Петербуржцам рассказали о том, как будет развиваться Музей обороны и блокады Ленинграда.
Экспозиция "История обороны и блокады Ленинграда" в Памятном зале
В Петербурге по поручению президента России Владимира Путина для Музея обороны и блокады Ленинграда разработали новую концепцию развития. Музей обороны и блокады Ленинграда будет преобразован в научно-просветительский центр всероссийского масштаба. Также в музее представили небольшую выставку картин Ахнафа Зиякаева, посвящённую жизни Ленинграда в блокаду. 1. Государственный музей обороны и блокады Ленинграда — единственное культурно-просветительское учреждение, чья деятельность полностью посвящена истории Ленинградской битвы в ходе Второй мировой войны. Уникальный музей открывается сегодня в Санкт-Петербурге в преддверии годовщины полного снятия блокады Ленинграда. За год работы Музей блокадной медицины в Санкт-Петербурге посетило более 25 тыс. человек. Экспозиция была открыта 26 января 2022 года в канун 78-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В Соляном переулке после реконструкции открылся Музей обороны и блокады Ленинграда
В летнее время по субботам вход до 19:30. Посещение музея-панорамы возможно только в составе сборной экскурсионной группы до 10 человек — вы приходите, и вас включают в группу. Сеансы начинаются каждые 30 минут, продолжительность около 45 минут. Билеты: — дети 16-18 лет, пенсионеры, инвалиды III группы — 200 рублей; — дети 7-16 лет — 150 рублей. Билеты можно приобрести в кассе музея, где оплата принимается наличными и картой, или заранее онлайн в группе музея в VK по кнопке «Купить билет» в меню. Важно учесть, что при покупке билета онлайн невозможно применить льготы, но в остальных случаях это удобно, так как билеты зачастую заканчиваются, особенно в выходные дни. Экспозиция панорамы прорыва блокады Блокада Ленинграда — самая печальная, трагическая, вымученная страница в истории нашего города. Ее следы до сих пор можно увидеть своими глазами, прогуливаясь мимо Исаакиевского собора или по Невскому проспекту. Память о блокадниках и освободителях бережно хранится и передается потомкам в школах и семьях. Дети, внуки, а уже и правнуки героев организовывают поисковые отряды и создают музеи, чтобы, как в разлетевшейся по миру строке стихотворения Ольги Берггольц — «никто не забыт и ничто не забыто!
Он находится прямо на месте событий, в районе ожесточенных боевых действий и многочисленных потерь с обеих воюющих сторон. В январе 1943 года на этой территории шли наступательные действия советских войск, итогом которых стал прорыв блокады. Вход на территорию музейного комплекса свободный. На площади перед музеем и позади него выставлено несколько танков. К боевым машинам можно подойти вплотную, а малышня даже забирается наверх, хотя стоящие поблизости знаки делать этого не советуют. Танки позади музея Центральным зданием территории является музей-панорама. Кроме самого музея в здании есть кафе, где можно перекусить чаем с булочкой или «фирменной» солдатской гречневой кашей с тушенкой. Продают здесь также ИРП — индивидуальный рацион питания, проще говоря, сухой паек военнослужащих. Есть гардероб.
В ожидании экскурсии можно посетить сувенирный магазин там продаются книги, буклеты, кружки с символикой музея, фигурки воинов и др. С наступлением времени экскурсии сотрудник музея провожает группу в первый зал. Здесь мы располагаемся на стилизованных скамейках-ящиках и смотрим два видеоролика о блокаде Ленинграда и ее прорыве. Первый зал Первый расскажет о самой блокаде.
По этой же дороге эвакуировали жителей осаждённого города. Под стеклянным полом уже сменилась зима, в витринах можно увидеть разные чертежи, фото. Дальше мои любимые экспонаты.
Первый экспонат — это Блокадная булочная. Именно в таких булочных жители получали свои 125 гр. Для многих ленинградцев это был единственный способ выжить. Даже подумать страшно, насколько было тяжело морально и физически вынести все тяжести блокады. Читаешь воспоминания переживших блокаду горожан, слезы невольно катятся из глаз. Следующая это блокадная комната. Так выглядел быт блокадников.
На кровати как можно больше теплых одеял, печь-буржуйка, керосиновая горелка. Каждая капля тепла была ценной, потому что люди были постоянно голодны и ослаблены. Дальше экспозиция «Борьба с преступностью». В жестокое военное время следили за всеми и вся. Были распространены доносы. Строго наказывались все, на кого пало подозрение в каком-то преступлении, особенно, если дело касалось отношения к власти. На стене портрет генерального комиссара государственной безопасности Лаврентия Берии.
Экспозиция промышленности. Промышленность во время блокады была ориентирована на нужды фронта. До блокады Ижорский машиностроительный завод выпускал оборонную продукцию. Во время блокады он оказался всего в четырех километрах от линии фронта и постоянно подвергался бомбежкам. Было принято решение эвакуировать в тыл специалистов, вывезти оборудование в более безопасное место. В этой экспозиции можно увидеть токарно-винторезный станок, боеприпасы. Также была изображена культурная жизнь Ленинграда во время блокады.
Перед войной работало 20 театров. Во время блокады культурная жизнь города сохранялась любой ценой. Это было сложно, но вопреки всему работали библиотеки, театры, были выступления оркестров, читались лекции, по радио звучала классическая музыка.
Основную экспозицию открывает немецкий военный мотоцикл — как если бы с него началось окружение Ленинграда и битва за город. И в дальнейшем во всем пространстве экспозиции немецкому оружию и обмундированию — каскам, форме, фуражкам — уделяется значительное место. Но все дело в соразмерности. Нужны диаграммы, которые показали бы, какое количество войск армии Гитлера было брошено на город, какая армия финнов стояла вокруг Ленинграда на севере. Нужно показать превосходство немецкого оружия, надо объяснить, почему немцы так быстро окружили город, несмотря на все сопротивление советской армии». Но во всей экспозиции музея не нашлось места ни для диаграмм, ни для представления о реальном положении дел на фронтах, окружавших Ленинград. Как не нашлось места и для рассказа, например, о подвиге женщин-военнослужащих — лишь несколько шпилек и заколок для волос представлены в витринах со скромной надписью «Личные вещи женщин-военнослужащих. В 1942 году, в связи с большими потерями, начался набор женщин в Красную армию». И все. Трагедия эвакуации по Дороге жизни в годы блокады ее называли Дорогой смерти представлена единственной большой фотографией и горкой чемоданов перед ней. В центре одной из витрин лежит кусок засохшего хлеба, и дальше представлена инсталляция: перед прилавком магазина, на котором находятся весы все с тем же кусочком хлеба, стоит манекен изможденного ребенка, глаза манекена устремлены куда-то вверх.
Официально он открылся в январе 1946-го. Появилось три новых отдела, всего насчитывалось 37 залов, около 40 тыс. Сбор материалов у горожан продолжался, сотрудники музея проехали также по местам боёв. Разгром и забвение Казалось бы, невозможно было сделать больше для сохранения памяти о блокадных годах. Политкорректность тоже полностью выдержали: в музее стояла скульптура Сталина, бюсты членов Политбюро, портреты членов Военного Совета Ленинградского фронта и ведущих работников партийных и советских организаций города. Экспозицию утвердили многочисленные проверяющие из горкома партии. Но всё это не уберегло музей от разгрома и уничтожения. В 1949 г. Это положило начало преследованию местной администрации, а пока Маленков находился в городе, он успел высказаться и о музее. Якобы, увидев каталог экспозиции, он пришёл в ярость и заявил, что сотрудники создают миф об особой судьбе Ленинграда, принижая при этом роль Сталина. В залах спешно снимали портреты партийных руководителей, оказавшихся в немилости, экскурсионные группы начали быстро проходить зал «Голодной зимы», не акцентировали внимания на количестве жертв… Не помогло. Георгий Маленков. В одном из залов портрет Попкова во время войны — председатель Ленгорисполкома — прим. Дубинин молниеносно закрывает музей.
В Петербурге открылся новый музей блокады
Целью форума является широкое освещение деятельности музеев Санкт-Петербурга по сохранению памяти о блокаде Ленинграда и формирование единой концепции сохранения памяти о блокаде в городе. В форуме могут принять участие взрослые, дети, студенты и профессионалы по трём направлениям: 1. Общественная программа: тематические экскурсии, мастер-классы, ретро-маршруты и специальные программы. Детская программа: мероприятия для младшего возраста и школьников.
Музей блокадной медицины расположился на площади более 100 квадратных метров. Экспозиция включает в себя свыше 40 предметов, рассказывающих о подвиге гражданских и военных врачей Ленинградского и Волховского фронтов. Также петербуржцы смогут изучить девять видеорассказов и аудиоисторий о медицинской жизни осажденного города. Эта легендарная "полуторка" вывезла из блокадного Ленинграда более 20 тысяч больных и раненых. Еще один уникальный экспонат — образец законсервированной крови, которую ленинградцы в годы ВОВ сдали для спасения солдат. Желающих сдать кровь в блокадном городе было так много, что не хватало специализированной посуды для сбора материала.
Но теперь благодаря музею гораздо больше людей сможет узнать об истории этих зданий. Ведь Соляной городок с полным правом можно назвать изюминкой Петербурга. С этим местом связаны имена практически всех императорских особ Российской империи, — делится куратор проекта, сотрудник научно-просветительского отдела Денис Мастридеев.
Одним из самых заметных экспонатов является ГАЗ-АА 1937 года выпуска: легендарную полуторку водолазы подняли со дна Ладоги более через 70 лет после войны, восстановили и установили на пьедестал. Теперь она нависает над спуском к воде. Из Пскова в Кобону привезли фрагмент паровоза серии Л — подобные паровозы ходили во время войны по Дороге жизни. Во время обороны Ленинграда инженер Иван Зубков возвёл узкоколейную железную дорогу на участке Дороги жизни Войбокало — Кобона — Коса, которая значительно ускорила перевозку продовольствия в Ленинград и эвакуацию населения из Ленинграда. Память об этом хранит церковь Святителя Николая Чудотворца в Кобоне. Во время Великой Отечественной войны она использовалась как временное пристанище для эвакуированных жителей блокадного Ленинграда. В музее вспоминают о подвигах работников «РЖД» и метростроевцев. Пока здесь установлены только информационные стенды, но в будущем надеются поставить манёвровый узкоколейный паровоз. Изучая стенды, можно познакомиться с частью истории выдающегося инженера Ивана Зубкова, который выдвинул амбициозную идею возвести над озером эстакаду с железнодорожным путём от станции «Кобона» до станции «Ладожское озеро». Строительство началось зимой 1942 года с водолазных исследований дна, а затем во льду начали пробивать майны, через которые ко дну уходили деревянные сваи. К январю 1943-го силами строителей в основном это были женщины было построено 15 из 35 километров пути. Адрес Кировский район Ленинградской области, деревня Кобона, ул. Гостей раздела «1914—1945: от великих потрясений к Великой Победе» ждёт подробный рассказ о подвигах ленинградцев в блокадном городе. Парк Победы, Бассейная ул. Посетители площадки смогут узнать о главных сражениях, переломивших ход Великой Отечественной войны, с помощью диорамы, на которой разместились два настоящих советских танка, немецкий истребитель «Юнкерс» и три десятка скульптур. Особенно тщательно художники из команды «Невский баталист» подошли к изображению воинов. Специалисты пытались максимально отразить эмоции на лицах солдат, отыскали достоверную форму, покупая её в том числе на блошиных рынках. Экспозиция разместилась на 700 квадратных метрах. В центре зала — скульптура сержанта «девичьей команды» Маргариты Меньшагиной.
Музей Обороны и Блокады Ленинграда
Сегодня в Санкт-Петербурге работает большая новосибирская делегация, в очередной раз Сибирский русский народный хор дает концерт, программа подготовлена к 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Сотрудники музея обороны и блокады Ленинграда запустили пешую экскурсию по Соляному городку в Петербурге. Кроме того, музей обороны и блокады Ленинграда должен превратится в крупный научно-просветительский центр национального масштаба, сообщил телеканал «Санкт-Петербург». В структуру музея входят два филиала в Санкт-Петербурге: Павильон в Парке Победы (Московский пр., д.188а, ) и Бункер адмирала Трибуца (Инструментальная ул., д.3, соор.1, лит.А). Руководитель архитектурной «Студии 44» Никита Явейн на открытии выставки проектов нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» в Санкт-Петербурге.
Выставка, посвящённая истории блокады Ленинграда, открылась в Нижнем Новгороде
Кроме того, музей обороны и блокады Ленинграда должен превратится в крупный научно-просветительский центр национального масштаба, сообщил телеканал «Санкт-Петербург». За год работы Музей блокадной медицины в Санкт-Петербурге посетило более 25 тыс. человек. Экспозиция была открыта 26 января 2022 года в канун 78-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Музей блокады Ленинграда будет располагаться на Смольнинской набережной, на стрелке Невы, западнее Смольного монастыря. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 1. Государственный музей обороны и блокады Ленинграда — единственное культурно-просветительское учреждение, чья деятельность полностью посвящена истории Ленинградской битвы в ходе Второй мировой войны. Сергей Курносов, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда: "Принято решение о строительстве здания на пересечении проспекта Юрия Гагарина и Бассейной улицы.
В Петербурге открылся новый музей блокады
А площади эти — всего 620 кв. К тому же нельзя было уже откладывать ремонт исторического здания, которое годами стояло в запустении — всё ветшало, по влажным стенам полз грибок. И тем не менее люди шли — за последние 3 года количество посетителей выросло вдвое: с 30 до 60 тысяч, причём каждый восьмой посетитель — из-за рубежа. Неудивительно, ведь Музей обороны и блокады Ленинграда стал фактически третьим по значимости после Эрмитажа и Русского музея. Ничего подобного ни в одном городе мира нет. Да и такого города, и таких людей, пережившего такое, тоже нет. В начале 2014 г. И сразу же стали выпирать несуразности.
Во-первых, оказалось крайне неудачным намеченное место — рядом со Смольной набережной в излучине Невы — там нет общественного транспорта, людям пришлось бы идти пешком и затем карабкаться по многочисленным ступеням на величественный искусственный холм. Оказалось, что в 40 метрах будет проходить Орловский тоннель для разгрузки автотранспортных потоков. Его строительство надолго обеспечит соседство музея с гигантской стройплощадкой, и неизвестно, как поведёт себя почва под будущим музеем. Весьма спорным оказался и архитектурный проект. Хотя в отдельных деталях он имел оригинальные решения, но в целом удивительно напоминал германский ритуальный комплекс Танненберг, разрушенный во Второй мировой войне его фотографии и рисунки можно увидеть в Интернете. Коренные ленинградцы с горечью говорили, что этот предлагаемый массивный и тяжеловесный комплекс не в архитектурных традициях Санкт-Петербурга, и предлагали оставить музей в прежнем историческом здании. Абсолютно неверной оказалась и его концепция разделения на несколько зданий под названием «Голод», «Холод», «Огонь», «Скорбь» и др.
Выбранная для создания экспозиции организация, к тому же не имеющая специфического музейно-экспозиционного опыта, выдвинула, в силу отсутствия музейных экспонатов, несуразную идею перевести всё на современный лад — информацию давать на экранах или проецировать на стены, а предметным рядом считать муляжи и артобъекты. Мол, дети получают сведения с мобильных телефонов — вот вам, пожалуйста, новый комплекс и есть один огромный мобильный телефон. Интересная метаморфоза соответственно стала происходить со сметой: с 3 млрд рублей она к 2018 г. И эта сумма оказалась бы в итоге далеко не окончательной. Запротестовали и жители близлежащих домов. Нынешний врио губернатора постарался вникнуть в ситуацию. Многочисленные консультации с авторитетными специалистами музейного дела, мнение большинства горожан, обращения ветеранов-блокадников стали сдвигать умонастроения власти города в сторону оправданного решения — развивать мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в его историческом месте — в Соляном городке.
Дневник Тани Савичевой Но на существующих площадях рамки такого развития крайне ограничены. И вот недавно для музея забрезжил «свет в конце тоннеля». Собственник части помещений — они были приватизированы акционерным обществом «48 УНР Управление наладочных работ, которое учредило Министерство Обороны , а до этого проданы во времена бывшего министра обороны А. Сердюкова частному лицу под гостиницу, решился уступить эти помещения городу, к сожалению, не безвозмездно, но за вполне адекватную цену.
И сразу же стали выпирать несуразности. Во-первых, оказалось крайне неудачным намеченное место — рядом со Смольной набережной в излучине Невы — там нет общественного транспорта, людям пришлось бы идти пешком и затем карабкаться по многочисленным ступеням на величественный искусственный холм. Оказалось, что в 40 метрах будет проходить Орловский тоннель для разгрузки автотранспортных потоков.
Его строительство надолго обеспечит соседство музея с гигантской стройплощадкой, и неизвестно, как поведёт себя почва под будущим музеем. Весьма спорным оказался и архитектурный проект. Хотя в отдельных деталях он имел оригинальные решения, но в целом удивительно напоминал германский ритуальный комплекс Танненберг, разрушенный во Второй мировой войне его фотографии и рисунки можно увидеть в Интернете. Коренные ленинградцы с горечью говорили, что этот предлагаемый массивный и тяжеловесный комплекс не в архитектурных традициях Санкт-Петербурга, и предлагали оставить музей в прежнем историческом здании. Абсолютно неверной оказалась и его концепция разделения на несколько зданий под названием «Голод», «Холод», «Огонь», «Скорбь» и др. Выбранная для создания экспозиции организация, к тому же не имеющая специфического музейно-экспозиционного опыта, выдвинула, в силу отсутствия музейных экспонатов, несуразную идею перевести всё на современный лад — информацию давать на экранах или проецировать на стены, а предметным рядом считать муляжи и артобъекты. Мол, дети получают сведения с мобильных телефонов — вот вам, пожалуйста, новый комплекс и есть один огромный мобильный телефон.
Интересная метаморфоза соответственно стала происходить со сметой: с 3 млрд рублей она к 2018 г. И эта сумма оказалась бы в итоге далеко не окончательной. Запротестовали и жители близлежащих домов. Нынешний врио губернатора постарался вникнуть в ситуацию. Многочисленные консультации с авторитетными специалистами музейного дела, мнение большинства горожан, обращения ветеранов-блокадников стали сдвигать умонастроения власти города в сторону оправданного решения — развивать мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в его историческом месте — в Соляном городке. Дневник Тани Савичевой Но на существующих площадях рамки такого развития крайне ограничены. И вот недавно для музея забрезжил «свет в конце тоннеля».
Собственник части помещений — они были приватизированы акционерным обществом «48 УНР Управление наладочных работ, которое учредило Министерство Обороны , а до этого проданы во времена бывшего министра обороны А. Сердюкова частному лицу под гостиницу, решился уступить эти помещения городу, к сожалению, не безвозмездно, но за вполне адекватную цену. Передача этих площадей музею стала бы важным шагом, создающим прецедент для следующего этапа — начала взаимодействия с Минобороны, от которого мы вправе ожидать содействия в обретении музеем «второго дыхания». Ведь соседями по зданию являются ещё две военные организации, переезд которых в другое место не повлияет на обороноспособность страны. Музей же, получив их помещения, сможет обеспечить в полном объёме и научную реставрацию всего здания — памятника истории и культуры, и достойное его содержание, а также, сохраняя в мемориальных стенах дух и традиции музея 1944 года, создать современную, многоплановую обширную экспозицию на всём изначальном пространстве, свободно разместить все службы и фондохранилища музея. По новой концепции музея, в нём найдут отражение большинство тем истории обороны и блокады Ленинграда, грамотно и деликатно будут увязаны героическая и трагическая стороны жизни города-фронта. Обновлённая экспозиция соединит уникальные традиции старого музея, созданного в конце войны, его экспонаты с новыми тенденциями музейного дизайна и музейных технологий.
Это позволит частично уместить столь глубокую, сложную, многослойную и пронзительную часть истории города на небольших пока площадях, не соответствующих масштабу ленинградской блокадной эпопеи. Но музей сохранит свою главную особенность: останется местом — свидетелем эпох.
Организаторами выставки стали Государственный русский музей Санкт-Петербург и Нижегородский государственный художественный музей. Один из ключевых экспонатов - оригинал дневника Тани Савичевой из фондов Музея истории Санкт-Петербурга. Выставочный проект в Манеже приурочен к 80-летию полного снятия блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. В основе экспозиции, построенной по принципу «пути» из блокадного Ленинграда в эвакуацию в Горьковскую область, — живопись, графика, скульптура из коллекции Русского музея. Художественная часть дополнена историческими предметами, в том числе впервые в Нижнем Новгороде представлен оригинал дневника Тани Савичевой из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Они предоставлены семьей и экспонируются впервые. Здесь достаточно одну минуту побыть, чтобы перенестись в состояние, когда мурашки по коже...
Я очень бы хотел, чтобы как можно больше людей могли познакомиться с этим проектом. Сделаем акцент на том, чтобы выставку обязательно посетили и нижегородские школьники», - сказал Глеб Никитин. Глава региона отметил, что в годы Великой Отечественной войны в Горьковскую область было эвакуировано много детей из Ленинграда. По «Дороге жизни» их вывозили газовские «полуторки». Всё это вызывает особые эмоции.
Продуманность технических и интерактивных решений позволяет развивать и расширять научно-познавательную и материальную составляющие экспозиции. Все архитектурные и визуальные приемы созданы таким образом, чтобы внести эмоциональную поддержку предметному ряду, одновременно служа нейтральным фоном для исторических экспонатов. Местоположение: Санкт-Петербург, Соляной переулок, 9.
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Санкт-Петербург, вн. Контакты: patrol patrol.
Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате В Петербурге открылся новый музей блокады. Он появился напротив Пискаревского мемориального кладбища, где похоронены защитники города и жертвы осажденного Ленинграда. Выставку создали всего за три месяца. Посетители увидят город глазами простых жителей, солдата, воюющего на Невском пятачке, пожарного, спасающего горящий дом после бомбежки.
В музее было огромное количество панорам, которые представляли различные этапы обороны города, и макеты, которые могли без лишних слов донести до посетителей все тяготы и трагизм обороны города. Подача материала была очень символичной. Сложенная гора касок перекликалась с сюжетом знаменитой, известной в стране и мире картины Верещагина «Апофеоз войны». Образ был понятен любому советскому человеку. Использовались, если обозначить сегодняшней терминологией, элементы «интерактивного оформления». Можно было подняться на борт самолета, и сойдя с борта, оказаться на площадке партизанского лагеря. Грабли политических репрессий Этот музей просуществовал всего 5 лет и в 1949 году был закрыт якобы на реэкспозицию. Свирепствовали политические репрессии против городского руководства и интеллигенции, разворачивалось «Ленинградское дело». Дело не только во внутрипартийной борьбе. Была поставлена задача уничтожить свидетельства, отредактировать прошлое. Политика была направлена на то, чтобы искоренить память о трагедии Ленинграда. Музей по определению — вещественная память, и эту память целенаправленно стирали». Поводом для закрытия музея на «реэкспозицию» были претензии к тому, что он-де недостаточно полно отражает роль Сталина в победе. Это всего лишь надуманный предлог, ведь статуй вождя и связанных с ним экспонатов было более чем достаточно. Был придуман эффективный и варварский способ уничтожения картин: их продирали граблями и затем отправляли в костер, так в разлохмаченном виде они лучше и надежнее сгорали».
Детская программа: мероприятия для младшего возраста и школьников. Профессиональная программа: дискуссии, круглые столы и выступления учёных. Здесь обсудят вопросы сохранения памяти о блокаде, тексты О. Берггольц как источник по истории блокады Ленинграда, а также историю Музея обороны Ленинграда.
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
В Петербурге заложили первый камень в основание будущего Музея блокады. Изучив, что еще есть в центре города узнали о существовании Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, куда и решили в итоге пойти. Музей блокады Ленинграда будет располагаться на Смольнинской набережной, на стрелке Невы, западнее Смольного монастыря.
Открыта новая экспозиция Музея обороны и блокады Ленинграда
26 мая мемориальную выставку «Чтобы помнили», находящуюся в подвале Исаакиевского собора, посетили научные сотрудники Музея обороны и блокады Ленинграда. В Петербурге по поручению президента России Владимира Путина для Музея обороны и блокады Ленинграда разработали новую концепцию развития. Изначально это был народный музей Дороги Жизни, основанный в 1969 году, и присоединённый к музею обороны и блокады Ленинграда в 1993 году.