Созданная в советское время ракета-торпеда ВА-111 «Шквал» опередила свое время. Легендарная советская торпеда ВА-111 "Шквал" произвела революцию в подводной гонке вооружений, развив беспрецедентную скорость в 200 узлов (370 км/ч) благодаря ракетному двигателю и использованию явления кавитации (или суперкавитации).
Плюсы и минусы советской торпеды "Шквал"
Скоростная подводная ракета «Шквал» «Шквал» — советская скоростная подводная ракета (ракета-торпеда). «Шквал» был спроектирован в 1960-х годах как средство быстрого нападения на атомные ракетные подводные лодки НАТО. Скоростная подводная ракета «Шквал-Э» имеет основные части и конструкцию аналогичную «Шквалу». В зависимости от условий применения и технических требований, по желанию заказчика, могут быть изменены калибр, длина и масса ракеты. Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 "Шквал" после модернизации сможет действовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев. Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся со скоростью в 200 узлов в час (375 км/ч) снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны.
Быстрее "Шквала": в России создают скоростную подводную ракету
В США испугались супероружия России «Шквал» | Разработка реактивной торпеды "Шквал" начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты "Шквал" со скоростью движения 100 м/с). |
Ракето-торпеда "Шквал" породила новое поколение - Militarytimes | Уникальная подводная ракета ВА-111 «Шквал» развивает скорость в 370 километров в час, что практически в четыре раза превосходит показатели американских торпед. |
Эксперты NI: торпеда «Шквал» полностью меняет тактику морского сражения | Ракета-торпеда «Шквал» получила ракетный двигатель, топливо в котором начинает окисляться при контакте с морской водой. |
Пуля из пузыря | Американский военный аналитик Крис Осборн в статье для американского издания 19FortyFive объяснил опасность российской скоростной торпеды ВА-111 «Шквал». По словам Осборна, «Шквал» создаёт серьёзную угрозу для крупных кораблей и подводных лодок ВМС США. |
NI назвал российское оружие, способное «покорить весь мир»
В будущем арсеналы флота могут пополниться новым изделием такого класса, в настоящее время обозначаемым шифром «Хищник-М». Несколько дней назад стали известны новые подробности работ по этому проекту. В настоящее время Союз авиастроителей России проводит очередной конкурс «Авиастроитель года», в ходе которого будут отмечены заслуги отечественных предприятий в 2015 году. Среди прочих предприятий авиационной промышленности и смежных отраслей свою заявку на конкурс подало АО «КБ «Электроприбор» г. В этом документе предприятие упоминает свои работы по двум проектам в разных областях, в том числе разработку перспективного боеприпаса для военно-морского флота. Второй проект, представляемый на конкурс, относится к сфере противоракетной обороны. В конкурсной заявке сообщается, что в настоящее время КБ «Электроприбор» занимается научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой по созданию составных частей перспективной подводной техники.
Эти работы ведутся в соответствии с государственным оборонным заказом. Саратовские специалисты ведут разработку новых изделий, а также изготовляют и испытывают опытные образцы. Все эти работы осуществляются в рамках проекта с шифром «Хищник». С 2013 года ведется разработка отдельных агрегатов перспективной подводной ракеты, реализующих новые принципы управления пограничным слоем. Как сообщается, к настоящему времени эти работы дошли до испытания отдельных опытных образцов. Завершение требуемых проверок позволит продолжать работы по созданию перспективного боеприпаса в целом.
Более того, уже определен график дальнейших работ. К настоящему времени отдельные моменты проекта «Хищник» успели стать темой двух десятков научных работ. Из них четыре были опубликованы в 2015 году. Ведется работа над оформлением заявок на получение патентов, подтверждающих приоритет КБ «Электроприбор» в создании нескольких полезных моделей. В прошлом году также были построены первые два прототипа составной части перспективного аппарата. Также были завершены стыковочные испытания и проверка на лабораторном стенде.
Осуществлялась наземная отработка различных узлов и агрегатов. К настоящему времени проект «Хищник» доведен до готовности к новым испытаниям. В конце текущего года планируется провести предварительные испытания составной части аппарата, созданной КБ «Электроприбор».
Дальность хода — всего 18 км. Скорость движения — 45 узлов. Имела два канала наведения: акустический и по кильватерному следу. Единственное достоинство — глубина пуска до 1000 м.
На этом фоне "Физик" был настоящим прорывом. Максимальная дальность — 50 км. Наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. Есть возможность управлять ходом торпеды по кабелю. Еще одно достоинство по сравнению с торпедами предыдущих поколений: в качестве движителя на нем используются не гребные винты, а водомет. Это существенно снижает шумность хода торпеды. По некоторым данным, "Футляр" обладает еще более совершенными характеристиками.
Как говорят специалисты, новая отечественная торпеда не только более малошумная и быстрая, но и более дальнобойная. Внешне это зеленая труба длиной 7,2 м со сплющенным носовым обтекателем и раскрытыми "плавниками" — рулями управления. Главное ноу-хау внутри — аксиально-поршневой двигатель. По принципу действия он похож на обычный мотор автомобиля. Но поршни торпедного двигателя ходят не вертикально или под углом относительно вала, а параллельно. В качестве движителя на торпеде также стоит водомет. По первому параметру он превосходит самую современную американскую торпеду Mk48 mod.
До настоящего времени торпедами "Физик" оснащали корабли проекта 955 типа "Борей" и 885 типа "Ясень".
Используя материалы, размещайте обратную ссылку. Оказать финансовую помощь сайту E-News.
Рассматривается вариант модернизации торпеды Mark 48. Ранее российскими конструкторами были разработаны комплексы, помогающие донаводить ударные беспилотники на цель с помощью оптики, то есть превращать дрон в «воздушную самонаводящуюся торпеду». По словам гендиректора Центра комплексных беспилотных решений Дмитрия Кузякина, сейчас разработано уже несколько подобных образцов.
Реактивная торпеда “Шквал” – Давайте учиться на своих ошибках
В период холодной войны надводные или подводные объекты могли развивать скорость не более 50 узлов, однако «Шквал» стал исключением — он разгонялся до 200 узлов (370 километров в час). Российская скоростная торпеда ВА-111 «Шквал» представляет собой угрозу кораблям и подлодкам военно-морских сил США, которые не имеют аналогов такого вооружения в своем арсенале, заявил бывший сотрудник минобороны США, военный обозреватель Крис Осборн. — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной торпедой М-5 (подводная ракета), оснащённый ракетным двигателем[1]. Его разработка началась в 1960-х годах с целью создания средства для быстрого поражения атомных ракетных подводных лодок стран НАТО.
Реактивная торпеда “Шквал” – Давайте учиться на своих ошибках
Также, по его словам, минус ВА-111 — высокий, заметный шум. Но даже при обнаружении и отслеживании торпеды, в силу скорости боеприпаса сложно продвинуться в безопасную зону. Это может увеличить риски, создаваемые для крупных надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, стремящихся ускользнуть от обнаружения», — подчеркнул эксперт.
В результате она получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Она также имеет некоторые недостатки, среди которых высокий уровень шума, малая дальность действия до десяти километров и глубина погружения всего 30 метров. Торпеда не имеет головки самонаведения, координаты цели вводятся непосредственно перед запуском. Автор статьи признал, что по мере обострения конкуренции в Атлантическом и Тихом океанах все больше военно-морских держав будут обращать внимание на этот вид оружия.
Сразу после пуска. Что то моряки не испытывают радости от этой торпеды. Для ближнего боя с небольшим количеством кораблей противника самое то. Вы ведь не будете предлагать снять с вооружения пистолеты за невысокую эффективность? Зато неожиданный удар, не успеют ни защититься, ни уклониться. С 5 км "подлётное" время несколько десятков секунд. И никакое гидроакустическое противодействие не поможет ибо самонаведения нет.
А высокая скорость и небольшая дальность, позволяет точно выставить упреждение. Разумеется, для ПЛ в упор гораздо опаснее, чем с десятков километров.
Высокий уровень шума, который создавался газовым пузырем и ракетным двигателем, также считался недостатком. Любая подводная лодка, запускающая такую торпеду, мгновенно выдаст свое приблизительное местоположение. Однако настолько быстро движущееся оружие могло уничтожить противника до того, как он успеет обработать полученную информацию об атаке.
Кроме того, на суперкавитирующих торпедах невозможно использовать традиционные системы наведения. Газовый пузырь и ракетный двигатель заглушают встроенные активную и пассивную гидролокационные системы. Но отечественные инженеры нашли компромисс: суперкавитация используется для преодоления расстояния до области цели, а затем торпеда замедляется непосредственно для наведения.
Российская торпеда «Шквал» напугала ВМС США
Мы решили вспомнить, каким образом военные используют кавитацию себе на пользу. Во второй половине XIX века начали появляться пароходы с гребными винтами, способные развивать скорость в несколько десятков узлов. Эти машины могли быстро перевозить пассажиров и вообще выгодно отличались от медлительных парусных судов. Однако вскоре моряки столкнулись с неприятным эффектом: поверхность гребных винтов через некоторое время эксплуатации становилась шершавой и разрушалась.
Гребные винты тогда изготавливались из стали и сами по себе быстро корродировали в воде, поэтому их разрушение поначалу списывали на неблагоприятное воздействие морской воды. Кавитация — физическое явление, при котором в жидкости позади быстро движущегося объекта возникают мельчайшие пузырьки, заполненные паром. Например, при вращении гребного винта такие пузырьки появляются позади лопастей и на их задней кромке.
Появившись, эти пузырьки практически моментально схлопываются и образуют ударную волну. От каждого пузырька в отдельности она совсем незначительна, однако при длительной эксплуатации эти ударные микроволны, помноженные на количество пузырьков, приводят к разрушению конструкции винтов. Шершавые, растерявшие часть лопасти винты существенно теряют в своей эффективности.
Современные гребные винты изготавливаются из специального сплава — куниаля. Это сплав на основе меди с добавлением никеля и алюминия. Сплав по прочности соответствует стали, но не подвержен коррозии; гребные винты из куниаля могут находиться в воде десятилетиями без какого-либо вреда.
Тем не менее, даже эти современные гребные винты подвержены разрушению из-за кавитации. Но специалисты научились продлевать срок их службы, создав гидроакустическую систему. Она определяет начало кавитации, чтобы экипаж мог снизить частоту вращения винтов для предотвращения образования пузырьков.
В 1970-х годах для кавитации было найдено полезное применение. В отличие от обычных торпед, использовавшихся тогда и стоящих на вооружении сегодня, «Шквал» может развивать колоссальную скорость — до 270 узлов около 500 километров в час. Для сравнения, обычные торпеды могут развивать скорость от 30 до 70 узлов в зависимости от типа.
При разработке ракеты-торпеды «Шквал» исследователи благодаря кавитации сумели избавиться от сопротивления воды, мешающего кораблям, торпедам и подводным лодкам развивать большие скорости. Любой даже обтекаемый объект под водой имеет большое лобовое сопротивление. Кроме того, при движении под водой поверхности объекта смачиваются и на них появляется тонкий ламинарный слой с большим градиентом скорости — от нуля у самой поверхности объекта до скорости потока на внешней границе.
Такой ламинарный слой создает дополнительное сопротивление. Попытка преодолеть его, например мощностью двигателей, приведет к увеличению нагрузок на гребные винты и быстрому износу корпуса подводного объекта из-за деформации. Советские инженеры во время экспериментов выяснили, что кавитация позволяет существенно снизить лобовое сопротивление подводного объекта.
Ракета-торпеда «Шквал» получила ракетный двигатель, топливо в котором начинает окисляться при контакте с морской водой. Этот двигатель может разгонять ракету-торпеду до большой скорости, на которой в носовой части «Шквала» начинает образовываться кавитационный пузырь, полностью обволакивающий боеприпас.
Главные инициаторы идеи были кандидаты Л. Седов и Г. Логвинович, профессора различных областей знаний и специалисты ВМФ.
Идея была в следующем — создать скоростную торпеду, от которой невозможно будет уйти маневром крупному кораблю. Для создания такого оружия требовалось объединить усилия различных отраслей промышленности, исследования новых технологий, разработки новых аппаратов двигателей и топлива к ним, изучения принципиально новых физических явлений в подводной среде. После колоссального объема работ, в с 1964-го по 72-й проходила испытания советская подводная ракета М-4. Конструктивные ошибки привели к необходимости модернизации этого образца. В 1977-м первая в мире реактивная торпеда М-5 проходит цикл государственных испытаний.
Советский подводный флот, в какой-то мере, уровнял шансы вооружением своих подлодок высокоскоростными торпедами. Конструкция реактивной торпеды Конструкция торпеды уникальна как для своего времени, так и для современности и имеет свои отличительные черты. До сих пор нет подтвержденных данных о создании действительно конкурентоспособной торпеды в иных государствах с подобным принципом действия. Реактивный двигатель торпеды является главной отличительной особенностью данного изделия. Именно принцип действия на реактивной тяге позволяет развивать огромную скорость торпеды Шквал в 200 морских узлов, что делает торпеду неуязвимой для средств защиты противника, даже перспективных.
Устройство двигателя разделено на два — стартовый и маршевый. Стартовый соответственно действует при старте и задает импульс по ускорению изделия в водной среде. Маршевый двигатель поддерживает заданную скорость в воде до достижения цели. Также особенностью действия маршевого двигателя является использование забортной волы в качестве основного окислителя в сочетании с металлами — магнием, алюминием и литием. На обычных торпедах такой двигатель отсутствует и управление осуществляется посредством винтов в задней части торпеды; Принцип кавитации при ускорении достигается за счет использования реактивного двигателя и резкого набора большой скорости.
При этом имеется и кавитатор, который поддерживает заданную скорость, который производит наддув газов посредством газогенератора. Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью. Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты. Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения.
Изначально торпеда была как ядерный заряд в 150 Кт. Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения. После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг. Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника. В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон.
Зарубежные аналоги При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды». По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно.
Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять в отличие от российской торпеды. Информации об этой торпеде в открытых источниках недостаточно.
Принимает непосредственное участие в разработках и освоении серийного производства оперативно-тактических ракет 8А61, 8К11, 8К14, а также баллистических ракет Р-11ФМ, Р-13 для подводных лодок. Подготовка к старту ракеты Р-11ФМ с борта пл пр. В611 Воткинский машиностроительный завод В 1961 году его назначают начальником ОКБ-235 и главным конструктором Воткинского машиностроительного завода. Помимо отработки серийного производства ракетной техники и усиления её эксплуатационной надёжности, Евгений Дмитриевич участвует в научно-исследовательских работах, связанных с созданием кассетных, самонаводящихся и маневрирующих боевых частей для ракет, исследованиях в области реактивных двигателей на жидком топливе.
Им, кроме того, были заложены теоретические основы создания и освоения в серийном производстве боевых частей для ряда оперативно-тактических ракет. В дальнейшем для транспортировки было предложено использовать вертолёты Ми-6, где пусковые установки размещались внутри фюзеляжа летательного аппарата.
Впрочем, Ракову никогда не было свойственно останавливаться на достигнутом. Евгений Раков на производстве При его активном участии в НИИПГМ разработаны научные основы и инженерные методы, обеспечивающие надёжность работы узлов и агрегатов скоростных подводных ракет. Были заложены основы организации комплексных разработок, натурных испытаний, промышленного производства и эксплуатации ракет данного класса, созданы испытательные базы для стендовых и натурных испытаний агрегатов и ракет в целом, построен опытный завод. Евгению Дмитриевичу присвоено звание почётного академика Российской академии ракетных и артиллерийских наук. За период научной, организационной и производственной деятельности Раковым было подготовлено 228 научно-технических отчётов, получено 87 авторских свидетельств на изобретения. Многие идеи и результаты его научной деятельности, составляющие творческое наследие, востребованы и сегодня, используются при современных разработках перспективных систем вооружения.
Студент МАИ
- Шквал (скоростная подводная ракета) - Неповторимая разработка российских конструкторов.
- Комментарий
- В США вызвала обеспокоенность российская скоростная торпеда «Шквал»
- Поделись позитивом в своих соцсетях
- 19FortyFive: российская торпеда «Шквал» создаёт угрозу для кораблей и подлодок ВМС США
- Плюсы и минусы советской торпеды "Шквал": masterok — LiveJournal
В США испугались супероружия России «Шквал»
Вскоре технология была улучшена. Создаваемая плазмой ударная волна должна была воздействовать на микросферы из металла или других материалов. Отстрел микросфер приводил в движение корабль с таким двигателем. Но вскоре энтузиазм иссяк. Эффективность предложенных решений оказалась настолько низкой, что не сулила никакой практически ценной реализации. По словам китайских учёных, они не сдались. Они разработали теорию и модель лазерного двигателя для подводных лодок, который на три—четыре порядка превзошёл иностранные разработки. Теория и лабораторные эксперименты доказали, что лазер мощностью 2 МВт сможет обеспечить двигателю тягу до 70 тыс.
Суперкавитационная торпеда ва-111 шквал. Российская скоростная торпеда ва-111 «шквал. Ва-111 «шквал». Шквал скоростная подводная ракета. Ракета торпеда шквал. Сухой,, шквал-1". Скоростная торпеда ва-111 «шквал». Подводная ракета шквал. Торпеда шквал скорость. Кавитатор на шквале. Кавитатор на торпеде. Торпеда калибра 533 мм. Торпеда УГСТ физик-2. Корпорация «тактическое ракетное вооружение» КТРВ.
Подчеркивается, что разработка стала одним из самых инновационных видов подводного оружия, которое было создано СССР. Развернуть 23 февраля 2024, 10:23 Ранее в The National Interest признали , что российский истребитель Су-35 по многим параметрам превосходит западные самолеты. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
К таким открытиям относится и подводная скоростная ракета «Шквал», принципы работы которой словно нарушают законы физики. Новые войны — новые идеи После Второй мировой войны началось стремительное развитие флота по всему миру. Военные корабли становились всё быстрее и манёвреннее, что снижало шанс их поражения привычными на тот момент видами вооружения. В Советском Союзе ещё в середине 30-х годов XX века начались изыскания на тему создания новых торпедных двигателей, способных дать скорость в 70 узлов и выше. Идея применить для этого эффект кавитации впервые пришла в голову в 1946 году инженеру Уварову Г. Через 6 лет провели испытания первой ходовой модели. Логвинович предлагал следующую компоновку: диск, профилированная головная часть, цилиндрическая часть с зарядом топлива и сходящаяся кормовая часть со стабилизаторами торпедного типа, рулями и соплом. Следующие четыре года испытаний не увенчались большими успехами, что привело к официальному их прекращению в 1957 году. Однако Уваров, Алферов и Либинштейн решили самостоятельно продолжить тесты и доработки. Они стали проводить испытания по другой методике, и это дало свои плоды. Удалось добиться движения макета на 700 метров на постоянной глубине в течение 6 секунд. Стало понятно, что новой торпеде — быть. В ходе него он описал суть явления кавитации, возможности его применения в создании оружия, а также предложил перспективную подводную скоростную ракету на этой основе. Выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Военный эксперт впечатлился новой российской торпедой «Шквал»
В период холодной войны надводные или подводные объекты могли развивать скорость не более 50 узлов, однако «Шквал» стал исключением — он разгонялся до 200 узлов (370 километров в час). Скоростная подводная ракета «Шквал» «Шквал» — советская скоростная подводная ракета (ракета-торпеда). Смотреть что такое "Шквал (скоростная подводная ракета)" в других словарях: Ракета-торпеда — противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть малогабаритную самонаводящуюся торпеду. Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения.