Духовенство Протоиерей Виктор Сандар, Настоятель Ответственный за соц работу Людмила Игнатова. Протоиерей Виктор Сандар, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы, освобождается от несомого послушания и назначается штатным клириком храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино г. Москвы. Авторами и идейными вдохновителями этого антироссийского обращения являлись игумен Арсений (Соколов), протоиерей Виктор Григоренко, иерей Алексий Дикарев, иеромонах Димитрий (Першин), протоиерей Георгий Завершинский, протоиерей Владимир Зелинский. Слово протоиерея Виктора Сандар. По окончании богослужения отец Марк обратился к прихожанам с проповедью и представил нового клирика нашего храма протоиерея Виктора Сандара.
Протоиерей Антоний Шварев совершил Таинство Соборования в исправительной колонии №7
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла огласил прот. Виктор Сандар. See more Протоиерей Виктор Сандар о Преображенском приходе в с.
See more Протоиерей Виктор Сандар. Огласил прот. See more 2017. Пасхальное Послание Патриарха Кирилла. Слово прот.
Его Преосвященству сослужили: архимандрит Алексий Вылажанин , благочинный Петропавловского церковного округа, протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского церковного округа, протоиерей Владимир Чувикин, настоятель Патриаршего подворья храмов б. Диаконский чин возглавил диакон Кирилл Харламов, клирик храма храма Живоначальной Троицы в Карачарово. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Екатерины Кудрявцевой.
По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального монастыря; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального монастыря; епископ Зарайский Константин, и. Патриаршего экзарха Африки; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.
Также сослужили: наместники ставропигиальных мужских монастырей — архимандрит Павел Кривоногов , наместник Саввино-Сторожевского монастыря; архимандрит Феофилакт Безукладников , наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря; игумен Дионисий Шленов , наместник Андреевского монастыря; благочинные церковных округов г.
Протоиерей Виктор Сандар биография
Среди молившихся за Литургией были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания Каледа и игумении женских монастырей, священнослужители Москвы и Московской области, собравшиеся в Храме Христа Спасителя, чтобы почтить память святителя Филарета. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
Майданов, председатель Комиссии Московской городской Думы по здравоохранению и охране общественного здоровья Л. Стебенкова, глава управы Рязанского района Москвы А. Евсеев, мэр города Северодонецка В. Грицишин и делегация Северодонецка Украина , благотворители, участвующие в строительстве и благоустройстве храмового комплекса. По завершении чина великого освящения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.
За период обучения в институте неоднократно выезжал в студенческие строительные отряды, участвовал в научно-исследовательской работе студентов, состоял в совете отличников факультета, являлся старостой группы. За период работы с 1981 по 1990 год прошёл путь от инженера-стажёра до должности ведущего инженера-конструктора. Неоднократно поощрялся и имел благодарности за работу. В 1990 году по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия Бондаря поступил в Московскую духовную семинарию , которую окончил по первому разряду в 1992 году.
Фактически в эти дни отмечается тридцатилетие прихода храма Архангела Михаила. Тогда на месте храма были только руины, активисты — 8 человек из деревни — собирались в магазине. Потом начались молебны, храмовые богослужения, затем первые работы по восстановлению храма, его освящение. На сегодняшний день приход насчитывает уже более 500 человек прихожан, большая часть из которых — молодежь с активной жизненной позицией, деятельная, искренняя и усердная.
FM 72,92 МГц
В ходе заседания были рассмотрены вопросы: о создании кладбища для почивших священников, проходивших служение в г. Москве; о необходимости обучения группы клириков для помощи при погребении почивших священнослужителей. Также участники заседания обсудили краткий чин отпевания для совершения в моргах и крематориях и утвердили план работы Комиссии на 2022 г.
Москве; о необходимости обучения группы клириков для помощи при погребении почивших священнослужителей. Также участники заседания обсудили краткий чин отпевания для совершения в моргах и крематориях и утвердили план работы Комиссии на 2022 г.
See more Исцеление бесноватого отрока. Проповедь прот. Виктора Сандар перед началом учебного 2021-22 года. See more Патриарх Кирилл про мобилизацию.
Эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил See more 19. Святителя Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца. See more События.
Патриаршее послание огласил протоиерей Виктор Сандар. Владимир Великий. See more Неделя 11-я по Пятидесятнице. See more 19. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла огласил прот. Виктор Сандар. See more Протоиерей Виктор Сандар о Преображенском приходе в с. See more Протоиерей Виктор Сандар.
13 декабря 2020г. состоялось Великое освящение храма
15 февраля 2024 г. (2 февраля ), а 37-я по Пятидесятнице. Поста ие Господа Нашего Иисуса Христа.В день праздника в храмовом ко. Владыке сослужили: благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы протоиерей Виктор Сандар, Благочинный Одигитриевского церковного округа и настоятель храма Храм Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье иерей Петр Панов. сказал благочинный ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, протоиерей Виктор Сандар.
Проповедь прот. Виктора Сандар в Неделю Всех святых в земле Российской просиявших. 18.06.2023 г.
13 декабря 2020г. состоялось Великое освящение храма | Проповедь перед причастием произнес протоиерей Павел Гумеров, настоятель храма благоверных князей Петра и Февронии в Марьине г. Москвы. |
Слово протоиерея Виктора Сандар на начало учебного года. 3 сентября 2023 г., Видео, Смотреть онлайн | протоиерей Виктор Сандар, благочинный Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области, настоятель храма прп. |
Благочинный | Храм Святителя Николая | Владыке сослужили: благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы протоиерей Виктор Сандар, Благочинный Одигитриевского церковного округа и настоятель храма Храм Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье иерей Петр Панов. |
Приход Храма Живоначальной Троицы в Филимонках бывшего Князе-Владимирского монастыря | протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Тихон (Секретарев). |
Новости патриархии
Протоиерей ВИКТОР САНДАР о ПРЕОБРАЖЕНСКОМ ПРИХОДЕ в с. ОСТРОВ. протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области, настоятель храма прп. Сергия Радонежского на Рязанке огласил настоятель протоиерей Виктор Сандар.
САНДАР ВИКТОР БОРИСОВИЧ
Обращение протоиерея Виктора Сандар к ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ. | Рождественское послание патриарха Кирилла огласил протоиерей Виктор (Сандар). |
Патриаршее послание огласил протоиерей Виктор Сандар. | Видео | По окончании богослужения отец Марк обратился к прихожанам с проповедью и представил нового клирика нашего храма протоиерея Виктора Сандара. |
Протоиерей Виктор Сандар | Слово протоиерея Виктора Сандар. |
Прощеное воскресенье. Чин прощения. Слово протоиерея Виктора Сандар. | Сергия Радонежского на Рязанки в день праздника совершены две Божественные литургии, Позднюю Литургию возглавил настоятель протоиерей Виктор Сандар. |
Братия монастыря приняла участие в престольном празднике храма великомученика Димитрия Солунского | Владыке сослужили протоиерей Виктор Сандар. |
Кафедра Церковной истории запустила в работу новый официальный сайт
Протоиерей Виктор Сандар - видео. Смотрите, делитесь и обсуждайте лучшее видео с другими людьми. Митрополиту сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы протоиерей Виктор Сандар, благочинный Ильинского церковного округа протоиерей Димитрий Кувырталов, и.о. Прямая линия Ответ священника протоиерей Димитрий Кувырталов протоиерей Димитрий Смирнов. Благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области протоиерей Виктор Борисович Сандар.
Виртуальный хостинг
- Храм прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва
- Приход Храма Живоначальной Троицы в Филимонках бывшего Князе-Владимирского монастыря
- Слово протоиерея Виктора Сандар на начало учебного года. 3 сентября 2023 г.
- Приход Храма Живоначальной Троицы в Филимонках бывшего Князе-Владимирского монастыря
Братия монастыря приняла участие в престольном празднике храма великомученика Димитрия Солунского
протоиерей Виктор Сандар, руководитель объединенного секретариата викариатства Новых территорий г. Москвы и благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне г. Москвы, — представитель митрополита Каширского Феогноста, управляющего викариатством. настоятель храма Торжества Православия в Алтуфьеве протоиерей Сергий Кляев и настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне священник Алексий Дроздов сообщили об окормлении военнослужащих и военных госпиталей в зоне проведения специальной военной. протоиерей Виктор Сандар. Его Преосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области протоиерей Виктор Сандар, благочинный монастырей Балашихинской епархии игумен Евмений (Лагутин), наместник обители игумен Андрей (Тонков). За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне г. Москвы протоиерей Виктор Сандар, настоятель храма.
Введение. "Многая Лета". Приветствия настоятеля протоиерея Виктора Сандар.2021 г.
протоиерей Виктор Сандар. Сергия Радонежского на Рязанке огласил настоятель протоиерей Виктор Сандар. Авторами и идейными вдохновителями этого антироссийского обращения являлись игумен Арсений (Соколов), протоиерей Виктор Григоренко, иерей Алексий Дикарев, иеромонах Димитрий (Першин), протоиерей Георгий Завершинский, протоиерей Владимир Зелинский.
Клирики храмового комплекса на Рязанке поздравили с днем тезоименитства наст. прот. Виктора Сандар
Совет викариатства - Юго-Восточное викариатство. Официальный портал. | Виктор Сандар — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. |
Благочинный | Благочиние | За малым входом Святейший Патриарх Кирилл возвел настоятеля храмового комплекса на Рязанке священника Виктора Сандара в сан протоиерея. |
Благочинный
И это важно. Когда храм не востребован, там и идет стагнация. А когда люди его посещают, они вряд ли равнодушно пройдут мимо, видя, может быть, какое-то несоответствие, какую-то ущербность в реставрации. Поэтому, слава Богу, что люди неравнодушны к этому храму и, обновляя этот храм, я хотел сказать, что мы обновляем и душу свою». По окончании Божественной литургии во дворе храма развернулись народные гуляния в честь праздника храма и небесного покровителя села.
Гостей ждали концертная программа с участием фольклорного казачьего ансамбля и чаепитие из дровяных самоваров.
На малом входе за труды по созданию храмового комплекса в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, и за организацию образцовой приходской жизни Святейший Патриарх Кирилл удостоил настоятеля протоиерея Виктора Сандара права ношения креста с украшениями. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Великий, клирик храмового комплекса преподобного Сергия Радонежского. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
В дар храму Святейший Владыка передал воздyхи с вышитым изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и пасхальное яйцо. Дети представили краткую концертную программу и подарили Его Святейшеству свои поделки, подготовленные к празднику Святой Пасхи. Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с учащимися воскресной школы, благословил детей и раздал им пасхальные подарки. Включает в себя: малый храм преподобного Сергия Радонежского; большой храм Введения во храм Пресвятой Богородицы; дом причта, в котором сегодня размещаются воскресная школа и школа звонарей; хлебную лавку.
Решение о строительстве православного храма было принято на учредительном собрании инициативной группы 22 апреля 2000 г. Москвы протоиерея Леонида Ролдугина. Тогда же было одобрено предложение дать приходу имя преподобного Сергия Радонежского. В мае 2002 г.
На богослужении присутствовали: помощник Президента РФ И. Климов, глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А. Затем были совершены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих, в годы гонения на Церковь Христову за Православную веру и правду в прошедшем столетии страшные страдания и истязания претерпевших и мученическую кончину приявших архипастырей, иереев и диаконов, монашествующих и мирян от глада, хлада и иных истязаний, ран и болезней в заточении во узах скончавшихся, о них поминание творим ныне и их же имена Ты Сам Господи веси». Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане г.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Лев Семенов, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Затем был отслужен молебен «на начало учения отроков». Служение Литургии и молебна возглавил настоятель храмового комплекса протоиерей Виктор Сандар. В конце молебна учащиеся были окроплены освященной водою.
Протоиерей Виктор Сандар
По окончании богослужения митрополит Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором поблагодарил всех за совместную молитву, поздравил настоятеля, клириков и прихожан со знаменательным событием. Затем были вручены общецерковные награды во внимание к помощи в строительстве храма. Возведение храма иконы Божией Матери «Всецарица» началось в 2009 году. В 2014-м он был включен в Программу строительства православных храмов в городе Москве.
После Литургии владыка Силуан с благочинным Новотроицкого церковного округа протоиереем Николаем Степанычевым посетили четыре храма в Первомайском поселении: храм Воскресения Христова в Поповке, храм святителя Феодора Эдесского в Уварове, строящийся храм св. Во время своего визита владыка Силуан осмотрел храмы и приходские здания, встретился с духовенством и присутствующими прихожанами. В воскресенье 10 апреля 2022 года силами приходов Викариатства Новых территорий гор. Москвы было собрано, упаковано и передано на склад Синодального отдела на территории Церкви Воскресения Христова в Кадашах гор. Москвы около 7 тонн гуманитарной помощи: продукты питания, средства гигиены и дезинфекции, необходимая одежда, постельное белье, спальные принадлежности и инструмент.
Сбор помощи проходил в течение 10 дней — с 1 по 10 апреля. Всем миром прихожане храмов четырех благочиний в составе викариатства Новых Территорий покупали, собирали, принимали и упаковывали для отправки нуждающимся гуманитарную помощь. Марьино, Покрова Пресвятой Богородицы в Б. Общее дело Добра всех очень объединило и сплотило. Мы продолжаем сбор гуманитарной помощи в храмах нашего Викариатства, поскольку специальная военная операция продолжается и беженцам, прибывающим в Москву и другие епархии необходима помощь. Шишкин Лес. Всреча была посвещена Дню православной книги. Ребята познакомились с праздником, открыли для себя много новых, добрых и интересных книг, задавали вопросы батюшке.
По окончанию мероприятия, подготовленного общественным методистом нашего храма Михайловой Е. Сергий вручил в подарок детям книги. Проводимая систематически совместная работа дает свои результаты. В этом году все учащиеся 3-х классовв школе и их родители выбрали для изучения предмет «Основы православной культуры» 02. Яркий, сияющий день, после традиционной воскресной службы детвора и взрослые провели у храма. В этот день все желающие полакомились блинами, пили горячий чай из настоящего самовара, затопленного еловыми шишками. Детвору ожидали народные запевы, хоровод, веселые загадки, конкурсы и конечно же приятные подарки — книги, игрушки. Масленица в православной традиции — это время душевного общения с близкими, родными и друзьями.
Воскресный день, кроме традиционного чина прощения, подарил всем прихожанам храма праздник чистый и веселый, поэтому нельзя быть грустным, хандрить и унывать. По церковному это называется «роптать». Что является не меньшим грехом, чем воровство и чревоугодие. Теплый день, колокольный звон и праздник, который посулил всем надежду - это не просто встреча нового времени года, но напоминание о том, что за временем Великого поста, неизменно следует радость Воскресения Христова. Троицка Божественную литургию возглавил благочинный Новотроицкого благочиния протоиерей Николай Степанычев. Ему сослужили ответственный по работе с молодёжью Викариатства Новых территорий протоиерей Евгений Сизов и клирики храма. Песнопения исполнил молодежный хор Викариатства Новых территорий. После богослужения во дворе храма молодежными активистами была организована полевая кухня, где все желающие могли отведать вкусную горячую кашу и пообщаться друг с другом.
Божественную литургию возглавил митрополит Каширский Феогност, викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Владыке сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы протоиерей Виктор Сандар, благочинный храмов Новотроицкого округа протоиерей Николай Степанычев, руководитель отдела по делам молодежи Московской городской епархии протоиерей Кирилл Сладков, ответственный по делам молодежи викариатства протоиерей Евгений Сизов, духовенство храмов Новых территорий г. В богослужении принял участие глава городского округа Троицк Владимир Евгеньевич Дудочкин, а также участники приходских молодежных групп и многочисленные прихожане. Впервые песнопения исполнялись молодежным хором викариатства под руководством иерея Герасима Захарова и регента хора матушки Ангелины Захаровой. В своем слове владыка Феогност напомнил всем о духовной радости святых, ярким примером которой был преподобный Серафим Саровский: «Тот, кто верит в промысел Божий, тот, кто принимает волю Божию с благодарностью и любовью, он всегда будет радоваться и благодарить Бога… Только вера дает нам подлинную радость. И в сегодняшний день, когда мы молитвенно вспоминаем преподобного Серафима Саровского, вновь и вновь хочется напомнить - и себе самому, и всем тем, кто рядом находится - вот эту радость святых. Святых мучеников — их истязали, над ними издевались, а они радовались. Преподобные — они в скорбях были, а радовались… У нас есть пример святых и самого Господа нашего Иисуса Христа, который дал нам этот завет: в мире скорбны будете, но дерзайте — Я победил мир.
И далее — радуйтесь, и паки реку радуйтесь, яко мзда ваша на Небесах. Говорили об отношении к жизни, общении, которое должно быть живым; о том, что, встречаясь друг с другом, надо в первую очередь учиться друг у друга чему-то новому, а не учить других. Завершилась встреча награждением сотрудников и волонтеров храмов грамотами за деятельное участие в работе с молодежью. Основными организаторами этой встречи были протоиерей Сергий Марук, клирик храма и руководитель проекта «Церковная утварь эпохи гонений 1917—1990 гг. А непосредственными участниками вечера стали дети воскресной школы, прихожане и сотрудники храма. Подготовка к этому мероприятию началась в начале учебного года и включала в себя несколько этапов: с детьми проводились беседы, во время которых они знакомились с некоторыми фактами истории Церкви во времена гонений 20-го века; на уроках рисования они воплощали на бумаге те эпизоды этой истории, которые особенно их тронули; а на занятиях театральной студии ребята разучивали стихотворения о том времени и написанные теми, кто впоследствии принял мученическую кончину. Кроме того, Екатериной Понамаревой-Ильинской были подготовлены небольшие сообщения, рассказывающие о жизни и подвиге этих авторов. Молебен и освящение возглавил благочинный храмов Новотроицкого округа протоиерей Николай Степанычев, сослужил ему настоятель храма ап.
Иоанна Богослова в селе Красное Игорь Никандров. В молебне приняли участие глава Краснопахорской администрации Юрий Николаевич Няньчур и его первый заместитель Алексей Валериевич Зотов, при содействии и стараниями которых оказалось возможным это событие. Троицке был совершен молебен, посвящённый открытию XIV муниципальных образовательных Рождественских чтений. Тема чтений в этом году звучит так: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». С тех пор как началась секуляризация, в российской религиозности произошло множество изменений, важных не только для христиан, но и для культуры в целом. Мы порой трусим говорить о том, что секулярный мир как феномен стал естественной реакцией разума на тоталитарное навязывание правильных, мудрых принципов, которые без объяснений, без диалога стали безжизненными. Интеллектуальная эволюция человека дошла до такого уровня, что вопросы «Зачем? Для современных христиан ни тоталитарный, ни индивидуальный подход неуместны.
Мы сначала ученики Господа Иисуса Христа, а уже потом участники Церкви. Он нас в неё призвал. Не потому что так положено или у нас нет выбора, а потому что каждое сердце Он привлекает к себе. Время Рождественских чтений дано нам, чтобы поразмышлять и обсудить все эти вопросы. Если любишь Господа, они оказываются вовсе не такими трудными». Это повод поговорить с детьми о том, что любой предмет не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Чтения никогда не становятся прессом, тут даже не важно, христианин ты или нет, в наших школах учатся дети разного вероисповедания. Руководствуясь общим принципом «не навреди», родители, учителя и духовные отцы должны открыто обсуждать с детьми такие важные вопросы.
Своё отношение я определила и уже понимаю, как построить дискуссию с ребятами! В плане Рождественских чтений детские мастер-классы и конкурс чтецов «Мелодия Рождества», выставки-ярмарки, ученическая конференция, лекции и круглые столы для педагогов. Ученики 5—7 классов напишут сочинения на темы «Рождественская сказка», «Похвала наукам и образованию» и «Святочные рассказы». Использован материал Троицкинформ. По окончании богослужения отец Николай обратился к прихожанам с проповедью о терпимости к немощам ближних и духовной поддержке во время пандемии, охватившей весь мир, и о настоящей любви к Богу и ближним, о жертвенном служении священников и волонтеров по оказании помощи в наше трудное время. Торжество началось общей молитвой в храме, которую возглавил благочинный храмов Новотроицкого округа г. Москвы протоирей Николай Степанычев. Школьные священники, иерей Андрей Моховиков и иерей Александр Фиалковский были удостоены церковных наград: отец Андрей к 20-летию священнического служения награжден медалью ордена преподобного Серафима Саровского, а отцу Александру вручена Патриаршая грамота в связи с 50-летием со дня рождения и во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви.
В этот день по традиции школы в ряды плесковцев торжественно принимались новые ученики - ребята получили небольшие подарки, а также памятные образки Преподобного Сергия Радонежского. В этом году сорок шесть человек пополнили школьную семью. Сопровождал ребят клирик школьного храма прп. Сергия Радонежского Новотроицкого благочиния священник Александр Фиалковский. Сначала для школьников провели экскурсию по полигону и рассказали о страшных страницах истории нашей страны, связанных с этим местом. Затем ребята потрудились, очищая территорию от сухостоя и упавших веток. А в завершении встречи всех напоили чаем и показали фильм об истории спецобъекта «Коммунарка». Эта традиция школьной помощи монастырю длится уже больше двадцати лет.
Прощаясь, игумения монастыря матушка Екатерина тепло благодарила ребят за помощь сёстрам и высказала надежду, что сотрудничество будет продолжаться. В рамках мероприятия прошли лекции и мастер-классы, концерты и выставки, презентации и обсуждения, экскурсии по Рыбинску и Тутаеву. Для участия в этом форуме были приглашены и организаторы музейной экспозиции церковной утвари эпохи гонений при храме Живоначальной Троицы в Троицке. Форум "Встреча с личностью"- ежегодно проводимое мероприятие, цель которого рассказать о ранее неизвестных именах Новомучеников и Исповедников Российских. В рамках сессии «Ценность русской культуры» работали выставки «К столетию безбожных гонений в Ярославской области» экспозиция Рыбинской епархии и «Утварь эпохи гонений 1917-1980 гг. Наши участники поделились новым опытом создания Музея православного быта в годы безбожия: Екатерина Пономарева-Ильинская выступила с докладом «Церковная утварь эпохи гонений 1917-1990 гг. Люди и их дело» и провела мастер-класс по сбору артефактов церковной жизни и обустройству музейной экспозиции. Большое впечатление на участников форума произвёл фильм, который мы сняли специально для нашей экспозиции, вернее для того, чтобы рассказать посетителям о том, что явилось поводом для создания культурного слоя церковных предметов эпохи гонений 1917-1990 гг.
В заседании также участвовали члены Экзаменационной комиссии при Епархиальном совете г. В ходе заседания были проведены собеседования с тремя кандидатами на рукоположение в священный сан. Затем члены совета заслушали доклады викариальных ответственных за профильные виды деятельности по ряду вопросов: настоятель храма Торжества Православия в Алтуфьеве протоиерей Сергий Кляев и настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне священник Алексий Дроздов сообщили об окормлении военнослужащих и военных госпиталей в зоне проведения специальной военной операции; настоятель храма блаженной Матроны Московской в Дмитровском протоиерей Димитрий Синицын выступил с отчетом об окормлении добровольцев, отбывающих на военную службу на СВО; настоятель храма святых Жен-Мироносиц в Марьине священник Михаил Сергеев и клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине священник Симеон Тараканов доложили о подготовке к проведению XI Окружного этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений Северного, Северо-Восточного и Юго-Восточного викриатств; и.
Святейший высказал просьбу, чтобы «в ближайшее время был издан большим тиражом сборник законоположений о культах, так как этих сборников на местах нет и даже у отдельных архиереев» [30]. Таким образом, мы можем заключить, что советское правительство, принимая меры по ликвидации нарушений законодательства о религиозных культах, не стремилось к тому, чтобы его знали сами «служители культа». Куроедовым на апрельском всесоюзном совещании, местные органы власти стали изымать у церковных общин дома для причта, приходское имущество и автомашины.
Так, в одном из своих писем игумен Никон Воробьёв сообщает следующее: «Дом у нас взяли. Хотели взять и весь коридор. Про старушек сказали: пусть ходят в окно…» [31]. Протопресвитер Владимир Диваков вспоминает, что приходское имущество в основном изымали под предлогом, что оно «якобы используется не по назначению» [32] , а в Москве, где о. Владимир служил в это время, «практически везде изъяли у приходов машины, за исключением Лефортово имеется в виду храм апостолов Петра и Павла в Лефортовском районе г. Москвы — Б.
Интересный случай рассказывает протоиерей Николай Иноземцев. При храме Архистратига Михаила г. Сорочинска, где служил его отец — протоиерей Евгений Иноземцев, была лошадь. На ней обычно батюшки ездили на требы, но когда начали изымать приходское имущество, власти «принудили, чтобы эту лошадь сдали» [34]. Интересно, что заставили её сдать под тем предлогом, что духовенство и церковные служащие, когда косили траву для пропитания данного животного, тем самым осуществляли воровство с государственной земли [35]. Также был ужесточён контроль со стороны уполномоченных на местах.
Он выражался в том, что теперь они стали курировать все кадровые назначения и перемещения духовенства, чего раньше не было. В качестве сравнения интересным представляется письмо Г. Карпова от 22 апреля 1953 года, направленное патриарху Алексию, в котором председатель совета отвечал на вопрос Святейшего об ошибке, допущенной уполномоченным по городу Москве А. Трушиным в разговоре с протопресвитером Николаем Колчицким касательно назначения протоиерея Елховского. Карпов согласился с патриархом и написал, что «уполномоченный располагает правами, относящимися к вопросам регистрации, а что касается лиц уже зарегистрированных, то в вопрос их назначения, перемещения, продвижения и т. Трушину разъяснено это и он понял свою ошибку [37].
Теперь же контроль совета существенно усиливался, и при издании правящим архиереем указа на то или иное перемещение священнослужителя в пределах своей епархии стало необходимо согласовывать все эти действия с местным уполномоченным. Как вспоминает протоиерей Николай Иноземцев, в случае, если же прежде издания указа архиерей не согласовал перемещение священнослужителя с уполномоченным, то последний просто не давал регистрацию тому лицу, который получил назначение на новое место, и указ просто «висел в воздухе» [38]. Показательным примером является беседа архиепископа Луки Войно-Ясенецкого с уполномоченным А. Гуськовым, в которой владыка довольно иронично констатировал факт сложившегося положения в своей епархии: «Я охотно теперь буду решать с Вами все вопросы, относящиеся к епархии, которой я руковожу. Я руковожу, а не кто-либо другой» [39]. По нашему мнению, слова архиепископа Луки хорошо иллюстрируют сложившуюся обстановку.
Следуя этим указаниям правительства, председатель порекомендовал патриарху Алексию I принять поправку в четвёртом разделе «О приходах» Положения об управлении Русской Православной Церкви с целью отстранения духовенства от финансово-хозяйственной деятельности на приходе и передачи данных полномочий в ведение церковного совета [42]. Ещё одним важным пунктом данного постановления стало разрешение закрывать культовые здания по решениям областных краевых исполкомов при условии согласования с советом, до этого молитвенные здания закрывались только по решению Советов министров союзных республик. Такое изменение ускорило и облегчило процедуру ликвидации храмов. В ней, среди прочего, говорилось, что служители культов и религиозные объединения не могут устраивать религиозные шествия, совершать религиозные обряды и церемонии под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих без разрешения исполкомов районных городских советов депутатов трудящихся [44]. Таким образом, местные органы власти брали под свой контроль все требы, которые совершали священнослужители на дому. Вместе с тем религиозным центрам запрещалось организовывать различные собрания, паломничества, благотворительность и использовать средства для поддержки «затухающих» церквей.
Следующим толчком к новым мероприятиям по борьбе с Русской Православной Церковью послужил состоявшийся в октябре 1961 года XXII съезд ЦК КПСС, который подчеркнул, что «коммунистическое воспитание предполагает освобождение сознания от религиозных суеверий…» [45]. В связи с поставленной задачей построения коммунизма к 1980 году съезд внёс в Устав КПСС формулировку, которая обязывала каждого члена партии вести решительную борьбу с «религиозными предрассудками» [46]. Куроедов в инструктивном письме уполномоченным на местах от 5. В качестве рекомендации по решению этой задачи председатель указал на усиление научно-атеистической пропаганды, а также на создание и развитие новых гражданских обрядов, связанных с рождением ребёнка, бракосочетанием, и других, которые своей красочностью и эмоциональностью вытесняли бы религиозные обряды [47]. В его постановлении отмечалось: идеологический фронт является важнейшим в борьбе за победу коммунизма [48]. В связи с этим главным содержанием всей атеистической пропаганды становилось разоблачение антинаучного характера религии.
На практике это выразилось в очередном усилении давления на священнослужителей. Так, уполномоченный Совета по Ленинградской области Г. Жаринов в докладе от 1964 года пишет, что с 1962 по 1964 годы научные сотрудники Музея истории религии и атеизма выезжали в разные районы Ленинградской области, где выступали с лекциями на атеистические темы [49]. Параллельно со всеми вышеизложенными мероприятиями шёл процесс сокращения церковно-приходской сети. Существовало много способов закрыть церковь. Митрополит Николай Ярушевич в беседе с архиепископом Василием Кривошеиным привёл следующий пример мирного закрытия храма: «В какой-нибудь церкви служит священник, ревностный и хороший.
Он проповедует, устраивает крестные ходы… В итоге уполномоченный снимает его с регистрации или требует перевода в другой приход под угрозой снятия его с регистрации» [50]. Даже если правящий архиерей назначает на этот приход другого священнослужителя, уполномоченный ищет разные поводы для отказа в регистрации нового священника. Бывало и вовсе, когда просто без каких-либо предлогов физически уничтожали церковь. Так произошло и с Михаило-Архангельским молитвенным домом г. Сорочинска в 1960 году. В то время в нём служил протоиерей Борис Сандар.
Как рассказывает его жена, Валентина Кирилловна Сандар, о. Борис «прослужив в нём три месяца, в один из дней пошёл служить литургию. Вместе с тем было ликвидировано 13 монастырей и скитов, в том числе закрыта и Киево-Печерская Лавра. Кульминацией всей антицерковной кампании стало изменение «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Вышедшее 16 марта 1961 года постановление Совета министров СССР, которое отменило постановление Совнаркома СССР от 29 января 1945 года и указало на необходимость восстановления прав исполнительных органов в финансово-хозяйственной сфере, подготовило юридическое основание для проведения «приходской реформы» [55]. По этому вопросу 31 марта 1961 года состоялась встреча руководства совета с несколькими иерархами Церкви, в том числе и с патриархом Алексием I.
На этой встрече В. Куроедов, приведя ряд фактов нарушения настоятелями законодательства, заключил, что фактически «дело обстоит таким образом, что всё управление финансово-хозяйственными делами находится в руках одного лица — настоятеля. Он является хозяином в церкви и пользуется неограниченным правом» [56] , что является нарушением законодательства о религиозных культах. Таким образом, председатель совета указал на обязательность изменения Положения об управлении Русской Православной Церковью. Патриарх Алексий I и архиереи, бывшие с ним, не стали возражать против проведения данной реформы. Отныне настоятели освобождались от финансово-хозяйственной деятельности на приходе и должны были сосредоточить свои заботы только на духовном руководстве паствы.
По сути, от этого решения ничего уже не зависело, Синод лишь подтвердил ранее вышедшее постановление Совета министров СССР от 16 марта 1961 года, по которому «Положение об управлении Русской Православной Церкви» потеряло силу закона [58]. В таком случае становится интересно, почему совет настаивал на проведении реформы приходского управления через церковные органы власти? Скорее всего потому, что власть стремилась уничтожить институт Церкви её же руками, путём разложения внутренней структуры. В этом случае совсем не нужно применять жёсткие репрессии, как в 1930-х годах, она отомрёт сама по себе. По нашему мнению, именно на такой исход рассчитывали в высших эшелонах власти. Ответ на этот вопрос довольно ясно показывает специфику хрущёвских гонений.
В одном из своих писем протоиерей Всеволод Шпиллер замечает, что даже официальные церковные документы выражали опасения расстройства церковного мира, например вышеприведённое решение Священного Синода, где «содержится призыв к духовенству и верующим удержаться от беспорядков, которые могут возникнуть в результате проведения в жизнь этого синодального постановления» [59].