Его поразил настрой юных солдат — они рвались в бой, были уверены в своих силах и надеялись сокрушить противника в кратчайшие сроки. Никто тогда не понимал, как затянется война, насколько она будет ужасной и кровопролитной. В августе на фронт ушел отец, Александр Андреевич.
На войне он получил серьезное ранение в ногу. Самому Михаилу повестка пришла в десятом классе, он должен был стать летчиком испытателем. Обучение проходило в диком темпе, ребят учили самому основному — взлет-посадка.
Шансов выжить в бою практически не было бы. К счастью, повоевать так и не пришлось — руководство страны приняло решение не призывать ребят 1927 года рождения. С облегчением Михаил вернулся домой.
Обучение актерскому мастерству В военные годы в Тару направляли в эвакуацию жителей из других, потенциально опасных, городов. В доме Ульяновых одно время жило три семьи. Жили тесно, но дружно, читали письма с фронта, слушали радио.
Именно благодаря эвакуации в городе появился театр, его организовала труппа украинских артистов. Михаил посещал спектакли, записался в драмкружок для подростков. Актерская игра все сильнее и сильнее увлекала мальчишку.
Руководитель кружка разглядел в нем потенциал и рекомендовал поступать в Омскую студию при областном театре. Захватив с собой мешок картошки, в 1944 году Миша Ульянов отправился в Омск. В то время худруком театра была Лина Семеновна Самборская, она и набирала студию.
Эффектная актриса была для робкого сельского парня недосягаемой вершиной, она восхищала его, удивляла. Перед ее искусством студийцы преклонялись, их глаза горели. Юноша неоднократно терял веру в себя, в театр.
Из дневника М. Нахожусь в таких сомнениях — как я читаю. Вдруг хуже всех!
Сомнения терзали Михаила еще несколько лет, вплоть до первых работ в театре.
Однако 22 марта актер с обострением тяжелой хронической болезни по данным газеты "Труд", болезни Паркинсона [ 3 ]; по сведениям же газеты "Московский комсомолец", с обострением заболевания кишечника и ряда других серьезных болезней был доставлен в клинику название ее не указывалось [ 3 ], [ 4 ], [ 5 ] и помещен в реанимационное отделение. Сообщалось, что состояние его было тяжелым. Врачи отказывались делать прогнозы [ 7 ]. Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин назвал его кончину невосполнимой потерей для всей театральной России [ 6 ].
Критика называла Ульянова наиболее ярким и самобытным актером отечественного театра и кино [ 1 ], [ 2 ] и даже приписывала ему некую особую "внешность социального героя" [ 8 ], [ 11 ]. Чуть ли не до дня последней госпитализации он играл в театре [ 4 ]. Использованные материалы [1] Михаил Ульянов: биографическая справка. Биография Михаила Ульянова. Ру, 27.
Ru, 27. Михаил Ульянов в реанимации. Маршал мира искусства. Ru Последние новости.
В то время Алла Парфаньяк казалась Михаилу Ульянову едва ли не небожителем. Нина Нехлопоченко. Их страстный роман вполне мог закончиться свадьбой, но возлюбленная актёра влюбилась в другого, о чём и сообщила Михаилу. Ульянов тогда пожелал девушке, чтобы её кто-нибудь любил так же, как он. И пожелал никогда не узнать той боли, которую довелось пережить ему. Впоследствии он работал со своей бывшей невестой в одном театре и поддерживал очень ровные взаимоотношения.
Алла Парфаньяк. И снова она была где-то на совершенно недосягаемой высоте: в театре она была примой, а в жизни — женой Николая Крючкова. И всё же каким-то немыслимым образом он смог обратить на себя внимание любимой женщины. Как станет вспоминать впоследствии Алла Парфаньяк, ухаживал он со всем неистовством, на которое был способен. А в ней первая искорка чувств возникла, скорее, из жалости, а не из симпатии. Михаил Ульянов.
А потом она согласилась пойти с ним на каток, где Михаил Ульянов, пытавшийся показать, как лихо он катается, во время исполнения очередного «па» упал и сильно ударился затылком. Постепенно, шаг за шагом, Михаил Ульянов завоевал девушку. С Николаем Крючковым она к тому времени рассталась, да и отношения со своим другим возлюбленным, Марком Бернесом, тоже прервала. Выходить на улицу актёрам разрешалось только группами по пять человек, иначе могли возникнуть проблемы. В дом к родственнице актрисы они отправились вдвоём, втайне от всех. Полувековое счастье Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк.
Ульянов всегда хотел играть не героев, а обычных людей, с их радостями, печалями, надеждами: "Любая моя роль - это рассказ о том, что меня как гражданина волнует сегодня". Девизом актёра была выведенная им формула: "Жизнь - это не только курс доллара". Кадр из фильма "Бег". В 1982 году за роль в картине "Частная жизнь" Юрия Райзмана Михаил Александрович получил "Золотого льва" на престижном Венецианском кинофестивале.
Но все награды меркли перед истинной и искренней любовью, которую Ульянову дарили зрители. Русский герой Михаил Александрович продолжал работать до последнего, несмотря на тяжёлую болезнь: снимался в кино, ставил спектакли. На похоронах Иосиф Кобзон высказался категорично и горько: "Осиротела Россия ещё на одного великого артиста. Он, как и его "ворошиловский стрелок", попал в наши сердца и навсегда поселился в них.
Мы стали намного беднее с его уходом из жизни". Сказал своё прощальное слово и режиссёр Марк Захаров: "Ушёл вождь театральной России, человек, чья целебная, благотворная энергия распространялась далеко за пределы этого театра. Это было соединение глубочайшего интеллекта, вахтанговской искромётности, мощной гражданской позиции и мужицкой русской удали. Он был русским героем в самом лучшем смысле этого слова".
Оставив огромное по значимости наследие, Ульянов покинул нас таким же простым, скромным и благородным человеком, каким пришёл в актёрскую профессию. Говорят, что жизнь, судьба человека складываются из обстоятельств и они виноваты в том, что не сложилось, как мечталось, не получилось, как хотелось. То, как прожил свою жизнь Михаил Ульянов, говорит другое: ссылаться на времена и обстоятельства - удел слабых натур, а сильный человек создает эти обстоятельства сам - так, как велит ему его сердце. Не время делает людей.
Люди создают эпоху. Смотрите также.
«Кто, если не я?» Михаил Ульянов помогал людям, даже будучи при смерти
Вначале Михаил Ульянов наотрез отказался от этой роли, заявив, что “ Жуков слишком любим, слишком знаем народом ”, но после того, как маршал лично одобрил кандидатуру Ульянова на эту роль, изменил своё решение. удел слабых натур, а сильный человек создает эти обстоятельства сам - так, как велит ему его сердце. В Москве нашли мертвой 63-летнюю художницу Елену Ульянову — дочь артиста Михаила Ульянова.
Дмитрий Ульянов и Михаил Ульянов — родственники или нет
По результатам традиционного ежегодного опроса читатели журнала « Советский экран » назвали Михаила Ульянова лучшим актёром года [78]. Я понимал Дмитрия как человека, доведённого до отчаяния всем страшным укладом жизни. Он погибает, так ничего и не доказав. И попытка самоубийства — это бунт, это крик, отчаяние, это невозможность поступить по-иному. Загубленный, замученный человек хочет любви от людей, помощи от бога. Но люди не понимают друг друга, люди убивают друг друга. И бог тоже не помогает. А Митя правдолюбец, и если он буянит, то от того, что никто не верит ему, не понимает его. Он мучительно ищет правду, ищет настойчиво, ищет в людях, в их взаимопонимании, казнит себя за свои ошибки и пороки, сам себя казнит больше всех других и от отчаяния и муки идёт на преступление. А в тюрьме приходит к окончательному выводу — в любви к людям надо искать правду.
По существу, весь ход роли — это непрерывное исступленное стремление осмыслить одну тему: почему люди так плохо, так пакостно живут? В феврале 1965 года из Тары Ульянову пришло трагическое известие: из жизни ушла его мать, Елизавета Михайловна [18]. Проводив её в последний путь, актёр вернулся в Москву и приступил к съёмкам в нескольких картинах, включая « Штрихи к портрету В. Ленина », где он во второй раз за свою кинокарьеру сыграл Владимира Ленина ; фильм положили на полку и не показывали вплоть до 1987 года [81]. В театре актёр был задействован в роли Бригеллы в « Принцессе Турандот » и в « Варшавской мелодии », где играл главную мужскую роль Виктора [82]. Как выяснилось позже, «Варшавская мелодия» оказалась последним спектаклем Рубена Симонова, его творческим завещанием [82]. Но тогда он репетировал, не жалея сил, «упивался сюжетом, текстом, наслаждаясь работой над этой изящной, умной и глубоко драматической пьесой» [83]. Ульянов спорил с Симоновым до хрипоты, пытаясь разнообразить и усложнить свой образ, сделать почти отрицательным, в то время как Рубен Николаевич «видел его в конфликте хорошего с отличным» [25]. После премьеры актёр ещё долго играл Виктора в этой постановке и всегда считал его одним из своих лучших театральных образов [83].
Позже в перерыве заседания Комитета по Ленинским премиям, членом которого был в то время Михаил Александрович, он увидел именитого режиссёра Ивана Пырьева и, не рассчитывая ни на что, попросил попробовать его на какую-нибудь роль в фильме « Братья Карамазовы » [84]. Пырьев сразу же сказал, что не видит его ни в каком образе, кроме как Дмитрия [84]. Спустя некоторое время Ульянову позвонили с « Мосфильма » и попросили явиться на пробы: собрав актёров, Пырьев начал небольшую репетицию нескольких сцен [85]. К тому времени были утверждены только Кирилл Лавров и Марк Прудкин , причём без Прудкина Пырьев свой фильм просто не видел, а вот Ульянов был для него «вешним льдом — выдержит или провалится? Опасения режиссёра были, скорее всего, связаны с недавним успехом «Председателя» — он боялся «заземлённости» Ульянова [87]. Тем не менее, после коротких репетиций Ульянов был утверждён на роль Дмитрия Карамазова [87]. До конца съемочного процесса актёр ни на секунду не расставался с романом Фёдора Достоевского , что очень раздражало режиссёра, убеждавшего Ульянова не быть таким буквоедом [87]. Его инфантильность оборачивается наивностью в высоком смысле — жаждой доверия. Если человек откроет вам сердце и в сердце этом чистота, то как же вы, люди, можете не верить ему!
Это так странно, так поразительно, так бесчеловечно, что, право же, можно перестать понимать всё окружающее. Вот что играет Ульянов…» [88] Съёмки длились больше года, а 7 февраля Пырьев скончался от инфаркта [89]. Закончить картину было доверено двоим экранным «братьям» — Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову [90]. Как вспоминал позже Михаил Александрович, не искушённым в режиссуре актёрам тогда очень помог Лео Арнштам , назначенный официальным руководителем постановки [90]. Ульянов и Лавров снимали всё так, как хотел бы Иван Александрович, «хотели развить то, чего добивался Пырьев» [91]. Лента оправдала все ожидания Ульянова и Лаврова и даже была выдвинута на премию « Оскар » в номинации « Лучший фильм на иностранном языке », что было огромной редкостью для Советского Союза [93]. Поначалу актёр наотрез отказался от этой роли, понимая, что «Жуков слишком любим, слишком знаем народом», но после того, как Озеров рассказал, что маршал лично одобрил Ульянова на эту роль, поменял своё решение [94]. Георгий Константинович, согласно словам его дочери Маргариты, после просмотра «Председателя» действительно заявил, что «артист, фамилии которого он не знает, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить всё сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова» [8]. Ежедневно Ульянов, которому не было и 45 лет, проводил в кресле гримёров по несколько часов — именно столько занимало создание состаривающего грима [94].
Гримёр лепила актёру накладные щёки, подбривала кончики волос, но в итоге от всего этого отказались и оставили Ульянова «со своим лицом» [95]. Для лучшего вхождения в роль Ульянов ознакомился со множеством материалов о маршале, просматривал документальные фильмы и фотографии [95]. Когда съёмки стартовали, Жуков был тяжело болен, и Ульянов никак не мог с ним встретиться [96]. Выздоровев, Жуков был готов к встрече с актёром, но на этот раз «из-за потока ежедневных дел» занят был Ульянов [96]. Съёмочный процесс киноэпопеи длился около шести лет, но за это время встреча маршала и Ульянова так и не состоялась — Георгий Константинович скончался в июне 1974 года [96]. В 1968 и 1969 годах были отсняты первые два фильма так называемой пенталогии «Освобождения» — «Фильм первый. Огненная дуга» и «Фильм второй. Одной из самых известных ролей Ульянова в кино является «роскошнейшая фантасмагорическая» роль генерала Григория Лукьяновича Чарноты в картине Александра Алова и Владимира Наумова « Бег » 1970 , снятой по пьесе Михаила Булгакова [98]. По мнению Михаила Александровича, «колоритнейшая фигура белого генерала , который бродит по Парижу в одних кальсонах, а потом выигрывает целое состояние, требовала совсем нового подхода и новых актёрских приспособлений» [98].
Актёр считал, что ему не удалась бы эта роль без столь «талантливых, тонких» режиссёров и таких партнёров, как Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов [99]. Фильм Алова и Наумова снимался в основном в болгарском городе Пловдив [100]. Съёмки финальных сцен проходили в Севастополе , а парижских — в самой столице , где Ульянов и Баталов проживали в отеле «Бонапарт» [100]. Мне отвечают: да там, в декорациях ещё сидит. Я заглядываю — и вижу: он сидит и разговаривает с тараканом, рассказывает этому древнему, миллионы лет существующему созданию о том, какой под Киевом был бой, как было тепло, но не жарко… И с такой силой, с такой верой в то, что тот его понимает, Ульянов делал это — потрясающе! Я так жалел, что не было у меня с собой фотоаппарата, чтобы снять странный, удивительный контакт, на который способен, на мой взгляд, только выдающийся человек!
За эту роль Ульянов получил Ленинскую премию, её денежное выражение составило 7 тысяч рублей. Средняя месячная зарплата в те времена была немногим больше 100 рублей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Ульянов был признан лучшим актёром года. В 1965 году Ульянов снялся в главной роли основателя советского государства в фильме «Штрихи к портрету В. Создатели этой кинокартины пытались воплотить на экране совершенно иной образ Ленина, радикально отличающийся от того мифологизированного «дедушки Ленина», который был уже сформирован в годы сталинщины. Кроме того они пытались более правдиво рассказать о событиях 1918 года, опираясь на известные исторические факты, которые в официальной советской историографии либо замалчивались, либо искажались. Ульянов играл Ленина, как человека жёсткого и сурового, осознающего масштабы тех жертв, которые сопровождают революционную борьбу. Но в итоге высшее руководство решило, что массовый зритель к такой правде ещё не готов, и фильм был положен на полку. Зритель увидел этот фильм по телевидению только после начала Перестройки в 1987 году. Судьба фильма о Ленине никак не отразилась на дальнейшей карьере Ульянова. Он по-прежнему получал крупные роли и в театре и в кино, добиваясь всё новых творческих побед, завоёвывал поистине звёздную популярность у массового зрителя и высокие оценки профессиональных искусствоведов. В числе самых крупных его ролей Бригелла в «Принцессе Турандот», Дмитрий Карамазов в «Братьях Карамазовых», маршал Жуков в киноэпопее «Освобождение» и в других фильмах о войне, главная роль в экранизации пьесы Горького «Егор Булычёв и другие». В 1986 году Михаил Ульянов получил звание Героя Социалистического Труда, а в 1987 году был назначен художественным руководителем театра Вахтангова. Вступая в эту должность, он объявил, что сам режиссурой заниматься не собирается, поскольку считает, что у него нет соответствующих способностей. Одним из первых под его руководством был поставлен на сцене театра спектакль «Брестский мир» по пьесе Михаила Шатрова, режиссёром-постановщиком которого стал Роберт Стуруа. Этот спектакль стал крупным явлением в культурной жизни того времени и вызвал большой резонанс в прессе. Ульянов опять играл Ленина. Но очередные крупные успехи были и в это время. Замысел этой постановки принадлежал самому Ульянову. События истории падения Римской республики и превращения её в империю местами поразительно перекликались с событиями Перестройки и краха Советского Союза. Ульянов в образе Цезаря убедительным образом показал безнадёжное одиночество человека, оказавшегося на вершине власти. По различным юридическим и иным причинам массовый зритель сумел увидеть этот фильм только уже после смерти Ульянова. Одними из последних ролей Ульянова в кино, стали главная роль в фильме Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» 1999 года, роль вора в законе в телесериале «Антикилер» 2000 года и роль директора вертолётного завода в детективном телесериале «Охота на Изюбря», снятом по книге Юлии Латыниной в 2005 году. Михаил Ульянов скончался после продолжительной болезни 26 марта 2007 года, накануне Всемирного дня театра. По настоянию генерала Владимира Шуралёва и других московских ветеранов Великой Отечественной войны при захоронении ему были оказаны официальные воинские почести. В фильме «Ворошиловский стрелок» Общественная и политическая деятельность Зять Н. Хрущёва А. Аджубей рассказывал журналистам, что Михаил Ульянов был одним из тех немногих, кто не отвернулся от Никиты Сергеевича после снятия его со всех государственных постов и регулярно общался с ним. Также он поддерживал тёплые дружеские связи с М. Сам он не высоко ценил свои большие партийные посты. В ЦК должны были быть представлены рабочие и колхозники и люди всех профессий. Но все эти должности помогали Ульянову оказывать весомую помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом как говорят все, знавшие его близко, он никогда не пользовался высоким своим статусом для личных материальных выгод. Весной 1993 года, когда разгоралось политическое противостояние между Верховным Советом и Президентом Ельциным, Михаил Ульянов вошёл в состав Комитета поддержки Ельцина и участвовал в агитации при подготовке апрельского референдума. В 1996 году Ульянов поставил свою подпись под агитационной листовкой в поддержку Владимира Яковлева, победившего на выборах губернатора Санкт-Петербурга Анатолия-Собчака. Они симпатизировали друг другу и долгое время поддерживали хорошие отношения. Но эта совместная влюблённость не привела к созданию семьи.
Читать материал О добрых делах и огромном сердце В холле их квартиры постоянно висела бумажная «простыня» с напоминаниями, куда и во сколько он должен пойти «по делам». И чаще всего «дела» не были его личными: для кого-то надо было о чем-то похлопотать, замолвить слово, помочь, достать… Однажды после спектакля в Омске на сцену поднялась девушка и подарила Михаилу Александровичу кружку с его портретом. Вы мне жизнь спасли», — сказала. А тот смотрит и ничего не понимает. Оказалось, несколько лет назад ей потребовалась сложная операция, делали такие только в Москве, и попасть на оную было нереально. Родителям девочки посоветовали обратиться к Ульянову: мол, знаменитый артист — хороший мужик и к тому же земляк. С большим трудом нашли его телефон, очень волновались… Конечно, Миша все устроил, девочку прооперировали, она осталась жить. Я ревела, слушая этот рассказ, а он так ее и не вспомнил. Потому что таких девочек у него были десятки! Про проблемы в театре А дела в театре, месте, которое Миша любил больше всего на свете, у него складывались парадоксально. Его невероятно ценили как актера, коллегу, общественного деятеля, и не было в Театре имени Вахтангова человека с большим авторитетом, чем у Ульянова. Но все изменилось в один миг, когда его утвердили художественным руководителем. Назначали из министерства, голосовали, ругались, труппа фактически раскололась! Это был тяжелый период. Михаил Александрович приглашал то одних режиссеров, то других, но по большому счету «выстрелил» только Фоменко... Предлагал спектакли, которые потом не утверждали, и убирал из репертуара то, что, по нашему представлению, должно было идти. Пропасть между ним и коллективом росла на глазах. Актер один, способный, но очень пьющий, мне говорил: «Такая ошибка — назначить Ульянова…» «Сами же предложили, сами выступали! Крепкий, сильный мужик! Да что там говорить, мы все привыкли к тому, что наш Ульянов — это громадный творческий потенциал и сильная мужественная внешность, маршал Жуков во плоти! О том, что душа у Миши нежная, ранимая, будто не в то тело попала, догадывались разве что близкие. Когда болезнь его стала очевидна, так как периодически Ульянов уже с трудом передвигал ноги, Алла уговаривала мужа не ходить больше в театр. Сидеть дома и смотреть, как ты консервируешь? В одном из наших с ним разговоров он сетовал: «... Нет, не востребован я. Давно уже не звонят, не предлагают. На вечеринки, на встречи какие-то приглашают, а работать — нет. Да и сам видишь, какой из меня теперь работник. С такими ногами. У меня «звездная» болезнь, — грустно улыбнулся Ульянов. Но он много лет с ней мужественно боролся. Верил, что возможно чудо. Боялся смерти. И мама говорит: «Смотри, Миша, какие красивые... А небо такое высокое-высокое, бездонное... Тихо они жили с Аллой в последнее время. Все реже на Пушкинской звонил телефон, некогда надрывавшийся почти круглые сутки. Когда артист Лев Дуров , посмотрев картину «Мастер и Маргарита», в которой Ульянов сыграл — и, говорят, потрясающе — Понтия Пилата, позвонил, чтобы поздравить, Ульянов растрогался до слез и признался, что теперь почти никто ему не звонит... Алла, эта наша «Хиросима», в один момент переменилась. Начала с ним возиться как с младенцем. Когда ноги все-таки отказали, помогала заново учиться ходить — сначала два шага в день, потом пять... Готовила диетическое. Было даже занятно — абсолютно железная леди вдруг превратилась в Мишин костыль, ее собственная личность будто растворилась. Казалось, они окончательно стали чем-то единым. Когда ему сделали операцию не по основной болезни, к ней прибавились «прочие болячки» , Михаил Александрович впал в беспамятство. Никого не узнавал, отмахивался, говоря, что на него черти из телевизора лезут. Алла Петровна надела ему на шею крестик. И попросила привести священника.
После успешного выступления в Москве, администрация театра решила показать спектакль в Ленинграде. Театральные критики отметили, что Михаилу Ульянову не удалось справиться со всеми аспектами такой масштабной роли. Михаил Ульянов в театре Со временем актер получал новые роли. Он часто исполнял образы молодых мужчин, героев нашего времени, таких как Костя Белоус в спектакле "Город на заре", Виктор в "Варшавской истории" и Артем в "Макаре Дубраве". Михаил Ульянов предпочитал сложные образы с противоречивыми характерами и часто играл исторических персонажей. Роль Рогожина в постановке «Идиот» была близка по духу Михаилу Ульянову, так как в этом персонаже была сумасшедшая страсть и обреченность безысходности, которые он передал зрителям через внутреннее состояние героя. Он также успешно режиссировал спектакль «Я пришел дать вам волю» по роману Василия Шукшина. Театр Вахтангова стал вторым домом для Ульянова, который в 1987 году стал его художественным руководителем и занимал эту должность до своей болезни. Хотя фильм был выпущен в 1953 году, он не был популярен у зрителей. За свою роль Трубникова актер был удостоен Ленинской премии. Михаил Ульянов в фильме «Дом, в котором я живу» Михаил Ульянов исполнял роли как генералов, так и царей в кино. Он сыграл Маршала Жукова настолько убедительно, что в течение 25 лет актер воплощал его образ на экране в 12 фильмах. В 90-х годах Ульянов продолжал активно сниматься и снялся в таких фильмах, как «Кооператив «Политбюро», «Все будет хорошо», «Последний побег», «Без свидетелей», «Подмосковная элегия». Михаил Ульянов в фильме «Ворошиловский стрелок» «Ворошиловский стрелок» стал одной из лучших киноролей в этот период. Михаил Ульянов увидел трагедию всех пожилых людей в истории своего героя, которые пережили репрессии, войну, перестройку и оказались один на один со своими проблемами. Михаил Ульянов исполнил около 70 ролей.