согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным".
На ямах и в ямских слободах
Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской. русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках.
Слово Ямщик
Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. На ямщика мог наорать и ударить тростью по спине любой горожанин, любая барышня и любой пьяный купец.
Кто такой ямщик
С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье. Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили. Таким образом, ямщик — это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров.
Пользоваться ямскими лошадьми могли только ехавшие с княжеской «грамотой подорожной», удостоверяющей, что едут они не по личным, а по государственным делам. Податное же население платило так называемые «ямские деньги» — налог на содержание ямской гоньбы, и поставляло гужевой транспорт для перевозки грузов в военное время. Итак, почтовая связь развивалась сообразно становлению государственности, претерпев все этапы экономического и социального развития. Ямщики были почтальонами Вклад в развитие русской почтовой службы внёс выдающийся государственный деятель А.
Ордин — Нащёкин. При нём была создана русская почта. Итак, получается, что ямщики и были вначале почтальонами. Скорость их должна быть высокой — не менее 18 вёрст в час.
Затем лошадь нужно было останавливать для отдыха, так как она просто могла упасть замертво. Сменив лошадь, можно было ехать с прежней скоростью. Вот почему скорость движения по трактам была разная. Быстрее всех ехали курьеры и фельдъегеря, проделывавшие в сутки 200 верст.
Остальным удавалось проехать не более 100-150 верст в сутки. Так, например, путешествовал А. В 1833 г. Самым дешевым способом передвижения, когда путник становился независимым от почтовых трактов, была езда на своих лошадях в личном экипаже.
Езда неторопливая, со скоростью не более 5-6 верст в час с частыми остановками для отдыха и кормления лошадей. Можно было также нанимать лошадей с ямщиком. Тот вез до определенного места, где без большого труда можно было найти другого ямщика. Такой способ передвижения назывался «на вольных».
Правда, стоило это дороже, чем езда на почтовых. Важные сообщения везли гонцы Простую почту передавали эстафетой, важные сообщения везли особые гонцы. За корреспонденцию почтальоны отвечали своей головой: «Ехать… им по почтовым станам, переменяясь наскоро, денно и нощно, нигде не мешкая ни четверти часа. А буде который почтарь в пути ехать медленно или оплошно и в указанные часы не спеет, или письма подмочит, или пьянством утеряет и за таким почтарем по указу великого государя учинена будет смертная казнь».
Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба». Но такое сочетание в указах попадается редко. Обычно писали — ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба. Ямская гоньба не была регулярной, как таковая она возникла гораздо позже.
Путешествовали по почтовым трактам редко. Это было дорогое удовольствие для людей нечиновных, невоенных. Для езды по почтовым трактам была нужна подорожная. Ее выдавали в местной полиции, либо в местной управе.
Подорожная была свидетельством, в котором указывалось, сколько лошадей, в соответствии с чином и званием, положено было подателю документа. Если путешественник ехал по личной надобности, то сразу оплачивал поездку и получал простую подорожную, а если по казенной надобности, т. Плату называли прогонами и взимали ее поверстно, т. Без документов выехать из города было вообще затруднительно — на выезде из больших и малых городов стояли заставы, на которых дежурили офицеры, проверявшие подорожные.
Лишь после проверки нестроевой солдат, или, как тогда говорили, инвалид, поднимал шлагбаум. Подорожная непременно отмечалась в специальной книге станционным смотрителем. Дилижансы — между Москвой и Петербургом Нередко проезжающим приходилось ждать лошадей, ведь в первую очередь их давали для курьерской, то есть скоростной почты и фельдъегерей. А уже с 1 сентября 1820 года между Москвой и Петербургом начали курсировать дилижансы.
Такой порядок наблюдался повсеместно, строго контролировался, таким он был и в Клинском уезде. Самыми людными почтовыми трактами были Московский и Нарвский. Через равные промежутки, примерно через 30 верст, по трактам были размещены почтовые станции. Почтовые тракты Московской губернии… В связи с этим сразу вспоминаются строки народных песен «Когда я на почте служил ямщиком…» или «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…».
Много исторических событий связано с передвижением по этому тракту, в равной степени, как и проезд знаменитых людей. О чем мог рассказать колокольчик?
Она заключалась в том, что каждый владелец повозки должен был обеспечить перевозку государственного служащего, а также его имущества, если он не имел своего собственного коня. В 13 столетии появилось отдельный термин для повинности, которую начали называть повозом. В дальнейшем эта обязанность была расширена и жители определенных населенных пунктов отвечали за состояние близлежащих дорог, а также предоставляли государству подводы в случае необходимости. Ямские охотники, как называли извозчиков в 16 столетии, даже получали от государства помощь, как в натуральном, так и финансовом виде.
Уже в следующем столетии ямщиков начинают выбирать среди жителей слободы. Данная профессия становится все более прибыльной, а сам человек, который занимается извозом, был свободным и владел небольшим наделом земли. Чтобы устроить очередной ям необходимо было получить разрешение от московских чиновников, а подходящее место для яма выбирал соответствующий приказной человек. Именно он занимался определением протяженности дороги и отмерял 40 верст, через которые ставили новый стан, где и находились ямщики. Договор о создании стана обычно получал старший или голова местных жителей. Сохранилась также информация о том, во сколько обходилось содержание ямщика.
К примеру, стандартной платой для новгородских извозчиков были пять рублей в год, а также необходимый запас зерна для коней или вместо этого денежная компенсация, соизмеримая с ценами на зерно в этом году.
Стоит человеку изготовить прялку одной бабульке, а потом другой, его тут же прозывают «пряльщиком». Починит человек кому-то часы удачно, и просыпается на следующее утро «часовщиком». И так остается на всю жизнь с прозвищем Ваней-пряльщиком, Саней-часовщиком, или еще как… Вот, к примеру, прадеда моего до сих пор в деревне помнят, как Серегу-дудочника, из-за того, что он играл на дудке, а во время первой мировой в царской армии, чтобы перевестись из убойного саперного подразделения, выучился играть на трубе.
А вот спроси, помнит ли кто Сергея Смирнова, то никто и не вспомнит, потому что Смирновых половина деревни была. Да и Сергеев «пруд пруди»… Обычай давать прозвища помогал находить нужного специалиста очень быстро, хоть в деревне, хоть в целом уезде. Не по фамилии, а по прозвищу. Из прозвищ позднее возникли фамилии.
Не стоит искать иностранное происхождение обычного, рядового русского слова «Ямщик», а стоит лишь посмеяться над двусмысленностью, заложенной в его названии нашими прадедами.
Почтовые станции и станционные смотрители
Сегодня туристический комплекс семьи Яйлиян известен как в Якутии, так и за её пределами. В этом сезоне «Ямщицкое подворье» часто принимает туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Приезжают на реку Синяя и гости из-за границы — так, недавно подворье принимало туристов из Германии и Мальты. Гостей привлекает уникальная природа этих мест, величественные виды Синских и Ленских столбов, а также самобытная культура потомков государевых ямщиков. Турбаза имеет хорошую коллекцию старинных предметов культуры и быта этого регионального субэтноса. Часть экспонатов была собрана хозяевами в ходе этнографических экспедиций, часть перешла Лидии Яйлиян по наследству. Хозяева подворья рассказывают, что почти 300 лет назад во времена императрицы Елизаветы Петровны через Сибирь и Якутию был проложен Иркутско — Якутский ямщицкий тракт для перевозки грузов и почты. На тракте на расстоянии 30 — 50 вёрст друг от друга были основаны ямы — почтовые станции. Каждая новая почтовая станция заселялась русскими семьями для работы на государевом тракте.
Его восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, и впечатляло само учреждение почтово-пассажирской связи. В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и надежность и быстрота доставки были не на должном уровне [7]. В «допетровское» время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы , городовые казаки и пушкари. Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование. Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными. При строительстве Петербурга из крестьян, направленных 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке.
Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И. Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14.
Как в Москве, так и в Ярославле еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками , да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы — там возницы и селились. В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра. Подорожная от Москвы до Санкт-Петербурга подпоручику лейб-гвардии Егерского полка г. Пушкина Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную — специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» — деньги за прохождение лошадью определенного расстояния — пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию. Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях то есть, без подорожной, просто нанимая ямщиков было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о своем путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот». Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря 10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей… В общем, поездки на ямщиках были по карману лишь элите. Зато уж за такие деньги ямщики неслись как угорелые. Аббат Жан-Франсуа Жоржель писал в своем «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I»: «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь... Опытные путешественники из русских заранее брали с собой в багаж запасные оси и ободы для колес, так как знали — они понадобятся непременно. Прокачу со свистом «Понесли».
Выйдя на пенсию, мы с мужем переехали из Якутска сюда, в родное село. Здесь занялись строительством: восстановили родовой дом, а затем стали строить туристическую базу: гостевые дома, баню, беседки. Как и у любого сельского жителя, у нас есть своё приусадебное хозяйство. Выращиваем всё, чем живут люди на селе: картофель, свеклу, морковь, капусту, в теплице вызревают помидоры и огурцы. В сезон заготавливаем грибы и ягоды. Помимо туризма, ведём активную культурную деятельность — устраиваем на селе фольклорные праздники, стараемся поддерживать народные традиции, пропагандировать нашу ямщицкую культуру». Сегодня туристический комплекс семьи Яйлиян известен как в Якутии, так и за её пределами. В этом сезоне «Ямщицкое подворье» часто принимает туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Приезжают на реку Синяя и гости из-за границы — так, недавно подворье принимало туристов из Германии и Мальты.
Рекомендуем
- "Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"
- Что такое ямщик? Определение и роль в истории
- КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?
- Трудности рабочих будней
- Похожие слова
Что значит слово «ямщик»?
Ямщик целовал крест в том, что «веровать против великого князя не будет и службу свою будет справлять честно и неленостно». Пользоваться ямскими лошадьми могли только ехавшие с княжеской «грамотой подорожной», удостоверяющей, что едут они не по личным, а по государственным делам. Податное же население платило так называемые «ямские деньги» — налог на содержание ямской гоньбы, и поставляло гужевой транспорт для перевозки грузов в военное время. Итак, почтовая связь развивалась сообразно становлению государственности, претерпев все этапы экономического и социального развития. Ямщики были почтальонами Вклад в развитие русской почтовой службы внёс выдающийся государственный деятель А. Ордин — Нащёкин.
При нём была создана русская почта. Итак, получается, что ямщики и были вначале почтальонами. Скорость их должна быть высокой — не менее 18 вёрст в час. Затем лошадь нужно было останавливать для отдыха, так как она просто могла упасть замертво. Сменив лошадь, можно было ехать с прежней скоростью.
Вот почему скорость движения по трактам была разная. Быстрее всех ехали курьеры и фельдъегеря, проделывавшие в сутки 200 верст. Остальным удавалось проехать не более 100-150 верст в сутки. Так, например, путешествовал А. В 1833 г.
Самым дешевым способом передвижения, когда путник становился независимым от почтовых трактов, была езда на своих лошадях в личном экипаже. Езда неторопливая, со скоростью не более 5-6 верст в час с частыми остановками для отдыха и кормления лошадей. Можно было также нанимать лошадей с ямщиком. Тот вез до определенного места, где без большого труда можно было найти другого ямщика. Такой способ передвижения назывался «на вольных».
Правда, стоило это дороже, чем езда на почтовых. Важные сообщения везли гонцы Простую почту передавали эстафетой, важные сообщения везли особые гонцы. За корреспонденцию почтальоны отвечали своей головой: «Ехать… им по почтовым станам, переменяясь наскоро, денно и нощно, нигде не мешкая ни четверти часа. А буде который почтарь в пути ехать медленно или оплошно и в указанные часы не спеет, или письма подмочит, или пьянством утеряет и за таким почтарем по указу великого государя учинена будет смертная казнь». Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба».
Но такое сочетание в указах попадается редко. Обычно писали — ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба. Ямская гоньба не была регулярной, как таковая она возникла гораздо позже. Путешествовали по почтовым трактам редко. Это было дорогое удовольствие для людей нечиновных, невоенных.
Для езды по почтовым трактам была нужна подорожная. Ее выдавали в местной полиции, либо в местной управе. Подорожная была свидетельством, в котором указывалось, сколько лошадей, в соответствии с чином и званием, положено было подателю документа. Если путешественник ехал по личной надобности, то сразу оплачивал поездку и получал простую подорожную, а если по казенной надобности, т. Плату называли прогонами и взимали ее поверстно, т.
Без документов выехать из города было вообще затруднительно — на выезде из больших и малых городов стояли заставы, на которых дежурили офицеры, проверявшие подорожные. Лишь после проверки нестроевой солдат, или, как тогда говорили, инвалид, поднимал шлагбаум. Подорожная непременно отмечалась в специальной книге станционным смотрителем. Дилижансы — между Москвой и Петербургом Нередко проезжающим приходилось ждать лошадей, ведь в первую очередь их давали для курьерской, то есть скоростной почты и фельдъегерей. А уже с 1 сентября 1820 года между Москвой и Петербургом начали курсировать дилижансы.
Такой порядок наблюдался повсеместно, строго контролировался, таким он был и в Клинском уезде. Самыми людными почтовыми трактами были Московский и Нарвский. Через равные промежутки, примерно через 30 верст, по трактам были размещены почтовые станции. Почтовые тракты Московской губернии… В связи с этим сразу вспоминаются строки народных песен «Когда я на почте служил ямщиком…» или «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…». Много исторических событий связано с передвижением по этому тракту, в равной степени, как и проезд знаменитых людей.
И далее, если вам не надоело мое исследование относительно дорог на Руси: «Сообщение города с внешним миром до начала сороковых годов девятнадцатого века — замечание мое — А. Дмитрий Смирнов. Сравните: «Паромщик», «Каменщик», «Краснодеревщик», «Суконщик»… Как видите, этот суффикс часто указывал на занятие человека, либо промысел. Поэтому слово «Ямщик» - русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». Слова с суффиксами «щик» и «чик» образовывались буквально на ходу, по потребности. Если бригада шабашников приезжала в колхоз для прокладки коммуникаций и начинала копать канаву, то местные жители между собой сразу же начинали называть их «канавщиками» Колей, Степаном и Мишей. Хоть были они один ученым, второй — инженером, а третий — водителем. Стоит человеку изготовить прялку одной бабульке, а потом другой, его тут же прозывают «пряльщиком».
Починит человек кому-то часы удачно, и просыпается на следующее утро «часовщиком».
Работа ямщика требует ответственности, внимательности и терпения. Лошадь — это живое существо, и ее поведение может быть непредсказуемым. Ямщик должен быть готов реагировать на любые изменения или проблемы, связанные с лошадью, и принимать соответствующие меры для предотвращения возможных происшествий. В современном мире роль ямщика не так актуальна, как ранее, так как транспортные средства стали более доступными и популярными. Однако, ямщики все еще могут быть востребованы в некоторых областях, таких как туризм или работа на фермах.
Работа ямщика требует специальных навыков и знаний, и эта профессия остается важной частью истории и культуры. Определение и задачи Задачи ямщика включают следующие основные функции: Ухаживание за лошадьми, включая кормление, уборку и уход за их местом жительства, а также обеспечение необходимого уровня гигиены. Обслуживание и ремонт ям, включая их рытье, кирпичную или бетонную облицовку, очистку и техническое обслуживание. Подготовка и управление колесницами, включая проверку и регулировку колес, седел и других компонентов, а также обеспечение безопасности пассажиров. Управление лошадьми и проведение необходимых маневров на дорогах, включая запряжку, оседлание и регулировку снаряжения. Оказание помощи владельцам лошадей и водителям колесниц на дорогах, включая оказание первой помощи при необходимости и решение различных проблем, связанных с лошадьми и колесницами.
Ямщик — это не только работник, отвечающий за обслуживание лошадей, но и важный член общества, который способствует безопасности и комфортности движения на дорогах. История профессии ямщика Профессия ямщика имеет длительную историю, насчитывающую сотни лет. Еще в средние века, когда транспортные средства были не так развиты, ямщики играли важную роль в обеспечении передвижения людей и грузов. В то время, основным видом транспорта были повозки и кареты, которые использовали для перевозки людей и грузов. Однако дороги того времени были неровными и плохо ухоженными, и постоянно возникала необходимость в ремонте и обслуживании. Здесь на сцену выходили ямщики, специалисты по уходу за дорогами.
Задачей ямщика было исправление ям и выбоин на дороге, а также обеспечение ее безопасности. Для этого ямщики использовали различные инструменты, такие как лопаты, вилы, колесные и ломы. Они ремонтировали и укладывали дорожное покрытие, а также следили за состоянием мостов и прочих сооружений на пути следования. Профессия ямщика была трудной и опасной. Работа выполнялась в течение всего года, независимо от погодных условий.
Сама Анна Александровна родилась в городе Брежнев. Но все её предки всегда жили на этой земле. Да так здесь и остались. Здесь я училась, здесь и пригодилась… Тот же зов крови предков — вольных ямашинцев, вероятно, вселился в сегодняшних молодых ребят из села.
Всё больше среди них появляется любителей горных мотоциклов. Даже нынешний День Победы они отметили мотопробегом. Зимой эти ребята пересаживаются на снегоходы и покоряют дальние заснеженные расстояния. И теперь во многих деревнях жители временные — дачники, живущие в старых родительских домах с весны по осень. Садись, поболтаем. Поболтать и мы не прочь. Присоединяемся к дачницам. Слушаем: — Раньше-то здесь жизнь кипела. Детей полно было.
Теперь чуть больше ста в местной средней школе учится. Да и те не все ямашинские, привозят детишек из Борискино, Берёзовки. Детский сад тоже есть, но детей всё меньше становится, к сожалению. Приезжаем сюда, на свежий воздух, подальше от города весной и живём до осени. Для жизни здесь есть всё — газ, вода, дороги. Магазинов только пять штук продуктовых и один хозяйственный. Почта, врачебная амбулатория, частная пекарня, сельская библиотека, даже музей есть, краеведческий, в сельском доме культуры, который сейчас ремонтируют с помощью нефтяников. Живи и радуйся. А вот то, что молодые из деревни уезжают, что ж тут хорошего?
По сути, бывший колхоз стал многоотраслевым хозяйством, имеющим зерновую и мясо-молочную направленность.
На ямах и в ямских слободах
Ямщиков набрали из беднейших слоев населения, им отвели пахотные земли и луга, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. а виноват смотритель. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты.
Ямщики на Руси
Он должен уметь осмотреть и исправить повреждения, такие как трещины или поломки, а также смазывать и регулировать механизмы повозок. Помимо этого, ямщик должен знать основы сборки и разборки повозок, чтобы легко выполнять ремонтные работы при необходимости. Работа ямщика требует ответственности, внимательности и терпения. Лошадь — это живое существо, и ее поведение может быть непредсказуемым. Ямщик должен быть готов реагировать на любые изменения или проблемы, связанные с лошадью, и принимать соответствующие меры для предотвращения возможных происшествий. В современном мире роль ямщика не так актуальна, как ранее, так как транспортные средства стали более доступными и популярными. Однако, ямщики все еще могут быть востребованы в некоторых областях, таких как туризм или работа на фермах. Работа ямщика требует специальных навыков и знаний, и эта профессия остается важной частью истории и культуры. Определение и задачи Задачи ямщика включают следующие основные функции: Ухаживание за лошадьми, включая кормление, уборку и уход за их местом жительства, а также обеспечение необходимого уровня гигиены.
Обслуживание и ремонт ям, включая их рытье, кирпичную или бетонную облицовку, очистку и техническое обслуживание. Подготовка и управление колесницами, включая проверку и регулировку колес, седел и других компонентов, а также обеспечение безопасности пассажиров. Управление лошадьми и проведение необходимых маневров на дорогах, включая запряжку, оседлание и регулировку снаряжения. Оказание помощи владельцам лошадей и водителям колесниц на дорогах, включая оказание первой помощи при необходимости и решение различных проблем, связанных с лошадьми и колесницами. Ямщик — это не только работник, отвечающий за обслуживание лошадей, но и важный член общества, который способствует безопасности и комфортности движения на дорогах. История профессии ямщика Профессия ямщика имеет длительную историю, насчитывающую сотни лет. Еще в средние века, когда транспортные средства были не так развиты, ямщики играли важную роль в обеспечении передвижения людей и грузов. В то время, основным видом транспорта были повозки и кареты, которые использовали для перевозки людей и грузов.
Однако дороги того времени были неровными и плохо ухоженными, и постоянно возникала необходимость в ремонте и обслуживании. Здесь на сцену выходили ямщики, специалисты по уходу за дорогами. Задачей ямщика было исправление ям и выбоин на дороге, а также обеспечение ее безопасности. Для этого ямщики использовали различные инструменты, такие как лопаты, вилы, колесные и ломы. Они ремонтировали и укладывали дорожное покрытие, а также следили за состоянием мостов и прочих сооружений на пути следования.
Неподалеку, у стен Спасского монастыря, находился въезд в город со стороны Москвы и Углича. Неудивительно, что вся площадь перед монастырем ныне Богоявленская была наводнена харчевнями и постоялыми дворами. Возле древней Угличской башни, служившей городскими воротами, располагался «обжорный ряд», или, попросту говоря, «обжорка», где путники могли недорого перекусить и отведать дешевой водки, именовавшейся в Ярославле «сивухой». В ярославском трактире При Петре I вдоль почтовых трактов появились многочисленные трактиры, выполнявшие функции придорожных гостиниц и помещений «общепита».
Здесь путешественники могли откушать, а то и остановиться на ночлег, а ямщики согревались после долгих перегонов. В Ярославле, стоявшем на пересечении важнейших торговых путей, подобные заведения были очень популярны. В XIX веке здесь на 51 тысячу жителей приходилось 57 трактиров. В трактирах нередко гуляли подвыпившие купчики, однако в целом обстановка была довольно чинной, чему немало содействовал авторитет трактирщика. В этом ремесле нашим ловким, смекалистым землякам не было равных. Ушинский, — где бы изза прилавка не выглядывала веселая физиономия ярославца». Попадались среди ярославских «рестораторов» и вовсе незаурядные личности. К примеру, потомственный трактирщик Егор Трехлетов коллекционировал старинные рукописи, имел лучшую в городе частную библиотеку и являлся членомкорреспондентом Русского археологического общества. Провинциальный трактир не предлагал гостю кулинарных изысков, зато порции здесь отличались щедростью, цены — доступностью, а ассортимент — постоянством.
Чехов, — в какой трактир ни зайди, непременно найдешь соленую белугу с хреном». Обязательным в трактире считалось наличие водки и стандартной закуски — «казенки»: кусок ветчины да соленый огурец. Начинали обед, как ни парадоксально, с чая. На стол выносили два чайника: маленький — с крепкой заваркой и большой — с кипятком.
Они общались друг с другом на постоялых дворах, были невольными свидетелями разговоров едущих по подорожным чиновников, многое видели своими глазами.
Ямщики считались на Руси людьми не только добропорядочными, но и смышлеными, предприимчивыми, тороватыми … Они умели наблюдать за происходящим в стране, сравнивать нововведения с прежними порядками, делать выводы… Независимая жизнь на русском просторе при дорогах взращивала в ямщиках дух вольный, хотя и не бунтарский в силу их государева служения. Поэтому и неудивительно, что с переселением ямщиков из Нижегородской губернии на Тосненский Ям возникли осложнения. Переселение на реку Тосну ямщиков из Нижегородской губернии В доношении, посланном Нижегородским вице-губернатором Степаном Путятиным Сенату 20 января 1715 года, говорится, что «в Нижегородской губернии ямщиков в переведение выбрано: с Нижняго 3 выти, с Мурома 6, с Алатаря пол-6 выти, с Арзамаса 3 выти, и того 17 вытей, дворов 81 двор, людей в них мужеска пола 272 человека, лошадей 144 лошади». Он и явился в столицу с доношением князя Степана Ивановича Путятина. Рассмотрев письмо нижегородского губернатора, Сенат «1715 года февраля в 10 день» вынес приговор «об отводе мест для оного поселения к генералу-фельт-маршалу, светлейшему князю писать и при том с имянной росписи список послать».
В Петербург нижегородские ямщики прибыли только осенью 1715 г. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел.
Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А судя по вышеприведенному документу из Нижнего Новгорода на Тосну ехало 62 многодетные семьи ямщиков посылали «семьянистых». Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3-4 семьи! В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики. Вот так при Петре Первом в России заводились предшественницы советских коммуналок.
Конечно, такое плотное заселение семей в те годы, когда на Руси еще был широко распространен обычай жить мужской и женской половиной, чтобы чужой глаз не наблюдал за семейной жизнью людей, особенно женщин и детей, не могло не вызывать в ямщиках протеста. Однако с их представлениями о том, как должен быть устроен быт, со сложившимся за целые века образом жизни ямщиков, уже никто не считался: царь Петр строил империю не по русскому, а по иноземному образцу. Раздраженные бегством нижегородских ямщиков сенаторы, 6 июня 1716 года вынесли приговор: «…О сыску и о высылке беглых ямщиков послать в Нижегородскую губернию указ…» [103] Судя по всему, вернули на Тосненский Ям не многих. Здесь через три года после прибытия ямщиков насчитывалось всего 30 домов. По «скаске» первого Тосненского священника Леонтия Титова в 1720 г.
Как свидетельствуют архивные документы, бежавших с «прешпективной» дороги ямщиков разыскивали долго, а пойманных наказывали беспощадно. Всего на реке Тосне в общей сложности из Казанской и Нижегородской губерний поселилось несколько десятков человек. И это почти из полутора тысяч ямских охотников и членов их семей, сдвинутых «имянными» указами с коренных мест своего проживания на реку Тосну! Здесь, на Тосненском Яму, остались лишь те, кому некуда было деваться, кто вынужденно принял свою судьбу, покорившись переменам, кто был обременен больными родственниками или сам хворал. Хотя, конечно, не исключено, что кому-то стала нравиться жизнь на петровский лад.
Так была заселена дорога между Петербургом и Волховом — жизненное пространство тосненских ямщиков. Этнически ямская слобода Тосна была русским поселением и оставалась таковой в течение почти двух веков. Помимо Тосненского Яма в те годы в окрестностях Петербурга русскими переселенцами были устроены также ямщицкие слободы Московская, Смоленская, Вологодская, сёла Стрельна, Пулково, Красное, слобода Рыбацкая, деревня Купчино и ряд других. В дальнейших документах они обозначаются как «вновь привезенные». Итак, на основании вышеизложенного можно заключить, что переселение ямщиков на Тосненский ям было совершено из Казанской и Нижегородской губерний.
Протекало оно в тяжелейших условиях военного времени и перестройки русской жизни на новый лад, непонятный большинству населения страны. Переселявшиеся семьями ямщики заселялись в квартиры, к проживанию в которых не были привычны. Потеря не только прежнего места жительства, материального достатка, но и сложившегося за века уклада жизни вынуждали многих ямщиков к побегам. Поэтому на Тосненском Яму оказалось вместо полутора тысяч жителей всего шестьдесят человек, включая женщин и отроков без учета младенцев до семи лет. Остальные ямские охотники ушли в бега или погибли во время переселения.
На тех, кто всё-таки закрепился здесь, выпала вся тяжесть обустройства на новом месте в условиях болотистой бесплодной земли и сурового климата. На плечи поселившихся на реке Тосне ямщиков, по числу людей не более двух вытей, легло бремя несения ямской службы, которое должны были разделить ямские охотники сорока двух вытей по плану царя Петра и Сената. Но несмотря ни на что жизнь на Тосненском яму затеплилась, ямская служба наладилась, селение постепенно разрасталось, превратившись в середине XX века в город Тосно, датой основания которого, кстати сказать, уместно считать 1714 год по сложившейся в мире традиции датировки населенных пунктов по первому упоминанию в письменном источнике. В 1715 году здесь образовалась церковная община, пришел на Тосну первый священник, был построен храм во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Но это уже следующая страница в истории города Тосно и Православия в Тосненском крае.
Список использованных источников и литературы Выскочков Л. Изд «Наука», 1989. Главная дорога России Москва-Петербург. Голиков И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразователя России; собранныя из достоверных источников по годам.
Часть II. Часть V. Даль В. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред.
Дорожный календарь на 1767 год, с описанием почтовых станов в Российском государстве. Журнал или Поденная записка, блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира. Напечатан с обретающихся в кабинетной архиве списков, правленых собственною рукою Его Императорскаго величества. Часть первая. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 года.
Кедров Н. Духовный Регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. Князьков С. Очерки из истории Петра Великаго и его времени. Коровин К.
Моя жизнь. Мемуарные записи. Электронная версия. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
Отдел 2. Глава 15. Петр Великий. Краткое описание царствующаго града Санктпетербурга и его построения Богданова. Новгородский митрополит Иов.
Жизнь его и переписка с разными лицами. Подготовил Илларион Чистович. Свод Законов Российской империи. Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского.
Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик".
Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье.
Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик"
Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня. На ямщика мог наорать и ударить тростью по спине любой горожанин, любая барышня и любой пьяный купец. Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России.
Ямщики и ямы
- Происхождение слова Ямщик: anti_fasmer — LiveJournal
- Как быстро гоняли ямщики в России
- Как быстро гоняли ямщики в России
- Комментарии
- Что такое ямщик?
- Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик