На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ. Структура эмоционального интеллекта так же, как и этого теста состоит из 15-ти компонентов: адаптивности, самоутверждения, эмоционального восприятия, выражения эмоций, решения проблем, саморегуляции, контроля импульсов, межличностных отношений, самоуважения.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Согласно ей он состоит из четырех главных компонентов:Также есть смешанная модель эмоционального интеллекта, созданная Дэниэлом Гоулманом. В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному.
Введение в эмоциональный интеллект
Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять. Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков. В некоторых случаях эмоциональный интеллект человека (EQ) может быть гораздо важнее коэффициента интеллекта (IQ).
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Сюда же исследователи относят возможное дальнейшее развитие эмоции;? Эмоциональный интеллект, к счастью, можно развить. Это не то, что дается нам от рождения и на всю жизнь. Хотя, например, Дж. Мейер верит, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, ибо, по его мнению, это как раз и есть данность. И то он допускает, что путем тренировок можно повысить уровень эмоциональной компетентности — способности распознавать свои чувства и чувства других людей с целями самомотивации и управления своими эмоциями.
Среди его оппонентов мы видим весьма авторитетного Д. Гоулмана, настоящего титана в изучении эмоционального интеллекта. Гоулман полагает, что эмоциональный интеллект развивать можно, потому что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Методы развития эмоционального интеллекта могут быть самыми разными, и среди них каждый найдет себе как минимум один наиболее подходящий: это и семейное воспитание, и отношения в обществе, и близкие отношения с противоположным полом, да и просто сам жизненный опыт, который, как известно, лучший учитель. Когда исследования эмоционального интеллекта стали широкодоступны, они оказались тем самым недостающим звеном в специфическом вопросе: почему люди со средними показателями интеллекта IQ на семьдесят процентов времени опережают в работе конкурентов с самыми высокими показателями интеллекта.
Эта неувязка бросала густую тень на то, что люди всегда принимали за единственный источник успеха: интеллект. Десятилетия исследования теперь указывают на эмоциональную составляющую интеллекта как на решающий фактор. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность. Личная компетентность складывается из нашего самосознания и навыков самоуправления, которые сосредотачиваются больше на нас индивидуально, чем на наших взаимодействиях с другими людьми. Личная компетентность — способность человека осознавать свои эмоции и управлять своим поведением и склонностями.
К ней относятся два навыка:? Мы осознаем свои собственные эмоции, то, как они затрагивают наши мысли и поведение, знаем свои сильные и слабые стороны и поддерживаем на уровне уверенность в себе;? Мы в состоянии управлять импульсивными чувствами и поступками, управлять своими эмоциями здоровыми способами! Социальная компетентность состоит из понимания происходящих в нашем окружении процессов и из навыков управления отношениями. Социальная компетентность — это наша способность понимать настроение других людей, их поведение и мотивы, для того чтобы улучшить качество наших отношений.
Сюда относятся также два навыка:? Благодаря этому навыку мы умеем понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, чувствовать себя комфортно в обществе;? Мы знаем, как развивать и поддерживать хорошие отношения, как общаться ясно, вдохновлять других, как хорошо работать в команде и находить выход из конфликтных ситуаций. Эмоциональный интеллект, показатель интеллекта IQ и индивидуальность — это разные вещи. Эмоциональный интеллект — это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличен от интеллекта.
Также важно уметь поддерживать взаимоотношения с людьми — это помогает развивать эмоциональный интеллект и выстраивать эффективное общение. Резюмируя, жизнестойкости помогает эмоциональный интеллект, развить его можно, выстраивая хорошие отношения с близкими и в команде. А также в принципе осознавая собственные эмоции. Чтобы осознать свои чувства, есть простое упражнение: записывайте каждый день наблюдения за своими эмоциями, отмечайте, как вы реагируете на окружающих и как они реагируют на ваши действия. Со временем вы сможете перестроить свои модели взаимодействия и научитесь более эффективно и дружелюбно общаться с окружающими. Что еще поможет развить свой эмоциональный интеллект и прокачать навыки жизнестойкости? Позитивный и оптимистичный взгляд на ситуацию.
Нужно принимать изменения как часть нашей жизни, при этом обязательно делать объективную оценку рисков и перспектив. Нужно определить свои большие и маленькие цели и планомерно двигаться к ним.
Дальнейшие исследования могут прояснить вопрос о связи личностных черт с ЭИ, однако пока нет данных, подтверждающих, что опросники на ЭИ измеряют характеристики, имеющие отношение к интеллекту.
Измерение эмоционального интеллекта на основе решения задач объективные тесты Основная модель ЭИ как способности была предложена Дж. Мэйе-ром и П. Сэловеем например, Mayer, Salovey, 1997.
В рамках этой модели ЭИ определяется как набор иерархически организованных способностей, связанных с переработкой информации, которые объединяются в четыре «ветви»: 1 восприятие эмоций; 2 повышение эффективности мышления с помощью эмоций; 3 понимание эмоций; 4 управление эмоциями. Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях. Способность распознавать и выражать эмоции первая «ветвь» является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач вторая «ветвь».
Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними третья «ветвь». Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции соб- ственных и чужих эмоций четвертая «ветвь».
В нижней части таблицы 1 приведен список методик, используемых для измерения ЭИ в рамках модели способностей. Каждое задание этого теста имеет несколько вариантов ответа, один из которых должен выбираться испытуемым. Для того чтобы определить, сколько баллов испытуемый должен получить за выбор того или иного ответа, тест был проведен на большой выборке стандартизации, репрезентативной по отношению к населению США.
Каждому варианту ответа приписывается балл, соответствующий доле испытуемых в выборке стандартизации, выбравших этот ответ. Кроме такого способа подсчета баллов, основанного на консенсусе, применялся другой способ, основанный на экспертных оценках. В этом случае балл, присваиваемый тому или иному ответу, соответствует доле относительно небольшой выборки экспертов, которая выбрала этот ответ.
В тесте EARS каждый пункт состоит из трех рассказов, вслед за которыми приведены 12 пар настроений. Испытуемый должен выбрать настроение, которое, вероятнее всего, испытывает персонаж рассказов. В тесте LEAS используются открытые задания без заранее заданных вариантов ответа.
Экспериментатор приписывает баллы ответам испытуемого по определенным правилам аналогично тому, как это происходит в традиционных тестах на понимание. Предполагается, что в ответах испытуемых можно различить 6 уровней понимания эмоций. В экспериментальной психологии существует еще ряд тестов, измеряющих конструкты, соответствующие четырем «ветвям».
Примечательно, что методики, измеряющие способность распознавать эмоции в различных стимулах чаще в выражениях лиц, реже в голосах, ситуациях, музыкальных отрывках , обычно не рассматривались как тесты для измерения ЭИ. Вместе с тем многие задания, разработанные в рамках экспериментальной психологии, могли бы успешно применяться и в дифференциальной психологии для измерения ЭИ. Наиболее серьезная проблема тестов ЭИ состоит в определении метода подсчета баллов, так как все существующие подходы оказываются при ближайшем рассмотрении весьма спорными.
Основная трудность состоит в том, какой вариант ответа считать правильным и на каком основании. По этому поводу идет острая полемика. Подсчет баллов на основе консенсуса выборки стандартизации может просто выражать представления и даже предрассудки относительно эмоций, характерные для данной культуры.
Подсчет баллов на основе экспертных оценок также сомнителен, так как не вполне ясно, по какому критерию выбирать экспертов, мнение которых относительно эмоций можно считать по-настоящему авторитетным. Результаты эмпирических исследований противоречивы. Робертс, М.
Зайднер и Дж. Мэттьюс Roberts, Zeidner, Matthews, 2001 обнаружили, что согласованность между баллами MEIS, подсчитанными на основе консенсуса и экспертных оценок, существенно разнится в зависимости от «ветви». Логическое затруднение в использовании консенсуса для подсчета баллов возникает при анализе трудности задания, так как по определению наиболее часто встречающийся ответ на очень трудное задание должен быть неправильным.
Маккэнн с соавт. MacCann et al. Несмотря на отмеченные проблемы, в целом тесты ЭИ обладают хорошими психометрическими свойствами.
Подсчет баллов на основе консенсуса и на основе экспертных оценок дает приемлемые показатели надежности, хотя надежность отдельных субтестов оказывается невысокой MacCann et al. Надежность других тестов ЭИ не столь высока, поэтому пока они могут использоваться только в исследовательских целях. MEIS демонстрирует умеренный уровень критериальной валидности по отношению к показателям адаптации Mayer et al.
Были получены корреляции в диапазоне от 0. Было показано, что тестовые показатели ЭИ ниже у подростков, курящих сигареты и употребляющих алкоголь. Валидизация MSCEIT еще только начинается, но уже обнаружено, что способность к управлению эмоциями статистически значимо коррелирует на уровне 0.
Связь со способностями и с личностными особенностями. В отличие от методик, основанных на самоотчете, объективные тесты ЭИ умеренно коррелируют с показателями способностей и личностных особенностей. Так, были обнаружены положительные связи на уровне 0.
Часто сообщается о связях с факторами, входящими в модель «Большая пятерка», например, о положительных корреляциях с дружелюбием и сознательностью и об отрицательных связях с нейротиз-мом Lopes, Salovey, Straus, 2003; Roberts et al. Величина этих корреляций обычно порядка 0. С ЭИ также коррелируют эмпатия и самооценка Matthews et al.
Корреляции между тестами и опросниками на ЭИ обычно низкие или умеренные, в основном такие связи наблюдаются с первой и четвертой «ветвями» иерархической модели, т. Такие корреляции достаточно низки, это заставляет предположить, что эти две модели измерения ЭИ имеют мало общего. Тесты ЭИ в большей степени, чем опросники, позволяют измерять конструкты, явственно отличные от уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов.
Последние данные свидетельствуют также об их инкремент-ной валидности по отношению к способностям и личностным чертам. Остается нерешенной проблема подсчета баллов, хотя в MSCEIT удалось добиться соответствия результатов подсчета, основанных на консенсусе и на оценках экспертов. Можно предположить, что оба метода приводят к оценке не эмоциональных способностей испытуемых, но их конформности по отношению к социальным нормам, так как суждения экспертов и обычных людей, возможно, выносятся под влиянием этих норм Zeidner, Matthews, Roberts, 2001.
Также остается неясно, как конструкт ЭИ соотносится с другими способностями, описанными в психологии. Теоретический анализ понятия эмоционального интеллекта Теория ЭИ должна способствовать достижению ряда целей. Во-вторых, она должна способствовать сближению или изменению разных под- ходов к измерению ЭИ.
В-третьих, она должна объяснить, как связаны индивидуальные различия в ЭИ с адаптацией.
Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время.
Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма.
В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам.
Что такое эмоциональный интеллект
- 12 составляющих эмоционального интеллекта
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Эмоциональный интеллект — Википедия с видео // WIKI 2
- Эмоциональный интеллект – эмоциональная зрелость
- Эмоциональный интеллект
EQ: постройте карьеру на чувствах
- 8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
- Популярное в блоге
- Что есть что: разберемся с понятиями
- Развиваем эмоциональный интеллект: 7 шагов
Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
Эмоциональный интеллект ЭИ — это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Определение близкое к традиционным аспектам интеллекта, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. Эмоциональный интеллект состоит из 4 основных компонентов: 1. Восприятие и идентификация эмоций; 2. Использование эмоций в решении задач; 3. Понимание и анализ эмоций; 4. Управление своими эмоциями и эмоциями других людей.
Такое желание вполне обоснованно, как и, впрочем, то, что мы не всегда можем реагировать рационально. Однако без эмоций мы перестанем быть теми, кто мы есть, и лишимся в буквальном смысле половины всего того, что имеем. Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта Перечитали книгу Адель Линн «Сила эмоционального интеллекта. Как его развивать для работы и в жизни» и рассказали о еще нескольких рекомендациях, которые помогут найти баланс между чувствами и разумом. Из чего состоит эмоциональный интеллект Все мы хоть раз слышали о том, что эмоциями можно управлять, но так и не разобрались до конца, как именно и что конкретно нужно развивать, чтобы этому научиться. Однако существует модель эмоционального интеллекта, которая включает в себя 5 важных компонентов: самосознание и самоконтроль, эмпатия, цели и видение, социальность, личное влияние. Самосознание и самоконтроль ответственны за то, как мы понимаем и интерпретируем свои чувства и эмоции. Эмпатия проявляется как способность сопереживать, вставать на место другого и понимать чувства собеседника. Благодаря целям и видению мы отстаиваем личные границы и не выходим за рамки собственных ценностей. Компонент социальности, если он развит, позволяет налаживать контакты с людьми, сглаживать углы и правильно демонстрировать людям свои намерения. Личное влияние — это наша способность вдохновлять, мотивировать и побуждать людей следовать за нами. Первые три пункта относятся исключительно к тому, что происходит у нас внутри, когда мы оказываемся наедине со своими чувствами и мыслями или же в определенных социальных ситуациях. Другие два — это внешние компоненты, которые тесно связаны с окружением и нашими социальными контактами. Все эти составляющие важны для комплексного развития эмоционального интеллекта, однако самую важную роль играют самосознание и самоконтроль. Благодаря им мы можем, например, проанализировать ситуацию после конфликта, понять, где мы были неправы, и прийти к другому человеку, чтобы наладить отношения. Или же проанализировать свою реакцию, которая, может, и не проявилась внешне, но явно оказала влияние на наше самочувствие. Иначе говоря, чем лучше у вас развито самосознание и самоконтроль, тем больше мы склонны к рефлексии и управлению собственными эмоциями. Поэтому, прежде чем начинать развивать навык эмпатии или учиться общаться с людьми так, чтобы никого не обидеть, нужно разобраться в том, насколько хорошо вы умеете понимать свой внутренний мир и его внешние проявления. И вот как это можно сделать. Наблюдайте Когда мы рефлексируем, мы метафорически отстраняемся от ситуации и смотрим на нее со стороны. Так поступают наставники — люди, которые не являются частью игры, но активно за ней наблюдают, для того чтобы увидеть проблемные зоны и предложить варианты, как их устранить. Поэтому первое, что вам необходимо сделать, — это позволить вашему наставнику участвовать во всем, что с вами происходит. Можете представить, например, самый яркий конфликт в вашей жизни и посмотреть на него со стороны. Как вы выглядите? Какую позу занимаете? Какие эмоции проявляются на вашем лице? После того как вы от и до изучите себя, переключитесь на окружающих. Как они ведут себя? Как они реагируют на ваши слова? Какие эмоции демонстрируют?
Ты умеешь делать паузы, когда это необходимо, и контролировать свои импульсы. Ты думаешь, прежде чем действовать, и учитываешь последствия. Это также означает, что ты умеешь снимать напряжение, управлять конфликтами, справляться с трудными сценариями и адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Все дело в том, чтобы пробудить ту часть себя, которая помогает управлять эмоциями. Мотивация Если ты внутренне мотивирован, то у тебя есть жажда личного развития. Как бы ни выглядела твоя версия успеха, ты в высшей степени мотивирован на успех. Тебя вдохновляет достижение целей, потому что это помогает тебе расти как личности, а не делать это ради внешних вознаграждений, таких как деньги, слава, статус или признание. Эмпатия Если ты эмпатичен, то находишься на здоровом уровне самозаинтересованности - но не эгоцентризма. В разговоре ты можешь понять, откуда кто-то пришел. Даже если точный сценарий не происходил с тобой, ты можешь использовать свой жизненный опыт, чтобы представить, как это может ощущаться, и сочувствовать тому, что они переживают. Ты не спеши судить других и осознаешь, что все мы просто делаем лучшее, что можем, в тех обстоятельствах, которые нам даны. Когда мы знаем лучше, мы делаем лучше. Социальные навыки Если ты развил свои социальные навыки, то ты умело работаешь в команде. Ты осознаешь других людей и их потребности в разговоре или при разрешении конфликта. Ты приветлив в разговоре, используешь активное слушание, зрительный контакт, навыки вербального общения и открытый язык тела. Ты знаешь, как развить раппорт с другими людьми или выразить лидерство, если того требует случай. Почему важен эмоциональный интеллект? Люди являются социальными животными - мы созданы для связи. Чем больше мы можем строить позитивные отношения и развивать кооперативные связи, тем более обогащенной может быть наша жизнь. Неудивительно, что исследования показали корреляцию между более высоким EQ и счастьем. Но даже когда становится тяжело, эквалайзер может помочь нам и в этом.
Управление стрессом Научитесь управлять своим стрессом и эмоциональным напряжением. Попробуйте техники релаксации, такие как глубокое дыхание, йога или прогулки на свежем воздухе. Это поможет вам справиться с эмоциональным давлением и сохранить спокойствие в сложных ситуациях. Развитие коммуникативных навыков Улучшите свои коммуникативные навыки, чтобы лучше выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей. Практикуйте активное слушание, задавайте открытые вопросы и учитеся выражать свои мысли и чувства ясно и уважительно. Эти техники и упражнения помогут вам развить свой эмоциональный интеллект и стать более эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Преимущества развития эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта имеет множество преимуществ и может положительно повлиять на различные аспекты вашей жизни. Вот некоторые из них: Улучшение отношений с другими людьми Развитие эмоционального интеллекта помогает вам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других людей. Это позволяет вам лучше коммуницировать, устанавливать глубокие и более качественные отношения с другими людьми. Успешное руководство и лидерство Лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно более успешны в своей работе. Они способны эффективно управлять своими эмоциями и эмоциями своей команды, принимать обоснованные решения и вести людей к достижению общих целей. Улучшение самоуправления Развитие эмоционального интеллекта помогает вам лучше понимать свои эмоции и реагировать на них адекватно. Вы научитесь контролировать свои эмоции, избегать негативных реакций и принимать решения на основе разума, а не эмоций. Успешное управление стрессом Люди с развитым эмоциональным интеллектом лучше справляются со стрессом и адаптируются к изменчивым ситуациям. Они умеют эффективно управлять своим эмоциональным давлением и сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Эти преимущества развития эмоционального интеллекта помогут вам стать более эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Применение эмоционального интеллекта в жизни Эмоциональный интеллект играет важную роль в нашей повседневной жизни и может быть применен в различных сферах. Вот несколько примеров, как можно использовать эмоциональный интеллект для достижения успеха и благополучия: В личных отношениях Эмоциональный интеллект помогает нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других людей. Это позволяет нам строить более глубокие и качественные отношения с партнерами, друзьями и семьей. Мы можем лучше выражать свои чувства, быть более эмпатичными и понимающими, а также эффективно решать конфликты и проблемы. В работе и карьере Эмоциональный интеллект является важным навыком для успешной карьеры. Умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей помогает нам лучше справляться со стрессом, принимать решения, устанавливать эффективные коммуникационные связи и лидировать. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно более мотивированы, адаптивны и успешны в своей работе. В управлении эмоциональным состоянием Эмоциональный интеллект помогает нам управлять своим эмоциональным состоянием и сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Мы можем развить навыки саморегуляции, управления стрессом и улучшения настроения. Это позволяет нам быть более эффективными, продуктивными и счастливыми в повседневной жизни. В принятии решений Эмоциональный интеллект помогает нам принимать более осознанные и эмоционально умные решения. Мы можем учитывать свои эмоции и интуицию, а также анализировать эмоциональные аспекты проблемы или ситуации. Это позволяет нам принимать более сбалансированные и успешные решения в различных сферах жизни. В целом, эмоциональный интеллект является важным навыком, который помогает нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
В некоторых случаях эмоциональный интеллект человека (EQ) может быть гораздо важнее коэффициента интеллекта (IQ). Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится.
Полное руководство по эмоциональному интеллекту
Кошка никогда не подойдет к вам за лаской, если вы агрессивны. Собака удивительным образом понимает, когда вы чем-то расстроены и спешит утешить. Кроме того, «нашкодившее» животное всегда понимает вашу реакцию. Достоверный факт, что наши домашние любимцы считывают информацию о наших эмоциях. Ваша интонация, мельчайшая мимика, движения — все это помогает им правильно сосуществовать с вами и достигать нужных целей ласка, еда, прогулка, игра.
Похожим образом с нами взаимодействуют и дети на самом раннем этапе развития. Например, швейцарский профессор, занимающийся тематикой именно детского ЭИ, Давиде Антогназа Davide Antognazza , говорит, что развитие эмоционального интеллекта с раннего детства позволяет осознавать свои эмоции и управлять ими. Это полезное знание о себе, способность говорить о своем эмоциональном состоянии — может помочь детям лучше адаптироваться в социуме. В животном мире именно эти внешние признаки, основанные на ЭИ, помогают выживать и «общаться» с сородичами внутри вида.
Вспоминая о нашем «обезьяньем» происхождении, становится понятно, что и человеку даны эмоции не просто так. В процессе эволюции мы слишком увлеклись развитием технологий, машин, сложных теорий и концепций, что совсем забыли о самых простых, но не менее эффективных инструментах, подаренных нам природой. Представьте, насколько проще было бы вам в жизни и работе, если бы вы могли безошибочно распознавать состояние другого человека по мельчайшим внешним признакам, умели бы переводить его в нужное вам состояние или управлять своим настроением? Скольких семейных конфликтов можно было бы избежать!
А как просто было бы идти по карьерной лестнице и управлять коллективом на работе? На самом деле на каком-то уровне каждый из нас с рождения обладает эмоциональным интеллектом. Уровень этот разный и зависит от многих факторов. Впрочем, как и уровень обычного интеллекта.
Семья, окружение, школа, страна, книги — все это оказывает свое влияние на развитие эмоционального интеллекта. Хорошая новость, что даже если ваш природный уровень не слишком высок, его можно повысить с помощью обучения и тренировок. Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! Согласно научной концепции, разработанной Дж.
Мейером, П. Сэловей и Д.
В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта: Самосознание — способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны; Саморегуляция — способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса.
Мотивация — способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу. Эмпатия — способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место. Социальные навыки — способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их.
Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта.
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способен улучшить академические и профессиональные достижения. Сегодня термин эмоциональный интеллект является синонимом успеха в сфере бизнеса и учебы. Тем не менее, его преимущества не ограничиваются достижениями только в профессиональной сфере или в сфере бизнеса. Эмоциональный интеллект может существенно улучшить качество жизни и сделать ее более приятной. Но прежде чем мы сможем понять преимущества эмоционального интеллекта и способы его использования, будет полезно получить более глубокое представление о тех качествах, которые эмоциональный интеллект привносит в нашу жизнь. В своих работах «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше чем IQ? Это качество выявляет уверенность, которая отличается от излишней самоуверенности или проявлений низкой самооценки, находящейся на другом конце этого спектра. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, легче справляются с критикой, а также могут использовать его, чтобы лучше понять и улучшить свою жизнь.
Быть поглощенным чувствами означает впасть в детство. Эмоционально зрелый человек может сдерживать и контролировать свои чувства и эмоции должным образом в соответствующей ситуации.
Дэниел Гоулман и его коллега Ричард Бояцис предпочитают использовать термин «ЭИ», который они подразделяют на четыре сферы: самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями. Все вместе эти сферы включают в себя двенадцать компетенций ЭИ, которые означают развиваемые умения и навыки, отвечающие за блестящую работу в качестве лидера см. Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания. К примеру, если бы Эстер обладала навыком управления конфликтами, она бы умела давать людям негативную обратную связь.
А если бы у нее был хорошо развит навык влиятельности, она бы даже хотела дать эту негативную обратную связь, чтобы направить работу своих сотрудников в нужной русло и помочь им развиваться. Представим, к примеру, что у Эстер есть коллега, который ведет себя самонадеянно и резко.
Пять составляющих эмоционального интеллекта.
Структура эмоционального интеллекта так же, как и этого теста состоит из 15-ти компонентов: адаптивности, самоутверждения, эмоционального восприятия, выражения эмоций, решения проблем, саморегуляции, контроля импульсов, межличностных отношений, самоуважения. По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. Говорим о том, что такое эмоциональный интеллект: книга Гоулмана, измерение эмоционального интеллекта, модели эмоционального интеллекта.
История понятия
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким?
- Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
- Эмоциональный интеллект — Википедия