Метроном в блокадном Ленинграде был не только простым музыкальным инструментом, но и сильным символом выживания и настойчивости. Так метроном стал символом борьбы Ленинграда. Слышал я о том, что в блокадном Ленинграде, в то время когда по радио не было никаких трансляций, передавали удары метронома.
Что транслировали в блокадном Ленинграде?
Мало кто знает об этом исторически важном для блокадного Ленинграда событии. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Сражающийся Ленинград вел передачи и на стан врага, на оккупированную территорию, для народных мстителей – партизан, для жителей освобожденных районов в Партизанском крае. Включение метронома в блокадном Ленинграде было символичным и крайне значимым актом, являющимся выражением непокорности и сопротивления оккупантам.
Звук метронома: спасение в блокаде
- Одиночество и голод
- Значение метронома в блокадном Ленинграде
- Читайте также
- Радио блокадного Ленинграда
- Одиночество и голод
Радио блокадного Ленинграда
По окончании звучания грамзаписи включался метроном с учащенным ритмом 160-180 тактов в минуту. Когда опасность миновала, по приказу штаба вновь включался электропроигрыватель, на улицах и в домах раздавался сигнал отбоя тревоги, сопровождающийся звуками фанфар. И так в течение всей войны — сеть была включена круглосуточно, что давало возможность населению и службам ориентироваться в обстановке и быть уверенными в работе сети. Тарасов и главный инженер Н. Радиомитинг под разрывы бомб Необычно встречали ленинградцы 1 мая 1942 г. В этот день, конечно, не могло быть ни парадов, ни демонстраций. Фашисты подвергли город особо ожесточенному обстрелу. Он начался в 9. Но радио в этот день позволило людям быть вместе — трудящиеся собрались не на демонстрацию, а на радиомитинг. Наперекор свисту и грохоту вражеских снарядов радио позволило ленинградцам торжественно отметить этот праздник вместе со всей страной.
Радио первым приносило и радостные вести.
И среди нотных знаков появлялись совсем не музыкальные буквы — «в. С сентября по ноябрь они объявлялись 251 раз. Случалось — по нескольку в день. Диктор объявил: «Слушай, родная страна! Говорит город Ленина! Говорит Ленинград! Фотография сделана на крыше здания Консерватории.
Были уже наброски и третьей части, когда пришел категорический приказ из Смольного — эвакуироваться. Маленький транспортный самолетик прошмыгнул над линией фронта и увез Шостаковича в Москву. Вместе с медикаментами для госпиталей летчик Литвинов доставил сюда четыре толстые тетради, надпись на них была следующая : «Посвящается городу Ленинграду». Публичное исполнение ее состоится в Большом зале Филармонии». Участие всех инструментов обязательно «Посвящается городу Ленинграду»,— прочитал на обложке дирижер оркестра Радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. Их просто нет. А на партитуре рукою Шостаковича написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчеркнуто.
Да и только ли духовые инструменты! Конечно, есть еще музыканты — в окопах, в траншеях, опоясывающих Ленинград двухсоткилометровым кольцом. Музыканты эти лежат сейчас у пулеметов, дежурят возле орудий, стоят на постах МПВО… Помочь могла только армия. Холостов, выслушав просьбу дирижера, грустно пошутил: — Бросим воевать, пойдем играть! Другие в передовых частях. Этого дирижер не знал и пообещал выяснить. В Радиокомитете он собрал письма, пришедшие с фронта, списал номера полевых почт.
Но вот в эту нежную ткань очень издалека, вступает колючий, как бы раздирающий ее звук барабана. Он очень тих и еще отдален, но он уже предвещает нечто грозное.
Сердце слушателя сжимается первой, еще неосознанной тревогой. Появилась тема войны. Солнечные краски, которыми был залит оркестр, начинают тускнеть и гаснуть, они уступают место неумолимому нарастанию новой темы. Сила, с которой композитор очертил эту тему, — огромна. Повторяется одна и та же музыкальная фраза, ритмически подтянутая, жесткая, даже, если можно так сказать, бездушная. Варьируясь, расширяясь, она постепенно захватывает все новые группы, оркестра. Наконец, она уже гремит грозной, страшной медью, она вырастает в зловещую стадию, и скрипки отвечают ей воплем боли. Напряжение и нарастаете этого движения в оркестре сделаны такими могучими изобразительными средствами, с таким мудрым и вдохновенным мастерством, что в симфонической литературе нельзя найти для сравнения что-нибудь более совершенное. В самой высшей точке нарастания этого движения зловещая тема как бы наталкивается на встречную стихию, наделенную громадной силой сопротивления.
Начинается борьба. Она не завершена в первой части. Но грозной силе уже прегражден путь. Мы слышим новый эпизод первой части, посвященный памяти героев. Это реквием без слов и хора. Соло фагота рассказывает о силе и бесстрашии людей, отдавших свою жизнь за родину. После короткой репризы первая часть заканчивается напоминанием темы войны, как бы говоря: борьба еще не закопчена. Вторая часть скерцо задумана композитором, как контрастирующая первой. В ней очень много грации и изящества, форма ее безупречна.
При всей этой грации, при всем блеске, которым полна средняя часть скерцо, мы ощущаем задумчивость и даже тень печали, которыми освещена каждая музыкальная фраза, как если бы это было воспоминание о счастливых днях, чудесно звучит соло бас-кларнета с аккомпанементом флейт и арф. Третья часть — проникновенное адажио, написанное в благородных традициях классического симфонизма. Начинается четвертая часть. После небольшого, медленного вступления мы слышим беспокойное аллегро. Ритмически сложное, представляющее большие трудности для оркестрового исполнения, аллегро как бы эпизоды батальных сцен.
Включение метронома стало символом жизни и упорства ленинградцев в ситуации, когда существование как таковое казалось чем-то фантастическим и невозможным. Метроном нес в себе глубокий смысл, который акцентировал значимость каждой секунды и мгновения, которых так не хватало в тяжелых условиях блокады. Однако, включение метронома имело и практическую значимость.
Метроном помогал измерять время, озвучивал его и придавал определенный ритм жизни блокадного Ленинграда. Без такой точной меры времени, трудно было контролировать расход ресурсов, планировать действия и организовывать жизнь в городе. Метроном стал своего рода маяком в океане безысходности, помогая жителям блокадного Ленинграда ориентироваться во времени и сохранять хоть какую-то надежду на возвращение нормальной жизни. Значение метронома в блокадном Ленинграде Метроном играл значительную роль в блокадном Ленинграде, являясь необходимым инструментом для музыкальных коллективов и отдельных музыкантов. В условиях голода, холода и постоянных бомбежек, метроном стал символом выживания и надежды. Во-первых, метроном позволял создавать и поддерживать ритм в музыке. Используя регулярные и четкие удары метронома, музыканты могли сыграть в тональности и в такт друг с другом, несмотря на экстремальные условия. Это было особенно важно для оркестров, которые давали концерты во время блокады, вдохновляя горожан и поднимая их дух.
Во-вторых, метроном был средством коммуникации и связи. В блокадном Ленинграде, где электричество не было всегда доступным, метроном можно было использовать как сигнальное устройство для передачи информации. Музыканты, работающие в разных концах города, могли использовать метроном, чтобы договориться о времени и месте встречи или о передаче важных сообщений. Наконец, метроном имел символическое значение для жителей блокадного Ленинграда. Во время самого тяжелого периода осаждения, когда у горожан было мало еды и тепла, музыканты, ударяя метроном, напоминали людям о красоте искусства и о возможности выжить и преодолеть трудности. Метроном стал знаком надежды и света во время темных дней блокады. Выживание и надежда Использование метронома в блокадном Ленинграде имело глубокий символический смысл, связанный с выживанием и надеждой. Во время блокады города, которая продолжалась более 900 дней, жители столкнулись с невыносимыми условиями, постоянным голодом и холодом.
В данном контексте метроном служил не только средством определения такта и сохранения ритма при создании и исполнении музыки, но и отражал сопротивление и надежду на лучшее будущее. Метроном был одной из немногих доступных музыкальных принадлежностей в блокадном Ленинграде. С помощью него музыканты могли исполнять музыку, школьники — играть музыкальные инструменты, люди петь и танцевать. В песне и музыке жители находили источник вдохновения и силы для продолжения борьбы за выживание. Метроном также символизировал желание жителей Ленинграда сохранить свою культуру и идентичность во время блокады.
Зачем включали метроном в блокадном ленинграде
Сражающийся Ленинград вел передачи и на стан врага, на оккупированную территорию, для народных мстителей – партизан, для жителей освобожденных районов в Партизанском крае. Метроном блокадного Ленинграда звучал в кинешемской школе фото 3. Метроном, который звучал во время блокады Ленинграда, стал не только средством для измерения музыкального времени, но и символом непрерывности жизни для тех, кто находился в осажденном городе. Метроном, звучащий в Ленинграде во время блокады, стал символом надежды и выносливости жителей города, которые не теряли веры в будущее. «Радио в блокадном Ленинграде – это живой голос в иногда уже мертвой квартире», – резюмирует историк Борис Ковалев. Особенностью блокады Ленинграда было использование метронома для передачи информации и поддержки морального духа населения.
Для чего был нужен метроном в ленинграде. Стук метронома напоминает о скорбной дате
В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь.
Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно.
Видимо, пытается укрыть систему оповещения во время бомбежки. Именно он еще до войны придумал транслировать по радио звук метронома. В блокаду эти сигналы обрели особый смысл. Во время налетов метроном отбивал 150 ударов в минуту. Что означал метроном в Ленинграде? В начале войны в целях оповещения граждан на улицах многих советских городов для оповещениях граждан были установлены громкоговорители, по которым в случае тревоги транслировался вой сирен.
В Ленинграде эту роль выполнял звук метронома - для того, чтобы лишний раз не травмировать и без того обессиливших граждан. Для чего была блокада Ленинграда? Сколько лет снятия блокады? Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня включительно с днём начала и конца. Отражение авианалёта на Ленинград возле Исаакиевского собора, 1941 г. Звуки знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировались во время налётов именно через эту сеть.
Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах. Метроном в воспоминаниях и творчестве Образ метронома выступает не только как главная отличительная деталь блокады, но и как нечто священное, неприкосновенное. Радио, посредством неумолчного стука метронома, связывало людей, даже когда замолкал голос диктора. Упоминания о звуке метронома можно найти во многих произведениях искусства, созданных людьми во время блокады, особенно часто — в стихах. Вообще, радио, как основная ниточка, связывающая людей с миром, очень ясно присутствует в стихах блокадной поры таких выдающихся поэтов, как О.
Так началась минута молчания, которой город почтил память защитников и жителей Ленинграда. С 12 часов дня по 120 адресам начались поминальные блокадные чтения.
Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда
Одиночество и голод В блокадном Ленинграде жизнь была невероятно сложной и суровой. Большая часть населения города столкнулась с нехваткой еды и голодом. Люди привыкли к постоянной миграции голодных птиц, которые летели над городом в поисках пищи. Одиночество стало постоянным спутником каждого жителя Ленинграда. Люди были вынуждены искать способы выживания и сохранить свою надежду.
В такие тяжелые времена, звук метронома стал единственным источником утешения и опоры. Люди собирались вокруг его звука, чтобы снять часть боли и одиночества, которые испытывали. Слушая ритм метронома, они находили некоторый внутренний покой и силы продолжать бороться. Голод становился все более невыносимым, но звук метронома давал надежду.
Истории о людях, которые смогли выжить благодаря метроному, распространялись по городу. Он стал символом сопротивления и выживания.
По радиосети блокадного Ленинграда передавали аудиорепортажи с передовой линии фронта — из окопов, с палуб крейсеров, самолетов, с мест артиллерийских дуэлей, подводных лодок, зенитных батарей и других мест, где советские граждане совершали боевой подвиг — часто, увы, ценой собственных жизней.
На ленинградском радио во время осады впервые в СССР использовали репортажный автобус с аппаратурой. Он позволял записывать звук на пленку. И хотя техника была громоздкой, этот факт не мешал оперативности журналистов.
В ходу, однако, были и более старые способы записи — например, на восковые пластинки. Как блокадное радио слушали в Великобритании и США На ленинградском радио передавали информацию не только о происходящем в городе. Сообщалось о движении фронтов по всему Советскому Союзу, говорит «ФедералПресс» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Дмитрий Асташкин.
Передавали и международные новости — это видно, к примеру, по блокадным дневникам. Люди пристально следили за тем, как повлияет вступление США в войну, когда ждать открытия второго фронта», — рассказывает Асташкин. По легенде радиоприемник в кабинете Уинстона Черчилля был настроен на ленинградское блокадное радио.
Согласно мифу, кто-то из гостей спросил политика: зачем он это делает? На что Черчилль ответил, что для него это важный символ сопротивления. Значит, город стоит и живет, а СССР держится.
За этой легендой есть реальный факт — между ленинградским радио и лондонским радио шел активным обмен информацией», — отмечает историк. А 16 сентября Ленинград выступил со своим приветствием Великобритании. Лондон ответил сразу же.
Обращение к британцам записал и советский профессор Огородников, который на английском рассказывал, как он будет сражаться за свой город. В октябре из Ленинграда для Англии ретранслировался концерт с пятой симфонией Чайковского, записанный под обстрелами. Ведь в начале Второй мировой у Советского Союза был образ агрессивного чужака, которого выгнали из Лиги Наций.
Для поддержания духа жителей Ленинграда было необходимо средство, которое могло бы дать знак жизни и символ надежды. Именно в этот мрачный период блокады в Ленинграде зазвучал метроном. Он стал не просто устройством для измерения времени, но своего рода связью с внешним миром, сигналом, что жизнь продолжается вне осажденного города. Каждый удар метронома напоминал жителям Ленинграда о несгибаемой воле выжить и о желании сохранить свою культуру и идентичность. Метроном стал символом сопротивления и надежды для жителей Ленинграда. Он также использовался как своеобразный барометр — музыканты понимали, что во время бомбардировки, когда звучание метронома прерывалось или замедлялось, лучше оставаться подальше от окон и не выходить на улицу. Значимость метронома в блокадном Ленинграде заключается в том, что его звук стал мостом между городом и внешним миром, подтверждением, что жители Ленинграда не остались одни. Он стал символом непреклонности и сопротивления в трудные времена, объединяя всех, кто проживал в блокадном городе. Оцените статью.
Так начнется общегородская минута молчания. После чего по 120 адресам пройдут поминальные блокадные чтения. Инициативная группа «Комитет 8 сентября» призывает жителей города в день, когда кольцо замкнулось, вспомнить о жертвах и помянуть погибших поименно, благо имена, фамилии и адреса большинства из них известны.
Уже три года, начиная с 2018, 8 сентября участники проекта читают вместе с горожанами списки погибших во дворах жилых домов, школ, учреждений, на городских площадях. За три года названо 60127 имен погибших из 850 000 известных.
Для чего в Ленинграде звучал метроном?
- ЛЕГЕНДАРНЫЕ «80 МИНУТ» БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
- Ответы : Метроном в блокаду. Зачем он был нужен?
- Новости Ленинградской области
- Будет сердце у города биться, коль не смолкнет его метроном
- ЛЕГЕНДАРНЫЕ «80 МИНУТ» БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Для чего в блокадном ленинграде звучал метроном. Стук метронома напоминает о скорбной дате
Музыка звучала повсюду — в квартирах, на улицах, в госпиталях и на работе. Песни и мелодии стали символом единства, солидарности и сопротивления. Они передавали эмоции, давали силы продолжать жить и бороться, и создавали особую атмосферу сопротивления и надежды. Одним из символов блокадного Ленинграда стал звук метронома. Это простое музыкальное устройство стало маяком, который помогал считать время и давал надежду на возвращение к нормальной жизни.
Звук метронома был связан с надеждой на будущее и стабильностью. Многие жители Ленинграда во время блокады прослушивали радиопередачи, где звучали музыкальные произведения и песни. Люди собирались вместе, чтобы слушать музыку на специальных концертах и встречах, которые проводились в трудных условиях. Это помогало поднять настроение и давало возможность единомышленникам объединиться.
Музыка также играла важную роль в построении памяти и сохранении истории блокадного Ленинграда. Многие композиторы и поэты создали произведения, которые олицетворяют дух города в то время — героизм, надежду и любовь к Родине. Эти произведения до сих пор являются символом блокады и напоминают о стойкости и сплоченности людей в трудные годы. Таким образом, музыка стала неотъемлемой частью жизни блокадного Ленинграда.
Она помогала людям выживать, поддерживала надежду и создавала особую атмосферу сопротивления и сплоченности. Мелодии и песни стали символом единства и героизма, а произведения, созданные во время блокады, до сих пор напоминают о стойкости и духе выживания тех, кто пережил эти тяжелые времена. Музыкально-терапевтический аспект метронома Метроном стимулирует работу мозга, способствуя его синхронизации с внешним ритмом. Этот процесс называется аудиоритмической стимуляцией и имеет положительное влияние на наше тело и разум.
Многие исследования показывают, что аудиоритмическая стимуляция может улучшить фокусировку внимания, память, координацию движений и общую эффективность работы мозга. В музыкальной терапии метроном используется для помощи в регулировании и восстановлении ритма у пациентов с различными психологическими и неврологическими нарушениями. Например, для людей с аутизмом или внимательностю-гиперактивным расстройством АДГ , метроном может снизить уровень тревожности, помочь регулированию эмоций и улучшить социальное взаимодействие. Блокада Ленинграда во время Второй мировой войны стала исходом для многих выживших жителей города.
Метрономы использовались в этот период как инструмент музыкальной терапии для восстановления нервной системы и укрепления физического здоровья. Звучание метронома создавало ритмическую основу, которая помогала людям сохранять надежду в трудные времена и поддерживать внутреннюю гармонию. Сегодня, метрономы все еще используются в музыкальных терапевтических сессиях, а также в индивидуальной практике для самостоятельного использования. Их простота и доступность делают их популярным инструментом для людей, нуждающихся в регулярной аудиоритмической стимуляции для улучшения концентрации и общего самочувствия.
Эмоциональная поддержка метронома во время блокады Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, метроном стал не только средством для поддержания музыкального ритма, но и символом сопротивления и надежды для жителей города. Идея использования метронома для поддержания морального духа и эмоционального состояния людей родилась у музыкантов, которые блокаду пережили вместе с остальными жителями. Своим регулярным и точным тиканьем, метроном напоминал о жизни, и время, проходящее за его звуком, давало надежду на то, что блокада пройдет и Ленинград останется непокоренным. В битве с голодом и страхом, звук метронома стал олицетворением упорства и выносливости горожан.
Метроном не только сохранял ритм в музыкальных произведениях, но и помогал людям сохранить свою внутреннюю гармонию. Он напоминал о существовании культурного мира за границами города, о нерушимой связи с музыкой и искусством. Это было особенно важно в моменты, когда блокада казалась безнадежной и бессмысленной. Метроном стал символом надежды, стремления к жизни и красоте.
Жители Ленинграда находили в его звуке причину для продолжения борьбы и надежду на будущее. Метроном и его ритм были связаны с сопротивлением блокаде и давали силы для выживания. Таким образом, использование метронома во время блокады Ленинграда было не просто музыкальным аксессуаром, а эмоциональной поддержкой и символом сопротивления. Он передавал жителям города надежду и силу, сохранял связь с миром и музыкой, позволял сохранять веру в светлое будущее.
Этот маленький инструмент стал важным элементом психологической защиты и внутреннего баланса жителей города в тяжелейшие времена блокады. Источник воспоминаний о военных временах Во время блокады Ленинграда, когда город был окружен вражескими силами, жизнь его жителей стала невероятно тяжелой. Но даже в таких условиях люди находили способы сохранить свое человеческое достоинство и выражать свои эмоции. Память о тех временах до сих пор сохраняется благодаря различным источникам.
Один из таких источников — воспоминания выживших людей, которые рассказывают о том, как им удалось сохранить надежду и преодолеть трудности.
Сколько лет снятия блокады? Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня включительно с днём начала и конца. Отражение авианалёта на Ленинград возле Исаакиевского собора, 1941 г. Звуки знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировались во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм - отбой. Что означал метроном? В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения. Что означал быстрый и медленный стук метронома? В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой.
Кого называли часовыми ленинградских крыш? Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Также тревогу объявлял диктор Михаил Меланед. Ухудшение ситуации в городе В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали только на улицах около сотни трупов. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших -- дома или на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике записала: Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают. Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу.
Его постоянно вела ответственный секретарь журнала Наталия Владимировна Теребинская, сотрудничавшая еще с Маршаком и Чуковским. В июле того же года Ленинградское радио начало транслировать передачи для партизан и населения оккупированных районов области. В октябре 1942 года вышел первый номер «Краснофлотского радиожурнала». Он звучал и в эфире, и по городской трансляционной сети подряд около трех часов. Радиомитинги стали традицией. Они транслировались на город, на страну, обязательно в воинские части, на передовые позиции фронта и корабли Балтики. Всю эту огромную работу коллектив Ленрадио вел в труднейших условиях, в холоде и голоде, без выходных дней, без перерывов на отдых. Из журналистов и сотрудников была сформирована рота рабочего батальона во главе с заместителем председателя радиокомитета Виктором Антоновичем Ходоренко. Роте был выделен рубеж обороны в Октябрьском районе города. Кроме того, радиокомитет организовал команду ПВО противовоздушной обороны во главе с Е. Прудниковой, редактором областного вещания, ставшей затем комиссаром всего объекта радиодома. Таким образом, работники Ленинградского радио были не только фронтовыми журналистами, но и в полном смысле слова фронтовиками, бойцами осажденного города. И работали они по-фронтовому, с максимальной отдачей. Когда, например, из-за болезней и голода в феврале 1942-го из строя вышли все дикторы и чтецы, к микрофону встали артист И. Горин и главный режиссер радиокомитета К. Они вели передачи попеременно, с утра до позднего вечера. Читали при свете самодельных свечей. От холода перехватывало дыхание. Но ежедневно звучал радиоголос сражающегося невского исполина. На снимках из архива Владимира Никитина: — 27 января 1944 г. Салют в честь полного снятия блокады. Фото В. Федосеева — Набережная Невы у Зимнего дворца. В морозные дни город становится полностью безлюдным. Фото Б. Смирнова — Демобилизованные воины, прибывшие в Ленинград с первыми эшелонами. Справа — участник трех войн, гвардии рядовой Федор Вадюхин. Фото Н. Хандогина — Вывоз трупов на Волково кладбище. Кудоярова — Весна 1942 г. Открытие столовой. Федосеева — Семья Никитиных в своей квартире. Зима 1942 года. Фото А. Никитина — Толкучка у Кузнечного рынка 1942 год. Фото Д. Прямые репортажи по проводам с передовой линии фронта, из окопов, с борта крейсера, ведущего артдуэль с вражеской дальнобойной батареей, с подводной лодки, с зенитной батареи, по радиоэфиру — с борта самолета-разведчика, корректировщика стрельбы, бомбардировщика, — все это стало обычным рядовым и непременным деянием фронтовых репортеров Лазаря Маграчева, Моисея Блюмберга, Матвея Фролова. Впервые на отечественном радио ленинградские журналисты использовали репортажный автобус с аппаратурой, позволявшей записывать на пленку, затем трофейную репортажную установку с возможностью записи на проволоку. С громоздкой техникой репортеры ухитрялись быть вездесущими. Репортажи записывали на передовой, в атаке, в боевом охранении. Использовалась для звукозаписи и более архаичная аппаратура, записывавшая на восковые пластинки. Именно так сделаны с крыши Дома радио сохранившиеся записи бомбежек и обстрелов. Так сделана и запись победного ленинградского салюта 27 января 1944 года. Предвосхищая сегодняшние «стэндапы», радиожурналисты стремились донести дыхание боев, атмосферу труда в промерзшем цеху, радость возвращения к жизни раненых в госпиталях...
Новости и мероприятия
Блокадный метроном звучит из воссозданной студии – той самой, из которой каждый день во время войны вещали ленинградские дикторы. Жители блокадного Ленинграда признавались, что в их головах еще долго звучал шум вражеских самолетов и разрывающихся снарядов. Метроном, который звучал во время блокады Ленинграда, стал не только средством для измерения музыкального времени, но и символом непрерывности жизни для тех, кто находился в осажденном городе. Звуки знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировались во время налётов именно через эту сеть. Звуки знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировались во время налётов именно через эту сеть.