Японское агентство Nikkei отмечает, что рост государственного долга Китая стал максимальным с 1995 года. Госдолг Китая по итогам прошлого года оказался в восемь раз меньше американского и в 15 раз больше российского, следует из расчетов РИА Новости по национальным данным. Госдолг центрального правительства Китая по итогам 2023 года составил 4,2 триллиона долларов, что является новым рекордом для страны, следует из анализа РИА Новости данных доклада правительства."К концу 2023 года накопившаяся сумма госдолга составила 30.
Что будет, если Китай все же продаст госдолг США
Государственный долг Китая уже превысил 330% ВВП этой страны, что фактически остановило ее экономическое развитие. Масштабы внешнего долга Китая будут сохраняться на стабильном уровне, поскольку долгосрочные основы роста экономики страны остаются неизменными, а внутренняя экономика продолжает восстанавливаться и улучшаться, подчеркнула Ван Чуньин. В Китае внешний долг является частью общего долга, который задолжан кредиторам за пределами страны. 79% ВВП или $13,5 трлн, Большинство регионов Китая имеют долг более 120% ВВП, Нерезиденты держат около 25% госдолга Китая, Около 65% госдолга номинировано в юанях, 2018 Госдолг $7,1 тыс на душу населения, 2017 Госдолг 47% ВВП. Внешний долг страны составляет 10,2 млрд долларов, причем более половины принадлежит Китаю. Страница индекса Китай государственный долг к ВВП на сайте CBONDS.
Госдолг США как инструмент торговой войны
- Конец эпохи быстрого роста: что происходит с китайской экономикой — Новости — Forbes Kazakhstan
- Китайское чудо закончилось: экономика больше не растет
- Внешний долг Китая вырос
- Что будет, если Китай все же продаст госдолг США | Евразия эксперт
- China Debt Clock - National debt of China
Китай избавляется от казначейских облигаций США и скупает золото
Некоторые эксперты пытаются использовать еще один относительный показатель внешнего долга. Они сравнивают величину внешнего долга с национальным богатством страны. Такое сравнение вполне логично, ибо именно национальное богатство можно и даже нужно рассматривать в качестве обеспечения долга. Другое дело, что статистика национального богатства во многих странах вообще не ведется. Но уже на протяжении многих лет швейцарские банки UBS и Credit Suisse ведут совместный проект по оценке национального богатства стран мира. Результаты оценок оформляются в виде ежегодных докладов, называемых Global Wealth Report. Недавно был опубликован доклад за 2023 год. На основе данных доклада можно оценить показатели внешнего долга стран по отношению к их национальному богатству. Оказывается, что в мире есть несколько стран, у которых внешний долг превышает величину национального богатства.
Такую задолженность можно считать «запредельной». Даже трудно себе представить, как такие страны могут выпутаться из внешней задолженности. Понятно, что эти страны либо крайне отсталые, либо имеют признаки офшоров.
Еще одним способом проверки способности государства привлекать и отдавать дешево является сравнение доходности 10-летних казначейских облигаций с показателем инфляции. По сути, государство остается даже в прибыли — ему приносят деньги с просьбой взять в долг.
Парадоксальная ситуация. Праздник дешевых заимствований продолжается, и конца ему не видно, судя по всему. Хорошо быть страной-эмитентом основной мировой расчетной валюты, когда ты можешь себе позволить повышать уровень долга без опасности дефолтов. В заключении хотелось бы отметить, что одинаковые по размеру долга первая и вторая экономики мира имеют очень разные ситуации по своей сути. Китай озабочен корпоративным долгом и не намерен спасать свои конгломераты, а это грозит потенциальным кризисом на финансовых рынках.
С другой стороны, если вспыхнет пожар корпоративных дефолтов и будет необходимо залить его деньгами, Китай без особых проблем нарастит свой госдолг, благо его ВВП растет, соотношение совокупного долга к ВПП не критично особенно в сравнении с США. Как уже было сказано выше, китайское правительство вознамерилось навести порядок на своих финансовых рынках. Будет интересно понаблюдать за развитием событий. США же гуляют на заемные по полной программе, причем много лет, и конца этому не видно и не будет. Шикарный бизнес, согласитесь?!
Там, по мнению экспертов канала Proeconomics, перестает работать прежний источник развития. Оказывается, что Китай финансировал увеличение своего ВВП, наращивая госдолг. Но раньше, чтобы нарастить его на 1 юань рост государственного долга должен был составлять 1,5 юаня, то теперь вдвое больше — 3 юаня. Именно поэтому господдержка китайской экономики во втором квартале 2023 года скатилась до нуля, то есть примерно, как в начала пандемии ковида в 2020 году. Не отстают от центрального правительства в этом смысле и провинции: на диаграмме показаны их квоты по инфраструктурным облигациям. Красная часть столбика на 2022 год — это дополнительные 500 млрд юаней в ходе той самой накачки экономики госденьгами в сентябре 2022 года. Кроме этого, начиная с 2020 года не способно было разогнать экономику страны даже двукратное увеличение долга местных правительств по инфраструктурным проектам.
Cn 4 ноября 2022 года, Шанхай, Китай. Об этом свидетельствуют представленные в четверг данные Государственного управления валютного контроля КНР. Данный показатель снизился на 2 проц.
Государственный долг Китая вырос на 12% до $4,2 трлн из-за замедления экономики
Стоит отметить, что Китай повторяет действия России, которая несколько лет назад также была одним из крупнейших держателей американского долга, но затем начала его активно распродавать. | Внешний долг Китая на конец третьего квартала составлял $2,48 трлн, свидетельствуют данные Государственного управления валютного контроля (SAFE). Госдолг Китая по итогам прошлого года оказался в восемь раз меньше американского и в 15 раз больше российского, следует из расчетов РИА Новости по национальным данным.
Внешний долг Китая снизился во втором квартале
Уже тогда в КНР начали появляться опасения, что в случае регионального военного конфликта или другого кризиса так же могут поступить и с их активами. Очевидно, что в случае обострения обстановки на мировой арене развертывание подобных действий может быть направлено на любую страну, ведущую самостоятельную политику в национальных интересах, — отмечает Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ. Разумеется, для обслуживания такого оборота нужен солидный объем долларовых активов. Поэтому о тотальной распродаже речи, конечно же, не идет. Однако взвешенной стратегии диверсификации своих резервов Китай определенно следует.
В числе наиболее вероятных претендентов — китайский юань и гонконгский доллар Диверсификация резервов Эту стратегию финансовые власти КНР сформулировали как диверсификацию номинированных в долларах активов, ускорение международного признания китайской валюты, расширение использования цифрового юаня в трансграничных платежах. Здесь есть и политическая составляющая: Китаю необходимо диверсифицировать свои резервы из-за ужесточившегося противостояния с США.
Как отметили в ведомстве, по сравнению с концом марта сумма долга сократилась на 74,2 миллиарда долларов, или на 3 процента. Как отметила заместитель главы Госуправления Ван Чуньин, доля среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств в общей структуре внешнего долга составила на конец июня 46 процентов, что на 1 процентный пункт ниже уровня, зафиксированного на конец марта. Эксперт отметила сложную внешнюю ситуацию, понижающее давление в глобальной экономике и нестабильность мирового финансового рынка.
GNI formerly GNP is the sum of value added by all resident producers plus any product taxes less subsidies not included in the valuation of output plus net receipts of primary income compensation of employees and property income from abroad.
Сопутствующие индикаторы.
В частности, китайские эксперты предлагают использовать такой ресурс, как наращивание государственного долга. Выше я привел цифры, из которых следует, что если относительный уровень долга нефинансовых корпораций Китая запредельный, то уровень государственного долга пока еще умеренный по меркам стран Запада.
И вот в четвертом квартале прошлого года центральное правительство КНР выпустило дополнительные государственные облигации на 1 триллион юаней 141 миллиард долларов для финансирования расходов на инфраструктуру. Собранные средства будут переданы местным органам власти посредством трансфертных платежей, а центральное правительство возьмет на себя ответственность за погашение основной суммы долга и процентов. Между прочим, это рекордный за всю историю Китая бюджетный дефицит.
Подоплекой решения ВСНП о дополнительном займе стало то, что местные власти, на которые до недавнего времени возлагалось основное бремя государственных заимствований исчерпали все свои возможности. Многие из них находятся в преддефолтном состоянии. А некоторые уже признали дефолт по своим долговым обязательствам.
О нем раньше в СМИ не было почти никаких упоминаний. Автор ссылается на данные медиагруппы Caixin, базирующейся в Пекине и известной журналистскими расследованиями в сфере бизнеса. Они также выпадают из-под надзора и контроля со стороны центральных государственных регуляторов.
И помогают на местах организовать заимствования путем размещения долговых бумаг. Число таких учреждений быстро увеличилось, достигнув к сегодняшнему дню восьми десятков. В ближайшее время эта тема может стать топовой для китайских и зарубежных СМИ», — заключил Валентин Катасонов.
Заметили ошибку?
Внешний долг Китая снизился в 2022г на 10,7%
А ведь муниципалитет — это не просто бизнес-структура, это орган государственного управления. И в конце прошлого года произошла беспрецедентная ситуация — правительство Китая разместило чрезвычайный заем в 1 трлн юаней, и судя по информации из открытых источников, это деньги, которые должны пойти на спасение муниципалитетов. То есть раньше муниципалитеты помогали центральному правительству, а теперь центральное правительство спасает нижний уровень государственной власти. В начале февраля 2022 года Владимир Путин полетел в Пекин, где они стояли с Си Цзиньпином на трибуне, открывали Олимпийские игры, и были такие заявления, что мы союзники на век.
Но началась СВО, и как-то не чувствуется, что Китай — союзник. Да, он сочувствует, да, он торговый партнер, но не более. Помню, что в 2022 году были заявления Джанет Йеллен, министра финансов США — а Минфин у них курирует финансовую разведку, которая как раз и дает информацию о нарушении санкционного режима, — и она говорила, что Китай ничего не нарушает.
Видимо, они решили Китай заманить в ловушку, а теперь очень жесткую позицию занимают — и даже китайские банки сделали публичное заявление с опровержением и заверением, что будут отслеживать все транзакции, чтобы не было российских клиентов. В общем, это обычный прием — заманить, а потом прихлопнуть. Поэтому мы должны понимать, что Китай — сосед, партнер, но никак не союзник, и нам необходимо диверсифицировать свои внешнеэкономические связи.
А во-вторых, мы должны заниматься настоящим импортозамещением, потому что Китай в каком-то смысле создавал иллюзию, что мы можем особенно не напрягаться, но нет — напрягаться нужно уже сейчас, потому что с Китаем в любой момент может произойти такая неприятная ситуация и даже катастрофа. Я постоянно смотрю многие прогнозы и сценарии. Понятно, что кризис почти неизбежен, все эксперты расходятся только в отношении того, что будет эпицентром — как в 2008 году, когда все началось с краха на ипотечном рынке США, но сегодня это не так очевидно.
Некоторые говорят, что это будут все-таки США, некоторые — что это будет Евросоюз или Еврозона, другие указывают на Китай, то есть много разных точек зрения. Напоследок скажу про еще одни интересные данные — на днях наткнулся на подсчеты средневзвешенной процентной ставки по заимствованиям в КНР, причем посчитали ставку по всем секторам. Почему темпы экономического роста для Китая — это идея фикс?
Потому что если не будет темпов, тогда они точно рухнут, останется единственный вариант — пытаться выстраивать долговую пирамиду, но любая пирамида падает рано или поздно.
Лаборатория AidData, находящаяся в американском Колледже Вильгельма и Марии, проанализировала в общей сложности 13 427 девелоперских проектов в 165 странах за 18 лет. Инициатива «Один пояс, один путь» была начата в 2013 году Китаем и представляет собой всеобъемлющую стратегию развития глобальной инфраструктуры, которая составляет основу внешней политики Китая.
Он включает подписание соглашений со 134 странами и международными организациями, а также строительство таких объектов, как железные дороги, порты, дороги, аэропорты и т. Вдоль исторических торговых путей между Азией и Европой. Цели проекта должны быть завершены к 2049 году.
Китай должен увеличить торговлю почти на 1,7 триллиона долларов за счет OBOR в период с 2020 по 2030 год. Исполнительный директор лаборатории Брэд Паркс в интервью Financial Times сказал, что большая часть этих долгов не фигурирует в государственных балансовых отчетах развивающихся стран и даже сами правительства могут не знать точную сумму долгов, которые им придется обслуживать в будущем. Что представляет собой инициатива «Один пояс и один путь»?
Изначально целями проекта Си Цзиньпина были интеграция экономики КНР в мировую экосистему с помощью выработки новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулирование экономического процветания вовлеченных стран, укрепление культурных обменов и связей во всех областях, а также содействие миру и устойчивому развитию. Среди важных инфраструктурных задач проекта — строительство морского и сухопутного коридоров между Китаем и странами Европы и Африки, а также расширение экономических связей. В рамках инициативы было создано несколько организаций: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, университетский Альянс нового Шелкового пути, Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса и одного пути» и туристический союз городов.
Однако некоторое время назад аналитики начали выражать тревогу относительно объемов долговой нагрузки, которая в результате этого проекта легла на плечи таких стран, как Венесуэла, Пакистан, Лаос и Камбоджа. Откуда взялись долги? В последние 20 лет Китай активно финансировал проекты в развивающихся странах и занял доминирующее положение в мире.
Кредиты выдавали не центробанкам в форме госдолга, а другим игрокам, так как многие бедные страны уже были избыточно закредитованы и не могли себе позволить брать новые долги официально. То есть финансирование, как правило, поступает не в форме безвозмездных субсидий, а в форме займов, причем в последние годы соотношение займов к субсидиям увеличилось. Как пишет CNBC, на каждый грант, выданный за это время Китаем развивающимся странам, приходится 31 кредит.
А что с долгом России? Через год было достигнуто соглашение с китайским «Морским Шелковым путем». В 2019 году Путин говорил о возможном соединение Севморпути с китайским «Морским шелковым путем».
Правда, в прошлом году стали говорить о сокращении сотрудничества России и Китая в рамках этого проекта, а недавно со стороны российских властей зазвучали призывы создать российскую альтернативу и Шелковому пути, и перевозкам по Суэцкому каналу.
Кроме того, непогашенный долг местных правительств вырос до 40,737 триллиона юаней 5,756 триллиона долларов. Задолженность центрального правительства увеличилась почти на 12 процентов по итогам года и теперь составляет около четверти ВВП страны. Следует отметить, что государственный долг Китая растет непрерывно с 2005 года, когда его размер составлял около 400 миллиардов долларов.
Контекст Пекин критикуют за то, что он якобы навязывает бедным государствам невыгодные сделки, которые ставят их в зависимость от КНР. Причем не только в Африке. По утверждению аналитиков, в большинстве случаев это займы под высокие проценты госбанков КНР. Основная часть средств выделяется в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Ее цель — создать торговую и инфраструктурную сеть, соединяющую Азию, Африку и Европу. В 2020-м страны G7 потребовали от Китая облегчить долговое бремя бедным странам, чья экономика сильно пострадала от коронавируса. Впоследствии эту инициативу поддержали в G20 , куда входит и Китай. На фоне критики Вашингтоном Пекин отсрочил платежи некоторым африканским странам, например Анголе и Замбии. Как пишет The Economic Times, Китай — ведущий двусторонний кредитор в 32 африканских странах, многие из них действительно сталкиваются с тяжелым долговым бременем. Власти Кении опасаются , что могут потерять контроль над ключевым портом Момбаса, если не смогут выполнить свои долговые обязательства перед Китаем.
Все основные данные внешнего долга Китая считаются приемлемыми по международным стандартам
- Новости партнеров
- В 2023 году внешний долг Китая увеличился до $2,45 трлн – Рынки – Finversia (Финверсия)
- Китай и Япония не хотят и не могут кредитовать США (15 ноября 2023) |
- Китай и Япония не хотят и не могут кредитовать США (15 ноября 2023) |
- Китай и Япония не хотят и не могут кредитовать США (15 ноября 2023) |
Внешний долг Китая
А что с долгом России? Через год было достигнуто соглашение с китайским «Морским Шелковым путем». В 2019 году Путин говорил о возможном соединение Севморпути с китайским «Морским шелковым путем». Правда, в прошлом году стали говорить о сокращении сотрудничества России и Китая в рамках этого проекта, а недавно со стороны российских властей зазвучали призывы создать российскую альтернативу и Шелковому пути, и перевозкам по Суэцкому каналу. Отчет AidData вышел на фоне растущей обеспокоенности в связи тем, что Китай загоняет бедные страны в долговую ловушку. Как пишет Financial Times, аналитики опасаются, что это может привести к тому, что Пекин захватит себе активы стран, которые не смогут расплатиться по долгам. Критики возражают, что эти опасения преувеличены и скорее отражают общую тревогу о растущем влиянии Китая в мире.
Ни один актив Китай себе не забрал. Также Китай увеличил объем предоставления кредитов странам, богатым природными ресурсами. В AidData считают, что ситуация со скрытым долгом будет ухудшаться с каждым годом. Смысл ее в том, что китайская экономика, как и русская, не является ни частной, ни государственной — ее узурпировали несколько кланов. И при этом Китай становится все более жестким. Вследствие этого государство обставило иностранные инвестиции специфическими правилами и прибамбасами, которые обычно ассоциируются с коррупцией.
С такими компаниями трудно делать бизнес, и скандалы неизбежны. Главное же, Китай официально обосновывает свои права на обширные территории, утраченные им 100—200 лет назад, и не признает современные границы с большинством своих соседей. Долгие годы его реваншизм находился в латентном состоянии, сейчас он становится более явным: его официальная позиция напоминает отношение Германии к Версальскому миру в период между двумя мировыми войнами. Лидеры Китая — искусные дипломаты, но они далеко не всегда рассказывают миру о своих истинных целях. Согласно отчету Института международных финансов за январь 2021 года, непогашенные долговые требования Китая к остальному миру увеличились с примерно 1,6 триллиона долларов США в 2006 году до более чем 5,6 триллиона долларов США по состоянию на середину 2020 года, что сделало Китай одним из крупнейших кредиторы стран с низкими доходами. Дипломатия долговых ловушек Debt-trap diplomacy - это концепция в международных финансах, используемая для описания могущественной страны-кредитора или учреждения, предоставляющего долг стране-заемщику частично или исключительно для кредитора с целью увеличения своего политического рычага.
Термин «дипломатия долговых ловушек» изначально ассоциировался с индийским академиком Брахмой Челани. Утверждается, что страна-кредитор предоставляет чрезмерный кредит стране-должнику с намерением добиться экономических или политических уступок, как только страна-должник становится не в состоянии выполнить свои обязательства по погашению.
Это явные признаки капитализма.
Все время говорят, что Китай социалистический, но у него чисто капиталистический базис, там есть, конечно, госсектор, но он сокращается, а вот надстройка остается социалистической — вроде как, руководство со стороны КПК. Но все становится сложнее управлять экономикой, поэтому тут интересные подвижки наблюдаются в управлении китайской экономикой. Взять, например, Народный банк Китая — он, конечно, создал рекордные объемы долгов, он не очень успешно контролирует валютный курс юаня, сейчас он серьезно снизился — в гораздо большей степени, чем это необходимо для поддержания конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке, тем более сейчас возможности экспорта Китая стали постепенно сужаться.
В общем, неоднократно была критика в адрес Народного банка Китая. Что произошло во второй половине прошлого года? КПК решила взять штурвал управления НБК в свои руки — создан специальный партийный комитет, который занимается Народным банком.
Это, вроде бы, вещи неочевидные, но это явные признаки того, что уже какие-то кризисные явления пошли по всей китайской экономике. И если раньше китайские ведомства давали статистику по занятости и безработице на регулярной, чуть ли не еженедельной основе, то сейчас они делают это крайне редко. И цифры этой безработицы явно занижены.
То есть Китай явно опережает Америку и Еврозону по этому показателю. И это еще не считая "теневого банкинга". Китай долгое время ориентировался на критерии Маастрихтского договора — напомню, это договор 1992 года, который лег в основу создания Европейского союза.
Это очень серьезный показатель. Сколько времени ему может понадобиться на это? Но есть еще понятие госдолга в широком смысле — с учетом, например, региональных властей, муниципалитетов — так вот у Китая основная часть госдолга накапливается не на уровне центрального правительства, а на уровне провинций и муниципалитетов за счет "теневого банкинга".
А ведь муниципалитет — это не просто бизнес-структура, это орган государственного управления.
Их критикуют за экономическое развитие, основанное на постоянном фискальном дефиците и привычке жить за счет заемных средств. Но мало кто знает, что Китай, вторая по величине экономика в мире, также оказался в подобной ситуации. Растущий долг Китая стал главным финансовым риском года, по мнению азиатских инвесторов, согласно опросу, проведенному Bloomberg. На сегодняшний день доля госдолга Китая в ВВП составляет около 77 процентов. Конечно, это значительно меньше, чем у США, где госдолг на конец 2022 года составил 129 процентов от ВВП, установив абсолютный рекорд для страны.
Структура долга также отличается, — пишет pronedra. Ключевое отличие китайского долга заключается в том, что инвесторы со всего мира вкладывают свои средства в американские государственные облигации, считая их наиболее надежными и менее рисковыми инструментами. Китай также активно предоставляет кредиты развивающимся странам, но его внутренний долг значительно больше. При этом управление им не осуществляется из Пекина. Это связано с тем, что значительная децентрализация стала одним из результатов китайских реформ. Регионы Китая берут займы на свои нужды путем выпуска специальных облигаций, известных как местные финансовые инструменты правительств LGFV — local government financial vehicles в международной практике.
Масштабы проблемы остаются неопределенными, но стало очевидно, что уровень задолженности местных органов власти является неприемлемым на фоне замедления экономического роста и дефляционного давления. Экономисты предупреждают, что значительная часть скрытого долга, оцениваемого от 400 до более чем 800 миллиардов долларов США, подвержена высокому риску дефолта, как сообщает The Wall Street Journal. Китайские власти признают серьезные риски для финансовой стабильности и общего экономического роста, что требует системного подхода к решению проблемы. Они предпринимают усилия по замене части скрытого долга новым, явным государственным долгом, стремясь предотвратить волну дефолтов, которые могут привести к финансовому кризису по всей стране. Яо Ю, основатель YY Rating, подчеркивает потенциальные последствия: "Как только механизм финансирования местных органов власти объявит дефолт, ситуация может легко выйти из-под контроля". Эти механизмы финансирования составляют значительную часть внутреннего рынка корпоративных облигаций Китая, и дефолты могут нарушить финансирование других заемщиков.
Кто и сколько должен Китаю
Китай продолжает планомерно избавляться от американского госдолга ― по данным на конец августа 2023 года, он снизил их объем у себя до 805,4 млрд долларов. Долги китайского правительства и долги индустрии недвижимости объединились и ввергли Китай в долговой кризис беспрецедентного масштаба, сказал Гун. Китай продолжает планомерно избавляться от американского госдолга ― по данным на конец августа 2023 года, он снизил их объем у себя до 805,4 млрд долларов. Китай по-прежнему занимает второе место по величине иностранного держателя долга США, но Великобритания может вскоре обогнать Китай, если текущая тенденция сохранится. В Китае внешний долг является частью общего долга, который задолжан кредиторам за пределами страны.