Новости» Единый день писателя/поэта юбиляра: Н.В. Гоголь.
215 лет исполняется со дня рождения Николая Гоголя
Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. В 1929 году, в честь 120-летия со дня рождения, писателя был основан Великосорочинский литературно-мемориальный музей Н.В. ал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников. Несколько историй о жизни и смерти великого писателя, со дня рождения которого 1 апреля исполняется 215 лет. день рождения Николая Васильевича Гоголя. Николай Васильевич Гоголь создал поистине бессмертные произведения и вошел в мировую литературу подлинным мастером слова. Свой образ Петербурга Н. В. Гоголь запечатлел в «Петербургских повестях», многократно поставленных на сцене, в кино, отраженных в музыке и живописи.
«Я не поэт, я гражданин»: новости от хранителей к 215-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
Сегодня, 15 апреля, темой внеурочного занятия "Разговоры о важном" стала жизнь и творчество великого русского писателя Н.В. Гоголя. 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Валентина Владимировна предложила студентам принять участие в обсуждении темы родины в произведениях В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя — классика русской литературы, мастера юмористической прозы и мистических историй с народным колоритом.
День рождения «Гоголь-центра», новый клип Гребенщикова и другие новости утра
Правда, у советских писателей объектом высмеивания часто становились всякие "несоветские элементы" или вообще "заокеанские враги", а не чиновники и прочие власть предержащие, как у Гоголя. Иллюстрация к комедии "Ревизор". Фото: regnum. Николай Васильевич был литературным отцом и нашего одноименного портала.
Писатели спорили о роли художника в обществе и не сходились во мнениях отсюда и устойчивая легенда об их якобы вражде. Просто Пушкин склонялся к мысли, что писатель должен нести в своих произведениях "разумное, доброе и вечное", как позже сформулирует Николай Некрасов. А Гоголь считал, что самое действенное средство перевоспитания общества — это бичевание его пороков.
Поэтому Пушкин не стал сочинять комедию о том, как целый город принял заезжего вертопраха за ревизора, потому что у всех без исключения было "рыльце в пушку", а Гоголь стал. В этой пьесе "сконцентрированы" все элементы сценической комедии, которые состоят на вооружении у драматургов и режиссеров по сей день. И еще в ней заложена неприятная правда: юмор — это маска для того уродливой действительности, средство сделать ее чуть более… если не симпатичной, то хотя бы читабельной.
Черную и неприглядную действительность никто не захочет воспринимать в искусстве — ее и в жизни полно. В последние годы, как известно, Николай Васильевич и в этом приеме разочаровался. Он то впадал в идеализм, то в прямой мистицизм, то искал утешения в религии.
Гордимся, что в нашем репертуаре сейчас две великие пьесы гения русской литературы. В июне на Основной сцене состоялась премьера спектакля «Ревизор» режиссера Александра Славутского - размышление о собственной совести, которая все равно проснется и спросит каждого из нас о том, как мы прожили свою жизнь: «Я убежден, что Гоголь писал не просто комедию, он написал беспощадную правду о человеке, о грехе и покаянии, о душе человеческой, о совести, о жизни и смерти, о том, что за все придется платить. Мы, к сожалению, живем так, как будто вечны, как будто не придется отвечать за свои поступки перед самым строгим судьей — совестью своей.
Гордимся, что в нашем репертуаре сейчас две великие пьесы гения русской литературы. В июне на Основной сцене состоялась премьера спектакля «Ревизор» режиссера Александра Славутского - размышление о собственной совести, которая все равно проснется и спросит каждого из нас о том, как мы прожили свою жизнь: «Я убежден, что Гоголь писал не просто комедию, он написал беспощадную правду о человеке, о грехе и покаянии, о душе человеческой, о совести, о жизни и смерти, о том, что за все придется платить. Мы, к сожалению, живем так, как будто вечны, как будто не придется отвечать за свои поступки перед самым строгим судьей — совестью своей.
Толстой, в доме которого в Москве жил Гоголь, созвал консилиум врачей, потому что был напуган его мрачными мыслями. Врачи не смогли установить болезнь Гоголя, но начали лечить его как умалишенного, насильно.
Признаков психического расстройства у писателя при этом не было. Неумелыми действиями доктора только ослабили организм писателя и ускорили его кончину. Причина смерти Гоголя до сих пор остается загадкой.
Гоголь - единственный писатель, который стал королем и шутки, и ужаса
Писатель очень любил козье молоко, но не чистое, а сваренное по-особому рецепту. Николай Васильевич добавлял в него ром, фляжка с которым всегда у него была с собой. Свой «коктейль» он называл «Гоголь-моголь», но не в честь известного десерта из взбитых яиц с сахаром, а в честь своей фамилии. Комедию Гоголя увидел свет благодаря усилиям Василия Жуковского. Почетный член Императорской академии наук имел доступ к императорской семье. Он сделал так, чтобы «Ревизора» прочитали по ролям. Жуковский убедил Николая I, что в пьесе Гоголя нет ничего страшного, она только высмеивает плохих провинциальных чиновников. Факт 9. За 7 лет до смерти Николай Васильевич написал в своем завещании: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».
Может быть именно это требование, которое не исполнили, и породило слухи о смерти писателя. В 1931 году могилу Гоголя перенесли из Данилова монастыря, который закрыли, на Новодевичье кладбище. Именно после вскрытия могилы писателя и появились слухи один страшнее другого. По одной из версий, в гробу у скелета череп был повернут в сторону, а по другой — череп вообще отсутствовал. Факт 10.
Символично, что писатель Николай Васильевич Гоголь 1809 — 1852 появился на свет 1 апреля, в День смеха. История этого праздника, кстати, уходит корнями в такую тьму веков, что невозможно точно сказать, где и когда он зародился. Есть версия, что где-то в средневековой Европе. Во всяком случае, в средневековых хрониках Фландрии и Англии встречаются упоминания о тех или иных "розыгрышах", предпринятых народом плюс-минус в день 1 апреля. Конечно, юмор тот был грубоват, ничего не попишешь… В Россию День смеха, как и многие другие европейские традиции, "привез" Петр Великий, любитель незамысловатого, а то и издевательского юмора. Долгое время после ухода из жизни первого российского императора в придворных кругах было еще принято умиляться дурачествам шутов. Некоторые властители. Как, например, императрица Анна Иоанновна, забавлялась с шутами и уродцами каждый день, а не только первого апреля. И все же День смеха стоял наособицу в году. В русской традиции он часто назывался День дураков. С одной стороны, это обидно, а с другой — только шуты имеют право и возможность говорить королям правду, пусть даже в юродском виде. Что касается совпадения Дня смеха и дня рождения Гоголя, то это явно неспроста. Литературоведы считают, что именно Гоголя можно считать родоначальником литературного юмора в современном понимании.
С ранних детских лет в Гоголе уже обнаруживались задатки его природного дара поэтического творчества, а также сознания необходимости приносить пользу своим ближним, обществу, государству. Убедившись в своем даровании, Гоголь никогда, даже и в самом начале его литературной карьеры, не увлекался дешевым успехом, а все предъявлял к себе с течением времени более и более строгие требования. К великому своему разочарованию и огорчению. Не поняли великих замыслов Гоголя потому, что еще недостаточно ясно, сильно и полно они были им воплощены. И вот Гоголь сам осуждает свои работы, отрекается от них, он искренне желал бы уничтожить первый том «Мертвых душ» и сжигает уже готовый, но не напечатанный второй том для того, чтобы снова, в более совершенном виде написать его. Идеал христианского совершенствования бесконечен и безграничен; самые великие подвижники, как известно, чем более вырастали, возвышались духовно, тем более мысленному взору их открывалось их несовершенство. То же осуществилось и в жизни, в личности Гоголя. Первым делом, Гоголь без колебаний бросил все прежние должности, общество друзей своих, Петербург и самую Россию, чтобы вдали и в полном, неразвлекаемом уединении воспитывать себя к высокому призванию писателя и все силы свои посвятить новому, более глубокому, осмысленному и христиански-одухотворенному творчеству. И прежде всегда любивший чтение серьезное и богословское, Гоголь теперь обложил себя книгами исключительно религиозно-нравственного содержания, читал творения святых отцов, изучил богослужение и даже написал «Размышление о Божественной литургии»; икал беседы, с духовными лицами. Исполнилось и заветное желание Гоголя: он совершил путешествие во Святую Землю.
Разговоры о важном. 215 лет со дня рождения Н.В. Гоголя
Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю. Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы Герасим Высоцкий , по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние [20] ; Александр Данилевский , оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай Прокопович ; Нестор Кукольник , с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился. Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» [21]. С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом , был самым ревностным участником ещё со второго года пребывания в Нежине. Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики — не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского. Памятник молодому Гоголю на Андреевском спуске в Киеве Смерть отца в 1825 году была тяжёлым ударом для всей семьи. Похоронили его в родной Яновщине [22]. Заботы о делах ложатся теперь и на Гоголя; он даёт советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни.
Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. В статье не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совершенно недостаточными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него были сила характера и практическая предприимчивость: он пробовал поступить на сцену , стать чиновником , отдаться литературе.
Несмотря на его многочисленные попытки, в актёры его так и не приняли. В конце 1829 года Гоголь поступил на службу писцом 1-го стола 2-го отделения департамента уделов Министерства уделов и вскоре становится помощником столоначальника , при этом был пожалован самым младшим чином по табели о рангах : коллежского регистратора [23] ; прослужил полтора года. Чиновником он был плохим. Служба его была настолько бессодержательна и монотонна, что стала ему невыносима. Тем не менее из своего опыта службы Гоголь почерпнул материал для своих петербургских повестей [24]. Литературное поприще стало единственной возможностью его самовыражения. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родному краю, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы « Вечеров на хуторе близ Диканьки ». Но до этого он издал под псевдонимом В. Алов романтическую идиллию « Ганц Кюхельгартен » 1829 , которая была написана ещё в Нежине он сам пометил её 1827 годом и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни.
Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению. В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек , но через месяц вернулся опять в Петербург сентябрь 1829 — и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов апрель 1830 , где он оставался до 1832 года. В 1831 году происходит сближение с кругом В. Жуковского и А. Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность. Неудача с « Ганцем Кюхельгартеном » была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах , а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из малорусского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы.
Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига « Литературная газета » и « Северные цветы », где была помещена глава из исторического романа « Гетьман ». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, склонной к мистицизму , — после они сблизились очень тесно. Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте , где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном. Гоголь в 1834 году В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых ; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете [25]. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы : его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.
Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были « Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены « Сорочинская ярмарка », « Вечер накануне Ивана Купала », «Майская ночь, или утопленница», « Пропавшая грамота »; во второй — « Ночь перед Рождеством », « Страшная месть, старинная быль », « Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка », « Заколдованное место ». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором , произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала « Арабески », потом « Миргород », оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной.
Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву , где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным , Михаилом Максимовичем , Михаилом Щепкиным , Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы» [26]. Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. В Викитеке есть тексты по теме: « «Гоголь-учёный» » С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще.
В то время готовилось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины , где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья [27]. Портрет Гоголя, рисованный с натуры актёром П. Каратыгиным в 1835 году В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя.
Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, лёгшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637 — 1638 годов , предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая « Шинель », « Коляска », может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в « Современнике » Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится « Рим » в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет « Мёртвых душ », был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая.
Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1]. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », « Тяжба », « Лакейская » и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и « Игроки », задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу.
Карандашный портрет Н. Гоголя Э. Дмитриев-Мамонов , 1840-е гг. Гоголя, признаёт Почётным своим членом, с полною уверенностью в его содействии Московскому университету во всем, что к успехам наук способствовать может» [28]. За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение — « Мёртвые души », но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился с А.
Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина , страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.
Американский фестиваль независимого кино «Сандэнс» объявил победителей. Все награды для сериалов достались только шоу от HBO. В обязанности новых сотрудников войдут обнимание поросят, кормление их печеньем, растирание живота и разговоры с ними. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков выпустил клип на песню «Бабушки» , написанную в середине 80-х.
Ситуация настигала Хлестакова неожиданно, врасплох. Этим актер оправдывал суетливость и нервозность молодого барина, лихорадочно прикидывающего, что от него хотят. Но к моменту, когда дело доходило до первой взятки, Хлестаков уже усваивал правила игры и вовремя подставлял свой карман. Он почти не глядя протягивал свою руку к пачке с деньгами, и словно крошку, небрежно смахивал ее со стола. Стоявший наготове Осип виртуозно подхватывал на лету пачку, и повторял пренебрежительную гримасу хозяина, так же не глядя, отправлял ее в раскрытый сундук.
Мастерски разыгранная реприза била точно в цель, недвусмысленно давая понять изумленному Городничему, что предложенная сумма для петербургского чиновника - сущий пустяк, который он принимает в виде одолжения. Актер выстраивал партитуру роли, направляя ее по траектории движения, хорошо раскаченные качелей - головокружительные подъемы сменялись щемящими с замиранием сердца, спусками: взятка, пьянка, фантастическое вранье, мучительное припоминание и анализ совершенного и сказанного и, наконец, под занавес, любовная интрижка с городничихой и Марьей Антоновной. Все это напоминало бросание из огня в воду. И с каждым новым подъемом вверх аппетит у Хлестакова разгорался все сильней и сильней, прибавляя ему все большую уверенность в себе. Острота, яркость, эксцентричность Хлестакова выявлялись в основном в области и в сфере физических действий - он, например, в один момент мог взобраться на баррикаду из мебели, выстроенную для защиты от просителей, и использовав ее как своеобразный монумент, принимая позу царственной особы, вести переговоры с наивными горожанами.
Но эта внешняя эксцентрика не дополнялась, не обживалась актером изнутри, оставляя ощущения внешней оболочки, но не адекватного выражения внутренней сущности. Более завершение и законченно прозвучал в спектакле образ Осипа Н. Саламов : фигура слуги была очень важным звеном в общей цепочке взаимоотношений героев пьесы. На него были возложены, прежде всего, функции сообщника Хлестакова, привыкшего вытаскивать своего барана из всякого рода щекотливых ситуаций. Он груб с молодым барином, ворчит, обвиняя его в мотовстве.
Но как только он замечает, что легкомысленная фортуна им улыбается, мгновенно перестраивается, мгновенно становится его союзником». Осип так и шарил по сторонам своими хитрыми глазками, всматривался в лица, прикидывая от кого и чем еще можно поживиться. Он с удовольствием пинал ногой слугу, заставлял местных лакеев подолгу таскать на спине тяжеленный сундук Хлестакова. Он был хладнокровен, спокоен, выдержан, в отличие от воспламеняющегося азартом Хлестакова. Но вполне вероятно, что пока Хлестаков играл с огнем в господских покоях, Осип не менее удачно прокручивал интригу на стороне прислуги.
Спектакль был интересен своим броским Хлестаковым, углубленным Осипом, своей тенденцией обострить игровую основу пьесы.
Говорят, что генсек лично распорядился заменить скорбящего Гоголя на радостного, печальный образ которого не вписывался в концепцию советского государства. В 1952 году на Гоголевском бульваре появился памятник Гоголю работы Николая Томского. Теперь с постамента взирал на окружающих радостный, улыбающийся писатель. Памятник создавался в спешке, нужно было успеть к столетию со дня смерти писателя, что повлияло на качество работы. Позже Томский признавался, что считает памятник Гоголю своей самой неудачной работой за последние годы. Памятник остался стоять на Гоголевском бульваре до наших дней.
к дню рождения николая Гоголя!
Урок из цикла «Разговоры о важном» 15 апреля посвятили творчеству Николая Гоголя в честь 215-летия со дня рождения русского классика, которое отмечалось 1 апреля. 1 апреля — 215 лет со дня рождения русского прозаика, поэта, драматурга, публициста и критика Николая Васильевича Гоголя (1809 — 1852). великого русского писателя, одного из любимых нами и важных для нас авторов. В российских школах урок «Разговоры о важном» 15 апреля посвятили 215-летию со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
Тайна рождения Николая Гоголя
В апреле 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения писателя, классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя, жизнь и творчество которого являются одной из самых занимательных и подробно исследованных проблем отечественного литературоведения. Первый памятник Гоголю в Москве установили в 1909 году в конце Гоголевского бульвара в честь столетия со дня рождения писателя. Сегодня, 2 февраля, «Гоголь-центр» празднует день рождения, и в этом году исполняется 10 лет со дня открытия театра.
«Он все видел и понимал»: 214 лет со дня рождения Николая Гоголя
Шолохова Заведующая отделом обслуживания ЦГБ им. Шолохова Ларионова В. При помощи презентации студенты познакомились с творчеством писателя, с интересными и малоизвестными фактами из жизни великого классика. Всех очень заинтересовали мистические легенды, которые окружают имя великого писателя: таинственное рождение, история о его захоронении заживо, увлечение нечистой силой. Валентина Владимировна предложила студентам принять участие в обсуждении темы родины в произведениях Н. Все согласились с тем, что самыми яркими примерами являются повесть «Тарас Бульба» и поэма «Мертвые души».
Гоголь является великим в силу своего литературного и человеческого дара. Гоголь открыл для нас целую эпоху не только в литературе. Читая и перечитывая его гениальные произведения, мы еще раз убеждаемся — они актуальны и нужны нам сегодня так же, как и много лет назад.
В русском духовном театре «Глас» и в Московском молодежном театре под руководством Вячеслава Спесивцева в преддверии празднования дня рождения Николая Гоголя показали комедию «Ревизор». В событии приняли участие исследователи жизни и творчества писателя из Института русской литературы Пушкинский Дом , Российской академии наук и Александринского театра, а также эксперты из Словакии, Китая и Италии. В Российской национальной библиотеке к юбилею писателя открылась выставка «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». В экспозиции представлены ранние издания произведений Николая Гоголя. Например, стихотворение «Италия», напечатанное в журнале «Сын Отечества и Северный Архив» в 1829 году, поэма «Ганц Кюхельгартен: Идиллия в картинах», опубликованная под псевдонимом В. Алов, и другие предметы. Выставка будет работать до 1 мая.
В мае 1842 года из типографии Московского университета вышла в свет книга под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души, поэма Н. Автор сам выбрал цвет обложки и разметил размеры шрифтов на титуле. Ставшее со временем «нулевым километром» классической русской литературы произведение создавалось вдали от России — в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Сюжет поэмы, как и комедии «Ревизор», подарил молодому автору Пушкин, осенивший своим гением новое, вскоре ставшее ведущим направление в русской литературе — глубокого психологического реализма, совмещенного с критическим восприятием действительности и христианским православным идеализмом. Продолжателями традиций Гоголя можно считать практически всех талантливых отечественных писателей — от Достоевского и Гончарова до Платонова и Булгакова. Сам Гоголь свой опубликованный первый том считал экспозицией эпопеи о духовном преображении заблудших душ на пути к религиозному просветлению и счастью.
День смеха, день Гоголя
4 апреля на сцене Юго-Запада отмечаем день рождения Николая Васильевича спектаклем РЕВИЗОР. 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения В год 210-летия со дня рождения Николая Гоголя началась подготовка к реставрации двух памятников писателю — на Никитском и Гоголевском бульварах. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. Гоголь как «великий учитель» (по Достоевскому) попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». 1852 г.) Николай Васильевич Гоголь — великий русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы.
Гоголь, Николай Васильевич
Как бы это странно ни звучало, но это действительно доставляло Гоголю какую-то особенную радость. При встрече с друзьями или коллегами прозаик любил даже пожаловаться на какой-либо свой недуг. Так, при первой встрече с писателем Сергеем Аксаковым, Николай Васильевич посчитал, что стоит поведать ему о своей неизлечимой болезни. Смотря на него изумленными и недоверчивыми глазами, потому что он казался здоровым, я спросил его: «Да чем же вы больны? Любимым напитком Николая Васильевича было козье молоко, при этом он добавлял в него ром. Свое блюдо он называл гоголем-моголем и часто говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!
Вот некоторые из них: «Гоголь сжег второй том поэмы «Мертвые души»» Сожжения произведений, которые Гоголь считал неудачными, действительно случались. Историческую поэму «Россия под игом татар» он сжег, учась в гимназии. Неоднократно Гоголь уничтожал и черновые наброски. Тем не менее, точно не известно, что погибло в огне в ту ночь. Ни один из друзей Гоголя не видел второй том «Мертвых душ» в законченном виде.
Сестра Гоголя указывает на 40 тысяч, но, видимо, она сделала поправку на инфляцию, которая была в России после войны 1812 года. А когда родился Николай Гоголь, то его сделали старше на два года.
Так он, по школьным документам Полтавы, родился в 1811 году. Потому что Маше 1794 года рождения к тому времени уже было 17 лет. Все законно. Трощинскому стукнуло 59 лет. Он достиг возраста, о котором говорят в народе: "Седина в бороду — бес в ребро". Как потом ни "копали" под министра юстиции конкуренты, но доказать ничего не смогли. Тогда еще не было проверки отцовства на ДНК.
Тем не менее, "доброжелатели" регулярно докладывали об интимных делах Трощинского. Все знали в округе все: кто с кем ходит… И сейчас, и двести лет назад, если чихнешь на одном краю села, то на другом скажут: "Будьте здоровы"! Вот и пришлось отправлять Машу рожать к давнему другу — военному врачу Михаилу Трахимовскому в Большие Сорочинцы. Место там бойкое. Из местечка выходит сразу пять дорог: есть откуда приехать и куда, в случае чего, уехать… Существовала даже легенда "прикрытия", что Гоголь родился в дороге, чуть ли не у самого моста через реку Псел, которую он так красочно описал в повести "Сорочинская ярмарка". Я проверял "на местности": по дороге из Васильевки ныне Гоголево до Сорочинцев моста нет. Тут "служба безопасности" министра юстиции, распуская эти слухи, что-то недоработала.
Читатель вправе спросить: а куда пошли деньги генерала? Они стали "инвестициями". Яреськи ожили, в них регулярно устраивались ярмарки. Там был построен крупный винокуренный завод, на котором применялась паровая машина. Винокурение производство водки было неплохим бизнесом. Гоголь впоследствии управлял хозяйством Трощинских, будучи секретарем Дмитрия Прокофьевича, который с 1812 г. А в домашнем театре Д.
Трощинского в Кибинцах ставили комедии Василия Афанасьевича. Всем хорошо.
Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.
А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился...
Гоголя составляют — простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь — поэт, поэт жизни действительной.
Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль…» В. Гоголь - истинный ведатель сердца человеческого...
Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России» Н. Гоголь положительно должен быть признан родоначальником... Составить своё мнение об известном русском писателе приглашаем всех желающих, посетив нашу книжную выставку "История одной жизни".