Воссоединение Украины с Россией (1654 год). Спустя несколько месяцев после провозглашения Переяславской радой объединения Украины с Россией (27 марта) 6 апреля 1654 года царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому.
Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины
Он освободил территорию современной Восточной и Центральной Украины от поляков и добился её присоединения к России. Правовое положение Украины в составе России было оформлено так называемыми Мартовскими статьями ("Статьями Богдана Хмельницкого") вскоре после решения Переяславской рады. Воссоединение Украины с Россией (1654 год). Богдан Хмельницкий Важнейшую роль в присоединении Малой России сыграл Богдан Хмельницкий. Правовое положение Украины в составе России было оформлено так называемыми Мартовскими статьями ("Статьями Богдана Хмельницкого") вскоре после решения Переяславской рады.
На Украине не раз предавали Россию и объединялись с ее врагами. Кто виноват?
Предводитель движения за украинскую независимость Богдан Хмельницкий в XVII веке настоял на принятии казаками русского подданства. собрание представителей украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, принявшее решение о присоединении Украины к России. Война Украины за независимость Сама по себе формула о присоединении Украины к России (тем более «воссоединении») на Переяславской раде неверна. Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства.
28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.
Воссоедине́ние Украи́ны с Росси́ей — принятое в советской и российской историографии название для перехода реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему. Новая концепция стала квалифицировать присоединение украинских и других земель к России как «меньшее зло». ФедералПресс рассказывает о присоединение Левобережной и Правобережной частей Украины к России: когда и как воссоединялись, в чем была роль Богдана Хмельницкого, царя Алексея Михайловича и императрицы Екатерины II. Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение. Так что Богдан Хмельницкий был совершенно не первым из тех, кто отстаивал такой путь для спасения православных с территории Польши.
На Украине не раз предавали Россию и объединялись с ее врагами. Кто виноват?
И они то есть Хмельницкий и Войско Запорожское. Именно защита православной церкви и ее паствы от прямого насилия, а также от насаждения унии была главным аргументом в пользу необходимости вооруженного вмешательства в конфликт. В тексте соборного приговора есть любопытная деталь: ссылка на королевскую присягу Яна Казимира, в которой, во-первых, имеется обязательство не притеснять христиан различных исповеданий, а во-вторых, — норма, освобождающая подданных от обязательств перед королем, если он нарушает присягу. Это был очень важный тезис, в том числе, по-видимому, и лично для царя Алексея Михайловича.
Вмешательство во внутренний конфликт, на стороне бунтовщиков против законного монарха, требовало очень серьезных обоснований. Можно вспомнить, как болезненно царь воспринимал революционные события в Англии, которые происходили в те же годы. Решения собора принимались следующим образом.
Затем остальные участники собора «по чинам порознь» подтвердили свою готовность к участию в войне и поддержке царя в его решениях. Собор завершил свою работу 1 11 октября, а уже 23 октября 2 ноября была объявлена война Речи Посполитой. Через шесть дней туда прибыл Хмельницкий в сопровождении старшины — генерального судьи, писаря, полковников и есаулов представлявших подавляющее большинство полков войска.
Утром 8 18 января старшина совещалась в своем узком кругу, а затем состоялась собственно войсковая рада, на которой, как известно, Хмельницкий констатировал необходимость в условиях затяжной войны с польским королем найти себе нового монарха и предложил собравшимся на выбор четыре кандидатуры: все того же короля, крымского хана, турецкого султана либо московского царя. В пользу последнего было единство вероисповедания, а равно и то, что уже шесть лет именно его казаки «беспрестанным моленьями себе просят». Выбор был очевиден, и подтвержден всеобщими выкриками собравшихся казаков и переяславских горожан: «Волим под царя восточного, православного!
В этот момент произошел инцидент, который принято трактовать как столкновение двух абсолютно различных политических культур. Через несколько дней ему исполнится 53 года - преклонный по тем временам возраст Казаки пожелали, чтобы присягали не только они на верность царю, но и посол Бутурлин от имени царя на кресте и евангелии поклялся в соблюдении всех прав и вольностей Войска Запорожского. Однако боярин отверг это требование — русский царь не присягает своим подданным, но царское слово и не нуждается в дополнительном подтверждении, и он лично гарантирует, что казаки получат от царя даже больше того, на что рассчитывают.
В итоге казаки вынуждены были согласиться на такую процедуру. Однако масштаб этого инцидента не стоит переоценивать. Дипломатическая практика той эпохи предполагала на любых переговорах такого рода озвучивать максимально завышенные требования, а потом долго дискутировать вокруг каждого из них по по принципу «проси больше, дадут меньше».
При этом для московских послов всегда первостепенным был именно статус их государя, а казакам главное было получить подтверждение их прав. В результате обе стороны получили желаемое. На этом события собственно Переяславской рады завершаются.
Затем посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским, и там процедура присяги повторялась. Вероятно, царские представители понимали, что репрезентативность собрания в Переяславле была для такого серьезного дела недостаточна. На знаменитой картине советского художника Михаила Хмелько, написанной к 300-летнему юбилею Переяславской рады, один из центральных персонажей вероятно, генеральный писарь Выговский держит длинный свиток — договор.
Даже в научных публикациях нередко можно встретить упоминание «переяславского договора» или «соглашения». Состоялась лишь присяга представителей Войска и города Переяславля, и была дана устная гарантия со стороны Бутурлина в том, что царь удовлетворит все пожелания казаков, и они получат даже сверх того, что имеют на сегодняшний день. Эти пожелания были оформлены в специальном документе — челобитной, которую ответное казацкое посольство привезло в Москву в марте того же года.
Отсюда его название — «мартовские статьи», они же «статьи Богдана Хмельницкого». На каждую из статей была дана соответствующая царская резолюция, а затем они были обобщены в жалованной грамоте царя войску Запорожскому. Основное содержание «Статей» и жалованной грамоты состояло в следующем.
Войско Запорожское навечно принимало подданство московскому царю. Его размер устанавливался в 60 тысяч человек. При этом Войско сохраняло автономию — собственный суд, свободный выбор гетмана, право дипломатических сношений с соседними государствами за исключением сношений с польским королем и турецким султаном.
Доходы, собираемые с территории войска, направлялись на его содержание. Таким образом, посол Василий Бутурлин не обманул казаков. Царь действительно сохранил им все сословные и имущественные права, на которые они претендовали.
При этом переход в подданство православного царя устранял религиозные притеснения — одну из главных проблем в жизни южнорусских земель. Невиданных ранее размеров достиг казачий реестр. А ведь именно его численность была главным камнем преткновения в отношениях казаков и властей Речи Посполитой.
Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.
Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь уже в третий раз [1] обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству. Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. Просьба Войска Запорожского о российском подданстве рассматривалась на Земском Соборе, состоявшемся в Москве 1 11 октября 1653 г. Рассматривая просьбу, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Однако русская дипломатия нашла выход из сложившейся ситуации.
По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королём Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости , украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков [7]. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять… Основная статья: Переяславская рада Памятный знак на памятнике Льву Николаевичу Толстому, сделанному скульптором Г. Новокрещёновой в 1958 году. От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 18 января 1654 г.
Задолго до восстания активным сторонником воссоединения всего православного народа был Митрополит Киевский и Галицкий Исаия Копинский — вскоре после завершения Смуты в России он неоднократно обращался к первому царю из династии Романовых, чтобы Московский патриархат принял под свою власть все православные приходы на территории Речи Посполитой.
До Хмельницкого как минимум два запорожских гетмана обращались к московскому царю с просьбами о переходе в их подданство — гетман Криштоф Косинский в 1592 году и гетман Петр Сагайдачный в 1620 году. В Москве долго не решались дать согласие на эти предложения, ведь они неизбежно влекли долгую и трудную войну с Речью Посполитой, которая в XVII столетии ещё была самым мощным и крупным государством Центральной Европы. В момент воцарения династии Романовых население нашей страны было даже меньше, чем подданных польского короля — менее 9 миллионов у нас и свыше 10 миллионов под властью поляков в 1613 году. Только к середине XVII века в годы царствования Алексея Михайловича население обоих государств сравнялось по численности.
Но и тогда вопрос о принятии казаков Богдана Хмельницкого в российское подданство долго обсуждался в 1653 году на Земском Соборе — не все в Москве считали, что Россия уже созрела для большой войны с еще могущественными и боеспособными поляками. Лишь после сложных дискуссий, 1 октября 1653 года русский парламент принял решение помочь восставшим запорожским казакам, «потому что паны и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить».
Поляки воспринимали себя хозяевами положения и на всех остальных смотрели свысока», — рассказал RT доктор исторических наук, доцент МГУ имени М. Ломоносова Фёдор Гайда. Как отмечают историки, православные были лишены в Речи Посполитой каких-либо прав — их безнаказанно пытали, грабили и убивали.
Очень жёсткий культурный нажим в совокупности с социально-экономическими проблемами сформировал враждебное отношение к полякам», — отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский. Освободительная война Казаки избрали Хмельницкого старшим Войска Запорожского. Со временем его стали называть гетманом. Казацко-татарское войско двинулось навстречу силам Речи Посполитой, брошенным на подавление восстания. В мае 1648 года Хмельницкий одержал первую крупную победу, разгромив в битве под Жёлтыми Водами польский отряд под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого.
По словам историков, этим гетман продемонстрировал силу и подтолкнул православное население к массовой поддержке восстания. Во второй половине мая 1648 года Хмельницкий при помощи направленного к врагам разведчика заманил в засаду и разгромил польские войска, находившиеся в районе Корсуня. Организованные силы Речи Посполитой на южных границах государства перестали существовать. Уже в 1648 году в Москву были отправлены первые послания казаков, предлагающие присоединить современную Левобережную Украину к России. Как отмечают историки, Россия ещё восстанавливалась после событий Смутного времени, поэтому официальная Москва относилась к идее новой войны с Польшей настороженно.
Польские власти в это время готовились к продолжению войны и одновременно оттягивали время, ведя мирные переговоры с казаками. Руководство Речи Посполитой выдвинуло заведомо невыполнимые условия: выдачу казацких предводителей и сдачу трофейного оружия. Хмельницкий в ответ совершил рейд по территории современной Западной Украины, но на Варшаву, вопреки воле казаков, не пошёл, рассчитывая добиться уступок от польских властей. В январе 1649 года он триумфально вступил в Киев. В дальнейшем Хмельницкий разгромил польские силы в Зборовском сражении, но при этом сам остановил битву.
По свидетельствам современников, предводитель казаков не хотел, чтобы участвовавший в сражении польский король попал в плен к крымским татарам, продолжавшим действовать в союзе с казаками.
Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий
Когда стало известно, что Хмельницкий жалуется на произошедшее с ним другим казакам, его решили арестовать, однако сотнику удалось бежать и добраться до Запорожской Сечи. Хан принял казацкого вождя благожелательно, но официально объявлять войну Речи Посполитой не захотел, ограничившись передачей в помощь Хмельницкому отряда перекопского мурзы Туган-бея. Вернувшись на Запорожье, Хмельницкий доложил казакам о результатах переговоров и призвал их к восстанию. Его призывы, по словам историков, упали на благодатную почву. На территории бывших западных княжеств Древнерусского государства, захваченных в XIII—XIV веках Литвой, а затем вошедших в состав польско-литовского государства Речь Посполитая, жестоко ущемлялись права русского православного населения. Кроме этого, происходило постоянное измывательство на этнической почве. Поляки воспринимали себя хозяевами положения и на всех остальных смотрели свысока», — рассказал RT доктор исторических наук, доцент МГУ имени М. Ломоносова Фёдор Гайда. Как отмечают историки, православные были лишены в Речи Посполитой каких-либо прав — их безнаказанно пытали, грабили и убивали.
Очень жёсткий культурный нажим в совокупности с социально-экономическими проблемами сформировал враждебное отношение к полякам», — отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский. Освободительная война Казаки избрали Хмельницкого старшим Войска Запорожского. Со временем его стали называть гетманом. Казацко-татарское войско двинулось навстречу силам Речи Посполитой, брошенным на подавление восстания. В мае 1648 года Хмельницкий одержал первую крупную победу, разгромив в битве под Жёлтыми Водами польский отряд под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого. По словам историков, этим гетман продемонстрировал силу и подтолкнул православное население к массовой поддержке восстания. Во второй половине мая 1648 года Хмельницкий при помощи направленного к врагам разведчика заманил в засаду и разгромил польские войска, находившиеся в районе Корсуня. Организованные силы Речи Посполитой на южных границах государства перестали существовать.
Уже в 1648 году в Москву были отправлены первые послания казаков, предлагающие присоединить современную Левобережную Украину к России. Как отмечают историки, Россия ещё восстанавливалась после событий Смутного времени, поэтому официальная Москва относилась к идее новой войны с Польшей настороженно.
Однако историки по сей день спорят о том, каким был статус двух субъектов этого соглашения. Союз нерушимый?
В украинской историографии речь идет о «военном союзе» между двумя державами, «Украиной и Москвой». Однако если Московское государство фигурирует во множестве источников той эпохи, то следы государства Украина в них отыскать сложно. Есть большие сомнения в том, стремился ли Хмельницкий к созданию государства Украина. Как должны были поступить казаки, если бы они действительно стремились к созданию собственного независимого государства?
Понятно, что за образец они должны были бы принять устройство Речи Посполитой — как хорошо знакомое и привычное им самим. О чисто республиканской форме правления речи не было, казаки просто не владели соответствующей политической теорией. Республикой считала себя польско-литовская держава, но и в ней верховный суверенитет принадлежал королю, хотя и был специальным образом ограничен. Когда на польский престол за столетие до этого бы избран валашский воевода Стефан Баторий, то, например, тот же Иван Грозный просто отказывался поначалу воспринимать его как ровню «природным» монархам.
И такое восприятие было характерно не только для внешних наблюдателей. Не существовало способа объяснить, почему вдруг равные по рождению люди должны признавать над собой верховную власть человека, выдвинутого из собственной среды. И как определить, кто именно должен стать таким человеком? Богдан Хмельницкий вплоть до принесения присяги русскому царю именовался «гетманом Его королевской милости войска Запорожского».
Иными словами, гетманом он был не только потому, что так решили сами казаки, поскольку такое решение можно в любой момент пересмотреть, а потому, что в этом качестве его признал и соответствующим образом пожаловал сам польский король. Да и само войско формально было не толпой вооруженных разбойников потому, что было королевским. А формальности в вопросах власти всегда важны. Следовательно, если бы казаки задумали в результате «национально-освободительной» борьбы обрести свое собственное государство, им пришлось бы пригласить к себе какого-нибудь правителя со стороны и далее возвести его на престол.
Однако ничего подобного мы не наблюдаем. Казаки лишь выбирают, к какому уже существующему монарху попроситься в подданство. Богдан Хмельницкий заключает мир на польских условиях28 18 сентября 1651 г. Условия договора не устраивали ни одну из сторон, и продолжение войны было вопросом времени.
Войско Запорожское имело двойственную природу. С одной стороны это, несомненно, сословная корпорация. Казаки не добивались для себя права распоряжаться судьбами других — судить, наделять собственностью и т. Они стремились лишь к самоуправлению.
С другой стороны, эта военная корпорация, придя с просторов Дикого поля, захватила определенную территорию. На этой территории существовали и другие сословные корпорации — Киевская митрополия, городское самоуправление. Наконец, сохранялась и та шляхта, которая «оказачилась», но и среди ее представителей сохранялись идеи восстановления особых сословных прав, отличных от казацких. В челобитной царю Запорожское войско буквально одной строкой просило подтвердить права и вольности и других сословий, но разрешение этого вопроса оставляло на усмотрение царской власти и других сословных корпораций.
Они, так же как и войско Запорожское, должны были получать жалованные грамоты непосредственно от нового суверена — московского царя. Гетман лишь визировал обоснованность тех или иных просьб со стороны представителей городов или церкви. Интересно, что город Переяславль, где проходила историческая рада, получил жалованную грамоту даже раньше самого войска Запорожского. При этом жители Переяславля в челобитной отмечали, что, помимо царя, никакого «пана», то есть господина, над ними нет.
Царь становится арбитром между сословиями, их корпорациями и отдельными представителями. В общем-то, именно в этом и состояла одна из ключевых функций суверена в обществах той эпохи. В обсуждении правового статуса тех, кто оказывается в юрисдикции войска, перечисляются сословия — шляхтичи, казаки и мещане. Здесь нет не только крестьян, которые в ту эпоху редко где обладали правовой субъектностью, но и духовенства — «первого сословия» традиционного европейского общества.
Жалованные грамоты духовенству киевской митрополии выдавались на права собственности, феодальные права и права духовного суда. При этом сама Киевская митрополия оставалась в составе учредившего ее Константинопольского патриархата.
Пушкарь был убит в бою, а Барабаш казнен. В статье 16 Переяславского договора Войска Запорожского с царем абсолютно откровенно указаны причины, по которым казаки пошли на это соглашение. Здесь нет ничего ни про какое «братство народов». Здесь совсем о другом: Прежде сего от Королей Польских никакого гонения на веру и на вольности наши не было. Всегда мы всякого чина свои вольности имели, и для того мы верно и служили, а ныне за наступление на вольности наши понуждены Вашему Царскому Величеству под крепкую и высокую руку поддаться, прилежно просили имеем чрез послы наши, чтоб привилегии Ваше Царское Величество нам, на хартиях писанные с печатями висящими, един на вольности козацкие, а другие на шляхетские, изволь дать, чтоб на вечное время непоколебимо было. А когда то одержим, мы сами смотр меж собою иметь будем, а кто козак, то тот вольность козацкую будет иметь, а кто пашенный крестьянин, тот будет дань давать обыклую Его Царскому Величеству так, как и прежде сего, так же и на люди всякие, которые Вашему Царскому Величеству подданные, на каких правах и вольностях имеют быть.
Совершенно определенно здесь подчеркивается, что казаки ищут гарантий своих вольностей.
Гетман обещал прежнее верное подданство. Даже значительно позже, внезапно остановив осенью 1648-го своё успешное наступление на поляков, Богдан запрашивал мирного соглашения с королём Яном Казимиром. После нового витка войны и победы под Зборовом удача временно оставила Хмельницкого. Ему пришлось снова присягнуть королю в качестве польского подданного и пойти на невыгодный Белоцерковский мир. Когда 1652-м Хмельницкий совместно с крымцами возобновил военные действия, больше вассальных воззваний он себе не позволял. Вассальные взаимоотношения с турецким султаном Поляки не простили Хмельницкому союза с татарами. Тогда бунтарь, круто повернув свой политический курс, вознамерился поднять казаков на восстание против Польши. Вскоре Богдан Хмельницкий усугубил свое предательство, метнувшись в сторону заклятого врага Польши — в Османскую империю.
В Константинополе, по некоторым историческим свидетельствам, он выступил за объявление польскому королю войны от лица султана Ислама Гирея III. Когда Хмельницкий, заручившись помощью 25-тысячной татарской армии, вернулся в Сечь, казаки избрали его гетманом, что тогда позволялось только с одобрения польского правителя. С татаро-казацкой военной силой гетман двинулся на Польшу. Король, поначалу недооценивший серьезность казачьих намерений, быстро сгруппировался и послал против Хмельницкого 30 тысяч военных. Но казаки при татарской поддержке расправились с поляками. После побед гетмана в его армию потянулись добровольцы со всей Польши. Мощную Польскую империю зашатали и внутренние взрывы.