На полиелее указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи богослужебно-иерархической награды — права ношения камилавки был удостоен ряд клириков храмов Московской (городской) епархии, Патриарших подворий. Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) был самым публичным священником России ещё до того, как возглавил РПЦ: он. Фото, Митрополит Кирилл избран 16-м патриархом Московским и всея Руси, Международные Рождественские образовательные чтения, Визит патриарха Кирилла в Стамбул, Первосвятительский визит патриарха Кирилла в Казахстан.
Патриарх Кирилл отреагировал на арест Киевом митрополита Арсения
В 1606 году Патриархом всея России был избран свт. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири 12.04.2024. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси сообщила имя нового Патриаршего наместника Московской митрополии, избранного Священным Синодом. Патриарх Кирилл назвал очередной карательной мерой арест митрополита Арсения. Новости. Патриархи. Двоих потенциальных сменщиков патриарха Кирилла все хорошо знают – это митрополит Тихон и митрополит Иларион.
102 года назад в России восстановили Патриаршество, упраздненное Петром Первым.
В течение 10 лет, с 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года он был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. При возглавляемом им учебном заведении в эти годы он исполнял также обязанности доцента кафедры патрологии, именно при нем в 1979 году был создан регентский класс, в учебный процесс были введены семинары, появились уроки физической культуры. Ставилась задача путем системных преобразований повысить уровень подготовки учащихся академии и семинаристов, приучить их к самостоятельной научной работе. За годы ректорства нашего будущего Предстоятеля число студентов возросло более, чем в 3 раза, со 130 до 400 человек. А ведь это происходило не во времена перестройки, а в те самые времена «застоя», в советские времена. С ноября 1976 года по октябрь 1978 года Преосвященный Кирилл нес послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы. Заслуги молодого архипастыря были высоко оценены, и 9 сентября 1977 года он был возведен в сан архиепископа. С 1978 по 1984 годы Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл совмещал обязанности ректора духовных школ с архипастырским окормлением патриарших приходов в Финляндии. Причиной этого неожиданного перевода послужило недовольство деятельностью молодого архиерея со стороны советских органов. Об этом в своей книге в 2005 году откровенно рассказал бывший начальник Смоленского областного управления КГБ А.
По его словам, причин для ссылки активного архиерея в глухую провинциальную епархию у властных структур было немало: успешная работа на благо Церкви не только не ценилась в соответствующих структурах, но вызывала прямое недовольство, как видим с серьезными последствиями. Смоленская епархия была одной из беднейших в России, большинство храмов находились в аварийном состоянии, не было ни одного священнослужителя с высшим богословским или светским образованием. Но владыка Кирилл не опустил руки. Вскоре, вслед за архипастырем в епархию начали приезжать его ученики из Ленинграда. Повсеместно начались ремонтные работы, начался упорный каждодневный труд по исправлению ситуации. В 1985 году был открыт первый приход на территории Калининградской области, как мы все знаем, это бывший Кенигсбергский регион Восточной Пруссии, с боями завоёванный советскими войсками в конце Великой Отечественной войны. На этой территории жили в основном переселенцы из других частей Советского союза. И, конечно же, каких-то особенных традиций православной жизни в этом регионе не было. Окормление его было поручено Высокопреосвященнейшему Кириллу.
Вскоре на территории самой западной области Советского Союза было открыто еще несколько приходов, так что пришлось создать благочиние, вошедшее в состав Смоленской епархии. Этот титул сохранялся за Владыкой Кириллом вплоть до избрания его Патриархом. Важнейшей вехой в новейшей истории Русской Православной Церкви стал 1988 год, когда впервые на самом высоком уровне отмечался церковный юбилей: 1000-летие Крещения Руси. С этого времени началось постепенное возрождение церковной жизни в нашем Отечестве. Активнейшее участие в этом возрождении принял Владыка Кирилл. И начал он с духовных школ. Его заботами было получено разрешение на открытие первого в Советском Союзе межъепархиального духовного училища. В марте 1989 года на пастырском и регентском отделениях уже начались занятия. В том же 1989 году в Смоленской епархии началось восстановление монашеской жизни: трудами Владыки во вверенной ему епархии было открыто два монастыря еще на излете существования СССР.
Отвечает Айрат Гришин 5 дек. Видео-ответы Его состоянию завидуют олигархи! Патриарх Кирилл и его земная жизнь Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Гундяев ведёт успешный образ жизни, которому могут позавидовать самые... Садальский: Патриарх Кирилл мне омерзителен, он постоянно врет Фрагмент программы В гостях у Дмитрия Гордона с советским и российским актером Станиславом Садальским. Его биография... Патриарх Кирилл - Епископ Русской православной церкви - биография Гундяев Владимир Михайлович - биография и личная жизнь священнослужителя и религиозного деятеля.
Адриан 1627-1700 — патриарх в 1690-1700 гг. Упразднение патриаршества После смерти Адриана царь своей властью поставил во главе управления церковью рязанского митрополита Стефана Яворского с титулом местоблюстителя патриаршего престола, фактически упразднив институт патриаршества. Петр рассматривал церковь исключительно как институт правительственный, поэтому власть патриарха он впоследствии заменил Духовной коллегией Святейший Правительствующий Синод , превратив церковь в один из государственных департаментов, находившихся под контролем со стороны монарха. Вплоть до 1917 года Священный Синод оставался высшим церковным и правительственным учреждением в России. Восстановление патриаршества в России Новая эпоха в истории русского патриаршества началась в 1917 году. После Февральской революции Священный Синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, в котором говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время». Главным был вопрос о восстановлении древней формы управления церковью. Решением Синода был созван Поместный собор 1917—1918 годов, восстановивший патриаршество. Собор открылся в праздник Успения Богородицы и был наиболее продолжительным в истории Русской церкви. Поместный собор 1917—1918 годов предоставил Патриарху право созывать церковные соборы и председательствовать на них, иметь отношения с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду. Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 года повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь. Основным направлением деятельности Патриарха Тихона стал поиск пути к установлению отношений между церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской церкви, стало «Воззвание Патриарха Тихона» от 25 марта 1925 года, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией. Несмотря на все усилия Патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях. После смерти Тихона, согласно завещанию святителя, управление Церковью принял на себя митрополит Крутицкий Петр Полянский в качестве патриаршего местоблюстителя. Затем этот подвиг принял на себя митрополит Нижегородский Сергий Страгородский , который называл себя заместителем патриаршего местоблюстителя. Официальный акт передачи ему обязанностей местоблюстителя состоялся лишь в 1936 году, когда пришло, оказавшееся впоследствии ложным, известие о кончине митрополита Петра он был расстрелян в 1937году.
Кирилл стал участником первого Предсоборного Всеправославного совещания в Шамбези 1976. Кирилл хиротонисан во епископа Выборгского. С 26 декабря 1984 г. Кирилл — архиепископ Смоленский и Вяземский. В 1986 году будущий патриарх стал управляющим приходами в Калининградской области. С 1988 г. Кирилл — архиепископ Смоленский и Калининградский. С 13 ноября 1989 г. За 20 лет Кирилл прошел путь от архимандрита до митрополита, в этот сан он был возведен 25 февраля 1991 г. С его участием вышла телевизионная передача «Слово пастыря» 1994. Кирилл освещал духовно-просветительные вопросы понятным для простого слушателя языком. Патриарх Кирилл был главным редактором журналов «Церковь и время» с 1991 г. В качестве председателя Отдела внешних церковных сношений патриарх Кирилл представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г. Патриарх Кирилл в качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах. Кирилл участвовал в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 году. В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. В 1994 году Кирилл разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами». Патриарх Кирилл был автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Будущий патриарх терпеливо трудился на стезе духовного просвещения. Кирилл организовал работу над созданием концепции Русской православной церкви в сфере церковно-государственных отношений. Результатом его работы стали принятые в 2000 году на архиерейском соборе «Основы социальной концепции РПЦ» — документ, излагавший официальную позицию православной церкви при взаимодействии с государством. С 13 января 1995 года Патриарх Кирилл был членом общественного совета при Председателе Правительства Российской Федерации по вопросам урегулирования ситуации в Чеченской Республике. Патриарх Кирилл принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии, во время войны посещал Белград и вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии Вена, май 1999 г. Благодаря его деятельности, были расширены границы сотрудничества между государствами и представителями различных конфессий. Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий.
Патриарх Кирилл. Что было. Что стало. Что будет
После этого Иваньков оброс связями — считается, что за досрочное освобождение по ходу самого длительного из его сроков 1981—1991 ходатайствовали такие знаменитости, как певцы Александр Розенбаум и Иосиф Кобзон, а также офтальмолог Святослав Фёдоров по его словам , по просьбе жены. Впрочем, на свободе Япончик пробыл не очень долго. В 1992 году он выехал сначала в Германию, а оттуда в США, где оперативно стал посредником в спорах между как криминальными авторитетами, так и российскими бизнесменами, параллельно занимаясь рэкетом. В 1995 году Иваньков был задержан сотрудниками ФБР, в итоге получив почти десять лет за вымогательство. Отсидев его почти до конца, Иваньков вышел в июле 2004 года и тут же был депортирован в Россию, где его ждало дело об убийстве двух турецких бизнесменов. Впрочем , в 2005 году Мосгорсуд, а затем и Верховный суд РФ оправдали на тот момент уже всемирно известного преступника, и тот уехал на Запад, оставив за собой право периодически выступать в роли третейского судьи в криминальных разборках.
Одно из таких мероприятий и стало для Иванькова роковым. После ряда операций 1 августа его перевели в обычную палату, однако уже пять дней спустя Иваньков снова попал в реанимацию из-за развившегося перитонита. В сентябре были кома и клиническая смерть, 1 октября вор в законе вроде бы снова пришёл в сознание, однако 9 октября СМИ сообщили о смерти криминального авторитета. Таким образом, ответ на интересующий нас вопрос может лежать где-то между 1 февраля днём интронизации Кирилла и 9 октября днём смерти Иванькова , в период, когда якобы состоялась подмена. Для начала рассмотрим проблему внешнего сходства.
Неужели действительно внешность российского патриарха в какой-то момент резко изменилась и он стал очень похожим на Япончика? Проверить это утверждение не составляет никакого труда, поскольку церковный деятель, в отличие от криминального авторитета, постоянно появлялся перед телекамерами. Как видим, никакого заметного изменения во внешности патриарха Кирилла, не считая естественного процесса старения, не случилось ни за первые 15 лет существования передачи «Слово пастыря», ни в течение 2009 года, когда его вроде бы должны были подменить. Более того, и в эфирах последующих лет перед камерой, судя по всем внешним признакам, выступал тот же человек.
Источник: ИА «Ореанда-Новости» ИА «Ореанда-Новости» В обращениях Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к предстоятелям поместных православных церквей и представителям международных организаций говорится о том, что арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения является очередным карательным шагом в отношении представителей Украинской православной церкви.
Об этом в воскресенье сообщил ТАСС. На сайте Русской православной церкви, где приводятся слова Патриарха, говорится о том, что давление, усиливающееся на Украинскую православную церковь, всё больше приобретает характер религиозных гонений.
Патриарх Тихон сообщение. Патриарх Тихон 1922. Список православных церквей. Православные церкви мира список.
Поместные православные церкви. Численность Поместных православных церквей. Сколько православных церквей в мире. Таблица царей. Русские цари таблица. Список правления русских царей.
Библейская хронология от Адама. Хронология от Адама до Авраама. Родословие от Адама до ноя. Иерархия священников русской православной церкви. Церковная иерархия в православии схема. Иерархия должностей в церкви православной схема.
Ранги священнослужителей православной церкви. Хронология от Адама до Христа. От Адама до ноя. Продолжительность жизни от Адама до Иосифа. Таблица от Адама до ноя. Продолжительность жизней в Библии.
График продолжительности жизни до потопа. Родословная ветхого Завета таблица. Русская православная Церковь схема. Организация русской православной церкви. Структура русской православной церкви 17 век. Православная Церковь в древней Руси схема.
Родословная Иисуса Христа от Адама схема. Хронология ветхого Завета. Библейская хронология ветхого Завета. Хронология библейских событий ветхого Завета. Хронология событий ветхого Завета таблица. Хронология книг пророков ветхого Завета.
Хронология библейских событий от сотворения. Схема хронология событий ветхого Завета. Чины святости православной церкви. Облачение священника православной церкви таблица. Звания священнослужителей православной церкви схема. Первый Патриарх Иов.
Патриаршество 1589 таблица. Продолжительность жизни патриархов от Адама до Иосифа. Патриарх Игнатий 1605-1605. Введение патриаршества в России год. Чины белого духовенства православной церкви. Иерархия священников православной церкви в России.
Протоиерей в церковной иерархии. Патриарх митрополит епископы схема. Иерархия церковных Санов в православной церкви. Чины служителей православной церкви. Иерархия в православной церкви. Церковные чины православной церкви по возрастанию.
Патриарх Кирилл 2009г. Патриарх Кирилл до патриаршества. Учреждение патриаршества в России. Государство и Церковь в России 17 века. Влияние церкви в 17 веке в России. Русская православная Церковь в XVI веке..
Несмотря на всю фантастичность такого сюжета, мы решили разобраться, поддаётся ли эта конспирологическая теория проверке методами классического фактчекинга. Вот что можно узнать из видеоролика на YouTube, который на момент публикации посмотрели более 400 000 человек: «Вячеслав Кириллович Иваньков, Япончик, вор в законе, умер в 2009 году. Для сравнения — интервью якобы будущего патриарха Кирилла в 1989 году. Ну и кто похож на нынешнего Кирилла больше, этот человек или Иваньков? Вероятно, в течение полугода между смертью Иванькова и избранием Кирилла и произошла подмена. Настоящий Кирилл, вероятнее всего, был ликвидирован за ненадобностью. Замаскироваться после псевдоубийства вору Япончику мог помочь его друг Иосиф Кобзон, который всегда был приближён к правительству и мог решить любые вопросы». Далее адепты теории приводят несколько доводов, которые, по их мнению, служат её косвенным подтверждением. А именно: 1 Япончика хоронили в закрытом гробу, и мёртвым его никто не видел; 2 Япончик был примерно одного роста с Владимиром Путиным, а рост настоящего Кирилла составлял 178 см.
Однако на фото между президентом и патриархом почти не видно разницы в росте; 3 священнослужитель стал известен общественности только после кончины Иванькова; 4 отца Иванькова звали Кириллом, поэтому он мог выбрать себе такое церковное имя не случайно; 5 на момент убийства Иванькова настоящий Кирилл отправился в Беларусь. Это стало удобным обстоятельством для проворачивания операции. Также эта теория активно распространяется в соцсетях Facebook , ещё один вариант с 75 000 репостов был недавно удалён , «ВКонтакте». Особенную популярность она обрела в TikTok — там можно встретить ролики, например, с 2,2 млн , 2,1 млн , 2 млн и 650 000 просмотров. Встречается конспирологический сюжет и на различных развлекательных сайтах. Итак, что мы знаем о героях нашего кейса?
Список русских патриархов
Нажим патриарха-реформатора встретился с категоричным отпором будущих старообрядцев. Оказывается биография Патриарха Кирилла, полна черных и опасных тайн. Как видим, никакого заметного изменения во внешности патриарха Кирилла, не считая естественного процесса старения, не случилось ни за первые 15 лет существования передачи «Слово пастыря», ни в течение 2009 года, когда его вроде бы должны были подменить. В своем юбилейном интервью Патриарх Кирилл признался: «Никогда не просил Бога сделать меня Патриархом». Патриарх Кирилл поддержал расширение власти России на Крым и восточную Украину. Самым последним патриархом до Кирилла в России был Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) — архиепископ ленинградский и новгородский.
Патриарх Болгарский Кирилл
Тихон создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и обратился к Ленину с предложением отдать часть церковного имущества для организации помощи жителям Поволжья. Вместо ответа в феврале 1922 г. Патриарх Тихон оценил это решение как «акт святотатства». В мае 1922 г. Тихон был вновь арестован. Ему было предъявлено обвинение в сопротивлении властям, в вымышленных благословении Деникина и сношениях с Карловацкой Зарубежной русской православной церковью. В апреле 1923 г. В мае 1923 г. Обновленческим Собором, поддерживаемым большевиками, Тихон был лишен сана, но отказался признать это решение. После протестов Папы Римского, архиепископа Кембриджского, «ноты Керзона» и др.
Тихон был освобожден, но остался под строгим надзором ГПУ в Донском монастыре. Ради спасения Церкви призвал духовенство вернуться к лояльному отношению к советской власти. В июне 1923 г. В декабре 1924 г. В апреле 1925 г. Похороны патриарха Тихона вылились в многотысячную скорбную демонстрацию. В 1989 г. Мощи святого ныне хранятся в Донском монастыре. Его имя носит Православный богословский институт в Москве.
Патриархи московские и всея Руси список и портреты. Хронология патриархов русской. Митрополит Иов 1605. Патриарх Кирилл инфографика. Дата рождения Патриарха Кирилла. Патриарх Гундяев. Отец Кирилл Патриарх.
Митрополиты XX века. Патриарх и России 20 столетя. Митрополиты киевские и всея Руси таблица. Митрополиты Руси в хронологическом порядке таблица. Российские митрополиты хронология. Патриарх Кирилл ЗП. Патриарх Игнатий 1605—1606 г.
Игумен Харлампий Коряжкин Пенза. Русские владыки по порядку. Раскол РПЦ хронология. Патриархи московские и всея таблица. Поместный собор русской православной церкви 2009. Первый Патриарх Московский и всея Руси. Митрополит Московский.
Патриарх Московский и всея Руси избранный на Поместном соборе в 1917. Митрополиты русской православной церкви список. Патриархи русской православной церкви в хронологическом. Патриарх Питирим. Патриарх Питирим 1672-1673. Питирим Патриарх Московский. Патриарх Российской империи.
Учреждение патриаршество в России первый Патриарх всея Руси. Патриарх Иов 1589. Патриарх Московский и всея Руси с 1589 г. Иов Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Иов кратко. Иов первый Патриарх России и всея Руси. Хронология правителей 17 века.
Правители 16-17 века в России таблица. Правители Руси и России таблица. Правители 17 века в России таблица. Учреждение патриаршества Иов. Патриарх Московский и всея Руси 1589. Московский собор 1589 г.. Иоасаф 2 Патриарх Московский и всея Руси.
Иоасаф 1 Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Иоасаф 2 1667-1672. Иерархия русской православной церкви. Церковные чины православной церкви таблица. Православная инфографика. Православие инфографика. Патриарх Кирилл 2009г.
Патриарх Кирилл до патриаршества. Учреждение патриаршества в России. Первый Патриарх русской православной церкви. Собора епископов — Священного Синода. Епископ русской православной церкви. Архиереи русской православной церкви. Гундяев в орденах.
Архиереи РПЦ. Орден митрополита. Патриарх Тихон Беллавин. Патриарх Тихон 1917.
Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.
Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре.
Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой. По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. При царе Феодоре Иоанновиче — знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи.
В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне — царе Михаиле Феодоровиче. Иоасаф I — Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен Великия Российския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели». Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.
Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг. За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних. Иосиф — Патриарх Московский и всея Руси. Строгое исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа. В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте.
Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе. Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.
В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины Малороссии с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.
В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор.
Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий. Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться.
Он собрал богатейшую библиотеку.
Брат патриарха — Николай Гундяев — тоже имел церковный сан и был настоятелем Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге на протяжении 27 лет. После восьмого класса Владимир Гундяев стал работать в Ленинградской комплексной геологической экспедиции техником-картографом. Окончив школу, молодой человек поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию. В 1969 году Гундяев принял постриг и был наречен именем Кирилл.
В Вербное воскресенье Патриарх Кирилл провел литургию в храме Христа Спасителя
В Синодальный период высшим органом церкви вместо патриарха был Святейший Правительствующий Синод. Список предстоятелей Русской церкви включает первых по чести епископов Русской православной церкви, начиная со времени её создания, с учётом изменения титулования. Патриархи России хронология. Таблица патриархов русской православной церкви.
Патриарх Московский Кирилл - Patriarch Kirill of Moscow
Список русских патриархов | Современная форма, "Патриарх Московский и всея России", была принята при избрании на патриарший престол митрополита Тихона (Беллавина), в 1917 г. и стала официальным титулом. |
Патриархи Руси | Празднуя 1 февраля третью годовщину своей интронизации, патриарх РПЦ Московского патриархата Кирилл предложил навестившему его Владимиру Путину провести в более спокойной обстановке обстоятельный разговор с лидерами «традиционных» конфессий России. |
Кирилл (патриарх) Патриарх Московский и всея Руси - Персона ТАСС | Патриарх Адриан (1690–1700) был 10-м, последним в досинодальный период, Патриархом Московским и всея Руси. |
Гундяев Кирилл: биография, фото, семья, жена и дети, карьера :: | Если бы по какой-то причине Кирилл перестал быть патриархом хоть сегодня, то выбирали бы патриарха из этих людей. |
Ошибка в тексте, битая ссылка? | На гробнице патриарха Адриана его титул написан так: Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх. |
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: СЛЕДУЯ ЗА ХРИСТОМ, МЫ ДОСТИГАЕМ САМОЙ ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ ЖИЗНИ
28 апреля, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. Патриарх Кирилл призвал не допустить эскалации конфликта на Украине РПЦМОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Согласно Уставу РПЦ Патриарха Московского и всея Руси избирает Поместный собор, он же устанавливает процедуру такого избрания — голосование или иное. Арест настоятеля Святогорской лавры митрополита Арсения произошел по надуманным основаниям и является очередной карательной мерой со стороны украинских властей, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Патриарх Болгарский Кирилл
Патриарх Кирилл заявил, что уехавшие из России просят милостыню у храмов на дне социальной жизни. Патриарх Кирилл призвал не допустить эскалации конфликта на Украине РПЦМОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в апреле сего года украинскими властями без объяснения причин был заблокирован ряд православных новостных интернет-ресурсов, освещавших религиозную политику властей.
Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине 28. Источник фото: news-kiev.
Он же и убедил Патриарха Алексия вынести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери для примирения борющихся политических лагерей. Учреждение 4 ноября в день памяти Казанской иконы Божией Матери и освобождения Москвы от иностранных оккупантов общегосударственного праздника так же являлось инициативой владыки Кирилла.
Думаю, что перечисленного вполне достаточно для того, чтобы имеющие очи видеть смогли составить себе адекватное представление о Патриархе Кирилле как церковном, политическом и общественном деятеле. Думаю, что на основе перечисленного можно и формулировать некоторые прогнозы о будущей деятельности нашего нового Патриарха. В стратегическом плане, как я полагаю, деятельность Патриарха будет направлена на постепенный запуск чрезвычайно влиятельных в перспективе общественно-политических институтов на Православной основе.
И если Господь даст нашему Патриарху нужные для того силы и годы жизни, то нам с вами предстоит увидеть много интересного. А я надеюсь, что Господь такие силы и лета Святейшему даст. Мне кажется, что об этом свидетельствует мироточение чудотворной иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», совершившееся на Поместном Соборе.
Каковы же будут результаты этого «институционального строительства»? Я, конечно не могу обещать, что Русская Православная Церковь создаст под окормлением Патриарха Кирилла православные аналоги «Акцьон Католика» или «Опус Деи», но то, что в ближайшие лет 10 мы с вами увидим влиятельные православные профсоюзы, предпринимательские союзы, страховые общества и благотворительные фонды, православные университеты, больницы и детские дома, массовые православные молодежные организации и народные дружины и даже православных священников, получающих научные степени по естественным и гуманитарным наукам и преподающих в светских университетах, считаю чрезвычайно вероятным. Для реализации всех этих амбициозных планов Патриарху Кириллу понадобится укрепление и реорганизация управленческого аппарата Московской Патриархии.
Я полагаю, что, будучи талантливым стратегическим управленцем, Святейший, скорее всего, пойдет по пути постепенного создания на базе существующих Отделов Патриархии новых органов управления. Войдут ли в этот новый орган Управление делами и ОВЦС целиком, или же они передадут в него свои основные функции стратегического управления, оставив за собой лишь чисто хозяйственную деятельность и межконфессиональные отношения «в узком смысле», я, конечно, судить не могу. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что в достаточно близкое время Святейший чрезвычайно сильно расширит и укрепит Патриаршью пресс-службу или даже создаст на ее основе Управление общественных связей.
В среднесрочном же плане, я полагаю, что нас ожидает, с одной стороны, активная политика возвращения Церкви храмовых зданий и борьба за передачу Церкви прав собственности на храмы и землю под ними, а с другой — серьезная образовательная реформа, направленная на повышение образовательного уровня священнослужителей, а возможно и получение ими дополнительного светского образования, в особенности необходимого для возможности преподавания священниками в школе педагогического образования. Об этом я уже писал в «Образовании и будущем Церкви». В ближайшее же время ожидаю присвоения духовно-учебным заведениям статуса ВУЗов и серьезного укрепления существующих православных университетов — Иоанно-Богословского, Свято-Тихоновского и прошу обратить внимание!
Не могу исключить и быстрого создания новых университетов, к примеру, на базе Сретенской семинарии. Думаю, что вопрос о преподавании в школах «православной культуры» будет решен довольно быстро. Но не мгновенно.
Поскольку Святейший, будучи квалифицированным управленцем, понимает, что процесс подготовки и переподготовки учителей требует некоторого времени. Поскольку все эти проекты требуют серьезного финансирования, я предполагаю, что Патриарх в достаточно обозримое время решит вопрос о финансировании церковных проектов в принципе. Здесь возможны два варианта решения.
Либо добиться права на осуществление легального крупного церковного предпринимательства, либо ввести, как это принято во многих странах, церковный налог. Не могу исключить, что будут приняты и оба варианта одновременно. А обсуждаться все эти проекты, скорее всего, будут во вновь созданной Церковно-общественной палате.
Теперь, наконец, можно перейти и к самому интересному — гипотезам о кадровых перестановках и назначениях. Так как я совсем не любитель весьма популярной в народе лженауки коридорологии, то я собираюсь говорить только о принципиальных назначениях и перестановках. И первое, это то, чего ожидать не следует.
Я уверен, что никаких репрессий и отправлений «за Можай» архиереев и статусных священников, близких к почившему Патриарху Алексию, как это у нас, к сожалению, происходило ранее чуть ли ни при каждой новой интронизации, не воспоследует. Как говорится, не дождетесь. Святейший, как я уже говорил, совсем не мстителен, и предпочитает оценивать сотрудников и подчиненных по их профессиональным достоинствам, а не по личному отношению к себе.
Хотя, в том, что я говорил, возможно и одно важное исключение. Это — высокопреосвященнейший Климент Капалин митрополит Калужский и Боровский. И дело здесь вовсе не в том, что владыка Климент всерьез соперничал с владыкой Кириллом в борьбе за Патриаршье звание.
Святейший не мстителен. Дело здесь даже и не в том, что нельзя доверить управление такой «серьезной конторой» как Управление делами Патриарха человеку, которому не вполне доверяешь. Этот вопрос, как я уже говорил выше, вполне решаем.
Дело здесь в том, что во время своей «предвыборной кампании» владыка Климент допустил ошибки. И я не уверен, что эти ошибки могут остаться без достойной оценки. Во-первых, ход этой «предвыборной кампании» может создать впечатление, что ее основным пропагандистским органом довольно неожиданно оказался известный своей ярко выраженной антипатией к «погрязшей в экуменизме и сергианстве Московской Патриархии» Портал-Кредо.
Возникает даже впечатление, что Кредо работало даже не в режиме «гонораров», а в режиме попила бюджета. И это — серьезно. Это вам не проплатить опричную пьянку в ресторане «Опричник».
Кто был патриархом в 1961 году? Кто был первым патриархом? Канонизирован в лике святителей на Архиерейском соборе Русской православной церкви 9 октября 1989 года.
Кто на самом деле патриарх? Патриарх Московский и всея Руси с 1 февраля 2009 года. Читайте также Как зарегистрировать садовый дом?
Когда в России было установлено патриаршество кто был первым патриархом?
Несмотря на духовный сан, он не осудил ее деятельность и сам оказывался у нее на приемах. Еще одним острым моментом стало его сравнение пользователями интернета с погибшим вором в законе Вячеславом Иваньковым по прозвищу Япончик.
Патриарх Кирилл, Вячеслав Иваньков. Сторонники теории обращали внимание на внешнее сходство, близость места рождения, небольшую разницу в возрасте, высокий уровень образованности, грамотную речь и другие общие черты. Есть ли жена и дети у Патриарха Кирилла Что касается семьи, Патриарх Кирилл не видит в своей судьбе иной миссии, нежели служение Всевышнему и России.
Глубоко вникая в общественно-политические, социально-экономические, культурные и духовные процессы, происходящие в нашей стране, священник полностью отрекся от мирского счастья. По церковному уставу епископ не может вступать в брак, поэтому жены у Патриарха Кирилла нет.
Патриархи русской православной церкви
Кирилл Патриарх Московский и всея Руси : новости, комментарии, заявления - Парламентская газета | По утверждению патриарха, только он был достоин царского престола. |
Таблица патриархов | Нынешний Патриарх Кирилл (Гундяев) избран на эту должность пожизненно, но и в этом случае существуют варианты развития событий, когда такой пост может быть оставлен досрочно. |
Патриархи Всея Руси
Кто будет следующим Патриархом после Кирилла? - Эзотерический справочник | Будущий Патриарх Кирилл так охарактеризовал Первосвятительское служение своего предшественника. |
Патриаршество в России от восстановления до наших дней | Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси сообщила имя нового Патриаршего наместника Московской митрополии, избранного Священным Синодом. |
Патриаршество в России от восстановления до наших дней | Православный журнал "Нескучный сад" | В Синодальный период высшим органом церкви вместо патриарха был Святейший Правительствующий Синод. |
Кирилл (патриарх) Патриарх Московский и всея Руси - Персона ТАСС | При патриархе Иосифе "найдено" большое количество мощей святых, в частности Александра Свирского, Кирилла Новоезерского, Саввы Сторожевского и других. |
Хронологический список Патриархов Русской Православной Церкви
Из духовенства. В 1888 г. В 1891 г. В 1898—1917 гг. В июне 1917 г.
Тихон стал первым русским патриархом после 200-летнего перерыва в истории Русской церкви. Одновременно начались репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. Тихон резко протестовал против такой политики большевиков. В обращении к пастве, провозглашаемом во всех храмах с амвонов, осуждал «святотатские» действия властей, писал в письме к Ленину, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам», заступался за арестованных в Могилеве ксендзов.
В октябре 1918 г. В ноябре 1918 г. Тихон был впервые арестован и подвергнут домашнему аресту В июле 1919 г. В 1921 г.
Тихон создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и обратился к Ленину с предложением отдать часть церковного имущества для организации помощи жителям Поволжья. Вместо ответа в феврале 1922 г. Патриарх Тихон оценил это решение как «акт святотатства». В мае 1922 г.
Тихон был вновь арестован. Ему было предъявлено обвинение в сопротивлении властям, в вымышленных благословении Деникина и сношениях с Карловацкой Зарубежной русской православной церковью.
У него есть старший брат Николай и младшая сестра Елена. Известно, что Владимир увлекается спортом и является автором большого количества религиозных книг. В церковь Владимир пришел благодаря своему отцу, который был настоятелем храма Смоленской иконы Божьей Матери. После окончания школы он пошел учиться в духовную семинарию, а затем в академию. В 1969 году парень получил диплом и принял постриг в монахи, получив имя Кирилл. Его карьера складывалась успешно и стремительно.
Патриарх говорит далее о церковной проповеди духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности, подчеркнул Патриарх.
Предметом особой заботы Церкви назвал Святейший молодежь, которая, по его мнению, сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество — все следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры, подчеркнул он. Не должна быть забыта и забота о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных — «голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых… взыскующих справедливости». В конце своей речи Патриарх вспомнил заветы первого и пятнадцатого Предстоятелей Русской Церкви. А Святейший Патриарх Алексий II оставил слова, звучащие как надежда и пророчество: «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая». Поздравляя его со вступлением на первосвятительскую кафедру, Президент подчеркнул, что «это огромное событие в жизни нашей страны, жизни всех православных народов». Сказав, что служение Патриарха — это «действительно исключительно сложный, великий крест», он отметил, что «сегодня, когда Россия развивается, когда мир остается столь же противоречивым и когда он несет на себе такую же печать проблем, как и многие века назад, такого рода совместная работа, работа между государством и Русской Православной Церковью будет обязательно востребована во имя развития нашей страны, во имя развития всех православных народов». Завершил поздравления Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, пожелав новоизбранному Патриарху крепкого духовного и телесного здравия, могучей силы во исполнение Патриаршего служения. Наблюдая за выборами Патриарха, я на сайте «Русская линия» не выдержал, написал, что нам не надо тыкать в раны и царапины друг друга, враги наши и без нас в них ткнут. Лучше помнить, что наша вера — самая лучшая, самая близкая ко Христу».
В нем участвовало гораздо больше епископов, чем в Соборе 1917-1918 годов. Было представлено множество заграничных епархий и структур Церкви, и общее число делегатов было значительно больше, чем на каком-либо бывшем ранее православном соборе. При таком обширном и разнородном составе можно было ожидать разноголосицы при выдвижении нескольких альтернативных кандидатов на выборах патриарха Московского и всея Руси. Однако избрание на патриарший престол Высокопреосвященного Кирилла подавляющим большинством голосов обнаружило удивительное единодушие, что не может не радовать. Что ожидает шестнадцатого русского Патриарха в наступившем ХХI столетии? Сейчас все явственнее становится приближение новой эпохи и в России, и во всем мире. В 2008 году разразился мировой экономический кризис, как-то разом сменились президенты России и США, непрерывная череда военных конфликтов, повсюду перемены, какой-то странный водопад всевозможных реформ, и все это — на фоне быстро прогрессирующего во всем мире нравственного разложения… Что день грядущий нам готовит, сказать трудно, но радужных перспектив пока не видно, спокойствие и мир душевный ощущаются только в Церкви. Ей более всего нужны непоколебимость в вере и единство, общая горячая молитва и неотъемлемый внутренний мир. В это новое тревожное время через соборные выборы Господь поставляет Русской Православной Церкви нового Патриарха, который призывается на новый подвиг в стремительно меняющемся мире. Да укрепит его Господь Своею благодатью!
Думаю, что все делегаты Собора по-своему воспринимали исключительную важность и судьбоносность момента. И чем дальше будут отодвигаться эти дни, тем явственнее будет осознаваться значение события, в котором Господь призвал их участвовать». Этот акт имеет очень большое значение для Церкви, для всего русского народа и для всего православного мира». Андрей Кураев Историк и журналист , более десяти лет публиковавший негативные статьи о деятельности митрополита Кирилла и вообще об РПЦ в «Московском комсомольце» , заявил о прекращении своей борьбы: «Патриарх есть Патриарх. Если я считаю себя православным христианином, значит, он является и моим Патриархом». Всегда захватывающе интересные, простые и доходчивые, проникали они до самых сердечных глубин и обращали множество людей ко Христу. Известно, что и основным инициатором и разработчиком многих важнейших документов РПЦ, в том числе «Социальной концепции» был также митрополит Кирилл. Уже по избрании его Святейшим Патриархом мы узнали о многих неизвестных фактах его биографии, его семьи, о беззаветном и мужественном служении Христу и Церкви его деда Василия Степановича Гундяева, прошедшего 47 тюрем и несколько ссылок, и отца Михаила Васильевича, четыре года отбывавшего срок в колымских лагерях. Часть этих сведений была собрана в изданной Свято-Даниловым монастырём книге «Неизвестный» Патриарх Кирилл». Размышления и суждения шестнадцатого русского Патриарха, отличающиеся актуальностью, точностью и глубиной, да помогут каждому из нас укрепить православное мировоззрение, чтобы чётко ориентироваться во всё более усложняющемся мире.
Конечно, это только общие контуры и некие акценты. Требуется, может быть, четкая прорисовка всех деталей, связанных с дальнейшим церковным развитием. Самое главное — Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях, и в скорбях. А для этого нужно, чтобы слово Церкви отзывалось в сердцах. Если слово ее будет отзываться в сердцах все большего числа людей, то совсем другой станет наша жизнь. Вот это и есть главная, стратегическая цель. Все остальное — некие механизмы и способы достижения этой цели». Что для Вас вера? Поскольку я вовлечен в сложную церковно-государственную политику, то, конечно же, работа моя вызывает недовольство в иных кругах, и нередко я бываю мишенью для нападок. Как-то одному человеку, который склонен к таким нападкам, я пояснил: «Неужели вы не понимаете: если Господу неугодно, чтобы я ушел с моего поста, то никакая сила не сможет меня отсюда сдвинуть.
Но если Богу будет неугодно, чтобы я был здесь, не нужно никаких кампаний, секунда — и меня нету! Я глубоко, беспредельно верю в этот Божий Промысл над собой, и поэтому все, что происходит со мной, я принимаю как то, что получаю из рук Божиих. Если радости — слава Богу! Если горе — значит, мне надо через это пройти. Человек состоится как личность, только когда он познает и радости, и горе. Вот это и называется полнотой бытия. Не надо пугаться горя, не надо ломаться под натиском жизненных передряг. И я чувствую, вижу над собой руку Божию с детства и по сегодняшний день. А что предлагает в противовес этому либеральная идея? Либеральная идея не призывает к освобождению от греха, ибо само понятие греха в либерализме отсутствует.
Она требует полной свободы для падшего человека — не спасенного, а падшего. Не должно быть ничего, что сковывает и ограничивает меня в проявлении моей самости, в утверждении моего «я». Пусть оно греховно и даже преступно — это никого не касается до тех пор, пока я не совершаю преступных деяний. Либерализм полагает некую границу в утверждении греховного «я» человека — в виде права и закона. Но в своей внутренней жизни человек признается свободным абсолютно и ни от кого, кроме самого себя, не зависящим. Значит, то, что как-либо ограничивает его в этой сфере, автоматически будет считаться нарушением его неотъемлемых прав, несправедливостью и злом. Как еще недавно говорили у нас, «пережитком прошлого», противоречащим достижению «великой» цели полного освобождения человека. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека, и всякий человек свободен в той мере, в которой его свобода не ограничивает свободу другого. Такова первая и главнейшая заповедь либерализма. С точки зрения Предания, попрание его нормы есть ересь, преступление против веры.
Между тем либеральная идеология, не ведающая понятия греха и воздаяния за него, видит в освобожденном от духовных ограничений человеке носителя его собственной, индивидуальной нравственной нормы. Либеральная идея несет нравственное раскрепощение греховному человеку, реализует греховный потенциал человеческой личности. И в этом смысле либеральная идея является антихристианской, ибо диаметрально противоположна христианской идее. Когда во главу угла поставляется человеческий эгоизм, когда либеральные институты защищают право на грех, то общество, лишенное представления о норме жизни, неизбежно обрекается на духовное вырождение, становясь ареной буйства темных страстей». Из книги «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? Даниловский благовестник, 2001. Но, может быть, дело обстоит даже хуже. Собственного говоря, руководящим началом жизни людей вообще никакие декларации сегодня не являются. У абсолютного большинства людей есть только одно целеполагание — жить хорошо.
И под этим словом «хорошо» непременно подразумеваются власть, деньги и способность использовать их так, чтобы получать наслаждения и удовольствия». Вот и получается, что до сих пор Христос — предмет пререкания. И не всегда на уровне интеллектуального спора, а просто иногда на уровне желудка и кармана. Несмотря на то, что многие принимают Спасителя мыслью и сознанием, люди своим образом жизни отказываются от Господа, вовлекаясь в этот общий поток течения человеческой истории, не будучи способными остановиться на середине этой стремнины и постараться удержаться под напором этого течения, а затем, развернувшись, пойти поперек него». К сожалению, Заповеди блаженств не являются ценностью даже для тех, кто называет себя христианами. Большая часть критики в адрес Церкви исходит не изнутри самой церковной жизни, а от тех, чье собственное представление о христианстве не совпадает с проповедями Христа, так как «некоторые во что бы то ни стало хотят подверстать жизнь Церкви под свое собственное мудрование». По словам Святейшего Патриарха, задача Церкви — ясно и сердечно выражать то, о чем проповедовал Спаситель. Из проповеди на Божественной литургии 15 февраля 2009 г. Если мы в России вслед за Западом утратим понятие греха, заместив его понятием свободы, то мы создадим совершенно нежизнеспособную цивилизацию, которая рухнет под бременем греховных страстей. И потому либеральное и традиционное начала, православный образ жизни и западный секулярный стандарт могут сочетаться только при одном условии — при сохранении наших традиционных ценностей, нашего образа жизни, которым предусматривается возможность противостоять греху, начиная с его ясного именования и обозначения его опасности для человека и общества.
Уже ради одного этого религиозному образу жизни должно быть гарантировано право существования в нашем мире и особенно в России. Забота об этом должна стать не только церковным, но и государственным делом. Государство, положив либеральную идею в основу государственно-общественной модели развития страны, должно противопоставить ей утверждение в сфере воспитания, образования и межличностных отношений традиционные для России ценности — наш с вами православный образ жизни. Сегодня другого ответа и быть не может. Безрелигиозное общество обречено. У него нет шансов на выживание.
Поместный собор 1917—1918 годов предоставил Патриарху право созывать церковные соборы и председательствовать на них, иметь отношения с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду. Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 года повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь. Основным направлением деятельности Патриарха Тихона стал поиск пути к установлению отношений между церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской церкви, стало «Воззвание Патриарха Тихона» от 25 марта 1925 года, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией. Несмотря на все усилия Патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях. После смерти Тихона, согласно завещанию святителя, управление Церковью принял на себя митрополит Крутицкий Петр Полянский в качестве патриаршего местоблюстителя. Затем этот подвиг принял на себя митрополит Нижегородский Сергий Страгородский , который называл себя заместителем патриаршего местоблюстителя. Официальный акт передачи ему обязанностей местоблюстителя состоялся лишь в 1936 году, когда пришло, оказавшееся впоследствии ложным, известие о кончине митрополита Петра он был расстрелян в 1937году. Тем не менее, в 1941 году, в первый же день начавшейся войны с фашистской Германией, митрополит Сергий написал послание к своей пастве, в котором благословил верующих на защиту Родины и призвал всех помогать делу обороны страны. Опасность, нависшая над страной, побудила советское руководство изменить отношение к церкви. Начали открываться храмы для богослужений, многие священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Митрополит Сергий сообщил о намерении церкви созвать собор для избрания патриарха. Глава правительства заявил, что с его стороны препятствий не будет. Собор епископов состоялся в Москве 8 сентября 1943 года, а 12 сентября совершилась интронизация новоизбранного патриарха Сергия. После смерти Патриарха Сергия в 1944 году, в 1945 году Патриархом Московским собор избрал митрополита Алексия Симанского. На этом же соборе было принято «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое окончательно легализовало институт церкви и упорядочило взаимоотношения церкви и советского государства. Во время патриаршества Алексия были восстановлены взаимоотношения Русской православной церкви РПЦ с другими автокефальными церквами, возобновлена издательская деятельность Московской патриархии.