Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). Узнайте что обозначает Вотчина — что значит, какой имеет смысл и в каких случаях применяется. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт (Grundherrschaft), а также поместье в широком смысле этого слова.
Значение слова «вотчина»
Если вы решили разобраться в чем разница между вотчиной и поместьем и узнать историю появления различных видов собственности, читайте статью. Вотчина – это феодальное земельное владение на Руси, передававшееся по наследству. Возникли вотчины на заре становления Древнерусского государства – в IX-X веках. Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история. Вотчина — это форма феодальной земельной собственности, которая возникла в России еще в X-XI веках.
Что такое вотчина. опишите ее
Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г. Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю.
Однако население крестьянское , жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения.
Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение.
Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин.
С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях.
По сути это был передаваемый по наследству комплекс собственности, включающий в себя: В Западной Европе того периода существовала аналогичная форма землевладения, которая называлась боклендом или аплодом эти термины нередко использовались и в России как синонимы вотчины. Крестьяне при этом оставались в своей общинной организации, в роли которой выступали альменды или коммуны на Руси это были сельские общины. Вотчина в Древней Руси и после ее распада Начиная со второй половины VIII века, вотчинное владение землей начало заметно превалировать среди других типов феодальной собственности, и подобное главенствующее положение сохранялось в древнерусском государстве еще почти десять веков.
Что касается разновидностей вотчинного землевладения, то их до конца XI века было всего три: Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями — они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами. Обладая правом практически безусловной собственности на унаследованную или благоприобретенную землю, владельцы вотчины могли свободно ею распоряжаться: После распада Древнерусского государства так называемый Период раздробленности вотчинников, обретавших все большее влияние на политическую жизнь отдельных княжеств, начали серьезно ограничивать в правах. Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников. Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая потомственная , запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах.
Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В период раздробленности Киевской державы вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т.
Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего.
Некоторое количество вотчин ликвидировано во 2-й пол. XVI в. В XVII в. Однако различия между вотчиной и поместьем постепенно размывались.
Что такое вотчина в истории России
Поместья же, не могли переходить по наследству. Сам термин "Поместье" означал личное безвозмездное владение землей, которое предоставлялось за несение воинской или иной государственной службы. Помещик пользовался ими до тех пор, пока находился на службе. Поместная система была основана на том, что служивые лица должны иметь землю.
Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины.
Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.
В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло.
Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В великом княжестве Московском В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси, где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее.
Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии.
Что значит владение вотчиной Владение вотчиной подразумевало наличие прав на распоряжение живущими на этих землях крестьянами холопами. Крестьяне были феодально-зависимыми и были обязаны выполнять некоторые обязанности владельцам вотчин, такие как работу на полях и выполнение других поручений. Как вотчина стала частью российского дворянства Указ Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» в 1722 году закрепил дворянскую собственность на землю и уравнял в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело большое значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия.
Какую роль играла вотчина в экономике России Вотчина была важной экономической единицей в средневековой России, и ее значение оставалось достаточно высоким в XVIII веке. Владельцы вотчин занимались разнообразной деятельностью: сельским хозяйством, животноводством, ремеслом и даже торговлей. Они часто были вовлечены в производство соли, которая была одним из главных товаров средневековой России.
Сторожев В Древней Руси Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками.
Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками.
Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.
Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы.
Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов.
Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам.
Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения
Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги. Вотчина — это особый вид земельной собственности, который был широко распространен в России в период феодального уклада. Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор. древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв.
Значение слова «вотчина»
Вотчина – это собственность одного конкретного человека или организации. началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор. В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв.
Что такое вотчина?
История 6 класс: что значит вотчина | Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. |
Значение слова вотчина кратко | от слова Отец) была восточнославянским земельным владением, которое могло передаваться по наследству. Термин "вотчина" также использовался для описания земель князя. |
Что такое вотчина в истории 7 класс | ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности. |
Понятие вотчина
Главная» Новости» Что такое вотчина кратко. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. 1) в России - древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству.
Вотчина в Древней Руси это…
Вотчина представляет собой сложную систему, которая диктовала условия жизни многих поколений и сделала свой вклад в формирование культуры и традиций России. Читайте остальные статьи цикла: Что такое Дольмен? Вотчина также была неотъемлемой частью экономики России в течение многих столетий. Она обеспечивала продовольственную безопасность страны, дающую прочные корни в аграрной и феодальной системе. Кроме того, вотчина являлась важным элементом территориальной организации страны. Большая часть земли в России была вотчинной, что означает, что владельцы вотчин могли оказывать значительное влияние на территориальный развитие страны. Крестьяне на вотчинах часто страдали от эксплуатации со стороны помещиков и жили в условиях крайней бедности.
Это приводило к социальной напряженности и возрастанию социально-политических конфликтов в России. В целом, вотчина была важным элементом российской истории, который отразил многие аспекты социальной, экономической и политической жизни России. Сегодня вотчина уже не существует, но ее наследие все еще ощущается в экономике, культуре и архитектуре России. Как добраться и где остановиться!
Таким образом, вотчина была важным элементом феодальной системы в России, который играл большую роль в образовании и развитии русского государства. Она основывалась на принципе вассальной зависимости, при котором земельные владения передавались волею великого князя или царя властителям, называемым воеводами, боярами или князьями. Каждый из этих властителей получал земли, к которым были прикреплены крестьяне. Вотчина в феодальной системе России представляла собой земельное владение, которое находилось во владении князя или властителя. Вотчина была неделимой и передавалась по наследству по мужской линии. Владельцы вотчины имели всеобщую власть над крестьянами и могли назначать им различные обязанности, взимать плату и т. Крестьяне, проживающие на вотчине, были обязаны выполнять все требования и платить десятину — десятую часть своего урожая. Феодальная система в России была характеризована строгой иерархией и зависимостью, где каждый занимал определенное место. Земля и люди на ней принадлежали властителю, который в свою очередь был подчинен верховному властителю — великому князю или царю. Основой экономической деятельности в феодальной системе было земледелие. Феодальная система в России имела свои особенности и отличалась от европейской. Одной из особенностей было то, что у власти стояли князья, которые несли ответственность за оборону земли и сбор дани, в то время как в Европе власть принадлежала вассалам. Также феодальная система в России оказывала сильное влияние на формирование культуры и общественной жизни. Вотчина как форма земельной собственности Вотчина представляла собой земельный участок, который принадлежал помещику или сеньору. Помещик имел полное владение и распоряжение этим участком земли и мог использовать ее в своих интересах. Владение вотчиной означало обязанности помещика перед сеньором, в частности, военное служение и уплату дани. За свои обязанности помещик получал право управлять землей, возможность получать доходы от ее обработки и использования, а также распоряжаться ею на свое усмотрение. Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну, таким образом, создавая династические роды помещиков. Это позволяло сохранить некоторую стабильность в социальных и экономических отношениях средневековой Европы. С развитием феодальной системы и расширением помещичьего владения, вотчина стала основной формой землевладения и хозяйственной деятельности помещиков.
Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум. I N 170. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчия с такими же условиями просто по незнанию новых законов. А продали есми ему в дернь без выкупа... А добуду яз Нечай с сыном своим сорок рублев денег на Покров Святей Богородицы 7070 года, и нам Ивану дати под те деревни та сорок рублев денег на Покров же Святей Богородицы, да и за рожь нам дати, за семена, Ивану, за бочку за всякую по 17 алтын на тот же срок, а Ивану отдати ся купчая нам назад и деревня; а не добудем мы тех денег и не дадим Ивану на тот срок, ино ся наша купчая в купчую и отводная в дернь, без выкупа" А. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. He стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г.. Дмитрий Иванович Немой подарил Волоколамскому монастырю село с деревнями "в прок, без выкупа, без отмены". Но затем в дарственной идут такие условия: 1 жить мне в своей отчине до живота; 2 а родятся у меня дети, и то село с деревнями им, а монастырю они дадут 700 p. Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене арямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного. Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел право на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки, оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Князю, а не сыну. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; a по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения. Судебник установляет право выкупа только для вотчин, а в народной практике и черные государевы земли продаются с оговоркой в прок без выкупа, а это предполагает возможность продажи их и с выкупом. Указный выкуп далеко расходится с обычным. Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа 67. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. В древнее время для заключения сделки купли-продажи мало было сказать купил, а надо было прибавить "купил впрок, без выкупа". Это обусловливалось тем, что слова: купить и купля не имели первоначально того определенного технического значения, какое мы теперь с ними соединяем купля-продажа. Без указанной прибавки глагол купить не обозначал еще такого действия, последствием которого был переход прав собственности из одних рук в другие. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому, наймита называли в старину еще и закупом. Вместо "нанимаем землю" и теперь крестьяне Лужского уезда говорят: "купляем землю" это широкое значение слова купить не замечено Толковым Словарем Даля. Так как слово "купить" не имело точно определенного смысла, то и приходилось при каждой купле оговаривать, на каких основаниях недвижимость переходит из рук в руки. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Если имели в виду отчуждение собственности, говорили: купил во веки, в прок, в дерн, без выкупа, Такие оговорки весьма употребительны в актах XV и XVI в. Неволин приводит их довольно много на стр. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А.
Рубрика: Как пишется Вотчина — это тип феодальной землевладельческой собственности, который существовал в Русском государстве до принятия Петровских реформ. Владение вотчиной осуществлялось одной семьей, которая считалась ее единственными владельцами. Этот тип владения отличался от других форм землевладения, таких как государева или боярская собственность. Вотчина возникала как результат приватизации бывших княжеских, королевских или других земель. Владение вотчиной передавалось по наследству внутри семьи, обычно с сингулярным правом наследования младшим сыном. Это означало, что старшие братья или дочери не имели право унаследовать вотчину. Особенностью вотчины было то, что она не могла быть продана или передана во владение посторонним лицам. Это делало ее неприкосновенной и не зависимой от внешних факторов. Вотчинщина была связана с определенными обязанностями перед государством или другими феодалами. Обычно этими обязанностями были военные или административные меры, которые выполнялись владельцами в обмен на право владеть и наследовать вотчину. С появлением Петровских реформ вотчина была постепенно отменена. Это произошло в результате усиления государственного контроля и централизации власти. К концу XVIII века институт вотчины практически исчез в России, и земли, ранее принадлежавшие ей, были переданы в помещичье владение или превращены в государственную собственность. Понятие вотчины Система вотчины возникла в Европе во времена средневековой феодальной системы. Земельные участки или имущество, ставшие вотчиной, передавались от родоначальника семьи отцу наследникам сыновьям по праву прямого наследования.
Значение слова «Вотчина»
Что такое вотчина? Как она управлялась? Кто составлял население вотчины? - Универ soloBY | Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги. |
Понятие вотчина | это особый вид земельного владения, который существовал в России в разные исторические периоды. |
Что такое вотчина: история 6 класс кратко | Новости и обзоры | Новости Новости. |
Вотчинный уклад Московского государства
Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой наделил короля правом раздавать так называемые «пустыни» за Белой Церковью.
Это были земли с малорусским населением, на которых затем сформировалось вотчинное по своей сути землевладение магнатских родов Вишневецких, Потоцких, Конецпольских и других. Крупное землевладение на территории современной Украины было практически ликвидировано в ходе национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648—1657 годах. Однако затем крупное землевладение было возобновлено на Правобережье, которое осталось под властью Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов.
Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права см. Владимирского-Буданова намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий. Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей.
Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос см. Наследственное право. Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам "купель". Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора 1581 г.
Вот это любопытное выражение: "а буде продаст вотчину в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают". От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны.
Ефрем Неклюд отказывает в 1500 г.
Георгию, но если эта землица понадобится его дочери или родникам, они могут ее выкупить за 40 алтын. Наоборот, Николай Рычков в 1517г. С безусловными запрещениями выкупа делаются продажи и частным лицам.
От первой половины XVI в. Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия. Этот порядок продолжает действовать и после издания Царского Судебника, и понятно почему: новые законы не скоро делались известными публике в XVI в.
Боярин И. Шереметев в 1554 г. Веденный Боярин И.
Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчие с такими же условиями просто по незнанию новых законов. В купчей 1568 г.
Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. Не стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом.
Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г.
Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене прямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного.
Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел права на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; а по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа.
Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения. Указный выкуп далеко расходится с обычным.
Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания Царского Судебника.
Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому наймита называли в старину еще и закупом.
Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Неволин приводит их довольно много на с. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А.
Наша древность не знала известного германскому праву ограничения права распоряжения родовыми имуществами[3]. У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе.
Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа? На этот вопрос можно отвечать только догадками.
На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками. Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г.
Помещики несли обязанности перед властью и взамен получали право управлять своей вотчиной.
Они взимали с населения налоги, устанавливали собственные законы и правила. Вотчина играла важную роль в системе феодальных отношений, представляя собой основу феодальной иерархии и сословного деления общества. У помещиков был высокий социальный статус и привилегии.
Однако с течением времени система вотчины стала устаревать и препятствовать развитию экономики и общества. Это привело к необходимости проведения социальных и экономических реформ, которые привели к отмене вотчины в России в 1861 году. Таким образом, вотчина была особой формой собственности и социальной структуры, характерной для феодальной России.
Она играла важную роль в обществе и стала одной из причин проведения реформ в стране. Происхождение и значение слова «вотчина» Вотчину можно рассматривать как предшественника современных усадеб и поместий. Это были земли, на которых располагались не только жилые дома, но и огороды, фермы, пастбища и даже церкви.
Вотчина отличалась от других видов земельной собственности тем, что ее владельцы в обязательном порядке должны были служить князю или властителю страны. Вотчину можно рассматривать как форму феодального владения, когда власть и богатство концентрировались в руках небольшого числа людей, в то время как остальное население было безземельным или арендаторами земли.
Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса
Значение слова вотчина кратко | Что такое вотчина кратко. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте. |
Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения | Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. |
Что такое вотчина? | Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. |