Новости восстановление ленинграда после блокады

Петербуржцы встретили в субботу на Финляндском вокзале паровоз военной поры, прибывший в честь 75-летия восстановления железнодорожного сообщения осажденного Ленинграда с Большой землей. Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе.

27 января 2024 года - 80-летняя годовщина снятия блокады Ленинграда

В ночь на 19 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Наконец, блокада Ленинграда прорвана, в Великой Отечественной войне наметился очевидный перелом, все это позволяет говорить не о восстановлении единичных построек, а о реализации более масштабных проектов — к примеру. По словам Юлии, при восстановлении многих пострадавших в блокаду зданий ленинградцы использовали европейскую практику — возвращали памятникам первоначальный вид. Потом началась блокада, в одну из комнат их коммунальной квартиры, пробив потолок, попала бомба и повисла, не разорвавшись. Восстановление города после осады было долгим и трудным процессом, но благодаря упорству и силе духа его жителей Ленинград смог подняться из руин и восстановиться. Через неделю после снятия блокады, 5 февраля 1944 года, комендантский час сократили, а отменили совсем только 15 июля, то есть после того, как с бывшей северной части блокадного кольца были отброшены финские войска.

Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

В помощь 54 армии Ленинград создал плацдарм Невский пятачок. Искреннее желание народного вождя выиграть дело и освободить город зафиксировано в исторических архивах. Например, в записанном телефонном разговоре с Куликом от 20 сентября Сталин говорит: «В поисках флангов вы можете упустить время, а за этот период немцы могут взять Ленинград, и тогда никому не нужна ваша помощь. За эти два дня, 21 и 22, надо пробить брешь во фронте противника и соединиться с ленинградцами, а потом уже будет поздно. Вы очень запоздали. Несмотря на все усилия, попытка закончилась неудачей. По мнению Баира Иринчеева, причиной тому, вероятнее всего, стала медлительность Кулика.

Приказы Сталина он выполнял неточно и не в срок, за что сразу же был снят с поста. При большей слаженности приказов цель была бы достигнута еще тогда. Однако немцы успели перебросить из-под Колпино танковую дивизию и создали перевес. Допустить этого было никак нельзя. Все 2,5 года огромные силы были брошены на прорыв блокады. Говорить о сознательном геноциде города со стороны руководства здесь невозможно», — вынес мифу свой вердикт историк Баир Иринчеев.

Это был один из самых опасных и критических моментов Великой Отечественной войны. Немцы начали операцию «Тайфун» под Москвой, окружив два крупных советских фронта. Таким образом, в зоне риска оказались обе столицы, и Москва не могла больше помогать Ленинграду. Сталина упрекают, что он больше заботился об армии, чем о мирном населении, но по-другому в той ситуации было не поступить, ведь именно от армии зависели и жизни остальных людей.

Работы по реставрации начались немедленно, согласно плану разработанному специальной городской комиссией. Одно из первых направлений работ — это восстановление зданий и архитектурных памятников. Было проведено исследование разрушенных объектов и разработаны проекты их восстановления с использованием оригинальных материалов и технологий. Кроме того, реставрационные работы включали восстановление уникальных художественных произведений, таких как фрески, скульптуры и живописные работы. Мастера скульптуры, живописи и декоративного искусства творчески подходили к процессу воссоздания утраченных произведений истории и культуры города.

Санкт-Петербург также являлся домом для многих исторических памятников, таких как здания, площади и парки. Восстановление этих объектов было важным аспектом реставрационных работ. Были проведены работы по восстановлению фасадов зданий, реконструкции садовых и парковых зон, а также реставрации дорожной инфраструктуры. В процессе восстановления города, была уделена особая важность сохранению исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга. Были созданы специальные отделы и музеи, которые занимаются охраной и исследованием исторических объектов города. Кроме того, были проведены масштабные археологические исследования для выявления дополнительных исторических артефактов и доказательств. Восстановление разрушенных зданий После окончания Великой Отечественной войны, Санкт-Петербург оказался сильно разрушенным. Власти города приняли решение о неотложной реконструкции и восстановлении разрушенных зданий, чтобы вернуть городу его исторический облик. Процесс восстановления разрушенных зданий был организован на нескольких уровнях.

В первую очередь, основное внимание уделялось восстановлению исторически значимых зданий, таких как Эрмитаж, Зимний дворец, Петропавловская крепость. Для этого были привлечены лучшие архитекторы и строители города. Восстановление разрушенных зданий происходило в несколько этапов. Сначала проводилась крупномасштабная оценка ущерба и возможности восстановления каждого здания. Затем разрабатывался план восстановления, который включал не только восстановление экстерьера, но и внутреннего обустройства зданий. Для успешного восстановления разрушенных зданий необходимы были не только высокие технические навыки, но и знания искусства и истории. Архитекторы старались максимально точно воссоздать исторический облик зданий, учитывая оригинальные чертежи и фотографии. Специалисты используют различные методы восстановления зданий, включая консервацию, реставрацию и реконструкцию. Однако, главной целью было сохранение исторической ценности зданий, чтобы город мог сохранить свою уникальность и привлекательность для жителей и туристов.

Развитие инфраструктуры После Великой Отечественной войны Санкт-Петербург стал одним из лидеров в развитии своей инфраструктуры. Были проведены масштабные работы по восстановлению и модернизации города, что позволило создать удобные условия для жизни и работы его жителей. Одним из важных достижений в развитии инфраструктуры было строительство новых дорог и мостов. Благодаря этому город стал более доступным для транспорта и получил просторы для развития. Были построены высокие мосты через Неву, что существенно улучшило транспортную связь между разными районами города. Большое внимание также было уделено развитию общественного транспорта. В городе начали активно строиться новые трамвайные и автобусные маршруты, открывались новые станции метро. Это позволило облегчить проблемы с транспортом и сделать его более удобным и доступным для горожан. Наряду с развитием транспорта, развивалась и жилищная сфера.

Были введены новые жилые микрорайоны, строились комфортные многоквартирные дома. Были созданы новые инфраструктурные объекты, такие как школы, детские сады, поликлиники и торговые центры. Это позволяло жителям города удобно размещаться и получать необходимые услуги в непосредственной близости к своему месту проживания. Санкт-Петербург также активно развивал свою культурную инфраструктуру. В городе появлялись новые музеи, театры, кинотеатры и концертные залы. Благодаря этому были созданы условия для развития культуры и искусства, что сделало город одним из самых культурных и творческих центров России. Достижения Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, восстоявший после разрушительной Великой Отечественной войны, сумел достичь впечатляющих результатов во всех сферах развития города.

Если вы в течение ближайших нескольких дней не прорвете фронт и не восстановите прочной связи с 54 армией, все ваши войска будут взяты в плен.

Это нужно не только для обеспечения жизнедеятельности войск Ленфронта, но и особенно для того, чтобы дать выход войскам на восток во избежание плена, если придется сдать Ленинград. Сосредоточьте дивизии 8 или 10 и прорвитесь на восток». В итоге провалена была и эта операция. Удар снаружи оказался слишком слабым, потому что все основные силы были отправлены на защиту столицы, а 54 армия была ослаблена и не справилась в одиночку. Хлеб в городе кончался, грозил страшный голод, поэтому на следующую попытку возлагались все надежды. Если вы не прорветесь на восток, вы загубите Ленинградский фронт и население Ленинграда. Как только пробьете дорогу, железная дорога будет», — обещал Жданову Сталин в ноябре 1941года. Третью попытку предприняли в январе 1942 года и назвали Любанской операцией.

Удар наносился уже не на Синявино, а гораздо южнее, с целью окружения значительной части немецких сил. Но на этот раз начинания сгубила не ослабленность армии, а напротив — самоуверенность руководства. Дело было сразу после успешного контрнаступления под Москвой, и у командующих сложилось ложное впечатление, что повторяется сценарий Отечественной войны 1812 года: противника заманили вглубь, и он деморализован морозами и поражениями. Но немцы оказались хитрее французов, поэтому наступление закончилось трагедией — окружением и гибелью большей части 2-й ударной советской армии. Четвертая попытка прорыва блокады — 3-я Синявинская операция — произошла уже в августе 1942. На юге страны в полном разгаре шла Сталинградская битва, но, несмотря на это, Сталин не оставлял попыток спасти Ленинград. В этот раз ставку сделали на неожиданный и молниеносный удар, и боеприпасов было собрано только на трое суток сражения. Но надежды не оправдались: операция затянулась, и оружия не хватило.

Отличия от столицы наши специалисты хотели видеть даже в отделке станций будущего метро. Они касаются проведения экспериментов по изготовлению отделочных материалов: «Отделка станций ленинградского метро должна быть отличной от станций московского метро. Наши станции могут быть не менее эффектными по своему облику и более дешевыми, если мы сможем своевременно в заводских условиях разработать и освоить такие рожденные в Ленинграде материалы, как декоративный фарфор и художественное стекло. Художественное стекло дает необычайно интересные возможности, так как позволит имитировать драгоценные отделочные материалы, исключит потребность применяемых в Москве — мрамора, яшмы и т.

Хлеб да водка Уже 28 февраля 1944 года строго секретно было издано постановление: с 1 марта 1944 года ввести в свободную продажу по повышенным ценам водку, вино и пиво в общепите, в буфетах кино, театров, домах культуры и на вокзалах. В мае 1944 года состоялось главное событие постблокадного Ленинграда. Людям начали выдавать белый хлеб из пшеничной муки. Этому предшествовало широкое обсуждение норм, правил и условий его выдачи.

Что будет в июне месяце, скажем отдельно, когда придет время», — приведены в протоколе слова товарища Кордовского, заместителя заведующего отделом торговли Ленгорисполкома. По карточкам отоваривать хлеб решено не просто так: нужно было избежать очередей. Этот аспект товарища Кордовского волновал отдельно: «Вопрос о том, что надо организовать продажу так, чтобы очередь за пшеничным хлебом отсутствовала, чтобы хлеб продавался бесперебойно во всех магазинах… потому что, если мы допустим очереди в этом мероприятии, это будет не улучшение обслуживания населения, а ухудшение, а продажа белого хлеба улучшает снабжение населения…» Воровства хлеба избежать не удалось. И эти факты не замалчивали: «При продаже пшеничного хлеба к майским праздникам, к ноябрьским праздникам мы имели большие безобразия, которые заключались в том, что контроль за продажей хлеба был организован неудовлетворительно.

Получалось, что нас «подправляли» продавцы и работники столовых, которые разбазаривали хлеб, давали его знакомым, и в результате основной покупатель не мог своевременно получить белый хлеб… У кого будет недоставать пшеничного хлеба, значит, разбазарили, и нужно будет делать соответствующие выводы. Имеются факты, когда люди продают своим знакомым белый хлеб, который им не полагается, а подчас бывают преступные сделки между работниками прилавка и преступным элементом, который скупает на рынке талоны, сдает талоны в булочную… а у нас учет отдельно по черному и белому хлебу не велся, и получалось, что белый хлеб продавался на рынках, причем не секрет, что рыночная цена белого и ржаного хлеба различная, и люди использовали это положение». Помимо белого хлеба в Ленинграде появилась довоенная еда. За полгода в городе произвели 32 006 тонн дополнительных продуктов.

В августе 1944 года в справке товарищу Жданову А. Из дрожжей и жмыха за полгода сделали 49 584 тысяч белковых котлет, из соленого кишсырья — 1158 тысяч пирожков с фаршем, из водорослей — салаты, паштеты, икру. Из дикорастущих растений соорудили 1,6 тонны чая и 2615 тысяч порций щей, борщей и маринадов. Из турнепса и мелассы сделали 390 тонн повидла, из анфельции род красных водорослей.

Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир

27 января 2024 года вся Россия отметит 80-летие со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление.

Ленинградская Победа – предвестник Великой Победы

Обнародовано постановление Военного совета Ленинградского фронта о рациональном расходовании электроэнергии. Приказ о демонтаже Волховской ГЭС. В здание «Ленэнерго» упала фугасная бомба 250 кг. Погибли 5 человек, часть здания разрушена. Установлена самая низкая суточная норма снабжения Ленинграда хлебом: рабочие и ИТР — 250 г; служащие, иждивенцы и дети до 12 лет — 125 г. Энергопотребление стало жёстко лимитироваться, полностью прекратилось движение трамваев и троллейбусов. Полностью прекратилась работа водопровода.

Косыгина было принято решение о восстановлении Волховской ГЭС для снабжения электроэнергией блокадного Ленинграда 1942 год 25 января. Самый тяжёлый день энергетиков Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1. Пуск агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21—22 тыс. В Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии. На заводе «Севкабель» женщины и дети начали изготовление кабеля, названного «кабелем жизни». В обход линии фронта по воздушным линиям 60 кВ и кабелю 10 кВ, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в блокадный Ленинград.

В жилых домах Ленинграда дали свет. Лица героев Сотни женщин и детей работали на производстве и прокладке кабеля Помимо инженеров Сергея Усова, Никодима Туманова и Ивана Ежова нельзя забыть о сотнях женщин и детей, которые работали на производстве кабеля и прокладке линии. Для запуска производства с разных заводов набрали 130 женщин: мужчин в Ленинграде практически не осталось — все ушли на фронт. Работа была крайне тяжёлой: при укладке каждые полтора метра кабеля а это примерно 75 кг! Работать приходилось в любые морозы и штормы. Однако недостатка в желающих не было: на Ладоге продовольственное обеспечение было намного лучше, чем в самом Ленинграде.

Кормили три раза в день, и даже полагался нормальный ржаной хлеб. Иначе люди просто физически не справились бы с такой работой. Именно женщины обеспечивали все работы на берегу и на барже. Они вручную протянули 500 тонн кабеля на баржи, они подавали кабель с баржи при укладке в воду. Со дна подняли более 100 км кабеля. Грамотная укладка позволила сохранить его в целостности и использовать повторно.

Знаменитый «кабель с денежкой» был использован при прокладке линий в коллекторах под Невским проспектом. Там он находится и по сей день.

Подвиг ленинградцев сложно переоценить. Каждый в своей сфере, по силам, старался сохранять жизнь в Ленинграде.

Он был не мёртв, как думали фашисты, он возрождался... Удивительно, но после каждой атаки на памятники архитектуры их восстанавливали. С первых дней блокады архитекторы, реставраторы, сотрудники музеев прекрасно понимали, что красоту надо сохранять. Об этом много и подробно описано в книге В.

Кутузова «Возрождение» 1977 года выпуска. Там в статье О.

А когда осенью 42-го мы эвакуировались, то папа прислал нам письмо, где сообщил, что он теперь служит на крыше нашего дома!

Вот такое совпадение. Самой тяжелой для нас была, конечно, первая зима. Вот этот буфет, где лежала посуда и до сих пор она там находится , мы, по-моему, тогда вообще ни разу не открывали.

Еда-то умещалась буквально на ладошке. И вот этим дореволюционным мраморным умывальником настоящим «Мойдодыром» не пользовались: воду мама носила от Невы, да много ли она могла унести? А за хлебом она ходила в магазин, расположенный напротив нашего дома, и три добытых кусочка всегда приносила в жестяной банке из-под чая.

Банка эта, кстати, тоже сохранилась. Но несколько лет назад ее зачем-то прихватил один нехороший человек. Но о нем я не хочу говорить.

Хотя баночку очень жаль. Однажды мама нас с Мусей кормит, а рядом на кровати лежит совсем обессилившая тетя Оля — старшая мамина сестра. И вот она приподнимается и через железные прутики кроватной спинки молча смотрит на нас.

Мама ловит ее взгляд и говорит: «Оля, это детям…» А на следующий день тетя умерла. И мама потом все время горько сожалела, что не угостила сестру хоть горсточкой каши: может быть, осталась бы в живых. Гроб, который для тети Оли сделал ее муж, дядя Миша, стоял прямо посреди этой комнаты.

Видите, вон там, в углу, вазу на комоде? В ней стояли засушенные цветочки. Мама взяла этот букетик и положила их к тете Оле.

Хотя буржуйку постоянно приходилось топить, мебель мы нашу не трогали. Это все благодаря дяде Мише: он работал на пристани и оттуда постоянно приносил разные деревяшки. А буржуйка у нас, между прочим, была «подключена» не к окну, а к одной из облицованных белым кафелем печек.

Было принято решение восстанавливать здания в соответствии с их исходным дизайном и стилем, чтобы сохранить историческую атмосферу города. Восстановление Ленинграда также включало в себя восстановление инфраструктуры, такой как дороги, мосты, водопроводы и электроснабжение. Это было необходимо для обеспечения нормальной жизни горожан и возобновления экономической деятельности. Восстановление Ленинграда заняло много лет и было осуществлено благодаря усилиям множества людей, включая архитекторов, инженеров, строителей и обычных горожан. Этот процесс был важным шагом в истории города и позволил Ленинграду восстановиться и стать снова одним из крупнейших и красивых городов России.

План восстановления и реконструкции После окончания Второй мировой войны Ленинград оказался в разрушенном состоянии. Для восстановления города был разработан план, который включал несколько этапов и задач. Оценка разрушений Первым шагом была проведена оценка разрушений, чтобы определить масштаб повреждений и приоритеты восстановления. Это включало оценку состояния зданий, мостов, дорог, систем водоснабжения и электроснабжения. Устранение разрушений После оценки разрушений были предприняты меры по устранению повреждений.

Это включало снос разрушенных зданий, ремонт и восстановление поврежденных конструкций, а также восстановление инфраструктуры. Планирование и проектирование Следующим шагом было планирование и проектирование новых зданий и инфраструктуры. Были разработаны планы для восстановления и реконструкции города с учетом современных требований и потребностей горожан. Строительство После завершения планирования и проектирования началось строительство. Были возведены новые здания, восстановлены и усилены разрушенные конструкции, а также проведены работы по восстановлению инфраструктуры.

Ландшафтное оформление Последним этапом было ландшафтное оформление города. Были созданы парки, скверы, набережные и другие общественные пространства, чтобы сделать Ленинград привлекательным и комфортным для жителей и посетителей. В результате плана восстановления и реконструкции Ленинграда город был полностью восстановлен и преобразован.

Ленинградская Победа – предвестник Великой Победы

Главная» Новости» Потомки жителей блокадного ленинграда. Ленинград салютовал всем, благодаря кому была снята его полная блокада. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения города от вражеской блокады.

Восстановление Ленинграда

В этом году в нем приняли участие более 700 ученых, экспертов, общественных деятелей. Как рассказали организаторы, ключевая тема мероприятия - подвиг представителей разных народов и национальностей, участвовавших в боях за Ленинград, и многонациональное партизанское движение. Вспоминали на форуме также города и республики, принимавшие эвакуированных ленинградских детей, и подвиг тружеников тыла, которое обеспечивали фронт оружием. Форум очень важен для того, чтобы мы с вами смогли узнать о тех новых исследованиях и документах, которые предлагают нам историки, они дают нам возможность добиться того, чтобы появилась системность исследования битвы за Ленинград, - подчеркнула директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик, - Битва за Ленинград - это трагическое и героическое событие Второй мировой и Великой Отечественной войны. Кстати, филиал музея блокады вскоре появится в поселке Дедовичи Псковской области, его открытие запланировано на 27 января 2024 года в память о партизанах Псковщины. Кроме того, в рамках юбилейных торжеств в ближайшие несколько месяцев состоится открытие сразу нескольких памятников.

И это сработало, потому что плодами данного проекта мы пользуемся до сих пор. При этом то, что все же было сделано, а именно завершение Суворовского проспекта, было сделано невероятно деликатно — ведь, в отличие от Московского проспекта, мы не воспринимаем этот район как сталинский, мы помним, что Суворовский немного меняется в ритме застройки, но не ощущаем следствием реализации единого проекта [середины XX века]». Город-сад Впрочем, в это время архитекторы города, прежде всего все тот же Николай Баранов, раздумывали о еще более глобальных проектах. Так, в 1943 году был объявлен конкурс на реконструкцию Мытнинской набережной.

Он стал толчком для огромного по масштабу плана создания центрального городского парка от современной Троицкой площади до Петровского острова. Мария Элькина Архитектурный критик: «Центральный городской парк появился как идея задолго до того времени, но главный архитектор города доработал ее. Для него XIX век не был чем-то сакральным, и он видел, что жадные застройщики царской эпохи создали город с плотностью застройки, как у Манилы, совершенно не оставив зелени. Баранов понимал, что эту проблему надо решать, и нашел единственное место в центре, где можно было сделать протяженный зеленый массив».

После войны проект даже начали реализовывать — именно этому современный Петербург обязан сквером на Троицкой площади, однако Ленинградское дело — послевоенные репрессии против руководства города — помешали дальнейшей реализации. Николай Баранов также пострадал — его отправили в ссылку, где он находился вплоть до смерти Сталина. План же городского парка так и остался на бумаге, в 1960-е был застроен Ватный остров, а затем появился спортивный комплекс «Юбилейный». Теперь нам лишь остается констатировать, что это был гениальный план и совершеннейшая катастрофа, что он никаким образом не реализован», — резюмирует Мария Элькина.

А вот другая глобальная идея блокадных архитекторов все же была реализована, но через много лет после блокады. Речь идет о Морском фасаде города. Эту идею обсуждали еще с XIX века. В блокаду к ней вернулись, а свое воплощение она нашла уже во второй половине XX века.

Он сделал, если угодно, архитектурный продукт: Морской фасад Ленинграда. Он посеял эту идею в 1940-е, и в 1960-е она была реализована». Мария Элькина Архитектурный критик: «Главный смысл того, что случилось в блокаду с точки зрения архитектуры, состоит в том, что последовательно реализовывалось в первую очередь главным архитектором Николаем Барановым совершенно конструктивное, разумное видение того, как город должен развиваться. Что даже такая ужасающая трагедия — это шанс сделать город лучше для будущей жизни.

Если переводить эти цифры в людей, которые некогда жили здесь, даже с учетом того, что многие попросту не дожили до Победы, то без крова оставались сотни тысяч людей. Еще во время осады города, жители находились в постоянном страхе лишиться жилья, постоянные обстрелы и бомбежки, пожары уничтожали один дом за другим. Во время очередного налета, убегая в ближайшее бомбоубежище, жители не могли знать, смогут ли они обратно вернуться к дому или к его руинам.

Понятно, что в таких условиях никто особенно не следил за тем, кто и где жил и на каком основании это делал. Ремонта требовало буквально все. Семьи часто переезжали в чужие квартиры, которые уцелели, а вот их хозяева — нет.

Как правило, это делалось без никакого на то разрешения, самовольно. Иногда это согласовывалось с местными властями, но чаще всего это происходило вынужденно и все это понимали. Самовольно же горожане изменяли систему отопления, просто потому что не было иного выхода.

Никакой помощи от коммунальных служб, работа которых была парализована, ждать не приходилось. По городу были развешены плакаты с призывами подготовиться ко второй военной зиме самостоятельно, а именно установить печь сложив ее из кирпичей, добытых от разрушенных домов , почистить дымоход, заделать щели, вставить окна и стекла. Трубы рекомендовали обернуть бумагой или паклей, чтобы они не лопнули от мороза.

Причем подобные призывы преподносились как гражданский долг и обязанность. В кровельщиках женщины и дети Восстанавливали как могли. Восстановительные работы в Ленинграде велись постоянно, так называемый заплаточный ремонт проводился регулярно, после каждого обстрела старались оперативно заделать кровлю, чтобы не было протечек — они бы дальше разрушали и без того уменьшающийся жилой фонд.

О том, чтобы привлекать к таким работам квалифицированных рабочих или хотя бы взрослых мужчин даже думать не приходилось — город был полон лишь стариков, женщин и детей. Эта работа легла на плечи мальчишек-подростков и женщин. Создавались настоящие бригады кровельщиков из мальчишек 14-15 лет.

Несмотря на то, что восстановительные работы в Ленинграде велись в условиях постоянных обстрелов, и нередко случалось так, что только что отремонтированное здание снова оказалось разрушенным после бомбежки, ленинградцы не опускали руки. К зиме 1943-44 года большинство домов уже имели свои водопроводы, наладилась система электроснабжения. В тесноте и немного в обиде Люди из разрушенных домов переезжали в те, что уцелели.

В первые месяцы после окончания войны попасть в город можно было только по пропускам. Чтобы заехать в город, нужно было суметь доказать, что тебя там ждут родственники или на работе. Делалось это из-за катастрофической нехватки жилья.

Многие эвакуированные долгое время не имели возможности вернуться, поскольку большие потери жилфонда, война и линия фронта, находившаяся рядом, последствия блокады — все это делало город весьма сложным для жизни, даже учитывая военные условия, в которых находилась вся страна. Понимая, что жилье тех, кто был эвакуирован в дальние районы, уже занято, власть и принимает столь неоднозначное решение по ограничению въезда в родной город. Жилье же сохранялось за военными, согласно постановлению правительства, а также за деятелями науки и искусства, которые находились в оккупации.

Они могли вернуться без ограничений. Вернуться из бомбоубежища можно было найти не дом, а руины. Кроме того, ограничение въезда в город давало время для того чтобы где-то восстановить жилой фонд, где-то решить вопрос размещения возвращающихся в ручном режиме.

Последнее подразумевало использование резервов имеющейся жилой площади. Были даже пересмотрены нормы жилищно-санитарных требований. Так, если раньше на одного человека должно было приходиться 9 квадратных метров жилья, то в 1944 году этот норматив был снижен до 6 квадратов.

Излишки же, должны были изыматься. Как изъять «лишние» квадратные метры?

В первые месяцы после блокады восстановление зданий велось с использованием кирпича, который собирали на местах разрушенных домов.

Боженов разработал технологию получения нефелинового цемента, эффективно заменяющего портландский цемент, остро необходимый строительному производству и восстановительным работам. Помимо специалистов и опытных мастеров, на восстановительные работы направлялась молодёжь из числа студентов и школьников. В это время в Ленинграде во всех районах открылись Ремесленные училища, где обучали различным строительным специальностям.

Для повышения квалификации молодых строителей ленинградское издательство «Лениздат» выпустило серию брошюр: Б. Аменицкий, «В помощь начинающему маляру»; Б. Аменицкий, «В помощь начинающему стекольщику», 1944 г.

Макаров, «В помощь начинающему кровельщику и штукатуру», 1944 г. Сапожников, «В помощь начинающему водопроводчику», 1944 г. Шевцов, «В помощь начинающему электромонтёру», 1944 г.

В Максимов, С. Майзель, «Из опыта восстановления зданий города Ленинграда», 1947 г. Особенно актуальным было издание в начале 1945 г.

Помимо книг и многочисленных инструкций, строителей вдохновляли плакаты, которые развешивались по всему Ленинграду. Здание Главного Адмиралтейства даже в дни войны и блокады после каждого налёта и обстрела, по мере возможности, ремонтировалось и восстанавливалось. На Адмиралтейство было сброшено пять фугасных авиабомб калибром от 250 до 500 кг, двенадцать раз оно было обстреляно из дальнобойных орудий.

Но ещё осенью 1942 г. Сразу после окончания войны началась реставрация Адмиралтейства силами военно-строительных организаций, которые отремонтировали крыши и фасады зданий. Один из авторов этой статьи, работая в Адмиралтействе с 1954 по 1964 гг.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий